Что такое социализация несовершеннолетних

Обновлено: 04.07.2024

Социализация означает вхождение ребенка в социум, подчинение нормам морали и этики, предложенными обществом, нахождение своей ниши в социуме, установление социальных отношений с окружающими его людьми. Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. Приспособляясь к условиям, он находит социальную нишу для себя. Конечно, поначалу ему помогают близкие, старшие люди — родители, родственники, учителя. В ходе поиска подобной ниши ребенок адаптируется к окружающим его условиям и в ходе адаптации вместе со взрослыми и сверстниками приобретает собственный социальный опыт, определяющий во многом его дальнейшую судьбу.

От рождения природа наделила ребенка способностью к саморазвитию. Ему надо только предоставить для этого условия. Не ограничивать свободу и тягу к самостоятельным действиям, а поощрять и поддерживать их. Значение активности в том, что она является неким связующим звеном между биологическими и социальным факторами развития ребенка. По своей природе активность — это потребность действия. Активность — необходимый фактор развития ребенка. Различают физическую активность, которая на виду. Ребенок бегает, совершает множество движений: кричит, толкается, дерется, скачет и т. д. Если не руководить такой активностью, она приобретает катастрофические формы и может оказывать вредное влияние на развивающуюся личность, но уже с 2 — 3 лет наряду с физической активностью начинает проявляться умственная активность. Дети задают огромное количество вопросов взрослым, начинают рассуждать и анализировать полученные ответы, спорят со взрослыми и пытаются высказать свою детскую точку зрения на тот или и ной предмет разговора. И чем старше становится ребенок, тем он более активен.

Активность младшего школьника реализуется прежде всего в подражании взрослым. Его активность становится с возрастом исполнительной. Ребенок ждет указаний от взрослого о том, что и как он должен делать. Это дает возможность каждому ребенку овладевать необходимыми для жизни в обществе способами поведения. Именно этим и обусловливается та мера ответственности взрослого перед обществом за развитие ребенка. Ведь от того, какие образцы поведения продемонстрируют родители, к такому идеалу ребенок и будет стремиться. Активность ребенка может быть вызвана требованием взрослого, а может в иных ситуациях возникнуть сама, как реализация побуждений ребенка.

По мере приобретения жизненного опыта, активность детей меняется. Они не только исполняют указания, данные взрослыми, но уже становятся сами инициаторами своей деятельности. Активность становится инициативной. Ребенок пытается противостоять указаниям взрослого. Им руководит возникший к тому или иному явлению интерес, и ребенок подчиняется возникшему побуждению. В это время он ждет понимания от взрослого и принятия его активности и самостоятельности. Дети начинают спорить со взрослыми. Они проверяют сказанное, пытаются самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы. Ведь вся предыдущая жизнь ребенка — это накопленный им лично индивидуальный опыт, который он использует в своей деятельности.

Дети ждут понимания каждого своего поступка. Этот, на взгляд взрослого человека, поступок непонятен. А со стороны ребенка все ясно и понятно. На самом деле дети — величайшие логики. И то, что взрослому кажется неясным, нелогичным, в понимании ребенка логично, последовательно и правильно. Попробуем проиллюстрировать наши рассуждения.

А вот другой пример:

К примеру, он замел общую прихожую — молодец! Теперь бабушке не надо это делать и она отдохнет! Он помыл свою чашку — молодец! Теперь маме меньше мыть посуды, и она сумеет посмотреть фильм, который ей нравится! Он полил цветы, но не так. Или очень мало, или очень обильно. Не в этом суть. Он очень хотел помочь в уходе за цветами.

И если результаты труда принимаются благодарно и этично подправляются, то это создает у ребенка уверенность в своих силах и, что самое главное, в своей пользе. Необходимо постоянно объяснять ребенку, какую пользу семье принесли его трудовые усилия и желание что-то делать для семьи.

К примеру, во многих семьях не допускают ребенка к обсуждению финансовых проблем семьи. И зря! Как же может ребенок научиться обращаться с деньгами, относиться уважительно к труду родителей и не требовать понравившейся ему игрушки, если он совершенно не понимает механизма материального обеспечения семьи и планирования ее трат. Ребенок чувствует себя неким образом отвергнутым от решения общих семейных проблем. И требовать от него, когда он подрастет, понимания финансовых трудностей семьи пустое дело. Эти проблемы не стали частью его жизни и далеки от его насущных проблем.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

❀ Принимайте участие во всех делах, которые предлагают вам ваши дети.

❀ Попробуйте жить в мире ребенка, хотя бы на время общения с ним.

❀ Помните, что мир ребенка значительно отличается от мира взрослых.

❀ Выберите правильно свои жизненные приоритеты, предусматривающие лидирующее место в них ваших детей.

❀ Ожидайте от ребенка позитивного поведения и демонстрируйте ему свои надежды.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Проявляйте понимание, даже если ваши дети не проявляют его. Ведь кто-то должен понять ребенка!


В условиях социальной нестабильности поведение людей часто находится вне ординарных рамок, имеет тенденцию к отклонению от стандартов и становится все менее предсказуемым. Такое поведение может рассматриваться как потенциальная угроза социальному порядку. Молодежная среда, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Личность еще не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил [7]. Тревожным сигналом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющийся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения [3, с. 5]. Девиа́нтное или отклоняющееся поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, распространённых и устоявшихся норм в сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя [4].

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе называется социализацией. Она охватывает все процессы: обучения и воспитания, приобщения к культурным ценностям при помощи этого личность приобретает социальную природу и способность к взаимодействию с социумом [2]. Нейл Дж. Смелзер выдающийся американский социолог, определил три фактора для успешной социализации: ожидания, изменения поведения и стремление для соответствия этим ожиданием. Но в процессе социализации могут быть и негативные сбои. Проявлением этих сбоев и является негативное или девиантное поведение.

Социализация это сложный и объемный процесс, который находится на стыке таких наук как педагогических, психологических, политологических, биологических, криминологических. И у каждой из данных наук есть свои направления в решении проблемы социализации личности. Девиантное поведение современной молодежи становится актуальной социально-педагогической и психологической проблемой нашего общества. Все больше научных деятелей рассматривают причины девиантного поведения с различных точек зрения: Попов В.А., Паатов М.Э., Шульга М.Л., Соколова С.Л., Санникова А.Л., Редькина Л.В., Белобородова Н.С и др. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически,человеккак существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её [7]. Достаточно сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, а именно в период с 13 и до 17 лет в связи с тем, что происходят физиологические изменения в организме, а также в сознании человека. Повышается уровень психологического развития человека, меняется не только содержание, но и формы дружеских, любовных и враждебных связей. На подростка огромное влияние оказывает микро и макро среда, а так же различные социальные институты.

К сожалению, от жестокого обращения не застрахован ни один ребёнок, но длительные наблюдения экспертов позволили определить группу риска, критерии которые помогают выявить детей, наиболее склонных оказаться жертвой школьного насилия. В первую очередь это дети с заболеваниями, для которых характерны физические недостатки, функциональные расстройства. Например, дети со сниженным слухом, с нарушением движений, что часто встречается при детском церебральном параличе, курносый нос, оттопыренные уши также могут стать причиной насмешек.

Следующий агент социализации это друзья и дворовые компании. Практически целый день подросток общается со своими сверстниками впитывая все события окружающей среды, и с увлечение играет в опасную игру, которая называется свобода. Авторитетом для подростка становятся не родители, а его ровесники, а иногда и личности старшей возрастной категории с которыми ему престижнее дружить. Подростки впитывает все события окружающей среды. Попадая в асоциальные группы, подросток начинает проявлять негативизм к окружающим, что впоследствии проявляется в девиантном поведении.

Средства массовой коммуникации и информации – воздействуют особенно на молодежь. Социальные роли, правила поведения и нормы усваиваются на основе кино, телевидения, радио, прессы, фильмов и пользование интернет пространством. Особую роль среди СМИ играет телевидение. Считается, что влияние телевидения на детей также велико как и семьи. Установлено, что дети в возрасте от 2 до 11 лет смотрят телепрограммы более 27 часов в неделю.По мнению некоторых исследователей, средства массовой информации лишь подкрепляют идеи, завоевавшие популярность – люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают, в первую очередь, те факты, которые подтверждают их мысли.По мнению других исследователей, телепередачи и другие средства массовой коммуникации оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряют девиантные формы поведения [5].

Девиантное поведение несовершеннолетних проявляются в различных формах: от повышенной конфликтности до совершения правонарушений. Растет уровень подростковой преступности:кражи и грабежи, употребления алкоголя и наркотиков.В основном подростки совершают имущественные преступления, но ипреступления связанные с употреблением токсических веществ инаркотиков.

Исследование факторов подростковых девиаций их влияния на возникновение и рост поведенческих отклонений в подростковой среде, а также состояния преступности несовершеннолетних позволяет сделать вывод что, отклоняющееся поведение подростков эта острая проблема современного российского общества, поскольку социальная девиация подрастающего поколения объективно препятствует общественной стабилизации, повышению уровня жизни и создает реальные возможности закрепления у подростков в будущем отклоняющихся форм поведения.

2. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество
Голикова С.В., Горева О.М., Гурьянова И.В., Кабахидзе К.Л., Козлова Н.С., Купряшкин И.В., Лепешев Д.В., Осипова Л.Б., Пустошинская О.С., Пушкина И.М., Царева Н.А., Шестак О.И., Шилова Н.Н. - Новосибирск, 2014. Книга 22. – 248 с.

3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. М.,2001. 160 с.

4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением : учеб.–метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова.М.,2001. 240 с.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, ребенок, агент социализации, подросток, процесс социализации, семья, жестокое обращение, массовая коммуникация, окружающая среда, Россия.

Известно, что в процессе социализации человек усваивает культурные нормы поведения, социальные правила, воспроизводит ценности, которые выработало человечество (А. Н. Леонтьев). Саморазвитие происходит в том обществе, в котором он живет. Развитие человека зависит от культурно-исторического характера его природы. Для того чтобы гармонично развиваться и усваивать нормы поведения в обществе, человек должен быть субъектом права. Проявлять активность, самостоятельность, реализовывать свои потребности можно тогда, когда они не противоречат выработанным правилам. Поэтому жить в обществе и быть от него независимым невозможно. Усвоение законов происходит не вдруг, а постепенно, начиная с дошкольного возраста: как себя вести, что хорошо, что плохо, что одобряется, что – нет, за что человека строго наказывают. Поэтому любые отклонения от социальной адаптации приводят к действиям, которые пресекаются принятыми в обществе законами. Юридическая социализация включает в себя юридическую грамотность и происходит постепенно. Поэтому можно сказать, что поведение в соответствии с юридическими нормами – это часть социального, а юридическая социализация является наравне с описанным выше частью социальной адаптации.

Значит, правовая социализация – это процесс юридического развития, при котором личность усваивает свои права и обязанности, изложенные в уголовном и гражданском кодексах.

Подростку особенно важно усвоить правила поведения и жизни на юридическом, а не на бытовом уровне, поскольку он, претендуя на взрослость, далеко неоднозначно понимает законы, даже те из них, с которыми он знакомится на уроках правоведения и обществознания. К тому же многие нормы искажаются при просмотре фильмов, где герои стреляют друг в друга, добивают один другого, довольные своей победой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Социализация

Социализация Человек рождается, будучи потенциально готовым к социальным отношениям, но ему еще только предстоит сформироваться как личности. Поскольку содержательно социальные отношения не детерминированы генетически, ему придется их осваивать, что называется, с

1. Юридическая психология как наука

1. Юридическая психология как наука Как наука юридическая психология появилась в начале XX в. под названием психология следственной деятельности, или судебная психология. В конце 1960-х гг. ее было предложено переименовать в юридическую психологию, так как со временем

4. Правосознание и юридическая психология

4. Правосознание и юридическая психология Юридическая психология основывается на глубоком знании психологических процессов, происходящих в организме индивида, и процессов, происходящих в социуме, в котором действует и мыслит каждый индивид. Юридическая психология

7. Правовая социализация

7. Правовая социализация Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания. Чем выше уровень развития правовой психологии общества, социальной группы, отдельного коллектива, тем более высоко соответствие социально-психологических явлений

17. Социализация индивида

17. Социализация индивида Разными психологами понятие социализация расшифровывается по-разному: одни соотносят его с обучением индивида социальному поведению (согласно теории бихевиоризма); другие видят в нем приобщение индивида к культурным ценностям, выработанным

4.2. Экономическая социализация подростка в школьной и семейной среде

4.2. Экономическая социализация подростка в школьной и семейной среде Вопрос об экономической социализации подростка возник не случайно. В настоящее время от человека требуется мобильность и интеллектуальная чувствительность к новому желание постоянно учиться.

Социализация

Социализация Обратимся теперь ко второму общему вопросу, который мы должны рассмотреть в этой главе: к вопросу о детерминантах. Чем определяется социальное поведение ребенка: и те его формы, которые мы уже обсуждали, и другие? Излагая этот материал, основное внимание я

54. Индивид. Социализация

54. Индивид. Социализация Индивид – это также понятие о человеке в биологическом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую основу развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь сознание, речь, характер, способности не передаются, как генетическая

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. Изучая возрастные особенности социализации, многие авторы подчеркивают значительные различия в специфике протекания процесса социализации в различные возрастные периоды.

Изучая непосредственно социализацию подростков, авторы подчеркивают ее выраженные особенности. Именно в этом возрасте расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся. У старших подростков, юношей и девушек, развивается стремление эмансипироваться от взрослых, определить свое место в жизни. Важным каналом информации выступает общение со сверстниками. Однако, основным механизмом взросления в этот период является присвоение подростком различных категорий ценностей, образцов поведения и т. п. И именно роль взрослых в демонстрации такого рода образцов должна быть ведущей.

Таким образом, особенности социализации подростка соотносятся с его потребностями в самостоятельности и независимости, самоопределении, общении со сверстниками. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах образцы поведения в обществе, продолжает усваивать новые образцы в уже расширенной социальной среде, стремится найти свое место в системе социальных отношений, обрести определенный, как можно более высокий социальный статус, достичь общественного признания. При этом он ориентируется преимущественно на оценки своего поведения взрослыми и сверстниками, на особенности референтных групп.

Поиски подходящего места в обществепридают социальному поведению подростка характернуюнестабильность. Формирование социального опыта подростков осуществляется путем зондирования всякого рода ситуаций, в которых он оказывается. Доказательством этого служит неустойчивость интересов, частая смена окружения (кружки, секции, клубы, дворовые компании, группы по интересам), своеобразный поиск оптимальной для себя группы сверстников по уровню развития или запросов. Расширение зоны самостоятельности, опора только на имеющийся опыт отношений предыдущего этапа развития, не всегда полных и адекватных представлений о мире взрослых придает этому периоду неустойчивую характеристику.

Стремление достичь общественного признания приводит к подражанию подростка взрослым, сверстникам, которых уважают другие, и даже демонстрируемым средствами массовой информации образцам и эталонам так называемых успешных людей. Другой момент воздействия касается запроса на успешного человека, он затрагивает и мотивационную сферу подростка, начинает запускать программу – любыми средствами добиться признания. Подросток, испытывающий в жизни затруднения – социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, отсутствие самореализации, боязнь быть непризнанным в группе и т. д. – начинает сравнивать себя с транслируемыми образами СМИ. Механизмы следования за готовыми формами поведения и образами, которые преподносятся зачастую однобоко, фрагментарно, позволяют быть причастными к тем группам, которые уже заявлены в обществе и механизм конформизма вступает в действие.

К основным факторам социализации подростка относятся особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых школой и т.п.. Т.е. основными институтами социализацииподростка являются семья, неформальная группа и школа.

Однако в конце прошлого века возник и весьма динамично получил развитие такой принципиально новый социальный институт как Интернет. Интернет отвечает одному из важнейших критериев социального института - это удовлетворение устойчивой социальной потребности за счет реальных функций, которые он выполняет. Эти функции весьма многообразны - среди них ведущей является коммуникативная, через которую реализуются и другие функции, такие, как содействие упрочению социальных отношений за счет трансляции информационных моделей поведения и деятельности.




Как и другие, традиционные социальные институты, Интернет воздействует на личность подростка, социальную группу, формирует сходное поведение в конкретных типовых ситуациях, открывает возможности для согласования интересов и потребностей, корректировки способов удовлетворения этих потребностей.

В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализации несовершеннолетних в контексте российского образовательного пространства. Актуальность темы объясняется сохраняющейся значимостью профилактики девиантных поведенческих проявлений. Выделены факторы правовой социализации личности. На базе теоретического анализа сделаны предположения об особенностях правовой социализации личности. Исследуется роль, которую выполняет правовая социализация в процессе формирования правовой культуры личности. В статье описано правовое воспитание как составной контролируемый элемент процесса правовой социализации. Внимание автора сфокусировано на рассмотрении теоретико-методологических основ реализации технологии социально-педагогического сопровождения правовой социализации личности. Выявлена динамика работы государства по социально-педагогической поддержке несовершеннолетних. В статье определены вероятные направления дальнейшего изучения рассматриваемого феномена социальной педагогики.




1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 65-86.

2. Резников Е.В. Особенности правовой социализации // Общество и право. – 2014. – № 1 (47). – С. 24-26.

3. Крутиков М.Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3-1. – С. 200-209.

5. Будкина Л.В. Факторы и условия правовой социализации // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 8. – С. 156-158.

6. Каландаришвили З.Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2010. – № 137. – С. 116-123.

9. Колесниченко Т.И. Воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. – 2015. – Вып. 1. – Т. 15. – С. 42-46.

10. Arehart-Treichel J. Effects of Bullying Don’t End When School Does // American Journal of Psychiatry. - 2013. - V. 48. - No. 7. - Р. 12–17.

11. Wigderson S., Lynch M. Cyber- and traditional peer victimization: Unique relationships with adolescent well-being // Psychology of Violence. - 2013. - V. 3 (4). - Р. 297–309.

12. Попова Т.В. Специфика психолого-педагогической поддержки жизненного самоопределения современного подростка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 5 (49). – С. 89-91.

Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних достаточно глубоко разработана в современной науке (А.С. Белкин, Л.М. Зюбин и др.), есть и работы, посвященные целенаправленной педагогической деятельности в сфере формирования правовой культуры (В.А. Балюк, М.Е. Дуранов, И.Г. Митюнова и др.). Вместе с тем проблеме правовой социализации, несмотря на то что её разрабатывают юридическая, социологическая, философская, психологическая и педагогическая науки, посвящено недостаточное количество работ.

Целью исследования является обоснование проблем правовой социализации несовершеннолетних в контексте социально-педагогической теории и практики. В свете модернизации системы образования России поддержка правовой социализации подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений социально-педагогической теории и практики деятельности образовательных учреждений. Общество остро нуждается в научном подходе к проблеме правовой социализации подрастающего поколения с учетом современных реалий и научно обоснованных рекомендациях по поддержке и сопровождению данного процесса.

В понимании условий и детерминант правовой социализации личности в социологии права, психологии и педагогике принято опираться на направленность и содержание данного процесса. С данной позиции Л.В. Будкина указывает на следующие факторы правовой социализации: правовую культуру, нацеленную на формирование правового сознания личности; правовую систему как совокупность писаного права, юридической практики, правовой идеологии и правовых понятий; правосознание, в основе которого лежит понимание личностью закономерностей правовой системы; правовое образование и воспитание, нацеленные на целенаправленное формирование правовой культуры подрастающего поколения [5].

Таким образом, правовая социализация включает правовое воспитание, но не ограничивается им, основываясь также на механизмах непреднамеренного усвоения правовой культуры общества. И напротив, усвоение правовой культуры представляет собой один из факторов социального становления личности, являясь важной детерминантой социализации личности [9]. Социальное становление подрастающего поколения – многофакторный процесс, основанный на усвоении индивидом общественных норм, правил, ценностей, различных аспектов социокультурного опыта и воспроизводства усвоенного опыта в жизнедеятельности личности. Социализация, таким образом, выстраивается как итог и результат взаимоотношений индивида и общества. Между тем многочисленные факторы социализации, её механизмы, описанные учеными, детерминируют конкретно-исторический характер социального становления, социализированности. Сущность социализации заключается в том, что благодаря ей обеспечивается формирование человека как гражданина именно того социума, к которому он принадлежит – со всеми социальными пороками, изъянами и проблемами. Исходя из данной закономерности, можно заключить, что низкий уровень правовой социализации подрастающего поколения обусловлен, прежде всего, конкретными социокультурными условиями, факторами социально-правового становления.

В ходе проведенного анализа социокультурной ситуации в современном российском обществе изучалось влияние различных факторов и условий, которые определяют основы правовой социализированности.

Процесс социального становления личности, в том числе правовой, начинается в семье. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются базовые представления о нормах морали, нравственности, закона и правопорядка. Современная семья переживает период кризиса. В российском обществе наблюдается рост неблагополучных семей, семей группы риска, семей, в которых ослабление социализирующей функции протекает латентно. Наряду с делинквентными семьями в зону социального риска попадают неполные семьи, дистантные семьи, семьи мигрантов и др. По оценкам специалистов, современная семья в значительной степени ослабила своё воспитательное воздействие и не выполняет в полной мере свою социализирующую функцию.

Не менее важным фактором социализации является школа. Несмотря на меры модернизации образования, в частности реализацию Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, современная школа только осваивает технологии правового воспитания. В отдельных случаях сохраняются негативные явления в школьной среде: буллинг, кибербуллинг, кибермоббинг (Bullying, Cyber-Bullying, Cyber-Mobbing) и иные виды травли, агрессии и насилия среди детей. Под определение буллинга в большинстве случаев попадает физическая и вербальная агрессия, распространение оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы [10]. Исследователи подчеркивают, что среди перечисленных видов деструктивного поведения школьников особо выделяются различные виды кибербуллинга или травли в интернете, социальных сетях и форумах [11]. По статистике, ежедневно в сеть в РФ выкладываются не менее десяти видеороликов, демонстрирующих сцены насилия (физического или психологического) одних подростков над другими, снятые в стенах учебного заведения. Несмотря на принимаемые меры, правовая культура школьников остается на низком уровне.

  • потребность в доверительно-личностном общении, во взаимопонимании, сочувствии, эмоциональном комфорте;
  • тревожность, фобии, страх перед одиночеством, социальной изоляцией;
  • стремление проявить свою самостоятельность, избавиться от опеки родителей;
  • потребность в престиже, самоутверждении, стремление к красивой жизни, популяризуемой в СМИ, ложное понимание романтики криминальной жизни;
  • возможность утвердить игровые мотивы поведения, отсюда безрассудный риск, бравада, легкомысленное отношение к закону и др.

Для членов подростковых криминальных групп, как правило, характерно одобрение нарушения закона, низкий уровень правосознания и обладание определенными навыками совершения преступлений. Ученые также выделяют дополнительные факторы, усиливающие криминальное поведение подростков: зависть, безделье, скука; состояние фрустрации, которое может приводить к необоснованной агрессии, злобе, увлечение алкоголем, наркотиками, ослабление волевых составляющих личности, неумение и нежелание трудиться и др.

Следующим значимым фактором правовой социализации подрастающего поколения являются СМИ (средства массовой информации) и СМК (средства массовой коммуникации). СМИ активно воздействуют на все четыре компонента правосознания: отношение к преступлениям и преступникам, жертвам; закону; наказанию; работникам правоохранительных и правоприменительных органов. Наряду с популяризацией органов правопорядка в многочисленных сериалах на основе анализа современных СМИ можно выделить следующие негативные закономерности в их деятельности по формированию представлений о преступлениях и преступниках:

Перечень факторов правовой социализации не ограничивается вышеназванными. Все они в той или иной степени способствуют правовой социализации и десоциализации подрастающего поколения, однако очевидно, что организованный целенаправленный процесс правового воспитания эффективней, чем стихийное воздействие.

Правовое воспитание как целенаправленный систематический организованный педагогический процесс, направленный на формирование правовой культуры, правового сознания, выработку навыков и привычек законопослушного поведения, осуществляется во всех образовательных учреждениях. Предполагаемым результатом правового воспитания является формирование правовой культуры личности – интегративного качества, проявляющегося в сформированности знаний в области права, ценностном отношении к нормам права и закона, законопослушном поведении.

В современном обществе правовое воспитание представляет собой управляемый процесс, который включает в себя вооружение школьников правовыми знаниями, превращение таких знаний в личностные убеждения и формирование на этой основе ответственного отношения к собственным поступкам, к поведению в целом. Посредством правового воспитания у подрастающего поколения должно развиваться осознание важности закона и правовых норм, должны закладываться правовые установки и в целом формироваться уважение к принципам государственного и общественного устройства.

Социальная педагогика рассматривает правовое воспитание как один из факторов преодоления роста преступности среди несовершеннолетних, способствующий успешной социализации личности. Основными формами правового воспитания, применяемыми в профилактической деятельности, являются: правовое просвещение и информирование, воспитание сознательного отношения к закону и нормам права, выработка устойчивых навыков правового поведения личности.

Однако для того чтобы процесс правовой социализации стал подлинно педагогически управляемым, необходимо учитывать значимость его стихийного компонента, предупреждать и корректировать негативное влияние названных выше факторов и условий правовой социализации. Указывая на связь правовой социализации с правовым воспитанием, с одной стороны, и влиянием разного рода как позитивных, так и негативных факторов социума - с другой, необходимо подчеркнуть, что и с педагогической точки зрения успешность социализации обеспечивается её педагогическим сопровождением.

В современной гуманистической педагогике приоритет отдается личностно ориентированным технологиям и формам взаимодействия в системе педагог-ребенок. Директивные, авторитарные формы деятельности сменяются технологиями педагогической поддержки, сотрудничества, сопровождения. Для осуществления успешной правовой социализации необходима такая стратегия социально-педагогической деятельности, которая дает возможность ребенку самому при помощи и поддержке педагога включаться в процесс становления правосознания. Подобной технологией является социально-педагогическое сопровождение. Целью социально-педагогического сопровождения правовой социализации является содействие созданию социальной ситуации развития, обеспечивающей условия для успешного формирования правового сознания личности, правовой культуры в целостном процессе развития личности обучающихся.

В процессе социально-педагогического сопровождения правовой социализации наиболее полно реализуется личностный потенциал ребенка в конкретной ситуации развития, что способствует успешности социализации воспитанника накоплению им социально значимого опыта правового нормативного поведения.

Социально-педагогическое сопровождение правовой социализации является, на наш взгляд, важным превентивным фактором, способным предотвратить криминальное поведение личности, способствовать процессу усвоения, принятия и реализации субъектом правовых ценностей общества, идей, правовых оценок, норм и моделей поведения. Социально-педагогическое сопровождение правовой социализации обуславливается современными требованиями к духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина России и может осуществляться по следующим направлениям: реализация правового воспитания с учётом современных требований к образованию; изучение и коррекция социальной ситуации развития ребёнка, опосредование влияния негативных факторов правовой социализации как стихийного явления; профилактика делинквентного поведения и правонарушений среди подрастающего поколения.

Читайте также: