Что такое профессиональное самоопределение обучающегося

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация: В данной статье представлен теоретико-исследовательский анализ модели педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся с точки зрения социально-педагогической проблемы. В статье анализируются основные детерминанты этого сложного комплексного процесса.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, сфера рабочих профессий, педагогическая помощь, направления деятельности.

Организация и совершенствование педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся в сфере рабочих профессий является актуальной социально-педагогической проблемой в современном обществе, так как данное направление педагогической деятельности открывает широкие возможности для достижения высокого уровня развития личности, современного производства и социума в целом. Основной целью указанного процесса является – разработка концепции педагогического сопровождения самоопределения обучающихся в сфере рабочих профессий [5, с. 186].

Профессиональное самоопределение обучающихся – это сложный процесс, в котором личность формирует свое отношение к профессиональной рабочей среде и ее реализации. В школьное время, когда встает вопрос о выборе будущей профессиональной деятельности, ученики нуждаются в квалифицированной поддержке специалистов и профессиональных консультантов, чтобы получить личностно-ориентированную поддержку в определении и развитии навыков и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии и формирование потребностей и желания заниматься конкретной профессиональной деятельностью. Успех профориентации зависит от способности специалиста идентифицировать индивидуальные особенности обучающихся и широко использовать различные формы работы и методы для руководства профессиональной ориентацией обучающихся. Изучение уровня профессионального самоопределения учащихся и педагогической поддержки учащихся в выборе профессиивключает в себя следующие этапы:

- подготовка, включающая определение темы работы, определение проблемы, гипотезы, определение научной новизны, теоретической и практической значимости;

- поиск, в том числе изучение педагогической литературы по проблеме психологической и педагогической поддержки обучающихся при выборе профессии;

- диагностика, в том числе проведение содержательного эксперимента, сбор и анализ диагностических данных об участниках исследования;

- внедрение модели педагогического сопровождения обучающихся при выборе профессии;

- обобщение контроля, включая проведение формирующего эксперимента, сбор и анализ полученных данных, их корреляцию, формулирование выводов и реализацию результатов [1, с. 319].

Обучение и развитие психологической готовности и способности к профессиональному самоопределениюоснованы на трех основных компонентах:

б) знание мира труда и требований к личности в выбранной профессии (соответствующая самооценка и сравнение их требований с требованиями профессии к личности);

Интеграция этих компонентов в профессиональную ориентацию обучающихся позволяет им развивать свои социально-психологические механизмы восприятия, отражения и свободы выбора. Для разработки этих механизмов, содержание программы, которая включает в себя специальные занятия для обучающихся на основе их характеристик и результатов диагностики. Под моделью процесса педагогического сопровождения обучающихся понимается описание и теоретическое обоснование процесса организации данного вида учебной деятельности. Метод моделирования используется для создания модели педагогической поддержки при выборе профессии.Модель состоит из трех взаимосвязанных фаз: информационная фаза, фаза диагностики и фаза анализа отражения.

Первая фаза используется для информирования обучающихся о готовности заниматься различными видами профессиональной деятельности. Последующая диагностика позволяет исследовать навыки обучающихся и раскрывать потенциал для тех навыков, которые ранее не были оценены обучающимися. В конце процесса педагогического сопровождения реализуется формирующий эксперимент с использованием ранее заявленных методов. Результаты повторной диагностики интересов обучающихся иллюстрируют относительную стабильность интересов, но может иметь место существенная разница, которую нельзя игнорировать. Если обучающиеся проявили выраженный интерес к рабочим объектам во время первоначального диагноза и не набрали максимум баллов в той или иной сфере, то число обучающихся, набравших максимальное количество баллов при повторной диагностике может увеличиться. Это указывает на то, что меры, принятые во время педагогического сопровождения, не были напрасными, и что обучающиеся укрепили свою веру в свои интересы и навыки по определенной профессии. Результаты организации педагогического сопровождения показывают успешность внедрения модели процесса профессионального самоопределения обучающихся с точки зрения социально-педагогической проблемы. Нам удалось развить у обучающихся внутреннюю готовность сознательно и независимо строить, адаптировать и реализовывать перспективы развития (работа, жизнь, личность, готовность своевременно развиваться и самостоятельно находить осмысленное значение в определенной профессиональной деятельности. В частности, обучающиеся имели представление о профессиональных ценностях, обогащались знаниями о профессиях на рынке труда, о соответствии личных качеств и навыков выбранной профессии. Были предприняты попытки выявить причины отклонений в личностном развитии; развить способность обучающихся самостоятельно определять себя в образовательном учреждении, и подростку и его семье оказывалась педагогическая поддержка в развитии развивающегося образа жизни личности.

Наиболее важными направлениями педагогического сопровождения могут быть:

- Создание условий, позволяющих формировать у обучающихся представления об их личности, их жизненных ценностях;

- Обучение методам рефлексии обучающихся в решении проблемных ситуаций;

- Интеграция педагогического процесса в практику профессионального самоопределения обучающихся;

- Организация индивидуальных профильных маршрутов обучения с учетом профессионального самоопределения;

- Консолидация общеобразовательных учреждений с вузами и проф. организациями [3, с. 135].

Таким образом, исследуемая модель педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения обучающихся обеспечит повышение уровня профессионального самоопределения обучающихся и сделать выбор, который наилучшим образом отвечает их интересам и профессиональным ожиданиям, позволяя им соответствующим образом соотносить свои желания и навыки; и сосредоточиться на дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности [5, с. 188].

Посредством вышеизложенного, квалифицированное педагогическое сопровождение в процессе профессионального самоопределения и дальнейшего обучения помогает обучающимся понять и правильно оценить свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профессии. Данный процесс обеспечивает создания условий и оказания необходимой педагогической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы и запускающую механизм саморазвития.

Список использованных источников

1. Аркаева Н. И., Ибрагимова Э. Ф. Особенности становления профессиональной Я-концепции будущих педагогов // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 10. — Ч. 2. — С. 318–321.

2. Долгова В. И. Cубъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций //В сборнике: Subject and object of cognition in a projection of educational techniques and psychological concepts LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). Chief editor - Pavlov V.V. – London, 2014. – С. 62-65.

3. Кормакова В. Н., Мусаелян Е. Н., Рузиева Д. И. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Образование и наука. 2017;(4). – С. 130-145.

5. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие / С. Н. Чистякова. – М. : Academia, 2016. – 256 с.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

В современном мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых профессий и специальностей, требующих освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня во все более раннем возрасте, в противном случае, время может оказаться упущенным, и подросток окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.

Профессиональное самоопределение связано с вхождением личности в то или иное профессиональное сообщество. Усвоение личностью общественных норм и правил – социальная составляющая профессионального самоопределения, которая измеряется способностью человека эффективно действовать в своих и общественных интересах. Отсюда и механизм профессионального выбора – принятие решений с учетом социально-экономического контекста.

В исследованиях отечественных ученых профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация рассматриваются в аспекте социализации личности (Бочарова В.Г., Галагузова З.А., Климов Е.А., Кон И.С., Михайлычев Е.А., Петров Ю.П., Шубкин В.Н.), во взаимосвязи с профессиональными намерениями (Иконникова С.Н., Лисовский В.Т.), профессиональной направленностью (Захаров Н.Н., Сахаров В.Ф., Чистякова С.Н.), и профессиональным становлением личности в целом (Власов Т.П., Сазонов А.Д.).

Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное и др.

Профессиональное самоопределение – самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [2, 176].

А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер под профессиональным самоопределением понимают самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соответствия их с требованиями профессии. Власова Т.П., Зимовина О.А., Гейжан Н.Ф., Гриншпун С.С., Мешковская О.П., Чебышева В.В. считают, что ведущим в профессиональном самоопределении является акцент на функции побуждения и планирования поведения и деятельности человека, поэтому авторы, прежде всего, анализируют жизненный план профессионального становления, зафиксированную решением направленность на осуществление выбора определенной профессии или специальности. Профессиональное самоопределение трактуется также как представления подростка о своем профессиональном будущем в виде предполагаемых, возможных для данного школьника вариантах (Гейжан Н.Ф.), как устойчивое стремление личности овладевать профессией и получить соответствующее образование (Гриншпун С.С., Мешковская О.П.), как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, которые включают в себя понимание значения и путей профессионального самоопределения, стремление к ознакомлению с миром профессий, предпочтительных областей труда, деятельности, к овладению знаниями, необходимыми для избираемой профессии (В.В. Чебышева) [6, 14].

Структура профессионального самоопределения включает ряд компонентов:

  1. Мотивационно-целевой компонент, который обеспечивает направленность на профессиональное самоопределение и включает в себя профессиональный интерес, мотивы самоутверждения, достижения цели, познавательный интерес.
  2. Интеллектуально-содержательный компонент, включающий в себя знания о профессии, состояние самосознания, владение способами познавательной деятельности, личностный опыт.
  3. Рефлексивно-оценочный (самооценочный, познавательно-личностный) компонент, характеризующийся способностью к самоконтролю, способность видеть цель, проявлять усилия для ее достижения, самокритикой [4, 34].

Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет.

Профессиональное самоопределение сегодня – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения:

  • Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени (социологический подход, который исходит из запросов общества).
  • Во-вторых, как процесс принятия решений, посредствам которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда – с другой (социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности).
  • В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход, исходящий их свойств личности) [5, 14].

Поиск и выбор профессии, профессиональное самоопределение и развитие, овладение профессией, эффективная реализация себя в трудовой деятельности, наконец, достижение успеха и счастье в профессиональном труде представляют собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс. В психологических исследованиях, посвященных изучению динамики этого процесса, было установлено, что в нем достаточно отчетливо выделяются четыре стадии, каждой из которых соответствует свой психологический критерий [3, 82].

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, труда и профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия – это период профессионального обучения и воспитания, т.е. целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности – формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств (профессионально важных качеств).

Третья стадия связана с активным вхождением в профессиональную среду, отражающим переход учащегося к новому типу деятельности – к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т.п. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношений, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешного прохождения этой стадии – степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества [3, 83].

Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельное обдумывание не только вариантов своего будущего профессионального старта, но и жизненного пути в целом. У подростка и старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились определенные отношения к разным областям труда, представления о многих профессиях, самооценка своих возможностей, ориентация в социально-экономической ситуации и многое другое, что в целом характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к выбору профессии. В психологической готовности к профессиональному самоопределению, как и к другим видам самоопределения (личностному, социальному), ведущую роль играет самосознание, т.е. осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я, уровень притязаний в разных областях жизни и деятельности, система ценностных ориентаций, личностный смысл выбираемой профессии и жизни в целом и прочее. Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает самооценка, так как именно она позволяет человеку понять, познать и оценить самого себя, свои личностные качества, возможности, способности, желания, мотивы, чувства.

Ситуация профессионального самоопределения для школьников подросткового и раннего юношеского возраста оказывается ситуацией трудной еще и в силу своей неопределенности:

  1. Слабое знакомство с многообразным, сложным, все время изменяющимся миром современных профессий затрудняет выбор своего профессионального пути.
  2. Низкий уровень психологических знаний не позволяет школьникам самостоятельно и уверенно ориентироваться в своем собственном внутреннем мире, в своих личных качествах, без чего профессиональное самоопределение как намеренный сознательный процесс невозможен.
  3. Трудности возникают из-за отсутствия у современных школьников (а часто, и у учителей, и у родителей) адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется.
  4. Мешает позитивному развитию профессионального самоопределения распространенное заблуждение относительно весьма жесткой предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности [1, 10].

Эффективность профориентационной работы обусловлена обеспечением социально-педагогических условий и использованием различных форм и методов профориентации. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно не только решать когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь старшеклассникам в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

Читайте также: