Что такое свидетельство иисуса христа

Обновлено: 02.07.2024

1Иоан. 5:10
Как людям, не имеющем в себе свидетельства, понять, что это такое и как оно появляется в человеке?

Изучаем 1Иоан.5:10

1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
2 Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него.
16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.
(1Иоан.5:1-21)

Логика Благой Вести состоит в том, что есть три свидетельства для человека, что Иисус — есть Спаситель наш. А цель — передать это свидетельство человеку. Если мы принимаем истину, то Бог подтверждает Свое обетование, данное еще Аврааму.

Бог обещал детей Аврааму.

Автор послания в 5 главе рассуждает о вечной жизни и о Божьих детях.

В Новом Завете мы можем проследить следующую закономерность:

  1. слышим Благую Весть
  2. верим или не верим, что Иисус есть Сын Божий, Спаситель
  3. осознаем свои грехи и принимаем решения стать детьми Божьими
  4. принимаем крещение
  5. рождаемся второй раз
  6. Бог дарует нам спасение от грехов
  7. и посылает нам свидетельство — Святого Духа

Святой Дух — печать Нового Завета, свидетельство наше.

1Иоан. 5:10 Как людям, не имеющем в себе свидетельства, понять, что это такое и как оно появляется в человеке?

Как людям, не имеющем в себе свидетельства, понять, что это такое и как оно появляется в человеке?

Дух Божий воскресит нас из мертвых:

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
(Рим.8:9-11)

Мы, верующие во Христа, имеем Дух Христов.

Христиане верят, что после физической смерти Бог воскресит нас Своим Духом. Это вера наша, надежда!

Более всего — Бог открываем Своим детям все тайны, через Святого Духа, наставляет нас праведности:

9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
(1Кор.2:9-13)

Дух Божий живет в нас, открываем нам Бога, наставляет нас и поддерживает молитвой:

26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией.
(Рим.8:26,27)

Бог не оставит своих детей, Он верный пастырь.

Святой Дух, свидетельство наше — привилегия только детей Божьих, рожденных во Христе.

И чтобы понять, как родиться второй раз, и получить дар Святого Духа — нужно узнать о жертве Иисуса Христа.

Прямых доказательств того, что Иисус Христос существовал как историческая личность, не существует. Богословы и теологи христианства утверждают, что косвенные доказательства существования Христа имеются в сохранившиеся до нашего времени текстах дохристианских авторов Тацита, Плиния Младшего и Светония.
Рассмотрим эти "доказательства".

ТАЦИТ (около 55-120 годов нашей эры).

Плиний родился в 52 году, умер около 114 года. Он был близким другом Тацита. Плиний известен историкам благодаря своей переписке, девять томов которой сохранилось до наших дней. В одном из писем, Плиний Младший пишет о последователях Христа: "Эта вера распространяется повсюду не только в городах и деревнях, но и во всей стране. У них есть обычай собираться перед восходом солнца и молиться Христу, как богу. Храмы пустеют, люди уже не совершают жертвоприношений".
В начале второго столетия, христианство действительно стало распространяться в восточных провинциях Римской империи. Языческие храмы опустели, люди перестали приносить жертвы старым богам. Но фраза: "У них есть обычай собираться перед восходом солнца и молиться Христу, как богу", разительно выпадает из контекста и потому вызывала сомнение у историков.
В настоящее время, доподлинно установлено, что в шестнадцатом веке эти строки сочинил Джиокондо ди Верона и вставил в текст письма Плиния Младшего.

СВЕТОНИЙ (около 70-160 гг).

Вот, в сущности, все, что сказано о христианах в дошедших до нас текстах римских авторов.

Ни в одном из доступных еврейских религиозных и литературных источников, не найдено ни единого слова о Христе. Единственное, что удалось найти - небольшой текст в книге Иосифа Флавия "Иудейские древности", известный под названием "Флавиева свидетельства". Этот отрывок, христианские богословы стали выдавать за доказательство того, что Флавий писал о Христе.
Приведем этот текст полностью:
"В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще можно назвать его человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем. С тех пор и по сей день существует община христиан, получивших от него свое название".

Филон – раввин, крупнейший еврейский философ и мыслитель, посвятивший жизнь задаче примирения иудаизма с греческой философией. Он способствовал формированию некоторых идей христианства и оказал огромное влияние на "новозаветных" авторов - Иоанна и Павла. В одном из своих трактатов - "О созерцательной жизни" - Филон описал деятельность "терапевтов" - религиозной секты, во многом напоминавшей ессеев и первых христиан.
Филон жил примерно в одно время с евангельским Иисусом. Племянник Филона, Тиберий Александр, даже занимал в 46-48 годах пост прокуратора Иудеи.

В огромном литературном наследии Филона, посвященном вопросам религии и правлению Понтия Пилата, совершенно ничего не говорится об Иисусе.

До 3-го столетия, христианами были только иудеи. Как положено по иудейскому закону, у первых христиан не было никаких обрядов и никаких предметов поклонения. Когда христианские общины порвали связи с иудаизмом и стали пополняться за счет язычников, которые нуждались в материальных доказательствах нового культа, появились остатки одежды Апостолов, волосы младенца Иисуса и Богородицы, ее слезы, мощи святых и плащаницы Христа.

Плащаницы Христа появились в Византии, а с момента Крестовых походов - на Западе. К 15 столетию набралось 40 Плащаниц! До сих пор выставляются для поклонения около десятка Плащаниц, самая известная из которых - Туринская.

Никакого основания считать хотя бы одну из них подлинной, нет. Даже если допустить, что Евангелия описывают реальные события, то после казни Христа римские солдаты поделили между собой только пропотевший хитон и стоптанные сандалии Христа, приговоренного к распятию. Римские солдаты не открывали могилу казнимого проповедника и не забирали на память ткань, в которую было замотано тело покойника. Тем более, ни в одном Евангелии не говорится, что ученики Христа делали что-либо с погребальными пеленами своего Учителя.
Согласно Евангелиям, после ареста Христа, ученики бежали и прятались в страхе перед арестом. Но даже если бы ученики и пришли к могиле Иисуса, то ничего оттуда бы не взяли. Все ученики Христа были иудеями, а правоверный иудей никогда, ни при каких условиях, не возьмет что-либо из гроба, тем более, не будет благоговеть перед пеленами покойника. Согласно иудейским законам, прикосновение к ритуальным одеждам покойника оскверняет верующих иудеев, делает нечистым и, лишает на время общения с единоверцами (Числа, 5:2; 19:13-20; 31:19; Левит:22:4; Иезекииль, 44:25-26).
В 1988 году было проведено три независимых исследования Туринской плащаницы на предмет определения её возраста с помощью радиоуглеродного анализа. Кусочки ткани плащаницы были направлены в Оксфордский университет, Университет Аризоны и Высшую техническую школу в Цюрихе. Результат ошеломил всех: материал Туринской плащаницы датирован в промежутке между 1260 и 1390 годами!

Иерусалим был дважды разрушен до основания (в 70 и в 135 году), и от сооружений евангельских времен в нем ничего не осталось, кроме "Стены плача". Тем не менее, туристам и паломникам показывают "святые места" - Голгофу, гроб Господень, путь Иисуса Христа от судилища до Голгофы, горницу Тайной вечери Иисуса Христа с учениками.
Все это является муляжами, воссозданными в натуральную величину.

3. "Крест" Иисуса Христа и "святые мощи".

Если собрать все разошедшиеся по христианскому миру кусочки Креста Господня, можно собрать несколько десятков крестов.
Если сложить все мощи святых, то у святого Григория появятся 30 туловищ; у святого Филиппа - 18 голов, у Иоанна Крестителя - 7 голов, у святой Анны - 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног.

Никаких письменных и материальных доказательств существования Христа нет. Кроме самой христианской религии.

Доказательства существования Иисуса Христа: нехристианские источники

Существует как минимум 9 нехристианских источников первого и начала второго веков, которые содержат доказательства существования Иисуса Христа. Конечно, существует масса христианских источников того же периода, рассказывающих о жизни и служении Иисуса Христа.

Но скептики предпочитают игнорировать эти свидетельства очевидцев жизни Христа, полагая, что авторы Евангелий и других трудов являются кучкой лжецов. Это является отличным примером плохого обращения с историей.

Доказательства существования Иисуса Христа

В этой статье я хочу представить лишь небиблейские источники, где вы можете найти доказательства существования и служения Иисуса Христа.

Корнелий Тацит (56-118 год н.э.), римский историк упоминал об Иисусе Христе и христианах

Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. (Анналы 15:44)

Обратите внимание, что Тацит немного ошибся. Пилат был префектом, а не прокуратором. Об этом свидетельствует табличка, найденная в Кесарии Палестинской. Имейте в виду, что Анналы упускают 29-32 годы, которые, скорее всего, тоже упоминают Иисуса Христа. По всей видимости этот отрывок ссылается на раннее упоминание об Иисусе.

Иосиф Флавий — фарисей, еврейский историк. Он был отступником, перешел с еврейской повстанческой стороны на сторону Рима, чтобы служить при Нероне и Веспасиане. Иосиф Флавий относительно надежный историк.

Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени. (Иудейские древности, 18:3:3)

Но есть небольшая проблема с этим отрывком из Иудейских древностей, т.к. существуют доказательства, что некоторые части в этом отрывке содержат интерполяцию (позже добавленные материалы, не содержащиеся в оригинале) из христианских источников. Вот как, скорее всего, выглядел текст изначально у Иосифа Флавия:

Иосиф Флавий упоминает Иисуса Христа еще в одном месте, когда говорит о казни Иакова:

Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. (Иудейские древности, 20:9:1)

Вавилонский талмуд (1-2 век н.э.) упоминает Иисуса Христа

В этом Талмуде также написано, что Иисус обвиняется в колдовстве, что является очевидной параллелью с отрывком из Евангелия от Матфея 12:22-24:

В tHul 2:22-23 сообщается, что исцеления также были совершены именем Иисуса Христа. (tHul — ссылка на одно из иудейских писаний первых веков нашей эры. Это Писание технически не является частью Талмуда, но скорее частью основной талмудической литературы иудеев, относящейся к двум первым векам после жизни Христа.)

Так что у нас есть доказательства распятия Иисуса и косвенное подтверждение того, что Иисус публично творил чудеса, правда его обвиняли в том, что Он творил эти чудеса силой бесовской.

Светоний (примерно 120 год н.э.), очень надежный римский историк упоминает Христа

Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима. (Жизнь двенадцати цезарей. Клавдий, 5 книга, 25 стих)

Светоний употребляет форму не Христос, а Хрестос (лат. Chrestus), что представляет собой латинскую транскрипцию слова Χριστός в классическом аттическом произношении.

Лукиан, древнегреческий писатель и критик христианства говорит об Иисусе Христе

Плиний Младший (112 год н.э.), древнеримский политический деятель и писатель, адвокат

Считаю своим священным долгом обратиться к тебе, государь, за разъяснением тех вопросов, которые возбуждают во мне недоумение. Я никогда не бывал при процессах против христиан. Поэтому я не знаю, о чем их обыкновенно допрашивают и за что и в какой мере наказывают. Я находился в немалом затруднении, признавать ли различие их по возрасту, или совсем не следует различать несовершеннолетних от более крепких, давать ли прощение за раскаяние, или тому, кто когда-либо был христианином, отречение от христианства не приносит никакой пользы, казнить ли их за самое имя (nomen ipsum), при отсутствии других преступлений, или за преступления (flagitia), стоящие в связи с именем. Между тем с теми, на которых мне доносили, как на христиан, я поступал следующим образом. Я допрашивал их, христиане ли они, и когда они сознавались, то я спрашивал их о том же второй и третий раз, пригрозив казнью. Тех, которые упорствовали, я приказывал отвести (видимо, на смертную казнь, ducijussi). Я не сомневался, что каково бы то ни было то, в чем они сознавались, их упорство и нераскаянность, конечно, заслуживают кары.

Но кроме казненных, были другие такие же безумцы. Но так как это были римские граждане, то я предназначал их к отсылке в столицу. Но раз затронутое дело пошло дальше; встречались новые осложнения. В поданном мне безыменном доносе значилось в списке христиан много таких лиц, которые заявили, что они не христиане и даже никогда не были христианами. Когда они вслед за мною произнесли воззвание богам и воздали поклонение твоему изображению, которое я велел принести вместе со статуями богов, и прокляли Христа (действительных христиан, говорят, нельзя принудить ни к тому, ни к другому, ни к третьему), то я счел возможным отпустить их.

Другие, значившиеся в списке, сознались, что были некогда христианами, но вышли из их общества, одни три года тому назад, другие несколько раньше, а некоторые даже двадцать лет назад. Все они почтили твое изображение и статуи богов и Христа прокляли. Вся их вина, по их словам, состояла в том, что в известные дни, рано утром, они сходились вместе и пели песнь Христу, как Богу, что во имя религии (sacramento) они обязывались не на преступление какое-нибудь, но к тому, чтобы не красть, не грабить, не прелюбодействовать, честно держать свое слово и возвращать вверенные залоги, что после этого они расходились и затем собирались снова для вкушения пищи, впрочем, обыкновенной и невинной. Да и это они перестали делать после того, как я по твоему велению запретил гетерии.

Тем не менее, счел я необходимым двух рабынь, которые назывались ministrae (очевидно, греческое ai diakonoi — диакониссы), подвергнуть пытке, чтобы разузнать, что здесь справедливого. Но я ничего другого не нашел здесь, кроме суеверия грубого и безмерного. Поэтому, отложив дальнейшее разбирательство, я обращаюсь к тебе за советом. (Письмо Траяну, книга X. 96)

Цельс упоминает Иисуса Христа в своих трудах

Я, со своей стороны, не могу даже понять, каким образом чародей мог употреблять все свои усилия на то, чтобы возвестить учение, которое располагает людей делать все в том убеждении, что Бог каждого за каждое его деяние подвергнет суду, и это убеждение внедрить также в своих учеников, которых он намерен был сделать провозвестниками своего учения. А эти (ученики) приобретали себе последователей только потому ли, что они научились от Него творить чудеса, или, может быть, они достигали этого и помимо чудес? Если будем утверждать, что они не совершали положительно никаких чудес, но только уверовали и без всякого знания красноречия и диалектики, какое можно получить в греческих школах, поставили себе целью проповедовать новое учение всюду, куда бы они не пришли, то утверждать это было бы слишком неразумно. В самом деле, где же они могли получить столько мужества, чтобы проповедовать учение и вводить новую веру? Но если творили чудеса и эти (ученики Христа), то можно ли считать тогда правдоподобным тот факт, что чародеи подвергали себя столь великим опасностям при распространении учения, которое запрещало чародейства? (Ориген. Против Цельса. Книга 1:28)

Мара Бар Сарапион об Иисусе Христе

И что ещё можем мы сказать, если мудрецы терпят насилие от рук тиранов, и мудрость их уловляется клеветою, и угнетаемы они без защиты от разума своего? Так, что доброго стяжали Афиняне, убив Сократа, возмездие за коего получили они в гладе и моровой язве? Или сыны Самоса, сжегши Пифагора? Ибо земля их в одночасье сокрыта была песком Или Иудеи, Казнив Мудрого Царя своего? Ибо царство их с того времени отнялось у них Ибо по правде отмстило божество Мудрость сих трёх: Ибо афиняне умирали от глада, и сыны Самоса одолены были мором, не имея средств помочь себе, иудеи же, покинутые и прогнанные из царства своего, рассеяны по всякой стране. Сократ бессмертен через Платона; Пифагор же-через кумир Геры; а Царь Мудрый-через законы, им данные.

Таллос (50 год н.э.) об Иисусе Христе, пересказ Секста Юлия Африкана

Независимо от того, доказывает ли это само затмение, а вот о воскрешении Христа в 50-е годы, похоже, знали даже люди, не являющиеся христианами. Как раз в это время была написана первая книга Нового Завета. Из-за того, что у нас нет самих трудов Таллоса, а есть лишь христианская интерпретация, а не цитаты, то это можно считать слабой поддержкой христианских утверждений.

Итого у нас есть 9 языческих источников (1-2 веков нашей эры), имеющих доказательства существования Иисуса Христа. Для примера — у нас есть 9 языческих источников (1-2 веков нашей эры), доказывающих существование императора Тиберия.

Почему Филон и другие древние историки и философы не упоминали об Иисусе Христе?

Один из наших читателей задал такой вопрос: Философ Филон Александрийский в своих трудах не упоминал о распятии Иисуса Христа, а также ничего не говорит о затмении, которое наступило во время Его распятия, хотя он был современником Христа. Христиане считают Иосифа Флавия и Тацита нехристианскими источниками доказательств распятия Христа, хотя они жили гораздо позже Иисуса Христа. Почему мы должны верить Иосифу Флавию и Тациту, а не Филону Александрийскому?

Вот, что по этому поводу пишет наш постоянный автор Джон Окс:

Если честно, то мы понятия не имеем, почему Филон не упомянул о распятии Иисуса Христа. Я думаю, что это из-за того, что у нас имеется лишь малая часть его трудов.

Я хочу вам привести такой наглядный пример. Представим, что кто-то собрал коллекцию из 40-50 ваших электронных писем. Давайте представим, что в этих письмах (выбранных случайным образом), вы никогда не упоминали про президента Барака Обаму. Будет ли это служить доказательством того, что Барак Обама никогда не был президентом США? Вовсе нет. Так и недостаток упоминаний каких-либо фактов в небольшой выборке трудов древнего философа НЕ является доказательством против Иисуса Христа. Отсутствие доказательств само по себе не является доказательством. Это всегда было истиной.

Давайте теперь представим, что в 40-50 письмах вы упоминали, что Барак Обама был президентом США. Это могло бы быть доказательством того, что он был президентом? Конечно! Вот почему труды Иосифа Флавия и Тацита являются доказательством в пользу Иисуса Христа, в то время как труды Филона не являются доказательством против Иисуса.

Кстати, вы сказали, что Иосиф Флавий и Тацит жили намного позже Христа. Это просто неправда. Иосиф родился примерно в 37 году нашей эры и писал об Иисусе в первом веке. Тацит был современником Иосифа Флавия. Они оба жили во времена, когда большинство очевидцев событий жизни Иисуса Христа были еще живы!

Джон Окс
Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


ИОСИФ ФЛАФИЙ, римский историк, иудей.

Первый автор – Иосиф Флавий. Он родился вскоре после Вознесения Христова, происходил из знатной семьи Хасмонеев (или Асмонеев) – последней еврейской династии, основанной Маккавеями.

Этот отрывок давно уже всем известен, но все время находились разные критики, которые считали его более поздней интерполяцией и усматривали в этом тексте явно христианскую руку. Что можно на это сказать? Во-первых, в отличие от евангельского изложения, здесь выдвигается версия чисто политического убийства Иоанна Предтечи, а не нравственного. Мы находим здесь некоторые дополнения к образу Иоанна Предтечи, уточнение места, где он был убит, и обстоятельства, последовавшие за этим преступлением. В Евангелии ничего этого нет. А. Бобринский в своей работе высказывает убеждение, что этот отрывок трудно считать интерполяцией.

Бурю недоверия здесь вызывали, во-первых, слова правоверного иудея о том, возможно ли этого Иисуса называть человеком, во-вторых – безапелляционное наименование его Христом (что для иудея тоже считалось невозможным) и, конечно, сведения о воскресении.

ТАЦИТ, римский историк

СВЕТОНИЙ, римский историк

И вот еще одно свидетельство Светония, на этот раз из жизни Нерона:

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ, римский чиновник, наместник в Вифинии
Следующий источник – знаменитое место из переписки Плиния Младшего, который жил в конце I – в начале II вв. Он был наместником в Вифинии (область в Малой Азии) и писал оттуда императору Траяну (первая четверть IIв.):

Я никогда не присутствовал на следствиях о христианах: поэтому я не знаю, о чем принято допрашивать и в какой мере наказывать. Не мало я и колебался, есть ли тут какое различие по возраст, или же ничем не отличать малолеток от людей взрослых: прощать ли раскаявшихся или же человеку, который был христианином, отречение не поможет, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, или же преступления, связанные с именем.

Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они не признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.

Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а, кроме того, похулилили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.

Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет назад, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа.

Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной, но что и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества. Тем более счел я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, называвшихся служительницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерного и уродливого суеверия [обратите внимание, как это словосочетание кочует из одного источника в другой – безумное уродливое суеверие, или зловредное и т.п. – о. А.Е.].

Это драгоценнейшее свидетельство о жизни первых христиан на рубеже I—IIвв. Здесь мы узнаем о богослужениях, пении, ночных бдениях, узнаем, как по-разному вели себя эти люди перед лицом смерти, под угрозой пыток и мучений, и видим отношение ко всему этому римского чиновника. А вот ответ Траяна:

ЛУКИАН, сатирик и безбожник

Таким обманщиком и был выведенный в сатире Перегрин.

ЦЕЛЬС, римский публицист

Историчность Иисуса Христа, или проблема историчности личности Иисуса Христа — историческая проблема соотнесения евангельского образа Иисуса Христа с реальной исторической личностью и ряд вытекающих отсюда проблем, как то: построение достоверной биографии этой личности и выяснение её действительного исторического места на основе всестороннего критического анализа библейских сведений и введённых в научный оборот внебиблейских (светских и религиозных) источников.

Проблема историчности Иисуса Христа возникла в XVII—XVIII веках н. э. в связи с появлением рационалистической критики Библии.

Все внебиблийские свидетельства существования Христа подвергаются критике.

Содержание

Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали любить его и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени. [1]

Это известие должно было быть написано в 90-х гг. н. э. Но, вероятно, этот текст греческой рукописи не является оригинальным, а отредактирован на рубеже III и IV веков каким-то переписчиком в соответствии с христианским учением. Это предположение допустимо по следующим причинам:

В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса. [3]

Многие исследователи считают, что приведённый отрывок Агапия отражает подлинный текст Иосифа Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на сирийский язык. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой этот вариант — адаптация христианской вставки в текст Флавия к мусульманскому окружению, в котором жил Агапий.

Другие нехристианские источники

Другим автором, упоминающем о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит. В Анналах (летописях):

Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех … кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады. [4]

Это свидетельство было написано около 115 года н. э.

Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима. [5]

Это известие написано на несколько лет позже свидетельств Тацита, около 120 года, причем Светоний упоминает в нем не Христа, а Хреста (лат. Chrestus ).

До нашего времени дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Траяном. Из письма Плиния к Траяну:

Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вел допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своем, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели в определенный день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так… Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьёзного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…

Свидетельство жизни первых христиан

Известно, однако, что фанатичная религиозная вера часто заставляет людей совершать поступки, которые кажутся странными, нелогичными и бессмысленными с точки зрения неверующих и иноверцев. И готовность идти за веру на муки и смерть — одно из наиболее распространенных и ярких проявлений истовой веры, которое характерно не только для христиан.

Таким образом, наиболее вероятной причиной подвижничества и мученичества ранних христиан и их готовности идти на гибель была их глубокая вера, а также доктрина спасения, прямо предполагающая посмертное блаженство для пострадавших за веру.

Другие косвенные свидетельства

Одним из косвенных свидетельств историчности Иисуса с точки зрения светских исследователей является упоминание в Евангелиях довольно неприглядных, по их мнению, черт характера Иисуса и его образа жизни.

Например, его обвиняют в не вполне уважительном отношении к матери и родным, а также в несдержанности (как в истории с изгнанием менял из храма). Эти сведения вряд ли могли появиться в мифологическом сочинении, не имеющем реального прототипа.

…нет никаких логических причин отрицать историчность Иисуса, поскольку в Палестине того времени подобного рода бродячие проповедники, пророки и мессии были обыденным явлением. В ту пору, когда жил и действовал Иисус, а также до его рождения и после его смерти историки насчитали в Палестине по меньшей мере двенадцать пророков и мессий, более популярных, чем он.

Также в доказательстве реальности существования Иисуса он считает важным факт распятия. Мотивирует он это тем, что в те времена распятие было не только жестоким, но и позорным видом казни. Следовательно, если бы биография Иисуса была полностью вымышлена, вряд ли кто-нибудь из его восторженных приверженцев придумал бы историю о его столь позорной смерти, а значит это была жестокая истина, которую пытались сгладить при помощи теологических и эсхатологических толкований.

Читайте также: