Что в личном деле осужденного

Обновлено: 02.07.2024

Ведение личных дел работников в государственных и муниципальных учреждениях необязательно. Исключения установлены только для определенных категорий работников: гражданских и муниципальных служащих, прокурорских работников, сотрудников ОВД и др. Но поскольку такая форма сбора информации о работниках очень удобна, многие организации (в том числе коммерческие) ее применяют. Как формировать личные дела работников? Какие документы туда включать? Какие из них должны быть в оригиналах, а какие в копиях? Нужно ли дела прошивать? Как их хранить и сколько? На эти вопросы вы найдете ответы в данной публикации.

Определение

Итак, что же такое личное дело? В Методических рекомендациях по работе с документами по личному составу в государственных и муниципальных архивах, архивах организаций (разработаны ВНИИДАД) (далее – Рекомендации) личное дело определяется как систематизированный комплекс персональных и первичных учетных документов, характеризующих трудовую деятельность конкретного работника.

Какие документы включать в личное дело?

Сразу отметим, что не включаются в личное дело трудовая книжка и личная карточка, так как эти обязательные документы подлежат отдельному хранению в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

Не будем называть все документы, которые должны включаться в личные дела госслужащих и перечислены в Положении, поскольку многие из них имеют отношение только к прохождению государственной службы (например, заявление о приеме на работу, справка о доходах, документы о включении служащего в кадровый резерв). С учетом Положения приведем приблизительный максимальный перечень, который подойдет для государственных и муниципальных учреждений.

№ п/п

Наименование документа

Анкета, заполненная работником при приеме на работу

Экземпляр трудового договора

Копии документов, подтверждающих право работника на налоговые вычеты, например свидетельства о рождении ребенка

Копии документов об установлении инвалидности и ограничении способности к трудовой деятельности

Копии документов об образовании и о квалификации, документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального обучения, документов о присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются)

Копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу)

Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ

Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования*

Копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан

Медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на работу (в случаях установленных законодательством), о прохождении обязательных медицинских осмотров

Экземпляр трудового договора, а также экземпляры письменных дополнительных соглашений, которыми оформляются изменения и дополнения, внесенные в трудовой договор

Экземпляр договора о полной материальной ответственности

Копии приказов (о приеме на работу, переводах, поощрении, применении и снятии дисциплинарных взысканий, увольнении и иных)

Документы о прохождении аттестации

Докладные и объяснительные записки

Документы, связанные с оформлением допуска к работе с персональными данными, со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну

* В связи с изменениями в пенсионном законодательстве вместо свидетельства будет предоставляться другой документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в электронном виде (ст. 65 ТК РФ).

К личному делу могут приобщаться и иные документы.

Отметим, что оригиналы приказов хранятся отдельно. Что касается трудовых договоров, они также могут храниться отдельно, а в личное дело тогда помещают только копию. Все зависит от кадрового документооборота в конкретной организации.

Как правило, в личное дело не включаются документы временного хранения: справки с места жительства, справки о состоянии здоровья и т. д. Но поскольку обязательных требований нет, вопрос о том, какие документы включать в личное дело, решает работодатель в зависимости от специфики работы учреждения.

Как оформляются личные дела?

Титульным листом личного дела является обложка папки. Оформить обложку можно, например, так:

Датой начала личного дела является дата приказа о приеме на работу, а датой окончания – дата приказа об увольнении. Номер дела изначально устанавливается в журнале регистрации личных дел, где они обычно нумеруются валовым порядком или с использованием индексов для разных категорий работников. Индекс и номер дела для удобства поиска можно проставить на корешке папки личного дела.

Документы помещаются или подшиваются при помощи иглы и нитки в папку в хронологическом порядке.

Личные дела служащих в соответствии с Положением брошюруются. В силу ГОСТ Р 21.1101-2013, утвержденного Приказом Росстандарта от 11.06.2013 № 156-ст под брошюровкой понимается размещение материалов проектной документации на бумажном носителе в переплетах или в твердых папках с легкоразъемными креплениями (замками). Наиболее удобным способом формирования документов в личное дело, считаем, будет именно брошюрирование в папки с разъемными креплениями, а не прошивание.

Согласно Рекомендациям недопустимо создание так называемых нарядов личных дел, когда несколько личных дел сшиваются в одно, при этом нарушаются общие признаки формирования дел и порядок работы с документами ограниченного доступа.

В личное дело обязательно вкладывается внутренняя опись. Приведем пример бланка:

ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ
документов ед. хр. № ______________

Номера листов дела

Итого ___________________________________ документов.
(цифрами и прописью)

Количество листов внутренней описи __________________________.
(цифрами и прописью)

Наименование должности лица,
составившего внутреннюю опись
документов дела

В конце дела помещают лист-заверитель. Он составляется с целью учета количества листов в деле и особенностей их нумерации. Лист-заверитель может составляться по форме, установленной Основными правилами работы архивов организаций (одобрены Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002).

Лист-заверитель составляется на отдельном листе, который помещается за последним документом дела. Его также можно приклеить на внутреннюю сторону обложки дела.

Как осуществляется ведение и хранение личных дел?

Личное дело ведется в течение всего периода работы каждого сотрудника. Ведение предусматривает:

внесение записей в опись;

помещение документов по мере их поступления в хронологическом порядке;

изъятие документов с устаревшими сведениями (например, справок).

Кроме этого, личное дело в случае необходимости может передаваться другим лицам, имеющим доступ к персональным данным работников. На выданное дело заводят карточку-заместитель. На ней указывают, когда, куда и кому выдано личное дело. Лица, получившие личное дело, расписываются в карточке-заместителе. При возвращении дела в ней проставляют дату возврата. Карточку-заместитель вкладывают в дело.

Если из личного дела изымают отдельный документ, на его место помещают справку, подписанную работником, ответственным за ведение кадрового делопроизводства, в которой указывают, с какой целью, на каком основании изъят документ и кому передан.

Кадровый работник, ответственный за ведение и хранения личных дел, проводит периодическую проверку состояния личных дел (например, раз в год) на предмет сохранности включенных в них документов.

Может быть предусмотрена обязанность ознакамливать работников с документами их личных дел не реже одного раза в год. Если же работник захочет ознакомиться со своим личным делом сам, это придется обеспечивать в соответствии с требованиями законодательства.

Личные дела хранятся в запирающихся несгораемых шкафах, исключающих доступ других работников, где выстраиваются по порядковым номерам, по алфавиту или по структурным подразделениям. Кадровый работник, занимающийся ведением личных дел, обязан обеспечивать сохранность личных дел и конфиденциальность сведений, содержащихся в них (например, не оставлять личные дела на столах без присмотра).

Когда работник увольняется

После увольнения работника его личное дело передается на хранение. На основании Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558, личные дела должны храниться в учреждении 75 лет.

Однако прежде, чем передать дело на хранение после увольнения работника, оттуда следует изъять копии паспорта, СНИЛС, документов об образовании и других предоставленных работником документов, содержащих его персональные данные (п. 7 ст. 5 Закона № 152-ФЗ). Эти данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому в личном деле оставляют только оригиналы и копии документов, которые касаются работы в учреждении. На них также составляются описи.

Из документов личного дела извлекаются все скрепки и скобы степлера.

Остается отметить, что если вы решили оформлять на работников личные дела, то для начала желательно установить порядок их формирования, хранения, использования и защиты локальным актом организации. Кроме этого, возможно, придется приобрести специальные шкафы или сейфы. Ну и конечно, не следует забывать о том, что к работнику, осуществляющему обработку персональных данных и ответственному за их хранение, и к организации могут быть применены меры административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ, согласно которой обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб., на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Имеет ли право следователь запросить личное дело осужденного в УИИ.

Можно ли посмотреть адвокату (защитнику) Личное дело осужденного и узнать о причинах неожиданного перевода осужденного из одного ИК в другое?

Вносят ли на данный момент времени, в личное дело осуждённого гражданских жён?

Я являюсь женой осужденного. Могу ли я запросить его личное дело и как.

Для занесения в личное дело осужденного нового человека администрация колонии требует его паспортные данные, правомерно ли это?

На мужа подал иск Фонд медицинского страхования за лечение потерпевшего. Суд запросил личное дело осужденного. Для чего запросили дело, если это Гражданский суд?

Как оформить погашение иска по уголовному делу, если осужденный все еще сидит? Потерпевшему писать расписку о том, что денежные средства получены от родственников осужденного? Расписка пишется от руки или печатается? И нужно ли ее заверять? И куда ее потом-в личное дело осужденного? Спасибо большое за ответы.

Где может храниться паспорт осуждённого, если его нет в личном деле ИК?

Потеряли в суде личное дело осужденного, пришло время подавать на удо, ответ пришел что дело не обнаруженно хотя пишет туда с 2012 года. Как быть в этой ситуации?

Пожалуйста кто может быть вписан в личное дело осужденного? Могут ли отказать вписывать законную супругу и отказывать ей в свиданиях и передачах?

Документы на автомобиль осужденного могут ли быть в его личном деле в ИК?

Для чего пишется просительное письмо потерпевшему, делается ли копия такого письма для занесения в личное дело осуждённого и какую роль оно играет на суде?

Сколько хранятся личные дела в колонии осужденного после освобождения? И где потом они хранятся?

Могут ли родственники осуждённого подавать ходатайство по 80 ст. УК, заведомо не внесённые в личное дело, как законный представитель? Или это только может делать адвокат?

Скажите пожалуйста, является ли личное дело осуждённого персональным и данными и имеют ли другие люди к получению информации об осужденном, которые ему ни кем не являются?

Смогу ли я попасть на длительное свидание в тюрьму как двоюродная сестра? И нужны ли будут какае-нибудь документы подтверждающие наше родство? (В личное дело осужденного внесена!)

Хочу поехать к гражданскому мужу с ребёнком.. Ребёнок записан на другом и мы не расписаны. Пустят ли с ребёнком если он не записан в личное дело осуждённого?

Если я гр жена осуждённого и записана в личном деле, нужна ли мне справка от участкового на дс?

Я являюсь законным представителем осужденного по генеральной доверенности. После дисциплинарной комиссии его поместили в изолятор. Хочу обжаловать. Но, УФСИН отказал в ознакомление с результатами комиссии в части определения наказания. Причиной является то, что я могу представлять осужденного по гражданке, а то, что я прошу-в личном деле в уголовке. Хотя обжалование действий должностных лиц гражданское дело. Замкнутый круг получается.

Как можно узнать, и можно ли вообще узнать, как я записана в личном деле осуждённого, чтоб попасть на свидание?

На личном деле осужденного написано три буквы СКС. Что это означает? Посоветуйте страховую компанию, которая может застраховать заключенного. С ув.Елена.

Могут ли осужденного признать злостным нарушителем, если ни одно из нарушений в его личном деле не относится к категории злостных?

Моего гражданского мужа, осуждённого, перевели, из одной колонии в другую, когда я приехала к нему на длительное, положенное свидание, оказалось что все его личные документы уничтожены, где была моя справка о сожительстве, вписка в личное дело, отметки в карте посещений. Меня не пустили на свидание, на которое я ехала с другого города! Теперь за следующее свидание с него требуют деньги! Что нам делать в этой ситуации?

Дадут ли длительное свидание в исправительной колонии строгого режима гражданской жене, при условии, то в личном деле осужденного уже записана гражданская жена, являющаяся матерью ребенка.

от 26 июня 1997 года N 393

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МВД России от 1 октября 2001 года N 862
____________________________________________________________________

В целях обеспечения организации деятельности учреждений уголовно-исправительной системы в соответствии с требованиями Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1997 года прилагаемую Инструкцию о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений.

2. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, учреждения ЖХ-385, управлений лесных исправительных учреждений:

2.1. Организовать изучение Инструкции сотрудниками уголовно-исполнительной системы и обеспечить неукоснительное исполнение ее требований.

2.2. Принять меры к обеспечению специальных отделов (групп) исправительных учреждений бланками, предусмотренными Инструкцией, за исключением бланков справок об освобождении заключенных.

3. ГУИН МВД России (Овчинникову В.В.) организовать изготовление и рассылку бланков справок об освобождении осужденных по заявкам УИН (ОИН) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и УЛИУ.

4. Установить, что с 1 июля 1997 года приказ МВД СССР от 4 января 1979 года N 016 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.

5. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Мищенкова П.Г.

Приложение
к приказу МВД
Российской Федерации
от 26 июня 1997 года N 393

ИНСТРУКЦИЯ
о работе специальных отделов (групп)
исправительных колоний, воспитательных колоний
и лечебных исправительных учреждений

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует деятельность специальных отделов (групп)* исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений** по вопросам приема, учета, перемещения осужденных к лишению свободы, освобождения их из колоний, а также по другим вопросам, связанным с исполнением приговоров, определений и постановлений судов в отношении указанных лиц.

1.2. Спецотделы выполняют следующие функции:

1.2.1. Проверяют правильность оформления документов на осужденных при их приеме в колонии.

1.2.2. Осуществляют персональный и количественный учет осужденных, составляют отчетность об их численности, составе и движении.

1.2.3. Учитывают, ведут и хранят личные дела на осужденных, содержащихся в колониях.

1.2.4. Оформляют на осужденных материалы: об условно-досрочном освобождении и о замене неотбытой части срока лишения свободы более мягким видом наказания; об освобождении от отбывания наказания по болезни; о переводе в исправительные учреждения других видов; о продлении, изменении или прекращении применения принудительных мер медицинского характера; для рассмотрения вопросов передачи осужденных иностранных граждан в государства их гражданства.

1.2.5. Оформляют ходатайства о помиловании осужденных.

1.2.6. Исполняют акты помилования и об амнистии, а также определения и постановления судов об изменении приговоров в отношении осужденных.

1.2.7. Подготавливают ответы на запросы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, внутренних дел, безопасности, прокуратуры, юстиции, судов общественных объединений, межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, относящиеся к компетенции спецотделов.

1.2.8. Оформляют документы об этапировании осужденных из колоний.

1.2.9. Рассматривают жалобы, заявления и письма по вопросам, относящимся к компетенции спецотделов.

1.2.10. Ведут правовую пропаганду среди осужденных по вопросам, относящимся к компетенции спецотделов.

1.2.11. При отсутствии в личном деле осужденного паспорта, трудовой книжки, пенсионного удостоверения принимают меры по их получению.

1.2.12. Оформляют доверенности осужденных.

1.2.13. Оформляют и выдают удостоверения установленных образцов лицам, отбывающим наказание в колониях-поселениях, а также осужденным, которым разрешен выезд за пределы колоний (краткосрочный или длительный) и осуществляют контроль за возвращением этих осужденных.

1.2.14. Оформляют предписания на осужденных, переведенных в установленном порядке в исправительные центры, осуществляют контроль за их прибытием.

1.2.15. Осуществляют контроль за своевременным освобождением осужденных из колоний и обеспечивают оформление документов об этом.

В случае смерти осужденных направляют соответствующие извещения их родственникам.

1.2.16. Оформляют учетно-регистрационные материалы на осужденных для направления их в Главный информационный центр МВД России, информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

1.3. Не допускается возложение на спецотделы функций, не предусмотренных для них настоящей Инструкцией и другими нормативными актами МВД России.

1.4. Спецотдел размещается в помещении, расположенном вне жилой и производственной зон колонии, безопасном в пожарном отношении, имеющем на окнах железные решетки и надежные запоры, оборудованном сигнализацией. В нерабочее время это помещение опечатывается и обеспечивается охраной.

1.5. Привлечение осужденных для работы в спецотделах и охраны их помещений запрещается.

2. Прием и регистрация осужденных

2.1. Основаниями исполнения наказания в виде лишения свободы являются приговор, либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии. Прием осужденных в колонию осуществляется представителями администрации этого учреждения в порядке, установленном Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

2.2. Работник спецотдела при приеме осужденных обязан:

2.2.1. Принять личные дела и попутный список (приложение 1) на прибывших осужденных. Проверить наличие на попутном списке подписи представителя конвойного подразделения о приеме осужденных под охрану.

2.2.2. Сверить количество прибывших осужденных с их числом, указанным в попутном списке, проверить наличие личных дел на прибывших осужденных, сопоставить данные, указанные с списке по личному делу (приложение 15), с приговором суда.

2.2.4. После выполнения действий, предусмотренных подпунктами 2.2.1-2.2.3 настоящей Инструкции, расписаться в попутном списке в приеме личных дел на прибывших осужденных.

2.3. Сведения о каждом осужденном, принятом в колонию, записываются в журнал учета движения осужденных и регистрации личных дел (приложение 2).

2.4. На осужденных, которые согласно решениям судов обязаны возмещать материальный ущерб и платить алименты, спецотделом составляется в двух экземплярах список с указанием фамилий, имен, отчеств, года и места рождения осужденных, наименований и адресов судов, вынесших решения. Первый экземпляр списка передается в бухгалтерию под расписку на его копии.

Список в двух экземплярах с указанием фамилий, имен и отчеств составляется также на лиц, в отношении которых судами приняты принудительные меры медицинского характера в связи с их нуждаемостью в лечении от алкоголизма, наркомании, либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости. Первый экземпляр списка передается в медицинскую часть под расписку на его копии.

2.5. О каждом осужденном, прибывшем в колонию, спецотдел немедленно извещает суд, вынесший приговор (приложение 3), а также в 10-дневный срок направляет извещение (приложение 4) одному из родственников прибывшего по его выбору.

3. Учет осужденных

3.1. Спецотделами колоний ведется учет осужденных:

3.1.1. Персонально - по журналу (приложение 2), по учетной карточке (приложение 5), по личному делу на осужденного (приложение 7).

3.1.2. Количественно - по пятидневным сводкам о движении осужденных по установленным формам статистической отчетности.

3.2. Учетные карточки заполняются на основании документов личных дел на осужденных, поступивших в колонию, при этом используются пояснения по заполнению учетной карточки (приложение 6). Из этих карточек составляется алфавитная картотека.

Учетные карточки на осужденных, снятых с учета, из картотеки изымаются. На них производятся отметки об основаниях снятия осужденных с учета. Их этих карточек составляется алфавитная архивная картотека, которая хранится в колонии постоянно.

Если осужденный изменил свою фамилию в связи с заключением брака, на него заполняется сигнальная карточка по вновь избранной фамилии. В учетной карточке делается запись о наличии сигнальной карточки на новую фамилию. В случае расторжения брака с осужденным и присвоения ему добрачной фамилии сигнальная карточка после производства в ней соответствующих отметок помещается в алфавитную архивную картотеку.

3.3. Для осуществления контроля за своевременным освобождением, а также за наступлением сроков, по отбытии которых возможно представление к условно досрочному освобождению, замене неотбытой части срока лишения свободы более мягким видом наказания, переводу в колонию-поселение, переводу из одних условий отбывания наказания в другие на каждого осужденного, прибывшего в колонию, заполняется контрольно-сроковая карточка (приложение 8). Из этих карточек составляется контрольно-сроковая картотека. В конце каждого года из нее для особого контроля выделяются карточки на осужденных, освобождаемых в следующем году, которые размещаются по датам окончания срока наказания (месяц, день).

При переводе в другое учреждение, освобождении или смерти осужденного контрольно-сроковая карточка изымается из картотеки и приобщается к личному делу на него.

3.4. На осужденных, которым в текущем году исполняется 18 лет, заполняются контрольные карточки (приложение 9), из которых составляется картотека на один год. Карточки размещаются по датам исполнения 18 лет (месяц, день).

При переводе несовершеннолетнего осужденного в другую колонию карточка приобщается к личному делу на него, в иных случаях выбытия изымается из картотеки и уничтожается.

3.5. Карточки хранятся в специально оборудованных для этой цели столах и шкафах.

3.6. При поступлении из МВД, ГУВД, УВД копии заключения о восстановлении осужденному родовой или измененной в установленном законом порядке фамилии и других данных спецотдел объявляет об этом осужденному, составляет на него новые учетную и контрольно-сроковую карточки, а также вносит соответствующие изменения в другие учетные документы. Старая учетная карточка после производства в ней соответствующих отметок помещается в алфавитную архивную картотеку, а контрольно-сроковая карточка уничтожается.

3.7. При получении документа об изменении осужденному срока наказания в учетной и контрольно-сроковой карточках делаются соответствующие отметки. На поступившем документе производится об этом запись с указанием даты и фамилии работника спецотдела.

3.8. Сведения о наличии и движении осужденных составляются каждый день за истекшие сутки по состоянию на 24 часа на основании сведений о лицах, состоявших на учете, и документов на прибывших и убывших за прошедшие сутки. Полученные данные сверяются с результатами проверки наличия осужденных. Эти данные отражаются в журнале движения осужденных и регистрации личных дел за каждые прошедшие сутки.

Показатели количественного учета осужденных должны соответствовать числу документов персонального учета и фактическому наличию в колонии осужденных.

3.9. Учетно-регистрационные материалы, извещения и другие документы на осужденных составляются и направляются в Главный информационный центр МВД России и информационные центры МВД, ГУВД, УВД в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами МВД России.

На лиц, судимых неоднократно, такие документы высылаются во все информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территории которых они были осуждены.

3.10. В случае рождения ребенка у осужденной женщины регистрация его производится в ближайшем органе загса на основании заявления матери и справки врача в срок, не превышающий одного месяца со дня рождения этого ребенка.

В заявлении матери должны быть указаны имя и отчество ребенка, а также ее имя, отчество, фамилия, национальность и возраст. Подпись заявительницы и правильность указанных ею о себе сведений заверяются администрацией колонии. Сведения об отце записываются в соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации.

Свидетельство о рождении ребенка получает работник спецотдела, доставивший заявление в орган загса. Оно хранится в конверте личного дела на осужденную и вручается ей при освобождении из колонии.

3.11. Осужденные, убывшие в другие колонии, освобожденные, совершившие побег из колонии и умершие снимаются с учета.

Осужденные, направленные на лечение в лечебные учреждения органов здравоохранения, а также получившие разрешение на выезд (краткосрочный или длительный) за пределы колонии, с учета не снимаются.

Не редко многие осуждённые полагают, что не стоит утруждаться с разработкой позиции для обращения с ходатайством об УДО и если имеются основания, суд обязательно удовлетворит требование, в чём глубоко заблуждаются.

Суду проще будет отказать в удовлетворении ходатайства и вышестоящий суд отменит судебный акт (и то, только в случае, если осуждённый решится на обжалование), чем он удовлетворит ходатайство, а прокурор, в свою очередь, обжалует постановление и вышестоящий суд его отменит, что будет означать, что судья освободил лицо без законных на то оснований.

Кроме того, суд не будет самостоятельно вдаваться в подробности дела и выискивать положительные аспекты заявляемых осуждённым требований, это всё нужно делать самостоятельно и указывать в ходатайстве в письменном виде, не стоит надеяться на администрацию исправительного учреждения, которая, как правило, не уделяет должного внимания данной процедуре, более того, в случае отрицательного заключения администрации ИУ, осуждённому стоит рассчитывать только на свои силы (имеются немногочисленные судебные акты, когда при отрицательном заключении и грамотно разработанной позиции осуждённого, суды всё же удовлетворяли ходатайство об УДО, ссылаясь на не объективную оценку администрации ИУ).

Рекомендации по составлению ходатайства об УДО

В ходатайстве об УДО должны быть отражены все основания для УДО, предусмотренные уголовным законодательством, их необходимо расписывать максимально полно, предоставлять различные доказательства, даже если имеются негативные моменты и Вы понимаете, что суд о них, в любом случае, узнает, о них так же необходимо указывать в ходатайстве, но пытаться "обойти" в свою пользу, к примеру, при наличии взыскания, доказать, что оно не свидетельствует о том, что лицо ведёт антисоциальный образ жизни и т.д..

Кроме того, рекомендуется, по возможности, ссылаться на судебную практику по каждому основанию, Постановления Пленума Верховного суда РФ, Обзоры Верховного суда РФ и иных судов, судебные акты по конкретным делам и т.д.

Таким образом, ходатайство об УДО должно состоять из пунктов, которые соответствуют основаниям для УДО, каждое из них должно быть расписано и подтверждено соответствующими доказательствами, а также следует сослаться на положительную судебную практику.

Ссылки на судебную практику особенно характерны при обжаловании постановлений об отказе в удовлетворении ходатайств об УДО, где осуждённому будет необходимо доказать, что суд первой инстанции в качестве отказа учёл обстоятельство, которое не может являться основанием для отказа в УДО.

При отбывании каких видов наказаний возможно УДО?

Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, может обратиться с ходатайством об УДО, при отбывании иных видов наказания, к примеру, ограничения свободы, обязательных, исправительных работ — УДО невозможно.

Какой минимальный срок необходимо отбыть для обращения с ходатайством об УДО?

Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

  • не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
  • не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
  • не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79 УК РФ;
  • не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 УК РФ;
  • не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

Если срок лишения свободы менее 6 месяцев, то обращение с ходатайством об УДО исключается, поскольку в силу ч. 4 ст. 79 УК РФ фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

Отказы суда в удовлетворении ходатайства об УДО вследствие отбытия незначительного срока, при условии, что отбыт вышеуказанный срок, являются незаконными и подлежат обжалованию.

Основания для условно — досрочного освобождения

При рассмотрении ходатайства об УДО, суд должен будет установить:

— что для своего исправления осуждённый не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания,

— возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда.

Что в обязательном порядке суды учитывают в качестве оснований для УДО?

То есть, соблюдение правил внутреннего распорядка ИУ, выполнение требований администрации ИУ, участие в воспитательных мероприятиях, поддержание отношений с родственниками, знакомыми и т.д.

Стоит учитывать, что поведение осуждённого учитывается за весь период отбывания наказания, а не только за предшествующий период, то есть, если осуждённый, к примеру, из 10 лет отбывания наказания положительно вёл себя лишь последние 2-3 года перед обращением с ходатайством об УДО, суд может отказать в удовлетворении ходатайства, сославшись на нестабильное поведение.

Положительное отношение к учёбе может быть выражено в следующем:

○ желание осуждённого обучаться чему-то новому;

○ активное участие на занятиях;

○ получение положительных результатов в процессе обучения;

○ занятия по данным предметам в секциях и т.д.

• Отношение осуждённого к труду

Вместе с тем, сам по себе факт трудоустройства осуждённого не свидетельствует о положительном отношении к работе, поскольку это является обязанностью осуждённого в силу ст. 103 УИК РФ.

Положительное отношение к труду может быть выражено в следующем:

○ повышенная производительность труда;

○ добровольное выполнение работы при форс-мажорных обстоятельствах (аварии и пр.);

○ изъявление желания осуждённого на увеличение количества часов для проведения бесплатных работ по благоустройству территории ИУ в рамках ч. 3 ст. 106 УИК РФ и т.д.

Однако бывают случаи, когда при качественном и профессиональном выполнении работ администрация ИУ не желает отпускать осуждённого, поскольку некем его заменить, в связи с чем, подготавливает отрицательное заключение.

• Наличие поощрений и взысканий

Перечень поощрений дан в ст. 113 УИК РФ, перечень взысканий — в ст. 115 УИК РФ, более подробно они будут рассмотрены в одной из следующих статей.

Стоит обратить внимание, что само по себе наличие взысканий не свидетельствует о необходимости дальнейшего отбывания наказания.

При наличии взыскания следует учитывать:

— тяжесть и характер каждого допущенного осужденным нарушения за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления,

— данные о снятии или погашении взысканий,

— время, прошедшее с момента последнего взыскания,

— последующее поведение осужденного и другие характеризующие его сведения.

Суд не вправе при рассмотрении ходатайства об УДО, высказывать суждение о незаконности и необоснованности примененных к осужденному взысканий и поощрений, данный вопрос разрешается в рамках КАС РФ.

Кроме того, стоит обратить внимание, не имеется ли в личном деле осуждённого сведений о проведённых с ним проф. беседах, поскольку они не являются взысканием, но могут негативно отразиться при рассмотрении ходатайства об УДО.

• Отношение осуждённого к совершённому деянию

Согласно Обзору Верховного суда РФ некоторые суды делали вывод об отношении осуждённого к деянию на основании наличия или отсутствия раскаяния при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, то есть, исходя из приговора.

Другие же суды, делали данный вывод исходя из раскаяния осуждённого в период отбывания наказания, подобный вывод Верховный суд РФ признаёт более правильным.

О раскаянии могут свидетельствовать письма осуждённого к потерпевшему с извинениями, публичные извинения, материальная поддержка и т.д.

• Полное или частичное возмещение ущерба

Если в судебном заседании установлено, что осужденным принимались мерык возмещению причиненного преступлением вреда (материального ущерба и морального вреда), однако в силу объективных причин вред возмещен лишь в незначительном размере, то суд не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания только на этом основании.

К таким основаниям могут, к примеру, относиться отсутствие работы в ИУ, невысокий размер заработной платы и т.д.

Как проходит УДО, если у осуждённого назначено ещё и дополнительное наказание?

При условно-досрочном освобождении от основного наказания осужденного, которому было назначено дополнительное наказание, судам надлежит обсуждать вопрос о возможности освобождения осужденного полностью или частично и от дополнительного наказания.

Если дополнительное наказание исполнено (взыскан штраф, лицо лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград), вопрос об освобождении осужденного от этого дополнительного наказания решаться не должен.

При частичном исполнении дополнительного наказания (взыскана часть штрафа) суд вправе решить вопрос о частичном или полном освобождении лица от оставшейся части дополнительного наказания.

В тех случаях, когда дополнительное наказание (например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) не исполнялось, суд вправе освободить осужденного от него полностью или частично.

Решение суда по этому вопросу необходимо изложить в резолютивной части постановления.

Если осужденный был условно-досрочно освобожден от основного наказания, а в освобождении от дополнительного наказания отказано полностью либо частично, то вопрос о повторном обращении об освобождении от дополнительного наказания может быть рассмотрен при условии соблюдения сроков такого обращения, установленных частью 10 статьи 175 УИК РФ.

Каков порядок обращения с ходатайством об УДО?

Возможно два варианта подачи ходатайства.

Во- первых

, осуждённый самостоятельно подаёт ходатайства (совсем не обязательно составлять его самому, его может составить юрист (или адвокат), а осуждённый, в свою очередь, подаёт его в администрацию исправительного учреждения, которая составляет характеристику на осуждённого, в ней должно содержаться:
- сведения о поведении осуждённого
- сведения об отношении осуждённого к учёбе и труду в течение всего периода отбывания наказания
- сведения об отношении осуждённого к совершённому деянию
- сведения о возмещении осуждённым вреда, причинённого преступлением
- для лиц, больных педофилией - сведения о применении к осуждённому принудительных мер медицинского характера.

Все документы направляются администрацией ИУ в суд не позднее чем через 15 дней после получения ходатайства.

В действительности же, необходимо выстраивание чёткой позиции в ходатайстве об УДО и разработка доказательственной базы, даже при положительном мнении администрации ИУ не редко суды отказывают в УДО, необходимо быть готовыми к любым вопросам судьи.

Согласно сложившейся правоприменительной практике суды отказывают в УДО на основании имеющихся у осуждённого взысканий, нестабильном поведении, не полном возмещении ущерба и т.д., поэтому необходимо по каждому основанию для УДО продумывать свою позицию и приводить как можно больше аргументов, свидетельствующих о достижении целей уголовного наказания, в связи с чем безопаснее обратиться за составлением ходатайства и прорабатыванием доказательственной базы к специалисту, ведь, в случае отказа в удовлетворении ходатайства об УДО повторное обращение с ходатайством возможно лишь не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня вынесения постановления об отказе.

Читайте также: