Что такое версионность программного обеспечения

Обновлено: 25.06.2024

  • Жизненный цикл успешной компьютерной программы может быть очень долгим; изменения в программе бывают разными — от исправления ошибки до полного переписывания. В большинстве случаев название программы остаётся тем же, изменяется подназвание — так называемая версия.

Версия программы может быть целым числом (Corel Draw 11), последовательностью чисел (JDK 1.0.3), годом (Windows 2000) или текстом (Embarcadero Delphi XE). В любом случае, система версионирования выбирается по нескольким критериям:

* Поддержка той или иной системы со стороны ПО для разработки (компилятора, системы контроля версий и т. д.)

Связанные понятия

Исполняемый файл (англ. executable file, также выполняемый, реже исполнимый, выполнимый) — файл, содержащий программу в виде, в котором она может быть исполнена компьютером. Перед исполнением программа загружается в память, и выполняются некоторые подготовительные операции (настройка окружения, загрузка библиотек).

Блокнот (англ. Notepad) — простой текстовый редактор, являющийся частью операционных систем Microsoft Windows, начиная с вышедшей в 1985 году Windows 1.0.

Дамп памяти (англ. memory dump; в Unix — core dump) — содержимое рабочей памяти одного процесса, ядра или всей операционной системы. Также может включать дополнительную информацию о состоянии программы или системы, например значения регистров процессора и содержимое стека. Многие операционные системы позволяют сохранять дамп памяти для отладки программы. Как правило, дамп памяти процесса сохраняется автоматически, когда процесс завершается из-за критической ошибки (например, из-за ошибки сегментации.

Двои́чная совмести́мость, бина́рная совмести́мость (англ. binary compatibility) — вид программной совместимости, позволяющий программе работать в различных средах без изменения её исполняемых файлов.

Двоичный (бинарный) файл — в широком смысле: последовательность произвольных байтов. Название связано с тем, что байты состоят из бит, то есть двоичных (англ. binary) цифр.

Переменная среды́ (англ. environment variable) — текстовая переменная операционной системы, хранящая какую-либо информацию — например, данные о настройках системы.

Фокал (Focal, акроним от англ. formula calculator) — интерпретируемый язык программирования высокого уровня, переработка языка JOSS.

Командный интерпретатор, интерпретатор командной строки — компьютерная программа, часть операционной системы, обеспечивающая базовые возможности управления компьютером посредством интерактивного ввода команд через интерфейс командной строки или последовательного исполнения пакетных командных файлов.

Страничная память — способ организации виртуальной памяти, при котором единицей отображения виртуальных адресов на физические является регион постоянного размера (т. н. страница). Типичный размер страницы — 4096 байт, для некоторых архитектур — до 128 КБ.

Пакет обновления (англ. — service pack, сок. — SP) — набор обновлений, исправлений, улучшений компьютерной программы или ОС, поставляемый в виде единого установочного пакета. Многие компании, как например, Microsoft или Autodesk, обычно выпускают пакет обновлений тогда, когда число отдельных патчей для конкретной программы достигает некоторого предела. Установка пакета обновления проще и поэтому требует меньше обращений за технической поддержкой в компанию, чем установка по отдельности большого количества.

По умолча́нию — термин, используемый для обозначения значений параметров какой-либо программы, предустановленных разработчиком. Пользователь может изменить эти установки явным образом, однако, если он не сделал этого, то в качестве значений используются параметры, заданные разработчиком.

Файловый дескриптор — это неотрицательное целое число. Когда создается новый поток ввода-вывода, ядро возвращает процессу, создавшему поток ввода-вывода, его файловый дескриптор.

И́мя фа́йла — строка символов, однозначно определяющая файл в некотором пространстве имён файловой системы (ФС), обычно называемом каталогом, директорией или папкой. Имена файлов строятся по правилам, принятым в той или иной файловой и операционной системах (ОС). Многие системы позволяют назначать имена как обычным файлам, так и каталогам и специальным объектам (символическим ссылкам, блочным устройствам и т. п.).

Жёсткой ссылкой (англ. hard link) в UFS-совместимых файловых системах называется структурная составляющая файла — описывающий его элемент каталога.

Текстовый пользовательский интерфейс, ТПИ (англ. Text user interface, TUI; также Character User Interface, CUI) — разновидность интерфейса пользователя, использующая при вводе-выводе и представлении информации исключительно набор буквенно-цифровых символов и символов псевдографики. Характеризуется малой требовательностью к ресурсам аппаратуры ввода-вывода (в частности, памяти) и высокой скоростью отображения информации. Появился на одном из начальных этапов развития вычислительной техники, при развитии.

Монтирование файловой системы — системный процесс, подготавливающий раздел диска к использованию операционной системой.

Совмести́мость — способность различных объектов — аппаратных или программных компонентов — взаимодействовать друг с другом. По отношению к компьютерам можно выделить аппаратную (техническую), программную и информационную совместимость.

Защищённый режим (режим защищённой виртуальной адресации) — режим работы x86-совместимых процессоров. Частично был реализован уже в процессоре 80286, но там существенно отличался способ работы с памятью, так как процессоры ещё были 16-битными и не была реализована страничная организация памяти. Первая 32-битная реализация защищённого режима — процессор Intel 80386. Применяется в совместимых процессорах других производителей. Данный режим используется в современных многозадачных операционных системах.

Количество строк кода (англ. Source Lines of Code — SLOC) — это метрика программного обеспечения, используемая для измерения его объёма с помощью подсчёта количества строк в тексте исходного кода. Как правило, этот показатель используется для прогноза трудозатрат на разработку конкретной программы на конкретном языке программирования, либо для оценки производительности труда уже после того, как программа написана.

Виртуальная файловая система (англ. virtual file system — VFS) или виртуальный коммутатор файловой системы (англ. virtual filesystem switch) — уровень абстракции поверх конкретной реализации файловой системы. Целью VFS является обеспечение единообразного доступа клиентских приложений к различным типам файловых систем. VFS может быть использована для доступа к локальным устройствам и файлам (fat32, ext4, ntfs), сетевым устройствам и файлам на них (nfs), а также к устройствам, не предназначенным для.

Обра́тная совмести́мость — наличие в новой версии компьютерной программы или компьютерного оборудования интерфейса, присутствующего в старой версии, в результате чего другие программы (или человек) могут продолжать работать с новой версией без значительной переделки (или переучивания). Полная обратная совместимость означает, что при замене старой версии компонента на новую функционирование всей системы в целом не нарушится.

Конфигурация программного обеспечения — совокупность настроек программы, задаваемая пользователем, а также процесс изменения этих настроек в соответствии с нуждами пользователя.

Механизм копирования при записи (англ. Copy-On-Write, COW) используется для оптимизации многих процессов, происходящих в операционной системе, таких как, например, работа с оперативной памятью или файлами на диске (пример — ext3cow).

Кома́нда — это указание компьютерной программе действовать как некий интерпретатор для решения задачи. В более общем случае, команда — это указание некоему интерфейсу командной строки, такому как shell.

Hardware Abstraction Layer (HAL, Слой аппаратных абстракций) — слой абстрагирования, реализованный в программном обеспечении, находящийся между физическим уровнем аппаратного обеспечения и программным обеспечением, запускаемом на этом компьютере. HAL предназначен для скрытия различий в аппаратном обеспечении от основной части ядра операционной системы, таким образом, чтобы большая часть кода, работающая в режиме ядра, не нуждалась в изменении при её запуске на системах с различным аппаратным обеспечением.

Основная область памяти (Основная память, англ. Conventional memory) занимает первые 640 Кбайт оперативной памяти в IBM PC-совместимых компьютерах. В эту область загружается таблица векторов прерываний (занимает 1 Кбайт), некоторые данные из BIOS (например, буфер клавиатуры), различные 16-битные программы DOS. Для них 640 Кбайт являются барьером.

Точка монтирования (англ. mount point) — это каталог или файл, с помощью которого обеспечивается доступ к новой файловой системе, каталогу или файлу.

Эмулятор терминала, приложение терминала, term или tty для краткости — это программа, которая эмулирует терминал компьютера внутри некоторой другой архитектуры вывода данных на экран.

Интерпретируемый язык программирования — язык программирования, исходный код на котором выполняется методом интерпретации. Классифицируя языки программирования по способу исполнения, к группе интерпретируемых относят языки, в которых операторы программы друг за другом отдельно транслируются и сразу выполняются (интерпретируются) с помощью специальной программы-интерпретатора (что противопоставляется компилируемым языкам, в которых все операторы программы заранее оттранслированы в объектный код.

Модуль ядра, загружаемый модуль ядра (англ. loadable kernel module, LKM) — объект, содержащий код, который расширяет функциональность запущенного или т. н. базового ядра ОС. Большинство текущих систем, основанных на Unix, поддерживают загружаемые модули ядра, хотя они могут называться по-разному (например, kernel loadable module в FreeBSD и kernel extension в Mac OS X).

Вытесняющая многозадачность (приоритетная многозадачность, англ. preemptive multitasking, дословно упреждающая многозадачность) — это вид многозадачности, при которой операционная система принимает решение о переключении между задачами по истечении некоего кванта времени.

Те́кстовый файл — компьютерный файл, содержащий текстовые данные. Текстовым файлам противопоставляются двоичные (бинарные) файлы, в которых содержатся данные, не рассчитанные на интерпретацию в качестве текстовых (например, файлы, хранящие текст в закодированном или сжатом виде, или хранящие не текст, а звук, изображение или иные данные).

Домашний каталог — это личный каталог пользователя в операционной системе, где находятся его данные, настройки и т. д.

Кросс-компиля́тор (англ. cross compiler) — компилятор, производящий исполняемый код для платформы, отличной от той, на которой исполняется сам кросс-компилятор. Такой инструмент бывает полезен, когда нужно получить код для платформы, экземпляров которой нет в наличии, или в случаях когда компиляция на целевой платформе невозможна или нецелесообразна (например, это касается мобильных систем или микроконтроллеров с минимальным объёмом памяти).

Текстовый видеорежим — режим компьютерного видеоадаптера, в котором экран представлен в виде решётки знакомест (а не пикселей, в отличие от графических режимов). В каждом из знакомест может находиться один символ из ограниченного набора.

Главная загрузочная запись (англ. master boot record, MBR) — код и данные, необходимые для последующей загрузки операционной системы и расположенные в первых физических секторах (чаще всего в самом первом) на жёстком диске или другом устройстве хранения информации.

А́дресное пространство (англ. address space) — совокупность всех допустимых адресов каких-либо объектов вычислительной системы — ячеек памяти, секторов диска, узлов сети и т. п., которые могут быть использованы для доступа к этим объектам при определенном режиме работы (состоянии системы).

Код операции, операционный код, опкод — часть машинного языка, называемая инструкцией и определяющая операцию, которая должна быть выполнена.

Сравнение с обменом (англ. compare and set, compare and swap, CAS) — атомарная инструкция, сравнивающая значение в памяти с одним из аргументов, и в случае успеха записывающая второй аргумент в память. Поддерживается в семействах процессоров x86, Itanium, Sparc и других.


Эти подходы чрезвычайно просты, именно поэтому они так популярны среди обычных пользователей, но у них есть ряд серьезных недостатков:

  • человеческий фактор — очень легко случайно перепутать имена файлов или папки, непреднамеренно сохранив документ поверх очень важной ревизии;
  • отсутствие автоматизации или чрезмерная автоматизация сохранения — это две крайности одной и той же проблемы, когда Вы можете забыть сохранить важную ревизию или когда текстовый редактор производит автосохранение, приводящее к её исчезновению;
  • большая избыточность при хранении, поскольку каждый раз приходится сохранять целиком копии документов, которые отличаются лишь небольшим количеством изменений;
  • сложность просмотра истории изменений (этот недостаток сопряжен с предыдущим) — если Вас интересуют только изменения, Вам придется искать их вручную.

Ситуация усложняется еще больше, если Вы одновременно работаете сразу с несколькими файлами, как это происходит у разработчиков программного обеспечения. Очевидно, поддержка множества таких версий вручную неудобна и быстро становится дорогим удовольствием.

Традиционные модели

Локальные системы контроля версий


Эти снимки содержали только измененные файлы, в результате сокращались накладные расходы на хранение файлов и упрощался поиск по истории изменений. Более того, система управления версиями могла восстановить все файлы, находящиеся под контролем версий, целиком в любой ревизии.

Централизованные системы контроля версий

Однако следующей большой проблемой оказалась необходимость сотрудничать с разработчиками, чьи репозитории находятся на других компьютерах. Чтобы решить ее, были созданы централизованные системы управления версиями. Как понятно из названия, эти системы используют центральный сервер для хранения файлов и их ревизий. Пользователь, работающий с документами, должен сначала получить нужную ему версию документа из центрального хранилища.

Такой подход имеет множество преимуществ, особенно над локальными системами управления версиями. К примеру, все знают, кто и чем занимается в проекте. У администраторов есть четкий контроль над тем, кто и что может делать, и, конечно, администрировать такую систему гораздо легче, чем локальные базы на каждой клиентской машине.


Однако этот подход также не лишен недостатков. Наиболее очевидный — централизованый сервер является уязвимым местом всей системы. Если сервер выключается на час, то в течение часа разработчики не могут взаимодействовать, и никто не может сохранить новые версии. Если же повреждается диск с центральной базой данных и нет резервной копии, Вы теряете абсолютно всю историю проекта, за исключением нескольких рабочих копий, оставшихся у клиентов. Локальные системы управления версиями подвержены той же проблеме: если вся история проекта хранится в одном месте, Вы рискуете потерять всё.

Распределенная модель

Распределенные системы управления версиями, к которым относится Git, смотрят на проблему шире. В отличие от централизованных систем, состоящих из сервера версий и клиентских инструментов, распределенные системы предлагают инструменты для создания, клонирования и синхронизации репозиториев.

В обычной работе такой репозиторий ничем не отличается от локального: Вы можете вносить изменения, создавать ревизии, просматривать историю и восстанавливать файлы из предыдущих ревизий. А при коллективной работе Вы регулярно синхронизируете свои репозитории с репозиториями других разработчиков (или с центральным репозиторием), при этом система контроля версий обеспечивает целостность изменений, а также минимизирует возможность конфликтов.


Кроме того, большинство таких систем позволяют работать с несколькими удаленными репозиториями, таким образом можно одновременно работать с разными группами людей в рамках одного проекта. Так, в одном проекте можно одновременно вести несколько типов рабочих процессов, что невозможно в централизованных системах.

Системы контроля версиями записывают и сохраняют несколько изменений в файлах. Благодаря этому можно вернуться к определенной точке истории изменения файла или проекта. Некоторые системы, такие как Subversion, отслеживают историю отдельных файлов. Другие, такие как Git и Mercurial, отслеживают историю целых репозиториев.

Управление версиями подобно системе безопасности. Если вы внесли изменения, которые позже вызвали проблемы, можно будет вернуть файл или весь проект к определенной точке вместо того, чтобы начинать все с нуля.

Одним из наиболее часто используемых вариантов является локальное управление версиями. Поэтому большинство пользователей просто не обращают на него внимания, поскольку это одна из множества функций приложения.

Системы управления версиями в приложениях ограничены типами файлов, которые они поддерживают, и объемом истории изменений, которые они могут хранить. В свою очередь автономные системы управления версиями могут сосредоточиться на более сложных функциях, хранить бесконечные истории версий и не ограничиваться конкретными форматами. Хотя некоторые системы больше подходят для конкретных файлов. По этой причине они более популярны в программировании. Хотя они могут использоваться для управления версиями любого файла, от базовых текстовых документов до огромных графических файлов.

Системы контроля версий делятся на две категории: распределенные и централизованные. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, которые делают их идеальными для различных рабочих процессов. К каждому типу относится множество различных систем. Наиболее популярными являются системы контроля версий Git, Subversion и Mercurial.

Управление версиями составных конфигурационных объектов. Понятие "ветки" проекта. Одновременно может существовать несколько версий системы – и в смысле для разных заказчиков и пр. (так сказать, в большом, настоящем смысле), и в смысле одного проекта, одного заказчика, но как разный набор исходных текстов. И в том и в другом случае в средстве управления версиями образуются разные ветки. Остановимся чуть подробнее на втором случае.

Каждая ветка содержит полный образ исходного кода и других артефактов, находящихся в системе контроля версий. Каждая ветвь может развиваться независимо, а может в определенных точках интегрироваться с другими ветвями. В процессе интеграции изменения, произведенные в одной из ветвей, полуавтоматически переносятся в другую. В качестве примера можно рассмотреть следующую структуру разделения проекта на ветки.

- V1.0 – ветвь, соответствующая выпущенному релизу. Внесение изменений в такие ветви запрещены и они хранят образ кода системы на момент выпуска релиза.

- Fix V1.0.1 – ветвь, соответствующая выпущенному пакету исправлений к определенной версии. Подобные ветви ответвляются от исходной версии, а не от основной ветви и замораживаются сразу после выхода пакета исправлений.

- Upcoming (V1.1) – ветвь, соответствующая релизу, готовящемуся к выпуску и находящемуся в стадии стабилизации. Для таких ветвей, как правило, действуют более строгие правила и работа в них ведется более формально.

- Mainline – ветвь, соответствующая основному направлению развития проекта. По мере созревания именно от этой ветви отходят ветви готовящихся релизов.

- WCF Experiment – ветвь, созданная для проверки некоторого технического решения, перехода на новую технологию, или внесения большого пакета изменений, потенциально нарушающих работоспособность кода на длительное время. Такие ветви, как правило, делаются доступными только для определенного круга разработчиков и убиваются по завершению работ после интеграции с основной веткой.

Чем одна версия отличается от другой? Несколькими строчками текста или полностью обновленным содержанием? И какая из двух и более версий главнее, лучше? К этому добавляется еще и то, что многие рабочие продукты могут состоять из набора файлов, и каждый из них может иметь по несколько версий. Как собрать корректную версию продукта?




В итоге в программном проекте начинают происходить мистические и загадочные события.

- Тщательно оттестированная программа на показательных испытаниях не работает

- Функциональность, о которой долго просил заказчик и которая была, наконец, добавлена в продукт, и новая версия торжественно отослана заказчику, таинственным образом исчезла из продукта.

- На компьютере разработчика программа работает, а у заказчика – нет….

Разгадка проста – все дело в версиях файлов. Там, где все хорошо, присутствуют файлы одной версии, а там, где все плохо – другой. Но беда в том, что "версия всего продукта" – это абстрактное понятие. На деле есть версии отдельных файлов. Один или несколько файлов в поставке продукта имеют не ту версию – все, дело плохо. Необходимо управлять версиями файлов, а то подобная мистика может стать огромной проблемой.

Итак, становится понятно, что в программных проектах необходима специальная деятельность по поддержанию файловых активов проекта в порядке. Она и называется конфигурационным управлением.

Выделим две основные задачи в конфигурационном управлении – управление версиямии управление сборками. Первое отвечает за управление версиями файлов и выполняется в проекте на основе специальных программных пакетов – средств версионного контроля. Существует большое количество таких средств –Microsoft Visual Source Safe, IBM Clear Case, CVN, Subversion и др. Управление сборками – это автоматизированный процесс трансформации исходных текстов ПО в пакет исполняемых модулей, учитывающий многочисленные настройки проекта, настройки компиляции, и интегрируемый с процессом автоматического тестирования. Эта процедура является мощным средством интеграции проекта, основой итеративной разработки.

Может работать в нескольких режимах:

- 1С:Предприятие — основной режим работы пользователя, ввод данных, получение отчётов;

- Конфигуратор — режим администрирования и изменения конфигурации;

- Отладчик — режим отладки и замера производительности конфигурации;

- Монитор — режим просмотра активных пользователей и журнала регистрации событий.

Версия 8.3

В качестве крупных изменений этой версии можно отметить:

- предоставление пользователям нативных 64-битных клиентов под Linux и MacOS. (Клиентские приложения существуют только для Mac OS X 10.8 и выше, и выпускаются для целей бета-тестирования).

- 64-битный клиент и Конфигуратор для Windows

- полноценную мобильную платформу для iOS, Android и Windows Phone

- переработку механизма расположения элементов в формах

- изменения в интерфейсных механизмах

Разработчики также получили большое количество изменений, в том числе:

- возможность создавать расширения конфигурации, позволяющие изменять конфигурацию без снятия её с поддержки

- улучшение механизмов хранилища конфигурации и сравнения объектов

- механизм рефакторинга кода

- механизм автоматизированного тестирования интерфейса

- выгрузка конфигурации в файлы текстового формата, в том числе частичная

Система защиты

В базовых конфигурациях версии 8 появилась защита через электронные ключи, которые необходимо активировать после покупки программы. В настоящее время используется на остальных всех новых поставках, аппаратные ключи продаются только по запросу и версии дороже.

Система контроля версий – это обязательный инструмент в арсенале программиста любого уровня: от новичка, который только осваивается в профессии, до тимлида, чей опыт исчисляется многими годами и проектами.

И если профи хорошо представляют себе задачи и возможности такой системы, то начинающим необходимо дать некоторые объяснения. Впрочем, иногда и опытные программисты совершают ошибки при работе с системой.

В нашей статье мы расскажем, зачем нужен данный инструмент, как им правильно пользоваться и разберем некоторые ошибки, которые допускают чаще всего.

Принцип работы системы контроля версий

Подобных папок может набраться довольно много. Из-за этого в какой-то момент усложняется откат к предыдущим версиям, труднее становится контролировать и упорядочивать вносимые изменения и т.д. А если проект ведут несколько специалистов, картина усугубляется.

Принцип работы системы контроля версий

Принцип работы системы контроля версий

Системы контроля версий (СКВ или VCS) разработаны специально для того, чтобы максимально упростить и упорядочить работу над проектом (вне зависимости от того, сколько человек в этом участвуют). СКВ дает возможность видеть, кто, когда и какие изменения вносил; позволяет формировать новые ветви проекта, объединять уже имеющиеся; настраивать контроль доступа к проекту; осуществлять откат до предыдущих версий.

Задачи для системы контроля версий

В целом задачи для системы контроля версий уже описаны выше, но можно пояснить еще, для тех, кто сталкивается с термином впервые. Для наглядности представьте, что работа над проектом – это игра, которую нужно пройти, двигаясь от одной контрольной точки – к другой (это и будут промежуточные версии проекта).

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Пусть, к примеру, разработку плагина для WordPress ведет один специалист. Заказчик вносит в ТУ требование обязательно использовать Git либо аналоги. Для него в будущем важно наличие свободного доступа к данным.

Сформировав репозиторий, программист занимается плагином. Первую рабочую версию продукта он оставляет в основной ветке. Каждый раз, сделав изменение, обозначает новый коммит (контрольную точку). А когда возникает необходимость в масштабном изменении, образует параллельные ветки.

Задачи для системы контроля версий

Задачи для системы контроля версий

Но чего можно ожидать, если программист на своем компьютере не использовал систему контроля версий и не сохранял создаваемые промежуточные копии плагина? Специалист будет переделывать проект практически заново. Возможно, ему и удастся внести нужные изменения, не нарушив основную логику, но это будет очень и очень сложно.

А теперь представьте, что работу над плагином ведут несколько человек. Тогда применение СКВ даже не обсуждается. Это позволит каждому разработчику, отделившись от основной ветки, выполнять свой конкретный круг задач. После чего специалисты проверят код на ошибки и объединят вместе все части проекта.

Работа в системе контроля версий дает возможность сохранять промежуточные варианты проекта, плюс это еще и помогает справляться с проблемами в случае их возникновения. Когда, например, несколько программистов, работающих над одной опцией, одновременно сбросят в репозиторий созданные версии, то система в автоматическом режиме займется устранением конфликта.

Вот перечень задач, выполняемых системой контроля версий файлов:

  • Сохранение исходного кода. Информация сваливается на удаленный сервер и в репозитории остаются даже файлы, удаленные с компьютера разработчика.
  • Возможность привлекать группу программистов, не покупая отдельно специальные инструменты для командной работы. Каждый свою задачу на персональном компьютере, обновляя файлы, когда это нужно.
  • Отмена внесенных изменений. Всегда есть возможность вернуться к контрольной точке, провести ревью исходного кода и текущего, а затем обновить основную ветку.
  • Распределенная работа над проектом. То есть, программисты могут создавать видоизмененный плагин, пока основная его версия спокойно функционирует на сайте.

Запутались в разнообразии профессий и не знаете, куда двигаться? Хотите больше зарабатывать или работать удалённо? Уже повзрослели, но так и не поняли, кем хотите стать? Мечтаете наконец найти любимую работу и уйти с нелюбимой?

Александр Сагун

Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.

Карьерная мастерская это:

  • Список из 30 востребованных современных профессий.
  • Долгосрочный план по развитию в той профессии, которая вам подходит.
  • Список каналов для поиска работы.
  • 3 теста на определение своих способностей и склонностей.
  • Практику в разных профессиях на реальных задачах.

Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!

Зарегистрироваться и получить подарки

Для программистов СКВ – вещь необходимая, в их работе без сохранения бэкапов просто не обойтись. На практике всегда в какой-то момент приходится возвращаться к исходникам, и если такой возможности не будет, то проблем не избежать.

Типы систем контроля версий

Локальные СКВ

Среди первых систем подобного плана была RCS, разработанная в 1985 году и сразу ставшая популярной.

СКВ подобного плана решали лишь проблему хранения больших объемов данных.

Современные СКВ условно бывают двух видов, а именно, централизованные и распределенные системы контроля версий.

Александр Сагун

Чтобы работа приносила удовольствие, нужно сначала найти правильную профессию.

Мы подготовили документы, которые помогут не ошибиться с выбором и определить, какая профессия в IT подходит именно тебе.

Благодаря этим гайдам 76% наших студентов смогли найти востребованную профессию своей мечты.

Обычно эти документы доступны только нашим студентам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа.

Скачивай и используй уже сегодня:

Гайд по профессиям в IT

5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате

100 тыс. р. за 100 дней с новой профессией

6 правил, которым необходимо следовать для облегчения обучения

Все профессии, которые есть в IT-сфере

63 профессии и необходимые для них навыки

Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру

6 направлений деятельности и полезная литература по каждому из них

Централизованные СКВ

Далее предстояло решить проблему привлечения к работе над одним проектом нескольких специалистов (за разными компьютерами). Для этого и были разработаны централизованные системы контроля версий, такие как, к примеру, CVS, Subversion, Perforce. Они имеют собственный центральный сервер, где накапливаются все файлы проекта. Система контролирует и их сохранность, и выдачу их копий определенному ряду пользователей. Именно по такой схеме много лет и работали СКВ.

Централизованные СКВ

Централизованные СКВ

В целом подход хороший. Он позволяет администраторам достаточно просто отслеживать действия каждого привлеченного разработчика. Если сравнивать с локальными базами по каждому клиенту, то там осуществлять контроль куда сложнее.

Впрочем, и минусы тут, несомненно, есть. Главный из них – уязвимость централизованного сервера. Временное выключение сервера (пусть даже на час) останавливает работу программистов, они не могут ни сохранять новые варианты версий, ни взаимодействовать между собой. В случае же повреждения диска, на котором хранится центральная база данных, все наработки по проекту теряются безвозвратно.

Распределенные СКВ

Потому что как только клиент скачивает измененную версию файлов, к нему в компьютер копируются все данные репозитория в полном объеме.

Еще один плюс подобных систем в том, что в большинстве из них доступно для хранения данных сразу нескольких удаленных репозиториев.

Сегодня практически стандартом по умолчание стало использование распределенной системы контроля версий GIT. Впрочем, популярные в прошлом варианты вроде Subversion тоже можно еще встретить в старых масштабных проектах.

Обзор наиболее популярной системы контроля версий GIT

Современный программист вне зависимости от его профиля должен знать, как работать с GIT. Да, у разных СКВ есть свои достоинства и недостатки, но большая часть компаний на сегодняшний день используют именно систему контроля версий GIT.

GIT относится к распределенным системам контроля версий, и как децентрализованная СКВ имеет свои преимущества:

  • сетевых задержек не бывает, поэтому все операции выполняются очень быстро;
  • идеально подходит для проектов, к работе над которыми привлекается целая команда специалистов;
  • возможность сохранить данные в случае выхода из строя центрального сервера.

Версии хранятся тут в двух репозиториях, локальном (расположен на компьютере разработчика, причем именно репозиторий с полным объемом данных, а не ссылки на отдельные версии проекта) и удаленном (лежит на удаленном сервере). Получение данных с удаленного репозитория идет через гит-хостинги Github, Google Code, GitLab и прочее.

Обзор наиболее популярной системы контроля версий GIT

Обзор наиболее популярной системы контроля версий GIT

Достаточно лишь иметь интернет соединение, чтобы получать доступ к удаленному репозиторию. Взаимодействие просто представляет собой синхронизацию локального и удаленного репозиториев.

Копирование данных из локального репозитория в удаленный в данной системе контроля версий осуществляется командой push, а обратный процесс – командой pull.

Любые изменения в документе и его новые версии сохраняются в локальном репозитории.

Бывает прямое дерево, когда сохранения файлов выполняются последовательно, одно за другим без возврата к предыдущим вариантам.

Есть еще разветвленное дерево. Оно получается, если приходится дорабатывать старые версии, вносить в них изменения и потом сохранять.

Обзор наиболее популярной системы контроля версий GIT

Обзор наиболее популярной системы контроля версий GIT

Для настройки и последующей работы с системой контроля версий GIT понадобится регистрация на каком-либо из git-хостингов, к примеру на Github, Sourceforge, Google Code, GitLab, Codebase или на других.

Наибольшей популярностью из названых пользуется Github.

Почему именно он? Благодаря удобному интерфейсу, открытому коду (то есть, платить за размещение проекта на хостинге не нужно). Плюс у Github довольно широкие функциональные возможности.

В распоряжении пользователя тут целый набор графических git-клиентов, то есть специальных программ, позволяющих задействовать графический интерфейс для работы над проектом.

Существует много IDE, допускающих использование GIT.

Список терминов для работы с системой контроля версий GIT

Git (Гит) – система контроля версий файлов.

GitHub (Гитхаб) – специальный сервис, на котором хранятся репозитории. Именно через него идет работа над проектами.

Репозиторий GIT – файловый каталог, то есть, место, где лежат: файлы конфигураций; файлы с журналами проведенных в репозитории операций; индекс расположения файлов; и, собственно, само хранилище контролируемых файлов.

Локальный репозиторий – размещается в компьютере разработчика в каталоге. Все изменения проводятся и сохраняются сначала здесь, а потом уже пересылаются на удаленный репозиторий.

Удаленный репозиторий – тот, что размещен на удаленном сервере. Тут собираются все изменения, внесенные в проект, и здесь же их можно взять при необходимости.

Fork (Форк) – это копия репозитория, которая, по сути, представляет собой внешнюю ветку текущего репозитория. Такую копию может создать на Гитхабе любой пользователь, поработать с ней и через пулреквест прислать на ваш репозиторий измененный вариант.

Обновиться из апстрима – это когда своя локальная версия форка обновляется до последней сохраненной в репозитории версии (с которой и создавался форк).

Обновиться из ориджина – это когда версия локального репозитория обновляется до версии соответствующего ему удаленного репозитория.

Clone (Клонирование) – создание отдельного каталога, в который скачивается репозиторий с удаленного сервера. Далее этот каталог используется в работе в качестве репозитория.

Master (Мастер) – основная ветка репозитория, называемая еще главной.

Commit (Коммит) – сохранение изменений в репозиторий. Выполняется разработчиком на своем локальном компьютере.

Читайте также: