Что такое пул страховщиков цель его создания

Обновлено: 30.06.2024

Страховой пул - добровольное объединение страховщиков, не являющееся юр. лицом, создаваемое на основе соглашения между ними на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Целью создания страхового пула является обеспечение финансовой устойчивости страховых операций, а также гарантий страховых выплат, более полное страховое обеспечение рисков, удовлетворение потребностей страхователей в страховых услугах. Страховой пул создается на определенный срок или без ограничения срока деятельности и действует на основании Соглашения. О подписании Соглашений о создании страхового пула страховщики - участники пула уведомляют Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью. К уведомлению о создании страхового пула прилагаются: сведения о составе участников пула; цели деятельности, организационную структуру, права и обязанности участников, max размер обязательств пула по индивидуальному риску, порядок взаиморасчетов со страхователями, а также участников пула между собой по страховым премиям и страховым выплатам, порядок заключения и исполнения договоров страхования, гарантии по безусловному обеспечению страховых выплат, порядок формирования страховых резервов и размещения соответствующих активов; балансы страховщиков - участников пула на последнюю отчетную дату перед вступлением в страховой пул; сведения о финансовых результатах деятельности за последний отчетный период Страховой пул и участники пула не отвечает по обязательствам друг друга, несут солидарную ответственность по исполнению обязательств по договорам страхования, заключенным на основе Соглашения о страховом пуле. Min размер оплаченного УК и иных собственных средств участника пула устанавливается в Соглашении о страховом пуле и не может быть менее 750 тыс. руб. Страховой пул строит свою деятельность на следующих принципах: создание наиболее благоприятных условий страхования для клиентов на основе единых правил и тарифов; заключение договоров страхования от имени участников страхового пула по единым условиям страхования и страховых тарифам в пределах установленного Соглашением max размера обязательств по договору страхования; учет поступающих страховых взносов по соответствующим видам страхования по отдельным субсчетам, либо средствами аналитического учета; перераспределение страховых взносов, полученных по договорам страхования между страховщиками соответственно их доле в принятом на страховании риске, определяемой исходя из размера УК и собственных средств каждого из его участников; солидарная ответственность участников пула по исполнению обязательств по договорам сграхования, заключаемым от имени участников страхового пула. Мах объем обязательств по договору страхования не может превышать совокупного объема ответственности всех участников пула. В случае, если размер обязательств (страховая сумма) по договору страхования превышает max размер ответственности, договор страхования не может быть заключен либо риск по такому договору должен быть передан в перестрахование другим страховщикам, не являющимся участникам данного пула Условия функционирования. Получаемые страховые взносы подлежат перераспределению между участниками пупа соответственно их долям в принятом на страхование риске. Определение доли каждого из участников в принимаемом на страхование риске устанавливается Соглашением о создании пула и является неизменным в отношении всех заключаемых договоров При наступлении страхового случая страховщик • участник пула обязан после поступления заявления от страхователя немедленно сообщить об этом другим участникам пула, а также представить копии договора страхования и страхового акта каждому из участников пула. Получив эти документы, участники пула обязаны в сроки, предусмотренные Соглашением, перечислить свою долю страхового возмещения (обеспечения) на расчетный счет участника пупа, на которого Соглашением возложено исполнение обязанностей перед страхователем. Штраф за просрочку выплаты страхового возмещения в бесспорном порядке подлежит возмещению участнику, уплатившему такой штраф по вине участника пула, допустившего такую задержку. Страховые резервы формируются участниками пупа в соответствии с обязатепьствами, соответствующими доле каждого из них в принятых на страхование рисках Страховщики - участники пула по согласованию с Росстрахнадзором могут формировать дополнительно страховые резервы в целях обеспечения гарантий по выплате страховых возмещений. Органом управления страховым пулом является Наблюдательный совет или Собрание, членами которого являются руководители страховщиков - участников пула либо уполномоченные ими лица. Наблюдательный совет или Собрание избирает из своих членов председателя и его заместителя, проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Решения принимаются большинством голосов. Члены органа управления вправе представлять интересы страхового пула во всех гос. органах и п/п. Органом управления при необходимости может быть принято решение о создании Ревизионной комиссии. Исполнительным органом страхового пула является координатор пула. Координатором пула может быть Исполнительный комитет, избранный из числа участников пула и состоящий из уполномоченных представителей СК - участников пула, по одному от каждого участника пула. Комитет возглавляет председатель, а в его отсутствие - зам. председателя, назначаемые органом управления. На комитет возлагаются функции по подготовке к рассмотрению всех вопросов, выносимых па заседание Наблюдательного совета, представление заключений по ним. осуществление контроля за выполнением решений Наблюдательного совета участниками пула и иные функции. Координатор пула: контролирует выполнение всеми участниками пула условий, предусмотренных Соглашением о создании пула; ведет учет приняты* изменений и дополнений к Соглашению; ведет учет участников пула, а также изменений в размере max ответственности по обязательствам страхового пула и каждого из его участников; ведет статистический учет по всем договорам страхования, заключенным пулом; обеспечивает всех участников пула необходимой информацией по деятельности по деятельности пула; ведет документацию пула и др.

57. Функции департамента страхового надзора. Какие из них с Вашей точки зрения лишние, или какие надо бы было добавить? СК обладают гигантскими финансовыми ресурсами, которые они получают от страхователей раньше, чем реально оказывается страховая услуга, то есть производятся выплаты в связи со стра­ховым случаем. Кредитный характер отношений между страхователем и страховщиком, трудности оценки качества будущей страховой услуги требуют установления государственного надзора за страховой деятельностью в РФ. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать: 1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ; 2) создание нормативных актов надзора за страховой деятель­ностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела; 3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности; 4) установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п. гос. регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, проводимое по нескольким направлениям: а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов; б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка: в) государственный надзор за страховой деятельностью; г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма. В 1996 г. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов РФ, где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Департамент страхового надзора - организация, призванная осуществлять гос. регулирование страховой деятельности. В соответствии с Законом "О страховании" он выполняет следующие функции: 1 выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности, так как работа без лицензии запрещена; 2ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; З контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; 4установление правил формирования и размещения страховых и резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; 5. разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе: 1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан; 2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности; 3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий; 4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий. СК обязаны после аудиторской проверки ежегодно публиковать информацию о балансе доходов и расходов и о финансовых результатах. Вновь организуемые СК, создаваемые главным образом в форме АОЗТ, проходят регистрацию по месту их создания после внесения УК в полном объеме. СК имеют право осуществлять перестраховочные операции без лицензии, если они не выполняются специализированными перестраховочными компаниями

1. Финансовая устойчивость страховых операций является важнейшим фактором, гарантирующим качество предоставления страховых услуг. Для ее обеспечения согласно комментируемой статьи могут создаваться временные объединения самостоятельных страховых компаний - страховые пулы. Их создание преследует, как правило, следующие цели: а) преодоление недостаточной финансовой емкости отдельных страховщиков; б) обеспечение финансовой устойчивости страховых операций; в) гарантии страховых выплат; г) обеспечение возможности принятия на страхование крупных рисков, единоличное несение которых невозможно даже для солидных страховщиков.
Первые страховые пулы появились в шестидесятые годы прошлого столетия в связи с увеличением крупномасштабных несчастных случаев, катастроф, обусловленных техногенными факторами.
Страховые пулы могут действовать на принципах сострахования и перестрахования. В первом случае участники передают в пул все риски определенного вида, для страхования которых и создано это объединение. Риски делятся в определенных пропорциях между участниками пула, в такой же пропорции делятся страховые премии и ответственность в ущербах при наступлении страхового случая. В перестраховочных пулах участники самостоятельно занимаются первичным страхованием, а избыток рисков передают на перестрахование в пул.

Страховой пул создается, как правило, для проведения страхования по какому-то одному виду страховой деятельности. Он образуется на добровольной основе на определенный срок или без ограничения срока. Страховщики - участники пула должны иметь лицензию на проведение соответствующего вида страхования. Количество участников данного объединения не ограничено, не ограничены также возможности каждого из них в отношении третьих лиц, то есть страховая компания может быть участником нескольких пулов.

В большинстве стран не существует отдельного законодательства, регламентирующего порядок создания и функционирования страховых пулов. В основном этот процесс ограничивается и регламентируется нормами существующего антимонопольного законодательства. Например, в Европейском союзе создание перестраховочных пулов допускается при условии, что они контролируют не более 15% доли соответствующего рынка страховых услуг.

В ГК РФ (ст. 953) указывается, что участники совместного страхования солидарно отвечают перед страхователем за выплату страхового возмещения или страховой суммы, если в договоре не определены обязанности и права каждого страховщика.

Понятие солидарной ответственности участников обязательства по исполнению сделки установлено ст. ст. 322, 323, 325, ГК РФ. Применительно к страховому пулу оно означает, что страхователь (выгодоприобретатель, застрахованное лицо) может требовать исполнения обязательств от любого участника страхового пула.

Деятельность страхового пула должна строиться на следующих принципах: а) создание наиболее благоприятных условий страхования для клиентов на основе применения единых правил и тарифов страховщиками - участниками пула; б) заключение договоров страхования в пределах максимального размера обязательств, установленного соглашения о страховом пуле; в) учет поступающих страховых взносов по соответствующим видам страхования по отдельным субсчетам либо средствам аналитического учета в соответствии с установленным порядком взаиморасчетов между участниками пула; г) перераспределение страховых взносов, полученных по договорам страхования, заключенным от имени участников пула, соответственно их доле в принятом на страхование риске; д) солидарная ответственность участников пула по исполнению обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула.

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" предусматривает создание пула страховщиков, осуществляющих обязательное страхование. Так, в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию члены профессионального объединения страховщиков формируют перестраховочный пул для перестрахования рисков гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Соглашением о перестраховочном пуле должны быть, в частности, установлены права и обязанности участников пула, порядок распределения между участниками пула рисков, принятых пулом, условия солидарной ответственности участников пула, условия перестрахования в пуле и перестрахования пулом, порядок ведения дел пулом, вопросы взаиморасчетов между участниками пула по страховым премиям, страховым выплатам и иным затратам, порядок разрешения разногласий и споров между участниками пула. При этом не допускается принятие перестраховочным пулом рисков по видам страхования иным, чем обязательное страхование.

Кроме случаев осуществления перестрахования от имени пула в соответствии с соглашением о перестраховочном пуле, члены профессионального объединения страховщиков обязаны перестраховывать в пуле риск страховой выплаты, принятый ими по договору обязательного страхования, и не вправе перестраховывать данный риск у других страховщиков (в других пулах).

Участники перестраховочного пула не вправе отказаться от принятия приходящейся на их долю части риска.

3. Примерами создания страховых пулов в России могут служить:

1) Российский антитеррористический страховой пул (РАТСП). Был учрежден 20 декабря 2001 г. шестью крупнейшими российскими страховыми компаниями. В 2011 году количество участников составила 28, а общая емкость пула превысила 1,5 млрд. рублей. Перестрахование террористических рисков осуществляется на облигаторной основе между всеми участниками РАТСП. При перестраховании рисков участники пула используют собственную автоматизированную систему управления и документооборота (АСУ РАТСП), которая позволяет перестраховывать риски в режиме "онлайн". Российский антитеррористический страховой пул осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами, подписанными всеми участниками пула. Высшим органом пула является Наблюдательный совет. Рабочим органом пула является Исполнительный комитет. Миссия РАТСП заключается в предоставлении предприятиям и гражданам Российской Федерации надежной страховой защиты и конкурентоспособных условий страхования и перестрахования от рисков "терроризм" и "диверсия" (Официальный сайт РАТСП);

2) Российский ядерный страховой пул (РЯСП). Был создан 27 ноября 1997 года двадцатью одной российской страховой организацией. Основной задачей страховых организаций, входящих в пул, является страхование ответственности эксплуатирующих организаций - объектов использования атомной энергии за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием третьим лицам при осуществлении деятельности в рамках Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Органом управления РЯСП является Наблюдательный совет, действующий на основании соответствующего положения о нем, в состав которого входят первые руководители участников пула либо уполномоченные ими лица. Исполнительным органом пула является Исполнительный комитет, также действующий на основании специального положения и состоящий из уполномоченных представителей участников пула. Количественный, персональный состав и структура исполнительного комитета пула утверждаются решением Наблюдательного совета пула (Официальный сайт РЯСП);

3) Сочинский страховой пул (первоначально - Олимпийский страховой пул) был создан рядом крупнейших страховщиков с целью страховать риски, связанные с проведением Олимпиады-2014 в Сочи. В него входили компании СОГАЗ, "Альфа-Страхование", "Гефест", "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия", "Росгосстрах" и "Согласие". Однако данный пул, так и не приступив к работе, распался в конце 2010 г. в связи с требованием ФАС России не занимать более 20% рынка. По мнению ФАС России, участники пула в своих правилах прописали дискриминационные ограничивающие требования по отношению к другим страховщикам.

Читайте также: