Что такое правовой потенциал

Обновлено: 25.06.2024

Двадцать лет российской Конституции - это период взросления целого поколения россиян, родившихся в 1993 году. В условиях нашего спрессованного исторического времени этот срок уже вполне достаточен для того, чтобы подвести первые итоги конституционно-правового развития страны и оценить их историческое значение.

Возьму на себя смелость заявить, что Конституция в целом достойно прошла проверку практикой на крутом историческом переломе в жизни страны. Она:

- предотвратила срыв страны в анархию, дала ей основные правила жизни;

- способствовала сохранению целостности российского государства;

- четко обозначила демократические приоритеты правового развития России;

- создала первую нормативную основу для общественного согласия и стала важнейшим фактором социально-правовой стабильности;

- обеспечила достойное вхождение России в европейское и мировое правовое пространство.

Действующая Конституция - это не просто одно из главных правовых достижений постсоветской эпохи. Это - крупное завоевание в борьбе за право, потребовавшее больших усилий и жертв от нескольких поколений российских граждан. И к этому завоеванию надо относиться бережно.

Тем не менее в последнее время заметно участились разговоры о необходимости коренного реформирования Конституции. Я убежден, что политики и ученые, выступающие с такими идеями, недооценивают систему совокупных социально-политических и экономических рисков, связанных с любыми кардинальными конституционными новациями. Думаю, что такие политики и ученые не вполне ощущают, какую роль играет стабильность и сбалансированность конституционного текста. Об этом, в частности, говорил президент РФ на встрече с конституционалистами 7 ноября 2013 года.

Считаю, что эти политики и ученые не осознают в должной мере сакральную - не побоюсь такого высокого слова - роль Основного Закона страны как символа правовой идентичности нации. И главное, что впрямую относится к нашей сегодняшней теме, недооценивают огромный, далеко не исчерпанный, правовой потенциал Конституции. Уверен, что если у нас что-то и не получается с точки зрения высоких требований современного конституционализма, то главные причины надо искать вовсе не в тексте Конституции. У нас много претензий к Конституции, но Конституция имеет еще больше претензий к нам.

Это не означает, что я отношусь к Конституции как к чему-то совершенному и незыблемому. Однако, не исключая возможности "точечных" изменений Конституции, я хотел бы призвать к совместной работе по более глубокому выявлению и развитию тех ее правовых начал, которые составляют базу для достижения общественного согласия. Ведь сегодняшний день вновь очень отчетливо проявляет те главные черты нашей Конституции, которые имели решающее значение в период ее принятия, в ситуации жесткого социально-политического и экономического "раскола" населения страны.

Непреходящая роль Конституции заключается в том, что она сумела заложить правовые основы для общественного согласия путем закрепления таких объединяющих все общество положений, как: принцип приоритета прав человека; принцип разделения властей; правовой, социальный и федеративный характер государства; равенство всех перед законом и судом и т.д. Все это в нашей Конституции есть, и на данном этапе этого вполне достаточно для нормального правового развития страны.

Конечно, формальное закрепление перечисленных положений в тексте Конституции - это всего лишь первый шаг на пути к тому реальному общественному согласию, которое нашему обществу еще только предстоит выработать. Но я убежден в том, что это был важнейший шаг в правильном направлении. Потому что реальное согласие возможно лишь на подлинно правовой основе.

Однако Конституция - не просто итог своего рода социального компромисса и нормативная база для общественного согласия. Если бы это было так, то на каждом новом этапе развития общества и государства могла возникать потребность в новом социальном компромиссе, то есть в достаточно радикальных конституционных изменениях.

Конституция содержит в своем тексте вполне значимый потенциал правовых преобразований. То есть она одновременно позволяет и в определенных пределах уточнять и менять условия социального компромисса, и реализовать правовые изменения, которые подтягивают наше общество и государство к уровню высших мировых достижений в сфере политико-правового развития.

По этим причинам полноценная реализация правового потенциала Конституции во многом зависит от того, насколько верно будет определен баланс между стабилизационной и обновленческой функциями Конституции. В конечном итоге это вопрос о разумных и эффективных пределах, способах и формах адаптации высоких образцов современного конституционализма к сложным реалиям нашей российской жизни, обусловленным как наследием бесправного прошлого, так и трудностями и издержками современного переходного периода.

Конституция в целом и ее возможные изменения и толкования не могут не опираться на конкретную специфику исторической судьбы и культурно-цивилизационные особенности того общества и той страны, правовой базис которых устанавливает эта конституция. И до тех пор, пока на нашей планете есть разные цивилизации, культуры, государства, это всегда будет так.

В связи с этим я считаю, что перед нами сейчас стоят следующие очень важные задачи:

- комплексное междисциплинарное исследование цивилизационно-исторических особенностей России в контексте мирового опыта политико-правового развития;

- выработка с учетом российских особенностей адекватной этим особенностям концепции российского конституционализма, который предполагает устойчивое развитие России на основе верховенства права, гражданской свободы и общественного согласия;

- разработка на этой основе современной догмы российского права, способной надлежащим образом конкретизировать конституционно-правовые принципы и нормы, переводя их в плоскость практической правотворческой и правоприменительной деятельности.

Почему я считаю решение этих задач исключительно важным?

Двадцатилетие трансформаций и развития современной России происходило не только в очень сложных и болезненных внутригосударственных и социальных коллизиях. Эти "родовые муки" все время осложнялись далеко не безоблачным внешнеполитическим и внешнеэкономическим контекстом. Понятие "общество риска" на наших глазах становится определением и общемировой, и нашей российской ситуации. Во всем мире, причем в каждом регионе, в каждой стране со своей спецификой растут масштабы и уровни социальной фрустрации и социальной агрессии. А на эти процессы накладываются реалии все более ожесточенных межгосударственных и внутренних - социально-экономических, этнических, межконфессиональных - конфликтов.

Эти процессы иногда считают порождением нынешнего глобального экономического кризиса и, соответственно, явлением преходящим. Надо, мол, лишь подождать и пережить, и все вернется к прежним относительно благополучным нормам. Боюсь, что для такого оптимизма нет оснований.

Слишком многие серьезные исследователи все увереннее заявляют о том, что нынешний мировой раунд глобализации не только "выдыхается" с геоэкономической точки зрения, но и все более явно проваливается с точки зрения социально-культурной. А именно в порядке противодействия глобализации как разрушению, размыванию, трансформациям национальных социально-культурных идентичностей возрождаются, накаляются, приобретают агрессивно-конфронтационный характер многообразные локальные - территориально-этнические, расовые, конфессиональные - идентичности. Проявления которых, к тому же, иногда приобретают не просто агрессивный, но криминальный или субкриминальный характер.

Это происходит во всем мире, и это же мы сейчас видим в России. И это оказывается одним из сравнительно новых и очень серьезных - и по масштабам, и по влиянию на социально-политическую стабильность, - рисков для нашего общества и нашего государства.

В условиях расколотого общества исчезает та основа, на которой зиждется реальный общественный договор и возникает то, что называют "фактической конституцией"

В последние годы в российском обществоведении появился ряд глубоких исследований, позволяющих говорить о такой фундаментальной особенности нынешней России, как социокультурный раскол.

Отрицать эту тенденцию бессмысленно: факты налицо. Однако нередко при этом делается вывод о том, что этот раскол полностью блокирует возможности достижения общественного согласия как базиса устойчивого конституционного права. А значит, является непреодолимым препятствием для нормального конституционно-правового развития страны.

В рамках этой же парадигмы обсуждается и прошедшая в 90-е годы прошлого века, неправовая по своей сути, приватизация бывшей общенародной социалистической собственности, которая расколола всех граждан страны на тех, кто выиграл, и кто проиграл в результате этой "экономической революции". Такая приватизация перечеркнула появившийся у страны исторический шанс на создание "общества независимых граждан-собственников" и в очередной раз загнала Россию в "ловушку неравенства".

Опять-таки с такой постановкой проблемы нельзя не согласиться. Но при этом хочу предостеречь коллег от трактовки ситуации в духе и терминах "заколдованного круга", принципиально не позволяющего России выбраться из этой бесперспективной исторической колеи.

Нельзя не признать, в частности, что в советскую эпоху были в основном решены и проблемы социоэкономического раскола (при наличии "полюсов" номенклатурного и криминального богатства, принципы экономического равенства "по труду" все же в целом соблюдались), и проблемы социокультурного раскола. То есть была создана достаточно массовая и устойчивая интегральная "советская идентичность" при сохранении и поддержке (случай в мировой истории почти исключительный) множества национально-республиканских и даже более узких, локальных этнокультурных идентичностей.

Вполне устойчивые национальные идентичности не раз создавались и в странах, не относящихся к социалистическому лагерю. В том числе методами целенаправленной культурной политики и целенаправленного ограничения экономического неравенства, вплоть до хорошо известных вариантов скандинавского "государственного социализма".

И потому я согласен с теми исследователями, которые считают, что "заколдованного круга" не существует. И что будущее можно и нужно созидать, опираясь как на точное понимание исторических и социокультурных особенностей страны, так и на осмысление главных политико-правовых тенденций мирового развития. А еще есть наш отечественный (российский имперский и советский) практический опыт решения проблем идентичности. И есть мировой опыт, к которому также нужно очень внимательно присмотреться и в его позитивах, и в его негативах.

Для того чтобы заниматься созиданием нашего успешного будущего, надо глубоко понять настоящее. То есть серьезно исследовать то, что специалисты называют "формулой культурной идентичности нации". Исследовать и понять: что именно в мировых трендах, в российской экономической, правовой, социальной, культурной и т.д. политике, а также в стихийных и организованных региональных процессах создает предпосылки и условия для роста социокультурного раскола.

Эти предпосылки и условия, судя по имеющимся исследованиям, лежат и в сфере несовершенства законодательства, и в "грехах" правоприменения, и в содержании и качестве программ телевидения и школьных образовательных программ, и в блокировании (за счет катастрофического экономического расслоения) каналов вертикальной социальной мобильности для выходцев из малоимущих семей. В этом же ряду находятся попытки путем пропаганды и правовых актов навязать нашему - все еще в своей массе глубоко традиционному - обществу психологические и юридические новации, неприемлемые для его традиционной этнической, родовой, семейной, конфессиональной нормативности. В том числе обязательства толерантности к любой "раскрепощенности". То есть толерантности безграничной и по своим последствиям для социально-культурной идентичности России "беспощадной".

Именно "ножницы" между нормами, укорененными в обществе, и тенденциями пропагандируемых и наблюдаемых изменений в российской реальности являются серьезным фактором того растущего социокультурного раскола, который с тревогой отмечают социологи. И из-за которого они считают нынешнюю относительную российскую стабильность хрупкой и неустойчивой. Говоря об этом, я вовсе не призываю вернуться к некоему "благополучному прошлому". Это и неразумно, и невозможно. В воду истории нельзя войти дважды. Мы не можем отказаться от перемен ради того, чтобы избегать любых рисков. Перемены необходимы, эту необходимость диктует и собственное развитие российского общества, и те международные контексты, в которые Россия уже погрузилась, и из которых она не может "выскочить".

Мы не вправе безучастно наблюдать за переменами и игнорировать те риски, которые с этими переменами связаны. Мы не можем и не должны допускать трансформацию этих рисков в полномасштабные кризисы отечественной социальности и государственности. Ситуация такова, что требует сейчас от всего российского обществоведения разработки стратегии и методологии системного управления рисками. В рамках этой совместной работы у конституционалистов есть очень важная сфера приложения усилий, связанная и с совершенствованием концепции российского конституционализма, и с развитием правового потенциала Конституции, и с разработкой современной системы догм российского права, адекватно развивающих конституционно-правовые принципы и нормы. И с выявлением неопределенностей и лакун в законодательстве, и с оценкой рисков, возникающих при разработке и реализации стратегических политических решений (будь то риски, связанные с приватизацией собственности, пенсионной реформой, борьбой с организованной преступностью и коррупцией), и т.д.

Конституция - это формализованный общественный договор о принципах государственного и общественного устройства. Его базой должен быть реальный общественный договор между основными социальными слоями и группами нашего общества. Ключевая проблема в том, что в условиях расколотого общества исчезает та основа, на которой зиждется реальный общественный договор и возникает то, что называют "фактической конституцией" (когда хотят подчеркнуть разрыв между конституционными нормами и правовой реальностью).

Такой основой может быть только достаточно высокий уровень общественного согласия. А вот его-то всем нам сейчас явно не хватает. Причем главное для общественного согласия - это не формальное волеизъявление граждан и социальных групп, а то общественное доверие, которое их побуждает к конструктивному и осознанному волеизъявлению. Доверие между людьми, социальными группами, социальными институтами, между обществом и властью в целом.

Причем речь в отношениях между властью и обществом идет не о доверии "снизу вверх" или "сверху вниз", а именно о взаимном доверии. На доверии общества к власти основана легитимность власти. На доверии власти к обществу только и может базироваться эффективная государственная социальная, экономическая, культурная, научная и другая политика.

В то же время специалисты признают, что отчуждение, т.е. взаимное недоверие между властью и обществом, характерное для позднесоветской эпохи, сохраняется и в постсоветскую эпоху. Сейчас, похоже, становится даже чуть ли не модным говорить, что это вечная и неискоренимая проблема России.

Конечно, проблема общественного согласия - не из тех, которые решаются в одночасье. Но для его решения можно и нужно делать гораздо больше, чем мы делаем сейчас. А для этого наша интеллектуально-правовая "вооруженность" должна быть гораздо лучше и современнее. Я имею в виду и вооруженность конституционной концепцией и необходимыми догмами права, и вооруженность ясными представлениями о социокультурной идентичности народов России, и вооруженность концептуальным аппаратом и практическими представлениями об управлении рисками. И понимание той специфики существующих и возможных "ножниц" между моральной нормативностью локальных российских идентичностей и правоустановлениями глобального мира, которые мы должны или не должны принимать в России.

В конечном итоге от того, как мы все научимся современными методами решать перечисленные проблемы, в очень большой степени зависит способность нашего Отечества противостоять новым вызовам нынешней и будущей - далеко не безоблачной и все более сложной - эпохи. Когда я говорю "все", я имею в виду и институты законодательной, исполнительной и судебной власти, и тех, кого мы называем лидерами общественного мнения.

Причем для нас это важнейшее дело. И потому, что без решения этих проблем наша "фактическая конституция" негласного общественного договора неизбежно будет чуть не на каждом шагу расходиться и с духом, и с буквой Конституции. И потому, что без решения этих проблем мы не сможем должным образом решать свои задачи выявления, развития и максимально эффективного использования правового потенциала Конституции на благо страны.

И - подчеркну в заключение - без всего перечисленного мы не обеспечим решение той генеральной задачи, которую я называл много раз и которую уже более полутора столетий пытались решить поколения российских правоведов. А именно задачи полноценного взятия - Россией в целом, всеми ее народами, социальными группами, гражданами - правового барьера.

Позитивное право – это основа любой концепции правового понимания. Существуют три взгляда на данное понятие. Первый рассматривает принцип позитивного права, как тождество стандартных правовых норм и законов. Вторая теория гласит, что существование прав автономное, и не имеет отношения к позитивному праву – законодательству. С точки зрения третьей концепции, позитивное право может возникнуть и начать действовать только в том случае, когда реализуются законы страны.

Что такое позитивное право

Позитивный вид права также называют положительным правом. Его на официальном уровне издает государство, согласно установленному порядку. Каждая норма фиксируется в нормативном или правовом акте. Это могут быть президентские указы, законы, постановления или другие источники правовой информации. Общество называет право положительным, так как это действующее, истинное для граждан страны, общеобязательное постановление. С его помощью теория получает возможность регулировать отношения в социуме. Благодаря таким указам и нормам исполняется законодательство страны, проходят разбирательства по искам, обвинениям и делам защиты.

Естественный процесс реализации положительных прав состоит из двух этапов:

    наделяется позитивным правом после того, как принят определенный закон. Не всегда это происходит сразу после рождения гражданина. С момента появления на свет человек получает лишь естественные права. Возможность голосовать на выборах индивид приобретает после достижения совершеннолетия. Получение пенсионных отчислений становится доступным после шестидесяти лет.
  1. Реализовать позитивный правовой потенциал человек может в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными нормативными или правовыми актами. Допустим, заменить неработающую стиральную машину по гарантии можно только при наличии чека и талона, который выдается при покупке. Посетить выставку может только владелец входного билета и так далее.

Что такое позитивное право и зачем оно нужно?

Примеры позитивного права и его нарушений в истории

Право, как социальный аспект регулирования общественной жизни, зародилось в период исторического формирования государств. Власти начали разрабатывать свод правил, которые могли бы нормировать отношения между членами общества. Историки выделяют процесс санкционирования.

Государство признает социальные критерии, которые могли возникать в первобытном строе, наделяя их законной силой. В становлении многих стран именно система санкционирования преобладала в процессе формирования правовых основ. Например, образовательная система в мусульманских странах. Все принципы и каноны здесь вырабатывались на базе мусульманской доктрины. Различают:

  • Правотворческое санкционирование. Это социальные нормативы, изданные на государственном уровне, и законодательство.
  • Прецедентное санкционирование. Включается осуществление административной и судебной деятельности, как основной в разрешении спорных ситуаций.

Рассмотрим пример. Первобытнообщинный строй общества базировался на фактически животных принципах. Например, кровная месть использовалась, как защита членов племени от нападения других особей. Ограничения долгое время отсутствовали. Спустя некоторое время были разработаны первые рамки. Люди стали действовать по принципу талиона. То есть степень мести соответствовала степени вреда, нанесенного врагом. Позже этот принцип заменила композиционная теория. Государство включило выкуп кровного отмщения в законодательство. Сумма выкупа зависела от того, на каком социальном уровне находился убитый или пострадавший человек. Осуществлялась дифференциация выкупа, который получал король или князь. Так совершенствовалось право, постепенно оно достигло нынешнего уровня, сформировалась теория позитивного законодательства.

Цвиль Владимир

С момента принятия Конституции РФ в 1993 г. рассматривались два варианта ее развития: путем внесения поправок либо путем законодательного и судебно-конституционного развития при сохранении стабильного текста. В пользу второго варианта высказывался тезис о том, что проблемы Основного Закона кроются не в тексте, а в его реализации на практике, в связи с чем необходимо реальное и качественное претворение в жизнь конституционных идей.

Спустя 15 лет идея стабильности текста стала все больше подчиняться идее внесения в него изменений. Так, в 2008 г. в Конституцию были внесены изменения об увеличении срока полномочий Президента РФ и Госдумы, о контрольных полномочиях Госдумы в отношении Правительства РФ, в 2014 г. – о судебной системе, прокуратуре и Совете Федерации (в частности, об увеличении его состава представителями РФ, назначаемыми президентом).

Как сообщает ЦИК России, по результатам общероссийского голосования за принятие поправок высказались около 78% россиян

Факт изменения Основного Закона дал повод рассуждать о перспективах дальнейшего конституционного развития. Сразу оговорюсь, что в данной заметке не ставится задача ответить на вопрос о процедуре закрепления предлагаемых идей. Кроме того, для одних предложений требуется принятие новой Конституции, другие могут иметь форму поправок либо законодательного развития, либо конституционно-правового истолкования.

Усиление гарантий стабильности конституционного текста

Одним из важнейших качеств Основного Закона является стабильность – высокая устойчивость его текста, являющаяся иммунитетом от малообоснованных влияний, веяний времени и чрезмерной гибкости. Стабильность предопределяет особое доверие к Конституции со стороны общества.

Стабильность Конституции обеспечивается усложненным порядком внесения в нее изменений. В действующей Конституции заложена иерархия ее положений и соответствующая ей ступенчатая модель сложности их изменений: в частности, положения гл. 1 имеют приоритет перед другими положениями, при этом гл. 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены, а могут быть изменены только в рамках новой Конституции (ст. 16, 64 и 135). Поправки в гл. 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации (ст. 136).

Если при принятии Конституции в 1993 г. такой порядок рассматривался как достаточно жесткий, гарантирующий стабильность конституционного текста, то в настоящее время процедура внесения в Основной Закон поправок выглядит уже более гибкой.

Далее 16 марта Конституционный Суд РФ вынес Заключение № 1–3, которым признал поправки и процедуру их внесения конституционно допустимыми (никто из принимавших в рассмотрении этого вопроса судей не высказал особого мнения, которое на тот момент было законодательно предусмотрено). Поскольку указанный Закон предполагал общероссийское голосование, оно изначально было назначено на 22 апреля, но затем по известным причинам перенесено на 1 июля. Как следует из Постановления ЦИК от 3 июля 2020 г., из 74 114 217 принявших участие в голосовании граждан за поправки проголосовали 57 747 288 человек (77,92%). В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июля 2020 г. № 445 поправки вступили в силу 4 июля 2020 г.

Таким образом, можно констатировать оперативную реализацию процедуры внесения большого пакета конституционных поправок.

КС признал конституционным положение постановления губернатора МО об ограничении передвижения в период пандемии

Как указал Суд, в сложившейся экстраординарной ситуации губернатором как высшим должностным лицом государственной власти субъекта РФ было осуществлено оперативное правовое регулирование, впоследствии легитимированное правовыми актами федерального уровня

Напомню также, что 30 января 2020 г. по решению Всемирной организации здравоохранения в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-19) эпидемиологической ситуации был присвоен уровень международной опасности и объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 г. ситуация была признана пандемией. В связи с этим указами Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 234, от 28 апреля 2020 г. № 316 и от 11 мая 2020 г., а также принятыми на их основе актами высших должностных лиц субъектов Федерации были введены ограничительные меры, в том числе режим повышенной готовности, включающие ограничение свободы передвижения населения и проведения публичных мероприятий. Часть этих мер продолжают действовать в настоящее время, а соответствующие споры продолжают рассматриваться в судах (например, Постановление КС от 25 декабря 2020 г. № 49-П).

Между тем еще раз отмечу, что конституционные поправки имели обширный объем и разноплановый характер, затрагивали многие сферы правоотношений. На мой взгляд, это требовало создания реальных условий для общественной, научной и политической дискуссии, основанной на принципах всесторонности, полноценности, открытости, прозрачности, а также широкого и беспристрастного освещения в СМИ. Поэтому представляется, что обсуждение поправок должно было занять больше времени, а также, на мой взгляд, его следовало перенести до окончания эпидемиологической угрозы и прекращения действия ограничительных режимов.

Исходя из накопленного опыта, а также учитывая сущность и свойства Основного Закона, гарантии стабильности конституционного текста, по моему мнению, следовало бы усилить. Во-первых, установить возможность изменения Конституции путем референдума или его обязательного вовлечения в соответствующий конституционный процесс. Во-вторых, для формирования взвешенного общественного мнения закрепить гарантии продолжительности соответствующего конституционного процесса (например, минимально допустимый срок в один год). Полагаю, это отвечало бы тому принципу, что изменение Основного Закона должно носить исключительный, а потому редкий, тщательно выверенный, глубоко обдуманный и взвешенный характер.

При наличии в Конституции лишь основополагающих положений раскрытие ее потенциала, на мой взгляд, должно происходить при взаимном уравновешивании: с одной стороны – стабильности фундаментальных основ, отражающих традиционные ценности, вечные идеалы, общепризнанные и непоколебимые гарантии, а с другой – эволюции конституционных положений путем их законодательного развития и легального истолкования, позволяющего адаптировать конституционный текст к изменяющейся социальной реальности.

Поиск и обозначение конституционных принципов кадровой политики государства

Вопросы личностных качеств кадрового состава госаппарата, в частности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (далее в общем смысле – госслужащих), имеют первостепенное значение для осуществления функций государства. Достаточно давно был сформулирован принцип, согласно которому именно личностные качества служителей закона, а не сам закон, предопределяют эффективность выполнения государством его задач.

Конституция, являясь программным документом и неся ценностные и целеполагающие ориентиры, содержит основу идеи служения обществу: это стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за Родину перед нынешним и будущими поколениями, а также принципы справедливости, правовой демократии, социального государства, постулат обусловленности деятельности органов публичной власти правами и свободами человека и гражданина (преамбула, ст. 1–3, 7 и 18).

Вместе с тем насколько адекватно развивается конституционная идея государственного служения на практике? Это обширный вопрос, поэтому обратим внимание на его основу – смысл и цель госслужбы.

Данный принцип, на мой взгляд, идеологически неоднозначен, так как материальные гарантии должны быть следствием (результатом) службы, а не ее целью (стимулом). Это философско-правовая и конституционная проблема, затрагивающая идейную основу публичной власти.

Служение обществу (служебная и должностная деятельность) имеет два стимулирующих вектора: профессионально-идеологический (служба и ее предназначение) и материально-практический (труд и его вознаграждение). Первый является базовым, отражая целеполагающую основу служения. Второй, в свою очередь, призван обеспечить достаток и независимость служащего. При этом если до определенной черты достойное материальное обеспечение является гарантией достатка и независимости, то чрезмерно высокий доход, напротив, ставит госслужащего в зависимость от опасений потерять его источник и может выступать средством давления.

Вместе с тем существует важный этический принцип: благодетель без победы над страстью – не благодетель (относительно рассматриваемой сферы: служение обществу без преодоления главенства материального стимула – не служение). Поэтому именно идеология профессиональной деятельности госслужащего, включая значение занимаемой общественной роли и качественное выполнение возложенных на него задач, должна выходить на первый план в системе стимулов и социального вознаграждения.

Вместе с тем служение – очень важная характеристика, отличающая наивысшую ступень социального бытия человека. Оно кардинально отличается от прислужничества: первое подчинено общественному благу и основано на профессиональном достоинстве, второе сводится к удовлетворению корыстных интересов и формальному выполнению профессиональных обязанностей. Поэтому выраженная Александром Грибоедовым словами Чацкого идея радости службы и недопустимости прислуживания – это один из вариантов формулирования конституционной идеи ответственного служения обществу со стремлением обеспечить его благополучие и процветание, с верой в добро и справедливость.

Таким образом, фактор потребности ответственного служения обществу должен являться основой профессиональной пригодности, а кадровая политика государства– создавать условия для раскрытия потенциала истинных служителей закона и общественных деятелей. В целях дальнейшего развития эти идеи в том или ином виде должны, на мой взгляд, получить конституционное признание. Вместе с тем нужно учитывать, что для эффективного служения обществу в нем самом должен быть достигнут необходимый уровень культуры, в том числе правовой и культуры власти, без чего возможность быть настоящим деятелем и служителем закона во многих ситуациях потребует героических усилий.

Развитие конституционного статуса СМИ

Конституция гарантирует свободу массовой информации, которая основана на свободе мысли и слова, праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также запрете цензуры (ч. 1, 4 и 5 ст. 29).

Представитель заявителя жалоб отметила, что постановления ЕСПЧ предоставляют журналистам больше возможностей писать на острые темы о коррупции, финансовых и других злоупотреблениях чиновников

Таким образом, СМИ выполняют публичные задачи, поэтому вырабатываемый ими продукт должен отвечать конституционному предназначению, а деятельность –международно признанным стандартам.

Целый ряд международных актов регулируют деятельность СМИ 1 .

Думается, указанные стандарты содержания института массовой информации, а также обязанность их уважения и обеспечения со стороны государства также должны быть отражены и на национальном конституционном уровне.

В заключение добавлю, что существуют и другие важнейшие конституционные проблемы – например, необходимость закрепления гарантий обеспечения реальной независимости ветвей власти, особенно судебной, серьезного усиления природоохранных принципов (смещение баланса в сторону экологических интересов по сравнению с материально-экономическими, повышения уровня образования и медицины), которые также требуют решения.

1 Это, в частности, Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (1978 г.), а также документы Совета Европы: Декларация о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.), Рекомендация о роли национального вещания и управления им (1975 г.), Декларация о свободе выражения мнения и информации (1982 г.), Политическая декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе (1994 г.), Рекомендация о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации (1999 г.), Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ (2004 г.).

Повелительница молнии

Мир устроен так, что все люди добиваются разных высот. Кто-то становится успешным бизнесменом или известным артистом, а кто-то испытывает трудности с обычным карьерным ростом. И это далеко не всегда напрямую связано со способностями человека. Просто не все знают, как раскрыть свой потенциал и суметь реализовать таланты, подаренные природой. Сегодня мы поговорим о том, что обычно подразумевают под личностным потенциалом, а также о том как его раскрыть и реализовать.

Что такое потенциал?

Потенциал – это имеющийся у человека набор способностей и возможностей для развития, используя которые, он может добиться успеха в определенной сфере. А может и не добиться. Именно в этом заключается смысл данного понятия. Если человек будет целеустремленно двигаться вперёд, не сворачивая с пути и не совершая глупых ошибок, он сможет реализовать свой потенциал. Если же он начнёт тратить ресурсы не по назначению, его потенциал не будет реализован.

Данное понятие включает интеллектуальные и когнитивные способности человека, его навыки коммуникации, способность мыслить творчески и находить нестандартные решения. Также оно обычно связано с конкретной сферой деятельности. Так для спортсмена потенциал – это хорошее здоровье и обмен веществ, подходящая для конкретного вида спорта комплекция и удачные пропорции скелета. Без этих предпосылок даже самый старательный атлет не станет чемпионом.

С точки зрения психологии, личностный потенциал – это набор скрытых возможностей человека, которые он может использовать для достижения успеха в любой из сфер своей жизни, включая карьеру, увлечения и личное счастье. В расчёт принимаются способности и возможности, имеющиеся сейчас, но с расчётом на то, какого результата они помогут добиться в будущем. Каждое продуктивное применение способностей – это небольшой шаг в направлении раскрытия потенциала.

Составляющие потенциала личности

Принято выделять 5 составляющих личностного потенциала:

  1. Гносеологическая (познавательная). Когнитивные способности у всех развиты по-разному. И потенциал личности довольно сильно зависит от уровня интеллекта и качества восприятия, а также от способности запоминать новую информацию, сохранять приобретенный опыт и применять его в дальнейшем.
  2. Аксиологическая (ценностная). Данная составляющая определяется нравственностью, моралью и прочими системами ценностей, которые человек приобретает в процессе взросления и социализации.
  3. Творческая. Сюда входят навыки и способности, позволяющие находить нестандартные решения, создавать, изобретать, критически осмысливать ситуацию, генерировать и реализовывать идеи.
  4. Художественная. Это часть творческих способностей, связанная с чувством вкуса, умением создавать художественные и иные произведения искусства или просто делать красивые вещи, нравящиеся другим людям.
  5. Коммуникативная. Эта составляющая подразумевает высокий уровень социального интеллекта, который позволяет человеку устанавливать контакты и добиваться взаимопонимания с другими людьми.

Как реализовать свой потенциал?

Первое, что нужно для самореализации – понимание своих ключевых целей. Только зная, куда идёшь, можно двигаться достаточно эффективно. И даже если вы ещё не определились с целью всей жизни, промежуточные цели, которые вдохновляют и мотивируют вас, тоже подойдут. Также, можете прочитать отдельную статью о том, как найти цель в жизни.

Но будьте готовы к тому, что быстро и просто настоящие цели не достигаются – для реализации своего потенциала надо упорно работать в течение многих лет. А чтобы повысить шансы на успех, воспользуйтесь несколькими несложными советами от успешных людей.

1. Определитесь со сферой, которая вам наиболее интересна

Если вы всерьез раздумываете над тем, как раскрыть свой потенциал, стоит начать с того, чтобы убедиться, что выбранная сфера деятельности является для вас самой интересной и перспективной. Возможно, пришло время разобраться в новой области, изучить технологию, к которой у вас всегда был интерес. Конечно, следует здраво оценивать шансы на успех в новой сфере. Вряд ли человек, который до 30 лет изучал философию, сможет с нуля стать известным физиком-ядерщиком в таком возрасте.

2. Сделайте первый шаг

Многие из нас годами откладывают подобные начинания, боясь, что что-то не получится, либо просто не хватит времени, знаний или иных ресурсов. Если чувствуете, что эта цель важна для вас, сделайте первый шаг к ней прямо сегодня, а лучше – прямо сейчас.

3. Заведите дневник

Дневник – очень удобный инструмент, помогающий разобраться в себе, понять свои способности и желания. В качестве дневника удобно использовать классический бумажный вариант. А на смартфон можно поставить приложение из категории тайм-трекеров, которое поможет вам лучше понять, на что вы тратите время и сколько времени в день реально получается выделять на развитие и обучение.

Контроль времени и хорошее понимание того, куда оно уходить – один из важнейших шагов на пути реализации своего потенциала. Как известно, большинство людей плохо понимает, чем занимается в течение дня. А начав поминутно отслеживать свою деятельность при помощи тайм-трекера, они очень удивляются, обнаружив, как много времени уходит на рутину и прочие малополезные занятия.

4. Станьте сильным

Учитесь не сдаваться, столкнувшись с неудачей или натолкнувшись на серьезное препятствие. У человека, привыкшего к спокойной и размеренной жизни, порог сдачи обычно достаточно низкий. Но как раскрыть свой потенциал, если сдаваться на пути к цели? В следующий раз, когда вам покажется, что вы уперлись в препятствие, не сворачивайте, а постарайтесь преодолеть его. Если же препятствие действительно непреодолимое, сначала твердо убедитесь в этом, и только после этого ищите обход.

Да, это слишком смелое утверждение. Однако самые успешные люди мира всегда твёрдо следовали данному принципу, ставя перед собой невозможные цели и достигая их.

6. Будьте уверены в себе и оптимистичны

Избегайте пессимизма и излишних переживаний, смотрите оптимистично на всё. Даже ошибки и неудачи можно воспринимать как ценный опыт, который принесёт пользу в будущем. Постарайтесь повысить самооценку, это даст не только уверенность в своих силах, но и понимание того, что вы достойны всего, чего пожелаете. Чем сильнее вы расширяете рамки своих притязаний, тем большего сможете добиться.

7. Улучшайте коммуникативные навыки

Умение убедительно говорить и слушать собеседника – очень полезные навыки. Постоянно работайте над ними: хорошо думайте, прежде чем говорить, и обдумывайте уже сказанные фразы, улыбайтесь собеседникам, слушайте их с интересом, задавайте вопросы, позволяющие им раскрыть мысль, демонстрируйте, что относитесь к ним и их словам с уважением.

Заключение

Что такое потенциал? Этот термин встречается в экономической литературе. Он также применим в таких областях, как биология, математика, физика, химия. В общем понимании, потенциал – это некие запасы, которые имеются в наличие и могут быть при необходимости использованы. В этой статье мы рассмотрим подробно этимологию, значение и употребление этого слова.

потенциал это

Истоки

Биология и физика

Нейрон является структурно-функциональной единицей нервной системы. Мембранный потенциал – это своего рода запасы нейрона в невозбужденном состоянии. В биологии термин, о котором идёт речь в этой статье, употребляется довольно часто. Таким образом, характеризуются некие физические процессы. Кроме того, слово применяется по отношению к различным биологическим объектам. В физике потенциал – это количественная характеристика полей (электрических, магнитных, гравитационных).

экономический потенциал

Экономика

Из вышесказанного можно подвести итог. Потенциал – это источники и возможности, которые могут быть активированы для достижения определённой цели. Каждое государство ставит перед собой некие задачи. Главная цель – достижение культурного и материального уровня жизни народа. Экономический потенциал – совокупность отраслей народного хозяйства, призванных производить необходимую продукцию и оказывать услуги населению страны. Государства в экономическом плане отличаются друг от друга объёмом трудовых ресурсов, уровнем развития сельского хозяйства и строительства, достижениями научно-технического прогресса. Все эти особенности являются факторами, которые и определяют экономический потенциал.

Психология

Потенциал личности – это скрытые возможности, то есть способности человека, которые могут быть не замечены, но становятся очевидными при их развитии. Для того чтобы определить наличие каких-либо задатков, анализируются внешние и внутренние показатели. К последним относится душевное здоровье человека и то, чем он стремится заполнить свою жизнь.

Творческий потенциал – это сторона интеллекта, которая отвечает за способность личности формировать оригинальную точку зрения, открывать новые пути в решении поставленных задач. Для определения подобных возможностей, психологами разработано множество специальных тестов. Но даже без проведения исследований можно определить без труда, что человек, который не ограничивается в своей деятельности повторением заученных действий, а создаёт нечто новое, обладает значительным творческим потенциалом.

творческий потенциал

Когда речь идёт о потенциале артиста, подразумевается совокупность таких факторов, как возраст, психическое и физическое здоровье, профессиональная подготовка, трудоспособность, опыт работы и личностная характеристика.

Педагогика

В педагогике существует ряд терминов, применяемых для определения тех или иных возможностей учеников. Помимо творческого потенциала, можно также назвать познавательный, ценностный, коммуникативный и художественный. В формировании гармоничной личности играет значительную роль развитие всех возможностей малыша. А, следовательно, основным видов воспитания в современной педагогике является равномерное развитие всех потенциалов, перечисленных выше. Поэтому образовательный процесс в начальной школе направлен, прежде всего, на развитие творческих, познавательных, коммуникативных и художественных способностей.

понятие потенциала

Применение в повседневном обиходе

Понятие потенциала прочно вошло в повседневную речь. Это слово используется не только в качестве специального термина. Оно может встречаться в различных контекстах. Например, термин употребляется собеседниками, когда они говорят о работе, личных интересах, своём развитии, обучении, способностях и талантах. Его часто используют, когда говорят о художниках, литераторах, режиссёрах и других творческих личностях.

Читайте также: