Что такое шляхетские права

Обновлено: 02.07.2024

Слово Шляхта происходит от немецких слов Slahta – род и Schlacht сражение. Дословно – люди боя, воины. Это было благородное сословие, строившее и защищавшее Отечество в годы становления государства.

на территории Белоруссии и Литвы

Под этим понимается комплекс мероприятий, проводимых властями Российской Империи по утверждению и сокращению шляхецкого сословия на территориях ВКЛ, вошедших в состав России в 18 веке.

После раздела Речи Посполитой власти России столкнулись с проблемой наличия большой прослойки привилегированного сословия на присоединенных землях. Общее количество шляхты составляло 7-8% всего населения ВКЛ. Имущественный и социальный статус привилегированного сословия был весьма разнообразен, и с трудом вписывался в существующий статус дворянина Российской Империи.

Сразу после 1-го раздела Речи Посполитой Российские власти начали проводить мероприятия по исключению малоимущей шляхты из привилегированного сословия.

В Высочайше утвержденном докладе белорусского генерал-губернатора Чернышева от 13.09.1772 года шляхте было указано подать губернским властям документы с подтверждением своего дворянского происхождения. В специальном указе разъяснялось, что через земские суды в губернские канцелярии должны быть поданы списки всех членов дворянских семей с подробным описанием происхождения рода, гербами, со всеми упоминаниями и документами. В указе подчеркивалось, что впредь без царского соизволения никто не мог называть себя шляхтой и пользоваться шляхецкими правами. После указа от 14.06.1773 шляхта должна была доказывать свое происхождение в Верховных провинциальных земских судах.

Порой существенные отличия в имущественном положении шляхты проявлялись на разных территориях её проживания. Так, наиболее бедной и многочисленной была шляхта Мазовии, Прикарпатья, Подлясья и княжеской Пруссии, а наиболее богатые латифундисты владели землями в Литве, Беларуси и Украине. Польские исследователи условно выделяют внутри шляхты ХVI-ХVIII вв. несколько групп.

К землевладельческой шляхте относились следующие группы:

Магнатерия (magnateria) - наиболее богатые и влиятельные семьи, крупнейшие латифундисты; они играли ключевые роли в государственном управлении, их представители постоянно заседали в сеймах. Хотя официально ни один из магнатов не имел особых прав или привилегий, в действительности эта шляхетская группа имела власть не сравнимую с количеством её членов.

Заможная шляхта (szlachta zamożna) - зажиточная шляхта, владевшая и землёй, и крестьянами; её представители были вполне самостоятельны в своей социально-политической и хозяйственной деятельности (Sobie Pan).

Фольварочная шляхта (szlachta fołwarczna) - владела одним или несколькими фольварками и крестьянами на них; могла как сама управлять своим фольварком, так и нанимать экономов.

К безземельной шляхте (szlachta bezrolna albo szaraczkowa) относились:

Чиншевая шляхта (szlachta czynszowa) - не имела земли и была вынуждена брать её в аренду на чиншевых условиях и трудиться на ней, хотя такой труд и считался позорным для родовитого человека, поскольку уподоблял его крестьянину. В последние два столетия существования Речи Посполитой чиншевая шляхта стала наиболее многочисленной группой польского дворянства.

Служилая шляхта (szlachta służebna) – служила в богатых поместьях магнатов, церковных иерархов или зажиточной шляхты в качестве управляющих, экономов и т.п.

Во время ревизии 1772-1774 годов часть чиншевой и служилой шляхты была записана в крестьянское сословие. А самые "нижние" слоишляхецкого сословия - "земяне" и "панцирные бояре" были записаны крестьянами поголовно. При этом они были обложены подушным налогом и рекрутской повинностью.

Указ от 20.09.1802 года постановил, что выдача свидетельств о дворянском происхождении возможна только после указа Сената.

После Жалованной грамоты дворянству 1785 года оформились "корпоративные" права дворянства Российской империи. Все дворянские роды должны были быть внесены в Родословные книги, для чего нужно было предоставить доказательства своего благородного происхождения. Для шляхты требовалось предоставить документы, удовлетворявшие Российским юридическим нормам, а не тем, которые были приняты в ВКЛ.

Указ от августа 1800 года установил срок для предоставления документов в 2 года.

Указ от 25.09.1800 г. подтвердил чиншевой шляхте ее права, однако к шляхте были отнесены только те, кто значился в Шляхецких сказках 1795 года.

Указы от 01.01.1808 г. и от 06.03.1808 г. предписали чиншевой шляхте также предоставить доказательства своего происхождения. После проведения ревизии 1811 года был издан указ от 29.03.1812 г., по которому шляхецкое звание признавалась только за теми, за кем оно уже было утверждено.

На комиссию, проводившую ревизию 1816 года была возложена обязанность, рассмотреть права лиц, называвших себя шляхтою, с точки зрения наличия записи о них в шляхецких ревизских сказках 1795 года. Из рассмотрения была исключена шляхта, получившая подтверждение ДДС, и ожидавшая подтверждения в Герольдии Сената. Право утверждения в шляхецком звании Сенат передал губернаторам.

Тех, кто не смог подтвердить свое шляхетство, записывались вольными хлеборобами, государственными крестьянами либо мещанами.

Указ от 08.06.1826 г. устанавливал порядок перевода в иное сословие людей, необоснованно отнесенных к чиншевой шляхте. После постановления от 11.07.1828 г. и указа от 14.04.1830 г. шляхтичи, не предоставившие доказательств своего благородного происхождения, должны были быть записаны в мещане или государственные крестьяне.

После восстания 1830-1831 годов Комитет Западных губерний, помимо прочего, занялся решением проблем шляхецкого сословия. 19.10.1831 был издан закон "О разборе шляхты в Западных губерниях и об упорядочении такого рода людей".

По этому закону шляхецкое сословие бывшего ВКЛ было разделено на три категории:

Дворян и специально созданные сословия однодворцев Западных губерний и граждан Западных губерний (соответственно по месту жительства - на селе или в городе).

Дворянами признавалась только те, за кем это звание было утверждено Герольдией.

На однодворцев распространялась рекрутская повинность, а граждане имели возможность ее избегнуть, заплатив 1000 рублей. Оба вновь созданных сословия обязаны были выплачивать налоги и нести повинности.

В 1832 году Герольдия решила провести ревизию решений Дворянских Депутатских Собраний о подтверждении шляхетства.

Сенат указом от 11.11.1832 предполагал разделить людей, относящихся к "былой шляхте" на три категории:

1. Дворяне, утвержденные или неутвержденные ДДС, которые владеют имениями с подданными либо только подданными.

2. Дворяне, не имеющие имений, но утвержденные ДДС.

3. Шляхта, не имеющая имений и не утвержденная ДДС.

Этим же указом ДДС запрещалось выдавать подтверждение дворянства без утверждения Герольдией.

В 1842 году была проведена специальная ревизия в Западных губерниях, которой подлежали однодворцы, граждане и евреи.

После указа от 17.03.1847 г. шляхта, которая не предоставила вовремя семейных списков, подлежала записи в государственные крестьяне, а тех, кто подал - в однодворцы или граждане. Однако на практике это выполнено не было.

В соответствии с законом, принятым 23.01.1847 г. шляхта, не утвержденная в дворянстве, не имела права покупать землю с крестьянами.

Указом от 01.08.1857 г. шляхта, до этого не утвержденная в дворянстве, была отнесена к существующим сословиям.

Тех, кто владел землей, записывались крестьянами-собственниками. Тех, кто имел землю в государственных владениях, записывались государственными крестьянами. Тех, кто жил на помещичьих землях, записывали вольными людьми.

В ревизии 1858 года они записывались "вольными хлеборобами", т.е. относились к сословию, которое уже не существовало (было отменено в 1848 году). Неоседлых шляхтичей записывали на выбор либо в крестьяне, либо в городские сословия (кроме граждан). Фактически все они записывались мещанами. Этот закон не затронул шляхту, ранее записанную однодворцами и гражданами.

После восстания 1863 года были введены новые ограничения в правилах подтверждения дворянства. Указ от 10.12.1865 года запрещал "полякам", т.е. Католикам, покупать имения.

Указом от 19.01.1866 г. все шляхтичи, не доказавшие своего дворянства, записывались крестьянами либо мещанами.

Сословия однодворцев и граждан Западной губернии были упразднены после указа от 19.02.1868.

Однодворцы были приравнены к крестьянам, а гражданам давался год, чтобы сделать выбор, между крестьянским и мещанским сословиями. Этот указ был окончательным актом юридической ликвидации шляхецкого сословия бывшего ВКЛ.

После подавления восстания Тадеуша Костюшко в 1794 году между Австрией, Пруссией и Россией была достигнута договоренность о третьем разделе Речи Посполитой. Договор, утверждающий новые границы был подписан 26 января 1797 года в Петербурге.

Для укрепления своей власти на вновь присоединенных территориях было проведено приведение к присяге на верность русскому царю местного дворянства.

Вероятно, при этом также требовалось предоставить документы, подтверждающие принадлежность к привилегированному сословию, хотя прямых указаний на это я пока не нашел. Однако именно в это период было создано 2 копии с "переписи войска ВКЛ 1528 года", которые использовались именно как подтверждающие дворянство документы.

После подавления восстания 1831 года был создан "Особый комитет по делам западных губерний".

Одним из мероприятий, рекомендованных этим комитетом, был "разбор шляхты". Был принят указ от 19 октября 1831 года "О проверке документов о дворянском происхождении…". Все кто называл себя шляхтой, должен был предоставить соответствующие документы. При отсутствии таковых они переводились в иное налоговое сословие - однодворцев в сельской местности и граждан в городах. Процедура проверки была доверена дворянским депутатским сходам, Предводителям дворянства. Результаты заносились в специальные Актовые книги. В дальнейшем эти книги велись и проверялись специально создаваемыми комиссиями из чиновников. Это было связано с большим количеством фальшивых документов, предоставляемых шляхтой, так как оригинальные были ими утрачены в период войн, разделов территорий и ликвидации монастырей, где обычно хранили семейные архивы.

По оценкам, только в однодворцы было переведено более 10 тысяч человек.

Да, такие дела велись. Все заявки выносились на ДДС (двор. собрания) и по ним писалось решение.

Но сохранилось не все. Проблема в том, что в Минском архиве описи с указанием фамилий есть только по Минской губ, и то только то, что сохранилось. По Витебской описей с фамилиями нет и искать очень трудоемко, по Могилевской губернии вообще мало что есть, по Гродно и Бресту архивы на местах.

После подавления восстания 1863-1864 годов были введены новые правила подтверждения дворянства. Для этого надо было предоставить за три года документы, подтверждающие право владения землей с крестьянами либо принадлежность к шляхецкому сословию во времена Речи Посполитой.

Подавляющее большинство мелкой шляхты таких документов предоставить не смогло. При этом в в сословие однодворцев и граждан было переведено около 200 тысяч человек.

ЗЕМЯНЕ – дробнопоместные феодалы, которые владели землей на правах прохождения воинской службы в шляхецком ополчении.

В начале 18 века земяне как особая категория перестала существовать, войдя либо в состав шляхты, либо крестьян, имеющих землю не правах уплаты чинша. После раздела Речи Посполитой земяне были обложены подушным налогом (хотя и в меньшем размере, чем крестьяне) и рекрутской повинностью.

Начиная с ревизии 1834 года земяне, как особая группа не выделялись и учитывались как крестьяне.

В ВКЛ господствовал феодальный строй. Основным занятием населения было земледелие. Земля при этом находилась в собственности крупных и средних земле­владельцев (феодалов). За право пользования ею кресть­яне были обязаны феодалу отработкой или оброком.

Население делилось на привилегированные (шляхта, духовенство, мещане) и непривилегированное (кресть­янство) сословия. Сословие — группа населения, обла­дающая закреплёнными в обычае или законе и переда­ваемыми по наследству правами и обязанностями.

Происходило постепенное ограничение власти вели­кого князя привилегированными сословиями и станов­ление сословно-представительной монархии (форма госу­дарства, при котором власть монарха сочетается с орга­нами сословного представительства).

Шляхта — привилегированное сословие землевладель­цев (феодалов). Окончательно консолидировалось оно лишь в XVI в. Первоначально земля давалась служилым людям на 1—2 года, позже — "до живота". С XVI в. шляхет­ское землевладение

В XIII—XIV вв. класс феодалов делился на князей, па­нов и простых бояр. Вплоть до XVI в. чёткой границы между мелкими феодалами и военнослужилым свобод­ным крестьянством не было. Нередко шляхтичами стано­вились зажиточные крестьяне. Бояре, не способные вы­полнять обязательства, связанные с военной службой, попадали в категорию зависимых крестьян.

Формирование единого шляхетского сословия связа­но с изданием великими князьями ряда земских приви-леев (16 привилеев до Люблинской унии). В результате к XVI в. сложился комплекс прав и привилегий шляхетско­го сословия

• неприкасаемость личности и имущества;

• освобождение от государственных податей;

• равенство шляхты перед законом;

• право на выборы великого князя;

• участие в государственном управлении;

• право на протест против действий администрации. Сословие шляхты с XVI в. делилось на следующие слои:

• княжата (потомки удельных князей, нередко обед­невшие, не имевшие ничего, кроме княжеского титула);

• паны-рада (радные паны) (заседали в раде ВКЛ);

• паны хоруговные (выходили в ополчение с собствен­ными отрядами под собственной хоругвью (знаменем));

• панята (простые паны; средние феодалы);

• застенковая шляхта, земяне (земляне), околичная шляхта, чиншевая шляхта (мелкие феодалы и безземель­ная шляхта).

Крупнейшие землевладельцы из шляхты в XVI — XVIII вв. назывались магнатами. Согласно войсковой описи 1567 г., в ВКЛ было 29 магнатов, владевших более 1000 крестьянских дымов каждый. Как правило, они же зани­мали высшие государственные должности. Наиболее бо­гатые магнатские роды: Кезгайлы, Радзивиллы, Олель-ковичи, Кишки, Гольшанские и другие.

В течение XV — первой половины XVI вв. шляхта кон­солидируется как единое сословие, обладающее равным комплексом прав, привилегий, обязанностей. Оформле­ние этих прав шло путём пожалования великими князь­ями земских привилеев шляхте.

Привилей Ягайлы 1387 г. распространялся только на бояр-католиков. Он предоставлял полные и неограни­ченные права собственности на наследственную земель­ную собственность; вдовы бояр сохраняли владельческие права на имение мужа до повторного выхода замуж; кре­стьяне на землях феодалов освобождались от уплаты го­сударственных податей и выполнения государственных повинностей, за исключением работ по строительству либо ремонту замка.

Городельский привилей 1413 г. Ягайлы и Витовта: под­тверждались условия привилея 1387 г.; признавалась сво­бода вступления в брак дочерей бояр; допускалось уча­стие феодалов в совещаниях по государственным делам; польские феодалы даровали литовским право пользоваться гербами.

Привилей 1434 г. Сигизмунда: уравнение в правах и при­вилегиях бояр-литвинов с боярством славянских земель ВКЛ.

Привилей Казимира 1447 г.: провозглашалось о наделе­нии литовской знати навечно теми же правами, которые были у польской шляхты; запрещалось осуждать шляхти­ча казнью, тюремным заключением или штрафом без ставки "очи-в-очи" с обвинителем; родственники пре­ступника не несли ответственности, если не являлись соучастниками преступления; предоставлялась свобода вы­езда шляхтича за границу для службы; великий князь обе­щался не принимать в свои владения зависимых крестьян феодалов; судебный иммунитет во владениях шляхты.




Привилей 1492 г. Александра ("генеральный привилей"): великий князь не может обойти решение рады, даже если оно его не устраивало; запрещалось отстранять должно­стных лиц от их обязанностей "без вины", доказанной в судебном порядке; великий князь не мог вмешиваться в работу судов; право шляхтича на скорое и справедливое судебное разбирательство.

Виленский привилей 1563 г. Сигизмунда III формаль­но уравнял в правах шляхту католического и православ­ного вероисповедания. Вельский привилей 1564 г. фор­мально установил равную подсудность для всей шляхты (богатейших магнатов и простых шляхтичей).

Шляхтичи – особая каста поляков, обосновывавшая свою уникальность не только статусностью, внешним видом или манерами, но и происхождением. Славянским корням в шляхетской родословной места не нашлось.

События, происходящие в последнее время в Украине, возобновили оживленные дискуссии на тему межславянских взаимоотношений. Сегодня идеи панславизма, родившиеся в XVIII и окрепшие в XIXстолетии, как никогда поверглись девальвации. А ведь еще в середине XIX века чехи видели в объединении славян мощную политическую силу, способную противостоять германизму.

Чешская инициатива была поддержана Россией, однако Польша отнеслась к ней как минимум прохладно. Союз славян при доминирующей роли русского царя означал крах надежд на польское независимое государство. Свою роль в сопротивлении поляков идеям панславизма сыграла и религия: Католическая Польша традиционно выступала антагонистом православной Руси.

В Королевстве Польском, конечно, были свои славянофилы. С энтузиазмом идею славянского объединения воспринял князь Адам Чарторыйский, а декабрист Юлиан Любиньский и вовсе возглавил Общество объединенных славян — первую организацию, которая открыто провозглашала идеи панславизма.[С-BLOCK]

Тем не менее, в части польской элиты всегда существовали идеи об особом статусе польского народа, что во многом мешало найти точки соприкосновения с соседями-славянами. Этнолог Станислав Хатунцев отмечал, что в ходе своего исторического бытия поляки во многом утратили многие ментальные свойства, компоненты духовного и материального уклада того старинного племени и приобрели вместо них черты психической организации, материальной и духовной культуры, типичные для кельто-романских и германских народов.

В XV – XVII столетиях, когда происходил завершающий этап формирования европейских народов, в Старом Свете набирает силу интерес к античной литературе. В древних книгах мыслители раннего Нового времени вели поиски истоков своих государств и наций. Романские страны видели свои корни в Римской империи, немцы – в древнегерманских племенах, на далеком Востоке нашли своих предков и поляки.

Следующие несколько столетий идея сарматизма была господствующей среди польской аристократии, превратившись из модного романтизированного увлечения в консервативный политический идеал – Шляхетскую Республику, где широкие демократические свободы доступны только для избранных.

Сарматский миф всегда был важной идеологической базой для Польши, выступая в роли неофициальной национальной идеи. Польские историки сделали многое, чтобы укрепилось представление о том, что сарматские племена действительно проживали на территории Польши и заложили основы польской государственности.

Сарматское прошлое служило своего рода эталоном, по которому кроился образ идеального шляхтича. Он, как и его предок сармат – мужественный воин, беспощадный к врагам, но в то же время рыцарь, для которого честь и справедливость не пустой звук. Другая ипостась шляхтича – поляк-магнат, хранитель традиций патриархальной старины, гармонично вписывающийся в лоно сельской идиллии.[С-BLOCK]

Важная особенность польского сарматизма – это культивирование рыцарского отношения к женщине, одной из составляющих которого был галантный обычай целования женской руки. Сторонники сарматской теории ссылались на то, что высокое положение женщины в обществе было несвойственно иным славянским народам. По мнению историков, на особый статус женщины в шляхетской культуре повлиял миф о сарматских амазонках.

Сарматизм и сегодня существует в польской культуре, правда, являясь скорее формой иронической самоидентификации. Иногда это слово употребляют, чтобы подчеркнуть уникальность польского характера, любые отличия от соседей-славян.

Однако различия между славянами объясняются не только посредством истории или языка. Польский антрополог и биоархеолог Януш Пионтек пишет, что с биологической точки зрения к славянам можно отнести разные группы, которые изначально населяли Южную, Центральную и Восточную Европу, и они заметно отличаются друг от друга.[С-BLOCK]

События Второй мировой войны, последствия развала СССР во многом отдалили поляков не только от всего советского, но и в какой-то степени, от того, что является основой славянской идентичности. Тенденция последних десятилетий, когда ситуация заставляет граждан Польши искать работу и лучшие условия существования на Западе, приводит к тому, что поляки стали чувствовать больше общего с жителями Великобритании и Германии, чем с белорусами или украинцами.


В Российской империи лица иудейского вероисповедания имели возможность получения российского дворянства несколькими способами:.

Пожалованием императора (в том числе, и титулованного - обычно баронами); выслугой соответствующих чинов; получением российского ордена; подтверждением права пользования иностранным дворянством или дворянским титулом.

Евреев в исторической (доимперской) России не знали, поскольку еще в 1113 году совместным решением русских князей жизнь и имущество евреев лишилось всякой охраны, и они были вынуждены вплоть до XVIII покинуть нашу землю.

Но память о них осталась. Ни Петр Первый, ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна, радея об интересах нации как они их понимали, не позволяли евреям селиться и даже вести дела в России, несмотря на все усилия еврейской предприимчивости.

Что же касается новых территорий на Западе, приобретенных Петром, там евреев, напротив, знали, и достаточно хорошо, а потому тоже принимали от них защитные меры.

В век Екатерины Второй эта благоразумная охранительная традиция оказалась, однако, нарушена по причине территориальных приобретений российской короны.

Это произошло не сразу. Екатерина не была осведомлена в еврейском вопросе и не имела по нему эксперта возле трона. Когда вскоре после переворота 1762 года ее пытались склонить к дозволению евреям въезжать в Россию, она сказала, что «начать царствование указом о свободном въезде евреев было бы плохим средством успокоить умы; признать въезд вредным - невозможно.

«Екатерина II вскоре после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов, в особенности для южных губерний, с целью оживления торговли, промышленности и земледелия. Для этого именным указом от 22 июня 1763 года была создана “Канцелярия Опекунства иностранных”, во главе которой императрица поставила наиболее близкого ей человека Григория Орлова. И вот, наперекор всем существовавшим в ее время предрассудкам, она решила включить в число этих “иностранных” также евреев. Однако, открыто это высказать она опасалась.

Вследствие этого, только гораздо позже, в ноябре 1769 года, в указе киевскому генерал - Воейкову впервые было официально разрешено евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. До того же это намерение императрицы пустить в Россию евреев выразилось, так сказать, в заговоре ее с приближенными лицами, отразившемся в переписке с рижским генерал - губернатором Брауном, в коей всему делу и был придан конспиративный характер.

В письме, доставленном Брауну секунд - майором Ртищевым, значилось: когда от канцелярии опекунства будут рекомендованы некоторые иностранные купцы Новороссийской губернии, то им разрешить проживание в Риге для производства торговли на таких же основаниях, как это дозволено законом купцам других русских губерний в Риге.

Еврейский припек к польскому пирогу

Радикально ситуация изменилась после первого и второго раздела Польши и присоединения к России древних земель Киевской Руси, долгое время находившихся под властью Литвы и Речи Посполитой, изрядно ополяченных и окатоличенных и насквозь инфильтрованных евреями.

После разделов Польши 1772, 1793 и 1795 годов в российском подданстве оказалось свыше 800 тыс. евреев. Проживая массово в Польше с 1098 года (если верить чешским летописям Козьмы Пражского), евреи сумели добиться для себя множества льгот и привилегий. Одно время они даже чеканили свою монету, а в конце концов добились права приобретать недвижимое имущество наравне с польским дворянством.

На землях, перешедших к России, власть евреев установилась издавна; она держалась, главным образом, на откупах, аренде, ростовщичестве и корчмарстве.

Не так страшен был для батрака или крепостного крестьянина пан, как еврей – арендатор, откупщик, ростовщик.

Современный историк еврейства Исраэль Шахак описывает ситуацию еще более бескомпромиссно: «До 1939 года население многих польских городов к востоку от Буга было как минимум на 90% еврейским, и это было еще более верно в областях, отошедших к царской России при разделе Польши.

Вне городов очень многие евреи по всей Польше, и особенно на востоке, служили прямыми надсмотрщиками и угнетателями крепостного крестьянства. Они управляли целыми уделами (имея всю полноту помещичьей власти) или арендовали отдельные монополии феодалов, как мельница, винокуренный завод, кабак (с правом вооруженных обысков крестьянских домов в поисках самогонщиков), или пекарня.

В специальной литературе можно найти такую оценку: накануне первого раздела Польши, свыше трети польских евреев были так или иначе связаны с арендаторской деятельностью. Больше того. Поскольку на исконно русских западных землях господствующий слой – поляки – исповедовали католичество, они, преследуя свои выгоды, передавали евреям право взимать с подневольного православного населения (малороссов, белорусов) даже сборы за церковные обряды – крестины, свадьбы, похороны и т.д. В связи с чем в местном фольклоре появился выразительный образ еврея - арендатора, держащего в руке ключи от церкви.

Особое положение евреев в Польше влекло за собой весьма важные последствия. Как писал изучавший этот вопрос Михаил Меньшиков: «Евреи были только арендаторами, но раз им было дано право на землю и на людей, приписанных к земле, они были настоящим дворянством Польши. В то время как доступ в дворянство был закрыт для христианских подданных, еврею стоило креститься, чтобы приобрести шляхетские права.

Целых два тома занимает одно перечисление польских родов, пошедших от еврейских выкрестов.

Этот вывод разделяет и Исраэль Шахак, утверждая, что польские дворяне 18 - го века непрерывно вступали в брак с крещеными евреями. Обильный подмес еврейской крови к польской дворянской, подобно тому, как это происходило в Испании и Португалии под властью мавров, – есть давно установленный наукой факт.

Итак, следует отметить и подчеркнуть, что положение евреев на присоединенных к России в ходе раздела Польши землях, их фактическое влияние и власть над местным населением – не есть результат российских порядков, установленных властью. Нет, перед нами лишь унаследованный русскими завоевателями порядок вещей, установившийся под крылом польского Белого Орла.

Для Польши же вхождение евреев в состав правящего класса, породнение с польским дворянством и обретение дворянского статуса давно не было ни новостью, ни редкостью к моменту ее первого раздела.

Известно, что евреи в России постоянно пытались торпедировать это законоположение. Они не только предпринимали усилия по легализации и укреплению еврейского землевладения, но и предлагали предоставить евреям право владения крепостными.

Пытались евреи добиться и права на владение крепостными вообще, безотносительно к национальности. Так, в 1799 году купец второй гильдии Гецель Лейзарович из Белицы в прошениях в Сенат и на высочайшее имя добивался разрешения на покупку двухсот крестьян для работы на кожевенном заводе.

Однако из всех подобных попыток ни у кого ничего не получалось, и тому же Лейзаровичу было отказано именно на основании вышеупомянутого указа 1784 года.

Исключением стали лишь упомянутые Миллером (а за ним – Соловьями и Сергеевым) Нота Ноткин (он же Натан Шкловер) и Иошуа Цейтлин (он же Цетлис), а также еще несколько счастливцев, о которых речь ниже.

И Цейтлин, и Ноткин, богатые купцы, получили от польского короля чин надворного советника еще до раздела Польши. Затем польская власть поменялась на русскую, но чин у оных евреев, формально дававший российское дворянство и с ним право приобретать земли, остался.

Как понимает читатель, для крестьян Могилевской губернии, присоединенной к России именно в царствие Екатерины, никаких перемен в положении не произошло. Традиционная власть и влияние евреев в этом специфическом регионе, отделенном от всей России чертой оседлости, учрежденной Екатериною, не изменилась. Она просто несколько поменяла формат.

И Ноткин, и Цейтлин действительно владели здесь поместьями и крестьянами, преуспев в этом благодаря, во - первых, заблаговременно сделанной карьере, а во - вторых – особым отношениям со светлейшим князем Григорием Потемкиным - Таврическим. Подобные отношения, однако, распространялись вовсе не на всех знакомых Потемкину евреев: оба названных коммерсанта так и остались почти единственным исключением как среди российских дворян, так и среди новоприобретенных еврейских жителей России.

В чем состояли эти отношения? И Ноткин, и Цейтлин были крупными подрядчиками, сильно разбогатевшими на поставках в армию, на закладке и строительстве Херсона и вообще обустройстве Новороссии. Все это относилось к прямому ведению Потемкина и способствовало росту его личного состояния, чем и объясняется его сверхестественная близость с имярек.

Окончание статьи здесь. Правда, меня туда Malwarebytes Anti-malware не пустил.


Сергей Тарасов — историк, археолог, писатель. Кандидат исторических наук. Проводил раскопки во многих городах Беларуси, самые значимые — в Полоцке и Минске. Автор более 50 научных работ, художественных и научно-популярных книг. Сегодня преподаватель, доцент кафедры политологии и экономики коммерческого Института парламентаризма и предпринимательства. Ведущий научный сотрудник Музея истории города Минска.

После Кревской унии, когда Ягайло стал королем Польши и формально объединились ВКЛ и Польское королевство, очень большие шляхетские привилегии давались католикам, но не распространялись на белорусскую шляхту. И только после 1413 года, когда была подписана так называемая Городельская уния, шляхетское дворянство Беларуси и Польши было уравнено в правах.

Любопытная деталь — все дворянство Западной Европы, которое в определенном смысле тоже можно назвать шляхтой, помимо юридических прав, имело некоторые другие привилегии: в частности, у него было право иметь свой герб. На наших шляхтичей это не распространялось. Гербы у нашей знати появились как раз только после Городельской унии.

— А как белорусская шляхта сама себя идентифицировала?

— На самом деле, было две версии происхождения нашей шляхты. Первая отсылает нас к хронике летописей белорусских и литовских, где появляется запись про князя Полемона. Суть этого рассказа в том, что после нападения на Римскую империю орд язычников целая группа патрициев была вынуждена бежать на острова, а после по Средиземному морю к Балтике, далее — к Неманскому морю (могу предположить, что речь здесь о Куршском заливе) и оттуда через устье Немана до Жмуди. То есть, по этой версии, римские патриции осели на белорусских землях, поэтому часть шляхты считала, что берет свое начало именно от них.

— Как различалась между собой шляхта, существовала ли в этом сословии иерархия, и если да, то какая?

— В XV—XVI веках шляхта была совершенно неоднородная. Самыми богатыми являлись магнаты, к числу которых относились такие знаменитые фамилии, как Сангушки, Радзивиллы, Сапеги, Острожские и другие. Эти магнаты могли иметь в собственности даже города. Так, Несвижем и Миром владели Радзивиллы, Быховом — Сапеги.


— Сильно ли различались возможности магната и голоты?

— Если говорить о финансовых возможностях, авторитете, конечно, между ними лежала пропасть. Но с формальной точки зрения разницы между ними не было абсолютно никакой, и в этом главный феномен белорусской шляхты.

То есть формально абсолютно все шляхтичи, независимо от своего благосостояния, были равными между собой братьями. А это значит, что все они обладали одинаковым по значимости голосом, правом избираться на уездные сеймики и государственные сеймы.


Главной обязанностью белорусского шляхтича перед государством была служба в армии. В Европе также существовало нечто подобное, но все же там армия в основе своей была тогда наемной. У нас же шляхтич освобождался абсолютно от всех налогов, но при этом должен был сам себя содержать, а в случае войны обязательно пойти в армию в полной амуниции и, если позволял достаток, выставить определенное количество солдат (примерно так: с 10 крестьянских дворов требовалось полностью экипировать одного человека).

По большому счету существовало негласное правило: во время войны шляхта воевала, проливая кровь за родину, а все остальное время проводила в таких благородных делах, как охота, балы, пиры и т. д. Конечно, если позволяли финансы. И вот здесь различия между магнатом и голотой становились особенно заметными. Временами доходило до смешного. У Адама Мальдиса я читал, что иногда в мирное время практиковалась такая форма общения знати: шляхтич, проев все свои запасы, собирал семью, садился на повозку и ехал в гости к соседу. Шляхетский гонор не позволял не пустить гостя во двор или прогнать его, пока тот сам не уедет. Нагрянувшие гости на длительное время садились на шею соседу, полностью вычищали его запасы, а после уже двумя семьями ехали к третьему соседу. Таким образом могли колобродить по округе месяцами.

— Как сформировались шляхетские свободы?

— В первую очередь они обусловлены воинскими традициями. Ведь изначально знать выступала в роли княжеской дружины — людей, которые проявляли себя прежде всего на поле битвы. Важно понимать, что уже к XIV веку князь считался владельцем земли своего княжества. Являясь ее хозяином, князь распоряжался своим недвижимым имуществом, раздавал его вассалам для того, чтобы они могли прокормиться этим имуществом. Любопытно, что шляхте категорически запрещалось заниматься торговлей, ростовщичеством или ремеслом, не говоря уже о том, чтобы пахать землю. Все это запрещалось под страхом лишения статуса шляхтича, за такое могли даже отдать под суд!


Это не значит, что шляхетские хозяйства такой деятельностью не занимались. Все это представлялось как ведение домашнего хозяйства и делегировалось управляющим. В результате шляхтич был как бы ни при чем. В начале XIX века ходили нехорошие слухи об одном из белорусских шляхтичей: мол, он на карточной игре, шулерстве нажил огромные состояния. Спустя время, после смерти этого человека выяснилось, что источником богатства стала торговля лесом. То есть шляхтич предпочел получить себе репутацию картежника и шулера, лишь бы не слыть спекулянтом.

Одним из распространенных способов заработка являлась сдача своих земель в аренду. Например, часто можно услышать, что всеми шинками (корчмами) в ВКЛ заведовали евреи, якобы спаивавшие народ. Это удобная картинка, за которой стоит неудобная правда: все эти заведения стояли на шляхетских землях, строились и работали с позволения шляхты и являлись одним из важных источников обогащения элиты. Просто шляхтичи отдавали евреям право гнать горелку, как бы оставаясь в стороне (на самом деле — нет). Также шляхта получала свой процент от продажи леса, зерна и т. д.

— В Беларуси по сравнению с Западной Европой дворянского сословия было очень много: если в Московии (России) — 2—3%, то у нас — 10—15%. А ресурсы на это количество людей распределялись примерно одинаковые — что там, что здесь. Вот и хватало далеко не всем.

— Откуда появились эти 15 процентов?

— В армии служили! Все войско ВКЛ было либо шляхтой, либо солдатами, которые выходили на поле боя в составе отряда шляхтича. Отличившись в сражении, любой рядовой солдат мог получить дворянский титул. Эта система сильно отличалась от системы Московской Руси, где существовало обыкновенное рекрутство и на войну шли одни холопы, и от системы Западной Европы с наемным войском. Наша шляхта шла защищать родину потому, что это было ее святой обязанностью.

Самое страшное — струсить или стать ростовщиком

— Как можно было стать шляхтичем и лишиться этого статуса?

— Путей попасть в высшее сословие было всего два. Первый — родиться в шляхетской семье — тогда статус присваивался автоматически. Второй — получить великокняжескую привилегию за заслуги. Как я уже говорил ранее, можно было пойти на войну крестьянином и, проявив себя, стать шляхтичем. Но практика показывала, что уже после XVI века второй вариант был скорее исключением — в подавляющем большинстве случаев статус передавался только по наследству. С XVI века проводилась перепись войска ВКЛ — составлялся перечень всех тех, кто должен был выходить на войну в случае необходимости. В общем-то, в этих документах вся белорусская шляхта была уже переписана.

Лишиться шляхетского статуса можно было, проявив трусость, став изменником родины или занявшись ростовщичеством. Человек, которого лишали шляхетского статуса, просто переходил в другое сословие — например, мещан.

— Какие отношения возникали у белорусской шляхты с соседями — в частности, с теми, что жили на востоке?

— Я в таком случае часто привожу в пример переписку между российским дворянином (после — шляхтичем ВКЛ) Михаилом Глинским и российским царем Иваном Грозным. Это происходило как раз в период, когда Грозный организовал так называемую опричнину, терроризируя свой народ. Глинский убежал от Грозного из Москвы, понимая, что над его головой уже занесен дамоклов меч. Оправдывая свое бегство, он написал царю письмо, где обвинял его в деспотизме, сатрапстве и пренебрежении людьми. Таких писем было два-три. В ответ Грозный написал чуть ли не десяток писем (так задели его эти обвинения). Основное различие в положении московского дворянства и шляхты заключалось в том, что в Москве абсолютно все, в том числе дворяне, независимо от социального положения и уровня богатства, были царскими холопами. Иван Грозный при этом говорил, что он имеет право любого казнить или миловать, убить и забрать его собственность. Мол, никто царю-батюшке не судья, кроме Бога. Это значит, что, даже если царь поступил бы несправедливо, решение о его наказании могли вынести только высшие силы.


Белорусско-польская шляхта - коллабарационисты. Поддержали оккупанта русского мира Наполеона, а не царя Путина

В ВКЛ же положение было совершенно противоположным. Шляхтич, независимо от того, богатый он или бедный, имел одинаковые права. В том числе право на неприкосновенность жизни и имущества, право участвовать в выборах короля, занимать любую государственную должность (включая королевскую) и свободно высказывать свое мнение. Шляхтича можно было отличить от простого человека, даже если он был лишь в одной ночной рубахе, потому что у шляхтича на поясе всегда находилось оружие.

— То есть он всегда мог себя защитить?

— Да, но в этом крылась и большая проблема. Шляхта ходила с оружием везде, даже в церковь, на сеймы (государственного масштаба) и сеймики (регионального масштаба). Сеймики проходили в разных местах, в том числе в корчме или монастырском здании. Очень часто дебаты заканчивались буйными спорами, которые после могли перерасти в поножовщину в буквальном смысле этого слова. Доходило до убийств. Шляхетская честь являлась высшей духовной ценностью.

— Звучит тревожно, но все же заставляет гордиться предками…

Демократия здесь сыграла злую шутку, ведь любой шляхтич, исходя из личных соображений и амбиций, мог в одиночку блокировать принятие важнейших и жизненно необходимых государственных решений. Есть исторический пример, когда один из шляхтичей в Полоцке начал оспаривать решение, с которым согласились все остальные. Пытаясь обойти традицию, его выкинули из зала заседаний и начали голосовать вновь. Шляхтич в окно прокричал: Liberum veto. Закрыли ставни, начали голосовать еще раз, но дворянин умудрился пролезть по дымоходу в камин и, вылезая оттуда чумазым, но довольным собой, вновь в самый ответственный момент радостно произнес: Liberum veto.

Думаю, вам понятно, во что это выливалось: результативность многих сеймов была практически близка к нулю.

Этот пример прекрасно демонстрирует, что, допустим, в ситуации, когда своей армии уже не хватало и требовалось нанять войско, возникали проблемы. Необходимо было собрать деньги, дополнительные налоги должны были лечь на плечи шляхты, соответственно, от шляхты, по сути, требовалось голосовать себе в убыток. Здесь Liberum veto начинало действовать наиболее активно, реформы буксовали, армия не справлялась. Показательна война 1654—1667 годов с Алексеем Михайловичем. Вольности постепенно приводили к упадку государства, а после и к трем разделам Речи Посполитой. Да, была принята Конституция 1791 года, которая отменила Liberum veto, но просто было уже поздно.

— Какие события можно считать началом конца нашей шляхты?


Так перестала существовать шляхта в том виде, в каком мы ее представляем. Но она переросла в российское дворянство. В Минске дворянское собрание возглавлял не кто иной, как потомственный шляхтич Гуттен-Чапский. Окончательно все завершилось в 1917 году, после того как власть захватили большевики. Дворянство вместе с буржуазией тогда объявили враждебным классом. Однако их не просто лишили влияния. Большевики поставили перед собой страшную цель — физически уничтожить всех дворян, буржуазию и монашество — и фактически осуществили ее. Если кто-то из потомков шляхты и выживал, то скорее каким-то чудом, успев убежать за рубеж или тщательно скрывая свое происхождение. Все остальные рано или поздно были убиты, сгноены в тюрьмах, отправлены в лагеря. Даже тех, кто переходил на сторону большевистской власти и начинал с ней сотрудничать, к 1937—1938 годам постигла печальная участь.

Читайте также: