Что такое словесный экстремизм

Обновлено: 30.06.2024

Содержание

Проблема определения понятия

  • Typically, the same extremist act will be viewed by some as just and moral (such as pro-social “freedom fighting”), and by others as unjust and immoral (antisocial “terrorism”) depending on the observer’s values, politics, moral scope, and the nature of their relationship with the actor.
  • In addition, one’s sense of the moral or immoral nature of a given act of extremism (such as Nelson Mandela’s use of guerilla war tactics against the South African Government) may change as conditions (leadership, world opinion, crises, historical accounts, etc.) change. Thus, the current and historical context of extremist acts shapes our view of them.
  • Power differences also matter when defining extremism. When in conflict, the activities of members of low power groups tend to be viewed as more extreme than similar activities committed by members of groups advocating the status quo. In addition, extreme acts are more likely to be employed by marginalized people and groups who view more normative forms of conflict engagement as blocked for them or biased. However, dominant groups also commonly employ extreme activities (such as governmental sanctioning of violent paramilitary groups or the attack in Waco by the FBI in the U.S.).
  • Extremist acts often employ violent means, although extremist groups will differ in their preference for violent vs. non-violent tactics, in the level of violence they employ, and in the preferred targets of their violence (from infrastructure to military personnel to civilians to children). Again, low power groups are more likely to employ direct, episodic forms of violence (such as suicide bombings), whereas dominant groups tend to be associated with more structural or institutionalized forms (like the covert use of torture or the informal sanctioning of police brutality).
  • Although extremist individuals and groups (such as Hamas and Islamic Jihad) are often viewed as cohesive and consistently evil, it is important to recognize that they may be conflicted or ambivalent psychologically as individuals, and/or contain a great deal of difference and conflict within their groups. For instance, individual members of Hamas may differ considerably in their willingness to negotiate their differences with the Palestinian Authority and, ultimately, with certain factions in Israel.
  • Ultimately, the core problem that extremism presents in situations of protracted conflict is less the severity of the activities (although violence, trauma, and escalation are obvious concerns) but more so the closed, fixed, and intolerant nature of extremist attitudes, and their subsequent imperviousness to change.

Другой подход демонстрирует со-координатор Международного Движения по защите прав народов В. Д. Трофимов-Трофимов. Согласно его определению, экстремизм не связан только с политикой и распространяется на все виды человеческой деятельности:

Экстремизм – это идеология допустимости использования крайних мер, экстремумов социального поведения, для получения желаемого эффекта [4] .

Международно-правовое определение

экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Данную Шанхайскую конвенцию подписали [8] : Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. В январе 2003 года она была ратифицирована [9] и с 29 марта того же года вступила в силу [10] в России.

Национальные юридические определения

Юридическое определение в России

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

Юридические определения в США

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Субъекты противодействия экстремистской деятельности

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В Российской Федерации вопросы противодействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Департамента по противодействию экстремизму МВД России [14] .

Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско — правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно — правовыми актами и федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или её официальных представителей);

ж) запрет на создание её организаций — правопреемников в любой организационно — правовой форме. После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Борьба с детским экстремизмом

Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом

  • создания негативного имиджа и уголовного преследования общественных активистов [16][17][18][19][20] , членов оппозиционных движений [21][22] (недоступная ссылка) , независимых журналистов [23][24] ;
  • создания негативного имиджа националистических и/или религиозных движений и организаций [25] [нет в источнике] , дискредитации их позиций и взглядов и легитимации их запрещения. (Подобного рода критика нередко звучит из уст апологетов действительно экстремистски настроенных националистических и/или религиозных движений и организаций [источник?] )

Объективную сторону словесного экстремизма составляют такие противоправные речевые деяния, как 1) призывы к осуществлению экстремистской деятельности; 2) высказывания, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение достоинства человека; 3) оправдание или обоснование необходимости осуществления экстремистской деятельности; 4) пропаганда атрибутов и символов на

цистских и сходных с ними до степени смешения [Галяшина 2006].

Собственно лингвистические показатели этих речевых действий описываются также через комплекс признаков. Во-первых, это характерный для такого речевого преступления тип речевого акта, как призыв [Баранов 2007: 412- 474; Осадчий 2007: 55-65; Кара-Мурза 2009д]. Во-вторых, это коммуникативные стратегии оправдания и обоснования террористической, экстремистской деятельности; в лингвоэкспертных целях они почти не изучены.

Продемонстрируем алгоритмы анализа текста, инкриминированного по нескольким речевым преступлениям, и прежде всего по такому типу экстремизма, как этноэкстремизм (национализм).

А. Явлинскому и главе местного отделения партии Н. Г. Думновой. По поводу содержания листовки партия обратилась в городской суд Горно-Алтайска с иском о распространении в ней клеветнических сведений, порочащих честь и достоинство кандидата в президенты Г. А. Явлинского (ст. 129 УК РФ и ст. 152 ГК РФ), а также призывов, носящих признаки возбуждения национальной розни (ст. 29 Конституции РФ, ст. 282 УК, ст. 4 Закона РФ о СМИ). Городская и республиканская прокуратуры постановили прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления, в частности, на основа

Н. Г. Думновой, старший дознаватель ОВД Горноалтайска, ст. лейтенант милиции А. В. Полянская адресовала кафедре русского языка и литературы Томского государственного университета. Экспертиза специалистов факультета журналистики фактически конкурировала с ними. К сожалению, итоги дела нам неизвестны.

Продемонстрируем логику анализа листовки — полисе- миотического текста, инкриминируемого как клевета и словесный экстремизм (по признаку возбуждения национальной розни). Текст в жанре агитационной листовки был посвящен выборам Президента РФ в 2000 г. и представлял собой стандартный лист формата А4, содержащий текст, иллюстрацию и выходные данные; его автор — Ю. И. Поз- деев. Основная коммуникативная цель листовки — побудить читателей (потенциальных избирателей) проголосовать на выборах за выдвигаемого в данной листовке кандидата (Г. А. Зюганова). Ее второстепенная коммуникативная цель— дискредитировать других кандидатов, его противников — отрицательных персонажей листовки, посредством убеждения читателя в их враждебности русскому народу и русскому государству, в их моральной нечистоплотности. Такие однозначно негативные качества обусловлены для авторов тем, что эти политики кажутся им участниками всемирного еврейского заговора против России.

Первой задачей лингвистической экспертизы было определить, есть ли в данной листовке негативные сведения о Г. А. Явлинском. Структура текста рассмотрена в соответствии с логикой изложения.

Заголовок гласил: РУССКИЙ! Будь бдителен!

Учись распознавать врага под любой личиной! Под заголовком иллюстрация в графическом жанре карикатуры. Она изображала основных кандидатов кампании 2000 г. на пост президента (В. В. Путина, А. Тулеева, В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского) как группу по-спортивному одетых детей, которые ожидают подарка от приближающегося

Следующий блок текста представлял собой основной тезис текста: Принцип государственной власти должен быть нерушим — русские не командуют в Израиле, нечего евреям и их ставленникам командовать в России, из которого автор сделал закономерные для него выводы:

Нанеси удар по еврейскому фашизму (А 1) — голосуй (А 2) за единого народного, русского кандидата! (Б) Г.

Область масс-медиа, включающая и журналистику, и политический дискурс, характеризуется высокой степенью конфликтности. В ряде случаев коммуникативный конфликт заходит за законодательно допустимые рамки публичного или бытового общения и тогда квалифицируется с правовых позиций как речевое преступление. Преступления этого типа совершаются в нематериальной области смыслов, сущностное свойство которых — множественность интерпретаций. Учитывать это особенно важно в тех случаях, когда истцами выступают высокопоставленные люди, а движут ими недобросовестные мотивы — наказать журналиста- разоблачителя или вытеснить соперника из политики или бизнеса. При таких обстоятельствах способом установить истину и не допустить неправосудного решения предстает судебная лингвистическая экспертиза (ЛЭ) с ее методами интерпретации спорного текста.

Высшие уровни дискурсивной регуляции в действии — через судебные процессы по речевым преступлениям — наглядно демонстрирует ЛЭ. Через нее обнаруживается взаимосвязь 1) политики как деятельностной

Каждый тип речевого преступления характеризуется своими признаками, зафиксированными в законах и комментариях к ним и выявляемыми в судебном расследовании. Если же судьи или стороны процесса прибегают к помощи лингвистов-экспертов (судебных герменевтов), то оказывается востребованной юрислингвистическая парадигма показателей речевых деликтов. Таким образом, язык СМИ получает новую — правовую — систему описания и оценки, а его критика, в дополнение к языковым и коммуникативным нормам, исходит из норм законодательных.

Такое понимание имеет большое значение для теоретических исследований медиадискурса, для прикладных работ экспертного характера, а также для медиаобразования. Оно создает основу для формирования профессиональной культуры речи российских медиаработников, дополняя традиционные критерии оценки текстов — функционально-стилистический и жанрово-дискурсивный — критерием лингвоправовым.

Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее. История показывает, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни. За последнее время, экстремизм получив возможность использовать в своих преступных целях достижения науки, религию, не совершенство законодательства, становится все более масштабным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления.

Экстремизм: понятие, виды

Экстремизм, это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющий угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей, представляющий собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни.

Экстремизм, культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба.

Прямые или косвенные деструктивные последствия экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремистской деятельности на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.

В политическом аспекте экстремисты выступают против сложившихся общественных структур и институтов, против общественных устоев, пытаясь подорвать их стабильность, в массе своей силовыми методами. При этом для них крайне важен резонанс, вызываемый их действиями в государстве.

В межнациональных отношениях экстремизм выражается в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, вооруженных конфликтах, геноциде, посягательствах на территории соседних государств.

Несмотря на то, что сложность экстремизма часто бывает трудно увидеть и понять, то следует его определять, как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далекие от общепринятых.

Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп.

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.).

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Вышеуказанное юридическое определение, является радикальным и не может быть эффективным правовым средством в противодействии экстремистской деятельности, в связи с тем, что:

1) экстремизм в начале третьего тысячелетия превратился в универсальный и мощный фактор деструктивного воздействия на мировую политику;

3) современный экстремизм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социальное явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мира;

4) для определенной части населения земного шара экстремизм стал способом жизни, мышления и особой деятельности (включая мотивы и идеологические обоснования), а также средством реализации своих потребностей и интересов (включая вознаграждение за совершение действий экстремистской направленности);

5) экстремизм культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба;

6) экстремистская деятельность осуществляется под прикрытием религии, что создает правовой щит от преследования правоохранительных органов в виде конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также постоянного давления зарубежных правозащитных организаций.

В связи с тем, что экстремизм культивирует и это сложное явление, то его следует определять, как безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушение общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

Экстремистская деятельность, всегда имеет такой признак, как фанатизм, в большинстве случаев религиозный. Такой вид экстремизма, особо опасен, так как прикрываясь религиозными лозунгами, ведет к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

2) политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

3) религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти;

4) националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного.

Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Лучший механизм управления народом – это религия, ни чего более совершенного, чем механизм управления народом с помощью религии, человечество не создало.

Все человеческие религии - плод человеческого творчества. В них подобно, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления – плоды фантазии, навеваемые носителями падшего духовного мира.

Люди не понаслышке знают те учения, которыми увлекли граждан постсоветского пространства новоявленные лжепророки. Они уверяют наших соотечественников, что именно они несут свет, истину и спасение человеческому роду.

Религиозная идеология имеет разные направления, закамуфлирована и на протяжении длительного времени культивируется. Все существующие религиозные тоталитарные организации, являются по своей сути закамуфлированными экстремистскими организациями, так как своими действиями контролируя сознание человека, разрушают его как личность, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие нарушение прав человека, разрушая семейную этику, возбуждая распри на религиозной основе и по другим социальным причинам.

Тоталитарность религиозных организаций, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на контролировании сознания человека путем психологического программирования.

3) попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;

4) апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований;

5) доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму;

6) создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым.

Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом. Крайняя идеализация экстремистской деятельности способствует появлению особого типа экстремистов, склонных к самовозбуждению и потере самоконтроля над своим поведением и совершаемыми действиями, готовых на любые акции.

Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии.

Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.

Для того чтобы лучше уяснить специфику экстремистской идеологии, существуют характерные особенности безотносительно к конкретному содержанию.

2) идея агрессивной нетерпимости по отношению ко всем идеологическим конкурентам или конкурирующим, альтернативным идеологиям;

3) деление человечества на две большие группы: своих и чужих, на друзей и врагов (неважно, по какому принципу проводится это деление, оно всегда характеризует антигуманную идеологию);

4) критическая оценка существующей социальной реальности, противопоставление идеала и наличной социальной реальности, осознаваемое и выражаемое в форме резкого конфликта между истинным идеалом и ложной реальностью;

5) установка на немедленную практическую деятельность по исправлению мира и людей (программа немедленного и решительного преобразования существующей социальной реальности);

6) преобладание деструктивных задач по разрушению ложного враждебного мира над конструктивными задачами в программе преобразовательных действий;

7) фантастический социальный идеал (который практически не может быть реализован, а если будет осуществлена попытка его реализовать, это приведет к серьезной деформации общества);

8) иллюзорный, практически невыполнимый, слишком суровый и извращенный кодекс личного поведения, требующий от человека каких-то экстраординарных, чрезвычайных поступков и жертв;

9) авторитарное обоснование идеала (от лица сверхчеловека, вождя, пророка, Бога или от других мистических сил);

10) упрощенная форма изложения, в которой отсутствуют строгая логика, последовательные доказательства, развернутое теоретическое изложение и обоснование, а присутствует ограниченный, легко усваиваемый набор догм;

11) иллюзорное, примитивное, не соответствующее действительности представление о человеке, обществе и законах социального развития.

В общем определении, экстремистская идеология - это извращенная фантастическая программа преодоления острого конфликта между интересами определенной социальной группы и ее социальных оппонентов, неадекватная форма разрешения нетерпимого, исторического социального положения определенной социальной группы.

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде, он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее, в социально дезориентированной части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности, характерно для слабо модернизированных обществ, но от него не застрахованы и страны с благополучной жизнью и демократическим правлением. Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную обстановку в стране.

В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

В- шестых, люди сами по себе склонны к проявлению экстремистской деятельности и причины возникновения экстремизма находятся в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью. Естественно, что подобные психологические внутренние противоречия могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

На сегодняшний день очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма.

Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека, влекущее развитие безнравственных взглядов и принципов экстремистского характера в любом его проявлении.

Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих

Совместное проживание представителей различных наций, с целью регулирования отношений между ними, чтобы обеспечить согласие, что является залогом успешного развития любого полиэтнического общества, выработало принципы, на которых основывается культура межнационального общения. Это, прежде всего, гуманизм, взаимное уважение, доверие между представителями различных наций, их взаимопомощь. Они означают тактичность в межнациональных отношениях, уважение национального достоинства, проявление уважения к национальному языку, традициям, обычаям, ценностям.

Культура межнационального общения включает в себя активные контакты между представителями различных этносов, поскольку она проявляется именно в их общении, ей чужды национальная замкнутость, ограниченность, изоляция. Причем она предполагает общение между представителями разных этносов не только в трудовом процессе, на уровне общественной деятельности, но и в личной жизни, в быту. Мерилом зрелости культуры межнационального общения является активная позиция представителей различных национальностей, которая проявляется в их готовности оказать помощь и поддержку человеку независимо от его национальной принадлежности; нетерпимость к проявлениям любых форм национальной дискриминации.

Культура межнационального общения призвана выполнять ряд задач или функций. Во-первых, познавательную. Она несет знания истории, обычаев, традиций совместно проживающих этносов, без которых трудно себе представить их общение. Во-вторых, воспитательную. Она целенаправленно формирует определенные качества личности, проявляющиеся в межнациональном общении. Ее сердцевину составляет приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям. В-третьих, праксеологическую, она вырабатывает способность практического поведения личности в конкретных ситуациях межнационального общения. Культура межнационального общения важна не просто сама по себе как таковая, хотя и это имеет большое значение, но она призвана в итоге консолидировать этносы для достижения их единства, как основы общественного спокойствия в целом.

Недостаток культуры межнационального общения может проявляться в отношениях между представителями различных наций в виде недоверия, подозрения, в виде националистических настроений, национальной замкнутости, национального эгоизма.

Содержание культуры межнационального общения личности включает в себя следующее.

Человек должен знать:

1) историю и культуру своего этноса;

2) национальную культуру этносов, с которыми осуществляется процесс общения;

3) нормы и правила поведения при взаимодействии людей разных национальностей;

4) нормы, принципы и требования общей гуманистической этики;

5) о национальных и межнациональных отношениях в стране и регионе;

6) о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Человек должен воспитать в себе:

1) уважение ко всем народам;

2) способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности;

3) способность к рефлексии;

4) способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию;

6) терпимость к инакомыслию.

Человеку крайне важно иметь:

1) оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой;

2) позитивные убеждения в вопросœе межнациональных отношений;

1) быть готовым и уметь контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта;

2) осуществлять совместную успешную деятельность;

3) уметь преодолевать межнациональные конфликтные ситуации;

4) быть дружелюбным, поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей, оказывать взаимовыручку между людьми разных национальностей;

5) содействовать расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.


Экстремизм (Extremism) — это крайняя форма приверженности к определенным взглядам в религии, чаще в политике, которая несет угрозу безопасности населения. Такие меры несут провокационное значение, так как участники экстремистского движения радикально настроены против общественных норм, законов. Характерной чертой является отрицание любых компромиссов, ведение переговоров, соглашений. Экстремизмом является явление, которое возникает в процессе изменения социально-экономического строя в стране при снижении жизненного уровня населения, ведения тоталитаризма правящими кругами.

Простыми словами Экстремизм — это призыв социальных масс к насильственным действиям против существующего политического, религиозного или социального строя. На протяжение всего исторического развития тема экстремизм выражалась в расовой, социальной, национальной, языковой принадлежности человека. Такое течение нарушает интересы и безопасность населения, которое может свободно выбирать вероисповедание, язык и т.д.

Проявление экстремизма выражается в конкретной идеологии, которую несет один человек или группа в общие массы. Экстремисты считаются себя исключительными, превосходящими других по правам и развитию. Это порождает ненависть и вражду к конкретно взятой социальной группе.

Уголовное наказание за экстремизм.

Наказание за экстремизм имеет градацию в зависимости от степени тяжести преступления. Максимальный срок заключения составляет 15-20 лет за особо тяжкие преступления (зависит от конкретной страны). К ним относятся материалы, которые распространяются в печатном и электронном виде, для проведения работ против интересов и безопасности государства. За легкие формы экстремизма распространяется наказание сроком 1-5 лет лишения свободы или административный штраф в качестве предупреждения.

Закон преследует любые действия, которые направлены против государственного строя или общественного благополучия. Деятели такого движения намеренно идут против государства, социума, чтобы нарушить ценности, права, традиционные взгляды. Часто вспышки агрессии сопровождаются призывом к физическому или моральному насилию. Данное направление строго пресекается уголовным кодексом для общественной безопасности.

Противодействие экстремизму.

Противодействие экстремизму — это важная процедура, которая позволяет восстановить состояние в обществе и нейтрализовать опасность. Не является, например, признаком экстремизма нацистская атрибутика, которая законно находится в музее, но не используется для распространения и убеждений других лиц. Также не является признаком экстремизма убеждения, которые человек несет в себе, но не переносит их на других людей и не применяет их в жизни. Многие писатели могут основываться на теме пропаганды чего-либо, но в форме научного исследования, изучения такого явления, в качестве литературного произведения не для навязывания своих взглядов читателю

Виды экстремизма.

Политический экстремизм.

Политический экстремизм — это взгляды и высказывания, направленные против демократии. Различные течения пытаются навязать межклассовую, расовую, региональную, рыночно-экономичную борьбу.

Не следует путать такой термин с деятельностью конкретной партии, которая действует в рамках действующего законодательства в проявлении своих интересов для привлечения избирателей. Например, многие считают оппозицию чем-то противоправным, что несет угрозу национальным интересам, но это неверно, ведь она действует в рамках законодательной базы.

Религиозный экстремизм.

Сегодня это течение, в основном, основывается на исламских режимах, которые считаются самыми не гуманными в мировой практике. Радикальные мусульманские вооруженные движения не имеют ничего общего с чистым вероисповеданием ислама, где не идет речи о насилии и доминировании над другими нациями и культурами. Террористические группировки возникли путем навязывания и одурачивания народных масс, которые стали использовать религию как идеологию и инструмент для насилия.

Религиозные восстания — это крайняя форма фанатизма. Им характерны истерические, шизоидные, возбудимые формы, которые переходят на восхваление самого себя, применение силы, запугиваний.

Молодежный экстремизм.

Касается наиболее незащищенных слоев населения — детей школьного возраста и студентов. Большинство людей неосознанно попадает в общества, которые организовывают преступления, тайные встречи. Сатанисты, скинхеды (расисты) и прочие группы, где часто можно встретить молодых людей, действуют сообща. Более сильные морально и физически участники принуждают более слабых по духу к противоправным действиям, манипулируют ими. В итоге, ребенок остается с подавленной психикой, он страдает от влияния своих ровесников. Важно проводить профилактические беседы с ребенком и подростком для выявления его проблем.

Часто экстремизм связан с деятельностью сект или культов, которые навязывают свои взгляды на всех участников. В истории существуют десятки примеров, самые яркие из которых: ку-клукс-клан, кришнаиты, Свидетели Иеговы и прочие организации. Все они так или иначе направлены на расовую, культурную дискриминацию, нарушение прав и свобод человека, завладение его материальным благом. Секты создаются для жесткого контроля за членами групп, подавление собственного мышления, навязывание своих интересов для получения власти. Отсюда возникает культ личности и религии, который понижает бдительность людей, делает их подверженными чужому мнению, замкнутыми в себе.

В настоящее время проблема терроризма и экстремизма остается одной из самых серьезных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими и террористическими группировками входит в число самых актуальных задач современного общества.

Понятие экстремизма, или экстремистской деятельности, включает пропаганду расовых, межнациональных и религиозных конфликтов с использованием методов агрессивного и незаконного воздействия, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности. Экстремистская деятельность выражается в различных формах гражданского неповиновения, в том числе террористических акциях, направленных против органов государственного управления и представителей властных структур, а также мирного населения. Таким образом, терроризм - одно из проявлений экстремизма, форма политической борьбы, связанная с применением идеологически мотивированного насилия.

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности - это правовое обеспечение в области борьбы с экстремистской деятельностью. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности закреплены не только в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", но и в ином законодательстве. Прежде всего необходимо назвать Конституцию Российской Федерации, предусматривающую равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, право на свободу передвижения, свободу определения национальной принадлежности и пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, активное и пассивное избирательные права. По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных гл. 1 и 2 Конституции РФ.

Уголовный кодекс РФ в ст. 205.2, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 предусматривает уголовную ответственность соответственно за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации. Ряд иных норм уголовного закона также определяют ответственность за совершение отдельных форм экстремистской деятельности, в частности за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в гл. 5, 17, 19, ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности.

Существенная часть норм Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" также направлена на закрепление ответственности различных субъектов за осуществление экстремистской деятельности. К ним относятся:

- статья 9 "Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности";

- статья 11 "Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности";

- статья 13 "Ответственность за распространение экстремистских материалов";

- статья 14 "Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности";

- статья 15 "Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности".

Косвенно к нормам, регламентирующим ответственность за осуществление экстремистской деятельности, можно отнести также положения ст. 6 - 8, 10, 12, 16 указанного Федерального закона.

Читайте также: