Прокурор криминалист кто это

Обновлено: 15.05.2024

Так, согласно его п. 1, деятельность прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры призвана обеспечить: осуществление совместно с другими подразделениями прокуратур, в которых работают прокуроры-криминалисты, целенаправленных организационных и практических мер по обеспечению всестороннего, полного и объективного расследования, а также предупреждения тяжких преступлений, дела о которых подследственны прокуратуре; внедрение в практику расследования и раскрытия преступлений, прокурорского надзора за предварительным следствием современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, научных рекомендаций, передового опыта; повышение профессионального уровня прокурорско-следственных кадров.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

Следователь - криминалист

Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" внесены новые изменения: появился п. 40.1 в ст. 5 УПК РФ, которым введен новый участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения - следователь-криминалист.

В п. 40.1 ст. 5 УПК РФ устанавливается: "Следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству"

Как справедливо заметил В.П. Божьев, что законодатель "предпочел упрощенный (специфический) прием, введя эту фигуру в систему уголовно-процессуальных отношений с черного хода, ограничившись включением в текст ст. 5 УПК п. 40.1 , представив в нем не только описание понятия нового участника процесса - следователя-криминалиста, но и определив там же (!) его правовой статус

Законодателю даже не потребовалось для этого вносить изменения в главу шестую УПК, посвященную участникам уголовного процесса со стороны обвинения.

Отсутствие в главе 6 УПК РФ такой процессуальной фигуры, как следователь-криминалист, а также указаний в законе на его конкретные права и обязанности, порождает ряд процессуальных вопросов, связанных с его участием в предварительном следствии.

- его процессуальный статус

- место и роль следователя-криминалиста в уголовном процессе

А также возникает главный вопрос:

Так зачем же введен этот новый участник в уголовное судопроизводство России?

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратить внимание на такого субъекта, как прокурор-криминалист. В органах прокуратуры должность прокурора-криминалиста известна с 1954 г. За это время они многократно оказывали эффективную организационно-методическую помощь по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений различной направленности. Между тем уголовно-процессуальный статус прокурора-криминалиста в УПК не был определен. Назначение и роль прокурора-криминалиста заключалась в осуществлении процессуальной функции надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Фактически прокурор-криминалист участвовал в досудебном судопроизводстве не как надзирающий прокурор, а как методист и аналитик, оказывающий помощь в расследовании наиболее тяжких либо "резонансных" преступлений. Причем в отличие от надзирающего прокурора в подавляющем большинстве случаев при выезде на место происшествия он являлся активным участником собирания и исследования доказательственной информации.

Функциональное предназначение прокурора-криминалиста в ходе досудебного производства достаточно четко определялось Положением от 23 января 1997 г. "О прокурорах-криминалистах" в органах прокуратуры Российской Федерации.

Так, согласно его п. 1, деятельность прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры призвана обеспечить: осуществление совместно с другими подразделениями прокуратур, в которых работают прокуроры-криминалисты, целенаправленных организационных и практических мер по обеспечению всестороннего, полного и объективного расследования, а также предупреждения тяжких преступлений, дела о которых подследственны прокуратуре; внедрение в практику расследования и раскрытия преступлений, прокурорского надзора за предварительным следствием современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, научных рекомендаций, передового опыта; повышение профессионального уровня прокурорско-следственных кадров.

Анализ назначения прокурора-криминалиста и его обязанностей приводит к следующему выводу: в условиях, действующих до вступления в действие ФЗ от 5 июня 2007 г., прокурор-криминалист не был "классическим" надзирающим прокурором. По существу, он выступал в роли участника расследования со стороны обвинения, участвующего в расследовании конкретных уголовных дел.

В связи с принятием Федерального закона N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" , которым был создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации,

Произошла передача функции процессуального руководства от прокуроров к руководителям следственных органов, которая закономерно потребовала и передачи института прокурора-криминалиста в следственные подразделения.

Тем не менее думается, что образование должности, именующейся "прокурор-криминалист", в структуре указанного следственного органа не вполне логично, поэтому предлагалось переименовать должность прокурора-криминалиста как сотрудника Следственного комитета при прокуратуре РФ в должность "следователь-криминалист" либо использовать иное наименование, отражающее его следственную принадлежность. Как видим, теперь это предложение оказалось воспринято законодателем.

Изменение терминологии в данном случае имеет не только "техническое значение", оно напрямую связано с процессуальным статусом этого участника уголовного судопроизводства.

По этому поводу А. Гурин также справедливо заметил, что "анализ ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что прокурор-криминалист не подпадает под действие этой статьи, а его деятельность оказалась вне процессуального поля.

Таким образом, прокурор-криминалист не вправе осуществлять уголовно-процессуальные полномочия. В связи с этим находим справедливым замечание о том, что появление в УПК РФ следователя-криминалиста было обусловлено необходимостью предусмотреть такого субъекта уголовного процесса, который при сохранении функций прокурора-криминалиста был бы уполномочен осуществлять и процессуальную деятельность. В подтверждение этому следует отметить, что из всех ведомств, в которых функционируют органы предварительного следствия, в настоящее время должность следователя-криминалиста предусмотрена лишь в Следственном комитете РФ.

Новому участнику уголовного процесса - следователю-криминалисту законодателем "предоставлены необычные процессуальные права, которых нет даже у настоящего (законным способом регламентированного) следователя, ни у его руководителя. Имеется в виду наделение его правом производить следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству.

Деятельность следователя-криминалиста регламентируется п. 40.1 ст. 5 УПК РФ. Анализ указанной нормы позволяет констатировать, что данный субъект, безусловно, является должностным лицом, наделенным правом осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. Так, следователь-криминалист уполномочен производить предварительное следствие. Приняв уголовное дело к своему производству, он наделяется полномочиями, предусмотренными ст. 38 УПК РФ . В связи с этим следователь-криминалист, как и следователь, вправе осуществлять любые следственные, процессуальные действия, принимать решения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, и несет ответственность за ход и результаты расследования. Вместе с тем, учитывая, что предварительное следствие осуществляется следователями, на наш взгляд, в рамках конкретного уголовного дела происходит трансформация следователя-криминалиста в следователя.

Возникает вопрос об основаниях принятия руководителем следственного органа решения о передаче уголовного дела в производство следователю-криминалисту. Необходимо выделить формальные (юридические) и фактические основания принятия такого процессуального решения. Принимая во внимание содержание п. 25 ст. 5 , ч. 4 ст. 21 , п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, формальным основанием будет выступать процессуальный документ в виде поручения или постановления руководителя следственного органа. В нем должно содержаться решение о передаче уголовного дела в производство следователю-криминалисту. Данный процессуальный акт необходимо приобщить к уголовному делу, поскольку его отсутствие повлечет признание полученных следователем-криминалистом доказательств недопустимыми, а принятых им процессуальных решений - незаконными, так как расследование произведено ненадлежащим субъектом.

В качестве фактических оснований могут выступать конкретные процессуальные обстоятельства. Например, если руководитель следственного органа, изучив уголовное дело, придет к выводу о том, что его расследование представляет особую сложность, то дальнейшее производство может быть поручено следователю-криминалисту.

Таким образом, производство следователем-криминалистом предварительного следствия оправданно в исключительных случаях и должно носить разовый характер.

По поручению руководителя следственного органа следователь-криминалист уполномочен осуществлять отдельные следственные и процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству, а также участвовать в них ( п. 40.1 ст. 5 УПК РФ). Здесь в качестве формального основания будет выступать письменное поручение следователю-криминалисту, составленное руководителем следственного органа, которое надлежит приобщить к уголовному делу. В противном случае процессуальное действие будет произведено следователем-криминалистом незаконно, полученное им доказательство будет признано недопустимым, поскольку следственное действие осуществлено ненадлежащим субъектом, так как уголовное дело находится в производстве у следователя. В данном процессуальном документе, в частности, необходимо указать, какое следственное или процессуальное действие требуется произвести, а также основание его осуществления именно следователем-криминалистом.

К фактическому основанию надлежит отнести обстоятельство, указывающее на невозможность выполнения конкретного следственного, процессуального действия следователем, в производстве которого находится уголовное дело. Например, необходимость одновременного проведения обысков в разных местах или внезапное заболевание следователя или отсутствие у следователя достаточного опыта в проведении следственного действия, порядок производства которого представляет определенную сложность (следственный эксперимент).

В данной ситуации следователь-криминалист не приобретает статус следователя, а остается в своем процессуальном положении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках одного уголовного дела такого рода поручения руководителя следственного органа также должны быть разовыми, а не постоянными. В противном случае следователю-криминалисту необходимо поручать производство предварительного следствия по уголовному делу в целом.

Следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа уполномочен участвовать в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий. На наш взгляд, с учетом назначения прокурора-криминалиста в рамках данного полномочия руководителем следственного органа реализуется криминалистическое обеспечение проведения следственных и процессуальных действий следователем. Например, следователь-криминалист может быть вовлечен с целью оказания помощи следователю в наиболее качественном проведении предъявления лица для опознания. В этой связи фактическими основаниями могут выступать следующие обстоятельства:

- необходимость консультирования следователя по наиболее эффективному применению им технического средства, в частности когда на следственном действии отсутствует специалист соответствующего профиля;

- необходимость в даче следователю рекомендации по выбору наиболее целесообразного тактического приема проведения определенного следственного действия.

Трудно не согласиться с мнением В.М. Быкова о том, что следователь должен знать криминалистику не хуже следователя-криминалиста . Вместе с тем нельзя не учитывать и то, что в следственных подразделениях МВД России из-за постоянного значительного оттока сотрудников не успевает сформироваться костяк следователей с достаточным опытом расследования уголовных дел. Уровень подготовленности действующих следователей оставляет желать лучшего, что напрямую влияет на качество предварительного следствия . В этой связи участие следователя-криминалиста в производстве отдельных следственных и процессуальных действий в определенной степени можно воспринимать как вынужденную меру, направленную на улучшение сложившейся ситуации.

В данном контексте такое участие следователя-криминалиста можно рассмотреть как средство осуществления процессуального контроля. Следователь-криминалист по своей сущности является руководителем с ограниченной компетенцией, неким комиссаром руководителя соответствующего следственного органа.

В подтверждение этого можно привести ряд аргументов. Во-первых, в законе не закреплено полномочие руководителя следственного органа на участие в следственных, процессуальных действиях. Во-вторых, при осуществлении служебно-административной функции, у руководителя следственного органа зачастую не остается времени, достаточного для своевременного и эффективного процессуального контроля за производством по уголовным делам. В этой связи на основании п. 40.1 ст. 5 УПК РФ руководитель следственного органа имеет возможность осуществлять процессуальный контроль и руководство расследованием уголовных дел через участие следователя-криминалиста в следственных и процессуальных действиях. Он получает возможность непосредственно оценивать получаемое следователем доказательство и в дальнейшем разрабатывать проекты указаний о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, оказывать следователю помощь в выдвижении версий, планировании расследования.

1) часть первую статьи 3 дополнить предложением следующего содержания: "Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.";

2) в пункте 3 статьи 4 слова "следователи органов прокуратуры" заменить словами "следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации";

3) пункт 3 статьи 5 изложить в следующей редакции:

"3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Никто не вправе без разрешения следователя разглашать материалы предварительного следствия, проводимого следственными органами прокуратуры, до его завершения.";

а) пункт 2 после слов "учреждений прокуратуры," дополнить словами "за исключением органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации,";

б) утратил силу с 15 января 2011 года. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в абзаце втором пункта 4 статьи 14 слова ", старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников" исключить;

6) в абзаце втором пункта 3 статьи 15 слова ", старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников" исключить;

7) в части первой статьи 16 слова ", старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников" исключить;

8) пункт 2 статьи 17 дополнить словами ", за исключением штата и структуры системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации";

9) утратил силу с 15 января 2011 года. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) в пункте 2 статьи 22 слова "уголовное дело или" исключить;

11) в пункте 1 статьи 25 слова "уголовного дела или" исключить;

12) в пункте 2 статьи 27 слова "возбуждает уголовное дело и" исключить;

13) в пункте 2 статьи 30 слова "предварительного следствия и" исключить;

14) статью 31 признать утратившей силу;

15) в абзаце пятом пункта 1 статьи 33 слова "уголовные дела или" исключить;

16) в пункте 3 статьи 40 слова "органов военной прокуратуры" заменить словами "военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, военных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации";

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей";

б) утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 233-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) утратил силу. - Федеральный закон от 22.12.2014 N 427-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

18) статью 40.2 изложить в следующей редакции:

"Статья 40.2. Ограничения и обязанности, связанные со службой в органах и учреждениях прокуратуры

1. На лиц, занимающих должности прокуроров и следователей, распространяются ограничения и запреты, установленные статьями 16 и 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

2. Лица, замещающие должности прокуроров и следователей, ежегодно представляют сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных ими доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".";

а) в подпункте "а" пункта 1 слова ", старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам" исключить;

б) подпункт "б" пункта 2 изложить в следующей редакции:

"б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.";

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются:

Генеральным прокурором Российской Федерации - в отношении прокурорских работников, за исключением следователей;

Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - в отношении работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.";

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Научные и педагогические работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации, с учетом особенностей научной и педагогической деятельности, а офицеры военных следственных управлений и отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - в порядке, определяемом Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, с учетом особенностей прохождения военной службы.";

а) абзац первый пункта 2 дополнить словами "на прокурорских работников, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации";

б) утратил силу с 15 января 2011 года. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) пункт 3 после слов "учреждений прокуратуры" дополнить словами ", руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации,";

г) пункт 4 после слов "приравненные к ним прокуроры" дополнить словами ", руководители следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации,";

22) абзац первый пункта 1 статьи 42 изложить в следующей редакции:

а) подпункт "г" пункта 1 изложить в следующей редакции:

"г) несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";";

в абзаце первом слова "органов прокуратуры" исключить;

абзац четвертый после слова "заместителей" дополнить словами ", а также Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации";

24) абзац третий пункта 1 статьи 44 после слов "Генеральному прокурору Российской Федерации" дополнить словами "и Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации";

25) в пункте 3 статьи 46 слова "и следователей" исключить;

26) в пункте 3 статьи 46.1 слова ", старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам" исключить;

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 48. Кадры органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Военными прокурорами, а также руководителями и следователями военных следственных органов назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 настоящего Федерального закона.";

в) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. По решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица. По решению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или с его согласия на должности руководителей и следователей военных следственных органов могут быть назначены гражданские лица.";

г) в пункте 6 слова "и следователи" исключить;

д) в пункте 7 слова "и следователей" исключить;

е) абзац первый пункта 8 после слов "Офицеры органов военной прокуратуры" дополнить словами ", а также военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации";

ж) пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение в запас (отставку) производятся по представлению Генерального прокурора Российской Федерации или Главного военного прокурора. Определение офицеров на военную службу в военные следственные органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и увольнение в запас (отставку) производятся по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава производится Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.";

з) пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. Должности военных прокуроров и следователей военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей.

Присвоение воинских званий военным прокурорам производится по представлению соответствующего военного прокурора, а следователям военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - по представлению соответствующего руководителя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в порядке, установленном для военнослужащих. Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Воинские звания офицеров органов военной прокуратуры, а также военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных органов прокуратуры и территориальных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

При увольнении офицеров органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (до полковника включительно) с военной службы и поступлении на службу в территориальные или специализированные органы прокуратуры либо территориальные или специализированные следственные органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации им присваиваются соответствующие их воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокуроров и следователей, имеющих классные чины (до старшего советника юстиции включительно), им присваиваются соответствующие воинские звания.";

и) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Аттестация военных прокуроров производится в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором Российской Федерации для всех прокурорских работников, с учетом особенностей прохождения военной службы. Аттестация следователей военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации производится в порядке, устанавливаемом Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, с учетом особенностей прохождения военной службы.

Военным прокурорам и следователям военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с учетом профессионального опыта и квалификации присваиваются квалификационные классы в порядке, устанавливаемом соответственно Генеральным прокурором Российской Федерации или Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.";

к) пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Военные прокуроры поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения дисциплинарного взыскания имеют только вышестоящие военные прокуроры и Генеральный прокурор Российской Федерации. Следователи военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Право поощрения и наложения дисциплинарного взыскания на следователей военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации имеют только руководители вышестоящих военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.";

л) пункт 13 изложить в следующей редакции:

"13. Численность военнослужащих и лиц гражданского персонала органам военной прокуратуры и военным следственным органам Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации выделяется за счет и пропорционально численности соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Численность личного состава органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации включается в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.";

28) статью 49 изложить в следующей редакции:

"Статья 49. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих, работников органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации

1. На военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицинское, другие виды обеспечения военнослужащих.

2. Денежное довольствие военных прокуроров, а также следователей военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавок за выслугу лет, за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих. Должностные оклады военных прокуроров, а также следователей военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации устанавливаются в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона. Выплата денежного довольствия производится Министерством обороны Российской Федерации, Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации, командованием других войск, воинских формирований и органов.

Доплата за сложность, напряженность и специальный режим службы устанавливается по решению соответственно руководителя органа военной прокуратуры или руководителя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с учетом объема и результатов работы каждого военного прокурора или следователя военного следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

3. Военным прокурорам и следователям военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

4. Правовое положение и материальное обеспечение гражданского персонала органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются соответственно по правилам, предусмотренным для работников территориальных органов прокуратуры и территориальных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.";

29) статью 50 изложить в следующей редакции:

"Статья 50. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации

1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 145-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов обеспечения и довольствия производятся Министерством обороны Российской Федерации, Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации, командованием других войск, воинских формирований и органов по установленным нормам.

3. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации осуществляется воинскими частями.";

30) в абзаце втором статьи 54 слова ", старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты" исключить.

Известный адвокат, а в прошлом прокурор-криминалист, Леонид Прошкин

- Удивляет насколько некачественно и поверхностно это дело прописано. На мой взгляд, оно не расследовалось вообще, а сляпано по чьей-то указке. Скорее всего, по указке партийных органов разного уровня. Ведь какой парадокс получается: дело курировали очень высокие инстанции. Даже сам заместитель прокурора РСФСР Леонид Ураков по этому делу приезжал в Свердловск, а дело выполнено – тяп-ляп. О чем это говорит? О том, что следствие провели так, как это было велено, а не как положено. Например, допрашивают родственников погибших. Они говорят, что студенты могли погибнуть по причине какого-то взрыва. И указывают, что есть такие-то свидетели, которые якобы в ту роковую ночь наблюдали издалека свечение и слышали взрыв над местом гибели туристов. Это очень серьезные показания, они запротоколированы. Но самое поразительное, что следователи столь важную информацию оставляют без всякого внимания. Они не допрашивают свидетелей этого взрыва! Такое вот упущение нельзя объяснить неопытностью следствия. Поисковики тоже что-то видели и рассказывали. Но никаких дополнительных допросов с ними не проводилось. Еще очень странно, что ни один человек из родственников погибших не был признан потерпевшим. А ведь у всех туристов были близкие родственники.

- Вот эти загадки и дают повод иным исследователям говорить, что туристов могли убить.

- Если это будет установлено, я, конечно же, ужаснусь. Но не верю я, что могло такое случиться. Если бы их убили беглые зеки – есть и такая версия, то это дело было бы быстро расследовано и зеки были бы найдены. Те зеки или не те, но они были бы найдены и наказаны. Значит, зеки здесь не причем. Хотя там ивдельлаг - одна из серьезных лагерных систем. Интересна вот какая вещь. Кто-то говорит, что зеки не могли, потому что в то время не было побегов. Но меж тем в материалах околодельных я обнаружил рассказ о том, что через несколько дней после того, как были найдены первые трупы туристов, летчики увидели беглых зеков, и эти зеки были задержаны. Так что зеки бегали всегда. В те времена немножко ослабла охрана, потому что прошел двадцатый партийный съезд, и поразогнали достаточно серьезно лагерную систему. Но это к слову.

НИКОГДА ПОГИБШИХ НЕ ПРОВЕРЯЛИ НА РАДИАЦИЮ

- Есть народное мнение, что их убили силовики.

- Ну и о чем это всё говорит?

- Это все может говорить только об одном – была команда быстро свернуть это дело и не влезать в детали. Потому что когда молодой следователь Владимир Коротаев начал что-то делать, ему раз дали по рукам, два дали по рукам, а потом, как он сам рассказал журналистам, его обком предложил уволить. Но его не уволили, только потому, что он был молодой специалист. Еще важно: он, Коротаев, говорит, что выносил постановления о проведении экспертиз. Кстати, каждая экспертиза проводится по постановлению областной прокуратуры. Ни одного постановления о назначении экспертиз в деле нет. Ни одного вопроса перед судебными медиками не ставили. И это притом, что там находится прокурор области и прокурор-криминалист! Профессия прокурор-криминалист появилась в 1956 году, ее вели для того, чтобы появился человек, который должен учить следователей, у него следователи проходили стажировку, и он оказывал помощь по наиболее серьезным делам. На весь СССР даже в 70-х годах было всего-то 350 прокуроров-криминалистов. Это очень мало. В конце 50-х их было чуть ли не по одному человеку на область. И это были лучшие специалисты. И вот когда Лев Иванов прокурор-криминалист так расследовал и вынес такое постановление, то это означает, что он совершенно четко выполнял указаловку. Но зато потом, посмотрите, его назначили прокурором одной области, а затем другой. Но ведь очень мало случаев, чтобы прокуроры криминалисты становились прокурорами областей. Просто это были настолько хорошие специалисты, что ставить их на административную должность было неразумно, нелогично.

ЧП СОЮЗНОГО МАСШТАБА?

- Какие теперь у нас перспективы по расследованию трагедии?

- Я считаю, что нужно это все доследовать. Уголовное дело по сути-то и не закрыто. Оно было возбуждено по факту насильственной смерти первых 5-ти человек. Остальных тогда еще не нашли. А прекращено было в отношении чиновников. Установили, что в действиях чиновников не было злого умысла. Их плохая работа не имеет причинной связи со смертью этих девятерых человек. Они наказаны по партийной и по служебной линиям. Я поднял нормативные акты того времени, уголовный процессуальный кодекс с 23 года, который действовал тогда и согласно которому дело по поводу смерти не было прекращено. Потому надо обращаться в соответствующие органы и это все доводить до конца. Будут говорить, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности прошли. Но мы не настаиваем, что нужно привлечь к уголовной ответственности кого-то. Просто должны быть соблюдены конституционные права родственников погибших. И это будет изложено в моем документе. Это будет жалоба представителей двух потерпевших. Это, если хотите, моральная обязанность расследовать до конца это дело. Нужно отдать дань, извиниться перед родственниками за то, что 50 лишним лет это не было сделано. Ведь у нас до сих пор расследуют убийство царя Николая Второго и его семьи.

- Но где и что возможно сейчас найти по прошествии времени?

Я думаю, с учетом данного постановления, что из этого дела гибель студентов была выделена в другое дело и передана либо в военную прокуратуру, либо в прокуратуру России. А может быть эти материалы благополучно лежат где-то в союзной прокуратуре. Ведь там, скорее всего, произошло ЧП союзного масштаба. Будем надеяться, что документы найдутся все ж таки.

НЕЗАКРЫТОЕ ДЕЛО НУЖНО ЗАКОНЧИТЬ

Адвокат Леонид Прошкин уже юридически обосновал, что расследование дела по гибели дятловцев должно быть продолжено. Вот выдержки из работы Леонида Георгиевича. 28 мая 1959г. (через три месяца и два дня после возбуждения дела) прокурор-криминалист прокуратуры Свердловской области Иванов Л.Н., принимавший активное участие в расследовании, продливший от своего имени на 1 месяц срок следствия, прекратил дело с согласия Лукина – начальника следственного отдела областной прокуратуры. Их решение утвердил областной прокурор Клинов Н.И. При этом прокурор-криминалист, начальник следственного отдела и прокурор области сослались на п.5 ст.4 УПК РСФСР 1923г. –Л.д.384 – 387.

В статье 4 УПК РСФСР 1923г. и, в частности, в её 5 пункте, предусмотрены основания для прекращения уголовного дела:

"Ст. 4. Уголовное преследование не может быть возбуждено, а возбужденное не может быть продолжаемо и подлежит прекращению во всякой стадии процесса:

1. За смертью обвиняемого, за исключением случаев предусмотренных в ст. 375 Уголовно-Процессуального Кодекса.

2. За примирением обвиняемого с потерпевшим по делам, возбуждаемым не иначе, как по жалобе потерпевшего, за исключением случаев, указанных в ст. ст. 10 и 11 Уголовно-Процессуального Кодекса.

3. За отсутствием жалобы потерпевшего по делам о преступлениях, возбуждаемым не иначе, как по таковым жалобам.

4. За истечением давности.

5. При отсутствии в действиях, приписываемых обвиняемому, состава преступления.

6. Вследствие акта об амнистии, если таковая исключает наказуемость совершенного обвиняемым, или помилования отдельных лиц, или прекращения дел о них постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета или его Президиума в порядке предоставленных ему законом прав."

Таким образом, уголовное дело, возбужденное по факту гибели 9 туристов, прекращено "…При отсутствии в действиях, приписываемых обвиняемому, состава преступления."

Однако обвиняемого или обвиняемых по данному уголовному делу не было. Обвинение по нему никому не предъявлялось.

В постановлении о прекращении сказано, что дело прекращено в отношении неких чиновников, допустивших недостатки в организации спортивной работы, и эти недостатки не находятся в причинной связи с гибелью туристов:

"За недостатки в организации туристкой работы и слабый контроль бюро Свердловского ГК КПСС наказало в партийном порядке: директора Уральского политехнического института Сиунова, секретаря партбюро Заостровских, председателя профкома УПК Слободина, председателя городского союза добровольных спортивных обществ Курочкина и инспектора союза Уфимцева. Председатель правления спортклуба института Гордо с работы снят. Учитывая, что между действиями перечисленных выше лиц, допустивших недостатки в постановке спортивной работы, и гибелью туристов нет причинной связи и, не усматривая в данном деле состава преступления, руководствуясь пунктом 5 ст.4 УПК РСФСР, постановил:

Уголовное дело о гибели группы туристов дальнейшим производством прекратить." Прокурор-криминалист, мл.советник юстиции /Иванов/

Согласен: Начальник следственного отдела советник юстиции/Лукин/" Л.д.387

Данное решение прокурора-криминалиста, согласованное с начальником следственного отдела и утвержденное областным прокурором – явно незаконно и, по существу, безосновательно.

Уголовное дело было возбуждено 26 февраля 1959 года не в отношении ненадлежащей организации спортивной работы чиновников от образования, спорта и партийно-профсоюзной деятельности, а по факту гибели при абсолютно непонятных обстоятельствах 9 молодых, здоровых, сильных людей, опытных и хорошо подготовленных туристов.

Однако по их гибели в рамках уголовного дела, возбужденного именно по этому факту, решение не принято. Причем не принято оно до настоящего времени. Более того, и обстоятельства этой трагедии до настоящего времени не расследованы, хотя расследовать там есть чего. И в 1959 году было чего расследовать.

Чего стоит одна только фраза в постановлении прокурора-криминалиста Иванова Л.Н. о прекращении дела: "…следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии…". Далее идёт уже приводившееся утверждение, что "За недостатки в организации туристкой работы и слабый контроль бюро Свердловского ГК КПСС наказало в партийном порядке…" – Л.д.387, после чего перечислены якобы наказанные чиновники. Этими ничего не значащими в рамках уголовного дела словами фактически прекращено расследование трагической смерти 9 молодых людей.

Ведь и "стихийную силу", якобы явившуюся причиной гибели 9 туристов, следствие установить не пыталось. Из материалов дела не видно, что прокурор-криминалист, начальник следственного отдела и прокурор Свердловской области сочли и назвали стихийной силой. Очевидно, что не погоду, не климатическую стихию – в деле нет ни одного метеорологического документа, ни одного запроса по поводу погоды в тот период в месте, где погибла группа Дятлова.

На основании изучения материалов уголовного дела мы вынуждены заявить, что обстоятельства гибели в феврале 1959 года туристической группы УПИ фактически не расследованы.

Не расследованы обстоятельства гибели 9 туристов до настоящего времени, хотя, как уже говорилось, есть, что расследовать. В том числе и в настоящее время.

Перевал Дятлова: Навстречу гибели

Эксперты назвали американский фильм про перевал Дятлова провокацией КП-ТВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На месте гибели группы Дятлова нашли котелок, пулеметную пулю и обломок ракеты

На месте последней ночевки участники нашей экспедиции нашли старый котелок. Поисковики уверены, что это котелок группы Дятлова. Еще две интересные находки (или улики?!) с места трагедии - это пулеметная трассирующая пуля 54-го года выпуска и часть двигателя ракеты - камера сгорания. Пуля была уже выпущена из пулемета – есть отпечатки нарезки ствола – и видимо вошла в слой снега. На детали ракеты гравировка: цифры. Теперь по этим цифрам можно узнать, что это была за ракета: когда выпущена и какой страной (читать далее).

Евгению Федоровичу 94 года. Живет за границей. Не будем уточнять где, дабы избавить ветерана от наезда частных расследователей. Несмотря на почтенный возраст, Евгений Федорович прекрасно помнит те события, потому как в его прокурорской практике дело о гибели группы Дятлова стало самым таинственным. В 1959 году Евгений Окишев был заместителем начальника Следственного отдела прокуратуры Свердловской области. Вот что он вспоминает (читать далее).


Читайте электронную книгу:

"Кто прячет правду о гибели группы Дятлова"

Версии гибели туристов, материалы следственного дела, фотографии и дневники дятловцев - в одной книге.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: