Что такое протокольная правда

Обновлено: 17.06.2024

Неоспоримо, что во время пения и при перемене регистров гортань работает, но если певец будет сосредоточивать свое внимание на движении гортани, то легко может опустить позицию звука, приобрести крикливость и горловой тембр, а главное форсировать работу гортани, что очень вредно может отражаться на голосе. А потому все внимание поющего должно быть обращено на дыхание и верхние резонаторы. Если певец овладеет верхними резонаторами и дыханием, то облегчит работу голосовых связок, чем сохранит их свежестьнаболеедолгоевремя.

Ощущения певцом собственного голоса и способов (процессов) его образования в голосовом аппарате весьма разнообразны. Возникают они в результате участия в певческом процессе разных частей голосового аппарата, дыхания, резонаторов, гортани и разных органов чувств: слуха, мышечного чувства, вибрационной чувствительности, кожно-тактильного чувства, барорецептивного чувства, а также зрения. Каждый из указанных органов чувств или физиологических анализаторов воспринимает и передает в центральные отделы мозга свой специфический вид информации о певческом процессе: слух - об акустических свойствах голоса из внешнего пространства, мышечное чувство-об участии в работе многочисленных мышечных групп благодаря наличию в каждой мышце множества чувствительных нервных окончаний, вибрационная чувствительность - об акустических процессах внутри голосового тракта благодаря резонансу звуковых волн в ротовом, глоточном, носовом, грудном и др. резонаторах и возникающих вследствие этого

232______________________ В.П. Морозов_____________________

сильных вибрационных воздействиях звуковых волн на чувствительные нервные окончания в стенках полостей-резонаторов, кожно-тактильное чувство - благодаря рецепторам на поверхности тела и контактам с одеждой сигнализирует о работе дыхательной системы наряду с рецепторами дыхательных мышц, барорецептивное чувство - о силе подсвязочного давления в легких, наконец, зрение также опосредованно участвует в певческом процессе - путем его зрительных представлений как результат учебных тренировочных занятий певца перед зеркалом, представлений нотного текста исполняемого вокального произведения, а также путем эмоционально-образных ассоциаций и представлений внешнего мира (картины природы, образы людей, событий), что существенно влияет на характер певческого звука.

Все перечисленные певческие ощущения (ПО) находятся в тесном взаимодействии между собой, играют важную роль в регулировании певческого голосообразования по принципу многоканальной системы обратных связей (Н.Винер) и лежат в основе сложного полисенсорного чувства вокального слуха певца (см. § 4-5). В вокальной педагогике ПО - важнейшее средство обучения пению и владения голосом.

Искусство резонансного пения

В высказываниях мастеров пения и опытных вокальных педагогов превалирует другая точка зрения, сформулированная, в частности, заведующим кафедрой сольного пения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского — Корсакова, заслуженным артистом РСФСР, профессором Е.Г. Ольховским в его докладе на Всесоюзной конференции по вокальному образованию в Москве в

Диаметрально противоположную точку зрения высказывает профессор В.М. Луканин - талантливейший оперный певец и вокальный педагог (он был учителем Е. Нестеренко, Г. Селезнева, Ю. Григорьева и др.).

Таким образом, в литературе о вокальном искусстве мы встречаем две методические установки с немалым числом сторонников той и другой.

Современные экспериментально-теоретические исследования обосновывают целесообразность перенесения главного фокуса внимания певца на вибрационные ощущения, отражающие работу резонаторной системы и певческого дыхания (см. также разделы 3.6. - Индикаторная функция резонаторов и 3.7. - Активизирующая функция).

Обратимся по этому поводу к практике известных мастеров вокального искусства. На вопрос: «Ощущаете ли Вы свои голосовые связки в пении и культивируете ли Вы эти ощущения у своих уче-

Е.В. Образцова: «Что Вы! Даже думать об этом вредно, обяза-

Дж. Барра в комментариях к 17 упражнениям для развития голоса, которыми он обычно пользовался (записаны Б.М. Лушиным), ни разу не упоминает о голосовых связках. Вместе с тем в каждом из них говорится о резонаторах (то же самое см. в высказываниях известного эстонского вокального педагогаА. Ардераидр. вПриложении1).

Активным сторонником такой же методической позиции, приверженцем резонансной техники пения является заведующий кафедрой сольного пения Московской государственной консерватории, заслуженный артист РФ, профессор П.И. Скусниченко, народная артистка СССР, профессор И.К. Архипова, заведующий кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории, народный артист РФ, профессор Г.В. Селезнев, из-

_________________ Искусство резонансного пения ___________ 235

вестный дирижер хора, народный артист СССР, профессор В.Н. Минин, дирижер хора Московского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, профессор В.И. Сафонова, народный артист СССР, солист Мариинского театра Н.П. Охотников и ряд других мастеров вокального искусства (см. Приложение 1).

Единственное, на что опытнейшие певцы и педагоги нередко обращают внимание, так это на то, чтобы гортань в целом была свободной (не зажатой) и не перемещалась по вертикали в пении, а занимала удобное для певца положение (как правило, пониженное по сравнению со средним). При этом данное ощущение не адресуется непосредственно к гортани, а чаще опосредуется ощущением зевка или полузевка (см. Приложение 1).

Все вышесказанное - практика. Теоретические (физиологические) основы нецелесообразности вмешательства сознания во внутреннюю работу гортани рассмотрены в гл. 4 (§ 4.8. и 4.9.) и в следующих разделах гл. 5 (психофизиологические аспекты).

Важность воображения я полагал в том, что оно помогает преодолевать в работе все механическое и протокольное.

Воображение в искусстве играет исключительно важную роль и на нем строится как овладение резонансной техникой пения, так и сценическое поведение певца, его жизнь на сцене в образе героя. И в обоих этих случаях талантливый певец-актер сталкивается с необходимостью замены реальной действительности воображаемой действительностью.

_______________ Искусство резонансного пения ___________ 237

Шаляпин, как известно, был непревзойденным мастером грима, сам гримировал свое лицо и даже руки, не доверяя этого важного дела ни одному гримеру. Но главное в искусстве Шаляпина был не физический грим красок, а психологический грим, который был намного точнее и сильнее грима красок и который он великолепно демонстрировал в своих сольных концертах безо всякого грима, и наконец, который мы слышим в любой из его грамзаписей.

«Правдоподобие, более чем правда, принадлежит к области искусства и художника. Чем более душа артиста благородна, вдохновенна, тем более человеческое творчество отличается от действительного и стремится к правдоподобному, от правдоподобного к чистой фантазии.

5.1.8. Резонирующее певческое дыхание как воображаемая реальность (о психологической природе резонирующего дыхания)

Ничему нельзя научить того, у кого нет воображения.

Только в соединении дыхания с голосом кроется секрет правильного пения.

Все сказанное о художественном воображении вообще относится и к его огромной роли в овладении резонансной техникой пения. Обратимся к примерам, которые иллюстрируют, как мастера вокального искусства образно представляют себе взаимосвязь работы резонаторов и дыхания в пении и этим самым добиваются так называемого озвученного дыхания (или, как я его называю, пользуясь выражением Дж. Барра, -резонирующего дыхания).

Искусство резонансного пения

Это же свое примечание я адресую и к высказываниям о резонансной технике Е. Образцовой, И.И. Петрова, А.П. Иванова, М.А. ДейшиСионицкой, Н. Гяурова, М. Оливьеро, Дж. Барра, Дж. Лаури-Вольпи и всех других мастеров вокального искусства, прямо или косвенно говорящих о тех или иных сторонах резонансной техники пения.

Эти ощущения и образные представления отнюдь не болезненная фантазия чрезмерно эмоциональных вокалистов, а имеют в своей основе, как было показано, совершенно реальные физические процессы в голосовом тракте поющего - сильное резонирование звуковых волн, совмещенных по воле художественного воображения певца с потоком дыхания.

Таким образом, происходит удивительное психологическое явление: объективная физическая реальность, порождаемая работой трех частей голосового аппарата (дыхание, гортань, резонаторы), в ощущениях и представлениях многих мастеров вокального искусства трансформируется в один воображаемый процесс — озвученное резонирующее дыхание. Реальная физическая триада - дыхание, гортань, резонанс - превращается в их воображении в монаду - в озвученное резонирующее ды-

_________ В. П. Морозов______________________

Читайте также: