Что такое разъяснить права

Обновлено: 18.05.2024

В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное.

1. Официальное толкованиедается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Иными словами, это официальная директива, как правильно понимать конкретную норму.

Официальное толкование, в свою очередь,- подразделяется на нормативное и казуальное.

Нормативным толкованиемназывается официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается.

Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать самостоятельные правовые нормы. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д.

Нормативному толкованию подвергаются акты, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении в силу обнаружившихся затруднений, неправильной или противоречивой практики их применения или в силу иных причин. Подобные разъяснения обычно связаны с анализом значительного числа дел соответствующей категории. Любой орган, имеющий право на нормативное толкование, не ограничен в

пределах своей компетенции ни в поводах, ни в основаниях разъяснения норм права.

Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значе
ния в отрыве от толкуемого акта и полностью разделяют его
судьбу: его отмена или изменение должно, как правило, приво-i
дить к отмене или соответствующему изменению нормативного*
разъяснения. !

В ряде случаев нормативный акт, который на практике вызьИ вает неясности или противоречиво применяется, официально разъясняет путем нормативного толкования сам орган, издавший этот акт (аутентическое толкование).Так, в Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой, Президентом и другими правотворческими органами. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, что и разъясняемый акт.

Официальное нормативное толкование может даваться в форме инструкций, разъяснений также особыми органами в силу предоставленных им специальных постоянных либо разовых полномочий (легальное толкование).Оно должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.

В соответствии с Законом о Конституционном Суде Российской Федерации он уполномочен давать официальные разъяснения Конституции Российской Федерации.

Для судебной деятельности особенно важны разъяснения Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения (в Российской "Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.

Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности.

Формы разъяснений, уточняющих и объясняющих положения закона, в актах Верховного суда весьма разнообразны. В них четко определяются сфера действия той или иной нормы, условия, при которых она должна применяться, круг лиц, на которых она распространяет свое действие, конкретизируются границы применимости норм, близких по содержанию, решаются спорные и неясные вопросы о подведомственности и подсудности. Значительное внимание в таких постановлениях уделяется детальному определению термина или смыслового выражения, употребленного в законе, случаям распространительного и ограничительного толкования и т.д. Суды обычно ссылаются в своих решениях на отдельные пункты нормативных постановлений Верховного суда. Однако, учитывая строго подчиненный и вспомогательный относительно закона характер таких разъяснений, делать подобные ссылки следует лишь в качестве дополнения к закону.




Большое значение имеют также разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по вопросам разрешения хозяйственных споров.

Казуальным толкованиемназывается официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Цель такого толкования – правильное решение дела. Казуальное толкование имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются неправильными, не соответствующими закону).

Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование),так и в процессе применения права другими органами (административное толкование).Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Однако оно немаловажно для улучшения работы судов, для унификации судебной практики. Большое значение в связи с этим имеют судебные решения, которые публикуются в специальной периодической печати.

Особенность административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержит указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание

может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решении контрольных органов, специальных инспекций и др.

2. Неофициальное толкованиеосуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов. Этот вид толкования не носит обязательного характера, его рекомендации не влекут за собой формально-юридических последствий.

Среди видов неофициального толкования можно выделить так называемое обыденноетолкование, даваемое гражданами в быту, повседневной жизни, а также профессиональное (компетентное),например разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и т.д.

Одну из разновидностей неофициального толкования, имеющую большое значение для правильного понимания закона, составляют материалы обсуждения и принятия законопроектов(докладная записка, доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы и т.д.). Необходимо также ознакомление с различного рода комментариями к статьям и разделам нормативных правовых актов, помещаемыми в сборниках и справочниках по законодательству.

Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является так называемое доктринальное толкование,осуществляемое наукой права (специальными научно-исследовательскими учреждениями, учеными или их группами) в статьях, монографиях, комментариях и т.д. Его сила не в формальной обязательности, а в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Будучи тесно связано с практикой, оно призвано улучшать качество применения закона, укреплять законность.


Последняя часть шестая ст. 47 УПК РФ посвящена порядку разъяснения обвиняемому прав при его допросе. Здесь отмечается, что при первом допросе обвиняемого следователь (дознаватель и др.) разъясняет ему права, предусмотренные ст. 47 УПК РФ. При последующих допросах обвиняемому повторно разъясняются его права, предусмотренные п. п. 3, 4, 7 и 8 ч. 4 ст. 47 УПК РФ, если допрос проводится без участия защитника.

Под первым допросом обвиняемого понимается осуществляемый немедленно после предъявления первого обвинения допрос рассматриваемого участника уголовного процесса. Причем первое предъявление обвинения — это оглашение первый раз вынесенного в отношении данного конкретного лица по расследуемому уголовному делу постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.

В последующем обвинение обвиняемому может перепредъявляться. После предъявления нового обвинения он вновь будет впервые допрашиваться по новому обвинению. Между тем, несмотря на то, что обвиняемый допрашивается впервые по новому обвинению, по данному уголовному делу его уже допрашивали в качестве обвиняемого. Значит, на него не распространяется требование первого предложения ч. 6 ст. 47 УПК РФ. Ему повторно разъясняются права обвиняемого, предусмотренные п. п. 3, 4, 7 и 8 ч. 4 ст. 47 УПК РФ, да и то только в том случае, если допрос проводится без участия защитника.

Законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться разъяснение обвиняемому его прав. В этой связи любую форму разъяснения — как письменную, так и устную — следует считать правомерной. Единственное условие, которое касается данного вида разъяснения и которое вытекает из ч. 6 ст. 47 УПК РФ, а также из ч. 4 ст. 166 УПК РФ, — это необходимость фиксации факта осуществления искомого вида разъяснения в протоколе допроса обвиняемого.

Буквальное толкование ч. 6 ст. 47 УПК РФ нацеливает правоприменителя на разъяснение обвиняемому лишь прав, предусмотренных ст. 47 УПК РФ. Однако, исходя из требований ч. 1 ст. 11 УПК РФ, следователь (дознаватель и др.) обязан разъяснить обвиняемому все его права (процессуальные права). Поэтому нами рекомендуется после предъявления обвинения перед началом первого допроса разъяснять обвиняемому все вышеизложенные права обвиняемого. Причем неразъяснение обвиняемому перед допросом не указанных в ст. 47 УПК РФ его прав участника следственного действия (участника допроса) вполне может быть расценено как нарушение не только ч. 1 ст. 11 УПК РФ, но и ч. 5 ст. 164, ч. 10 ст. 166, ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 189 УПК РФ. Все это вместе может служить основанием заявления ходатайства о признании протокола допроса обвиняемого недопустимым доказательством.

Отсутствие же в материалах уголовного дела данных о разъяснении обвиняемому его прав, предусмотренных ст. 47 УПК РФ, влечет отмену приговора.

Первый допрос обвиняемого в уголовном деле может состояться лишь один раз. И на данное обстоятельство не влияет присоединение к уголовному делу новых уголовных дел, перепредъявление обвинения, вынесение постановлений о прекращении уголовного дела в части и др. Все последующие допросы обвиняемого не могут считаться первыми, а это означает, что на них распространяются правила второго предложения ч. 6 ст. 47 УПК РФ.

Факт повторного разъяснения осуществляется в каждом случае нового допроса обвиняемого, если допрос проводится без участия его защитника. Однако новый допрос обвиняемого не следует путать с продолжением допроса обвиняемого после перерыва. Если допрос в отсутствии защитника продолжается, а не начинается новый допрос, в разъяснении обвиняемому повторно предусмотренных п. п. 3, 4, 7 и 8 ч. 4 ст. 47 УПК РФ прав нет необходимости.

Можно предположить ситуацию, когда в начале допроса защитник был, а после (например, в связи с отказом обвиняемого от защитника) перерыва отсутствовал. Как только защитника не стало, обвиняемому должны быть разъяснены его права, предусмотренные п. п. 3, 4, 7 и 8 ч. 4 ст. 47 УПК РФ.

Пунктами 3, 4, 7 и 8 ч. 4 ст. 47 УПК РФ предусмотрены следующие права обвиняемого:

1) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению и (или) отказаться от дачи показаний;

2) представлять доказательства;

3) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

4) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно, в случаях, предусмотренных УПК РФ.

Если в допросе не принимает участия защитник вышеуказанные права обязательно должны быть разъяснены обвиняемому. Но данное требование ни в коей мере не лишает обвиняемого возможности заявить ходатайство о разъяснении и иных принадлежащих ему прав. Данное ходатайство при наличии к тому фактических оснований должно быть удовлетворено. В этом случае обвиняемому будут разъяснены и иные его права.

Факт разъяснения указанных прав также обязательно отражается в протоколе допроса обвиняемого и удостоверяется его подписью.

В ч. 6 ст. 47 УПК РФ речь идет о допросе. Тем не менее рекомендуется правила второго предложения этой части распространять и на очную ставку (проверку показаний обвиняемого на месте), где одним из участников является обвиняемый, а защитник в таковой участия не принимает.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Во время вынесения судебного решения может появиться необходимость в его разъяснении. Данным правом могут воспользоваться истцы, ответчики, лица, участвующие в деле и судебные приставы, занятые в исполнительном производстве.

Заявление подается, если не понятен порядок, в котором будет исполняться судебное решение либо имеются нечеткие формулировки. Рассмотрим подробнее в нашей статье, как получить данное разъяснение.

Право на разъяснение решения

Право на получение разъяснений по вынесенному решению закреплено в ст. 202 ГК РФ и Постановлении Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 О судебном решении. Последний документ говорит о невозможности внесения изменений в решение суда, в том числе частичных.

Получив ваше заявление, суд должен его принять и разъяснить свое решение в более развернутой и понятной форме.

Новый документ оформляется по форме официального определения суда и является самостоятельным документом. Разъяснение подшивается к материалам дела и выступает в роли основной части решения судебного органа.

Суд вправе и отказать заявителю по следующим причинам:

  • разъяснения уже приведены;
  • срок исполнения судебного решения в принудительном порядке закончился.

В других обстоятельствах, исполнительный орган обязан идти навстречу гражданам и предоставлять разъяснения по их заявлению.

Право на разъяснение решения

Заявление

Просьба разъяснить судебное решение предоставляется по определенной форме:

  • заявление пишется от руки;
  • составляется на имя судебного органа, занимающегося рассмотрением дела;
  • подается до того, как решение получит юридическую силу.

В заявлении должны содержаться следующие сведения:

  • дата принятия судебного решения;
  • дата вступления решения в силу;
  • в чем конкретно постановление суда допускает неточность и неясность, препятствующих его исполнению.

При возникновении спорных ситуаций с должностными лицами по поводу судебного исполнения документы об отказе следует предоставить вместе с заявлением.

Подача заявления

Данный документ передается лично судье, в канцелярию, либо направляется заказным письмом с уведомлением о доставке.

По факту его принятия, судьей назначается заседание, на которое стороны должны явиться в назначенное время и место. Лица, участвовавшие в деле, могут предоставить свои возражения относительно необходимости предоставления разъяснений.

При подаче заявления о разъяснении решения суда внесение госпошлины не предусматривается.

Если стороны не явились на заседание, вопрос все равно будет рассмотрен. После принятия решения, судья разъясняет постановление по делу, либо отказывает в просьбе заявителя. Решение об отказе может быть обжаловано в апелляционной инстанции.

Сроки разъяснения решения суда по гражданскому делу

Закон не устанавливает в данном случае конкретный срок. По аналогии с гражданским законодательством, он составляет 1 месяц.

В это период должны быть:

  • извещены все лица, имеющие отношение к делу;
  • организовано заседание, в котором будет предоставлено решение об удовлетворении просьбы, либо вынесен отказ заявителю;
  • дано разъяснение решения суда.

Судебная практика

В практике имеется большое количество случаев, когда требовалось разъяснять вынесенные решения суда. Такая необходимость возникает, когда участникам дела не понятны представленные в решение формулировки.

Таким образом, причины, по которым существует институт разъяснения судебных постановлений, вполне ясны. В его пользу говорит практика, в которой принято множество определений, разъясняющих судебные решения. Это помогает гражданам и организациям понять, как в точности будет исполняться решение.

Комментарии

через какой срок вступает в силу решение суда по гражданскому делу? решение суда от 9 декабря 2015

Решения по гражданским делам вступают в силу по истечении одного месяца после принятия решения в окончательной форме.

Отсчет срока необходимо вести с дня, следующего за днем вынесения решения в окончательной форме, в вашей ситуации это 10 декабря 2015 года, соответственно, месячный срок истекает 10 января 2016 года. Так как этот день является выходным, он переносится на 11 января — это последний день для подачи жалобы на решение. Соответственно, вступает в силу решение с 12 января 2016 года.

Добрый день! В Верховном суде (суд второй инстанции) по гражданскому делу было отказано в жалобе ответчику. Решение суда первой инстанции оставлено без изменений. Когда можно будет получить исполнительный лист и обратиться к приставам? Спасибо.

Елена, добрый вечер! Решение первой инстанции вступило в силу с момента вынесения судебного акта второй инстанцией, можно обращаться на выдачей исполнительного листа после возвращения дела в суд первой инстанции.

Сразу, только дело нужно дождаться от ВС РФ, чтобы выписать лист!

Добрый день! Разъясните мне как такое может произойти : суд состоялся 22.08 при отсутствии ответчика, который написал заранее , что не может присутствовать в суде по болезни и представит суду доказательства на следующем заседании. Суд принимает заочное решение удовлетворить иск. 30 .08 мы пишем заявление о отмене заочного решения , прикладывая все необходимые доказательства ( больничный лист) Почти месяц ждем , чтоб на руки выдали заочное решение суда. На сайте портала судов висит именно заочное решения. И вдруг 25.09 появляется изменение, что 28.08 суд принял мотивированное решение о удовлетворении иска. Значит наше заявление об отмене уже не нужно или как такое суд принимает сам собой? Ни заседания , ни каких либо писем не было.

Вам может быть интересно

Быстро вернуть проблемный долг поможет упрощенная процедура. Иск рассматривается судьей без участия ответчика и истца, в течение 5 дней выпускается судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа. Причиной появления такого документа является заявление истца о взыскании денежных средств или имущества должника на основании: Приказное производство является упрощенной процедурой по сравнению с обычным.

Индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы нередко объединяются в СРО — саморегулируемые организации. Это позволяет бизнесменам утвердить свое положение на рынке и повысить доверие к себе со стороны потенциальных контрагентов. В ряде отраслей членство в таких объединениях — обязательное условие. Например, в строительной отрасли. Перед вступлением следует определиться, необходимо ли это в вашем.

Под государственной пошлиной понимается денежный сбор, который обязаны уплатить лица, обращающиеся в государственные органы за той или иной услугой. Он может быть оплачен только в денежной форме. На практике в подавляющем большинстве случаев госпошлина вносится безналичным способом путем перечисления денег по определенным реквизитам. Пошлина оплачивается до обращения за какой-либо услугой, и в подтверждение.

Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа. Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает. Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные.

Переуступка права требования — юридическое понятие, подразумевающее передачу полномочий кредитора или должника третьему лицу. Важно правильно составить договор цессии, чтобы не потерпеть финансовый крах и не нарушить закон. Она предполагает передачу прав кредитора или/и должника третьему лицу. В большинстве случаев цессию оформляют на договорной основе.В мировой юридической практике уже давно используют.

- деятельность определенных органов и лиц с целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы права во всех случаях, на. которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит Р.н.п., выделяются два основных его вида: официальное и неофициальное. Официальное Р.н.п. дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Разъяснение в свою очередь подразделяется на нормативное и казуальное. Нормативным Р.н.п. называется официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается. Нормативное Р.н.п. не содержит самостоятельных правовых норм. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д. Подобные разъяснения обычно связаны с анализом значительного числа дел соответствующей категории. Нормативные Р.н.п. не имеют значения в отрыве от толкуемого акта и полностью разделяют его судьбу: его отмена или изменение должно, как правило, приводить к отмене или соответствующему изменению нормативного разъяснения. В ряде случаев нормативный акт, который на практике вызывает неясности или противоречиво применяется, официально разъясняет путем нормативного толкования сам орган, принявший этот акт (аутентичное толкование). Так, в РФ подобные разъяснения могут даваться ГД, Президентом РФ и другими правотворческими органами. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, что и разъясняемый акт. Официальное Р.н.п. может даваться особыми органами в рамках постоянных или разовых полномочий. В соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" КС уполномочен давать официальные разъяснения положений Конституции РФ. Для судебной деятельности особенно важны разъяснения ВС РФ и ВАС по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения, будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел и являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые участвуют в судебной деятельности. Значительное внимание в них уделяется детальному определению термина или смыслового выражения, употребленного в законе, случаям распространительного и ограничительного толкования и т.д. Суды обычно ссылаются в своих решениях на отдельные пункты нормативных постановлений ВС РФ и ВАС. Однако делать подобные ссылки следует лишь в качестве дополнения к закону. Казуальным Р.н.п. называется официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Казуальное Р.н.п. имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему не соответствуют закону). Казуальное Р.н.п. осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Особенно большое значение имеют судебные акты, которые публикуются в специальной периодической печати. Неофициальное Р.н.п. осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов. Его сила заключается в убедительности и авторитетности этих лиц и организаций. Одна из разновидностей неофициального Р.н.п. - материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладная записка, доклады и прения по обсуждаемым законопроектам, протоколы и т.д.). Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является так называемое доктринальное Р.н.п., осуществляемое наукой права (юридическими научно-исследовательскими учреждениями, учеными или их коллективами) в статьях, монографиях, научных комментариях и т.д.

Смотреть значение Разъяснение Норм Права в других словарях

Разъяснение — разъяснения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. разъяснить-разъяснять. Комиссия занимается разъяснением этого дела. 2. Речь или документ, разъясняющие что-н. (офиц.). Официальное разъяснение.
Толковый словарь Ушакова

Права Мн. — 1. Документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение транспортного средства.
Толковый словарь Ефремовой

Разъяснение Ср. — 1. Процесс действия по знач. глаг.: разъяснить, разъяснять. 2. Изложение, вносящее ясность во что-л., разъясняющее что-л.
Толковый словарь Ефремовой

Гражданские Права И Свободы — основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, экономической. Социальной и культурной жизни.
Политический словарь

Знак Охраны Авторского Права — – помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы “С” в окружности; имени (наименования) обладателя исключительный авторских.
Политический словарь

Информационные Права Граждан — – совокупность прав граждан в области поиска, получения и распространения любой информации, не противоречащей Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции.
Политический словарь

Права И Свободы Человека — - совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности.
Политический словарь

Права Женщин — — выделяемые идеологией феминизма в отдельную категорию права и свободы человека, гарантированные Всеобщей декларацией прав человека ООН и конституцией. Декларируется.
Политический словарь

Права Животных — — эфемерные права, выделяемые некоторыми людьми в целях заполнения в своей жизни некоторой пустоты, что является своего рода эскапизмом — уходом от реальности и её.
Политический словарь

Права И Обязанности — - рефлективные понятия для обозначения норм и долженствований, регулирующих стандарты социального и индивидуального поведения, взаимозависимости свобод и ответственности.
Политический словарь

Права Политических Меньшинств — - совокупность прав меньшинств, которые в силу своих этнических, религиозных, идейно-политических, сексуально-поведенческих и т.д. признаков отличны от основной массы.
Политический словарь

Права Человека — — права, прописанные во Всеобщей декларации прав человека ООН. Декларируется, что такие права являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических.
Политический словарь

Абсолютные Права — субъективные
права, носителям которых противостоит определенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая АБСОЛЮТНЫМ ПРАВАМ, всегда состоит в воздержании.
Экономический словарь

Абсолютные Права Собственности — - это те
права, которые определены безотносительно соглашений между отдельными экономическими агентами.
Экономический словарь

Акт Отказа От Права — QUIT-CLAIM DEEDТип
документа, по к-рому одно
лицо передает другому какие-либо или все правовые
титулы и
интересы, к-рые передающее лицо имеет в описываемом имуществе.
Экономический словарь

Акт Передачи Права — DEED OF ASSIGNMENTПисьменный документ, назначающий ПРАВОПРЕЕМНИКА (как правило, трастовую компанию) для ведения дел неплатежеспособного предприятия и определяющий полномочия.
Экономический словарь

Аналогия Права — права и обязанности договаривающихся сторон, основанные на общих принципах гражданского законодательства и критериев справедливости и порядочности.
Экономический словарь

Антропологическая Школа Права — - одно из направлений в науке уголовного
права, возникла в 70-х гг XIX в. в Италии. Основоположником А.ш. является итальянский
врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909.
Экономический словарь

Ассоциация Международного Права — - международная неправительственная
научная организация, созданная и Брюсселе в 1873 г А м п. имеет консультативный
статус при ЖОСОС, ЮНЕСКО, ИМО,
ЮНКТАД. Согласно.
Экономический словарь

Ассоциация Страхового Права — общественная организация в РФ, занимающаяся объединением усилий юристов в области страхового права, а также страховщиков по применению действующего законодательства.
Экономический словарь

Без Всего, Исключая Все Права — Продажа ценных бумаг без дивидендов, прав, гарантий и любых иных привилегий, связанных с этими ценными бумагами.
Экономический словарь

Без Отказа От Права — NONWAIVERУсловие о том, что неудачная попытка использовать вытекающее из контракта право не будет считаться окончательным отказом от права
Экономический словарь

Без Права — условие покупки акций без предоставления покупателю права первоочередного приобретения акций новых выпусков.
Экономический словарь

Без Права На Дивиденд — EX-DIVIDENDБез
права получения
дивиденда. По пятидневной схеме поставки (за
исключением случаев, когда биржей установлено иное)
акции продаются без дивиденда.
Экономический словарь

Без Права На Дивиденды — Буквально означает "без дивиденда". Покупатель акций, обозначенных как бездивидендные, не имеет права на получение объявленных дивидендов.
Экономический словарь

Без Права На Купон — EX-COUPONБез права на получение следующего купона. Из облигаций, продаваемых `без права на купон`, очередной купон уже изъят
Экономический словарь

Без Права На Процент — EX-INTERESTБез выплаты процента. Это значит, что купон на получение следующей выплаты процента изъят. Данный термин особенно часто используется по отношению к именным облигациям
Экономический словарь

Без Права Оборота — без
права обращения
требования к предыдущему владельцу данного финансового
инструмента в случае
отказа нынешнего владельца платить.
Экономический словарь

Без Права Подписки — обозначение акций на фондовом рынке, из цены которых исключена сумма, уплачиваемая за право подписки, иными словами, владелец акций не обладает правом участия в подписке.
Экономический словарь

Ну вот, опять двадцать пять , - подумают некоторые весьма начитанные автолюбители, и не ошибутся.

Речь пойдет о статье 25.1. КоАП РФ, где в скупом виде перечислены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в данном случае - водителя транспортного средства, остановленного инспектором ДПС).

А дальше, как в том анекдоте, - ". думай, Вася, думай".

Обратите внимание – РАЗЪЯСНЯЮТСЯ, а не перечисляются, как это происходит на практике.

Разъяснение - это более широкое понятие, в частности:

а) Право пользоваться юридической помощью защитника . Инспектор должен разъяснить положения ст. 25.5. КоАП РФ, о том:

- кто и с какого момента может быть допущен в качестве защитника;

- с какого момента водитель получает такое право, т.е. что считать возбуждением дела об административном правонарушении;

- какие права будет иметь защитник, если он будет допущен к участию в деле.

б) Право знакомиться со всеми материалами дела . Инспектор должен разъяснить:

- что содержит это понятие, т.е., включается ли в перечень материалов дела рапорт инспектора, схема правонарушения, фотографии и/или видео с соответствующих носителей, в каком случае и в каком качестве;

- с какого момента любой документ становится частью материалов дела;

- с какого момента, когда, где и каким образом можно будет ознакомиться с такими материалами, в т.ч. на месте составления протокола;

- когда, где и каким образом можно будет получить копии материалов дела и кто их должен изготавливать (копировать и пр.) и удостоверять;

в) Право давать объяснения . Инспектор должен разъяснить и положения ст.26.3. КоАП РФ, в частности:

- с какого момента лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе давать свои объяснения, в какой форме (письменной или устной);

- кто, каким образом и где (в каком документе) должен фиксировать (записывать) такие объяснения;

- ограничивается ли, текстовый или временной объем объяснений;

- какое правовое значение по делу могут иметь такие объяснения;

- может ли водитель давать свои объяснения инспектору в отсутствие защитника, или имеет право предварительно проконсультироваться с таковым;

г) Право представлять доказательств а. Инспектор должен дополнительно разъяснить положения ст. 26.2.Кодекса о доказательствах, в частности:

- что считать доказательством;

- как доказательства устанавливаются, и что к ним относится;

- когда и в какой момент административного производства водитель такое право получает, и как может его реализовать;

д) Право заявлять ходатайства и отводы . Инспектор должен разъяснить и положения статей 24.4., 25.13. КоАП РФ, в частности:

- в какой форме (письменно, устной), в какой момент, и кому могут быть заявлены ходатайства и отводы;

- могут ли они быть заявлены инспектору непосредственно на месте совершения действий по составлению материалов об административном правонарушении;

- какие основания для отвода.

Вот примерный перечень того, что должен РАЗЪЯСНИТЬ инспектор ДПС водителю транспортного средства, которое он остановил для составления протокола и совершения иных административных процедур в отношении водителя.

Часто ли кто из водителей встречался с таким инспектором? Уверен, что для подсчета похожих случаев пальцев и одной руки будет много.

Представляется, что если водители начнут обременять инспекторов ДПС соответствующими вопросами, к тому же излагать их в письменном виде (вопросы можно заранее изготовить дома и возить с собой - на всякий случай), это поможет в большей степени защитить свои права на дороге, и понудит инспекторов ДПС повышать юридическую грамотность, или. не связываться с дотошными водителями.

Хочу заметить, что жизнь строже, чем юридические теории и советы, поэтому в общении с инспектором ДПС нужно быть реалистом, руководствоваться ситуацией, внешними обстоятельствами, своим и чужим опытом, быть вежливым и корректным, действовать строго в рамках закона.

Читайте также: