Почему норму права называют строительным материалом

Обновлено: 28.06.2024

Продолжаю серию заметок "Правоведение для чайников". Прошу моих читателей - "нечайников" указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Итак, мы успели выяснить, что такое право, правоотношения и источник права. Вкратце напомню: право – это система правил поведения, установленных государством; правоотношения – это общественные отношения, урегулированные этими правилами; а источник права – это документ, где подобные правила содержатся.

Дело в том, что государство создаёт не беспорядочный и хаотичный набор правил, а упорядоченную систему с определёнными элементами, подчинёнными друг другу. Эта система организует все правила так, что мы точно понимаем две вещи: первое – что за правоотношения у нас есть, второе – какой источник права нужно к ним применять.

Ну и теперь официальное определение: система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права.

Поскольку государства самостоятельно устанавливают правила поведения на своей территории, то и система права у каждого государства своя. Я буду, разумеется, рассматривать российскую систему права.

Система права состоит из отраслей права, каждая из которых регулируют какую-то сферу жизни общества (или, выражаясь научным языком, определённые общественные отношения). Примеры отраслей права – конституционное право, гражданское право, уголовное право и т. д. Отрасли права, в свою очередь, состоят из правовых институтов, каждый из которых регулирует определённую ситуацию или явление. Например, в конституционном праве есть институт референдума, институт гражданства и др., в гражданском праве – институт договора, институт собственности и др. А правовые институты, в свою очередь, состоят из норм права – правил поведения, установленных государством.


Это всё можно изобразить с помощью такой схемы (в качестве примеров взяты нормы гражданского права):

Я буду рассказывать об этой схеме, двигаясь от нижних элементов к верхним. Сегодня речь пойдёт о нормах права и правовых институтах. А в следующий раз я расскажу про отрасли права и систему права.

Норма права

А вот те правила, которые содержатся в законах, созданных государством, напрямую адресованы человеку. И хотя норма права может напрямую не говорить, кто и как должен поступать, но она так или иначе корректирует поведение людей. Например, если норма права говорит, что кража наказывается таким-то образом, она фактически предписывает людям определённое поведение, а именно – не совершать кражи.

Норма права регулирует не конкретную ситуацию и не конкретное правоотношение, а рассчитана на неограниченное применение в случае появления подобных ситуаций и отношений. Вот несколько примеров:

Структура правовой нормы

Исходя из этого, мы можем увидеть, что норма права почти никогда полностью в законе не выражена. Бывает, что гипотеза находится в одном месте, диспозиция – в другом, а санкция – в третьем.

Возьмём, например, приведённую выше цитату из Трудового кодекса. Гипотеза – если кто-то поступает на работу или уже работает, диспозиция – его трудовые права нельзя ограничивать или давать ему преимущество из-за пола, расы, цвета кожи и т. д. А вот санкция как таковая не прописана.

Таким образом, в данном случае гипотеза и диспозиция находятся вместе, а санкции – либо в другом месте того же закона, либо вообще в другом законе.

А в Уголовном кодексе обычно наоборот – диспозиция и санкция вместе, а гипотеза – отдельно. Считается, что гипотезы по поводу всех преступлений указаны в ст. 19-21 УК РФ – там написано, кого можно привлекать к уголовной ответственности. Ну а диспозиции (запрет на совершение каких-то действий) и санкции (последствия нарушения этих запретов) находятся в Особенной части УК РФ.

Например, простая кража. Гипотеза из статей 19-21 УК РФ – если человек вменяем и достиг возраста 14 лет. Диспозиция из статьи 158 УК РФ – ему запрещено тайно похищать чужое имущества (совершать кражу). Санкция из той же статьи 158 УК РФ – иначе его должны подвергнуть одному из видов наказаний, самым серьёзным из которых будет лишение свободы на срок до двух лет.

В общем, не всегда бывает легко сразу выделить гипотезу, диспозицию и санкцию какой-то нормы. Для этого желательно представлять себе в общих чертах всю систему права, чтобы знать, где можно найти какой-то из элементов нужной вам нормы.

Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер. В судебных решениях и юридической литературе любое правило, прописанное в законе (т.е. диспозицию), называют нормой права. И если нет необходимости отдельно выделять гипотезу или санкцию, то про них обычно и не вспоминают.

Классификация правовых норм

Это деление, впрочем, немного условное. Ведь, как я уже рассказывал в теме "Правоотношения", если мы даём одному человеку право, то на другого накладываем обязанность – либо что-то делать (обязывающая норма), либо что-то не делать (запрещающая норма). И наоборот – если мы одному человеку что-то запрещаем или накладываем на него обязанность, то, соответственно, даём кому-то другому право требовать соблюдения этого запрета или этой обязанности.

Вторая классификация норм права – их разделение на диспозитивные и императивные.

Третья классификация норм права – деление на материальные и процессуальные, а четвёртая – деление их на публичные и частные. О том, что это такое, я расскажу, когда речь пойдёт о классификации отраслей права.

Лирическое отступление: нормы без правил

Правовые нормы не всегда что-то запрещают, к чему-то обязывают или дают на что-то право. Есть нормы, в которых нет никаких правил поведения. Например, существуют нормы-дефиниции (дают определение тем или иным понятиям), нормы-декларации (говорят, какие задачи преследует закон), нормы-принципы и т. д. Такие нормы тоже очень важны, особенно нормы-дефиниции, потому что по ним мы можем судить о других нормах – что подразумевается под тем или иным термином.

Как мы видим, такие нормы не имеют гипотез, диспозиций и санкций, поэтому теоретическая структура правовой нормы на них не распространяется.

Правовой институт

Нечто похожее есть и в правоведении. Здесь институт – это правовое регулирование каких-то похожих ситуаций. Или, иначе говоря, правовой институт – это набор правовых норм, установленных или применяемых в определённых случаях.

У людей возникает необходимость обсудить какой-то вопрос, важный для города, региона или страны, и принять его на голосовании. Так появляется институт референдума. Институт, правда, не очень действенный – с 1993 г. у нас не проводился ни один общенародный референдум.

Таким образом, любую совокупность правовых норм, касающихся определённой темы, можно назвать правовым институтом (даже если такой институт полностью входит в состав другого института). И только если эта тема очень обширна и важна для жизни общества, мы называем такую совокупность норм не институтом, а отраслью права. Но об этом в следующий раз.

Итак, система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права. Она состоит из отраслей права, каждая из которых регулируют какую-то сферу жизни общества (конституционное право, гражданское право, уголовное право и т. д.). Отрасли права состоят из правовых институтов, каждый из которых регулирует определённую ситуацию или явление (институт референдума, институт гражданства, институт договора, институт собственности). Правовые институты, в свою очередь, состоят из норм права – правил поведения, установленных государством.

В науке принято делить норму права на три элемента – гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза – это условие, при которых нужно соблюдать определённое правило, диспозиция – это, собственно, само правило, а санкция – это последствия нарушения этого правила.

Нормы права бывают запрещающие, обязывающие и управомочивающие. Также нормы права делят на диспозитивные и императивные. Диспозитивная норма даёт участникам правоотношений возможность определить свои права и обязанности самостоятельно. Действовать она начинает, только если они не договорятся. А императивная норма даёт прямое и чёткое правило поведения в какой-то ситуации. Разновидность императивных норм – альтернативные.

Кроме того, существуют нормы-дефиниции (дают определение тем или иным понятиям), нормы-декларации (говорят, какие задачи преследует закон), коллизионные нормы (прямо не указывают на правило поведения, но говорят о том, какое из нескольких правил нужно применять) и ряд других.

Правовой институт – это набор правовых норм, установленных и применяемых в определённых случаях. Примеры правовых институтов – институт страхования, институт кредита, институт сделки, институт соучастия, институт референдума. Любую совокупность норм, касающейся определённой темы, можно назвать правовым институтом. Иногда правовые институты делят на субинституты. Но чаще любую группу норм на определённую тему называют правовым институтом, даже если он полностью входит в состав другого института.

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

1. Гражданское право является одной из отраслей права, входящих в систему российского права. Это означает, что само гражданское право, его институты применяются не как нечто абсолютно обособленное и самодовлеющее, а в определенной системе, во взаимодействии с другими отраслями права.

Исследовать гражданское право в системе права — это значит поставить по крайней мере три вопроса и дать на них ответы. Первый — о месте гражданского права в правовой системе. Второй — чем отличается гражданское право от других отраслей и как их разграничить между собой. Третий — может ли, и если да, то как именно, гражданское право взаимодействовать с другими отраслями права.

Общепризнанно, что каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования. Но отношения, регулируемые правом, находятся за пределами самого права, хотя и определяют его юридическое содержание. Следовательно, по предмету можно разграничить сферы применения отраслей права, но нельзя выявить различия отраслей права по их юридическому содержанию. Поскольку и само право, и каждая из его отраслей есть средство воздействия на отношения, то наиболее четко они отличаются друг от друга по способу воздействия на отношения, т.е. по присущим отраслям права методам регулирования. Именно методы регулирования в концентрированном виде отражают юридическое содержание каждой отрасли права.

2. Исходя из этого, все отрасли права можно разделить на следующие группы. Первая — конституционное право. Вторая — отрасли с дозволительным, т.е. правонаделительным, регулированием. Третья — отрасли с обязывающим регулированием. Четвертая группа характеризуется запретительным регулированием. И наконец, последняя, пятая группа — это судоустройственное и судопроизводственное, т.е. судебное, право, характеризующееся обеспечительным регулированием.

Конституционное право по своему содержанию и функциям обеспечивает закрепление основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, регулирует государственное устройство, структуру, функции и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Оно является правовым фундаментом системы российского права, основой всего законодательства нашего государства. Социально-экономические и политические принципы, закрепленные в Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие во всем законодательстве страны, во всех отраслях права. Конституционные принципы общественного устройства — это и есть то, что цементирует все отрасли права между собой и составляет основу его единства. В то же время каждая из отраслей права применительно к регулируемым отношениям формирует систему правового регулирования соответствующих отношений, базируясь на принципах, закрепленных в Конституции .

Взаимодействие между конституционным и гражданским правом состоит в том, что конституционное право устанавливает основы экономических отношений, отношений между государством и человеком, гражданином. Эти принципиальные положения находят свое отражение и развитие в нормах гражданского права. Конституционное право — базовая отрасль для гражданского права, представляющая собой его фундамент, как и всей правовой системы. Поэтому основные принципы гражданского права обнаруживаются прежде всего в Конституции РФ. Толкование и применение норм гражданского права должно происходить в совокупности с толкованием и применением конституционных норм, закрепляющих исходные положения для отношений, регулируемых гражданским правом.

С этих позиций наибольшее значение для гражданского права имеют положения, относящиеся к собственности, предпринимательской деятельности, правам человека и к их судебной защите. Гражданское право своим содержанием развивает и конкретизирует положения Конституции, содержащиеся в ст. ст. 8 , 9 , 34 — 36 , 46 , 53 и др.

3. Исторически семейное, трудовое и природоресурсное право в прошлом представляли собой единую отрасль — гражданское право. Постепенно эти отрасли отделились от гражданского права. Это указывает на то, что все названные отрасли обладают известным сходством, но в то же время если каждая из них — это самостоятельная отрасль права, то очевидно, что они имеют отличительные юридические признаки. Метод регулирования каждой из этих отраслей, будучи сходным с методом гражданско-правового регулирования, вместе с тем обладает тем или иным своеобразием.

Общее в методах гражданского права и отделившихся от него отраслей как раз и состоит в том, что все они являются отраслями с дозволительным регулированием. В этих отраслях преобладают не нормы-запреты и не нормы-обязывания, а дозволительные нормы, в результате действия которых участники соответствующих отношений (гражданских, семейных, трудовых, земельных) выступают в качестве правообладающих лиц. Их права осуществляются ими для реализации своих интересов и удовлетворения тех или иных потребностей. Что касается отличий названных отраслей права от гражданского права, то они должны быть рассмотрены применительно к каждой отрасли права отдельно.

4. Отличие гражданского права от отраслей права с обязывающим регулированием, таких как административное, финансовое, налоговое право, очевидно. Они не только различны, но и по основным юридическим характеристикам и методам воздействия в известном смысле противоположны. Если субъекты гражданского права между собой юридически равны и автономны в правовом отношении, то участники административных, финансовых, налоговых отношений, напротив, юридически не равны, находятся в отношениях власти и подчинения, поскольку во всех этих отношениях в качестве одной из сторон выступают государство и его органы власти. Они обладают властной компетенцией, которая позволяет им совершать действия и издавать акты, обязательные для другой стороны соответствующих отношений.

Столь существенные различия рассматриваемых отраслей права теоретически и практически исключают возможность применения норм одной отрасли права к другой, т.е. норм, например, налогового законодательства к гражданским отношениям или норм гражданского права к налоговым отношениям. Следовательно, чрезвычайно важно четко различать сферы действия рассматриваемых отраслей гражданского права, не допускать их смешения и исключать ошибки, состоящие в неправомерном использовании норм одной отрасли права для регулирования отношений, являющихся предметом другой отрасли права. На это прямо указывает п. 3 ст. 2 ГК: к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

5. Но, несмотря на различия и даже противоположность норм, с одной стороны, гражданского права, а с другой — административного, финансового, налогового права, возможно и известное взаимодействие рассматриваемых отраслей права. Такое взаимодействие, будучи необходимым, действительно предусмотрено в ряде случаев законодательством и имеет практическое применение. Так, ст. 11 ГК в п. 2 указывает на то, что защита гражданских прав может осуществляться в административном порядке в случаях, предусмотренных законом. Совершенно очевидно, что для защиты гражданского права в административном порядке требуется, чтобы этот порядок был установлен нормами именно административного права. Вместе с тем и нормы гражданского права могут использоваться для защиты гражданских прав в сфере административных отношений. Так, ст. 16 ГК предусматривает, что если незаконными действиями или актами государственных органов гражданину или юридическому лицу причиняются убытки, то они подлежат возмещению за счет соответствующего государственного или муниципального образования. В данном случае гражданские права защищаются гражданским же правом, хотя нарушение гражданских прав происходит в сфере вертикальных административных правоотношений.

6. Гражданское право и уголовное право разграничиваются легко, поскольку речь идет о совершенно разных и во многом даже противоположных отраслях права. Уголовное право регулирует отношения, в которых в обязательном порядке участвует государство, устанавливающее запреты на совершение общественно опасного поведения и меры уголовной ответственности, уголовного наказания за нарушение этих запретов. Следовательно, уголовное право регулирует отношения, основанные на власти и подчинении сторон, и в качестве основного правового предписания использует запреты с возложением за их нарушение мер уголовной ответственности.

Вместе с тем чрезвычайно важным представляется взаимодействие гражданского и уголовного права. Гражданские права нуждаются в применении не только мер гражданско-правовой защиты, в результате которой происходит восстановление нарушенного гражданского права или предоставление потерпевшим известной имущественной компенсации, но и мер уголовно-правовой охраны.

7. Гражданское право и процессуальное право соотносятся как содержание и форма. Поскольку применяемое право — гражданское право — построено на началах правонаделения, правовой автономии, диспозитивности, правовой инициативы, то естественно, что гражданское судопроизводство покоится на началах правовой свободы, диспозитивности, состязательности сторон — истца, добивающегося защиты нарушенного права, и ответчика, возражающего против применения к нему соответствующих принудительных мер.

8. Основным делением в праве, в том числе и в праве российском, является деление его на частное и публичное.

В теории права существование основного подразделения в праве связывается с наличием в обществе частных и публичных интересов. Частное право обеспечивает права отдельного лица, наделяя каждого из них правовыми средствами реализации их частных потребностей и интересов. Напротив, публичное право содержит в себе правовые возможности признания и осуществления прав всех граждан общества, т.е. публичных интересов. При этом под публичным интересом понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного общества. Государство же должно выступать в качестве выразителя публичных интересов и представлять интересы общества в целом. Важнейшая задача любой правовой системы состоит в установлении оптимального соотношения частных и публичных интересов.

Далее, публичное право и частное право различаются по субъектам и характеру правоотношений. В отношениях, опосредуемых публичным правом, в качестве одной из сторон всегда выступает государство в лице соответствующих государственных органов. По своему типу отношения, регулируемые публичным правом, представляют собой властеотношения, которые строятся на основе подчинения других участников этих отношений государству. В рамках публично-правовых отношений государство реализует себя как власть, выполняет свои властные функции для достижения определенных общественно полезных целей. Напротив, в отношениях, опосредуемых частным правом, т.е. как власть, оно не участвует. Если оно и участвует в этих отношениях, то лишь как обычный субъект, ничем не отличающийся от других участников частноправовых отношений. Отношения, опосредуемые частным правом, строятся как отношения горизонтальные, как общественные связи между правовыми субъектами, не подчиненными друг другу.

Публичное право и частное право, в силу особенностей регулируемых отношений, отличаются друг от друга как способом, так и механизмом воздействия на общественные отношения. Для публичного права, регулирующего отношения на началах субординации субъектов, свойственно развитое интенсивное регулирование, которое носит централизованный характер. В отраслях публичного права абсолютно преобладают императивные нормы. По содержанию правовые предписания, содержащиеся в публичном праве, представляют собой либо предписания-запреты, как в уголовном праве, либо предписания-обязывания, как, например, в налоговом праве. При этом в публичном праве для обеспечения реализации правовых предписаний довольно интенсивно используется принуждение в виде административных, уголовных и иных санкций.

Напротив, в частном праве, регулирующем отношения на началах координации субъектов, широко используется предписание в виде дозволения. Абсолютно преобладают диспозитивные нормы, обеспечивающие использование в регулировании субъективного усмотрения участников отношений в виде их договоров. Таким образом, правовое регулирование характеризуется началами децентрализации. Дозволительное и диспозитивное регулирование отношений исключает необходимость интенсивного использования принуждения для реализации правил, содержащихся как в нормах права, так и в договорах. Основным побудительным началом к исполнению правовых предписаний выступает личный интерес участников данных отношений.

К публичному праву относятся конституционное (государственное) право, административное право, судебное право, финансовое и налоговое право, право социального обеспечения, уголовное право, а также природоохранительное право.

К частному праву относится прежде всего гражданское право, а также семейное, трудовое, природоресурсное право. Именно гражданское право по своему содержанию и своим правовым чертам относится к числу классических отраслей частного права. Поэтому оно является центром, ядром частного права.

Читайте также: