Что такое правовые гарантии

Обновлено: 25.06.2024

Важное место в правообеспечительном механизме государства занимают юридические (правовые) гарантии. В Российской Федерации созданы и функционируют юридические гарантии как условия, средства и механизмы социальной государственности, реализация и эффективность которых в свою очередь зависит от многих факторов.

По мнению В.В. Лазарева, в качестве таковых можно указать степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственную атмосферу и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка.

В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Юридические гарантии - это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых функционирует аппарат государства, действует государственная власть, реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий следует включить закрепленные нормами права средства надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав; меры профилактики и предупреждения правонарушений.

Ю.В. Кудрявцев предлагает под юридическими гарантиями понимать закрепленные в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах условия и средства, обеспечивающие реальные возможности охраны и беспрепятственного осуществления, включая восстановление, прав и свобод человека и гражданина и надлежащее исполнение обязанностей.

B.C. Нерсесянц, рассматривая природу юридических гарантий, отмечает, что юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат одновременно защитным механизмом для других, и наоборот. Именно в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий могут реально осуществить свою защитную роль. Другими словами юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, в форме которых выступают правовое государство и правовые законы.

Очевидно, что юридические гарантии призваны не только создавать возможности для становления, развития и функционирования государства, но и формировать условия для его дальнейшего совершенствования и решения задач, стоящих перед ним, другими словами, юридические гарантии выступают условием перехода от продекларированного социального государства к реальному.

В исследовании юридические гарантии рассматриваются как условия, необходимые для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

Деление юридических гарантий по отраслевому принципу признается наукой и используется в законодательстве. Исходя из этого положения, юридические гарантии можно классифицировать в соответствии с традиционным делением норм права по отраслям: 1) конституционные гарантии, закрепляющие основы конституционного строя, разграничение полномочий между органами государственной власти, признание человека и его прав и свобод высшей ценностью; 2) административно-правовые гарантии, определяющие порядок функционирования органов государственной власти и управления; 3) материальные гарантии (нормы материального права); 4) процессуальные гарантии (нормы процессуального права). Эта классификация достаточно условна, так как нормы процессуального характера имеются в большинстве отраслей права, но поскольку они в них не преобладают, можно выделить их в отдельный блок.

Конституционные гарантии - основной вид юридических гарантий социального государства, так как от их соблюдения во многом зависит предоставление других видов юридических гарантий. Конституционные гарантии характеризуются наиболее общим, принципиальным характером, в рамках которых дается исходное государственно-правовое решение той или иной проблемы, не претендующей на конкретность, дифференцированность и иные качества. Именно в силу этого конституционные гарантии нуждаются в определенной конкретизации и детализации, учитывающей особенности конкретной сферы их применения.

Конституционные нормы создают правовую основу государственного строя, органов государственной власти, политического режима. И эта основа включает в себя не только закрепление общих положений (например, разграничение полномочий между федеральной властью и субъектами федерации), но и средства обеспечения, имеющиеся в распоряжении государства и заложенные в политической и экономической системе государства.

Конституционные основы находят свое конкретное выражение в различных сферах общественной жизни, которые развиваются под регулятивным воздействием всей правовой системы. Исходя из данных позиций, можно с уверенностью сказать, что, закрепляемые Конституцией Российской Федерации гарантии социального государства получают в соответствующих конституционных нормах свое юридическое выражение и превращаются в конкретно-юридические гарантии социального государства.

Так, в частности создаются условия для функционирования органов власти, правоохранительных органов, реализации прав граждан в различных сферах общественной жизни. Отсюда неизбежно перенесение центра тяжести в процессе конституционного гарантирования в область их практической реализации. Главное в механизме такой стыковки - практическая реализация общих положений, касающихся как социализации государственного строительства, так и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства. Президент является главой государства, он выступает как гарант Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики.

Полномочия Президента кроме Конституции, обозначены и в ряде Федеральных законов и Указов.

Особое место в системе юридических гарантий социального государства занимает институт государственного контроля, который осуществляет Конституционный Суд. Это сравнительно новый в государственно-правовом механизме Российской Федерации демократический институт. Он рассматривается в качестве главного носителя третьей, судебной власти, а соответственно и как гарантия социального государства.

Административно-правовые гарантии целесообразно выделить в отдельный блок юридических гарантий, так как исполнительный характер государственно-управленческой деятельности, ее функциональная направленность во многом способствует реализации законов, в том числе направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Анализ административно-правовых гарантий позволяет уяснить границы, сферу и характер правовых средств, которыми располагает административно-правовой механизм и использует их в практических целях.

Содержание административно-правовых гарантий состоит в практическом осуществлении органами государственной власти и управления (их должностными лицами) на законодательной или подзаконной правовой основе в подведомственных им областях, отраслях и сферах государственно-управленческой деятельности следующих юридически значимых действий: 1) выполнение юридической обязанности по обеспечению реализации социальных прав граждан; 2) создание условий для их реализации; 3) охрана социальных прав; 4) применение санкций в случае нарушения социальных прав граждан. Исходя из этого, все административно-правовые гарантии можно сгруппировать в два блока: первый это - административно-правовые гарантии, обеспечивающие реализацию социальных прав граждан; второй - административно-правовые гарантии их охраны.

Юридические гарантии могут быть общими или специальными, которые распространяются на определенный круг субъектов (граждан или юридических лиц.)

По отраженным в юридических гарантиях приемам и способам правового регулирования различных общественных отношений юридические гарантии могут быть сформулированы в форме а) запретов; б) дозволений; в) предоставлений.

В зависимости от формы выражения и целевого назначения все юридические гарантии можно разделить на: 1) юридические гарантии превентивного характера, то есть упреждающие нарушение каких-либо правовых предписаний; 2) юридические гарантии содействующие реализации прав и обязанностей; 3) юридические гарантии восстановительного характера, то есть способствующие восстановлению юридических прав; 4) возместительные юридические гарантии, то есть обеспечивающие возмещение ущерба, в результате нарушения прав или создания препятствий для исполнения обязанностей; 5) юридические гарантии-санкции, которые направлены на привлечение к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Третий, четвертый и пятый вид гарантий связан с процедурными нормами трудового, жилищного права, права социального обеспечения, охраняющими претворение в жизнь норм материального права.

Важнейшей юридической гарантией социального государства является обеспечение судебной защиты граждан. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Основой любого государства, в том числе и социального, является его экономика, поэтому обязанности государства, его органов и должностных лиц охватывают и такое понятие как создание благоприятных условий для развития экономики, а также поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует всем его свойствам, в том числе поддержание единого рынка Российской Федерации с его правовыми основами. Поскольку политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, в том числе в сфере труда и его оплаты, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере. Если Конституция предписывает, что земля и другие природные ресурсы должны использоваться и охраняться как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, то, очевидно, что свободная экономическая деятельность, разрушающая эту основу, недопустима, как и свободное владение, пользование и распоряжение природными ресурсами со стороны их собственников, если это наносит ущерб окружающей среде и нарушает права и законные интересы других лиц.

Экономическая роль демократического социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций: 1) законодательное определение круга субъектов хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, другими словами, установление юридических гарантий осуществления экономической деятельности; 2) поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности, осуществляемые главным образом, с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственным банком, повышение или понижение цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу и др.), но в определенных пределах и мерами властными, неэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем; 3) недопущение соединения в руках органов публичной власти или местного самоуправления, двух направлений деятельности - присущего им осуществления властных полномочий с характерной для предприятий хозяйственной деятельностью, направленной на получение прибыли.

Кроме внутригосударственных юридических гарантий социального государства существует и система международных юридических гарантий. Международные механизмы юридических гарантий социального государства - это меры, принятые мировым сообществом для контроля правительства, в отношении взятых на себя обязательств по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Современное международное право различает следующие виды гарантий: 1) дипломатические гарантии; 2) судебные гарантии. Эти меры включают культурные, политические, организационные и правовые средства международного характера.

Политико-правовая система международных гарантий, контролирующих процесс создания условий, необходимых для формирования и функционирования социального государства включает:

- систему международных пактов и конвенций по правам человека;

- Комиссию по правам человека в рамках ООН;

- Комитет по правам человека;

- Европейскую комиссию по правам человека;

- Европейский Суд по правам человека и ряд других механизмов.

Эффективность и действенность юридических гарантий зависит от зрелости гражданского общества, развитости институтов правового государства, высокого уровня правовой культуры населения и всех звеньев государственного аппарата, качества работы нормотворческих органов, правоохранительных органов и их должностных лиц. Она также зависит от состояния международной обстановки, от влияния ООН в отношении контроля, за выполнением обязательств государств, по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Комплексность и полнота гарантий - главное требование, которое необходимо для правоохранительной деятельности всех структур общества и государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

БК РФ Статья 115. Государственные (муниципальные) гарантии

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).

2. Государственная (муниципальная) гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении (за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 115.1 настоящего Кодекса) либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса).

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной.

4. Государственная (муниципальная) гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства.

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.

6. В государственной (муниципальной) гарантии указываются:

1) наименование гаранта (соответствующее публично-правовое образование - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

2) наименование бенефициара;

3) наименование принципала;

4) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);

5) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

6) основания выдачи гарантии;

7) дата вступления в силу гарантии или событие (условие), с наступлением которого гарантия вступает в силу;

8) срок действия гарантии;

9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении гарантии;

10) основания отзыва гарантии;

11) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

12) основания уменьшения суммы гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных гарантией, и в иных случаях, установленных гарантией;

13) основания прекращения гарантии;

14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

16) иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

7. Государственной (муниципальной) гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит соответствующему публично-правовому образованию (гаранту), государственного (муниципального) унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности соответствующего публично-правового образования (гаранта), а государственной гарантией Российской Федерации, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, также могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации или государственной компании, учрежденных (созданных) Российской Федерацией.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Вступление в силу государственной (муниципальной) гарантии определяется календарной датой или наступлением определенного события (условия), указанного в гарантии.

9. Гарант не вправе без предварительного письменного согласия бенефициара изменять условия государственной (муниципальной) гарантии.

10. Принадлежащие бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии права требования к гаранту не могут быть переданы (перейти по иным основаниям) без предварительного письменного согласия гаранта, за исключением передачи (перехода) указанных прав требования в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается государственной (муниципальной) гарантией.

11. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:

1) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в государственной (муниципальной) гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

2) нецелевое использование средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Требование бенефициара об уплате денежных средств по государственной (муниципальной) гарантии (требование бенефициара об исполнении гарантии) может быть предъявлено гаранту только в случае, установленном гарантией (при наступлении гарантийного случая). Требование бенефициара об исполнении гарантии должно быть предъявлено гаранту в порядке, установленном гарантией, в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.

13. Бенефициар не вправе предъявлять требования об исполнении гарантии ранее срока, установленного государственной (муниципальной) гарантией и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, в том числе в случае наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала считается наступившим.

14. Гарант обязан уведомить принципала о предъявлении требования бенефициара об исполнении гарантии и передать принципалу копию требования.

15. Гарант обязан в срок, определенный в государственной (муниципальной) гарантии, рассмотреть требование бенефициара об исполнении гарантии с приложенными к указанному требованию документами на предмет обоснованности и соответствия условиям гарантии требования и приложенных к нему документов.

16. Требование бенефициара об исполнении гарантии и приложенные к нему документы признаются необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

1) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту по окончании срока, на который выдана гарантия (срока действия гарантии);

2) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту с нарушением установленного гарантией порядка;

3) требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

4) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обеспеченных гарантией обязательств принципала, предложенное принципалом и (или) третьими лицами;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 22.04.2020 N 120-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в иных случаях, установленных гарантией.

17. В случае признания необоснованными и (или) не соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии требования бенефициара об исполнении гарантии и (или) приложенных к нему документов гарант обязан уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

18. Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал. Гарант не теряет право на данные возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

19. В случае признания требования бенефициара об исполнении гарантии и приложенных к нему документов обоснованными и соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный гарантией.

20. Предусмотренное государственной (муниципальной) гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.

21. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной (муниципальной) гарантии прекращается:

1) с уплатой гарантом бенефициару денежных средств в объеме, определенном в гарантии;

2) с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана (срока действия гарантии);

3) в случае исполнения принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям (вне зависимости от наличия предъявленного бенефициаром гаранту и (или) в суд требования к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту и (или) письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств по гарантии, вследствие возвращения принципалом гаранту предусмотренной статьей 115.1 настоящего Кодекса гарантии при условии фактического отсутствия бенефициаров по такой гарантии и оснований для их возникновения в будущем;

5) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло в установленный срок;

6) с прекращением основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса) или признанием его недействительной сделкой;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) в случае передачи бенефициаром другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается гарантией);

8) в случае передачи принципалом другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта;

9) вследствие отзыва гарантии в случаях и по основаниям, которые указаны в гарантии;

10) в иных случаях, установленных гарантией.

22. Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по указанной гарантии.

23. Гарант, которому стало известно о прекращении государственной (муниципальной) гарантии, обязан уведомить об этом бенефициара и принципала.

Бенефициар и принципал, которым стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих отзыв или прекращение государственной (муниципальной) гарантии, обязаны уведомить об этом гаранта.

24. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета, а исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии отражается как предоставление бюджетного кредита.

25. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в расходах соответствующего бюджета.

26. Денежные средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса денежных средств, уплаченных гарантом во исполнение в полном объеме или в какой-либо части обязательств по гарантии, или исполнения уступленных гаранту прав требования бенефициара к принципалу, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

27. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые государственными (муниципальными) гарантиями, должны быть целевыми. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении указанной государственной (муниципальной) гарантии обязательств кредитора (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).

(в ред. Федеральных законов от 22.04.2020 N 120-ФЗ, от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

28. В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.


Напомним, что под юридическим гарантиями в правовой литературе принято понимать различные правовые средства, способы и механизмы, с помощью которых обеспечивается осуществление прав, законных интересов и обязанностей субъектов права, поддержание определенного правового состояния, порядка общественных отношений 31 . Уже из этого определения видно, что таких средств, способов и механизмов, тесно взаимосвязанных между собой, множество, что обусловливает, во-первых, необходимость их определенной систематизации и, во-вторых, рассмотрение всех этих юридических гарантий как системы.

Анализ всей такой системы юридических гарантий и, прежде всего, прав и, законных интересов субъектов образовательных отношений в целом и педагогических работников, в частности, не водит в задачи настоящего пособия. Ограничимся лишь несколькими общими замечаниями и выделением относительно наиболее важных групп таких гарантий.

Прежде всего, отметим, что все гарантии есть, в сущности, правовые предписания (общие обязывания и/или общие запреты), адресованные государству, его уполномоченным органам, муниципальным органам, образовательным учреждениям и их органам управления. Иными словами, гарантии прав и законных интересов педагогических работников реализуются через выполнение соответствующих нормативно-правовых обязанностей (соблюдение запретов) указанных субъектов образовательных отношений. Эти обязанности и запреты могут формулироваться по-разному, однако суть их как гарантий неизменна.

В зависимости от различных критериев, можно выделить следующие группы юридических гарантий.

1. В зависимостиот принадлежности правовых норм, в которых закреплены такие гарантии, к международному или внутригосударственному (национальному) правувыделяют две основные группы гарантий:международно-правовые гарантииигарантии, закрепленные в российском национальном законодательстве.Их характеристике и посвящен материал последующих параграфов данной главы.

2. В соответствии сотраслями законодательствавозможно выделитьконституционные, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые гарантии, гарантии предусмотренныенормами трудового, арбитражного, образовательного, финансового, арбитражного праваи других отраслей. Кроме того, большое значение имеет выделениематериальныхипроцессуальныхгарантий, что особенно важно для судебной практики.

3. В зависимости отправовой природыюридических гарантий, выделяются:

а)нормативные гарантии,т.е. закрепляемые в нормативно-правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных актах, локальных нормативно-правовых актах);

б)правоприменительные гарантии, т.е. гарантии, содержащиеся в решениях правоприменительных органов при осуществлении ими различных видов правоохранительной и правосудной деятельности (судебной, следственной, административной, арбитражной).

4. В зависимости от специфики органов, осуществляющих управление образованием на различных уровнях и различными элементами образовательной системы, и действующих на основании законодательства и в соответствии с ним, можно выделить гарантии, обеспечиваемые:

а)органами законодательной власти(федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления, осуществляющими образовательное нормотворчество;

б)органами исполнительной власти(федеральными, субъектов РФ, муниципальными);

в)органами управления образования(федеральными, субъектов РФ, муниципальными);

г)образовательными учреждениямии органами его управления (попечительскими советами, учеными и педагогическими советами);

д)профессиональнымииправозащитными организациямиработников образования;

е)общественными организациями,создаваемые и действующим в сфере образования (ассоциации учителей и преподавателей вузов, родительские советы (комитеты) и т.п.).

5. Исходя из того,какие именно права, свободы и законные интересы подлежат юридическому гарантированию, выделяются такие гарантии у работников образования, как гарантии их:

-конституционных прав(право на честь и достоинство, свобода слова и др.;

-социальных прав(пенсионное обеспечение, право на льготы и др.)

- трудовых прав(право на отдых, право на работу по совместительству и др.);

-образовательных (профессиональных) прав и свобод(свобода учителя в выборе и использовании методик обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся и др.).

6. В зависимости отстепени охвата различных категорий педагогических работников,можно выделитьобщие гарантии(относящиеся как ко всем категориям педагогических работников, так и иным индии видам – субъектам образовательных отношений), испециальные гарантииих прав и законных интересов, относящиеся к отдельным категориям (педагогически свободу учителя в выборе и использовании: методики обучения и воспитания; учебников, учебных пособий и материалов; методов оценки знаний обучающихся. е6 работники общеобразовательных учреждений, научно-педагогические работники (профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, педагогические работники особых видов образовательных учреждений и др.).

В настоящем пособии не ставится задача раскрытия всех таких гарантий. Для раскрытия наиболее существенных особенностей юридического гарантирования прав и законных интересов педагогических работников достаточным будет охарактеризовать гарантии, выделяемые по первому из названных критериев: международно-правовые гарантии и гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Тем самым анализ ограничивается преимущественно нормативными гарантиями, хотя в отдельных случаях будет сделан акцент и на правоприменительную практику гарантирования прав и законных интересов педагогических работников.

Читайте также: