Что важнее декрет или кодекс

Обновлено: 05.05.2024

Правовые нормы - это набор норм, установленных властью, закрепленной за определенными учреждениями государством. регулировать и организовывать функционирование общества. Самым известным типом правовых

Содержание:

Правовые нормы - это набор норм, установленных властью, закрепленной за определенными учреждениями государством. регулировать и организовывать функционирование общества. Самым известным типом правовых норм является закон, но в дополнение к нему нет ничего странного в том, чтобы слышать о других типах норм и правил, таких как указы.

Людям за пределами юридического мира иногда бывает трудно провести различие между этими двумя концепциями. Поэтому в этой статье мы представляем вам основные различия между законом и указом.

  • Статья по теме: "5 различий между законом и нормой"

Анализируя обе концепции

Прежде чем устанавливать различия между законом и декретом, мы рассмотрим краткое определение каждого из них, чтобы понять их концепцию и в качестве основного введения в их различия.

Мы понимаем под законом тип обязательной правовой нормы, направленной на регулирование действий людей в обществе. Закон устанавливает совокупность обязанностей и прав всех граждан в целом, без исключений, а несоблюдение влечет за собой санкции, даже если это происходит по незнанию. Это тип юридической нормы высшего ранга, являющейся абсолютной. Законы поддерживаются и ратифицируются законодательным органом, для чего требуется одобрение Конгресса.

Что касается указа, то речь идет о другой тип правовой нормы, которая обычно устанавливает способ применения закона, как правило, разрабатывает регламент. Это подтип правовой нормы, с которой он также является обязательным, хотя он может быть изменен и фактически должен делать это в соответствии с действующим законодательством.

Разработка указов обычно связана с настоятельной необходимостью срочно урегулировать определенную ситуацию. Правительство отвечает за его подготовку и реализацию. Если указ хочет стать законом, он должен быть ратифицирован Конгрессом.

Основные различия между законом и указом

Закон и указ имеют несколько общих черт, как мы можем заключить из их определения. Однако также можно наблюдать существование больших различий, которые мы проанализируем ниже.

1. Тело или сила, которые его выдают.

Один из моментов, в которых закон и декрет различаются, - это тип органа или власти, которые издают или диктуют его, что, в свою очередь, заставляет их представлять другие отличительные характеристики. Закон всегда будет разработан и ратифицирован законодательной властью.. Однако в случае указа он предлагается и применяется исполнительной властью (то есть правительством).

2. Содержание

Хотя основная цель обеих концепций состоит в том, чтобы управлять поведением и функционированием общества и управлять им, правда в том, что закон и декрет, как правило, немного отличаются по своему содержанию. В то время как закон устанавливает, что следует или не следует делать, в постановлении указывается, как это следует делать.

Указ направлен на разрешение неотложной ситуации. и установить, как действовать, а также нормы и правила, которым нужно следовать в указанной ситуации (их можно рассматривать как регулирование).

3. Уровень обобщения

Законы издаются с целью управления и организации действий общества в целом, влияя на различные ситуации и действия. Однако указ разработан для решения конкретной ситуации, которую необходимо быстро разрешить.

4. Иерархическая организация

Закон и декрет, как правовые нормы, должны соблюдаться и являются обязательными. Однако они не поддерживают отношения равенства: в иерархии правовых норм мы сначала найдем закон, а сразу после него указы (Если это не декрет-закон, в этом случае он будет иметь тот же статус, что и закон).

Указ никогда не сможет противоречить закону, его придется отменить или изменить в случае его изменения или появления нового закона, противоречащего указу.

5. Стабильность или временность

Точно так же, хотя и законы, и указы могут быть изменены, они имеют разные уровни устойчивости. Постановление обычно носит временный характер, чтобы разрешить ситуацию, которая его порождает. Однако закон это сделано с намерением, чтобы это длилось во времени, требуя для его изменения или отзыва, чтобы другие законы отменили или заменили его.

В трудовом кодексе нет такого понятия, как декретный отпуск. Этим выражением обычно называют два разных отпуска: отпуск по беременности и родам (БиР) и отпуск по уходу за ребёнком (УзР), который оформляется сразу после окончания отпуска по БиР. Разберёмся, когда женщине пора уходить в декрет и какие документы для этого потребуются.

Оформление и особенности декретного отпуска

Декретный отпуск – это освобождение беременной женщины от работы для подготовки к родам. Право на отпуск по беременности и родам гарантировано Трудовым кодексом. В законе прописаны сроки, когда женщина может уйти в декрет. Он полагается только официально работающим женщинам. За всё время пребывания в декрете трудовой стаж сохраняется. Отпуск может оформить беременная женщина, предъявив на работе листок нетрудоспособности:

  • при одноплодной беременности – в 30 недель,
  • при многоплодной беременности – в 28 недель.

Заявление на отпуск по БиР можно написать от руки или распечатать, потом его следует подписать и отнести в бухгалтерию вместе с листком нетрудоспособности. Если больничный лист электронный, то женщине выдадут корешок, который необходимо предоставить в бухгалтерию.

Отпуск по БиР составляет от 140 дней до 200 дней в зависимости от разных факторов. Сразу же по окончанию этого отпуска женщина может получить второй отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 1,5 или 3-хлетнего возраста. Когда уходить в декрет и как получить оба отпуска, рассмотрим ниже в статье.

Можно ли уйти в декрет раньше

Для всех беременных женщин закон одинаков – они уходят в декрет на 30-й неделе, если беременны одним ребёнком. Но есть исключения, когда женщина может уйти в декрет раньше. К таким случаям относятся:

  • Если женщина ожидает двоих или более детей, то она может уйти в декрет в 28 недель.
  • Преждевременные роды с 22-й по 30-ю неделю дают право на оформление отпуска по БиР с этого дня.
  • Женщины, проживающие в районах с радиационным загрязнением, могут пойти в декретный отпуск за 90 дней до предполагаемых родов.

Если женщина усыновила ребёнка до 3-х месяцев, то она может сразу оформить отпуск по беременности и родам.

Продолжительность декретного отпуска

Отпуск по беременности и родам даётся на определённое количество дней, это зависит от некоторых факторов (осложнения, наличие многоплодной беременности).

Длительность отпуска по беременности и родам

Как проходили роды

Отпуск до родов

Отпуск

после родов

Если женщина проживает в зоне радиационного загрязнения

Родилась двойня или тройня и более детей

К осложнённым относятся роды, в процессе которых произошла сильная кровопотеря. Продлить отпуск по БиР может акушер-гинеколог, принимающий роды. У врачей есть инструкция, согласно которой они могут определить степень тяжести родовой деятельности и, при необходимости, продлить листок нетрудоспособности.

Как рассчитать декретный отпуск

Рассмотрим, как правильно посчитать количество отпускных в отпуске по БиР. Для этого сначала рассчитываем средний заработок за один день, исходя из зарплаты за последние два года. Сумму заработка за 2 года делим на 730 или 731 день (если был високосный год). Если за этот период у женщины были периоды нетрудоспособности, то их в расчётах не учитываем. Затем количество дней отпуска умножаем на значение заработка за один день.

Так будет выглядеть формула для расчёта отпуска по БиР в 2021 году:

ОБР = (Д2019 + Д2020) / 731 × 140,

Д2019 — общая заработная плата за 2019 год;

Д2020 — общая заработная плата за 2020 год;

731 — количество дней за два года;

140 — отпуск по беременности и родам, в случае с одноплодной беременностью и не осложненными родами.

Суммарный заработок за два года должен быть меньше или равен предельной сумме, определённой для начисления страховых взносов. Если сумма больше, то берётся та, которая соответствует базе. Если сумма меньше, то за основу берется значение, соответствующее МРОТ.

Минимальный размер отпускных в этом случае рассчитывается по формуле:

ОБРмин = МРОТ × 24 / 730 × 140;

где: МРОТ — минимальный размер оплаты труда, который соответствует настоящему времени.

Если женщина до беременности работала в другом месте, то она должна представить справку с другого места работы. В этом случае все доходы за два года суммируются, с общей суммы высчитывается средний заработок за один день.

В том случае, когда женщина находится в отпуске по уходу за одним ребёнком и снова уходит в отпуск по беременности и родам, для расчета берут годы, которые предшествовали выходу в отпуск по предыдущей беременности.

Правила оформления декретного отпуска

Как оформить отпуск по беременности и родам

Кому полагается отпуск по БиР:

  • женщинам, которые работают официально и заключили трудовой договор;
  • безработным женщинам, которые состоят на Бирже Труда;
  • студенткам очного отделения;
  • женщинам-военнослужащим и персоналу, работающему в военных учреждениях.

Чтобы оформить отпуск по БиР, женщина должна написать заявление и указать дату (она должна совпадать с датой в больничном листе), с которой она уходит в декретный отпуск. В заявлении нужно указать, чтобы начислили полагающееся пособие.

Кроме листка нетрудоспособности и заявления, в отдел кадров нужно предоставить документы:

  • копию паспорта или иного удостоверения личности;
  • если женщина работала в другом месте, то справку о доходах за 2 года;
  • номер банковской карты для перечисления денег;
  • справку из женской консультации о ранней постановке на учёт.

На основании предоставленного листка нетрудоспособности и заявления, отдел кадров издаёт приказ. С этого дня женщина не ходит на работу, а начинает готовиться к родам.

Отпуск по УзР до 1,5 или 3 лет

Этот отпуск предоставляется после окончания отпуска по беременности и родам. Женщине не нужно выходить на работу, она будет заниматься ребёнком.

Важно! Этим отпуском может воспользоваться не только мать ребёнка, но и отец или бабушка. Например, женщина решила выйти на работу по окончанию отпуска по БиР. Тогда в отпуск по уходу за ребёнком может пойти отец, бабушка или другой член семьи.

Трудовые гарантии для тех, кто сидит в отпуске по УзР:

  • рабочее место сохраняется,
  • ежемесячно выплачивается компенсация,
  • до окончания отпуска не могут уволить.

Также первые 1,5 года отпуска входят в пенсионный стаж. Важно понимать, что отпуск по уходу за ребёнком оформляется 1 раз с указанием, что будет сидеть в отпуске с малышом до 3-х лет. При этом человек, ухаживающий за ребёнком, имеет право выйти из этого отпуска в любой момент, не дожидаясь достижения ребёнком возраста 3-х лет.

Лицо, которое берёт отпуск по УзР, обязано подать заявление своему работодателю также с указанием о выплате ему пособия и компенсации ежемесячно. Заявление следует отнести в отдел кадров по месту работы и представить следующие документы:

  • Свидетельство о рождении ребёнка.
  • Если отпуск оформляет не мама, справку о том, что мама не берёт отпуск по уходу за ребёнком.
  • Приказ отдела кадров о предоставлении отпуска.

Нельзя оформить отпуск по уходу одновременно на двух людей, например, на мать и на отца. На усыновлённых детей распространяется то же правило.

Если лицо, находящееся в отпуске по УзР, решит выйти на работу досрочно, то ему нужно написать заявление работодателю, а работодатель оформляет соответствующий приказ. Выйти из декрета по истечению срока 3-х лет можно без дополнительного приказа.

Отпуск по уходу за ребёнком можно неоднократно прерывать и возобновлять, но для этого каждый раз придётся писать заявление.

Необходимые документы

Образец заявления на декретный отпуск

Шаблоны заявлений на декрет

Продление отпуска по закону – все случаи

Поскольку декретный отпуск состоит из двух разных отпусков, рассмотрим каждый в отдельности. Отпуск по беременности и родам для всех женщин одинаков – 140 дней, при условии, что роды были не тяжёлые и родился один ребёнок. Он продлевается, если должно появиться на свет более одного малыша, если роды тяжёлые или если женщина проживает в районе с высокой радиационной активностью. Других вариантов нет.

Отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет оформляется один раз. Мама (или лицо, которое ухаживает за малышом) сама решает, когда из него выходить. Больше 3-х лет законом не предусмотрено. Но, если у женщины есть причины, чтобы не выходить на работу (например, ребёнок часто болеет или нет места в детском саду) она может обратиться к работодателю. Согласно ст. 128 ТК он может оформить ей отпуск за свой счёт.

По факту это не декрет, и работодатель не обязан его предоставлять, но может пойти на уступки. Срок такого отпуска обговаривается с руководством и указывается в приказе.

Теперь вы можете забыть про работу и снова уделять время ребёнку.

Если работодатель отказывается предоставлять декретный отпуск

Женщинам, которые собираются стать мамой (родить или усыновить ребёнка) на законных основаниях полагается отпуск по беременности и родам на 140 дней (при нормальном течении беременности и одном ребёнке). Перед этим в поликлинике ей должны выдать листок нетрудоспособности, который и является основанием для декретного отпуска.

На основании больничного листка, женщина должна обратиться к работодателю с заявлением, где она просит предоставить ей отпуск по БиР. По месту работы издаётся приказ о предоставлении отпуска. Если работодатель не хочет издавать приказ, значит, должен выдать женщине отказ в письменном виде. С этим отказом она может обратиться в суд или в прокуратуру.

Оформление декрета на других родственников

Отпуск по уходу за ребёнком может взять не только мать ребёнка, но и любой из членов семьи. Если женщина хочет выйти на работу по окончанию отпуска по беременности и родам, то в отпуск по УзР может пойти отец, бабушка или другой член семьи.

Пособия, получаемые во время декрета

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком зависит от разных факторов: работала ли женщина до беременности, есть ли отец и т. п.

Социальный статус

Выплата

Пособие по уходу за ребёнком до 1.5 лет

40% от среднемесячного заработка

7 082,85 руб — на первого, второго, третьего и последующих детей

Пособие на ребёнка, если отец солдат-срочник

Мать, проходящая военную службу по контракту

на первого, второго и последующих детей — 40 процентов среднего заработка, но не менее 7082,85 руб и не более 14 165,70 руб.

Также всем мамам положены единовременные выплаты:

  • единовременное пособие за постановку на учет на ранних сроках беременности – 708,92 руб;
  • единовременное пособие при рождении ребёнка –18 886,32 руб;
  • единовременное пособие беременным жёнам призывников – 29 908,46 рублей;
  • единовременное пособие семьям призывников, у которых уже есть ребёнок – 12 817,91рублей;
  • материнский капитал на 1 ребёнка — 483 881,83 рублей, на второго –

639 431,83 рублей, при рождении третьего — погашение ипотеки в размере 639 431,83 рублей.

На пособие по уходу за ребёнком до 3-х лет могут рассчитывать малообеспеченные категории граждан: одинокие матери, семьи, где ребёнок-инвалид, оба родителя – студенты. Это сумма 40% от среднего заработка, но не менее 7082,85 рублей. Для военнослужащих эта сумма составляет 12 817,91 рубля.

Увольнение в декрете

Если женщина находится в отпуске по уходу за ребёнком, то работодатель может её уволить:

  • по соглашению сторон;
  • по собственному желанию;
  • при ликвидации предприятия или прекращении деятельности ИП.

Любые другие виды увольнения будут незаконными и могут быть оспорены в судебном порядке.

Я вышла из декрета (ребёнку 1г. и 3 мес), но теперь хочу снова ухаживать за сыном. Могу ли я снова вернуться в декрет?

Можете вернуться до наступления ребёнку возраста 3-х лет. Для этого надо известить работодателя, чтобы он издал соответствующий приказ.

Можно ли продлить отпуск по уходу за ребёнком до 3,5 лет?

В целях усиления ответственности как руководителей организаций, так и работников в системе трудовых отношений Декретом № 6 предусматривается обязанность нанимателя при приеме работника на работу в государственные органы, государственные организации или организаций, в уставном фонде которых 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, запрашивать:

• характеристику из государственных организаций, являвшихся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае если таким местом работы являлись несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них

• сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности, которые предоставляются органами внутренних дел бесплатно

1) характеристика является официальным документом, в котором должны быть отражены профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, совершении действий, противоречащих государственным или общественным интересам.

2) увеличен срок, в течение которого должна быть выдана характеристика при поступлении соответствующего запроса с пяти до семи календарных дней

Справочно: Декретом Президента Республики Беларусь № 5 нанимателю предоставлено право при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса.

Нарушение предусмотренного Декретом № 5 (с изменениями, внесенными Декретом № 6) порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей, что может повлечь увольнение руководителя организации и (или) иных ответственных должностных лиц соответственно по пункту 1 статьи 47 или по пункту 7 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.

За указанные виновные деяния, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, соответствующие должностные лица будут нести ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Указанным Законом расширены полномочия нанимателя для отстранения работника от работы. Наниматель получил право отстранять работника от работы в случаях, когда он призывает других работников к прекращению работы без уважительных причин. В этой связи внесены соответствующие дополнения в подпункт 3.4 пункта 3 Декрета № 5.

Также Законом введено новое основание увольнения — нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (пункт 10 статьи 47 ТК). Данное основание предусматривает виновные действия работника и, соответственно, отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения, что закрепляется в подпункте 6.141 пункта 6 Декрета № 5.

Декрет № 6 вступает в силу 24 октября 2021 г.

Новации Декрета № 6:

определены требования к характеристике;

установлены дополнительные требования при приеме на работу в государственные органы, государственные организации и организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (далее – государственные организации);

установлена ответственность за нарушение порядка приема на работу;

дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.

О характеристике

Декретом № 6 закрепляются требования к характеристике и срокам ее выдачи для целей применения Декрета № 5.

Так, под характеристикой понимается официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.

— профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень, другое);

— моральные качества (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, другое);

— участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации;

о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения);

о привлечении работника к материальной ответственности;

о привлечении работника к иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя);

— иные сведения, характеризующие работника.

При направлении характеристики по запросу государственного органа, иной государственной организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которой находится в государственной собственности, дополнительно также отражаются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.

Следует отметить, что Декретом № 5 предусмотрено использование характеристики как при приеме на работу (пункт 11 Декрета № 5), так и при согласовании с местными исполнительными и распорядительными органами назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в течение пяти лет после такого увольнения (пункт 9 Декрета № 5). Соответственно, и в первом, и во втором случае характеристика должна соответствовать требованиям, предусмотренным Декретом № 5 и постановлением № 585.

Кроме того, при выдаче характеристики для целей согласования назначения на руководящие должности (пункт 9 Декрета № 5) также необходимо учитывать требования пункта 5 Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2015 г. № 68.

Характеристика подписывается руководителем организации с указанием даты и заверяется печатью нанимателя (при ее наличии).

Декретом № 6 увеличен срок, в течение которого должна быть выдана характеристика при поступлении соответствующего запроса, с пяти до семи календарных дней со дня получения запроса. В этой связи пятидневный срок, установленный в части третьей статьи 26 Трудового кодекса, не применяется.

Требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.

О дополнительных требованиях при приеме на работу в государственные организации (часть вторая пункта 11 Декрета № 5).

При приеме на работу работника в государственные организации Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

характеристику с предыдущего места его работы;

характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.

Примеры ситуаций с выдачей характеристики:

если в течение предыдущих пяти лет все места работы являлись негосударственными организациями, в том числе организациями с долей собственности государства до 50 процентов, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы;

если в течение этого пятилетнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организациях, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы (в негосударственную организацию) и в государственную организацию;

если все места работы являлись государственными организациями, то наниматель должен запросить одну характеристику с последнего места работы.

Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу в государственную организацию.

Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности в государственных организациях помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Такие сведения предоставляются бесплатно.

Справочно.

Согласно нормам Декрета № 5 под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.

О праве негосударственных организаций запрашивать характеристику с предыдущего места работы.

Обязанность запрашивать характеристику при приеме на работу для организаций частной формы собственности Декретом № 6 не предусмотрена. Как и прежде, за такими нанимателями осталось право при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы (часть первая пункта 11 Декрета № 5, часть третья статьи 26 Трудового кодекса).

О получении сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях (ЕГБДП)

Предоставление органами внутренних дел сведений о правонарушениях нанимателям при приеме на работу работника в государственные организации без согласия физических лиц не предусмотрено.

Следовательно, наниматель должен получить согласие физического лица (кандидата на руководящую должность) на предоставление сведений из ЕГБДП.

В соответствии с частью пятой статьи 12 Закона предоставление сведений о правонарушениях осуществляется на основании письменного запроса либо запроса в виде электронного документа государственной организации с приложением согласия физического лица, о котором запрашиваются сведения, на предоставление этих сведений либо электронного документа, подтверждающего наличие такого согласия, кроме случаев, предусмотренных Законом и иными законодательными актами, когда предоставление сведений о правонарушениях осуществляется без их согласия. Согласие может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме с учетом требований законодательства о персональных данных.

Согласно пунктам 123 и 126 Положения о порядке
функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2021 г. № 523), запросы о наличии (отсутствии) сведений о правонарушениях, хранящихся в ЕГБДП, в отношении проверяемого физического лица оформляются по форме согласно приложению 18 к Положению, а согласие физического лица на предоставление этих сведений — по форме согласно приложению 20 к Положению.

Об ответственности за нарушение порядка приема на работу

В пункте 12 Декрета № 5 (в редакции Декрета № 6) установлено, что:

нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей;

виновные деяния должностных лиц по вышеуказанному грубому нарушению трудовых обязанностей, повлекшие причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – Уголовный кодекс).

В этой связи факт нарушения порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, предусмотренных Декретом № 5, является основанием для увольнения:

в отношении руководителя организации (ее обособленного подразделения), его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя – по пункту 1 части первой статьи 47 Трудового кодекса. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка расторжения трудового договора, предусмотренного статьями 199-201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета № 5;

в отношении иных работников, ответственных за соблюдение порядка приема на работу и выдачу характеристик, — по пункту 7 статьи 42 Трудового кодекса за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемого таковым в соответствии с законодательными актами. Увольнение по данному основанию осуществляется с соблюдением порядка и условий расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, предусмотренного статьями 43, 46, 199-201, пунктом 4 части первой статьи 198 Трудового кодекса, а также пунктом 7 Декрета № 5.

Понятие должностных лиц (часть вторая пункта 12 Декрета № 5) рассматривается применительно к терминам, употребляемым в Уголовном кодексе.

Справочно:

В соответствии с частью четвертой статьи 4 Уголовного кодекса под должностными лицами понимаются:

1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

4) должностные лица иностранных государств, то есть лица, наделенные в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств полномочиями, аналогичными указанным в пунктах 1 — 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса, включая третейских судей и присяжных заседателей, а равно должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

О дополнении перечня дискредитирующих обстоятельств увольнения

Законом от 28 мая 2021 г. статья 47 Трудового кодекса дополнена новым основанием увольнения – нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных (пункт 10 части первой статьи 47 Трудового кодекса). Данное основание является мерой дисциплинарного взыскания, в связи с чем оно отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения. Соответствующее дополнение внесено в пункт 6 Декрета № 5 (подпункт 6.14 1 ).

Указанное основание увольнения применяется без учета порядка и условий, установленных статьями 43 и 46 Трудового кодекса при увольнении по инициативе нанимателя, но с соблюдением требований главы 14 Трудового кодекса и пункта 7 Декрета № 5.

Справочно:

Пункт 7 Декрета № 5 предусматривает проведение проверки допущенных работником нарушений, результаты которой следует оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника. При этом указанные акты (служебные записки) и объяснения подлежат хранению в организации не менее пяти лет.

О приведении Декрета № 5 в соответствие с Трудовым кодексом

Подпункт 3.4 пункта 3 Декрета № 5 дополнен нормой, предоставляющей право руководителю организации (нанимателю) незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.

Такое право на отстранение работника от работы закреплено в статье 49 Трудового кодекса с 30 июня 2021 г. в связи с вступлением в силу Закона от 28 мая 2021 г.

Кроме того, определены пределы отстранения работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, путем уточнения подпункта 3.4 пункта 3 Декрета № 5 – до устранения нарушений. Внесенное уточнение означает, что допуск работника к работе в таком случае возможен тогда, когда отпали обстоятельства (причины), послужившие основанием для отстранения работника от работы в виде нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины.

Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица с указанием причины отстранения от работы.


Декретный отпуск в самом обычном его понимании у большинства людей подразумевает сразу несколько периодов, связанных с материнством: отпуск по беременности и родам, плавно переходящий в отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или трехлетнего возраста.

Декрет является социальной гарантией для работающих женщин и временем когда будущая мама может подготовиться к родам, а после рождения малыша восстановить силы и позаботиться о ребенке.

В данной статье постараемся разобраться насколько социальная гарантия в виде декретного отпуска доступна для женщин, являющихся гражданами иного государства.

Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется ФЗ РФ № 115-ФЗ от 25.07.2002.

  • Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
  • Временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешении на временное проживание.
  • Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Основные вопросы, связанные с предоставлением декретного отпуска, регулирует статья 255 российского Трудового кодекса, согласно которому иностранные работники в России имеют такие же гарантии, как и граждане РФ.

Иностранные граждане имеют право на получение пособия по беременности и родам, если они являются постоянно или временно проживающими на территории РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее — Закон № 255-ФЗ). Причем вторые должны подлежать обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Однако есть исключение для граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз (граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении), которые работают в России по трудовым договорам, пособие по беременности и родам выплачивается по российскому законодательству за счет средств ФСС России. Ведь граждане этих государств имеют право на социальное обеспечение на тех же условиях, что и граждане России (п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе). А социальное обеспечение включает в себя в том числе страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (абз. 9 п. 5 ст. 96 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Таким образом, граждане государств, входящих в Евразийский экономический союз, работающие в России по трудовым договорам, являются застрахованными лицами независимо от статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие).

Виды пособий связанные с материнством

Установлены в ФЗ РФ № 81-ФЗ от 19.05.1995, ФЗ РФ № 255-ФЗ от 29.12.2006 и Приказе Минздравсоцразвития РФ № 1012н от 23.12.2009.

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

На пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, имеют право только женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, т. е. работающие.

Таким образом, если мать ребенка — иностранный гражданин с разрешением на временное проживание и подлежит обязательному социальному страхованию, то все виды пособий связанных с материнством она получит через своего работодателя, а в тех регионах, где пособия выплачивают по пилотному проекту, документы она сдаст работодателю, а выплаты будет производить уже ФСС.

Работодатель назначает пособия по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы (ст. 15 ФЗ РФ № 255-ФЗ от 29.12.2006). Не имеет значения, по какому договору трудится иностранец. Это может быть трудовой (срочный и бессрочный) договор.

Перечень документов, предъявляемых работодателю беременной гражданкой другого государства, аналогичен тому, который предоставляет претендующая на декретный отпуск россиянка. Главное: чтобы иностранка могла подтвердить свой миграционный статус.

Так как же оформляется декрет

Женщинам по их заявлению и на основании листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам. Продолжительность этих отпусков составляет (ч. 1 ст. 255 ТК РФ, п.п. 46 и 51 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н):

  • 140 календарных дней (70 дней до родов и 70 дней после них) — по общему правилу;
  • 194 календарных дня (84 дня до родов и 110 дней после них) — при рождении двух и более детей;
  • 156 календарных дней (70 дней до родов и 86 дней после них) — при осложненных родах;
  • 160 календарных дней (90 дней до родов и 70 дней после них) — в случае, если женщина проживает (работает) в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

За время этого отпуска женщине выплачивается соответствующее пособие за счет средств ФСС России.

Порядок оформления отпуска по беременности и родам для работодателя состоит из следующей последовательности действий:

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам определяется исходя из среднего заработка за расчетный период, то есть два календарных года, предшествующих году, в котором начинается декретный отпуск. При этом в состав среднего заработка включаются только те выплаты, на которые начислены взносы в ФСС России (ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Важно! Выплаты в пользу лиц с миграционным статусом временно пребывающих, облагаются взносами в ФСС России с 1 января 2015 года (ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Федеральный закон от 01.12.2014 № 407-ФЗ). До указанной даты выплаты таким лицам взносами в ФСС России не облагались. Если у иностранки нет подтверждения заработка за прошлые периоды работы, то рассчитать пособие нужно исходя из МРОТ.

При трудоустройстве мигрантов на работу нужно помнить, что их права защищены российским законодательством. Попытка отказать отказать иностранцу в предоставлении положенного отпуска и выплате декретных может грозить серьезными последствиями. Поэтому необходимо знать особенности взаимоотношений с мигрантами и соблюдать требования закона.

Фото: Сергей Фомин/Global Look Press

Оглавление:

Цели амнистии

Большое число гаражно-строительных кооперативов было возведено еще в советское время или до введения современного градостроительного регулирования (до 2005 года). Поэтому их правовой статус в действующем законодательстве отсутствует. Такие объекты нельзя назвать самовольными постройками, часто на них утеряны правоустанавливающие документы, поэтому оформлению (в том числе земельных участков) мешает правовая неопределенность, а граждане не могут противостоять их сносу, оформить в собственность, продать или передать по наследству.

Закон направлен на регулирование правового статуса таких машино-мест и деятельности гаражных или гаражно-строительных кооперативов, в том числе в целях безопасности обслуживания. Также необходимо приведение к современным нормам права на объекты гаражного назначения и земельные участки под ними, считают авторы документа.

«Гаражная амнистия» распространяется на объекты, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса

Какие гаражи подпадают под амнистию

Льготы для инвалидов

Для инвалидов предусмотрено исключение — им позволят размещать некапитальные сооружения, для них такая услуга будет бесплатна. Для этого органы местного самоуправления должны утвердить схему размещения таких гаражных объектов.

Снос гаражей в районе Печатники на месте будущего строительства участка Юго-Восточной хорды

Снос гаражей в районе Печатники на месте будущего строительства участка Юго-Восточной хорды (Фото: Виктория Вотоновская/ТАСС )

Риски владельцев гаражей

— На практике существуют сложности при госрегистрации прав на гаражи и на стоящие отдельно от иной недвижимости земельные участки под ними или необходимые исключительно для их строительства.

В случае если такие права не зарегистрировать, имеется риск того, что эти строения станут рассматриваться как самовольные и будут снесены органами местной власти, а земельный участок изъят либо государством, либо внезапно возникшими прежними собственниками.

Обычно регистрация прав на землю, предназначенную для гаражного строительства, не предполагает сложности, если такая земля изначально приобретается в собственность. В таком случае оформление земли производится в общем порядке через обращение действующего и будущего собственников в Росреестр напрямую или через МФЦ.

Если прежний собственник участка неизвестен, оформить право на землю под постройку гаража можно путем приобретательной давности, что хотя и проблематично, но реально. В этом случае необходимо в течение 15 лет непрерывно, открыто и добросовестно владеть участком как своим собственным.

В подобных ситуациях после приобретения участка построить и оформить права на гараж достаточно легко, поскольку Градостроительный кодекс не требует для этого получения разрешения на строительство, если гараж не планируется использовать для занятия бизнесом.

Намного сложнее обратная ситуация, при которой собственность на землю изначально принадлежит государству при наличии у потенциального покупателя права на владение уже построенным гаражом как строением. В нынешней ситуации получить в этом случае собственность на землю практически нереально, поскольку у владельцев, как правило, нет никаких документов, подтверждающих его права. Сложность связана с тем, что сам статус гаражей в законодательстве является достаточно неопределенным.

С 1 сентября 2021 года граждане смогут бесплатно приобрести гараж и участок под ним в собственность при предоставлении любых доказательств владения гаражом (например, документов о членстве в гаражном кооперативе). Однако закон не затронет гаражи, которые невозможно признать капитальным строением, в связи с чем перед оформлением прав необходимо будет проводить соответствующую проверку.

Как оформить гараж в собственность

Амнистия подразумевает упрощенный порядок оформления собственности на гаражи и землю под ними. Заявление на регистрацию и участка, и гаража должен будет подать орган местного самоуправления, при этом госпошлину платить не нужно.

Для оформления прав собственности достаточно предоставить документ о предоставлении или выделении гражданину земельного участка. В случае отсутствия у гражданина этого документа к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:

  • заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса о подключении гаража к сетям или договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, счета по оплате коммунальных услуг;
  • документ государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года, в котором имеются указания на правообладателя гаража и на год его постройки.

Также в подтверждение собственности можно будет предоставить следующие документы:

  • документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей;
  • документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям;
  • решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) указанного земельного участка либо иной документ, либо документ об оплате паевых взносов кооперативу;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель.

Кадастровая оценка

Закон наделяет региональные власти и муниципалитеты полномочиями по обеспечению выполнения кадастровых работ в отношении объектов, подпадающих под гаражную амнистию. Это позволит снизить финансовую нагрузку на население, пояснили в Росреестре.

Читайте также: