Как построить беседу после ознакомления с художественным произведением в доу

Обновлено: 19.05.2024

В младшем дошкольном возрастеу детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрастевозникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Рекомендуется использовать творческие заданияна подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

Основными методами ознакомления с художественной литературойявляются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературыи заучивание стихотворенийна занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Методисты, изучавшие вопрос о занятиях по художественной литературе (Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, М. М. Конина и др.), считают, что на одном замятии следует сочетать несколько произведений. Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основном небольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.).

Сочетание произведений, в которых изображены контрастные характеры или поступки, помогает лучше понять положительное или отрицательное качество.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Самый распространенный метод — чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объему, воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод — рассказывание, т. е. более свободная передача текста(допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.). Таким способом детей знакомят со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной к школе группе). На занятиях проводят также различного рода инсценировки, помогающие детям полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям.

Часто на одном занятии используют различные методы. Основой же всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Оно требует серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.

Чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

· обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

· определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;

· подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

На занятии традиционна вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения: показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, в старших группах иногда краткая вводная беседа, подводящая к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки.

Потом нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Далее следует основная часть — чтение художественного произведения, использование различных приемов, облегчающих его понимание детьми (например, рассматривание иллюстраций и т. п.).

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.

Но в том случае, если понимание произведения затрудняет детей, беседао прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности возможна сразу после его чтения.

Вопросы можно условно классифицировать так:

В конце занятия следует повторное чтение произведения(если оно короткое) с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого, и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Повторное чтение является одним из приемов, углубляющих пониманиесодержания и выразительных средств. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

В старших группах, где занятие бывает целиком посвящено художественной литературе, после работы с новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок, кроме того, проводятся упражнения на образный словарь или на выразительность речи.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип– показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Объяснение незнакомых слов– обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Автор: Рудикова Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 30
Населённый пункт: Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: презентация
Тема: "Новые подходы ознакомления детей с художественной литературой"
Раздел: дошкольное образование

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В

ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ

Подготовили

воспитатели


30
группы


3:
Рудикова

«ЧТЕНИЕ

ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ

В
.
А
.
СУХОМЛИНСКИЙ
. 
Многие педагоги отмечает, что художественная литература открывает

и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих

чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение

ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского

литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и

эстетическое

окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает

умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

ПРОБЛЕМА

К

современные

предпочитая

просмотр мультфильма или компьютерные

сама по себе. Поэтому так важна серьезная,

продуманная работа с самого начала

приобщения ребенка к художественной

литературе. Необходима активная помощь

взрослых: воспитателей и родителей.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ  Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны быть личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня является качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса (В. С. Лазарев).  Таким образом педагогу необходимо построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата.

В СЛОВАРЕ – СПРАВОЧНИКЕ «НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

В.М. ПОЛОНСКОГО, ЕСТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
 •
Инновация,

трактуется как нововведение, - комплексный процесс создания,

распространения,

использования

практического

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯ

ОСНОВАНА НА ПЛАНИРОВАНИИ И СВОЕОБРАЗНОЙ

ИМПРОВИЗАЦИИ, С УЧЁТОМ СЛЕДУЮЩИХ

ПРИНЦИПОВ:

• Принцип психологической комфортности,

предполагающий психологическую безопасность,

защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального

комфорта, создание условий для активности,

самореализации дошкольника.

• Принцип активности, инициативности и субъективности

в развитии ребёнка.

• Принцип выбора.

• Принцип доверия и

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПЕДАГОГОВ –

НАХОДИТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО

ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ И НОВЫЕ

ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, УВЛЕКАЯ

ЭТИМ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
Книга помогает педагогу: • развивать интерес детей к художественной литературе; • пополнять литературный багаж; • воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. • развивать чувство юмора; • совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ

3. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ

Концепция восприятия книги ребенком:
книга – особый предмет развивающей среды, с которым работает взрослый. Для ребенка книга – не первый предмет необходимости, но становится источником положительных эмоций. Книги в руки детям раннего возраста не дают, книги находятся на полке (2) – одна новая, одна прочитанная.
Цель общения с книгой:
формирование положительной реакции на книгу – сенсорное воспитание детей средствами литературы, живописи и дизайна.

ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

Концепция

ребенком
: книга –  источник наглядно-образных впечатлений, словаря и речи, организатор игр,  досуга и занятий (литературное занятие – 1 раз в неделю) 
Цель

книгой
: формирование интереса к книге (интерес – это встреча потребности с объектом); развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи. 
Круг

чтения
: произведения, книги, сборники разного формата и  наполнения. Классика детской литературы для дошкольников, где  преобладает фольклор и поэзия. 
Читательская

деятельность

детей
:  слушание (3-7 минут);  выполнение живых картин: озвучивание ролей, повторение песенок героев;  рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги;  раскрашивание картинок в книгах-альбомах;  запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк;  чтение книг-самоделок, изготовленных взрослыми.  Литературные занятия (15-20 минут).  1 этап: работа с книгой до чтения.  Ознакомительное рассматривание обложки – что видите, кого видите; пограничное рассматривание – предвосхищаем содержание по картинкам.  2 этап:  Выразительно чтение текста воспитателем. Активное общение с детской аудиторией.  3 этап:  Работа после чтения: перечитывание, озвучивание ролей, повторение песенок героев; рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги; раскрашивание картинок в книгах-альбомах; запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк.

ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

Концепция

ребенком
: книга – источник образов мира, источник знаний в виде представлений, средство саморазвития. 
Цель

книгой
: воспитание интереса к литературе разных видов и жанров, формирование полноценного восприятия книги. 
Круг

чтения
: состоит из художественной и познавательной литературы разных объемов и жанров, произведений отечественной и зарубежной литературы прошлого и настоящего, художественной азбуки, энциклопедии, учебных книг.  5 миров: мир детства, мир взрослых, мир природы, мир человеческих отношений, мир фантастический. 
Читательская

деятельность

ПРАВИЛА РАССМАТРИВАНИЯ

КНИГИ

Изучаем обложку, запоминаем книгу «в

сопоставляем 3 ориентира),

предполагаем тему чтения.

Постраничное рассматривание книги,

догадываемся о содержании по

иллюстрациям и заголовкам.

Считываем информацию с вводных

листов книги.

Решаем, что знакомое, понятное, а что

новое, неизвестное. Ищем повод для

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ

К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 словесный - чтение произведений;  вопросы к детям по содержанию произведений;  пересказ произведения;  заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. ;  выразительное чтение художественной литературы;  беседа по произведению;  прослушивание аудиозаписи;  практический, наглядный - игры-драматизации;  игровой - дидактические игры;  словесный - театрализованные игры;  элементы инсценировки;  -наглядный - показ иллюстраций;  движение пальцами, руками;  показ схемы;  составление алгоритма;  просмотр видеофильмов;  оформление выставки, книжного уголка.

МЕТОДЫ РАБОТЫ
 Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.  Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.  Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.  Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.  Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПОСОБСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ В СВОЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ:
 —
беседа,
предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;  —
тематические

экскурсии
, подготавливающие детей к восприятию произведения;  —
выразительное чтение или рассказывание,
создающее эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;  —
беседа,
помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;  —
творческие задания,
развивающие поэтический слух, способствующие пониманию образных слов и выражений русского языка;  —
упражнения
для совершенствования грамматической правильности и выразительности речи;  —
применение

репродукций,
книжных иллюстраций, технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на дошкольников.

С ЦЕЛЬЮ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК ИСКУССТВОМ

И СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА, РЕЧИ, ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ,

ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К КНИГЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ

Автор: Брюханова Наталья Александровна

Населенный пункт: Камчатский край, г. Елизово

Из опыта работы по ознакомлению с художественной литературой

Сущность нашей работы заключается в создании творческо-деятельностной среды при ознакомлении дошкольников с художественной литературой, которая будет способствовать развитию художественного восприятия и эстетического вкуса, воспитанию любви к книге как произведению искусства и приобщению детей к чтению.

Новизна опыта в гибком сочетании игровой технологии на занятиях по ознакомлению с художественной литературой с современными образовательными и здоровьесберегающими технологиями.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования фундамента будущего талантливого читателя, дети приходят в школу, владеющие техникой чтения, но совершенно не любят читать, оценивать прочитанное и выделять главное.

Чем выше развито художественное восприятиеребенка, тем шире он смотрит на мир и переносит свои чувства и переживания в собственное мироощущение.

Как же разбудить интерес к книге у детей? Кому отводится ведущая роль? Во взаимодействии родителей, воспитателей и детей велика роль взрослого, любящего и знающего литературу, имеющий вкус в отборе произведений, живущий под впечатлением собственных встреч с книгой. Чтобы привлечь детей, я рассказала им о своем любимом авторе Андерсене, принесла свою любимую книгу сказок. Она была красивая,с интересными иллюстрациями. Показывала на непродолжительное время. Говорила о том,как надо обращаться с книгой, рассматривая ее сидя за столом.Рассказаласказку, прервав на самом интересном месте,и наблюдала за детьми.В течение дня они подходили, задавали вопросы о том,чем же закончилась сказка,рассматривали книгу и по иллюстрациям пытались догадаться. В следующий раз,выслушав все мнения детей, я усадила их рядом, взяла книгу в руки и прочитала окончание сказки. А потом мы нарисовали рисунки к этой сказке и устроили выставку. Позже дети стали приносить свои домашние книги, и мы зачитывали из них любимые произведения детей. Родители отметили возникший интерес детей к книгам и поддержали его.

Очень важно правильно выстроить работу по всем основным жанрам литературных произведений. Поэтому для развития художественного восприятия особое значение во второй младшей группе я уделила знакомству со сказкой. Детям они очень понятны и они постепенно учатся воспринимать художественный текст на слух.

Обязательно, учитываю региональный компонент при планировании и мы с удовольствием знакомимся с корякскими и ительменскими сказками.

Знакомя детей со стихотворнойформой лирических произведений, потешек, басен, чистоговорок, использую наглядные схемы-иллюстрации.

Заучивая программные стихи, отметила, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое время забывают. Используя игровые приемы запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации, которые сама рисую к строкам произведений, я отметила, что дети быстрее запоминают и воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное время. Используемые приемы помогают в работе над выразительностью, тембром и четкостью при произношении и чтении стихотворений.

У художественной литературы на каждой ступени свои задачи, но в рамках новых образовательных стандартов в школе сокращается количество часов русского языка и литературы, объем художественных произведений, соответственно результатом будет то, что мы растеряем русское богатство нашего языка, станем нищие духом и потеряем духовность, поэтому важно сейчас приобщать детей к высокохудожественной литературе совместно с родителями, чтобы не утратить духовную связь поколений. Ведь еще

Предлагаем вашему вниманию организованную образовательную деятельность по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

Направление: Познавательно-речевое развитие

Цель занятия:

Обучающие: приобщать детей к высокохудожественной литературе, расширять мир писательских имен, продолжать учить заучивать наизусть небольшие произведения с опорой на иллюстрации (мнемосхемы), ввести в словарь слова: телестудия, телеведущий, телезрители, телепередача;

Развивающие: развивать речь детей, выразительность, эмоциональность при чтении стихотворения, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга при чтении стихотворения, доброжелательное отношение друг к другу;

Оздоровительные: соблюдать гигиенические нормы к проведению занятия, способствовать смене двигательной активности детей, развивать общую моторику.

Словарная работа:

  • Телестудия - специально оборудованное помещение, откуда ведутся телевизионные передачи.
  • Телеведущий - сотрудник телевизионного канала, который ведет программы (новостные, развлекательные, спортивные и др.).
  • Телезритель - тот, кто смотрит телевизионные передачи
  • Телепередача – видеоматериал программы, которая передается по телевидению, из телевизионного центра.

Методы и приемы: наглядные (мнемосхемы), словесные (чтение наизусть_воспитателем, беседа, вопросы, указания воспитателя, чтение наизусть по цепочке, слоговое чтение, чтение наизусть с разной интонацией), практические (инсценирование движениями тела, игра в телестудию)

Ход:

1. Воспитатель:

- Что вы больше любите слушать (сказки, рассказы, стихи или что то из народного творчества?

- Каких поэтов, писателей вы знаете? Я тоже люблю сказки, но сегодня я приглашаю вас в телестудию.

- Как вы думаете, что такое телестудия? (помещение, место, где снимаюти проходят телепередачи).

- Что такое телепередача? Назовите ваши любимые телепередачи?

- Как называют людей, которые участвуют в телепередаче?

- А мы с вами кем являемся, когда смотрим телевизор?

- Сегодня наши гости будут телезрителями, а мы участниками .

- Как вы думаете какую роль буду исполнять я в телестудии? Что делает телеведущая?

- Сейчас я вам его прочту, а вы послушаете, и скажите, какие приметызимы отмечает автор в этом стихотворении.

Чтение 1-е воспитателем.

2. Беседа после чтения стихотворения:

- понравилось ли вам стихотворение ?

- о чем рассказывается в стихотворении?

- как автор описывает лес?

- с чем сравнивается лес?

- что такое пелена? Более точный ответ вы сможете найти в словаре

- назовите признаки зимы, которые отмечает автор совами из этого стихотворения? (снег кружится, падает, ложится, поле снегом забелело, лес заснул крепко, непробудно, стали дни коротки, солнце светит мало, пришли морозцы).

- как вы понимаете «И под утро снегом поле забелело. Что значит забелело?

Игра 1. Давайте попробуем выразить поэтический образ стихотворения через движения. Я буду медленно читать строчки стихотворения, а вы показывать движения. Встаем, Готовы?

- Молодцы, каждый из вас смог передать свой образ зимы.

- Белый снег пушистый в воздухе кружится?

- И на землю тихо падает ложится?

- И под утро снегом поле забелело?

- Точно пеленою все его одело?

- Темный лес, что шапкой принакрылся чудной?

- И заснул под нею крепко, непробудно?

- Стали дни коротки? Солнце светит мало?

- Вот пришли морозцы? И зима настала?

Воспитатель: -Ребята, я нарисовала картинки к нашему стихотворению. Они лежат у вас в конвертах на столах, сейчас вы пройдете к своим местам, достаните картинки и разложите их перед собой. Давайте определим какая картинка подойдет к первой строчке стихотворения? Выкладывать будем слева направо. Кто желает поработать у доски? (работа у доски и за столами).

- Молодцы, а теперь давайте хором прочитаем стихотворение по картинкам, четко проговаривая каждое слово. Поставьте указательный пальчик под первой картинкой и следите. Молодцы!

Воспитатель: А теперь мы готовы оказаться в телестудии. (Ставлю телевизор).

Чтение 2-е воспитателем.

- Кто из вас желает прочесть стихотворение Сурикова?

Чтение детей (3-4 чел).

- Я знаю, что вы приготовили для нашей телепередачи свои любимые стихи и сейчас я предлагаю вам их прочитать. Кто желает?

Воспитатель:

- Легко ли вам было быть участниками телепередачи и почему?

- Заинтересовано ли вы слушали друг друга и почему?

- Назовите тех авторов, стихотворения которых сегодня вы услышали в телепередаче?

- Кто, по вашему мнению, более выразительно и эмоционально прочитал стихотворение?

- Кого из чтецов вы бы отправили на конкурс чтения стихов и почему?

Воспитатель:

В младшем дошкольном возрастеу детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрастевозникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования.

Рекомендуется использовать творческие заданияна подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполнение творческих заданий помогает детям глубже осознавать различные художественные средства, использованные в книге.

Основными методами ознакомления с художественной литературойявляются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературыи заучивание стихотворенийна занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Методисты, изучавшие вопрос о занятиях по художественной литературе (Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, М. М. Конина и др.), считают, что на одном замятии следует сочетать несколько произведений. Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основном небольшого размера, и одно такое произведение, прочитанное на занятии, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.).

Сочетание произведений, в которых изображены контрастные характеры или поступки, помогает лучше понять положительное или отрицательное качество.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

· чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

· чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка. В подборе материала должна быть определенная логика – усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время учитываются особенности поведения детей, культура восприятия, эмоциональная отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

· кукольный и теневой театр, фланелеграф;

· диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

· оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

· чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Самый распространенный метод — чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Произведения, которые невелики по объему, воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод — рассказывание, т. е. более свободная передача текста(допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.). Таким способом детей знакомят со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной к школе группе). На занятиях проводят также различного рода инсценировки, помогающие детям полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям.

Часто на одном занятии используют различные методы. Основой же всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Оно требует серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.

Чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

· обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;

· определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;

· подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).

В предварительную работу входит и подготовка детей. Прежде всего подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

На занятии традиционна вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения: показ обложки, картинки, напоминание аналогичного сюжета, в старших группах иногда краткая вводная беседа, подводящая к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки.

Потом нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Далее следует основная часть — чтение художественного произведения, использование различных приемов, облегчающих его понимание детьми (например, рассматривание иллюстраций и т. п.).

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.

Но в том случае, если понимание произведения затрудняет детей, беседао прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности возможна сразу после его чтения.

Вопросы можно условно классифицировать так:

В конце занятия следует повторное чтение произведения(если оно короткое) с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого, и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Повторное чтение является одним из приемов, углубляющих пониманиесодержания и выразительных средств. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют какого-то времени для осмысления. Далее возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.

Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные утренники и развлечения.

В старших группах, где занятие бывает целиком посвящено художественной литературе, после работы с новыми произведениями идет закрепление знакомых в виде повторения их детьми, дидактических игр, викторин, рассматривания детских работ, инсценировок, кроме того, проводятся упражнения на образный словарь или на выразительность речи.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип– показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.

Неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения, написанного без разделения его на части. В этом случае можно за несколько дней до чтения дать детям книгу с картинками, которые вызовут интерес к тексту, либо картинки рассматриваются организованно после чтения.

Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.

Объяснение незнакомых слов– обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

Читайте также: