В каких формах взрослые осуществляют общение с ребенком

Обновлено: 16.05.2024

Общение со взрослым как главный фактор развития ребенка

Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт (в понимании, переживании и в обмене информацией, мыслями, эмоциями).

Значимость общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми заключается в том, что ребенок в силу своего возраста и отсутствия необходимых для жизни навыков и умения, практически полностью зависит от взрослого. Окружающие ребенка взрослые обеспечивают его безопасность, организуют досуг, способствуют развитию и социализации и много другое. Однако особое значение для ребенка имеют те эмоции, которые взрослый ему дает в процессе общения и взаимодействия.

Только общение ребенка со взрослым способно сформировать его как личность. Кроме того, общение оказывает положительное влияние на формирование познавательной сферы детей дошкольного возраста, их мировоззрение и социализацию в обществе.

Психология выделяет два ведущих аспекта общения ребенка и взрослого:

  1. Общение со взрослым напрямую воздействует на успешность психического и личностного развития ребенка дошкольного возраста.
  2. Общение детей и взрослых обеспечивает развитие речи у дошкольников, овладение ими коммуникативных навыков.

Потребность в общении представляет собой естественную потребность, которая заложена в человеке от его рождения. С раннего детства дети тянутся к близким взрослым с целью общения и взаимодействия. Мир взрослых для них очень притягателен, так как в нем много всего интересного и неизведанного. Все это ребенок может постичь только в процессе общения со взрослыми.

Характеристика основных особенностей общения детей со взрослыми

Общение, в котором одним из субъектов является ребенок, имеет ряд характерных особенностей:

  1. Взрослый выступает для ребенка не просто как собеседник, а как источник определенных знаний и умений.
  2. Ребенок может полностью принимать те знания и умения, которые передает ему взрослый в процессе общения, либо использовать их в качестве руководства.
  3. В силу своего возраста и любознательности, ребенок практически полностью копирует взрослого (стиль общения, манеру поведения, мимику, жесты и т.д.).
  4. Особое влияние на ребенка оказывают те взрослые, которые ближе всего к ребенку, и которых он любит. Это могут быть не только родители, но и воспитатели или няня.

Готовые работы на аналогичную тему

Общение ребенка дошкольного возраста и взрослого, построено на ряде мотивов:

Личностные мотивы общения – выражаются в том, что ребенок дошкольного возраста имеет тягу к конкретному взрослому. Так, в случае, если ему необходим ответ на конкретный вопрос или совет, он обращается к тому взрослому, которого он считает экспертом в данной области. Кроме того, дети чаще общаются с теми взрослыми, к которым они испытывают эмоциональное расположение.

Особое значение для ребенка дошкольного возраста в общении со взрослыми является похвала. Дети ждут похвалы, при этом им совершенно не ведома объективность.

Формы общения дошкольников с взрослыми

Процесс психических и физических преобразований, происходящих в период дошкольного детства, способствуют развитию общения ребенка с окружающими взрослыми.

В период младшего дошкольного возраста у ребенка формируется внеситуативное поведение, которое влечет за собой развитие двух форм общения, внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного.

Внеситуативно-познавательная форма общения - преобладает в младшем дошкольном возрасте. До пяти лет ребенок накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Он стремится расширить круг познания, спрашивает взрослых обо всем, что видит и слышит вокруг, пробует под наставничеством родителей и воспитателей нарисовать или вылепить образ увиденного.

Внеситуативно-личностная форма общения присуща детям старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст открывает ребенку новое поле восприятия – а именно, отношения между людьми, личностные качества и достижения. И теперь дошкольник желает как можно больше узнать из области человеческих отношений. На первый план выходит личностный мотив, когда ребенка интересует конкретный человек.

Педагогическое общение — форма организации общения воспитателя и детей

Общение — это один из самых важных процессов во взаимодействии людей. Посредством общения происходит обмен информацией, получение знаний человеком. Пед. Общение, это специальная форма подачи материала воспитателем детям. И насколько оно будет эффективным, напрямую зависит от личности педагога.

Понятие педагогического общения

Пед. общение это диалог педагога с учениками или воспитанниками, имеющий профессиональную направленность. Такая форма преподавания или воспитания необходима для создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе, чтобы подача материала не была сухим перечислением фактов.


Педагог дает основы общения

К сведению! При таком общении информацию, идущую от взрослого, дети воспринимают с большей охотой.

Хотя следует иметь в виду, что многое зависит от личности воспитателя. Педобщение должно носить максимально позитивный и доброжелательный характер, но с элементами определённой строгости для поддержания дисциплины в детском коллективе.


Диалог с малышами ведется грамотно

Эвристическая беседа как метод обучения

Эвристическое педагогическое общение это в педагогике обучение в форме вопрос-ответ. Оно было создано Сократом в Древней Греции две тысячи лет назад. В середине 50-х годов прошлого века эвристическая беседа стала предметом активного изучения, так как она по своей сути хорошо подходила для решения вопросов обучения детей с особенностями развития.

В результате была разработана система определённых приёмов, которая позволила применить её в видах общения взрослого с ребенком дошкольного возраста.

Суть эвристической беседы в том, что воспитатель не преподносит готовые знания и решения проблемы, а подталкивает своих собеседников к верному решению через правильно поставленные дополнительные вопросы.

К сведению! Каждый ответ на такой дополнительный вопрос это шаг в направлении правильного ответа на основной вопрос. Все наводящие вопросы связаны между собой общей темой и вытекают один из другого.

При этом каждый такой вопрос задаётся не механически, а в процессе беседы преподавателя с дошкольниками, темой которого является выдвинутая проблема.

При такой форме общения наиболее выпукло проявляется умение учителя вести беседу, побуждать к ней своих воспитанников до достижения главной цели.

Формы общения детей со взрослыми

Общение малыша со взрослым жизненно необходимо для его развития в любом возрасте. Наиболее важен этот процесс в раннем детстве, до школы, когда закладывается его личность, характер, психика. Такое общение может принимать различные формы в зависимости от возраста малыша. И педагогу необходимо соотнести возраст ребенка и характерную для него форму общения, чтобы этот процесс протекал эффективно.

Ситуативно-личностное общение

Общение это не заложенная в малыше потребность при рождении. В самом начале своей жизни он не воспринимает окружающих его взрослых. Но родители, со своей стороны, продолжают с ним говорить, стараются поймать его краткий взгляд, привлекать всячески особое внимание.

К сведению! Именно благодаря этим действиям родителей малыш к началу второго месяца жизни начинает осознавать присутствие взрослого, а после и реагировать на его действия.

С взрослого берется пример

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми

Сначала общение выражается в виде ответных действий младенца на родительское внимание (зарождается коммуникация): с ним разговаривают, улыбаются, смотрят на него, в ответ малыш также улыбается, двигает ручками, ножками.

Постепенно, заметив знакомого человека, ребёнок начинает активно двигаться, улыбаться, гулить, пытаясь привлечь к себе внимание. Если же его вниманием обделяют, то он начинает плакать, кричать. Раз возникшая потребность общаться остаётся с человеком до конца жизни.

Дополнительная информация! Часть родителей сухо, без излишних эмоций выполняют свои родительские обязанности, боясь избаловать своего ребёнка. Такое воспитание для младенца крайне вредно, так как доброжелательные, положительные контакты детей со взрослыми закладывают такие основы личности ребёнка, как любопытство к окружающему миру, его восприятие, уверенность в себе. Если же их лишить такого общения, то дети вырастут неактивными, зажатыми или жестокими, агрессивными. Не следует бояться избаловать малыша, в таком возрасте много внимания не бывает.

Внеситуативно-познавательная форма

По психологии данная форма общения у дошкольника проявляется в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте у детей появляется больше возможностей. Они начинают интересоваться не только самими вещами, а также могут представлять их свойства и функции, проводить определение характеристик. Речь у них уже достаточно развита, чтобы не только слушать разъяснения, но и самому активно участвовать в разговоре, спрашивать.

Важно! Со стороны взрослых в этот период важным становится их реакция на действия детей. Одобрение сподвигает ребёнка к дальнейшему познанию мира, критика же, наоборот, становится барьером в общении, заставляет малыша затаиться, отдалиться от взрослого.

Внеситуативно-личностная форма

У детей старшего дошкольного возраста уже проявляются личностные мотивы, сподвигающие детей к общению. Они могут проявляться в процессе разнообразной деятельности: трудовой, игровой, обучающей, спорта. Но сейчас оно имеет самостоятельное значение.

Для дошкольников общение такого рода имеет важное значение, так как посредством его они познают суть социальной структуры общества людей, мотивы их поступков в отношении тех или иных обстоятельств. Взрослый человек служит источником информации о социальных явлениях в обществе.

К сведению! Ребёнок выбирает взрослого своим примером для подражания, ведь у него не было подобного опыта ранее — каждая ситуация для него новая, и необходим эталон, средство достижения цели, на которое он будет равняться, отталкиваться в дальнейшей жизни, когда взрослого рядом не будет. Поэтому для дальнейшего успешного развития малыша важно, с какими примерами поведения ему придётся столкнуться впервые.

Организация общения воспитателя и детей

Общение детей со взрослыми происходит спонтанно во всех сферах жизни. Но, как и любые навыки, методику общения необходимо развивать для успешного применения в дальнейшем. И начинать это делать следует как можно раньше, конечно, с учётом возраста малыша.

Наиболее близкими взрослыми людьми для детей являются:

  • родители и родственники (бабушки, дедушки, дяди, тёти);
  • воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
  • педагоги кружков дополнительного образования;
  • тренеры детских спортивных клубов.

В ДОУ педагогическое общение в том или ином виде активно применялось во всё время их существования и, как любой правильно организованный процесс, он принесёт тем больше пользы, чем тщательнее будет спланирован и подготовлен (презентации, рефераты, введение и сравнение с иностранными языками).

Возраст ребёнка и характерная для него форма общения

Планируя занятия в форме педагогического диалога, следует учитывать возраст своих собеседников. Ведь каждому детскому возрасту характерна только определённая форма, и дошкольник способен воспринимать информацию только в рамках своих навыков (если младенцу в доброжелательной, деловой манере, с дружелюбной улыбкой рассказывать специальную теорию относительности Эйнштейна или целостный вклад Сластенина в развитие эвристики, то малыш будет реагировать с улыбкой, даже может кивнуть в ответ, но вряд ли поймёт хоть слово из того, о чём ему говорили).

Общение воспитателя с детьми в детском саду

Воспитатель для дошкольников часто бывает самым значимым (после родителей и близких родственников) человеком и также оказывает на них сильное влияние. Поэтому педагогу необходимо учитывать многие факторы, чтобы диалог с детьми протекал успешно. Общие из них для любого возраста:


Говорить стоит всегда правду

  • внимание к индивидуальным особенностям малыша;
  • уважение его как личности;
  • внимание к его мнению.

К сведению! Лучше признаться, что не знаешь, чем дать заведомо неверный ответ. Малыши такой жест оценят и будут в дальнейшем только больше доверять.

В старшей группе детям, помимо знаний, также необходима от воспитателя оценка их участия в процессе, понимание со стороны педагога в случае неудачи или ошибки, или похвала, когда старания ребёнка оказались успешны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться со взрослыми, благодаря ним дошкольник раскрывает мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества

Общение является связующим звеном между людьми, способствует нахождению и передачи общего между ними. Развитие ребёнка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Только в общении со взрослыми людьми ребенок может получить общественно-исторический опыт человечества. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Л.С. Выготский [Л.С. Выготский. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т.М.: Педагогика, 1982-1984] считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным. Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться со взрослыми, благодаря ним дошкольник раскрывает мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества.

Л.С. Выготский. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т.М.: Педагогика, 1982-1984.

1.Развитие форм общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами.

время возникновения данной формы общения;

место, которое она занимает в жизни ребенка;

главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;

ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;

основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Потребность в общении возникает на основе тех требований, которые начинают функционировать раньше. Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка.

Беспомощный младенец своим криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных
факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и т.д.

Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих
потребностей, а стремление управлять таким источником побуждает малыша его исследовать.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения - личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и, в конечном счете,
выживание.

С 6 месяцев жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша - в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний.

Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная. Она аналогична ситуативно-личностной, но в отличие от последней - внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влиянии на психическое развитие детей.

Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Подчеркнем, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно - личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.

Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.

Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество

2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

4. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях

социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи

6. Воспитывать интерес к письменным формам речи.

7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о

родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

9. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его

содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

3.Методика диагностики форм общения со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста (по М.И.Лисиной)

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предвари­тельно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться иг­рушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. Целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах. ). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправ­ным и активным участником беседы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться со взрослыми, благодаря ним дошкольник раскрывает мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества

Общение является связующим звеном между людьми, способствует нахождению и передачи общего между ними. Развитие ребёнка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Только в общении со взрослыми людьми ребенок может получить общественно-исторический опыт человечества. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Л.С. Выготский [Л.С. Выготский. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т.М.: Педагогика, 1982-1984] считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным. Ребенок в процессе общения развивается, приобретает психические и поведенческие качества.

Дошкольник не может прочитать в книге ответы на все его интересующие вопросы, поэтому ему так важно общаться со взрослыми, благодаря ним дошкольник раскрывает мир для себя и познает всё лучшее и отрицательное, что есть у человечества.

Л.С. Выготский. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т.М.: Педагогика, 1982-1984.

1.Развитие форм общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста

У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами.

время возникновения данной формы общения;

место, которое она занимает в жизни ребенка;

главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;

ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;

основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Потребность в общении возникает на основе тех требований, которые начинают функционировать раньше. Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка.

Беспомощный младенец своим криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных
факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и т.д.

Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих
потребностей, а стремление управлять таким источником побуждает малыша его исследовать.

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а также двигательное оживление и вокализации, стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения - личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и, в конечном счете,
выживание.

С 6 месяцев жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша - в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. На первый план выступают деловые мотивы. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний.

Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым - внеситуативно-личностная. Она аналогична ситуативно-личностной, но в отличие от последней - внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влиянии на психическое развитие детей.

Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Подчеркнем, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно - личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.

Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.

Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество

2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

4. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях

социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи

6. Воспитывать интерес к письменным формам речи.

7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о

родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

9. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его

содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

3.Методика диагностики форм общения со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста (по М.И.Лисиной)

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предвари­тельно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться иг­рушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. Целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах. ). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправ­ным и активным участником беседы.

Читайте также: