Борьба с социальным злом преступностью правонарушениями как способ утверждения добра

Обновлено: 16.06.2024

Лекция 2. Общая характеристика принципов общественной морали. Принцип гуманизма. Возрастание меры гуманности общественных отношений как проявление социально-нравственного прогресса в истории. Личность как основная ценность. Приоритет защиты личности в уголовном законодательстве. Гуманистическое содержание правоохранительной деятельности и ее выражение в профилактике, целях, средствах, методах борьбы с правонарушениями и преступностью. Основные направления процесса гуманизации правоохранительной системы. Справедливость и законность. Законность как социально-нравственное явление и принцип общественной морали. Принцип справедливости и законности в правоохранительной деятельности как правовая и нравственная норма.

Лекция 3. Категории профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов.Обобщенное отражение нравственного содержания их служебной деятельности, основа оценки нравственной ориентации служебных действий. Профессионально-нравственное сознание как элемент профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. Добро и зло. Мораль как выбор добра и отвержение зла. Борьба с социальным злом (преступностью, правонарушениями) как способ утверждения добра. Справедливость моральная и справедливость правовая. Справедливость как нравственный смысл норм и принципов права. Единство справедливости и юридической истины. Совесть как внутренний регулятор нравственного отношения сотрудников правоохранительных органов к людям.

Лекция 5. Мораль и право. Необходимость социального регулирования - главный источник возникновения и формирования морали и права. Общее и особенное в морали и праве. Оценочный характер морали и права. Критерии моральной и правовой оценки.

Специфика профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов как результат преломления общих нравственных принципов и норм в профессиональной морали сотрудников пенитенциарной системы, милиции. Нравственная ценность труда в правоохранительных органах. Структура профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов. Мораль как регулятор отношений, формирующихся в процессе профессиональной деятельности. Основные принципы профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов. Нравственные основы права. Значение моральной санкции для принятия и закрепления норм права. Мораль как ценностный критерий права. Нравственное содержание принципиальных положений основных подразделений права. Законность, общественный порядок и сознательная дисциплина - неотъемлемые черты правового государства. Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка. Уважение к закону - необходимое свойство нравственно развитой личности. Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка. Моральные аспекты правоохранительной деятельности. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе. Обеспечение прав и свобод личности как юридическая и моральная обязанность работников правоохранительных органов.

Лекция 6. Соотношение моральных, правовых и организационно-технических норм в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Основные нравственные требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной системы: идейная убежденность, личная дисциплинированность, законность, постоянное совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и др. Значение профессиональной этики в повышении результативности служебной деятельности. Профессиональная этика как этика долга. Источники морального и служебного долженствования в сфере деятельности правоохранительных органов. Требования, предъявляемые к личности судьи и его профессиональная этика. Профессиональная адвокатская и нотариальная этика




Лекция 7. Нормативные основы профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов.Основные международные соглашения и регламентации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и нравственно-правовые требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах об основных правах личности и моральных требованиях, предъявляемых к должностным лицам в их обращении с гражданами. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания об основных правилах гуманного отношения к лицам, содержащимся под стражей.

Лекция 8. Моральный выбор и риск профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Сущность и содержание морального выбора. Субъекты морального выбора. Особенности морального выбора в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной системы. Проблема свободы, необходимости и ответственности в моральном выборе сотрудников правоохранительной органов при выполнении оперативно-служебных задач. Нравственно-правовая регламентация морального выбора в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Нравственные основы и взаимосвязь целей, средств и результата деятельности сотрудников правоохранительных органов. Выбор средств и проблема “меньшего зла”. Нравственное оправдание служебных действий правоохранительных органов. Возможности и пределы прав и обязанностей сотрудников правоохранительной системы. Профессиональный риск с точки зрения морали, его нравственное содержание. Риск как средство решения противоречий. Возможности нравственных границ риска.

Лекция 9. Социально-правовые противоречия и нравственные конфликты.Понятие морального конфликта. Классификация экстремальных, конфликтных ситуаций. Сотрудники правоохранительных органов в ситуации нравственного конфликта. Возможности и пределы прав и обязанностей сотрудников правоохранительной системы. Этические основы применения правоохранительными органами физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Этические формы разрешения нравственных конфликтов.

Лекция 10. Понятие профессионально-нравственной деформации. Структура профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов: деформация морального сознания, деформация служебных отношений, деформация профессиональной деятельности. Специфика нравственных проблем деятельности сотрудников и пути их решения. Микросреда и профессионально-нравственная деформация. Негативный авторитет и профессионально-нравственная деформация. Профессионально-нравственная деформация как отступление от норм и требований профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов. Проблема профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов. Причины возникновения профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов. Основные признаки профессионально-нравственной деформации. Факторы, влияющие на устойчивость к профессионально-нравственной деформации. Основные направления профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов.

Лекция 12. Служебный и внеслужебный этикет сотрудников правоохранительных органов.Сущность и содержание этикета. История возникновения этикета. Речевой, неречевой этикет. Правила этикета как выражение признания достоинства человека, уважение к общественным требованиям приличия. Основные принципы и формы этикета. Право и обязанность быть корректным - мировой стандарт этики. Ритуалы и церемонии в системе служебного этикета. Основные нормы служебного этикета сотрудников правоохранительных органов: вежливость, корректность, скромность, точность, внешний вид, культура речи. Требования этикета к тону, интонации. Манипуляции в управлении, основные причины и типы. Единство вежливости и уставных требований. Этикет и служебная дисциплина. Этикет приема граждан сотрудниками правоохранительных органов. Служебный этикет и культура поведения при исполнении служебных обязанностей на улице и в общественных местах. Служебный этикет и культура поведения при посещении квартир и учреждений. Служебный этикет и конфликтные ситуации в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Лекция 13. Этика профессиональных отношений в коллективе.Этикет и культура взаимоотношений начальника и подчиненного. Этика и культура поведения руководителя. Управленческое общение. Этические аспекты работы в коллективе. Принципы деловой этики. Заповеди делового человека. Основополагающие принципы управленческого общения: обоюдное взаимопонимание руководителей и подчиненных; принятие распоряжений, проявляющееся в согласии их выполнить; налаженность взаимоотношений. Основы поведения персонала и роль руководителя в формировании культуры управления. Проявление личностных качеств, их влияние на эффективность функционирования организации. Приемы влияния на поведение работников. Понятие управленческого общения. Этика руководителя. Этика делового общения “сверху-вниз”. Общечеловеческие этические принципы общения: альтруизм, толерантность, равенство-неравенство, свобода-несвобода, обязательность договора, человеческая ценность, отождествление себя с другим. Способы искусственного повышения статуса. Этические аспекты работы в коллективе. Этика служебных взаимоотношений. Психология коллективных взаимоотношений. Социально-психологический климат в коллективе, его формирование и коррекция. Стимулирование активности работников. Этика проведения коллективных мероприятий.

Лекция 14. Речевой этикет и культура речи юриста.Устная деловая коммуникация. Сферы и ситуации официально-делового общения. Особенности устной формы официально- делового стиля. Этапы создания, жанры и композиционно-языковые особенности устного делового текста. Речевые средства убеждения собеседника. Речевой этикет делового общения.

Соблюдение норм как признак речевой культуры юриста. Коммуникативная целесообразность нормы. Признаки нормы: системность, стабильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Критерии литературной нормы. Норма и речевой вкус. Жанры устного делового общения: деловая беседа, деловое совещание/собрание. Правила подготовки и проведения деловых бесед. Типы собеседников и модели беседы. Приемы и средства формирования поведения партнера в беседе. Классификация вопросов. Культура дискуссии: аргументация.

Деловые совещания. Подготовка делового совещания. Проведение совещания. Контроль исполнения решений совещаний.

Читайте также: