Что такое режим дня выполнение поручений учителя подготовка домашних заданий

Обновлено: 30.06.2024

В редакцию поступают обращения от учителей и родителей с просьбой ответить на вопросы, касающиеся домашних заданий учащихся начальных классов. За комментарием мы обратились к сотрудникам Национального института образования.

В целях сохранения психического и физического здоровья учащихся I ступени общего среднего образования, недопущения перегрузок учеников, связанных с увеличением объёма и интенсивности учебной нагрузки, необходимо регулировать объём домашних заданий, совершенствовать методику работы учителя по обучению младших школьников выполнению домашних заданий и осуществлению педагогического руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся.

? По каким учебным предметам и в каких классах не предусмотрены домашние задания?

В I классе домашние задания не задаются по всем учебным предметам в течение всего учебного года. Учебники и тетради учащихся I класса хранятся в учебном помещении.

Кроме того, домашние задания во II–IV классах не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

? Какие требования предъявляются к организации домашней работы учащихся?

При определении домашнего задания необходимо учитывать, что основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке.

Основная функция домашнего задания (задания для самостоятельной работы) — закрепление нового учебного материала, повторение или обобщение изученного учебного материала. Для домашнего задания может предлагаться только тот материал, который усвоен на учебных занятиях: содержание, вид задания и его оформление должны быть знакомы учащимся.

С целью предупреждения перегрузки учащихся учителю необходимо следить за дозировкой домашнего задания, объяснять на уроке содержание, порядок и приёмы его выполнения.

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся усваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

Задания, помеченные звёздочкой, на дом не задаются.

Задания творческого характера могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.

Для заучивания наизусть учитель предлагает только те стихи или отрывки из стихотворных произведений, которые определены учебной программой.

К таким видам домашних заданий, как выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, заучивание наизусть, на уроках литературного чтения ведётся тщательная предварительная подготовка: отрабатываются приёмы выразительного чтения; распределяются роли, выделяются слова каждого персонажа, анализируется эмоциональное состояние героев, подбирается нужная интонация для чтения реплик; составляется план пересказа; заучиваются наизусть отдельные строки и др.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т. е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным. Учащимся можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его объём и способ выполнения.

На этапе предъявления домашнего задания учитель объявляет страницу с номером упражнения или задачи, поясняет содержание и характер выполнения работы. Учитывая возрастные особенности учащихся и уровень их предшествующей образовательной подготовки, целесообразно сопровождать устный комментарий записью на доске.

? Какие факторы влияют на перегрузку учащихся, выполняющих домашние задания?

Перегрузку учащихся могут вызывать:

  • чрезмерно большое домашнее задание;
  • чрезмерно трудное домашнее задание;
  • несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;
  • неумение учащихся правильно оформить выполненное задание;
  • неумение организовать самостоятельную учебную деятельность дома.

Основная причина перегрузки — объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим учебным предметам.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приёмах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка чёткой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка возможностей всех учащихся предупредит опасность перегрузки.

? Как определить оптимальный объём домашних заданий?

В соответствии с действующими санитарными правилами и нормами суммарное время выполнения учащимся домашнего задания не должно превышать во II классе — 1,2 часа, в III и IV классах — 1,5 часа.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во II классе — 20 минут, в III и IV классах — 30 минут.

Объём домашней работы не должен превышать 30 % объёма работы, выполненной в классе.

Домашнее задание по каждому учебному предмету должно быть строго регламентировано по объёму и согласовано с заданиями по другим учебным предметам. Если учитель по одному учебному предмету предложил учащимся задание, которое может потребовать для его выполнения больше времени, чем обычно (например, выучить наизусть стихотворение), объём домашних заданий по другим учебным предметам необходимо уменьшить.

Если педагог принимает решение о замене домашнего задания, которое определено учебником / учебным пособием или примерным календарно-тематическим планированием, он ориентируется на следующий примерный объём домашних заданий для учащихся II–IV классов.

  • II класс — задача и 2–6 выражений в одно действие.
  • III класс — задача и 2–6 выражений в одно или несколько действий.
  • IV класс — задача и 4–6 выражений в одно или несколько действий.

Количество математических выражений зависит от уровня их сложности и количества входящих в их состав действий и операций.

Русский / белорусский язык.

  • II класс — 15–20 слов.
  • III класс — 25–30 слов.
  • IV класс — 35–40 слов.

Упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания.

Литературное чтение.

  • II класс — 1–1,5 страницы.
  • III класс — 2–2,5 страницы.
  • IV класс — 3–3,5 страницы.

Количество страниц учебника / учебного пособия рассчитано для ежедневного чтения. Для пересказа выбирается текст или его фрагмент меньшего объёма.

Человек и мир.

  • II класс — 1–1,5 страницы.
  • III класс — 2–2,5 страницы.
  • IV класс — 2,5–3 страницы.

Дома ученикам предлагается прочитать статью учебника и ответить на вопросы к ней. Не следует требовать от учащихся умения пересказывать статью учебника по изучаемой теме. Не обязательно предлагать всем учащимся читать весь материал, представленный в учебнике по теме.

Допускается задавать домашние задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся (индивидуального темпа чтения, развития монологической речи и др.). Например, можно предложить учащимся выборочно прочитать статью.

Таким образом, объём и содержание домашнего задания учитель определяет дифференцированно, исходя из конкретной образовательной ситуации и индивидуальных возможностей учащихся.

Домашние задания по своей направленности могут быть трёх видов:

  • 1) задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;
  • 2) задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;
  • 3) задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной-двух недель (первый и третий виды) до одного-двух месяцев (второй вид).

? Может ли учитель по своему усмотрению не задавать домашние задания учащимся?

При условии, что учащиеся хорошо усвоили содержание учебной темы на уроке, учитель имеет право не задавать домашнее задание, даже если оно обозначено в учебнике или в календарнотематическом планировании.

? Может ли учитель увеличить объём домашних заданий для учащихся, которые пропустили занятия в школе по уважительной причине?

Нет, примерный объём домашних заданий определён для их ежедневного выполнения учащимися. Если учащийся по уважительной причине пропустил учебные занятия в школе, объём домашних заданий для него не увеличивается.

Недопустимо нагружать дополнительными домашними заданиями и дополнительными занятиями после уроков учащихся, пришедших в школу после болезни.

При необходимости ликвидировать пробелы в знаниях учащихся педагог проводит с ними поддерживающие занятия только тогда, как ученики окрепнут после болезни и войдут в обычный режим учебной нагрузки.

? Родители обеспокоены, что учащиеся получают на каникулы письменные домашние задания в объёме нескольких листов тетрадей на печатной основе. Аргумент учителя — учащимся нужна тренировка, чтобы не забыть учебный материал. Допустимо ли это?

Нет, такой подход не допустим.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 3 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании каникулы — это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.

Каникулы необходимы для восстановления сил, оздоровления и отдыха учащихся. Нагружать их домашними заданиями в период каникул нельзя.

Исключением является внеклассное чтение, которое организуется с учётом рекомендаций учителя, библиотекаря или личных предпочтений ребёнка.

Хорошо, если учащийся в период каникул будет ежедневно читать интересные книги, а также посещать библиотеку, участвовать в весёлых квестах, познавательных проектах.

? Можно ли рассматривать внеклассное чтение учащихся I класса в качестве обязательного домашнего задания?

Организация внеклассного чтения учащихся не рассматривается как обязательное ежедневное домашнее задание и носит рекомендательный характер с целью оказания помощи в выборе книг определённой тематики для совместного семейного чтения родителей и детей.

? Должна ли на уроке осуществляться подготовка учащихся к выполнению домашних заданий?

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Работу по формированию умений выполнять задания, включённые в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определённых видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

? Как организуется проверка выполнения учащимися домашних заданий на последующих уроках?

Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

  • фронтальный контроль;
  • выборочный контроль;
  • взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
  • самоконтроль учащихся.

? Какие рекомендации могут получить родители для организации домашней работы учащихся?

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий. Родителям следует знать, что при выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования:

  • – для учащихся II классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5–10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз;
  • – в III классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30–35 минут, а в IV — до 40–45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть пауза на 2–3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся III–IV классов могут выполнить небольшую физическую работу по дому (например, полить цветы, протереть пыль).

Будет полезным, если родители научат детей самостоятельно контролировать время, не отвлекаться во время работы и не откладывать выполнение домашних заданий на поздний вечер.

Читайте также: