Что такое время обслуживания рабочего места

Обновлено: 01.06.2024

При изучении трудовых процессов и разработке норм труда наиболее актуальными являются вопросы о том, какие затраты рабочего времени являются необходимыми и должны регламентироваться с последующим включением в трудовую норму, а какие считаются излишними, нерациональными затратами и потерями. Для решения поставленных вопросов на практике применяются различные виды классификаций рабочего времени, получаемые путем разделения последнего по различным категориям затрат.
Для анализа содержания труда библиотечных работников может применяться один из видов классификаций затрат рабочего времени, характерный для отраслей непроизводственной сферы, общая структура которого приведена на рисунке 1.
Рассмотрим более подробно приведенные в данной классификации категории затрат рабочего времени на примере библиотечно-информационных процессов.
Рабочее время — это установленная законодательством продолжительность рабочего дня, рабочей недели, то есть период времени, в течение которого исполнитель находится на рабочем месте в связи с выполняемой им работой.
Все рабочее время исполнителя подразделяется на время работы, затрачиваемое на действия, связанные с ее выполнением, и время перерывов, в течение которых трудовой процесс не осуществляется.
Время работы подразделяется на время выполнения производственного задания и время работы, не предусмотренной производственным заданием. К работе, не предусмотренной производственным заданием, относятся случайные работы, вызванные производственной необходимостью и не входящие в круг функциональных обязанностей исполнителя, возложенные на сотрудника специальным распоряжением руководителя. Категория этих затрат не относится к нормируемым.
Время выполнения производственного задания разделяют на оперативное время и время подготовительно-заключительной работы, в том числе по обслуживанию рабочего места.
Оперативное время – это время, затраченное сотрудниками отделов на выполнение повседневных повторяющихся практических заданий (видов работ). Оперативное время включает основное и вспомогательное время. Например, при выполнении работы по вводу информации в ПЭВМ основное время – это набор текста, а вспомогательное – редактирование текста.
Подготовительно-заключительное время – это время, затрачиваемое работником на подготовку к выполнению заданной работы и действия, связанные с ее окончанием. Сюда можно отнести:

  • время для подготовки к выполнению работы;
  • получение задания и ознакомление с ним;
  • подготовка рабочего места, предметов, необходимых для выполнения заданной работы;
  • настройка оборудования;
  • сдача отчета о выполненной работе.


Рис. 2 Доля регламентированных перерывов в структуре рабочего времени (без учета технологических перерывов)

Время регламентированных перерывов в течение рабочего дня (смены) зависит от его (ее) продолжительности, вида и категории трудовой деятельности. В соответствии с этим установлены следующие виды трудовой деятельности:

  • группа А – работа по считыванию информации с экрана ПЭВМ с предварительным запросом;
  • группа Б – работа по вводу информации;
  • группа В – творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

Для каждого из указанных видов трудовой деятельности в свою очередь устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы, которые определяются по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену в случае считывания или ввода информации, или по суммарному времени непосредственной работы в случае творческой работы в режиме диалога с ПЭВМ.

  • для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
  • для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут каждый час работы;
  • для III категории работ через 1,5-2 часа от начала рабочей смены и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
Также в состав регламентированных перерывов входит время перерывов, установленных технологическим процессом (для библиотечных процессов, например – ожиданием обслуживания читателя).
Время нерегламентированных перерывов включает время перерывов, вызванных:

  • нарушением режимов работы и технологии;
  • несогласованностью в работе смежных участков;
  • неисправностью технических средств;
  • нарушением трудовой дисциплины (посторонние разговоры, преждевременный уход с рабочего места, опоздания и т.д.);
  • а также время перерывов, вызванных ожиданием обслуживания (сверх норматива: допустимым принимается время перерывов, вызванных ожиданием обслуживания, составляющее до 10-15% от оперативного времени).

Для анализа содержания труда библиотечных работников может также применяться другой вид классификаций затрат рабочего времени, при котором все перечисленные затраты рабочего времени делятся на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые затраты включаются в норму. Они необходимы для выполнения заданной работы.
Общая структура такого вида классификации приведена на рисунке 3.

К нормируемым затратам рабочего времени относятся:

  • подготовительно-заключительное время;
  • оперативное время;
  • время обслуживания рабочего места – это время технического обслуживания и время организационного обслуживания. Например, при осуществлении ввода данных в ПК время технического обслуживания будет состоять в настройке программы под конкретное задание, а время организационного обслуживания – в классификации бумажных носителей и учете их ввода;
  • время перерывов, предусмотренных технологией;
  • время на отдых и личные надобности.

Ненормируемые затраты рабочего времени:

  • потери времени по организационно-техническим причинам (аварии, устранимые недостатки организации труда);
  • нарушения трудовой дисциплины.

Кроме того, следует отметить, что в библиотеках также выделяется:

  • время творческой работы, включающей затраты времени (единица измерения – в часах), связанные с разработкой научно-исследовательских и научно-методических проблем;
  • научной организацией труда;
  • время повышения квалификации, затраченное на изучение литературы по специальности;
  • время на участие в научно-практических конференциях;
  • обучение на курсах и др.

Ненормируемые затраты времени (время случайной и непроизводительной работы и не регламентируемых перерывов) в норму времени не включаются. Они являются прямыми потерями рабочего времени.
Таким образом, классификация затрат рабочего времени исполнителя позволяет выявить величину и причины потерь, а также нерациональных затрат рабочего времени. В этих целях производится изучение затрат времени на рабочем месте.



Список использованной литературы

1. СанПиН 9-131 РБ 2000 (СанПиН 2.2.2.9-131 РБ). Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы : утв. 10.11.00 // Сборник официальных документов по медицине труда и производственной санитарии.- Минск, 2003. –Ч. 5.- С. 40-73.
2. Заочная школа общественных нормировщиков. Занятие 5-е. Методика учета Рабочего времени и классификация его затрат. Категории затрат рабочего времени // Научные и технические библиотеки. – 1985. — № 5. — С. 33-39.
3. Классификация затрат рабочего времени // Библиотеки учебных заведений. — Москва, 2008.- № 25-28, спец. прил. № 2 (Нормирование библиотечных процессов. Порядок разработки и применения норм). — С. 23-30.
4. Редькина, Н. С. Технологическая работа в библиотеке : практическое пособие / Н. С. Редькина. — Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2006. — 103 с.


Большинство сотрудников, к которым, я надеюсь, можно отнести и нас с вами, ежедневно приходят на работу с желанием эффективно выполнять поставленные задачи. В течение рабочего дня мы все вовлечены в бесконечный круговорот заданий и сложностей, связанных с их выполнением, поэтому каждому из нас так приятно иметь возможность сделать небольшую передышку.

Поэтому, вне зависимости от выполняемой работы, работники имеют право на законные перерывы в течение рабочего дня (смены), представляющие собой форму времени отдыха (ст. 107 ТК РФ).

Условно все технологические перерывы в работе можно разделить на три основные группы:

  • специальные (зависят от типа трудовой деятельности) и общие (для личных нужд, в т. ч. и перерыв на обед);
  • обязательные (устанавливаются работодателем, и избежать их не получится) и рекомендуемые (устанавливаются работодателем по согласованию с работниками);
  • включаемые и не включаемые в оплату труда .

Все технологические перерывы устанавливаются в результате двустороннего договора между работодателем и работниками на основании Трудового кодекса и иных нормативно–правовых актов и фиксируются в локальных нормативных актах организации, например, в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Так, в Правилах внутреннего трудового распорядка можно зафиксировать условия труда и отдыха сотрудников, количество перерывов и их продолжительность, перечень видов деятельности и категории персонала, которым положены специальные технологические перерывы.

Общие технологические перерывы предоставляются работникам для личных целей. К числу таких перерывов относятся обеденный перерыв, время для посещения сан. узла, перекуры, чайные паузы, физкультминутки и т. д. Эти перерывы очень важны, т. к. позволяют снизить уровень утомляемости и раздраженности персонала, а значит повысить уровень работоспособности членов трудового коллектива.

Такие перерывы, как правило, кратковременны. Их длительность составляет от 10 до 20 минут, но она может варьироваться в зависимости от производственного процесса. Руководство некоторых компаний, основываясь на положительном опыте западных компаний, выделяет для отдыха своих работников отдельные уютные помещения, в которых они могут расслабиться и полноценно отдохнуть.

С общими технологическими перерывами все вроде бы просто – это время, предоставляемое сотрудникам для отдыха, которое они могут использовать по своему усмотрению. Тогда что же такое специальные технологические перерывы?

К специальным технологическим перерывам следует отнести время, в течение которого у работников нет возможности выполнять свои трудовые обязанности из-за особенностей технологического процесса. А значит в соответствии со ст. 109 ТК РФ отдельные направления деятельности предполагают наличие обязательных перерывов на отдых.

Перечень работ, при выполнении которых работодатель обязан предоставить перерывы для отдыха, фиксируется в Правилах внутреннего трудового распорядка или в других локальных нормативных актах организации.

К числу специальных перерывов относятся:

  • Технологический перерыв , необходимый для проветривания помещения. Он позволяет снизить концентрацию вредных элементов в воздухе.
  • Перерыв для уборки помещения . Необходим, чтобы своевременно убирать помещения, избегая загрязнения отходами производства, которые образуются в процессе работы.
  • Перерыв на время обновления информационной базы онлайн . Необходим для пополнения информации, содержащейся на внешних источниках данных.

Технологические перерывы (кроме перерыва на обед) включаются в рабочее время, а значит не могут увеличивать время окончания рабочего дня (смены) (Письмо Роструда от 11.04.2012 № ПГ/2181-6-1).

Специальные технологические перерывы можно разделить по видам, в зависимости от того, чем вызвана необходимость в этих перерывах.

Работа за компьютером связана с необходимостью предоставления технологических перерывов, целью которых является сохранение здоровья работников. Своевременный отдых позволит избежать перенапряжения и усталости глаз и, как следствие, сохранить зрение работникам.

Для сотрудников, работающих за компьютером, технологические перерывы регламентируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 от 30.05.2003. Согласно Приложению № 7 СанПиН длительность такого перерыва составляет 50-140 минут. Точная же продолжительность технологического перерыва будет напрямую зависеть от нагрузки сотрудников:

  • Если уровень нагрузки сотрудника за смену составляет до 20 000 символов, сотруднику будут положены два технологических перерыва длительностью по 15 минут. Причем первый из них должен быть через 2 часа от начала смены, а второй через 2 часа после окончания обеденного перерыва.
  • Если уровень нагрузки сотрудника за смену составит до 40 000 символов, сотруднику предоставляются или два технологических перерыва длительностью по 15 минут (первый через 2 часа от начала смены, второй через 1,5-2 часа после окончания обеденного перерыва), или перерывы по 10 минут через каждый час работы.
  • При нагрузке сотрудника до 60 000 символов за смену ему необходимо предоставить или два технологических перерыва длительностью по 20 минут (первый через 1,5-2 часа от начала смены, второй через 1,5-2 часа после окончания обеденного перерыва), или перерывы по 15 минут через каждый час работы.

Двенадцатичасовая рабочая смена также предполагает предоставление специальных технологических перерывов для профилактики стресса у сотрудников, их чрезмерного напряжения и переутомления. Кратковременные перерывы в работе позволят сотруднику восстановить силы, улучшить эмоциональное состояние, что положительно сказывается на эффективности труда.

При 12-тичасовой рабочей смене порядок предоставления перерывов и их продолжительность устанавливаются в соответствии с Методическими рекомендациями МР 2.2.9.2311-07.2.2.9, утвержденными Главсанврачом 18.12.2007. Следуя этим рекомендациям сотрудникам в течение рабочей смены должны предоставляться, помимо двух перерывов на обед, четыре дополнительных перерыва по 10 минут и один перерыв для кратковременного сна продолжительностью 45-60 минут (предоставляется после первого перерыва на обед).

Сразу скажу, что этот перечень перерывов носит рекомендательный характер, а значит работодатель вправе включить в перечень не все рекомендуемые перерывы. К тому же в Приказе Минздравсоцразвития РФ № 181н от 01.03.2012 данный перечень перерывов не приведён. Чаще всего, помимо обеденного перерыва, при 12-часовой смене работодатели дополнительно предоставляют 4-5 перерывов по 10-15 минут.

При работе в условиях низких или высоких температур требуется предоставлять работникам специальные технологические перерывы для отдыха и обогрева или, наоборот, для охлаждения.

Как правило, такие перерывы предоставляются работникам, работающим на открытом воздухе в холодное или жаркое время года, в неотапливаемых помещениях, морозильных камерах или, напротив, в горячих цехах (металлургия, хлебопекарное производство и т. д.).

Для предоставления таких перерывов работодатель обязан оборудовать специальные помещения для отдыха и обогрева (охлаждения) работников и поддерживать в них температурный режим в диапазоне 21-25 С. При этом длительность перерыва на обогрев не установлена, но она не должна быть менее 10 минут.

При выполнении тяжелых работ, связанных с погрузкой или разгрузкой, также должны предоставляться дополнительные перерывы для отдыха. Связано это с тем, что такие работники за смену поднимают большое количество тяжестей, непрерывность подобной работы может привести не только к накоплению усталости, но и к тяжелым травмам и заболеваниям.

В заключение хочу ещё раз напомнить, что в соответствии с Трудовым кодексом все работники имеют право на небольшие перерывы в работе. Виды и порядок предоставления таких перерывов будет зависеть от технологии производства. При этом, перерывы в работе, кроме перерыва на обед, включаются в рабочее время. Работодатель устанавливает порядок и продолжительность технологических перерывов руководствуясь нормами действующего трудового законодательства, в противном случае, его могут привлечь к ответственности.


Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более 3 лет. Доступно рассказывает сложные вещи на простом языке.


Определить точно величину этого времени представляется довольно затруднительным ввиду разнообразия условий и характера различных работ.

Как было сказано выше, время па техническое обслуживание рабочего места исчисляется в процентном отношении от основного времени (или, для упрощения подсчёта нормы, от оперативного времени). Размер процента от основного времени колеблется от 1 до 7% в зависимости от типа и размера станка.

Время на организационное обслуживание рабочего места исчисляется в процентном отношении от оперативного времени. Размер процента от оперативного времени колеблется от 1 до 2,7% в зависимости от типа и размера станка.

Время па техническое обслуживание рабочего места в процентах от основного времени и на организационное обслуживание в процентах от оперативного времени для разных типов и размеров каждого станка (по утверждённым нормативам) указано в табл. 7.

Время на физические потребности предусматривается в размере 2% от оперативного времени. При определении нормы времени на обработку время на физические потребности прибавляется к времени на обслуживание рабочего места.

Время перерывов на отдых для станочных работ, как уже отмечалось, принимается в исключительных случаях при физически тяжёлых и утомительных работах. Как правило, в норме времени предусматривается только лишь время на физические потребности в указанном размере.

При расчёте нормы времени время на обслуживание и физические потребности исчисляется и суммируется для каждой операции технологического процесса.

Как уже отмечалось, в серийном производстве для упрощения подсчёта нормы штучного времени можно исчислять время технического обслуживания в процентах не к основному, а к оперативному времени.

Для этого необходимо выявить нормальное соотношение между основным и вспомогательным временем для данного производства и оборудования, и проценты времени на техническое обслуживание по отношению к основному времени пересчитать на процентное соотношение к оперативному (т. е. к сумме основного и вспомогательного).

Время на техническое и организационное обслуживание рабочего места

Время на техническое и организационное обслуживание рабочего места, фото 2

Таблица 7. Время на техническое и организационное обслуживание рабочего места.

Суммарное время на техническое и организационное обслуживание рабочего места и физические потребности

Таблица 8. Суммарное время на техническое и организационное обслуживание рабочего места и физические потребности.

В серийном производстве часто основное и вспомогательное время приблизительно равны, т. е. между ними имеется приблизительное соотношение 1:1. С достаточной для практики точностью это соотношение можно принять для пересчёта процентов времени технического обслуживания в серийном производстве.

При соотношении основного и вспомогательного времени 1 : 1 (приблизительно), указанные в таблице 7, проценты времени на техническое обслуживание (по отношению к основному времени) надо разделить на 2, тогда получим процентьг времени па техническое обслуживание по отношению к оперативному времени.

При другом соотношении основного и вспомогательного времени указанные в таблице проценты соответственно изменятся.

В целях упрощения подсчёта нормы времени можно определить суммарный процент времени на техническое и организационное обслуживание и физические потребности; для этого надо сложить: проценты времени па техническое, и организационное обслуживание и процент времени на физические потребности по отношению к оперативному времени.

Результаты такого подсчета приведены в тице 8, второй даны суммарные проценты времени на техническое и организационное обслуживание и физические потребности по , отношению к оперативному времени, причём при исчислении их принято соотношение основного и вспомогательного времени 1:1.

Также можно вести расчеты и для серийного производства лишь при наличии (примерно) указанного соотношения между основным и вспомогательным временем. Суммарное время на техническое и организационное обслуживание и физические потребности при данном , , соотношении основного и вспомогательного времени (1 : 1) для всех

типов станков колеблется в пределах 3,5_6,5% от оперативного времени; исключение составляют лишь некоторые типы шлифовальных станков, у которых это время доходит до 8,2%; к числу их относятся круглошлифовальные, внутри шлифовальные и плоскошлифовальные станки продольного типа, работающие периферией камня (большого размера). з таблцы 8 видно также, что для подавляющего большинства типов станков суммарное время на техническое и организационное обслуживание и физические потребности находится в пределах 4—6%; отсюда следует, что этими величинами процентов можно пользоваться, как средними.

Как уже упоминалось, суммарное время на обслуживание и физические потребности начисляется на время каждой обработочной операции отдельно.

Читайте также: