Что такое респонденты в справочно правовых системах информатика

Обновлено: 05.07.2024

Правовые базы данных впервые начали появляться за рубежом в конце 60-х, одновременно с развитием компьютерных информационных технологий. Первоначально они представляли собой электронные каталоги - картотеки, содержащие подробные реквизиты печатных изданий, содержащих правовую информацию (например - система CREDOC, Бельгия).

Наиболее известна американская компьютерная правовая система LEXIS (DATA Corp.), впервые предоставившая не только тексты документов, но и дополнительную информацию к ним, а так же давшая возможность поиска информации по контексту и датам. Оказалось, что спрос на подобные системы огромен, и к середине 70-х, появилась система Westlaw.

В настоящее время справочные правовые системы существуют во всем мире (США- WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, Великобритания - INFOLEX, PRESTEL, POLIS, Германия - JURIS, Франция - IRETIV, Финляндия - FINLEX, и др.).

ГАРАНТ появилась в конце 1990 года. В системе ГАРАНТ впервые была применена гипертекстовая технология представления правовой информации в компьютерной форме и реализован поиск документов по словосочетаниям, встречающимися в текстах, ускоренный контекстовый поиск, позволяющий находить документы по словам, произвольно вводимым с клавиатуры, с возможностью прямого вхождения в текст документа в месте нахождения искомого слова (словосочетания).

1. Технологии создания, хранения и юридической обработки правовой информации

Компьютерная справочная правовая система(СПС) – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т.д.).

То есть СПС – это банк данных, содержащий базы данных с различной правовой информацией.

Все документы, поступившие из официальных источников опубликования, перед подключением в систему проходят предварительный юридический анализ, создание электронных копий, корректорскую правку, юридическую обработку и юридическую проверку. Они сопровождаются дополнительной аналитической информацией, которая позволяет получить целостную картину правового регулирования интересующего вопроса. Каждому новому документу находится место в системе уже существующих за счет выявления прямых и косвенных связей между документами и содержащимися в них правовыми нормами. Ежедневно весь информационный банк приводится в соответствие с текущими изменениями в законодательстве. Гипертекстовая структура информационного банка превращает действующее законодательство в наглядную и удобную для работы систему.

В процессе предварительной юридической обработки создается справка, содержащая все реквизиты документа: полное название документа, его номер, наименование принявшего органа, дату принятия, номер и дату регистрации в Министерстве юстиции, порядок вступления в силу, перечень официальных публикаций, гипертекстовый список всех изменений, информацию о действии документа. Расставляются явные ссылки на упомянутые в исходном тексте документы, и в их тексты вносятся необходимые изменения. Последующий юридический анализ выявляет скрытые взаимосвязи и противоречия между новым документом и информационным банком.

Документ подключается к тематическому рубрикатору, при этом осуществляется классификация документов по нормам права и по основному рубрикатору системы. Проводится анализ правовых норм документа, для его включения в поиск по ситуации. Юрист-разработчик выявляет в документе все места, несущие какую-либо ценную информацию и формулирует смысл этих норм применительно к жизненным ситуациям. Выбирая в предложенном словаре ту ситуацию, которая интересует пользователя, он находит все нормативные акты, которые регламентируют данную ситуацию, попадая сразу в нужное место документа. Затем проводится актуализация информационного банка системы, в соответствии с внесенными изменениями в информационный банк. Кроме того, разработчиками пишутся комментарии к документу. Комментарии в тексте документа можно разделить на следующие группы:

О внесении изменений.Вносятся, когда в текст документа были внесены изменения и дополнения. Наличие таких комментариев позволяет, всегда пользуясь актуальной редакцией документа, иметь возможность проверить правильность этой редакции и, при необходимости, быстро посмотреть предыдущую редакцию той или иной нормы;

Информационные. Вносятся, если о данном вопросе говорится в других документах. Наличие ссылок позволяет быстро обратиться к этим документам;

Выявляющие противоречия;

Комментарии, выявляющие разночтения документа в разных источниках и выявляющие опечатки.

В СПС используется гипертекстовая технология представления информации, позволяющая мгновенно переходить по ссылкам на другие нормативные акты или разделы текущего документа.


Несмотря на существование большого количества различных СПС, мы рассмотрим их основные свойства и функциональные возможности, в том или ином виде представленные в наиболее распространенных системах, что поможет оценить качество системы при ее выборе. Использование в большинстве СПС привычного пользовательского интерфейса и наличие встроенной справки позволит освоившему МS Windows специалисту на основе изложенного ниже материала достаточно быстро сориентироваться в работе с конкретной системой.
2. Информационное обеспечение СПС
Главная задача, которую призвана решать СПС – это гарантированная возможность оперативного получения всей необходимой конкретному специалисту достоверной правовой информации, включая неофициальную.
На первый взгляд оценка качества информационного обеспечения конкретной системы не представляет большой сложности. Все разработчики СПС предоставляют информацию о количестве документов в информационной базе, а также демо-версию, содержащую перечень документов без их текстов. Конечно, большой объем документов свидетельствует в пользу качества информационного наполнения системы, но эта зависимость далеко не однозначна по целому ряду причин.
Большой объем информации может достигаться, например, включением в систему индивидуально-правовых актов, которые не интересуют большинство пользователей, а оценка на основе просмотра на предмет актуальности списка из нескольких десятков тысяч документов в демо-версии не представляется достаточно качественной.
Весь объем актуальной правовой информации настолько велик, что построение единой универсальной информационной базы является технически сложной задачей, к тому же мало кто из пользователей в этом нуждается. Поэтому любая информационная версия СПС охватывает лишь часть всего объема правовой информации, причем информационный банк конкретной системы формируется из отдельных взаимосвязанных блоков, набор которых определяется потребностями конкретного пользователя. В связи с этим возникает проблема разделения всего информационного массива на блоки.
Существуют следующие принципы наполнения информационных блоков, по которым их можно классифицировать:

  • По видам правовой информации. Всю правовую информацию, представленную в СПС можно разделить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся нормативные правовые акты, правоприменительные акты, акты официального толкования. Неофициальная правовая информация, хотя и не влечет правовых последствий, помогает специалисту детально разобраться в интересующей проблеме и представляет большую ценность. К ней относятся комментарии законодательства, законопроекты, правовая статистика, формы правовых документов, схемы законодательства, обзоры, научные труды, учебные пособия, материалы популярных изданий и др. Как правило, официальная и неофициальная составляющие включаются в разные информационные блоки.
  • По территориальному принципу правовая информация делится на блоки по федеральному законодательству и блоки по законодательству субъектов федерации и органов местного самоуправления. Необходимость такого деления связана с большим количеством правотворческих субъектов в регионах.
  • Тематический принцип применим к блокам по федеральному законодательству и выделяется в связи со сложившимся делением законодательства на отрасли. Но необходимо помнить, что специалисту в его работе, как правило, приходится обращаться к документам, относящимся к различным отраслям права.
  • По объему информации. У многих компаний-разработчиков СПС информационный блок по федеральному законодательству представлен в нескольких вариантах, различных по количеству содержащихся в них документов.

Очевидно, что конкретная СПС, созданная на основе какого-либо одного из перечисленных принципов будет иметь те или иные недостатки. Поэтому разработчики систем предлагают комплексный подход при формировании персональных информационных комплектов, ориентированных на определенные категории специалистов. При этом пользователь имеет возможность не только выбрать подходящий типовой вариант, но и самому решить, какие информационные блоки войдут в его персональный комплект, исходя из объема, тематики, вида необходимой информации. Чем большую гибкость разработчик СПС может проявить при формировании персонального комплекта, тем выше качество информационного обеспечения. Ряд компаний оказывают дополнительные услуги по предоставлению пользователям отдельных редких или не вошедших в комплект документов на заказ. Это конечно возможно только при существовании регионального сервисного центра.
Современные программные технологии, применяемые в СПС, обеспечивают единое поисковое и гипертекстовое пространство в рамках всей представленной в системе правовой информации, поэтому, включенные в состав комплекта информационные блоки представляют собой для пользователя единую базу.
На рынке СПС представлены и специализированные комплекты для пользователей конкретных профессий. Необходимо учитывать, что в этом случае фирма-разработчик сама решает, какие именно документы необходимы специалисту, работающему в той или иной отрасли, что не может быть лишено субъективизма в оценке.
Важнейшей характеристикой качества информационного обеспечения является достоверность правовой информации (соответствие ее текста оригиналу). Для официальной правовой информации достоверными источниками считаются официальные экземпляры документов, а также официальные публикации. Для неофициальной – публикации в авторитетных изданиях.
На качество информационного обеспечения большое влияние оказывает временной фактор. В условиях бурной законотворческой деятельности в нашей стране правовая информация способна устаревать за несколько недель, и даже один документ, утративший из-за несвоевременного обновления достоверность, может создать проблемы.
Оперативность обновления информации в СПС зависит от трех факторов: способности разработчика системы получать официальную правовую информацию непосредственно у ее эмитентов, скорости обработки полученной информации и возможностей по доставке обновления пользователю.
В настоящее время используются два основных способа передачи информационного обновления в СПС, установленные на компьютерах пользователей.
Во-первых, на дискетах или CD-ROM. Этот способ обычно используется для планового (например еженедельного) обновления.
Во-вторых, по телекоммуникационным сетям, что обеспечивает большую оперативность обновления.
Пользователю предоставлена возможность сочетать оба способа передачи информации и помимо планового обновления обратиться для получения самых свежих документов на Интернет-сервер разработчика СПС.
Рассматривая информационное обеспечение СПС, необходимо принимать во внимание и особенности отечественного законодательства, такие, как огромное количество издаваемых правовых документов, задержки в их публикации, отсутствие ко многим из них широкого доступа, а также неточности в официальных текстах документов (опечатки, противоречия с действующим законодательством, расхождения в официальных публикациях).
В таких условиях одним из объективных критериев качества информационного обеспечения СПС является наличие у компании-разработчика пакета договоров об обмене информацией с эмитентами правовой информации (в первую очередь с госструктурами) и присутствие в регионе ее представителя, осуществляющего сервисное сопровождение системы.
3. Юридическая обработка документов
Перед включением в СПС все документы обязательно проходят юридическую обработку квалифицированными специалистами. Именно благодаря ей подборка разрозненных текстов документов обретает юридически систематизированный вид и позволяет более полно реализовать поисковые возможности программной оболочки.
Юридическая обработка– это классификация документов, отражение взаимосвязей между ними при помощи ссылок, комментариев, примечаний, справок, создания новых редакций при изменении документов.
Можно выделить следующие элементы юридической обработки документа:

  • проверка документа на наличие в нем ошибок;
  • предметная классификация документа;
  • подбор ключевых слов и выражений;
  • создание ссылок между документами;
  • составление комментариев, примечаний, справок к документу;
  • создание новой редакции документа.
  • Создание запроса на поиск документа.
  • Работа с полученным списком документов.
  • Работа с документом.

Существуют следующие основные виды поиска, в том или ином виде представленные в СПС:
1. Поиск по реквизитам документов.
2. Контекстный поиск.
3. Поиск по предметному классификатору.
4. Поиск по алфавитному классификатору.
Все поисковые задачи заключаются либо в поиске конкретного документа, либо в поиске неизвестных заранее документов, содержащих информацию по определенной проблеме. В зависимости от того, какую конкретную задачу решает пользователь, каждый из перечисленных видов поиска имеет свои достоинства, недостатки и ограничения при использовании. На этапах создания запроса на поиск и работы со списком документов может применяться функция фильтрации документов. Если известны дополнительные признаки документа (принадлежность к виду правовой информации, территория регулирования, юридический статус и др.), то можно ограничить область поиска, используя соответствующий фильтр. Преимущества современных СПС заключаются не только в том, что они позволяют быстро найти конкретный документ по тому или иному признаку, но и одновременно сочетать несколько видов поиска для достижения оптимального результата. Рассмотрим каждый из этих видов поиска.
Поиск по реквизитам применяется, когда точно известны такие признаки документа, как номер, вид, принявший орган, дата принятия, дата регистрации и др., однако в реальных ситуациях чаще всего требуется поиск документов, реквизиты которых заранее неизвестны.
Контекстный поиск–это поиск, критериями которого являются слово или словосочетание, содержащиеся в названии или в тексте документа. В некоторых СПС существует возможность осуществления сложного контекстного поиска с использованием логических условий (И, ИЛИ и др.). Этот вид поиска отличается своей объективностью, т.к. его результат не зависит от качества юридической обработки документов. При реализации запроса система выдаст исчерпывающий список документов, содержащих заданное в запросе слово или словосочетание. В качестве недостатков необходимо отметить, что полученный список будет содержать лишние документы, где искомое слово используется в ином смысловом контексте, а часть потенциально необходимых документов могут отсутствовать из-за синонимии терминов.
Поиск по предметному классификатору– поискдокументов объединенных одной тематикой. В каждой СПС используется свой предметный классификатор, рубрики которого расположены в иерархическом порядке по убыванию степени обобщения(как в меню компьютерной программы), охватывающий весь массив правовых актов. За основу обычно берется Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ), но возможны и иные варианты. Проблемы при использовании этого вида поиска заключаются в том, что и создание самого классификатора и рубрикация документов производятся специалистами компании-разработчика СПС на основе субъективных оценок.
Поиск по алфавитному классификатору – поискдокументов при помощи специального словаря, в котором в алфавитном порядке расположены имеющиеся в документах общеизвестные, юридически значимые термины и понятия (известен также как поиск по ситуации или по ключевым словам). Словари могут содержать не только слова, но и словосочетания, вплоть до описания проблемной ситуации. Эффективность поиска целиком определяется содержимым словаря, составленного разработчиком СПС.
После реализации запроса на поиск пользователь получает список документов, удовлетворяющих заданным в запросе критериям. В списке отражаются названия документов и их основные реквизиты. Выбрав документ из списка, можно быстро осуществить переход к его тексту. Возможен многооконный режим работы с одновременным отображением на экране списка и текста. Если список документов невелик, то дальнейший поиск не представляет сложности, но список может включать в себя и сотни документов. Для работы со списками большого объема применяется специальный инструментарий.
1. Сортировка списка. Пользователь имеет возможность по своему усмотрению изменить расположение документов в списке в алфавитном порядке, по юридическому статусу, в хронологическом порядке.
2. Дополнительный поиск. В идеальном случае возможности СПС позволяют осуществлять дополнительный поиск в полученном списке документов, используя все виды поиска описанные ранее.
3. Фильтры. Для сужения списка документов используется функция фильтрации, при этом в списке отображаются лишь те документы, которые удовлетворяют заданным условиям фильтрации.
4. Папки документов. Пользователь может создавать папки для хранения найденных документов и списков, а также осуществлять объединение и пересечение (логические условия ИЛИ и И) содержимого папок и поиск документов в папках. Эта функция обеспечивает систематизацию полученной информации.
Результатом поиска является не просто текст документа. Его сопровождает большое количество дополнительной информации. Основные реквизиты документа отражаются вместе с его текстом. Через меню осуществляется доступ к остальной информации, которая обычно включает источники публикации, порядок вступления документа в силу, списки корреспондентов и респондентов, предыдущие редакции и другие полезные сведения.
Гипертекст позволяет осуществлять быстрый переход в нужное место как внутри самого документа, так и к другим документам, которые каким-либо образом связаны с исходным. В текстах документов можно расставлять электронные закладки для мгновенного возврата в нужный раздел документа, а также осуществлять поиск фрагмента текста.
Современные СПС обладают основными возможностями текстового редактора, такими как печать документа (списка документов) или его фрагмента, графического объекта, сохранение в файл, экспорт в MS Word, имеют возможность копирования в единый для всех Windows программ буфер обмена.
В последнее время высказывается точка зрения о том, что возможности современных систем вышли на качественно более высокий уровень, который наделил их новым функциональным назначением. И теперь даже не специалист имеет возможность самостоятельно решать сложные юридические проблемы. Иными словами, проблемы будет решать сама СПС, подменив собой, например, юриста. Толчком к появлению этих взглядов послужили два фактора.
Во-первых, включение в информационный массив современных систем большого объема консультирующих материалов по конкретным юридическим вопросам и типовым ситуациям.
Во-вторых, аналитические черты, которыми обладают СПС благодаря юридической обработке документов и возможностям компьютерных технологий. К ним можно отнести возможность поиска документов путем описания стоящей перед пользователем задачи (поиск по ситуации), а также отражение смысловых взаимосвязей между документами на основе анализа их содержания.
И, тем не менее, даже при таких больших возможностях, необходимо четко представлять, в каких категориях вопросов можно полагаться на СПС, а по каким должен принимать решение специалист. При решении сложных задач СПС не в состоянии учесть все нюансы конкретной проблемы, а неподготовленный пользователь не может сам определить, какие из них юридически значимы. Причем для правильной оценки степени соответствия ситуации, описанной в консультации и реальной ситуации пользователя, даже при их кажущемся стопроцентном совпадении, необходимы специальные знания. Проиллюстрировать это может пример с газетой, публикующей ответы на частные вопросы юридического характера. Очень часто ответ эксперта не конкретен и дается с оговоркой, что предоставленной информации не достаточно для однозначного решения проблемы. Дело в том, что автор вопроса (не специалист) не в состоянии определить, какие именно сведения значимы для полного, с юридической точки зрения, описания проблемы. Учитывать необходимо и тот факт, что правовая система России не является прецедентной, поэтому вовсе не обязательно, что по схожим случаям будет вынесено одинаковое решение.
Очень важно понимать, что, несмотря на все свои достоинства, СПС – это всего лишь юридический справочник, хотя весьма объемный и обладающий уникальными поисковыми и другими сервисными возможностями. Поэтому функции СПС не выходят за рамки помощи специалисту в самостоятельном принятии решений.
5. Характеристики и возможности СПС
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, весьма полезных при работе с нормативно-правовой информацией:

  1. Возможность работать с огромными массивами текстовой информации. Их объем практически не ограничен. Это позволяет вносить в систему несколько десятков документов ежедневно.
  2. Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск по всей информационной базе.
  3. Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, таких как Интернет и электронная почта. С их помощью можно оперативно обновлять информацию или работать с базой в режиме on-line.
  • объем информационного банка;
  • скорость поиска документов по базе;
  • оперативность поступления документов в базу;
  • юридическая обработка документов.
  • виду документа;
  • его регистрационному номеру;
  • названию органа, принявшего документ;
  • названию документа;
  • ключевым словам;
  • рубрикам;
  • дате принятия;
  • дате и номеру регистрации в Минюсте;
  • статусу документа;
  • словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Возможность использования логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

  • работать только с последними редакциями документов;
  • отбирать документы, полученные с очередным обновлением;
  • отбирать документы, поступившие в Информационный Банк пользователя за определенный промежуток времени.

3. Дополнительная литература
1. Чубукова С. Г. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): учеб. пособие /С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин; под ред. М. М. Рассолова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2010.
2. Программно-техническое обеспечение информационной деятельности ОВД: прикладной аспект: учебное пособие. – Волгоград:

Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют от специалистов юридических специальностей, студентов, бизнесменов и любых, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации лиц, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. Сейчас такими инструментами стали справочные правовые системы (далее – СПС). Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.

До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу – поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление о всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы – это актуальность правовой информации.

1 СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В РФ

В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.

Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определяет выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией: возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.

Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.

Но следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; во-вторых, при обращении к базе данных в режиме реального времени пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; в-третьих, СПС, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей.

Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся:

  1. объем информационного банка;
  2. формирования пользовательской базы;
  3. скорость поиска документов по базе;
  4. актуальность информации и оперативность поступления документов;
  5. степень аутентичности документов оригиналу;
  6. юридическая обработка документов;
  7. возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.

Стопроцентное соответствие оригиналу гарантировано получением документов непосредственно из разрабатывающих их государственных органов власти и специальной многоуровневой проверкой электронного текста. Чтобы обеспечить полную аутентичность электронных текстов, все документы проверяются несколькими корректорами, а затем еще и с помощью специальных программных средств. Такой порядок включения документов практически полностью исключает возможность появления ошибок ввода. В результате пользователь в электронном виде получает документ, идентичный официальному тексту. Здесь необходимо отметить, что во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Информация в базах данных СПС носит исключительно справочный характер и на нее нельзя ссылаться в суде. Поэтому в базах данных обычно есть ссылки на печатное издание.

За двенадцать лет работы была создана настоящая индустрия распространения правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют РИЦ, являющиеся самостоятельными компаниями.

Схема информационного обмена СПС позволяет пользователю формировать свой собственный информационный банк и держать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализируемого полного каталога Эталонного Информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих документов.

  1. высокой степенью сжатия информации;
  2. быстродействием;
  3. простотой и удобством работы с программной оболочкой.

Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок, к которым относятся:

Каждый раздел, в свою очередь, состоит из Информационных банков (ИБ), содержащих схожий тип правовой информации. Информационные банки системы постоянно пополняются новыми документами. Все вводимые документы проверяются по достоверному печатному источнику и проходят тройную проверку на идентичность электронной копии оригиналу. Для наиболее часто используемых (и изменяемых) документов: основных законов, документов МНС, писем Минфина и т.п. – создаются новые редакции. Новые редакции вводятся в ИБ как новый документ. В ИБ хранится документ, документы его изменяющие и дополняющие, а также все редакции этого документа. Все редакции документа хранятся таким образом, что при нахождении любого документа в сформированный список автоматически включаются и все его редакции.

Информационные банки различаются полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Это дает возможность при установке Консультант Плюс гибко подходить к выбору объема информации, заказывая необходимые именно вам информационные банки. Например, раздел Финансовые консультации содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки:

  • Финансист, включая Вопросы Ответы (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);
  • Корреспонденция Счетов (схемы отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);
  • Приложение Бухгалтерские Издания (материалы публикаций в бухгалтерской прессе).

Рассмотрим структуру Единого информационного массива:

Таким образом, информационные банки, содержащие схожий тип правовой информации, объединяются в Разделы, совокупность которых, в свою очередь, образует Единый Информационный Массив – совокупность разделов и Информационных банков, входящих в СПС Консультант Плюс.

  1. Виду документа;
  2. Регистрационному номеру документа;
  3. Названию органа, принявшего документ;
  4. Названию документа;
  5. Ключевым словам;
  6. Рубрикам;
  7. Дате принятия;
  8. Дате и номеру регистрации в Минюсте;
  9. Статусу документа;
  10. Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Использование логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

  • Работать только с последними редакциями документов;
  • Отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
  • Отбирать документы, поступившие в Информационный банк пользователя за определенный промежуток времени.

В системе так же содержатся информация о ставках налогов, сроках уплаты налогов, индексе инфляции и потребительских цен, календарь бухгалтера, данные по курсам валют и многое другое. Кроме того, в разделе справочной информации содержатся формы первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности, большинство официальных стандартных форм и бланков в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel (которые также доступны непосредственно из текстов нормативных актов), что обеспечивает пользователю удобство заполнения и дальнейшей работы с бланками документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая информация в этой СПС представлена в программной оболочке Консультант Плюс Технология 3000, которая не только открывает доступ к самым разным типам правовой информации, но и обеспечивает широкие поисковые и аналитические возможности.

Без компьютерных справочных правовых систем (СПС) сегодня уже невозможно представить себе работу с правовой информацией, и мало кто сможет обойтись в своей деятельности без опоры на действующую нормативную базу. Как правило, пользователи правовых систем не относятся к профессионалам IT-технологий, поэтому разработчики стараются сделать работу с системами простой и удобной.

КонсультантПлюс

Все системы КонсультантПлюс условно делятся на две большие группы.

Первая группа включает восемь систем по законодательству, в числе которых:

  • КонсультантПлюс:Эксперт (самый крупный банк действующих правовых актов РФ);
  • КонсультантПлюс:ВерсияПроф (универсальная правовая система);
  • КонсультантПлюс:НалогиБухучет (система с нормативными актами для бухгалтеров);
  • КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство (крупнейший банк правовых актов по законодательству 78 субъектов РФ) и КонсультантПлюс:РегиональныйВыпуск (системы по законодательству 78 регионов РФ);
  • КонсультантПлюс:МеждународноеПраво (документы, регламентирующие взаимоотношения России с зарубежными странами);
  • КонсультантПлюс:ДокументыСССР (система по законодательству советского периода).

Вторая группа состоит из систем поддержки принятия решений, которые позволяют верно применять действующее законодательство и точно ориентироваться в практических ситуациях. В эту группу входят специализированные системы для различных специалистов:

  • бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров (системы КонсультантБухгалтер:ВерсияПроф, КонсультантФинансист, КонсультантБухгалтер: ВопросыОтветы, КонсультантБухгалтер:КорреспонденцияСчетов, приложение БухгалтерскиеИздания);
  • юристов, адвокатов и руководителей (системы КонсультантСудебнаяПрактика, КонсультантАрбитраж:ОкружнойВыпуск);
  • юристов, экономистов, бухгалтеров, научных работников (система КонсультантПлюс:КомментарииЗаконодательства);
  • руководителей и менеджеров (ДеловыеБумаги);
  • специалистов фондового рынка и рынка ценных бумаг (ЦенныеБумаги);
  • сотрудников медицинских и фармацевтических фирм (КонсультантМедицинаФармацевтика).

Блок систем поддержки принятия решений состоит из четырех крупных тематических блоков: бухучет, налогообложение, финансы и кредит; судебная практика; медицина и фармацевтика; деловая документация. В частности, системы для бухгалтеров и аудиторов включают не только консультации и разъяснения ведущих специалистов по налогам и бухгалтерскому учету, но и схемы бухгалтерских проводок, статьи и материалы специализированной прессы по актуальным вопросам ведения учета, а также книги. Общее количество консультационных материалов в системе КонсультантФинансист превышает 50 тыс. В системы по судебной практике входят судебные акты высших судебных инстанций, документы по всем видам судопроизводства, а также информация Федеральных арбитражных судов (ФАС) всех десяти судебных округов РФ.

Каждый пользователь может сформировать собственный пакет систем с учетом специфики деятельности своей организации.

Создавая свое рабочее пространство, пользователь может быть уверен, что система запомнит все сделанные им настройки: размеры окон просмотра, путь, по которому сохраняются документы, и т.д. Учтены даже такие мелочи, как поддержка колеса прокрутки у разных типов мышей; добавлены настройка шрифта печати списка документов и пиктограмма вызова списка закладок в текущем документе.

Различные возможности предусмотрены и при работе с текстом документа. В верхней части окна с текстом документа расположена строка предупреждения, которая информирует о текущем состоянии документа (действующая/недействующая редакция). Расставленные в текстах документов ссылки позволяют переходить из текста основного документа к другому, упоминаемому в тексте. Возможен поиск по тексту документа: указав любое слово, словосочетание или символ, можно быстро попасть в нужный фрагмент текста. В текстах документов можно проставить закладки с выделением отдельных строк текста, а с помощью индивидуальных настроек — выбрать удобный цвет, размер и тип шрифта.

В системах КонсультантПлюс представлена полная ретроспектива редакций документов. Для всех измененных документов создаются новые редакции, и в тексте любой редакции документа рядом с каждым измененным фрагментом содержатся указания на все документы, на основе которых внесены изменения, а также ссылка на текст этого фрагмента в предыдущей редакции. Поэтому из любой редакции можно по ссылкам перейти к другой, а также получить полный список всех редакций. Такой подход позволяет не только иметь все исходные тексты документов, но и анализировать законодательство в его развитии и по состоянию на любой момент времени.

Документы из систем КонсультантПлюс можно экспортировать в редактор MS Word с помощью специальной кнопки на панели инструментов. Таблицы, которые содержатся в правовых документах системы, после экспорта в MS Word автоматически становятся редактируемыми, так что пользователь может изменять и сами таблицы, и информацию в них. Кроме того, различные системы КонсультантПлюс включают специально подготовленные формы документов в форматах MS Word и MS Excel, вследствие чего у пользователей есть возможность использовать эти бланки для дальнейшего редактирования и заполнения собственными данными. Это особенно актуально для различных форм бухгалтерской и налоговой отчетности.

При работе с системой КонсультантПлюс пользователь может видеть различные графические объекты, содержащиеся в правовых документах: образцы печатей и подписей, рисунки, схемы и др. Если документ содержит какой-либо графический объект, то в тексте появляется соответствующая ссылка, воспользовавшись которой, пользователь может просмотреть данный объект в любом установленном на его компьютере графическом редакторе.

Все пользователи систем КонсультантПлюс получают постоянную сервисную поддержку: 300 сервисных центров обеспечивают правовой информацией пользователей в 150 городах России.

Сервисная поддержка включает регулярное обновление информации в системах. По информации разработчиков, в программной технологии системы КонсультантПлюс заложен принцип так называемого кусочного пополнения новых документов в базу. Этот принцип позволяет обновлять информацию в системах пользователей путем добавления компактного информационного пакета, вместо того чтобы каждый раз целиком заменять базу данных. Поэтому технология КонсультантПлюс не требует для обновления информации пересборки всего информационного массива, а пользователь может актуализировать систему с любой периодичностью — хоть ежедневно.

ГАРАНТ

правочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. Распространение системы осуществляется через сеть партнеров, состоящую из 200 представительств в 120 городах России. Объем информационного банка системы ГАРАНТ составляет более 600 тыс. документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение — около 2 тыс. документов.

Информационные ресурсы системы ГАРАНТ представлены федеральным законодательством, законодательством 59 субъектов РФ, международным правом, судебной и арбитражной практикой, проектами законов, комментариями к законодательству, справочной и консультационной информацией для бухгалтера.

Пользователь может приобрести различные информационные блоки, которые объединяются в единый комплект.

Первая группа — готовые решения для специалистов с рекомендованным наполнением:

  • для руководителей и менеджеров (ГАРАНТ — Менеджер, ГАРАНТ — Директор, ГАРАНТ — Максимум и Гарант — Максимум. Вся Россия);
  • для юристов (ГАРАНТ — Юрисконсульт, ГАРАНТ — ЮрЭксперт, ГАРАНТ — Главный Юрист и ГАРАНТ — Максимум);
  • для бухгалтеров, аудиторов, финансистов (ГАРАНТ — Бухгалтер, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер Проф, ГАРАНТ — Главный Бухгалтер Эксперт, ГАРАНТ — Финансовый Директор, ГАРАНТ — Максимум).

Вторая группа — отраслевые решения:

Третья группа — универсальные комплекты, в рамках которых пользователь самостоятельно выбирает нужные ему информационные блоки.

В комплект систем ГАРАНТ можно включить любые выбранные пользователем правовые блоки, которые объединяются в единое информационное пространство со сквозной системой поиска.

После запуска системы на экране появляется основное меню, которое помогает пользователю определиться с дальнейшими действиями. С его помощью можно перейти ко всем основным разделам системы: искать документы, выбрав один из видов поиска; обратиться непосредственно к документам, выбрав нужный вид правовой информации; перейти к справочной информации в системе; получить обновление.

В системе ГАРАНТ имеются следующие виды поиска: по реквизитам (по типу документа, органу/источнику, дате принятия, номеру документа и др.), по ситуации, по источнику опубликования (по изданиям, где были опубликованы комментарии и консультации специалистов), по толковому словарю (здесь можно найти определение встретившегося в документе термина и его перевод на пять основных европейских языков); по классификатору, где документы подразделяются по отраслям законодательства.

Система позволяет накладывать дополнительные ограничения на контекстный поиск: можно потребовать, чтобы введенные пользователем слова располагались в искомом документе в пределах одного абзаца или одного предложения. При этом порядок следования слов роли не играет.

Документы снабжаются подробной справочной информацией: юридической справкой, списками респондентов (документов, на который идут ссылки из данного документа) и корреспондентов (документов, ссылающихся на данный). В справке к документу приводится его полное название, информация об опубликовании и внесенных изменениях. Списки респондентов и корреспондентов помогают проанализировать связь между изучаемым документом и остальным массивом законодательства. При этом в системе ГАРАНТ существует возможность строить такие списки не ко всему документу, а только к отдельной статье или к пункту. Это помогает точнее описать интересующую проблему и сузить круг поиска.

Ряд документов системы ГАРАНТ сопровождается встроенными электронными таблицами в формате MS Word и MS Excel. Чтобы открыть таблицу для сохранения, просмотра или редактирования, достаточно щелкнуть мышью по ссылке на эту таблицу. В зависимости от настроек системы либо запустится соответствующий редактор и таблица будет открыта, либо будет задан вопрос о дальнейших действиях.

Дополнительные средства для работы с документами в системе ГАРАНТ включают возможности формирования пользователем иерархической системы папок с тематическими подборками материалов, установки закладок по тексту документа, копирования списка документов и их текстов в файл, печати документов или фрагментов текстов, проведения контекстного поиска внутри документов. Тексты документов снабжаются гипертекстовыми ссылками, с помощью которых можно перейти от одного документа к другому.

Кодекс

Сразу после первого запуска системы можно увидеть перечень всех информационных разделов, установленных на компьютере пользователя. Эти разделы, в свою очередь, имеют подгруппы, сформированные по видам правовой информации.

Атрибутный поиск применяется, если известны атрибуты документа (название, вид документа, дата принятия и т.д.). При вводе поисковых слов автоматически подключается словарь словоформ и система дает предупреждение о так называемых шумовых словах (то есть о часто встречающихся неинформативных словах: предлогах, местоимениях, частицах и т.д.), по которым не будет производиться поиск.

Полученный список документов можно отсортировать по одному или нескольким показателям (например, по дате принятия) или отфильтровать с помощью задания дополнительных условий поиска. Если список документов скопировать в буфер временного хранения, то в дальнейшем можно выполнять логические операции по объединению и пересечению списков. Результаты работы со списками можно сохранить в пользовательских папках, которые представляют собой структуру, аналогичную структуре обычных папок в проводнике Windows. Кроме того, списки или тексты документов можно одним нажатием кнопки на панели инструментов переместить в MS Word и далее работать с ними, используя все возможности текстового редактора.

Дополнительные возможности по работе со списком найденных документов включают сортировку и фильтрацию списков, выполнение логических операций объединения и пересечения списков, создание папок для хранения документов, установку в документах закладок и др.

При работе с текстом документа пользователь имеет возможность просмотреть не только сам текст, но и приложения к нему (статус, оглавление для сложных, структурированных документов, примечания к документу), используя ярлычки-закладки в нижней части окна. Можно осуществлять переход по ссылкам, организовать поиск подстроки в тексте, устанавливать закладки, распечатывать выделенный фрагмент текста или сохранять его в файл.

Выводы

Читайте также: