Что такое законодательная инициатива тест

Обновлено: 30.06.2024

​​​​​​​Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.

Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.

Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.

Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).

Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:

- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

- Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- не менее 1/5 членов Совета Федерации;

- не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.

Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.

Законодательная инициатива на федеральном уровне.

Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:

- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

- члены Совета Федерации;

- депутаты Государственной Думы;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);

- Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).

Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.

Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:

- депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ

- высшее должностное лицо субъекта РФ;

- высший исполнительный орган субъекта РФ;

- член Совета Федерации от субъекта РФ;

- представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;

-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);

- уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:

- почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);

- совет муниципальных образований субъекта РФ;

-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);

- суды, функционирующие на территории субъекта РФ;

- региональные отделения политических партий.

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

23 августа 2021, 10:38

Право законодательной инициативы (Кассационный отдел)

​​​​​​​Разъясняет прокурор кассационного отдела Слесарева Е.Г.

Под законодательной инициативой понимается право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение в зависимости от того, в какой нормативный правовой акт предполагается внесение изменений, законодательная инициатива подразделяется на конституционную инициативу и законодательные инициативы на федеральном и региональном уровнях.

Законотворческий процесс выступает связующим звеном между всеми ветвями власти. Дискреционным правомочием принятия закона обладает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, однако разработать проект закона, внести его, подписать и обнародовать, а в определенных случаях обязать изменить его могут различные органы публичной власти, строго определенные Конституцией Российской Федерации.

Конституционная инициатива (инициатива по предложению внесения изменений в текст Конституции РФ).

Статья 134 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов конституционной инициативы:

- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

- Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- не менее 1/5 членов Совета Федерации;

- не менее 1/5 депутатов Государственной Думы.

Иные субъекты не вправе инициировать процедуру изменения Конституции РФ.

Законодательная инициатива на федеральном уровне.

Статья 104 Конституции РФ закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на федеральном уровне:

- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

- члены Совета Федерации;

- депутаты Государственной Думы;

- законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

- Конституционный Суд РФ (по вопросам своего ведения);

- Верховный Суд РФ (по вопросам своего ведения).

Иные субъекты не обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне.

Законодательная инициатива на уровне субъектов РФ.

Перечень субъектов законодательной инициативы на региональном уровне определяется конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Как правило, к числу субъектов законодательной инициативы на уровне субъектов РФ относятся:

- депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

-депутатские объединения (фракции) и органы законодательного (представительного) органа субъекта РФ

- высшее должностное лицо субъекта РФ;

- высший исполнительный орган субъекта РФ;

- член Совета Федерации от субъекта РФ;

- представительные органы муниципальных образований субъекта РФ;

-избирательная комиссия субъекта РФ (в полном объеме или по вопросам своего ведения);

- уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

В отдельных субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы наделяются также:

- почетные граждане (например, в Санкт-Петербурге);

- совет муниципальных образований субъекта РФ;

-отдельные институты гражданского общества (ассоциации профсоюзов, общественная палата субъекта и др.);

осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, юридические и физические лица

Депутатская неприкосновенность.

предусмотрена только в К РФ и распространяется только на лиц указанных в ней

распространяется на Сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы

Что признаётся предвыборной агитацией?

выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам)

распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов

призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них)

Что входит в порядок отставки Правительства РФ?

отставка самостоятельно и Президентом

Изменение структуры Правительства.

структура остается прежней, изменяется если отправляют в отставку все Правительство

Какой орган вносит в повестку дня вопрос по подготовке ФЗ к рассмотрению?

Законодательный Совет государственной думы

Количество судей в Конституционном суде:

11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя

В состав какого МО входят сельские населенные пункты?

в состав сельских или городских поселений

Предельный возраст для судей Конституционного суда?

70 лет и для председателя предельный срок отсутствует

Какой суд не входит в судебную систему РФ?

Отметьте свойства Конституции РФ:

обладает высшей юридической силой

содержит правовые принципы

является базой для текущего законодательства

Федеральный Конституционный закон принимается:

Когда проводятся совместные заседания Федерального собрания?

когда заслушиваются послания Президента

Выберите положения, которые относятся к статусу "соотечественники"?

являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации

имеют право на получение гражданства в упрощенном порядке

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства

являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии

Что относится к полномочиям СФ и ГД?

возможность консультации при утверждении должности министров, которые назначает Президент

по представлению Президента назначать на должности председателей КС ВС

Требования к политическим партиям:

численность в политической партии сократилось до пятисот человек

Кто назначает председателя счетной палаты?

Совет Федерации по предложению Президента

Мажоритарная система - это.

система выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (парламент, совет и так далее), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе

Что является основанием для начала процедуры импичмента (отрешение от должности)?

измена Родине и совершение тяжких преступлений

Пропорциональная система - это.

система выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (парламент, совет и так далее), при которой депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов

Полномочия Президента в законодательном процессе:

право законодательной инициативы

право вносить законопроекты на рассмотрение Конституционный суд РФ

Какие виды избирательных систем применяются в РФ?

Кто входит к Государственный совет?

высшие должностные лица субъектов РФ - губернаторы

председатель Правительства и председатель Совета Федерации

руководитель Администрации президента

председатель Государственной думы

представители политических партий, имеющие фракции в ГД

представитель местного самоуправления

иные лица, по решению Президента

Для пересмотра Конституции требуется:

3/5 голосов ФС РФ, 2/3 голосов КС РФ (или более половины)

Порядок формирования Совета Федерации:

общее число его членов — 200, из которых 170 — представители субъектов России (по два представителя от каждого из 85 субъектов), а 30 — сенаторы, которые назначаются президентом Российской Федерации

Можно ли с помощью референдума пересмотреть Конституцию?

Конституция не предполагает проведения голосования, но авторы закрепили возможность проведения всенародного голосования именно в самом законе о поправках в Конституции

Какая из перечисленных функций не является функцией Конституции:

Какие права не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения?

право на жилище

право на достоинство

право на неприкосновенность частной, личной и семейной жизни

право на сбор информации

право на свободу совести и вероисповедания

право на занятие предпринимательской деятельностью

право на судебную защиту и юр. помощь

право на возмещение вреда от ППО

Кто назначает Прокуроров и их заместителей?

Президент, после консультации с Советом Федерации

Какие обязанности закреплены в Конституции РФ?

обязанность платить налоги

обязанность проходить гос. службу (долг по Защите Родины)

обязанность охранять природу

обязанность родителей и детей содержать друг друга

обязанность получить основное общее образование

Основания роспуска Государственной Думы?

все варианты верные

Санкции конституционно-правовой ответственности:

лишение права, определенного (субъективного) либо ограничение

ликвидация общественного объединения либо политической партии

отстранение от должности

роспуск законодательного органа либо отстранение от должности губернатора, главы МО

признание акта неконституционным

Какие органы исполнительной власти существуют в РФ?

агентства, службы и министерства

Досрочное прекращение полномочий депутатов:

применяется по одномандатным округам в мажоритарной системе (голосование называется - отзыв), и для того чтобы отозвать депутат, нужно что бы они совершили противоправное деяние, установленное решением суда

Что относится к полномочию КС РФ?

если нижестоящий пришел к выводу, что закон не соответствует - запрос в КС РФ, приостановить рассмотрение дела

Какое количество голосов необходимо для принятия 1) ФЗ и 2) ФКЗ?

1) 226 и более (больше 50%) 2) 300 и более (¾ в СФ РФ и 2/3 в ГД)

Какое полномочие Президент получил в законодательном процессе, после внесения поправок в Конституцию?

отправлять законопроекты в КС РФ до подписания

Формы парламентского контроля:

рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

проведение палатами мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений

рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним

заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

направление палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентских запросов

направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы запросов членов Совета Федерации, запросов депутатов Государственной Думы

заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации

осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"

осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению

направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций

приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации

проведение парламентских слушаний

проведение парламентских расследований

В какие годы осуществлялись поправки в Конституцию?

1. 2008 2. 2014 3. 2020

Срок полномочий Президента:

не более 2 сроков[a] по 6 лет, исключения – ранее занимавшие или занимающие должность президента

Отличие между парламентским часом и парламентскими слушаниями:

Правительственный час – это ответы на вопрос депутатов Гос. Думы или советов Федерации раз в неделю не меньше 2 раз в месяц, а Парламентские слушания проходят еще реже, по инициативе отраслевого комитета, обсуждают законопроекты и тд, в здании ГД или СФ

Верно ли утверждение:
Пленум ВС РФ – не судебный прецедент в чистом виде, но его аналог, поскольку собирая практику вынесения решения Верховный суд формирует позицию, которой должны придерживаться нижестоящие суды.

Виды актов, которые издает правительство:

Постановления - нормативный характер, распоряжения не нормативный

Типы конституционной ответственности:

негативная, позитивная и политическая

Чем отличаются беженцы от вынужденных переселенцев?

Беженец всегда иностранец, который вынужден покинуть место своего пребывания, по признаку расы политической, взглядов

Верно ли утверждение:
Вынужденный переселенец – иностранный или гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Субъекты, которые могут обращаться с жалобой в КС РФ:

все перечисленные варианты

Право назначить референдум в РФ принадлежит Президенту и Федеральному собранию:

частично верно - только Президенту

Городской округ.

это МО, которое не входит в состав мун. округа, мун. района, он входит в состав S.

Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона [1] . Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.

Правом законодательной инициативы обладают, как правило, члены парламента и правительство, однако, в зависимости от принятых в отдельно взятом государстве норм, это их право может быть ограничено. Глава государства также может быть наделён этим правом. В ряде стран с законодательной инициативой могут выступать самостоятельные группы граждан. В этом случае закон определяет минимальную численность инициативной группы и особую процедуру прохождения предложенного проекта. Лица, не обладающие указанным правом, также могут осуществлять законодательную инициативу, но опосредованно, через субъектов, которым оно гарантировано законом. Законодательная инициатива может являться средством политической борьбы и лоббизма [2] .

Россия

В России правом законодательной инициативы наделены президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации. По вопросам их ведения это право также принадлежит высшим судебным органам страны: Конституционному, Верховному и Высшему арбитражному суду.

Обсуждается возможность предоставления данного права инициативным группам граждан, которые могли бы вносить свои предложения через общественную палату. Вопрос был поднят депутатом Госдумы пятого созыва Робертом Шлегелем, автором соответствующего законопроекта [3] . Право граждан на законодательную инициативу также предусмотрено уставом Алтайского края, Ярославской и Томской областей [4] .

Примечания

  1. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Законодательная инициатива // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М .: Юридическая литература, 2002. — С. 91 — 92. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8
  2. Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Субъекты права законодательной инициативы // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М .: Юридическая литература, 2002. — С. 349 — 350. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8
  3. ↑Вести.ФМ: Кухаркам позволят предлагать государству
  4. ↑Гражданская законодательная инициатива как форма непосредственной демократии

Ссылки

  • Законотворчество
  • Конституционное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Законодательная инициатива" в других словарях:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — см. ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Законодательная инициатива — (initiative) Особая форма референдума (referendum), используемая прежде всего в Швейцарии и штате Калифорния (США). Чтобы законодательную инициативу вынести на голосование в Калифорнии, необходимо получить количество подписей, равное 5% голосов,… … Политология. Словарь.

Законодательная инициатива — (внесение законопроекта в Государственную Думу) стадия законодательного процесса, состоящая в реализации предусмотренного законом права определённых органов и лиц вносить в законодательный орган власти законопроект либо входить с предложениями о… … Элементарные начала общей теории права

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, право внесения законопроектов в законодательный орган, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется… … Современная энциклопедия

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется в конституции (в конституции… … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

Законодательная инициатива — (англ. legislative initiative) право специально уполномоченных органов, организаций и лиц возбуждать перед субъектом законодательной деятельности вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой … Энциклопедия права

Законодательная инициатива — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, право внесения законопроектов в законодательный орган, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение. Круг органов и лиц, имеющих право законодательной инициативы, определяется… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной законом процедурой. З.и. является первой стадией законодательного процесса, т.е. установленного, как правило, конституцией порядка принятия закона. З.и … Юридическая энциклопедия

документы нейтральное закон

Федеральное Собрание (ФС) — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. ФС состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Одной из основных функций ГД является законодательная деятельность. Проекты законов вносятся именно в Государственную Думу. Важно помнить, что не каждая инициатива становится законом.

Кто может стать автором законодательной инициативы?

Список тех, кто может внести законодательную инициативу, и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены в ст. 104 Конституции РФ.

Законопроект поступил в ГД. Что дальше?

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему (об этих документах подробнее — в ст. 105 Регламента ГД) направляются на имя Председателя ГД. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения Аппарата ГД в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота ГД. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Государственной Думе.

Одновременно в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления документа, список тех, кто его внес, сведения о прохождении законопроекта в ГД, об одобрении Государственной Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом. То есть в СОЗД можно отследить прохождение законопроектом всех этапов.

Поступившие документы Председатель ГД направляет в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям (ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента ГД).

Затем прошедший проверку документ направляется в Совет Государственной Думы. В состав Совета входят: Председатель ГД, Первые заместители Председателя ГД, заместители Председателя ГД, руководители фракций.

Совет может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, но если все в порядке, Совет назначает ответственными за документ один или несколько комитетов ГД и включает его в примерную программу работы Государственной Думы.

Далее основная работа над законопроектом идет в ответственном комитете. При этом для работы над документом могут привлекаться эксперты, представители профессиональных и научных сообществ, создаваться различные рабочие группы, в которых ведется анализ предложений по совершенствованию законопроекта, проводиться парламентские слушания, круглые столы и т. д.

После того как ответственный комитет проведет заседание и рекомендует депутатам поддержать или отклонить законопроект, начинается рассмотрение документа на пленарных заседаниях.

В Государственной Думе законопроект проходит три чтения.

Первое чтение

В первом чтении рассматривается концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции. Обычно во время пленарного заседания с докладом выступает субъект права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представитель. С содокладом выступает представитель ответственного комитета.

Решение о принятии или об одобрении законопроекта в первом чтении оформляется соответствующим постановлением ГД. Если по итогам голосования предложение о принятии проекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Решение об отклонении законопроекта также оформляется соответствующим постановлением ГД. Отклоненный документ дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Второе чтение

После того как ответственный комитет на заседании вновь обсудит документ и поступившие к нему поправки, приходит время второго чтения. На этом этапе законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок. Их ответственный комитет представляет в виде таблиц:

  • таблица поправок, рекомендуемых к принятию и включенных в текст законопроекта;
  • таблица поправок, рекомендуемых к отклонению;
  • таблица поправок, по которым не было принято решений.

Принятый во втором чтении документ направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта. После этого проект вместе с заключением Правового управления Аппарата ГД представляется ответственным комитетом в Совет ГД. Тот включает его в проект порядка работы Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.

В СМИ второе чтение часто называют основным — это связано с тем, что именно в этом чтении законопроект приобретает свой окончательный вид и обсуждается на пленарном заседании наиболее подробно.

Третье чтение

В третьем чтении законопроект принимается в целом — допустимы лишь редакционные уточнения. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета. Перед голосованием допускаются выступления представителей фракций.

В исключительных случаях по требованию фракций председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом ГД и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение в Совете Федерации

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат:

  • федеральные конституционные законы;
  • законы о поправках в Конституцию;
  • финансовые законы;
  • законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Остальные законы, поступившие из ГД, Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать — это будет означать согласие с принятием закона.

Подписание закона Президентом

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, и в течение 14 дней глава государства подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент в течение двух недель с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самими законами не установлено другое.

Любопытный документ обнародован на официальном сайте Государственной Думы. Он фактически пошагово растолковывает гражданам, как появляется закон, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит проект, прежде чем стать законом. В чем особенность всех стадий и кто подписывает финальный вариант текста. Из разъяснения становится понятно - появление закона - сложная процедура, где все расписано по деталям.

 Фото: iStock

Документ подчеркивает - далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.

Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.

Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют "на соответствие установленным требованиям". Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.

Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений "по совершенствованию инициативы", проведет парламентские слушания, "круглые столы". Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.

Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.

Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет "для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки". После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.

Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.

Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать - это будет означать согласие с их принятием.

Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.

Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.

Читайте также: