Чем социология права отличается от философии права

Обновлено: 16.05.2024

Сущность юридической науки, характеристика практического и философского уровней изучения права, его мировоззренческая характеристика с точки зрения морали. Особенности аналитического правоведения; анализ соотношения теории, философии и социологии права.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.10.2010
Размер файла 27,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

    Введение
  • 1. Уровни изучения права
  • 2. Аналитическое правоведение
  • 3. Соотношение теории права, философии права и социологии права
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Хотя категория естественного права не имеет до сих пор корректного философского истолкования, она дает возможность изучать право с широких мировоззренческих позиций, вести его разработку в контексте гуманитарной мысли и гуманитарного движения. Известным ответвлением в таком широком мировоззренческом освещении права стала его характеристика с точки зрения морали (хотя тут и существуют с позиций последовательного либерализма непростые проблемы).

Цель работы - рассмотреть юридическую науку и социологию права.

Задачи работы - охарактеризовать уровни изучения права; рассмотреть аналитическое правоведение; проанализировать соотношение теории права, философии права и социологии права.

Право может исследоваться с двух основных сторон, и соответственно этому существуют два основных уровня изучения права - практический и философский

Практический уровень относится к реальному функционированию права, к праву в практической жизни людей.

Право в практической жизни людей - явление, относящееся к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и, затрагивая, так сказать, прозу жизни, текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юридических работников.

Поэтому то, что называется правом, изучалось с глубокой древности и изучается до настоящего времени прежде всего для того, чтобы будущие судьи, адвокаты, нотариусы, все юридические работники лучше понимали смысл законов, увязывали их между собой и с иными актами, могли делать на их основе правильные выводы, устраняя при этом возникающие коллизии, несогласованности.

Надо заметить только, что с самых далеких времен общество стремилось познакомить с юридическими знаниями все население, во всяком случае образованную его часть, деловых людей и людей, связанных с государственным управлением.

Изучение права, подчиненное практическим задачам, осуществляется аналитическим правоведением (наукой, тесно переплетенной с самой юридической деятельностью, юриспруденцией и называемой поэтому также аналитической юриспруденцией). В новейшее время на данном уровне изучения права получила развитие правовая социология.

Аналитическое правоведение (аналитическая юриспруденция) представляет собой отрасль специальных знаний, изучающую в практических целях законодательство, юридические нормы, права и обязанности, ответственность, другие правовые явления под углом зрения присущей им логики, систематики, юридических черт, связей и соотношений, юридической техники и аналитики.

Это изучение осуществляется путем проработки текстов законов и иных нормативных актов, судебных решений, сложных юридических дел (казусов) и выражается в толковании юридических положений, классификации юридических норм, актов, юридических фактов, нахождении заложенных в них юридических конструкций, смысла юридической терминологии, выработке на этой основе обобщений и определений. В результате такой аналитической проработки материала, если она достаточно квалифицирована, раскрывается детализированная юридическая картина законодательства, практики его применения, обнажается их юридическое содержание, отрабатываются наиболее целесообразные приемы и формы юридических действий. Это позволяет правильно, полно и точно рассматривать с юридической стороны конфликты, формулировать правовые выводы о фактах действительности, выносить судебные решения, давать юридические консультации, составлять юридические документы, вести правовое обучение.

От степени развития аналитической юриспруденции во многом зависят качество и эффективность юридической работы, а также юридическое совершенство законодательства и уровень профессиональной подготовки юристов. Выработанные в результате аналитических исследований обобщения, определения, классификации нередко воспринимаются законодателем и переносятся в законы, в кодексы. Вместе с тем тут возможны и издержки, теневые стороны, выражающиеся в крайнем формализме, излишней юридической усложненности или изощренности законодательства, юридической практики и специального образования, навеянных догматическими разработками в аналитическом правоведении.

Достижения аналитической юриспруденции Рима, получившие в Кодексе Юстиниана законодательное закрепление, позже, через столетия, послужили основой для аналитической работы средневековых юристов-толкователей (глоссаторов) и в результате нашли обобщенное выражение в законодательных системах, в особенности романо-германского права, и стали базой для дальнейшего широкого развертывания юридико-аналитических исследований.

В новейшее время во многом на фоне развития философии права и правовой социологии, их растущей респектабельности аналитическое правоведение зачастую стало оцениваться как дисциплина низшего сорта, как юридическая догматика, для которой якобы органически характерны схоластика, спекулятивные построения, игра в понятия.

С этой точки зрения аналитическое правоведение является своего рода логикой и математикой в области права, практической деятельности юристов. И кстати, вовсе не случайно методы, используемые в аналитической юриспруденции, близки к тем, которые относятся к математической логике и математическому мышлению.

Поскольку характер и уровень развития аналитической юриспруденции, ее направления обусловлены потребностями юридической практики, требованиями законодательной работы, то общемировоззренческие, философские концепции, идеологические установки мало влияют на ее состояние.

К аналитическому правоведению примыкает еще ряд ответвлений правоведения, отраслей юридических знаний. Среди них заметное место в общем комплексе юридических наук заняли история права и сравнительное правоведение. В ходе углубленного анализа правового материала возникает необходимость сопоставить действующие нормы с теми, которые существовали в прошлом и существуют сейчас в других странах, попытаться увидеть тенденции правового развития, его специфику в зависимости от особых исторических и социальных условий. Впрочем, тут уже в аналитические проработки вовлекается неюридический материал (а в советской правовой исторической науке сообразно марксистским постулатам внимание вообще было сконцентрировано на классовых отношениях, классовом господстве, а не на становлении и развитии правовых начал, правовой культуре и т.д.). Да и в аналитическом правоведении, например при анализе способов толкования, тоже все чаще стали приниматься в расчет метаюридические факторы, нередко в идеологизированном виде Теория государства и права / Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: НОРМА. 2000 г.С. 88. .

3. Соотношение теории права, философии права и социологии права

Важное значение для полноты уяснения предмета социологии права представляет его соотношение с другими науками, прежде всего с теорией права и философией права. Необходимо иметь в виду, что существует ряд точек зрения в изложении данной проблемы. Одна из них сводится к отрицанию самостоятельного характера социологии права, исходя из ее междисциплинарного характера.

Другое утверждение говорит о том, что социология права вытесняет теорию права (или в лучшем случае они выступают двумя составными частями одной общей науки). Такую точку зрения особенно активно отстаивают польские ученые Подгурицкий А. и Квашневский Я.

В исследовательских трудах по общей теории нрава тиражируется позиция, в соответствии с чем в границах этой единой теории есть относительно обособившиеся группы проблем, которые могут быть охарактеризованы как вопросы “философии права”, “социологии права”, “специально-юридической теории” (общей позитивной теории). Между тем возникает вопрос следующего характера: что именно следует понимать под каждой из отмеченных категорий.

Необходимо подчеркнуть, что современный этап развития научного знания, в том числе и правового, характеризуется увеличением аспектов (граней) изучения одного и того же объекта. Иными словами, объектная область у наук может быть одна, а предметная, учитывая содержание и специфику конкретной науки, различна. Дело в том, что предмет представляет категорию, обозначающую некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Таким образом, один и тот же объект изучается с большей специализацией и в дифференцированном подходе к нему различными науками. Например, “философия права”, “социология права”, “теория права”.

Вместе с тем развитие знания сопровождается и процессами интеграции. Подобное наблюдается тогда, когда новое знание рождается на стыке научных дисциплин. При этом интеграция знаний также определяет перспективы развития науки. Так, на стыке социологии и правоведения сложилась новая научная дисциплина -- социология нрава, представляющая собой интегративный характер. И это вполне объяснимо, ибо социально-правовые исследования по своей природе носят комплексный характер. Данное положение применимо также к социологическим исследованиям в юридической науке. Социология права имеет собственно теоретическую часть, ряд проблем социологии среднего уровня (т.е. располагающихся между вопросами теории и эмпирическими данными) и, наконец, комплекс вопросов, относящихся к методологии и методике исследования. Говоря о соотношении теории права и социологии права, следует иметь в виду, что теория права, как самостоятельная дисциплина, имеет устоявшийся предмет исследования, систему категорий и понятий. Теория права и социология права -- взаимообусловленные и взаимосвязанные направления научного анализа и вместе с тем обладающие своими особенностями.

Философия права занимает особое место в системе наук. Она представляет собой общенаучный феномен, интегрирующий всю совокупность принципов, путей и методов познания, выработанных всеми науками, в том числе и юридическими, применяемых в процессе научного познания особенностей правовой деятельности, ее развития и практического преобразования.

Философия права генетически происходит не из самой себя, а благодаря конкретному изучению проявлениям права. В процессе такого изучения постепенно обнаруживалось, что всем правовым явлениям свойственны общие характерные черты, которые могут быть познаны определенными подходами, принципами, методами. Так зарождалась и эволюционировала философия нрава. Ее смысл заключен в гносеологическом обслуживании отраслевых юридических наук, исследующих конкретные правовые явления.

Назначение философии права -- вооружить не только общую теорию права, но и все отраслевые юридические науки надежным гносеологическим инструментарием.

Философия права является познавательной основой всей системы юридических наук. Она включает ряд компонентов: систему методов познания; учение о таких методах, как общенаучные, так и частнонаучные средства познания. Все эти компоненты органически связаны между собой и взаимно обогащают друг друга.

Кроме того, объединяя познавательные возможности всех юридических наук, философия права обогащает исследовательский потенциал каждой из них. В основе синтезирующих качеств философии права лежит то, что ядром философии как методологической науки выступает единство диалектики, логики и теории познания. Это означает в обобщенном виде, что одна и та же система законов и категорий в диалектике выступает в качестве принципов познания объективного мира, в теории познания -- как средство решения конкретных познавательных задач и в логике -- как формы научного мышления Теория государства и права. Учебник. Под ред.М.Н. Марченко -М: ЗЕРЦАЛО. 2001 г. С. 160. .

Единство диалектики, логики и теории познания как методологической основы в познавательном процессе выступает в качестве важного средства перевода объективного развития в субъективное его осмысление.

Наряду с этим следует отметить, что философия права с точки зрения структуры имеет несколько уровней. Доминирующими из них являются: диалектика, определяющая основные направления и общие принципы познания в целом (высший уровень), общенаучный (средний), применяемый при познании особой группы однотипичных субъектов; частнонаучный, используемый в процессе изучения особенностей отдельного объекта (низший уровень), переходной -- от познавательно-теоретической деятельности к практическо - преобразовательной деятельности, вскрывающей общие пути и формы внедрения результатов научных исследований в жизнь.

Следовательно, философия права выступает в виде системного основания любого правового исследования. Это обстоятельство обусловлено следующим. Во-первых, выдвижением философии в качестве теоретической основы и исходной системы методов в правовых исследованиях. Во-вторых, применением общенаучных положений и выводов, образуемых междисциплинарными исследованиями и используемых в познании правовой реальности. В-третьих, ориентиром на широкое использование в процессе правового исследования чисто научных методов как самостоятельно добытых наукой, так и тех, которые разработаны другими специальными науками. В-четвертых, сосредоточением внимания на переходе от научно-познавательной к непосредственно практической деятельности. Этим самым доводится методологическая проблематика до его логического конца превращение субъективного в объективное, абстрактное в конкретное, правовую теорию в юридическую практику. Важно иметь в виду, что без такого аспекта философия права оказывается замкнутой в самой себе. Между тем ее смысл и назначение состоит в обслуживании познавательной деятельности всех и каждой юридической науки, в совершенствовании юридической практики.

В отличие от изучения права в философском аспекте, социология права исследует функционирование права в обществе под углом зрения социального аспекта. Проблема социального детерминизма права, разнообразных социальных функциях права, а также условия его общественного действия -- представляет собой предмет социологии права. Следует отметить, что это есть изучение воздействия права на поведение людей, представляющее собой опосредованное влияние на интересы и нужды социальных общностей, а также сочетающегося с целями правового регулирования.

Как наука социология права представляет собой определенным образом структурированную систему социальный знаний о праве как специфическом социально-юридическом феномене в его генезисе, а также в динамике (действии), то есть как социально детерминированном и социальна действующем (функционирующем) явлении и процессе Социология права / Под ред. Д.Д. Хохлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 155. .

Она оказывает возрастающее влияние на комплекс юридических наук. Как часть общей социологии она опирается на весь ее технический инструментарий широко использует междисциплинарный подход к изучению права, беря на вооружение достижения в таких областях знаний, как социальная философия, статистика, социальная психология, математика и т. д. При этом по своей сущности и содержанию социологический подход противостоит догматическому и чисто нормативистскому подходам в исследовании нрава и правовых явлений'. Дело в том, что он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких общезначимых вопросов, как: эффективность законодательства, сущность нормотворчества, механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблемы формирования правосознания в обществе, правовая социализация и т.д.

Социологический подход означает отказ от доминирующего в XIX в. юридического позитивизма. Он замыкается на изучении законодательства и подзаконных актов в их первозданном виде, т.е. в таком, в каком они были санкционированы законодательной и исполнительной властью. В отличие от него социология права, в ее широком понимании, изучает реальное действие правовых актов и отдельных норм на фоне и с учетом всей социальной регуляции, включая моральные ценности, обычаи, общественное мнение и т.д.

В то же время она изучает в комплексном виде все социально-правовые явления, в которых имеется юридическое содержание и где право предстает в виде причины, следствия или определяющего фактора (собственность, хозяйственные договоры, семья, планово-регулирующая деятельность государства и т.д.). Значительное внимание социология права уделяет при этом изучению эффективности законов и отдельных норм, основным социальным функциям права, анализу общественного мнения о нем и правосудию в обществе, месту и роли в нем юридическим институтам, престижу юридической профессии и т.д.

Таким образом, социология права, во-первых, представляет собой часть правоведения, изучающая социальные условия генезиса, развития и действия права в обществе; во-вторых, -- это научное направление, занимающееся изучением основ правопорядка, причин и условий социальных изменений, происходящих под влиянием права, с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений. Рассмотренная структура социологии права в соотношении с философией права и теорией права дает возможность говорить о ее использовании в качестве конструирования специфической учебной дисциплины юридического характера. В условиях современного развития российского общества эта наука приобретает особый общественный характер, участвуя в научном разрешении актуальных вопросов теории и практики государственно-правового развития Правоведение: Учебное пособие/ Под ред.Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой и Н.И. Архиповой. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001г. С. 115. .

Заключение

Достижения правовой социологии, преимущественно ориентированной на англосаксонское общее право, значительны. Социологические методы используются и в иных правовых системах, в особенности при изучении причин преступности, эффективности законов. Некоторые разработки в области правовой социологии сделаны в советском правоведении, хотя реально, на практике, социологические методы не оказали пока заметного влияния на наше законодательство и практику его применения.

Список литературы

1. Правоведение: Учебное пособие/ Под ред.Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой и Н.И. Архиповой. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.

2. Социология права / Под ред. Д.Д, Хохлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Теория государства и права. Учебник. Под ред.М.Н. Марченко -М: ЗЕРЦАЛО. 2001 г.

4. Теория государства и права/Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: НОРМА. 2000 г.

Социология права, будучи одной из наук о праве, тесно связана с правоведческими дисциплинами - общей теорией права, философией права, социологической юриспруденцией. Но и различия между социологией права и правовыми дисциплинами достаточно существенны. Под правовыми дисциплинами в данном контексте мы понимаем систему наук о праве, которая традиционно преподается на юридических факультетах, а также используется в юридической практике. Самое простое различие между социологией права и правовыми дисциплинами состоит в том, что последние изучают нормы права как таковые, а социология права стремится понять как социальные причины, порождающие эти нормы, так и социальные последствия этих норм. Разумеется, что и юриспруденция не может замкнуться лишь в текстах законов, оторванных от жизни, от генезиса правовых норм и их применения. Ей всегда приходилось учитывать возможные социальные последствия принятия того или иного закона.Различие между системой наук о праве и социологией права следует искать в разнице ракурсов рассмотрения ими права как объекта. Право, которое юриспруденция изучает изнутри, социология права рассматривает с внешней стороны. И именно поэтому она видит его как социальное явление, не пытаясь проникнуть в его глубинную сущность. Правовед находится внутри правовой системы своего национального права. Он его практикует, участвует в развитии доктрины, является авторитетом в праве. Социолог же пребывает вне изучаемой системы и не влияет на ее функционирование. Характерная черта социологии права состоит именно в дистанцировании от изучаемой правовой реальности. Социолог пользуется эмпирическими методами и его интересуют как внешние явления, так и глубинные связи, возникающие на всех уровнях социального. Философия права является высшей духовной формой познания права, его сущности и смысла, его социальной и человеческой значимости. Она подвергает осмыслению права и обязанности личности, сущность справедливости, свободы и равенства, естественное право. Социология права некогда была частью философии права. Но их союз был возможен лишь до тех пор, пока социологи, как и философы, возводили умозрительные конструкции о человеке и обществе на основе своего личного опыта. Когда социология обратилась к эмпирическим методам исследования: наблюдению, эксперименту, анкетированию и т.п., произошел разрыв. Однако существенные различия в методах и способах познания правовых феноменов отнюдь не исключают связей между ними. Некоторым философам импонирует в социологии права то, что она ищет источник права в глубинах социальной жизни, т.е. утверждает приоритет социальной реальности по отношению к другим видам реальности (биологической, психической и т.д.).Представителей социологического подхода и сторонников естественного права (юриснатурализма) объединяет антипозитивизм, отрицание того, что все неисчерпаемое богатство права заключено в законе, так называемом позитивном праве. Однако за пределами этого отрицания между социологическим и естественно-правовым подходом вновь возникают различия. Социологический подход не признает существования чего-то высшего и первоначального (например, ценностей, норм) по отношению к социальной реальности. Социология права в своей теоретической части обладает достаточно мощным эвристическим потенциалом и может сегодня способствовать концептуальному обогащению философии права. Теоретическая социология права в лице своих классиков - М. Вебера, Е. Эрлиха, Т. Гейгера, Ж- Гурвича, Т. Парсонса, П. Сорокина - еще долгое время будет неисчерпаемым источником идей и вдохновения для современных философов права. Современные дискуссии. Польские исследователи А. Подгурецкий и Я. Квашневский утверждают, что социология права вытесняет теорию права или в лучшем случае они являются двумя неразрывными частями одной общей науки. С.С. Алексеев говорит о том, что социология права вместе с философией права и общей теорией права входит в состав правоведения. Особое место занимает отношение социологии права и философии права. По мнению некоторых исследователей, философия права тождественна социологии права. Другие ученые подчеркивают различие между этими двумя дисциплинами. Д.А. Керимов определяет философию права как теорию, разрабатывающую проблемы теоретико-мировоззренческого подхода к познанию государства и права, тогда как социология права дает научную картину государственно-правовой реальности.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Философия права" изучает вопросы сходства и различий между натуралистическими и антропологическими основаниями права, выполняя при этом воспитательную функцию в сфере правосознания: в конечном же итоге предметом философии права остается справедливость.

Общая теория права занимает промежуточное положение между философией права и социологией права. При этом на ее долю приходится разработка основных методологических вопросов правоведения.

III. Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предмет науки - это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.

Право как социальное явление имеет множество сторон, изучаемых юридическими науками. Общая теория права имеет дело с познанием права в самом общем значении и следовательно, должна дать ответ на вопрос, что такое право, как, почему и для чего оно появилось, каковы его закономерности.

Предметом общей теории праваявляется сущность, содержание и форма права, закономерности его возникновения, развития и функционирования.

Предмет состоит из следующих элементов:

Сущность – это единство внутренних сторон, свойств, признаков остающееся в праве на всем протяжении его существовании.

Содержание– это конкретизация сущности, проявляется в его нормах, его предписаниях и изменяются по мере изменения задач, стоящих перед обществом.

Форма – это способ существования, способ выражения и функционирования.

Закономерности права – представляют собой объективно обусловленные и объективно необходимые относительно устойчивые тенденции, являющиеся результатом проявления повторяющихся связей между сущностями

Слово "методология" в научной литературе трактуется двояко:

а) как учение о методе;

б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории.

Методология общей теории праваэто принципы, основные подходы, способы познания права, это учение о методах в их единстве и разнообразии, с помощью которых познается истина о праве.

Современная методология имеет следующие характерные черты:

· отрицает монополизм, является плюралистической;

· имеет гуманистическую направленность;

· отличается свободомыслием, открытой рациональностью.

Метод в науке, - это знание, с помощью которого добывается новое знание.

Слово "метод" греческого происхождения и в переводе означает "путь исследования или познания

Метод общей теории права – это совокупность приемов и
способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

В общей теории права, как и во многих других социальных науках, принято классифицировать методы на общенаучные и частные.

К общим методам познания права относятся:

· диалектический, дедукции, индукции, анализа, синтеза и др.

К частным методам познания права относятся:

· исторический, генетический, сравнительный, структурный и др.

Существует более детальная классификация:

· всеобщий философский метод = его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;

· общие методы - анализ и синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые также используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;

· специальные методы - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

· частные методы (толкования, сравнительно-правовой и др.).

С глубокой древности для изучения государственно-правовой действительности использовались рационалистический и эмпирический методы.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - философское направление, признающее разум основой познания.

Эмпиризм (в переводе с древнегреческого опыт) – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт источником знания.

Эмпирическое и рациональное могут рассматриваться в качестве важнейших основных подходов, двух основополагающих форм научного познания, а также структурных компонентов и уровней научного знания. В основе различения эмпирического и рационалистического (теоретического) лежит выделение в научном познании, в данном случае познании правовых и государственных явлений и процессов, эмпирических и теоретических исследований. Первое направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, второе связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата государственно-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях.

Оба подхода взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирический подход ориентирован на выявление новых данных наблюдений и эксперимента, он стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. Теоретический подход развивает и конкретизирует рациональное содержание науки, открывает новые перспективы, объясняет факты, обобщает и направляет эмпирические исследования.

С рационализмом и эмпиризмом тесно связаны такие методы исследования, как идеализм и материализм.

Идеализм утверждает, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое – вторично. Таким образом, идеализм – философский принцип, согласно которому дух первичен по отношению к материальному.

Материализм – это философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание мышления – это свойство материи, как правило, утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

Центральное место в диалектике занимает идея единства и борьбы противоположностей. Однако понимается эта идей по-разному. Одни философы считают, что противоречия лишь следствие недостаточности нашего мышления, а реальность едина. Другие мыслители исходят из того, что диалектические противоречия существуют как в самом объекте познания, так и в самом процессе познания. Исходя из этих представлений, сформировались два прямо противоположных диалектических метода: идеалистическая диалектика и материалистическая диалектика.

Социологический метод характеризуется тем, что отдельные социальные институты рассматриваются в их связи с общественным целым, а основу исследования составляет фактический материал. Социологический метод включает в себя целый ряд конкретных приемов и способов исследования: статистический анализ, анкетирование, интервьюирование, опросы населения, изучение документов, использование текстов, проведение социально-правовых экспериментов и др.

Благодаря социологическому методу из общей теории права выделилось самостоятельное направление в юридической науке - социология права.

Один из важнейших методов, которые использует общая теория права – логический. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция), законы (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действительности.

Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права).

Синтез – это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получаем знания о позитивном праве в целом).

Индукция – это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее. Дедукция – это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.

В общей теории права широко используется исторический метод. Любое явление или процесс имеет свою историю развития, используя данный метод, это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех деталях. Абсолютизация принципа историзма привела к появлению так называемой исторической школы права.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствования государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государство или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.


Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1. Социология права как отрасль социологического знания
  • Глава 2. Историческая эволюция социологии права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Социология права как отрасль социологического знания

1.1. Объект изучения, предмет, структура и функции социологии права

В современной юридической социологии и социологии права имеются разные точки зрения как на объект изучения, так и на предмет данной отрасли социологического знания. Различия между ними проистекают из разного понимания природы данной отрасли науки. По мнению одних (В. В. Лапаева, Ю. И. Гревцов), последняя выступает составной частью юридической науки, т. е. юридической дисциплиной. Другие (Ж. Карбонье, Е. Эрлих, Ж. Гурвич, П. Сорокин) считают социологию права отраслью социологического знания. Есть и такие, которые настаивают на ее междисциплинарном характере (В. Н. Кудрявцев, В.П.Казимирчук). При всей обоснованности перечисленных подходов, все же более убедительной является точка зрения, что социология права является отраслью преимущественно социологического знания, которое по своему объекту и предмету отличается как от общей теории права, так и от междисциплинарного подхода к праву. Ее методологической основой выступает философия права, о соотношении с которой и другими науками речь пойдет ниже.

Подводя итог краткому рассмотрению специфики объекта социологии права, уместно заметить, что если подходить к этому вопросу с социологической точки зрения, то следует помнить: социология рассматривает общество как целостную социальную систему, состоящую из совокупности структурных компонентов и основных подсистем (сфер). К последним относятся экономическая, политическая, правовая подсистемы и другие сферы общества в собственном смысле слова. Следовательно, правовая сфера существует наряду с экономической, социальной, политической и другими подсистемами (сосуществует с ними) и имеет относительно самостоятельный статус. В содержание этой подсистемы входят человеческие, институциональные, процессуально-нормативные, духовно-правовые и другие элементы.

Объектом изучения правовой социологии выступает вся правовая сфера общества в целом в своей онтологической данности и в единстве всех составляющих ее содержание структурных компонентов. По этой причине некорректными с социологической точки зрения являются мнения, согласно которым социология права изучает только право или правовые нормы того или иного общества, и не более. Ведь, анализируя право, невозможно абстрагироваться от его социального контекста, вывести за скобки исследования социальных субъектов, институты права или социально-правовые процессы правообразования, нормотворчества и правоприменения. А все они в совокупности и составляют такое целостное образование, как правовая сфера общества, которую во всех ее аспектах изучает такая отрасль научного знания, как социология права. Подобной точки зрения на объект изучения социологии права придерживаются также некоторые российские ученые [6] .

Более широкий подход к предмету социологии права (юридической социологии) предлагает Жан Карбонье. По его мнению, поскольку объектом изучения социологии права являются все социально-правовые явления правовой подсистемы общества, в которых присутствует правовой элемент, постольку она изучает последнюю не с внешней стороны, а как социальное целое в единстве ее сущности, компонентов содержания, закономерностей устройства, функционирования и развития [11] . Такой подход к пониманию предмета социологии права представляется наиболее плодотворным, ибо он позволяет избежать как ее юридизации, так и увлечения социологическим эмпиризмом. В нем органично сочетаются теоретический и прикладной аспекты социологического анализа правовой системы. На основе такого подхода можно предложить следующее определение предмета социологии права.

Социология права является отраслью социологического знания, изучающей и выявляющей социальную сущность, источники и назначение права как ключевого компонента современного общества, объективные закономерности зарождения, устройства, функционирования и развития правовой сферы общества, социальные формы ее жизнедеятельности и механизмы взаимодействия с другими подсистемами общества.

Из приведенного определения предмета социологии права логично вытекает его структура. Последняя включает в себя три основных уровня социологического знания, которые органично дополняют друг друга и в полной мере выражают ее содержание.

Первый — историко-методологический — уровень включает в себя теоретическое знание об объекте исследования и предмете социологии права, о методологических подходах к изучению права и правовой подсистемы общества, о гносеологических принципах и методах анализа правовых проблем, о содержании основных понятий и терминов, наконец, об исторической эволюции социологических представлений о праве как социальном феномене.

Второй уровень позитивного социологического знания содержит научные представления о социальной сущности, источниках, факторах, эффективности права и социальных последствиях его действия в современном обществе, об элементном составе структурных компонентов правовой сферы, закономерностях становления, устройства, функционирования и совершенствования правовой сферы общества, о механизмах ее взаимодействия с другими сферами общества: экономической, политической, социальной и др. В том числе к данному уровню относятся позитивные социологические знания о реальном состоянии, внутренней организации, тенденциях и закономерностях функционирования и развития правовой сферы современного российского общества.

Третий — прикладной — уровень представлен социологическим знанием о методике, технике, способах и приемах эмпирических исследований социально-правовых проблем. На этом уровне ключевое значение имеет социологическое знание о видах и содержании прикладных программ анализа конкретных социально-правовых вопросов, об особенностях применения социологических анкет, интервью, наблюдения, изучения документов и других методов конкретных социологических исследований. Наконец, большое место на этом уровне занимают первичные социальные данные, полученные в результате эмпирических социологических исследований правовой сферы общества и прикладного мониторинга общественного мнения по социально-правовым вопросам.

Что касается функций социологии права, то они в целом тождественны функциям общей социологии с той лишь разницей, что они характеризуют полезные свойства преимущественно правового социологического знания. Иначе говоря, познавательная функция выражает роль и значение социологического знания о праве и правовой подсистеме общества вообще. Прогностическая функция связана с краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными прогнозами развития права и правовых систем в целом. Управленческая функция характеризует степень учета социально-правового знания в управленческом процессе вообще, регулировании правоотношений, а также выработке и осуществлении значимых политико-управленческих решений в частности. Наконец, функция правовой социализации связана преимущественно с ролью социально-правового знания в социализации личности, социальных групп и общества в целом.

1.2. Соотношение правовой социологии с философией права, теорией государства и права

Сказанное об объекте изучения, предмете, структуре и функциях социологии права позволяет констатировать, что она является самостоятельной отраслью социологического знания, соотношение которой с родственными отраслями правового знания имеет сложный характер. В первую очередь нуждается в рассмотрении соотношение социологии права с философией права. Здесь, исходя из принципов диалектики целого и части, уместно рассматривать первую как известную конкретизацию философско-правового знания. Ведь социология выросла из социальной философии, в лоне которой зародились знания об обществе. Точно так же и социологические знания о праве выросли из философского осмысления права как специфической формы отражения, т. е. особой формы общественного сознания, выражающей всеобщую и универсальную меру свободы, справедливости и формального равенства людей, которая через социально-правовые нормы оказывает упорядочивающее и регулирующее воздействие на взаимоотношения людей в обществе. Отсюда философия права как средоточие знания о всеобщих и универсальных законах зарождения, становления, функционирования и развития права как общественного феномена по самой своей природе является методологической основой правовой социологии. Ведь именно она разрабатывает философскую гносеологию, онтологию и аксиологию права, обосновывает содержание основных прав и свобод человека и гражданина, без чего конкретное социологическое знание о правых явлениях невозможно. Таким образом, философия права и правовая социология соотносятся как целое и часть.

Что касается соотношения социологии права и юридической социологии, то оно имеет актуальный характер по причине того, что некоторые крупные научные школы склонны трактовать их соотношение как отношение целого и части. Так, в тяготеющей к эмпиризму американской правовой социологии принято считать юридическую социологию такой составной частью социологии права, которая занимается прикладными исследованиями правовых проблем общества. Она не охватывает всю социологию права, а включает в себя только методологию, методику, технику и другие инструментальные аспекты эмпирических исследований права и правовой подсистемы общества. В отличие от этой прикладной научной дисциплины, по мнению эмпириков, социология права — это целое, составной частью которого выступают и теоретическое, и эмпирическое социологическое знание в области права.

В заключение — о соотношении правовой социологии с теорией государства и права, с которой она соотносится как общее и особенное. Если последняя изучает нормативное качество правовой материи в ее историческом измерении, то социология права рассматривает правовые нормы наряду с другими социальными установлениями, регулирующими общественные отношения в качестве одного из многочисленных компонентов правовой системы. По этой причине правовая социология не уделяет такого пристального внимания, например, законотворчеству, как теория государства и права, не акцентирует внимание на кодификации юридических норм, а только их классифицирует на основе определенных социальных критериев.

Читайте также: