Что такое социально правовое направление

Обновлено: 25.06.2024

Социальные правовые исследования, призванные формировать эмпирический базис правовой науки, вооружать общую теорию права и отраслевые юридические науки полными объективными знаниями о реальном бытии права, об иных аспектах социальной правовой практики, могут проводиться и проводятся по весьма широкому кругу проблем правовой науки и практики. Почти любой компонент правовой системы — нормы права, правосознание, правоприменение, правовая наука — может выступать предметом социального правового исследования.

В настоящее время наибольшее значение для правовой науки и юридической практики имеют социальные правовые исследования: 1) эффективности норм права; 2) социологии правового сознания и правовой культуры; 3) социологии правоприменительной деятельности; 4) социологии правонарушений и юридической ответственности; 5) юридического прогнозирования.

Исследования эффективности норм права составляют ядро социологии права. Предметом таких исследований может выступать любая норма конституционного права, гражданского, трудового, семейного и других отраслей права. В ходе социальных правовых исследований представляется возможным не только изучить реальное действие нормы права, но и выявить ее способность выступать регулятором общественных отношений, обеспечивать реализацию целей, которые были поставлены правотворческим органом при принятии соответствующего нормативного правового акта. Эффективно действующие нормы права обеспечивают реализацию поставленных правотворческим органом целей и приводят к ожидаемым социально полезным результатам: упрочению правового порядка, снижению уровня правонарушений, обеспечению прав и законных интересов граждан.

Выявленная в ходе социальных правовых исследований степень достижения целей правотворческого органа в реальной жизни позволяет довольно достоверно судить об эффективности действия нормы права, возможности и целесообразности ее сохранения в качестве регулятора общественных отношений. Кроме того, исследования эффективности норм права позволяют выявить совокупность правовых и иных явлений (факторов), которые оказывают непосредственное интенсивное воздействие на правовые нормы тем, что способствуют или препятствуют их реализации в конкретных правоотношениях. Подобная информация имеет принципиальное значение для правовой науки и правотворческой практики, поскольку позволяет процесс совершенствования законодательства поставить на реальную, конкретно-историческую почву и выбирать такие варианты нормативно-правового регулирования, которые способны преодолеть негативные тенденции, процессы в обществе и обеспечить эффективное действие принимаемых норм права.

Другим видом социальных правовых исследований, имеющих важное теоретическое и практическое значение, являются исследования правового сознания и правовой культуры общества, его отдельных социальных слоев, групп и индивидов. Правосознание как один из основополагающих компонентов правовой надстройки играет решающую роль на всех этапах механизма правового регулирования — правотворчества, реализации норм права и применения юридической ответственности. В частности, правовое сознание гражданского общества, его членов выступает критерием оценки действующих норм права и выявляет малоэффективные, бездействующие нормы права. Руководствуясь собственным правосознанием, граждане, их общественные организации осуществляют поиск новых, более совершенных норм права и вносят в законотворческие органы конкретные предложения о путях и способах дальнейшего совершенствования системы права. Велика роль правосознания граждан и иных лиц на стадии реализации норм права. Общеизвестно, что нормы права, не получившие одобрения и поддержки у той или иной части общества, чаще всего оказываются бездействующими, малоэффективными.

В числе важнейших направлений социальных правовых исследований правового сознания можно выделить следующие исследования: правового сознания населения, его правовой культуры, в том числе уровня его правовых знаний и отношения к действующим нормам права; влияния средств массовой информации на формирование правового сознания и правовой культуры населения; правового сознания отдельных социальных слоев, групп населения (обучающихся, работников организаций, учреждений, жителей городов, сельской местности) (значительный интерес юристы проявляют к изучению правового сознания лиц, имеющих профессиональное юридическое образование, а также государственных служащих и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность); эффективности деятельности государственных органов, образовательных учреждений по правовому информированию и правовому воспитанию населения.

Социальные правовые исследования правоприменительной деятельности представляют значительный интерес для правовой науки и практики. Правоприменение выступает необходимым и важнейшим элементом механизма правового регулирования, призванным обеспечить перевод абстрактных норм права на уровень конкретных правовых притязаний и юридических обязанностей субъектов права. Эффективность правоприменительной деятельности, осуществляемой государственными органами и должностными лицами, как и любая иная предметно-практическая деятельность, зависит от конкретно-исторических условий, при которых она протекает. Наиболее существенное влияние на результаты правоприменения оказывают социальные правовые, организационные, социально-психологические, материальные и некоторые другие факторы. Так, наблюдается устойчивая связь между результатами правоприменения и материальным положением работника, загруженностью на работе, уровнем технической оснащенности рабочего места, уровнем совершенства законодательства, состоянием законности в стране и т. д.

Система социальных правовых исследований правоприменительной деятельности весьма многообразна. Во-первых, предметом исследований могут выступать отдельные субъекты правоприменительной деятельности (суды, органы прокуратуры, милиция, органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления). В частности, в 1980-х гг. российскими правоведами интенсивно исследовалась деятельность судебных органов в целях выявления объективных и субъективных факторов, влияющих на правосудие и качество судебного решения. Во-вторых, социальные правовые исследования могут проводиться в целях изучения того или иного аспекта правоприменительной деятельности, не охватывая этой деятельности полностью. Например, российскими правоведами проводились социальные правовые исследования, предметом которых выступали судебные ошибки, эффективность обжалования судебных решений, кадровый состав органов суда и юстиции, качество судебного разбирательства и т. д.

Исследования правонарушений и юридической ответственности (и в первую очередь уголовного наказания) имеют давнюю историю. И это вполне закономерно. Успешное ведение государством и обществом борьбы с правонарушениями и их наиболее опасными проявлениями в форме преступлений становится возможным лишь при наличии достоверной информации о социальных и правовых явлениях, процессах, обусловливающих совершение правонарушений или способствующих этому, а также мотивах совершения правонарушений, личностных качествах правонарушителей. Можно существенно сократить число правонарушений лишь за счет устранения причин и условий, способствующих их совершению. Неэффективность средневекового метода борьбы с преступлениями и иными правонарушениями путем ужесточения наказания стала очевидным и бесспорным фактом еще в XVIII—XIX вв.

Вся необходимая для успешной борьбы с преступлениями и иными видами правонарушений информация может быть получена лишь при помощи социальных правовых исследований. Среди них можно выделить три основных направления: 1) проведение исследований, связанных с изучением состояния правонарушений, их динамики, структуры, распространенности по регионам страны, организации преступного мира и др.; 2) исследование причин преступности, в том числе личности преступника, социальных и правовых факторов, способствующих совершению правонарушений, а также проблем виктимологии, связанной с изучением роли поведения потерпевшего в генезисе преступления; 3) исследование эффективности мер общества и государства, принимаемых в целях профилактики правонарушений, а также исправления и перевоспитания правонарушителей.

Там, где праву необоснованно закрывают доступ к регулированию общественно значимой предметной деятельности, социальных процессов, они неизбежно принимают деструктивный характер (это наблюдается, например, в таких видах преступной деятельности, как лжепредпринимательство, лжебанкротство и т.п.). Поэтому, возбуждая массовую активность граждан в тон или иной области общественной жизни, важно позаботиться о том, чтобы она приобрела строго правомерный характер. Иначе такого рода активность несет в себе разрушительную силу, свидетелями чего мы, к сожалению, в настоящее время нередко являемся.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "Социально-правовая активность" в других словарях:

Правовая активность — обусловленное социально правовыми устоями, потребностями и интересами людей их общественное качество, характеризующеесяреальнымосуществлениемимиправовых требований, принципов и установлений. Это качество социального субъекта, обеспечивающее ему… … Элементарные начала общей теории права

Глава 22. Правомерное поведение и правовая активность — Глава 22 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ ПравомерностьКонституционностьПравомерное поведениеКритерии правомерного поведения (правомерности) … Элементарные начала общей теории права

Правовая среда — взятая в единстве система юридических связей и отношений, правовых учреждений, иных правовых реалий, обусловленных действием права и определяющих в конечном счете характер, направленность, интенсивность реализуемой социальными субъектами… … Элементарные начала общей теории права

Правовая жизнь — совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов,… … Элементарные начала общей теории права

Правовая культура — является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ( теоретическим телом (проф. Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др. (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще… … Википедия

Правовая психология групп — Известно, что каждой общности людей, независимо от численности, – от микрогрупп до всего населения, присуща своя психология, именуемая психологией общества, группы, коллектива. Каждой общности людей, независимо от численности, от микрогруппы до… … Энциклопедия современной юридической психологии

Социально-психологический подход в ЮП — Юридико психологическая действительность, наряду с индивидуально психологическими явлениями (см. Личностные психологический подход, Целостно психологический подход), включают особую область психологических фактов, закономерностей и механизмов,… … Энциклопедия современной юридической психологии

Категория активность и соподчиненные с ней понятия (действие, деятельность, свобода) в ЮП — Субъектность правовой активности (В.М. Поздняков, 1997) обязывает всесторонне изучать человека и социальные группы в качестве субъектов деятельности, общения, духовного созерцания и т.д. Это позволяет с одной стороны преодолевать доминировавшие в … Энциклопедия современной юридической психологии

Правовой психологии группы структура — Правовая психология группы – особое свойство ее психологии, связанное с наличием в ней особого социально психологического образования, состоящего из пяти специфических компонентов. Правовая просвещенность совокупность имеющихся у членов общности… … Энциклопедия современной юридической психологии

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА — ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА. Содержание: I. Эмбриология, анатомия и гистология . 16 II. Биохимия. 22 III. Патологическая анатомия . 2 2 IV. Патологическая физиология. 28 V. Функциональная диагностика. 30 VІ.… … Большая медицинская энциклопедия

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

ГКОУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

Калугина Надежда Алексеевна

Содержание

Пояснительная записка

3

Правовая основа программы

5

5

Обеспечение эффективной реализации программы

7

8

Компетенции слушателей как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения данной программы

9

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

9

Основные блоки реализации программы

10

Структура занятий

11

Тематический план

12

13

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета для беседы, направленной на выявление текущей компетентности воспитанников в области права

15

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Тест для выявления текущей компетентности воспитанников в области права

16

18

Пояснительная записка

Изменения, которые происходят в современном российском обществе в социально-политической, гражданской и культурной жизни, ставят принципиально новые цели и задачи перед воспитанием, в том числе и воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей.

Каждый ребенок с момента рождения попадает в определенную жизненную среду и находится в ней, постоянно взаимодействуя, развиваясь, обучаясь и воспитываясь. Особенно нуждаются в поддержке в процессе социализации дети, воспитывающиеся в детских домах. Детский дом играет особую роль в правовой социализации, так как замещает ребенку семью в процессе усвоения им общественных норм и правил.

Проблема воспитания правовой культуры воспитанников детских домов имеет особую актуальность . Правовое воспитание здесь должно носить целенаправленный характер и быть всецело направлено на формирование установки гражданственности, уважения и соблюдения прав, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Очень часто выпускники детских домов оказываются недостаточно подготовленными к выбору своего жизненного пути, часто теряются в жестких жизненных условиях. Эти ребята остаются один не один со своими проблемами, а если еще при этом они имеют низкий уровень социально-правовой компетентности, не знают норм отношений и общественных институтов, это приводит к многочисленным конфликтам и потрясениям в их самостоятельной жизни.

По результатам мониторинга и в ходе обращений к уполномоченному по правам ребенка была выявлена необходимость повышения социально-правовой компетентности воспитанников. Наиболее распространенными оказались проблемы незнания детьми основных прав, предусмотренных законодательством в области обеспечения выпускников детских домов жильем; в области оказания им образовательных услуг; в области ответственности, предусмотренной за те или иные правонарушения и др.

Наиболее эффективной формой работы в рамках социально-правового воспитания, как показывает наш опыт, является просветительская деятельность. Особый акцент нами сделан на проблеме воспитания социально адаптированного и законопослушного ребенка в условиях детского дома.

Цель данной программы состоит в формировании личности, ориентирующейся в социально-правовой сфере и умеющей защищать свои права, свободы и интересы в условиях современного гражданского общества.

Объектом социально-правового воспитания и сопровождения в ходе реализации программы выступают воспитанники детского дома.

Предметом деятельности является социально-правовая ситуация развития ребенка, которая представлена как система взаимодействия с обществом и его моральными, нравственными и правовыми нормами.

1. Развитие правового сознания воспитанников, социально-правовой грамотности и культуры.

2. Формирование основ социально-правового поведения и готовности к выполнению социальной роли гражданина.

2. Выработка умений по защите своих прав и свобод в повседневной жизни.

Правовая основа программы

Категория участников

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку в государстве, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Принципами реализации социально-правовой программы просвещения выступают:

- принцип гуманности, ориентированный на уважение чести и достоинства ребенка, на соблюдение его основных прав и свобод;

- принцип солидарности, означающий эффективное сотрудничество детского дома с участниками реализации правовых форм деятельности;

- принцип системности, предполагающий разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации;

- принцип целостности, предполагающий единую стратегию работы;

- принцип полимодальности, имеющий целью применение различных подходов и методов социально-правового воспитания в процессе реализации программы.

1. Организационное направление (разработка социальных, воспитательных технологий, методов; отбор познавательного материала, способствующего формированию законопослушного поведения воспитанников детского дома).

2. Социально-педагогическое направление (реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных воспитанникам детского дома).

3. Мониторинг (социальный мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в воспитании и личностном развитии ребенка).

Обеспечение эффективной реализации программы

Кадровый состав специалистов

Право на деятельность в рамках программы имеют педагог-психолог, социальный педагог, имеющие соответствующее высшее образование и подтвердившие свою квалификацию в порядке, установленном законодательством РФ, со стажем работы не менее 1 года.

1. Мотивационные условия призваны обеспечить повышение у воспитанников уровня социально-правовой грамотности и культуры.

2. Организационные условия реализации программы – проведение занятий с использованием разных форм работы и привлечением смежных специалистов в области права (встречи с сотрудниками правоохранительных органов, инспектором по делам несовершеннолетних, адвокатами и пр.).

3. Материально-технические условия – создание тематической игротеки, обеспечение литературой, использование интерактивных технологий.

4. Научно-методические условия заключаются в повышении уровня профессиональной компетентности воспитателей по вопросам социально-правового воспитания детей и в области применения инновационных технологий.

Периодичность проведения занятий 1 раз в месяц.

Срок реализации программы – 1 год.

Комплектование групп

Предварительно, на добровольной основе, набирается группа воспитанников из 7 человек, согласных посещать все занятия по расписанию. Первичное мониторинговое обследование проводится во время индивидуальной консультации.

Формы работы

В программу входит теоретический и практический (коррекционно-игровые, тренинговые занятия и проблемно-жизненные ситуации) материалы. Занятия проводятся преимущественно в сюжетно-игровой форме, так как это обеспечивает попутно и развитие таких психических процессов как память, внимание, мышление и воображение, коррекцию эмоционально-волевой сферы, а кроме того, способствует эффективному сотрудничеству в группе обучающихся по программе воспитанников. Но применяются и такие формы работы как лекции, тематические беседы, просмотр кинофильмов, экскурсии, викторины, конкурсы.

В проведении занятий важно соблюдать принципы доступности, наглядности, системности, последовательности, сотрудничества и рефлексии.

Компетенции слушателей как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения данной программы

обладать системой знаний в области прав и законов;

уметь пользоваться этими знаниями;

уважать и соблюдать права и законы;

жить по законам морали и государства;

осознавать нравственные ценности в жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы предполагается снижение численности правонарушений среди воспитанников, а также численности воспитанников, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания воспитанников; формирование положительной мотивации несовершеннолетних на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы включает три этапа:

Изучение состояния и перспектив формирования уровня правовых знаний на констатирующем этапе предполагает определение уровня данного вида компетентности. Здесь применимы такие методы, как анкетирование и беседы с воспитанниками в области его правовых знаний и представлений о нормах поведения в обществе (Приложение 1).

Итоговая же диагностика показывает динамику сформированности теоретических знаний и практических умений в области правоприменения.

Основные блоки реализации программы

1. Организационно-управленческий блок.

На этом этапе предполагается работа с литературными источниками по проблеме правового воспитания, создание необходимых условий для реализации программы, изучение особенностей социально-правовой среды, степени и направленности ее влияния на воспитанников детского дома. Организационно-управленческий блок включает в себя:

- материально-техническое обеспечение;

- разработку программы, модели ее внедрения, схемы управления программой; контроль результативности внедрения программы;

- определение наиболее эффективных форм и методов профилактической и просветительской работы.

2. Диагностико-прогностический блок.

Данный блок предполагает изучение уровня информированности и отношения воспитанников к правовым нормам, выявление степени интереса к нормам морали и правовым нормам общества. Диагностико-прогностический блок направлен на выявление воспитанников, нуждающихся в правовой помощи и изучение особенностей социальной среды, степени и направленности влияния ее на личность воспитанника. Кроме того, на этапе реализации программы возможна коррекция содержания занятий в соответствии с реальным запросом воспитанников.

3. Стратегический (деятельностный) блок.

- проведение теоретических и практических занятий с воспитанниками;

- формирование неконфликтного поведения и общения;

- вовлечение воспитанников в социально значимую деятельность;

- оказание социально-правовой и педагогической помощи воспитанникам в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их жизнедеятельности

- коррекцию отклоняющегося поведения.

Структура занятий

Общая структура проведения занятий выглядит следующим образом.

1. Моделирование.

2. Закрепление

3. Обратная связь.

4. Позитивная коррекция.

5. Обобщение.

Данная структура может корректироваться в зависимости от состава группы, занимающихся по программе воспитанников, и в соответствии с конкретными социально-правовыми запросами воспитанников.

Социальные правовые исследования, призванные формировать эмпирический базис правовой науки, вооружать общую теорию права и отраслевые юридические науки полными объективными знаниями о реальном бытии права, об иных аспектах социальной правовой практики, могут проводиться и проводятся по весьма широкому кругу проблем правовой науки и практики. Почти любой компонент правовой системы — нормы права, правосознание, правоприменение, правовая наука — может выступать предметом социального правового исследования.

В настоящее время наибольшее значение для правовой науки и юридической практики имеют социальные правовые исследования: 1) эффективности норм права; 2) социологии правового сознания и правовой культуры; 3) социологии правоприменительной деятельности; 4) социологии правонарушений и юридической ответственности; 5) юридического прогнозирования.

Исследования эффективности норм права составляют ядро социологии права. Предметом таких исследований может выступать любая норма конституционного права, гражданского, трудового, семейного и других отраслей права. В ходе социальных правовых исследований представляется возможным не только изучить реальное действие нормы права, но и выявить ее способность выступать регулятором общественных отношений, обеспечивать реализацию целей, которые были поставлены правотворческим органом при принятии соответствующего нормативного правового акта. Эффективно действующие нормы права обеспечивают реализацию поставленных правотворческим органом целей и приводят к ожидаемым социально полезным результатам: упрочению правового порядка, снижению уровня правонарушений, обеспечению прав и законных интересов граждан.

Выявленная в ходе социальных правовых исследований степень достижения целей правотворческого органа в реальной жизни позволяет довольно достоверно судить об эффективности действия нормы права, возможности и целесообразности ее сохранения в качестве регулятора общественных отношений. Кроме того, исследования эффективности норм права позволяют выявить совокупность правовых и иных явлений (факторов), которые оказывают непосредственное интенсивное воздействие на правовые нормы тем, что способствуют или препятствуют их реализации в конкретных правоотношениях. Подобная информация имеет принципиальное значение для правовой науки и правотворческой практики, поскольку позволяет процесс совершенствования законодательства поставить на реальную, конкретно-историческую почву и выбирать такие варианты нормативно-правового регулирования, которые способны преодолеть негативные тенденции, процессы в обществе и обеспечить эффективное действие принимаемых норм права.

Другим видом социальных правовых исследований, имеющих важное теоретическое и практическое значение, являются исследования правового сознания и правовой культуры общества, его отдельных социальных слоев, групп и индивидов. Правосознание как один из основополагающих компонентов правовой надстройки играет решающую роль на всех этапах механизма правового регулирования — правотворчества, реализации норм права и применения юридической ответственности. В частности, правовое сознание гражданского общества, его членов выступает критерием оценки действующих норм права и выявляет малоэффективные, бездействующие нормы права. Руководствуясь собственным правосознанием, граждане, их общественные организации осуществляют поиск новых, более совершенных норм права и вносят в законотворческие органы конкретные предложения о путях и способах дальнейшего совершенствования системы права. Велика роль правосознания граждан и иных лиц на стадии реализации норм права. Общеизвестно, что нормы права, не получившие одобрения и поддержки у той или иной части общества, чаще всего оказываются бездействующими, малоэффективными.

В числе важнейших направлений социальных правовых исследований правового сознания можно выделить следующие исследования: правового сознания населения, его правовой культуры, в том числе уровня его правовых знаний и отношения к действующим нормам права; влияния средств массовой информации на формирование правового сознания и правовой культуры населения; правового сознания отдельных социальных слоев, групп населения (обучающихся, работников организаций, учреждений, жителей городов, сельской местности) (значительный интерес юристы проявляют к изучению правового сознания лиц, имеющих профессиональное юридическое образование, а также государственных служащих и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность); эффективности деятельности государственных органов, образовательных учреждений по правовому информированию и правовому воспитанию населения.

Социальные правовые исследования правоприменительной деятельности представляют значительный интерес для правовой науки и практики. Правоприменение выступает необходимым и важнейшим элементом механизма правового регулирования, призванным обеспечить перевод абстрактных норм права на уровень конкретных правовых притязаний и юридических обязанностей субъектов права. Эффективность правоприменительной деятельности, осуществляемой государственными органами и должностными лицами, как и любая иная предметно-практическая деятельность, зависит от конкретно-исторических условий, при которых она протекает. Наиболее существенное влияние на результаты правоприменения оказывают социальные правовые, организационные, социально-психологические, материальные и некоторые другие факторы. Так, наблюдается устойчивая связь между результатами правоприменения и материальным положением работника, загруженностью на работе, уровнем технической оснащенности рабочего места, уровнем совершенства законодательства, состоянием законности в стране и т. д.

Система социальных правовых исследований правоприменительной деятельности весьма многообразна. Во-первых, предметом исследований могут выступать отдельные субъекты правоприменительной деятельности (суды, органы прокуратуры, милиция, органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления). В частности, в 1980-х гг. российскими правоведами интенсивно исследовалась деятельность судебных органов в целях выявления объективных и субъективных факторов, влияющих на правосудие и качество судебного решения. Во-вторых, социальные правовые исследования могут проводиться в целях изучения того или иного аспекта правоприменительной деятельности, не охватывая этой деятельности полностью. Например, российскими правоведами проводились социальные правовые исследования, предметом которых выступали судебные ошибки, эффективность обжалования судебных решений, кадровый состав органов суда и юстиции, качество судебного разбирательства и т. д.

Исследования правонарушений и юридической ответственности (и в первую очередь уголовного наказания) имеют давнюю историю. И это вполне закономерно. Успешное ведение государством и обществом борьбы с правонарушениями и их наиболее опасными проявлениями в форме преступлений становится возможным лишь при наличии достоверной информации о социальных и правовых явлениях, процессах, обусловливающих совершение правонарушений или способствующих этому, а также мотивах совершения правонарушений, личностных качествах правонарушителей. Можно существенно сократить число правонарушений лишь за счет устранения причин и условий, способствующих их совершению. Неэффективность средневекового метода борьбы с преступлениями и иными правонарушениями путем ужесточения наказания стала очевидным и бесспорным фактом еще в XVIII—XIX вв.

Вся необходимая для успешной борьбы с преступлениями и иными видами правонарушений информация может быть получена лишь при помощи социальных правовых исследований. Среди них можно выделить три основных направления: 1) проведение исследований, связанных с изучением состояния правонарушений, их динамики, структуры, распространенности по регионам страны, организации преступного мира и др.; 2) исследование причин преступности, в том числе личности преступника, социальных и правовых факторов, способствующих совершению правонарушений, а также проблем виктимологии, связанной с изучением роли поведения потерпевшего в генезисе преступления; 3) исследование эффективности мер общества и государства, принимаемых в целях профилактики правонарушений, а также исправления и перевоспитания правонарушителей.

Читайте также: