Что такое трудоустройство выпускников

Обновлено: 02.07.2024

Приближается лето. Многие студенты задумываются о поиске работы на время или места постоянной занятости по окончании обучения. По статистике, сложнее всего приходится выпускникам колледжей и техникумов (бывших ПТУ). Почему так происходит?

По данным Росстата, самый высокий уровень безработных в России в 2017 году наблюдался среди выпускников организаций среднего профессионального образования 2016 года по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Из них не имеют занятости 15,9%. А если рассматривать сельскую молодёжь отдельно, то доля безработных там среди тех же выпускников составила уже 18,8%.

И причина вовсе не в том, что рабочие кадры не нужны компаниям. По данным портала HeadHunter на конец 2018 года, за год спрос на рабочий персонал увеличился на 10%.

И дело может быть даже не в отсутствии опыта работы или высокого уровня профессионализма. Работодателю нужны как специалисты высокой квалификации, так и простые рабочие. Например, согласно информации сайтов по поиску работы, сейчас во многих регионах очень востребованы грузчики, комплектовщики, разнорабочие, сборщики корпусной мебели и многие другие специальности.

Причина, как считают работодатели, в том, что молодёжь всё реже выбирает рабочие профессии, строя карьеру в других направлениях, меняя специальность, полученную в колледже.

Трудоустройство молодёжи со средним специальным образованием – это проблема, к решению которой, по мнению экспертов, нужно подходить с разных сторон. Недостаточно выпустить из стен учебного заведения профессионала (хотя и с этим тоже пока не всё в порядке). В рыночных условиях выпускники должны быть полностью готовы к самостоятельному поиску работы, понимать, где и как трудоустроиться в регионе или даже в другой части страны, знать, как правильно провести беседу с работодателем. Это важно даже для временного трудоустройства в целях подработки. Кстати, вполне возможно, что, попав в компанию в качестве курьера, выпускник среднего специального учебного заведения вырастет там до более высоких должностей.

Конечно, в колледжах теперь есть занятия по составлению резюме, но очень важно ещё научить ребят общаться с разными типами работодателей – с руководителем, с нанимателем из агентства, с типичным кадровиком, грамотно описывать себя и как работника, и как личность. Очень важно хорошо ориентироваться на рынке труда и уметь искать и внимательно читать объявления о найме,

Руководители и сотрудники кадровых отделов жалуются на то, что порой в резюме, которые они получают, не указана электронная почта, нет телефонного номера, чётко не описаны навыки. Например, молодой бухгалтер в своё резюме не включает описание уровня владения профессиональными программами, а автомеханик в качестве основного навыка указывает знание офисных компьютерных приложений.

Ребята со средним специальным образованием, особенно юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья, по её словам, при поиске работы нередко сталкиваются и с обманом. Они приходят по объявлению о найме, а лишь потом выясняется, что это фальшивые работодатели и зарплату за раздачу листовок или работу в колл-центре никто платить не собирается. А иногда оказывается, что по таким объявлениям набирают наркокурьеров или ещё каких-нибудь бедолаг.

Трудоустройство или пособие?

Среди выпускников колледжей и техникумов есть и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты. По статистике, 90% выпускников детских домов идут учиться именно в средние специальные учебные заведения, правда, не все их оканчивают.

Ситуация с поиском работы у таких ребят совсем безрадостная. Предполагается, что, выпустившись из техникума или колледжа, они сразу устроятся на работу. Но они не торопятся это делать, так как сумма пособия, которое они получают первые полгода, если не могут устроиться, доходит до 180 тысяч рублей (в Москве) в месяц.

Что будет, когда пособие закончится, часто никто и не задумывается. Ребята совсем не представляют, как устроен реальный рынок труда, где можно работать, получив, например, профессию повара или флориста. В результате их попытки трудоустроиться могут оказаться безуспешными.

Практически все воспитанники детдомов сознательно отказываются от подработки, чтобы не потерять свой шанс на пособие. Потом человек оказывается без денег, без работы и без перспектив её найти,

По данным исследования Московского государственного психолого-педагогического университета за 2015 год, только 10-15% выпускников детских домов находят стабильную работу. Остальные живут на социальные пособия государства, скатываются вниз по социальной лестнице, попадают в различные группы риска: употребляют алкоголь и наркотики, нарушают закон или становятся жертвами преступлений, ведут асоциальный образ жизни, не могут содержать семью и, как следствие, отказываются от своих детей, продолжая цикл сиротства.

Один из эффективных путей, чтобы это предотвратить, – привлекать ребят к работе с подросткового возраста, стараться заинтересовать их. Это делается в форме стажировок на площадках компаний, мотивационных встреч, мастер-классов и, конечно, обучения навыкам трудоустройства. В итоге ребята могут получить рекомендацию от реальных работодателей, опыт работы в коллективе, а с этим багажом уже гораздо проще устроиться на работу, появляется желание это сделать, формируется видение себя в будущем,

В целом, ребятам, получающим среднее специальное образование, не хватает не просто понимания того, как и куда можно трудоустроиться, а нередко – и обычных, жизненных навыков. Многие из них не имеют никаких навыков делового общения, работы в команде, легко поддаются негативному влиянию. Все эти качества хорошо заметны работодателю, порой для этого бывает достаточно нескольких минут собеседования. Важно, чтобы взрослые, которые обучают и воспитывают ребят, понимали эту проблему и помогали им её преодолеть или привлекали для этого профессионалов.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. В статье рассматриваются причины затруднений при трудоустройстве, а также возможности содействия трудоустройству выпускников. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает: встречи студентов с потенциальным работодателем; организация экскурсий студентов на предприятия; организация практик и стажировок на предприятиях; заключение договоров о трудоустройстве выпускников.


4. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании регионального рынка труда // Человек и труд: научно-практический журнал. – 2010. – № 5. – М., 2010. – С.39-41.

5. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2011. – № 5. – М., 2011. – С.39-42.

6. Попова Н.В. Безработица на рынке труда г. Пензы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: научно-информационный журнал. – 2013. – № 3(7). – С. 56-62.

7. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156 с.

8. Юрасов И.А., Попова Н.В. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования // Человек и труд: Научно-практический журнал. – 2009. – № 7. – М., 2009. – С. 47–48.

9. Yurasov I., Popova N., Alekhin E. Transformation of the Russian working class as the globalization process // Life Science Journal 2014; 11(11). – P. 124-126.

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства выпускников высших и средне-специальных учебных заведений. Особенно серьезной данная проблема является на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт, на наш взгляд, и определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Известно, что через пять лет квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается вчерашних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

Следует учитывать, что несоответствие образования потребностям рынка труда может выражаться в двух формах. Оно может быть структурным, когда количество выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Говорить в целом о российском образовании как образовании, не дающем требуемого уровня профессионально-квалификационной подготовки, в настоящее время преждевременно. Снижение качества образования на современном этапе во многом обусловлено бесконтрольными цифрами приема в образовательные учреждения различного уровня, отсутствием надзора за сектором платных образовательных услуг, нежеланием работодателей плодотворно сотрудничать с образовательным сообществом и устаревшей материально-технической базой ряда учебных заведений. В целом же сформировавшаяся целостная система образования при рациональной государственной политике способна обеспечить подготовку грамотных специалистов [5].

В условиях инновационного развития экономики страны следует обратить внимание на несоответствие структурное. Оно объясняется тем, что способности человека не могут быть универсальны и всегда имеют качественную определенность, поэтому предложение рабочей силы в конкретный период времени является неэластичным, что приводит к структурному неравновесию на рынке труда. Именно из-за несбалансированности объемов и направлений подготовки специалистов с потребностями рынка труда у выпускников образовательных учреждений возникают, по нашему мнению, проблемы с трудоустройством.

Однако сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. Несмотря на то, что в органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: IV–VI разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, не нашедших работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20–24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся [1].

Причины такого положения, на наш взгляд, в следующем:

1) Отсутствие опыта работы. Как правило, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1–2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. На рисунке 1 представлены наиболее востребованные в Пензенской области профессии по видам экономической деятельности по данным за второй квартал 2014 года.


Рис. 1. Распределение вакансий по видам экономической деятельности на рынке труда Пензенской области во втором квартале 2014 г.

Как видно из рисунка 1, вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении. Однако молодых людей данные вакансии обычно не привлекают, так как все они или характеризуются довольно тяжелыми условиями труда и не соответствующим им уровнем заработной платы, или высоким уровнем квалификации по заявленным вакансиям, или просто низкой оплатой труда. К тому же выпускники желают найти работу по полученной профессии. Но большинство выпускников, испытывающих затруднения на рынке труда, имеют специальности экономиста, бухгалтера, юриста, которые мало востребованы. В результате возникает ситуация структурной безработицы.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения неоплачиваемой стажировки в течение 2–3 месяцев. Естественно, что молодых людей это не устраивает. При этом безработные выпускники имеют завышенную самооценку своих профессиональных качеств. Они, не имея профессиональных навыков, обладая низкой квалификацией, претендуют на высокий уровень заработной платы. Это также затрудняет трудоустройство.

4) Отсутствие высшего образования. Данная проблема существует для выпускников ССУЗов, так как большинство работодателей требуют наличия высшего образования. Вакансии, не требующие высшего образования, как правило, низкооплачиваемые и не привлекают молодых людей. Но данная проблема, в принципе, легко разрешима.

5) Неадекватное представление о профессиональной деятельности. Возникает из-за недостатка практики в процессе обучения. Выпускник имеет смутное представление о своих профессиональных функциях и обязанностях. В итоге может возникнуть нежелание работать по специальности.

С учетом обозначенных проблем явно обозначена необходимость помощи молодым людям в реализации их трудового потенциала и права на труд.

Вместе с тем в регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Уменьшение доли выпускников можно рассматривать двояко. С одной стороны, если снижение показателя вызвано тем, что большую часть выпускников, обращающихся в центр занятости, трудоустраивают (на постоянное место работы или временно по программе стажировки), то вполне можно говорить о том, что данное веяние положительно, и о росте результативности работы центра занятости в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений. С другой стороны, спад в большей степени может быть вызван общим сокращением числа обращений выпускников в центр занятости или тем, что значительную часть их снимают с регистрационного учёта по другим причинам (в том числе и при направлении на проф. обучение). В таком случае можно говорить об ухудшении ситуации на рынке труда (в сфере трудоустройства выпускников) и о серьёзной проблеме занятости среди них [6].

Для успешного трудоустройства выпускников необходимо, прежде всего, взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

- встречи студентов с потенциальным работодателем;

- организация экскурсий студентов на предприятия;

- организация практик и стажировок на предприятиях;

- заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Базовые кафедры призваны организовывать и проводить все виды практик студентов на предприятии, осуществлять целевую подготовку студентов с их последующим трудоустройством.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов:

1. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

2. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

3. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

4. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

5. Участие в ярмарках вакансий.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Помочь преодолеть остроту проблемы трудоустройства выпускников, по нашему мнению, может переход системы образования на ГОС третьего поколения, которые основаны на компетентностном подходе. Компетентностная модель варьируется в зависимости от отрасли, особенностей социально-экономического развития региона и конкретного предприятия. Если вузы не будут этого учитывать, то непонимание и дисбаланс в рынках образования и труда сохраняться. Таким образом, высшая школа должна опираться при составлении компетентностных профилей своих выпускников на требования конкретной отрасли, конкретного предприятия, для которых они готовят специалистов. Для оптимизации коммуникаций работодателей и вузов моделируется особая социальная технология, которая состоит из следующих этапов.

6. Формирование региональных и отраслевых кластеров.

7. Выделение инициативной единицы кластера (обособленного структурного подразделения вуза).

8. Разработка методики его деятельности по моделированию профилей компетенций абитуриента и выпускника.

9. Создание кадрового клуба с целью укрепления связей с работодателями.

10. Участие в ярмарках вакансий.

При этом инициатива по моделированию инновационных коммуникаций должна исходить от учреждений образования как от субъекта рынка труда, который может организовать на своей базе подразделение для более эффективного взаимодействия между работодателями.

Также успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились [1]. К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Многие молодые люди проявляют интерес к предпринимательской деятельности. Государственная служба занятости оказывает и содействие самозанятости граждан. Во втором квартале 2014 года было оказано содействие 26 гражданам в возрасте 18–29 лет [1].

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16–29 лет [1]. Специалисты службы помогают молодым людям адекватно оценить свои возможности, повысить мотивацию в поиске работы и адаптироваться к условиям труда. Кроме того, работники службы занятости, оказывая консультационные услуги, формируют у бывших студентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации.

Следует отметить, что Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями. По нашему мнению, это обстоятельство окажет благотворное влияние на качество работы учебных заведений и успешное трудоустройство их выпускников.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, филиал, г. Пенза.

Юрасов И.А., д.с.н., профессор кафедры государственного управления и социологии региона ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, г. Пенза.

Трудоустройство студентов и выпускников ведущих вузов, часть 1

Практически в каждом вузе можно найти центр карьеры, сотрудники которого готовы помочь с поиском работы и предложить актуальные вакансии. Чаще всего центр сотрудничает с компаниями-работодателями или рекрутинговыми сайтами. Еще одной задачей центра карьеры является организация практики для студентов, позволяющей опробовать свои силы в выбранной профессиональной сфере и лучше понять специфику будущей работы. А еще практика — это возможность зарекомендовать себя и получить предложение о работе.

• МГУ — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

По данным Министерства образования и науки РФ, процент трудоустройства выпускников МГУ — 80%*.

«Система поддержки трудоустройства и развития карьеры студентов и выпускников действует в НИУ ВШЭ как на общеуниверситетском уровне (Центр развития карьеры), так и на уровне факультетов. Одной из ключевых составляющих данной системы является взаимодействие с целевыми для студентов и выпускников НИУ ВШЭ работодателями, выстраивание долгосрочных партнерских отношений с ними.

На уровне факультетов, департаментов, кафедр проводится:

  • организация практики студентов на базе компаний-партнеров с возможностью последующего трудоустройства в компании;
  • привлечение к учебному процессу практиков из разных отраслей бизнеса, государственной службы;
  • создание базовых кафедр компаний-работодателей на факультетах НИУ ВШЭ;
  • совместные с ведущими работодателями магистерские программы.

Центр развития карьеры НИУ ВШЭ обеспечивает ведение базы данных потенциальных работодателей для студентов и выпускников, организует и проводит мероприятия карьерной направленности (дни карьеры, образовательные тренинги, деловые игры), осуществляет поиск мест работы и прохождения практики для студентов НИУ ВШЭ, осуществляет подбор кандидатов из числа студентов и выпускников НИУ ВШЭ на вакантные места компаний-партнеров.

По данным Министерства образования и науки РФ, процент трудоустройства выпускников НИУ ВШЭ — 80%*.

• РАНХиГС — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

«Одной из форм взаимодействия с работодателями, направленного на содействие трудоустройству выпускников, которую Центр развития карьеры совместно с Высшей школой финансов и менеджмента развивает в настоящий момент, является проектная деятельность студентов по решению бизнес-задач работодателей.

В 2016 году было разработано 26 студенческих проектов по решению бизнес-задач работодателей в области корпоративной социальной ответственности. Заказчиками выступили Cotton Way, addidas Group, кадровый холдинг „Анкор“, PricewaterhouseCoopers, „РусФинанс Банк“ (Societe Generale Group), Московский кредитный банк, „Росевробанк“.

Компании-заказчики высоко оценили уровень подготовки студентов академии и представленных проектов. После обработки обратной связи были получены следующие данные оценки проектов:

  • 79,3% проектов полностью соответствуют корпоративной культуре заказчика;
  • 67,5% проектов содержат оптимальный механизм реализации;
  • 66,6% проектов демонстрируют конкретные, значимые и достижимые результаты;
  • 67,3% проектов составлены исходя из реалистичного и обоснованного бюджета;
  • 75,3% проектов отличает креативность идеи;
  • 20% проектов приняты к реализации компаниями-заказчиками.

По данным Министерства образования и науки РФ, процент трудоустройства выпускников РАНХиГС — 70%*.

• МГМУ — Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

«Одно из популярных и эффективных направлений, которое мы используем для трудоустройства наших выпускников, — это ярмарка вакансий. Мы проводим ее ежегодно, начиная с января и до конца мая. Каждый месяц представители учреждений здравоохранения и компаний-работодателей приезжают в Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, рассказывают студентам о вакансиях на рынке труда, требованиях к соискателям, о том, чего именно они ждут от молодых специалистов и что они готовы предложить им — социальный пакет, карьерные перспективы и т.п.

По данным Министерства образования и науки, процент трудоустройства выпускников Первого МГМУ им. И.М. Сеченова — 70%*.

Трудоустройство студентов и выпускников ведущих вузов, часть 1

Кристина Алахвердиева


Мониторинг проводился среди выпускников 2013 года (у них было достаточно времени, чтобы найти работу). Сейчас идет работа над мониторингом выпускников 2014 года и мы решили рассказать вам о целях и результатах прошлогоднего проекта. Если вам интересно узнать, как размер зарплаты и успех трудоустройства зависит от вуза, специальности и региона, добро пожаловать под кат.

В первой части статьи мы расскажем о целях, методике мониторинга и исходных данных. Если вам интересны только результаты, то можно сразу перейти в одноименный раздел.

Цель мониторинга – оценить трудоустройство выпускников в следующих разрезах:

  1. Вуз;
  2. Специальность (направление подготовки);
  3. География трудоустройства.
  1. Доля трудоустройства (сколько процентов выпускников смогло найти работу);
  2. Уровень средней заработной платы.

Методика

Вообще говоря, исследования на эту тему не такая уж редкость. Во многих вузах есть службы, анализирующие дальнейшую судьбу выпускников. Различные СМИ и ресурсы интернет-рекрутмента также любят порадовать подобной статистикой. И это замечательно. Но данное исследование принципиально отличается от них в следующем:

1) На первом этапе из данных ФРДО были отобраны все вузы (кроме силовых, зарубежных и тех, чьими учредителями являются религиозные организации).

2) На втором этапе Рособрнадзор проверяет и обрабатывает полученные сведения по каждому выпускнику (в защищенном контуре ФРДО). Исключаются данные о продолживших обучение студентах (допускаем, что если человек продолжает учиться дальше, то это уважительная причина не искать работу). У всех выпускников должны быть верно заполнено: ФИО, пол и дата рождения, иначе ПФР не сможет их идентифицировать.

После этого данные группируются в пакеты и передаются в Пенсионный фонд России для обработки. Каждый пакет соответствует уникальному сочетанию следующих разрезов: вуз, специальность, квалификация, пол. Фактически это и есть группа выпускников, закончивших вуз по одной специальности.

3) На третьем этапе Пенсионный фонд России определяет, был ли трудоустроен выпускник согласно официальным данным (произведено хотя бы одно отчисление в Пенсионный фонд за год или открыто ИП), а также, сколько всего в среднем заработал выпускник за время работы суммируя эти данные в разрезе каждого пакета.

4) ПФР передает данные о трудоустройстве и уровне заработных плат по каждой группе, т.е. в обезличенном виде (понять, сколько конкретно получает ваш бывший одногруппник – нельзя).

Все эти данные анализируются и загружаются на Портал.


Для тех, кто запутался, методика приведена на отдельном рисунке:

Рис. 1

На основе полученных из ПФР данных рассчитываются два основных показателя:

Итоговая формула будет выглядеть так:


, где

Ктд – число трудоустроившихся выпускников,

Ко – общее число выпускников, отобранных на 1 и 2 этапах,

Кош – число выпускников с неверными данными, например пустая дата рождения,

Кнпфр – число выпускников, которых не смог однозначно идентифицировать ПФР (полные тезки по ФИО, полу и дате рождения)

Кино – число выпускников – граждан иностранных государств (применимо только для вуза и более общих разрезов – тип вуза, регион вуза и т.д.).

При расчете доли трудоустройства в целом по вузу или региону так же вычитаются студенты-иностранцы (для них использовать данные отечественного ПФР не совсем корректно). В разрезе специальностей такие данные в этом мониторинге собрать не удалось, поэтому для них доля трудоустройства рассчитывается без вычета иностранцев.

Особенности методики

Очевидно, что у такой методики (как и у любой другой) есть как плюсы, так и минусы.

  • Учитывается только официальное трудоустройство (если выпускник стал фрилансером, но не оформил ИП, то он будет считаться нетрудоустроенным);
  • Учитываются только официальные доходы (подработки и серые зарплаты не попадут в данные ПФР);
  • Не отслеживается факт соответствия выпускной специальности и сферы трудоустройства (шутка про гуманитариев и Макдональдс).

К счастью, минусы являются одновременно и плюсами. Главное достоинство методики в том, что выборка практически сплошная (за вычетом продолживших обучение выпускников и данных, предоставленных с ошибками). А значит, минимизируется ошибка репрезентативности, так как мы работаем почти напрямую с генеральной совокупностью.

К сожалению, это был первый проект мониторинга и в нем не были учтены некоторые факторы: форма обучения (очное/заочное), первое или второе высшее, форма оплаты. Все это учтено в мониторинге выпускников 2014 года, который сейчас идет полным ходом.

image

Всего вузов, участвовавших в мониторинге — 933 (без учета филиалов):

Рис. 2 (интерактив)


Итого у нас получилось 819 вузов, которые предоставили данные о 1 240 532 выпускниках:

Рис. 4 (интерактив)


Давайте посмотрим, как выпускники распределены по типам вузов (число выпускников будем рассматривать с учетом филиалов, если не указано обратное):

Рис. 5 (интерактив)

Как видно, процентные соотношения по сравнению с Рисунком 4 уже другие. Но это вполне логично – среди государственных вузов много крупных, среди частных – гораздо меньше.



Рис. 6 (интерактив)

Результаты

Учитывая объем массива данных, его анализ можно выполнять для огромного количества разрезов и проверять на его основе множество гипотез. Поэтому здесь мы приведем только некоторые результаты анализа. Это лишь малая часть того, что можно получить, изучая данные мониторинга.


Для тех, кто хочет самостоятельно поработать с данными (или просто посмотреть на свой родной вуз) – подробные результаты по всем вузам можно увидеть на нашем портале. Там же после регистрации (зато без СМС) можно скачать эти данные в Excel-формате:

Рис. 7

В этой статье не будем рассматривать данные в разрезе вузов – информация по ним есть на портале, да и места для такого анализа здесь не хватит. Скажем лишь, что на первых местах небольшие и не самые известные вузы. В этом нет ничего странного: чем меньше вуз, тем больше у него шансов показать сильно отклоняющийся от средних значений показатель.

Перед тем, как перейти к непосредственному изложению результатов – небольшая ремарка для тех, кто нечасто имеет дело со статистикой. В общем случае, когда речь идет о статистических закономерностях, мы не можем говорить о том, что является причиной, а что следствием. Если выпускники престижного вуза NN имеют хорошие доходы и легко находят работу, это не значит, что в этом обязательно заслуга вуза. В престижные вузы поступает много талантливых и способных учеников, вполне вероятно, что они достигли бы таких же или еще больших высот, обучаясь в другом вузе. Ответ на такие вопросы – тема отдельного большого исследования.

Результаты анализа


Для начала посмотрим на результат трудоустройства и заработную плату по типам вузов:

Рис. 8 (интерактив)

В таблице приведен столбец с числом выпускников по каждой УГС, чтобы можно было оценить число трудоустроившихся студентов не только в процентах, но и в абсолютных цифрах.


При этом различия в результатах поиска работы между представителями этих двух специальностей и остальными выпускниками статистически значимы (

По зарплате лидируют следующие специальности:

  • Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники – 69 470 рублей.
    Это неудивительно, учитывая зарплату летчиков гражданской авиации в России.
  • Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия – 48 290 рублей.
    Учитывая сложившуюся ситуацию, интересно будет посмотреть на эту отрасль в динамике следующих лет.
  • Ядерная энергетика и технологии – 43 460 рублей.
    А вот это приятный сюрприз.
  • Физическая культура и спорт – 42 700 рублей.
    Вряд ли детские тренеры и другие специалисты в этой области получают высокие зарплаты, но для того, чтобы поднять среднее значение достаточно и небольшого числа профессиональных футболистов/хоккеистов, получающих баснословные гонорары.
  • Экранные искусства – 41 150 рублей.
    Вероятнее всего, ситуация аналогична описанной в предыдущем пункте.

Так что если вы абитуриент и после окончания вуза не хотите иметь проблем с трудоустройством и зарплатой, идите в физики-ядерщики :-)

Перейдем к еще одному немаловажному показателю – географии.

Вузы каких регионов имеют лучшие показатели трудоустройства? Для удобства будем учитывать только головные организации, так как в общем случае неясно, чьим вузом считать Владивостокский филиал московского вуза – московским или все же дальневосточным. Учет географии филиалов – тема отдельной статьи.



Рис. 12 (интерактив)


Как видно, наибольшие проблемы с показателями трудоустройства в основном у вузов Северного Кавказа. Если посмотреть на список регионов вузов с худшими показателями трудоустройства по РФ, мы убедимся в этом еще раз:

Рис. 13 (интерактив)

Тут стоит отметить и высокий уровень безработицы в данных регионах. Согласно данным Росстата, в СКФО он в два раза выше, чем в среднем по стране. Но нельзя однозначно сказать, что является причиной, а что следствием. Безработица может быть вызвана малым количеством вакантных рабочих мест, а может – низким качеством специалистов или нежеланием жителей регионов устраиваться на (официальную) работу.


Взгляните на карту, на которой указан процент выпускников, уехавших из региона (по отношению к общему числу трудоустроившихся выпускников этого региона). На этот раз филиалы участвуют – их выпускников учитываем как выпускников региона, где физически расположен филиал:

Рис. 14 (интерактив)


У Москвы доля уехавших выпускников неожиданно высока. Причем 18 тысяч уехало в Подмосковье:

Рис. 15 (интерактив)

А вот Курская область отражает общероссийский тренд – ее выпускники уезжают в основном в Москву (всего уезжает около половины выпускников). Подозреваем, это вызвано разницей в уровне зарплат – у трудоустроившихся в Москве она в 2 раза выше, чем у оставшихся. Вообще, почти в половине регионов России самое популярное направление отъезда выпускников – Москва и Московская область.

Вместо заключения

Мы рассказали лишь о небольшой части данных, полученных и исследованных в ходе мониторинга. Но на этом пора закругляться – статья и так вышла не маленькой. Надеемся, вам было интересно узнать о проекте и некоторых его результатах. Если будет интересно, SAnatoly может рассказать о старте и методике проекта, а vpodolskiy об архитектуре и формировании пакетов для ПФР.

Следует помнить, что подобный мониторинг не является единственным способом оценки эффективности вузов и имеет ряд ограничений и допущений. Несмотря на это, результаты проекта дают достаточно пищи для размышлений и, возможно, помогут абитуриентам с выбором профессии или вуза.

Ждем всех, кого заинтересовал этот пост, на портале – и просто любопытствующих, и специалистов в области образования, и тех, кто хотел бы самостоятельно проанализировать полученные данные.

Читайте также: