Вместо какого органа учредили сенат
Обновлено: 17.05.2024
B Москве была учреждена особая сенатская контора для решения маловажных дел.
Далее при Сенате была создана должность рекетмейстера (в 1720 г.), основной обязанностью которого был прием жалоб на коллегии и доклад по ним Сенату. Жалобы могли подаваться: 1) на медленность решения вопросов (волокиту); 2) на неправильность решения. Кроме того, рекетмейстер должен был принимать меры против медленного движения дел в коллегиях.
B 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, ведавшего списками дворянства и наблюдавшего за его службой.
При Сенате состояли комиссары от губерний (по два от каждой' губернии), которые были учреждены для сношений с губернскими властями.
Сенат имел канцелярию, во главе которой находился обер-секретарь.
Большое внимание Петр уделял установлению в Сенате новых принципов делопроизводства. Дела должны были решаться не канцелярией, а только сенаторами (так называемым присутствием Сената). Сперва существовало правило, что дела должны были решаться единогласно, а затем (с 1714 г.) было установлено, что они решаются большинством голосов сенаторов. Подготавливать дела к слушанию в присутствии был обязан обер-прокурор. Все, что происходило на заседании Сената, должно было заноситься в протокол, который подписывался всеми сенаторами.
Функции Сената при Петре были обширны. Прежде всего Сенат был законосовещательным учреждением. Ему принадлежало право возбуждать законодательные вопросы и участвовать в составлении и обсуждении проектов законов.
До 1722 г. во время отсутствия императора Сенат обладал и законодательной властью. Он мог издать своей властью законы, вступавшие в действие без санкции со стороны Петра. Сенат довольно часто осуществлял это право. Издавались им даже акты, отменявшие указы, изданные Петром.
Сенату принадлежали также важные и многочисленные функции в области управления. Сенат являлся сосредоточием всего управления, в особенности до учреждения коллегий, после чего некоторые функции Сената перешли K ним.
Кроме того Сенат являлся высшей судебно-апелляционной инстанцией, а также иногда судом первой инстанции в отношении некоторых дел и лиц (например, по политическим преступлениям и по преступлениям' некоторых должностных лиц — фискалов, казначеев и т.д.). Сенат в качестве высшей апелляционной инстанции разрешал все жалобы на решения коллегий и других судебных мест. Решения Сената, как высшей апелляционной инстанции, не подлежали обжалованию.
Наконец, Сенат являлся органом надзора над коллегиями, над судебными местами, над финансовыми управлениями и вообще над законностью управления. Этот надзор Сенат осуществлял через фискалов, прокуроров и рекетмейстера. Кроме того, Сенат с 1722 г.
Решения Сената облекались в форму указов и рассылались в соответствующие учреждения.
После смерти Петра значение Сената резко уменьшилось. Ударом по Сенату было учреждение Верховного тайного совета. Сенат лишился значения главного органа управления. Сами сенаторы стали назначаться по представлению Верховного тайного совета. Должность генерал-прокурора была фактически упразднена. Функции же надзора за Сенатом перешли к Совету. Вся компетенция его крайне сузилась, так как вся область верховного управления отошла к Совету. Умаление политического значения Сената особенно сказалось в том, что Ревизион- коллегия, которая ранее ему была подчинена, теперь получила полную самостоятельность, и Сенат, как и другие коллегии, обязан был перед ней отчитываться.
Ho с учреждением Кабинета, который по своей компетенции не отличался от Верховного тайного совета, значение Сената снова заметно понизилось. Часть дел отошла к
Кабинету, должность генерал-прокурора опять была упразднена, некоторые коллегии были изъяты из его ведения.
Екатерина II дала следующую, вполне верную характеристику деятельности Сената в это царствование: «Сенат установлен для исполнения законов, ему предписанных, а он часто издавал законы, раздавал чины, достоинства, деньги, деревни.
Екатерина II реорганизовала Сенат. Он был разделен на шесть департаментов, каждый из которых ведал определенным кругом дел. Генерал-прокурор получил право надзора над Сенатом и право самостоятельного решения многих сенатских дел. Часть коллегий была изъята из ведения Сената. Особенно тяжелый удар политическому значению Сената нанесло Учреждение о губерниях 1775 г. Стоявшие во главе губерний генерал-губернаторы были теперь непосредственно подчинены императрице, и, следовательно, из ведения Сената выпал надзор за местным управлением. Постепенно сужались и другие функции Сената.
Оставалась неприкосновенной лишь его судебная компетенция. При Павле в связи с преобразованием административных департаментов Сената в судебные значение Сената как судебного органа выразилось еще определеннее. Однако права окончательного решения судебных дел Сенат не получил, на решения Сената можно было подавать жалобы непосредственно императору.
Советы (Кабинеты) при императоре. B рассматриваемый период возникли учреждения, к которым в большинстве своем переходили функции Сената.
Среди этих учреждений наибольшее политическое значение имел Верховный тайный совет, созданный в 1726 г., о роли которого в ограничении самодержавия при Анне Ивановне уже говорилось выше.
После ликвидации Верховного тайного совета был учрежден Кабинет министров, почти ничем не отличавшийся по своим ,функциям от Совета. Ему были предоставлены весьма широкие полномочия. Для характеристики объема власти Кабинета достаточно указать, что ло Указу 1738 г. его резолюции только по наиболее важным вопросам представлялись на утверждение императрицы. По указу же 1735 г. постановления Кабинета, подписанные тремя кабинет-министрами, приравнивались по силе действия к именным императорским указам.
Кабинет министров был ликвидирован Елизаветой Петровной, восстановившей значение Сената.
Петр III, упразднивший Конференцию, первоначально рассчитывал управлять страной без помощи Совета или Конференции, но все же в конце концов вынужден был учредить Совет при высочайшем дворе, который ведал преимущественно военными делами.
Этот совет был распущен Екатериной II, которая, в свою очередь, учредила во время турецкой войны в 1768 г. особый Императорский совет, превратившийся вскоре в постоянный орган. Императорский совет, в состав которого входило семь (а затем и больше) членов, обсуждал наиболее важные законопроекты и мероприятия.
Функции этого совета были до крайности сужены Павлом I.
Однако церковные власти настойчиво домогались выделения Духовной коллегии из ряда светских коллегий. B конце концов она получила особое название Святейшего правительствующего Синода и находилась в несколько особенных отношениях с другими органами власти, в частности с Сенатом. Однако попытки Синода добиться полного равноправия с Сенатом оказались безуспешными.
Синод являлся церковным органом. Он должен был наблюдать за чистотой веры, толковать ее догматы, распространять христианство, надзирать за церковным управлением, пресекать преступления против веры, ведать делами о браках и т.д. Синоду были подчинены все православные церковные учреждения.
B течение XVIII в. каких-либо серьезных изменений в структуре и компетенции Синода не произошло.
B 1717 г. был составлен примерный реестр персонала всех коллегий, а также окончательно определено, какие коллегии должны быть введены. B этом же году Петр назначил президентов коллегий и вице-президентов, вменив им в обязанность в течение года завершить организацию возглавляемых ими учреждений.
Всего было учреждено двенадцать коллегий: 1. Иностранных дел; 2. Военная; 3. Морская; 4. Камер-коллегия, ведавшая государственными доходами; 5. Штатс-кон- тор-коллегия, ведавшая государственными расходами;
6. Ревизион-коллегая, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам; 7. Берг-коллегия, ведавшая горным делом; 8. Мануфактур-коллегия, ведавшая промышленностью; 9. Коммерц-коллегия, ведавшая торговлей; 10. Юстиц-коллегия, выполнявшая двоякую функцию — как центральное судебное учреждение и как апелляционная инстанция; 11. Духовная коллегия (Синод) и 12. Вотчинная коллегия.
Большинство коллегий образовалось из прежних приказов. Однако не все приказы были преобразованы или включены в состав коллегий. Значительная часть их оставалась под новым названием канцелярий (например: Ямской, Аптекарской, Каменной, Малороссийской, Сибирской).
Коллегии в отношении той отрасли управления, которая им была поручена, являлись высшим административно-судебным местом. Их отношения к Сенату определялись Генеральным регламентом следующим образом. Коллегии были обязаны неотложно исполнять сенатские указы и присылать ему в копиях все свои постановления. Финансовые же коллегии должны были доставлять Сенату в начале каждого года сведения о приходе и расходе сумм.
Губернаторы должны были непосредственно подчиняться коллегиям. Коллегии имели право налагать взыскания на них, не сносясь по этому поводу с Сенатом.
Учреждение коллегий значительно упростило административную систему, несмотря на то, что эти учреждения, подобно приказам, выполняли не только админист- ративыые функции, но являлись и судебными органами по отношению к своим подчиненным.
Наиболее характерное отличие коллегий от приказов заключалось в их устройстве и в порядке делопроизводства. Весь аппарат коллегий подразделялся на две части: присутствие и канцелярию. Присутствие состояло из президента, вице-президента, четырех советников, четырех асессоров. Президент назначался императором, вице-президент утверждался им на оснований представления Сената, прочие чины назначались непосредственно Сенатом. Канцелярия состояла из секретаря, протоколиста (или нотариуса), регистратора (актуариуса), писцов и переводчиков.
Коллегии как органы центрального управления при ближайших преемниках Петра не подвергались каким- либо серьезным изменениям.
Ho при Екатерине П коллегиальная система стала постепенно проявлять признаки своего упадка. При проведении реформы местного управления в 1775 г. некоторые коллегии были упразднены.
Отдельными отраслями управления или ^аже совокупностью этих отраслей стали ведать отдельные влиятельные лица, чьи решения по тому или иному вопросу являлись обязательными для коллегий. Так, генерал-прокурор ведал одновременно и финансами и юстицией, и целым рядом других отраслей управления.
При Павле I значение коллегиального принципа еще более упало, поскольку каждая коллегия стала подчиняться особому главному директору, для которого было не обязательно участие в заседаниях членов коллегии и которые имели право лично докладывать императору о делах, подлежавших ведению данной коллегии.
Окончательное упразднение коллегий произошло в царствование Александра I, учредившего вместо них министерства.
Высший орган управления в Российской империи, совмещавший в себе три властных аспекта: законотворчество, исполнительную и судебную функции. Таково общее определение Правительствующего сената.
Несмотря на широкий спектр полномочий, эта инстанция находилась в полном подчинении императора, назначалась им, контролировалась и была перед ним ответственна.
На протяжении веков функции ее менялись в соответствии с указаниями царствующих особ. Об учреждении Правительствующего сената, его работе и трансформации и будет рассказано сегодня.
Этапы развития. При Петре Великом
Создатель Правительствующего сената – Петр I. По причине своих постоянных разъездов, которых требовала кипучая деятельность царя-реформатора, он был вынужден таким образом наладить работу государственной машины, чтобы она функционировала и в периоды его долгого отсутствия.
После Петра I
После смерти Петра Великого, в период с 1726 по 1730 год, Сенат стал называться Высоким и потерял большую долю имевшихся у него полномочий. Его деятельность в основном распространялась на финансовую и административную сферы.
При царствовании Екатерины II Сенат был поделен на департаменты и лишился законодательных полномочий.
C началом XIX века к функциям этого органа относился надзор за работой различных государственных учреждений. А начиная с 1864 года прибавляется еще один аспект его деятельности – он становится высшей кассационной инстанцией. Некоторые из департаментов Правительствующего сената занимались осуществлением регистрации торговых сделок.
Роспуск этой инстанции произошел 22.11.1917 г., после Октябрьской революции. Однако в ходе событий, произошедших в период Гражданской войны, в южных и восточных районах России его деятельность была возобновлена. Но период работы был недолгим и закончился, когда адмирал Колчак был взят в плен. Место, где заседал Сенат, менялось несколько раз, но основными пунктами его дислокации были Петербург и Москва.
Учреждение Правительствующего сената
Как уже было отмечено, этот орган – детище Петра I. Царь вовсе не горел желанием просто так делиться властью с кем бы то ни было. Создание Правительствующего сената явилось вынужденной мерой. Те грандиозные задачи, которые были поставлены перед страной, требовали совершенствования государственного аппарата.
Но, в отличие от других стран, например таких как Швеция или Польша, Сенат отнюдь не являлся органом, в какой-либо мере ограничивающим самодержавие.
Тайная слежка
Образование новой управленческой структуры диктовало необходимость создания новых должностей. В марте 1711 года учреждается новая должность – фискал. В его обязанности входило:
А также была учреждена должность обер-фискала, состоящего при Сенате. Позже она стала звучать как генерал-фискал. У него имелось четыре помощника. В каждой из губерний был провинциал-фискал, к которому были приставлены три помощника. А в каждом городе, в зависимости от его величины – один-два фискала городовых.
Существование таких тайных доносчиков на государственной службе не прошло без ряда злоупотреблений и сведения счетов. Тем более что вплоть до 1714 года даже за ложный донос никаких санкций не предусматривалось. С другой стороны, в определенном положительном влиянии на наведение порядка в учреждениях местного уровня институту фискалов отказать нельзя.
Система прокурорского надзора
Первоначально главой Правительствующего сената был обер-секретарь. Его Петр I был вынужден назначить из-за раздоров, постоянно наблюдавшихся на заседаниях. В 1720 году им стал А. Щукин, который оказался непригодным для исполнения обязанностей такого рода. После того как Щукин скончался в 1721 году, за порядком на заседаниях было поручено следить гвардейским штаб-офицерам, которые сменялись каждый месяц.
В 1722 году на смену офицерам приходит прокуратура, которая не только наблюдала за Сенатом, но и являлась системой надзора за другими учреждениями – в центре и на местах – осуществлявшими административные и судебные функции.
Во главе этой системы находился генерал-прокурор. Он был одновременно начальником канцелярии Сената и надзирал за этим органом. И не только в аспекте, касающемся порядка на заседаниях, но и с точки зрения законности его решений.
У генерал-прокурора был помощник – обер-прокурор. Учреждение должности генерал-прокурора сыграло двоякую роль в развитии Сената. С одной стороны, надзор с его стороны способствовал наведению порядка в производстве дел. А с другой – независимость этого органа сильно уменьшилась.
Связь с местным управлением
Огромная территория России всегда нуждалась в разветвленной и эффективной управленческой системе. Петр I тоже уделял особое внимание этому вопросу. Именно при нем произошло деление государства на губернии, а также постепенная замена устаревших органов управления – приказов – на коллегии.
Сигналом к их формированию послужило учреждение Сената. Все президенты вновь созданных коллегий стали его членами. Таким образом просматривалась непосредственная связь сената с регионами.
Метаморфозы
После смерти Петра Великого функции Правительствующего сената подверглись серьезным изменениям в сторону их урезания. При Екатерине I и Петре II был сформирован, по сути, альтернативный орган – Верховный тайный совет. Его членами стали фавориты императрицы.
Этот совет шаг за шагом перетягивал одеяло на себя, перенимая сенатские полномочия. С течением времени Сенат почти полностью утратил свои права и занимался разбором мелких дел. Однако при Анне Иоанновне тайный совет был ею упразднен, а Сенат восстановлен в его прежнем статусе.
Но при правлении императрицы Анны возникает еще одно учреждение – Кабинет, который становится своеобразной прокладкой между Сенатом и монархом. Со временем это негативным образом отразилось на работе Сената. После упразднения Кабинета Елизаветой Петровной последний вернул себе статус кво по ее указу.
Реформирование при Екатерине II
Придя к власти, Екатерина II решила провести реформу Правительствующего сената. Она разделила этот орган на 6 департаментов. За каждым из них была закреплена та или иная сфера государственной деятельности. Это позволило императрице сделать более четким понимание полномочий Сената. Сферы деятельности между департаментами распределялись следующим образом.
- 1-й департамент – внутренняя политика.
- 2-й – судебная деятельность.
- 3-й – надзор за губерниями с особым статусом – Лифляндией, Эстляндией, Малороссией, Нарвой и Выборгом.
- 4-й – решение военных и морских вопросов.
- 5-й – административные дела.
- 6-й – ведение судебных дел.
При этом первые 4 департамента работали в Санкт-Петербурге, а два последних – в Москве.
Кроме этого, было расширено влияние на каждый из департаментов генерал-прокурора. В короткий период правления Павла I Сенат вновь лишился широкого круга своих полномочий.
При Александре I
В том виде, в каком Сенат существовал перед его упразднением, он был создан императором Александром I. Ему досталось государство с устаревшим управленческим аппаратом, который он и взялся переделывать.
Понимая ту важную роль, которую сыграл Правительствующий сенат, молодой царь отдавал себе отчет в том, что по прошествии времени его значимость резко снизилась. Вскоре после восшествия на трон Александр своим указом обязал сенаторов представить ему для рассмотрения проекты, касающиеся проведения реформы этого учреждения.
Работа по обсуждению пакета необходимых улучшений в работе велась на протяжении нескольких месяцев. В ней принимали живое участие члены вновь созданного Негласного комитета – неофициального органа с совещательными функциями. В него входили сторонники Александра I в его начинаниях либерального характера: Строганов П. А., Кочубей В. П., Чарторыйский А. Е., Новосильцев Н. Н. В результате были проведены преобразования, о которых сказано ниже.
Регламент работы
Как и при Петре I, сенаторов назначал сам император. Претендовать на членство в этом органе могли исключительно чиновники, принадлежавшие к первым трем классам. В определенных случаях сенаторскую должность можно было совмещать с какой-то другой. В частности, это касалось военных.
Конкретные решения по тому или другому вопросу должны были приниматься в стенах того департамента, который был уполномочен на их решение. Но периодически проводились и общие мероприятия, предполагающие присутствие всех без исключения членов Сената. Указы, принятые этим органом, могли быть отменены только императором.
Новые функции
В 1810 году Александром I было принято решение о создании Государственного совета – высшего законодательного органа. Тем самым эта часть функций Правительственного сената упразднялась.
Но за ним оставлялась прерогатива законотворчества. Проекты законов могли представляться им для рассмотрения министром юстиции. Начиная с XIX века он одновременно являлся и генерал-прокурором.
В этот же период коллегии были заменены министерствами. Хотя на первых порах имела место путаница между Сенатом и вновь созданными исполнительными органами. Привести все в соответствие удалось лишь к 1825 году – к концу правления Александра.
Одной из основных функций сената была финансовая. Департаменты были обязаны контролировать исполнение бюджета и сообщать высшей власти о выявленных недоимках.
Еще одним важным направлением работы было решение межведомственных имущественных споров. А также Сенат занимался регулированием торговли, назначением мировых судей и ведением имперского гербовника. Как уже было сказано выше, этот орган прекратил свое существование после революционных событий в конце 1917 года.
Всю жизнь Петр I провел в постоянном движении – он буквально не мог усидеть на месте и, в отличие от своих монарших предшественников, обязанностью восседать на троне очень тяготился. Его тянуло то в Голландию – перенимать научные и инженерные наработки, то в Воронеж – строить флот, то к Азову или под Нарву – командовать войсками и участвовать в боях.
Однако дел в Москве было невпроворот, и возникла необходимость создать отдельный орган, который бы ведал царскими делами в отсутствие Петра, а с мелкими государственными хлопотами и вовсе справлялся без него. Так появилась идея создать Сенат.
Девять друзей Петра
Указ об учреждении Правительствующего Сената был подписан 5 марта (по старому стилю – 22 февраля) 1711 года, когда уже вовсю строился Петербург и были одержаны главные военные победы.
В состав Сената вошли проверенные люди, коих набралось всего девять: граф Иван Мусин-Пушкин, боярин Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгорукий, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.
Должности сенаторов в то время были в правительствах Дании, Швеции и других европейских государств, но русский Сенат своим устройством разительно отличался, поскольку должен был отвечать особым потребностям российского государственного устройства. Фактически он обладал всеми царскими полномочиями и подчинялся только императору – можно лишь представить себе, какая власть оказалась в руках этих девяти человек!
Сенату также поручено было заведовать назначением на все военные и гражданские должности, проводить смотры и наблюдать за неукрывательством от службы. С учреждением коллегий и прекращением частых отлучек Петра первоначальную свою функцию Сенат утратил, однако упразднять его все же не стали – за несколько лет он успел превратиться в важный управленческий элемент, ведающий судебными и законодательными процедурами.
Переменная структура
В 1722 году надзором за работой Сената занялась прокуратура, которую возглавлял генерал-прокурор. Сенаторов выбирал лично император из гражданских и военных чинов. Все, кроме сенаторов кассационных департаментов, могли параллельно занимать иные должности. Высшие сановники, члены государственного совета, министры были избавлены от занятий в Сенате, даже если состояли в нем. Остальные обязаны были присутствовать на общих собраниях или регулярно бывать в департаментах.
Число департаментов доходило (по Своду Законов издания 1857 года) до 12: департаменты I распорядительный; II, III, IV - по гражданским делам; V - по уголовным делам; межевой (с 1765 по 1794 год — межевая экспедиция) и герольдии (департамент с 1848 года) находились в Санкт-Петербурге, VI—VIII в Москве, IX и Х в Варшаве. В 1871 и 1876 годах московские и варшавские департаменты Сената были упразднены.
С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства (II-V и межевой) постепенно сокращались и были слиты в один.
Взлеты и падения
После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 года) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман, и внимание кабинета к Сенату повысилось, а в 1741 году указом Елизаветы был упразднен кабинет и возвращено былое величие Сенату. Его власть поколебалась в 1760-х годах при Петре III, лишившем Сенат части функций.
При Екатерине Сенат был разделен на шесть департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве. Влиятельность Сената повысилась, но сосредоточилась в руках 3-4 его руководителей, главным образом – генерал-прокурора. В законодательном творчестве этот орган почти прекратил участвовать, постепенно для разных функций появлялись новые ведомства, которые действовали в обход Сената. Вскоре основной его функцией осталась судебная.
Реформа Сената началась при Александре I, когда учреждение пребывало почти в полном забвении. Исследовав состояние Сената в 1801 году, на следующий год император указом восстановил забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената. Сенату было дозволено, если он усмотрит важные неудобства в существующих законах, сообщать о том государю. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи, и прежнего влияния он так и не обрел.
Всю жизнь Петр I провел в постоянном движении – он буквально не мог усидеть на месте и, в отличие от своих монарших предшественников, обязанностью восседать на троне очень тяготился. Его тянуло то в Голландию – перенимать научные и инженерные наработки, то в Воронеж – строить флот, то к Азову или под Нарву – командовать войсками и участвовать в боях.
Однако дел в Москве было невпроворот, и возникла необходимость создать отдельный орган, который бы ведал царскими делами в отсутствие Петра, а с мелкими государственными хлопотами и вовсе справлялся без него. Так появилась идея создать Сенат.
Девять друзей Петра
Указ об учреждении Правительствующего Сената был подписан 5 марта (по старому стилю – 22 февраля) 1711 года, когда уже вовсю строился Петербург и были одержаны главные военные победы.
В состав Сената вошли проверенные люди, коих набралось всего девять: граф Иван Мусин-Пушкин, боярин Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгорукий, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.
Должности сенаторов в то время были в правительствах Дании, Швеции и других европейских государств, но русский Сенат своим устройством разительно отличался, поскольку должен был отвечать особым потребностям российского государственного устройства. Фактически он обладал всеми царскими полномочиями и подчинялся только императору – можно лишь представить себе, какая власть оказалась в руках этих девяти человек!
Сенату также поручено было заведовать назначением на все военные и гражданские должности, проводить смотры и наблюдать за неукрывательством от службы. С учреждением коллегий и прекращением частых отлучек Петра первоначальную свою функцию Сенат утратил, однако упразднять его все же не стали – за несколько лет он успел превратиться в важный управленческий элемент, ведающий судебными и законодательными процедурами.
Переменная структура
В 1722 году надзором за работой Сената занялась прокуратура, которую возглавлял генерал-прокурор. Сенаторов выбирал лично император из гражданских и военных чинов. Все, кроме сенаторов кассационных департаментов, могли параллельно занимать иные должности. Высшие сановники, члены государственного совета, министры были избавлены от занятий в Сенате, даже если состояли в нем. Остальные обязаны были присутствовать на общих собраниях или регулярно бывать в департаментах.
Число департаментов доходило (по Своду Законов издания 1857 года) до 12: департаменты I распорядительный; II, III, IV - по гражданским делам; V - по уголовным делам; межевой (с 1765 по 1794 год — межевая экспедиция) и герольдии (департамент с 1848 года) находились в Санкт-Петербурге, VI—VIII в Москве, IX и Х в Варшаве. В 1871 и 1876 годах московские и варшавские департаменты Сената были упразднены.
С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства (II-V и межевой) постепенно сокращались и были слиты в один.
Взлеты и падения
После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 года) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман, и внимание кабинета к Сенату повысилось, а в 1741 году указом Елизаветы был упразднен кабинет и возвращено былое величие Сенату. Его власть поколебалась в 1760-х годах при Петре III, лишившем Сенат части функций.
При Екатерине Сенат был разделен на шесть департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве. Влиятельность Сената повысилась, но сосредоточилась в руках 3-4 его руководителей, главным образом – генерал-прокурора. В законодательном творчестве этот орган почти прекратил участвовать, постепенно для разных функций появлялись новые ведомства, которые действовали в обход Сената. Вскоре основной его функцией осталась судебная.
Реформа Сената началась при Александре I, когда учреждение пребывало почти в полном забвении. Исследовав состояние Сената в 1801 году, на следующий год император указом восстановил забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената. Сенату было дозволено, если он усмотрит важные неудобства в существующих законах, сообщать о том государю. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи, и прежнего влияния он так и не обрел.
Читайте также: