Что такое правовой режим возможности совершения

Обновлено: 04.07.2024

Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, основанный на применении комплекса юридических правил и средств, закрепленных в нормативно-правовых документах, и обеспечивающий порядок общественных отношений для удовлетворения интересов субъектов права.

Он выражается в специфике гарантий и способов его реализации, особенностях ответственности при нарушении его требований, основывается на действии общих принципов, которые сводят все его элементы в одну систему упорядоченного характера.

Случаи, в которых устанавливаются правовые режимы

Правовые режимы строго санкционируются либо устанавливаются государством, к примеру:

  • в случаях исключительного характера, к примеру, режим чрезвычайного либо военного положения;
  • по отношению к отдельным территориям (речь идет о режиме заповедных объектов и территорий);
  • по отношению к объектам (здесь говорится о режиме оборота наркотически содержащих средств);
  • по отношению к субъектам (тут говорится о режиме большего благоприятствования, национальном режиме).

Сущность правового режима

Правовой режим является самостоятельным правовым средством государства, применяемым в целях обеспечения гражданской безопасности, защиты конституционного строя, в форме специального регламента деятельности правовых субъектов, который предназначен для разрешения особенных задач либо обеспечения работы публичных властных субъектов при особенных обстоятельствах.

По мнению С.С. Алексеева, правовой режим является порядком урегулирования, выражающимся в комплексе средств права, которые образуют особенное сочетание взаимодействующих меж собой запретов, дозволений, а также позитивных обязательств.

По мнению Кашина Б.А., правовой режим является одним из проявлений нормативности права, но на высочайшем уровне. Он объединяет в единую конструкцию комплекс конкретных средств права, продиктованных особыми целями.

Готовые работы на аналогичную тему

Разновидности правовых режимов

Классифицируют правовые режимы не ограничено, такая классификация является многоступенчатой, но выделяются следующие основные виды:

По сфере действия;

  • международно-правовые, (речь идет о режиме открытого моря и континентального шельфа);
  • внутригосударственные;

В зависимости от территориальных масштабов: локальные, муниципальное, региональные, федеральные;

По правовым отраслям:

  • материальные, речь идет о режиме имущества супругов, режиме территориальных вод;
  • процессуальные;

По предмету регулирования;

В зависимости от продолжительности действий;

  • временные, то есть заданные на конкретный срок;
  • постоянные, то есть в таких режимах срок действия не устанавливается, он действует до отмены, к примеру режим ЗАТО;

В зависимости от оснований установления;

Признаки правовых режимов

Правовые режимы обладают следующими основными признаками:

  • они обеспечиваются государством, устанавливаются в законодательстве;
  • обладают целью специфическим образом регламентировать определенные сферы отношений в обществе, выделяя в пространственных и временных границах какие-либо правовые объекты и субъекты;
  • являются особенным порядком правового регулирования, состоящим из юридических средств, он характеризуется конкретным их сочетанием;
  • образуют определенную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных правовых субъектов.

Особенности правовых режимов

Нормативный правовой базис режима регулирования находится в зависимости от характера и разновидности правового режима. Режимы, которые предусматривают ограничения в правосубъектности организаций и граждан, могут быть установлены лишь федеральным законодательством. Указы Президента РФ, акты Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее , акты других органов исполнительной власти применимо к таким режимам осуществляют правоприменительную функцию, включая предусмотренный законом режим на конкретной территории, закрепив определенные режимные правила.

Для региональных режимов, которые регулируют состояние объектов, являющихся подведомственными субъектам РФ, нормативным правовым базисом выступили законы и другие акты на уровне субъектов РФ. Местные режимы, которые действуют на территории муниципальных образований, могут быть введены актами органов МСУ.

Структурное строение правового режима включает такие элементы, как: носитель режима, правовые средства режима, правила режима, статусы субъектов режимного урегулирования, система юридических и организационных гарантий.

Правовой режим - специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов; это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Признаки правового режима:
    • они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
    • имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
    • представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
    • создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

    При этом можно различать

      1. юридическую сторону режима (систему правил) и
      2. фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).

    Правовой режим – очень широкое юридическое понятие. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование, лицензирование, контроль, принуждение и др.).

    Правовой режим может включать все способы, методы, типы правового регулирования, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

    Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом.

    Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием.

    Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности - превалирующим способом, а разрешительный тип - господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.

    Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

    Отношения между людьми, их совместная деятельность могут быть построены на власти, на договоре и одновременном сочетании этих методов. Соответственно можно различать правовые режимы властеотношений, договорные, смешанные.

    Виды правового режима

    Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы:

      • административно-правовой,
      • гражданско-правовой,
      • финансово-правовой,
      • гражданско-процессуальный и т.д.

      Кроме того, различают следующие виды правовых режимов:

      1) по предмету правового регулирования:

        • конституционный,
        • административный,
        • земельный и т. д.;

        2) по юридической природе:

        3) по содержанию:

          • валютный,
          • таможенный,
          • пошлинный и т. п.;

          4) по субъектам, в отношении которых он устанавливается:

            • режим беженцев, вынужденных переселенцев,
            • гражданства, граждан и т. д.;

            5) по функциям права:

              • режим особого регулирования и
              • особой охраны;

              6) по формам выражения:

              7) по уровню нормативных актов, в которых они установлены:


              Суть нового правового режима

              Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Такой комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

              Закон определяет полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Москвы, которым на сегодняшний день является правительство города. В частности, к ведению Правительства Москвы отнесено определение порядка и случаев передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в публичных интересах, а также при съемке в открытых для свободного посещения местах или на публичных мероприятиях (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 152.1 ГК). Кроме того, столичное правительство вправе установить порядок и случаи предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции.

              По согласованию с Минкомсвязи Правительство Москвы также сможет регулировать порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям. Однако такие персональные данные могут передаваться только участникам экспериментального правового режима (п. 4 ст. 6 Закона). Кроме того, не допускается хранение указанных персональных данных за пределами Москвы (п. 7 ст. 4 Закона).

              В интересах экспериментального правового режима скорректирован и Закон о персональных данных. Часть 1 ст. 6 дополнена п. 9.1, согласно которому обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным нормативным актом.

              В ст. 10 Закона о персональных данных появилось указание на то, что обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ.

              Согласно п. 1 ст. 5 Закона о проведении эксперимента лицо приобретает статус участника экспериментального правового режима со дня включения его в соответствующий реестр, который будет вести уполномоченный Правительством Москвы орган. Доступ к реестру сможет получить любое лицо через сайт уполномоченного органа.

              Важно, что принятые в соответствии с Законом № 123-ФЗ нормативные акты Правительства Москвы будут применяться только в отношении участников экспериментального правового режима. При совершении сделок и совершении других юридически значимых действий участник экспериментального правового режима обязан уведомлять тех, кто не имеет такого статуса, о том, что он является участником экспериментального правового режима, и сообщать о применении в отношении него специальных актов московского правительства.

              Для формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима Закон предусматривает создание координационного совета, состав которого определяется Правительством Москвы по согласованию с Правительством РФ.

              Закон вступит в силу с 1 июля 2020 г.

              Эксперты прокомментировали поправки

              Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али полагает, что принятый закон – это только первый шаг в проведении правового эксперимента на территории Москвы. Закон имеет рамочный характер, значительная часть норм (например, посвященных конкретным технологиям) будет устанавливаться подзаконными актами Правительства Москвы, пояснил он.

              Минэкономразвития подготовило законопроект, который позволит лицам, занимающимся разработкой и внедрением цифровых инноваций, осуществить практическое применение их продукта в условиях отказа от стандартных ограничений и без риска правонарушений

              Читайте также: