Что такое правовое опосредование

Обновлено: 02.07.2024

Правовая процедура – законодательно определенный порядок совершения юридически значимых действий.

Реализация практически всех социальных норм нуждается в процедурах и соответствующих процедурных нормах.

Правовая процедура является системой, которая:
а) ориентирована на достижение правового результата;
б) состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения;
в) имеет модель (программу) развития, установленную на нормативном или индивидуальном уровне;
г) постоянно находится в динамике, развитии;
д) имеет служебный характер: выступает средством реализации основного, главного для нее правового отношения.

Принципиально важна для понимания юридической процедуры и механизма ее действия категория основного отношения, ради которого процедура возникает, и реализации которого служит. По признаку основного отношения процедуру в правовой системе можно поделить на материальную, процессуальную и правотворческую. Первые две разновидности относятся к правореализующим процедурам.

Материальная процедура применительно к своему основному (регулятивному) отношению может быть средством:

а) формирования юридико-фактической основы его возникновения;

б) установления существования отношения;

в) его непосредственной реализации;

г) прекращения отношения.

Процессуальная процедура (процесс) имеет две цели:
а) выявление охранительного правоотношения;
б) его непосредственную реализацию.

Признаком процедуры является наличие установленного алгоритма действий, посредством которого процедура реализуется.

Модели юридических процедур могут быть как нормативными (которые содержатся в процедурных нормах), так и индивидуальными (то есть установленными правореализующим договором или иным индивидуальным юридическим актом).

В идеале процедурные нормы должны быть того же законодательного уровня, что и основные. Например, если нормы, которые процедура должна обеспечивать, закреплены законом, то и процедура должна быть установлена на уровне закона.

Процедура должна быть доступна. Здесь два аспекта. Первый — это доступность информации о порядке реализации юридических норм. Второй — это доступность которая зависит от простоты порядка обращения в компетентный орган.

Юридическая процедура должна обеспечивать необходимую детализацию поведения.

Нормативная модель процедуры должна определять:
а) целевое назначение процедуры;
б) тип основных отношений;
в) круг лиц, участвующих в процедуре;
г) акты поведения, которые могут или должны совершить участники процедуры;
д) последовательность совершения актов поведения;
е) сроки (время) и место осуществления как отдельных процедурных действий, так и процедуры в целом;
ж) правовые средства, обеспечивающие функционирование процедуры.

Реализация права нуждается в применении процедурных форм в следующих случаях:

ü для регламентации процесса правового принуждения, осуществляемого в рамках охранительных правоотношений;

ü для процедурного опосредования тех регулятивных норм, которые вообще не могут быть реализованы без помощи надлежащей процедуры;

ü для оптимизации процесса реализации регулятивных норм.

Юридический процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юри­дических решений общего или индивидуального характера.

В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.

Юридический процесс – это:

ü это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

ü это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

ü это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процесс зависит от органа. Сказать про законодательный процесс.

Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу.

Теорию юридическо­го процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Горшенев и его научная школа. Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заин­тересованных в разрешении различных юридических дел иных субъек­тов права. Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответ­ствующих правовых актах - официальных документах.


Большинство психологов сходится на том, что человек выстраивает отношения с окружающим миром не напрямую. Его поведение, чувства, способы реагирования всегда регулируются, контролируются или, говоря психологическим термином, опосредуются прошлым опытом, желаниями, целями. Понять суть происходящих процессов не всегда просто, поэтому давай разбираться, что значит опосредование в психологии, каким оно бывает.

Понятие опосредования

девушка-олень

В советской психологии большое внимание опосредованию уделали такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Я. Рубинштейн. С их точки зрения, все психические явления в процессе формирования проходили определенный процесс. Сначала на них влияли внешние стимулы, затем они превращались во внутренние регуляторы и уже в этой роли оказывали воздействие на то или иное явление.

Звучит запутанно, поэтому ознакомься с часто используемым примером:

  • Ты учишь ребенка добру, объясняешь ему, как можно и нельзя поступать.

Например, он должен уважать старших – родителей, воспитателей, учителей. Это знание для него является внешним стимулом.

Таким образом, изначально действия малыша опосредовались только его желаниями и интересами, а внешний стимул существовал отдельно от него. В дальнейшем он стал частью ценностно-нравственной системы ребенка и начал самостоятельно влиять на его поведение.

Так происходит со всеми значимыми явлениями жизни. Советские психологи ориентировались на объективные факторы – установленные в обществе моральные ценности, коллектив, деятельность. Однако опосредование в психологии затрагивает и более глубокие области психики. Но об этом речь пойдет чуть дальше.

Опосредование выполняет несколько функций:

  • Регулирующая – действия человека, его выбор должны соответствовать принятым им нормам, правилам, ценностям.
  • Общение – люди взаимодействуют с помощью знаков. Именно они, с точки зрения Л. С. Выготского, делают возможным взаимопонимание, лежат в основе коллективной деятельности, процессов обучения. Опосредуют имеющиеся знания.
  • Построение общества, коллектива, сплоченной национальной группы.
  • Возможность достижения целей – действия перестают быть хаотичными, есть определенный фактор, который их объединяет.
  • Защитная – наличие знания, понимание причинно-следственной связи позволяет защитить психику от разрушительных воздействий стресса, напряжения, форс-мажорных ситуаций.

Виды опосредования

Процесс опосредования – постоянный, он красной нитью проходит через всю жизнь человека. Факторы, которые на него влияют, формируют разные виды опосредования. Тем самым, человек оказывается в мире ограничений и возможностей.

Разные виды опосредования можно схематично представить в виде цветка с серединкой, которая пересекает каждый лепесток. Ты формируешься, как личность, развиваешься в этой серединке, находя баланс между разными видами опосредования. Иногда лепестки обрываются, на их месте вырастают новые.

Деятельностное опосредование

Один из ключевых факторов – ведущая деятельность, т.е. то, что в определенном возрасте максимально влияет на жизнь человека. В школьном возрасте и юношестве это учеба. У взрослых это работа, необходимость зарабатывать деньги для выживания семьи. У молодой мамы это обязанность заботиться о ребенке.


В связи с этим принято говорить о деятельностном опосредовании. Все действия человека, его мотивация, мышление преломляется через основной вид деятельности.

Так, мама новорожденного, которая привыкла много читать, вероятно, будет продолжать читать, но книги будут о воспитании ребенка, кормлении, заболеваниях. Девушка, поступившая на факультет психологии, будет измерять все возможности с точки зрения того, получит ли она что-то новое, нужное для учебы, развития себя, как психолога.

Социальное опосредование

Каждый человек живет в определенной группе других людей. Это семья, группа в университете, на тренировке, рабочий коллектив. Та же самая молодая мама быстро окажется в группе других родителей, занятых детскими проблемами.

Каждая группа существует в рамках определенных правил (пусть невысказанных), ценностей, ограничений. Чтобы быть принятым, человек изучает их, пытается соответствовать. Например, в спортивной команде использует сленг, на работе – вежливую, грамотную речь. Возможны ограничения в одежде, темах для разговоров.

Мотивационное опосредование

В этом виде опосредования сконцентрированы мотивы и цели, которые руководят твоим поведением, выбором. Ты хочешь стать известным ученым, поэтому можешь покинуть семью, родной город, переехать в другую страну. В этот момент социальное опосредование резко поменяется – на тебя перестанут влиять прошлые группы, ключевым фактором будет цель стать ученым и получить для этого лучшие возможности.

Или твоей целью всегда было построить успешную карьеру, ты работала днями и ночами, в выходные, ездила по командировкам. Но однажды у тебя родился милый, абсолютно беспомощный ребенок. Ты планировала через месяц выйти на работу и добиваться повышения, но не смогла оставить малыша и отказалась от карьеры.

Защитное опосредование

У апологетов советской психологической науки ты, конечно, не найдешь формулировку защитного опосредования. Но какую другую роль, кроме контроля, регуляции выполняют защитные механизмы? Они действительно опосредуют твои чувства, отношение, выбор, поведение.

К примеру, в детстве девочку часто оставляли одну. Она привыкла к одиночеству, научилась играть сама, не бояться чудовищ и злых людей. Вернее, это тот фасад, который она успешно демонстрирует окружающим. В действительности ей постоянно снятся ужасы, при любом проявлении интереса со стороны молодых людей она убегает, все портит. В результате при всех мечтах о счастливой семье перед тобой оказывается одинокая, несчастная женщина.


Опосредование через самооценку

Еще один не совсем стандартный подход – опосредование через самооценку. То, как человек видит, оценивает себя, оказывает мощное влияние на всю его жизнь.

Низкая самооценка заставляет выбирать низкооплачиваемую работу, друзей, с которыми тебе неинтересно. Они готовы принять тебя в компанию, поэтому ты проводишь с ними время.

Слишком высокая самооценка устанавливает рамки, до которых невозможно допрыгнуть, отсюда – постоянная фрустрация. Молодой человек только закончил ВУЗ и сразу решил стать директором завода. Шансов немного. Однако из-за завышенной самооценки он этого может не понять, начнет винить всех подряд и в итоге скатится к алкогольной зависимости. Это просто пример, но он показывает, что знание и понимание своих реальных возможностей оказывает опосредующую функцию.

Можно много говорить об опосредовании, выделять разные его виды. Главное, понять одно – невозможно построить четкую причинно-следственную связь между событием и реакций человека. Всегда есть дополнительные сознательные и бессознательные факторы, которые на нее влияют и ее формируют.

1 Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1995. — № 1. — С. 18—23. 155

цессов ребенка, становления его личности [Бархатова С. Г., 1967; Самохвалова В.И., 1967]. При психической патологии часто нарушается в первую очередь адекватный выбор средств регуляции разных уровней и видов деятельности: например, у больных шизофренией исчезает традиционное использование средств вследствие ослабления влияния прошлого опыта на познавательную деятельность [Богданов Е.И., 1971; Мелешко Т.К., 1971]; при истерии адекватные средства саморегуляции замещаются особыми жизненными стереотипами, снижающими пластичность поведения [Берток Н. М., 1988]; мнестическая деятельность больных эпилепсией характеризуется тенденцией к чрезмерному опосредованию, к замещению основной деятельности вспомогательными операциями [Зейгарник Б. В., 1965; Петренко Л.В., 1976]. Одним из путей изучения механизмов опосредования является анализ компенсаторных приемов, выбираемых человеком и направляемых им на оптимизацию отдельных видов психической деятельности, нарушающихся вследствие изменения внутренних детерминант психического отражения, к числу которых относится работа мозга.

Осознание и переживание неэффективности своей деятельности вызывает у этих людей форму активности, которая направлена на преодоление дефекта и которую, по нашему мнению, можно рассматривать как изменение и развитие способа саморегуляции.

Если исходить из представлений об онтогенезе как о процессе, характеризующемся в первую очередь возникновением психических новообразований, то вполне допустимо применение этого 157

понятия и к так называемому возрасту инволюции. Совершенно очевидно, что и в этом периоде жизни имеет место внутреннее переустройство психических функций, обусловленное как изменениями в состоянии центральной нервной системы, так и психосоциальными факторами. Это внутреннее переустройство требует изменения и способов опосредования. При том, что мобилизация саморегуляции имеет адекватный адаптивный смысл, она в своих проявлениях нередко приобретает гиперкомпенсаторный или даже патологически утрированный характер. Обращаясь к сказанному выше об особенностях динамики опосредования в онтогенезе детства и юности от внешнего к внутреннему означению, можно сказать, что на этапе позднего онтогенеза иерархия в использовании средств различного уровня может изменяться в сторону преобладания форм, присущих второй стадии в развитии опосредования.

В заданиях на понимание сюжета картинки можно наблюдать такой механизм опосредования, как изменение структуры деятельности в целом. Начиная с подробного перечисления всех элементов картинки, пожилые люди лишь после этого переходят к описанию ее скрытого содержания. Можно предположить, что компенсаторная роль такого опосредования состоит в изменении структуры целеполагания, когда в ее систему самим субъектом вводится промежуточная цель и связанные с ней действия.

Очевидно, что во всех описанных случаях имеет место использование собственного индивидуального опыта, приобретенного в определенной культуре и на этапах онтогенеза, связанных с формированием описанных выше видов деятельности. Это особенно отчетливо проявляется при опознании зашумленных зрительных объектов.

Характерно, что выполнение более сложной, казалось бы, задачи — опознание 4 — 5 фигур, наложенных друг на друга, — может проходить более успешно, чем опознание одной фигуры, перечеркнутой неструктурированной линией. Навык предметного освоения действительности и возможность называния (речевого 158

опосредования) в ситуации с наложенными изображениями актуализируются и минимизируют дефицит зрительного гнозисадаже при значительном увеличении объема перцептивного поля. . Исследование памяти у психически и соматически здоровых людей (30 испытуемых в возрасте 51 — 88 лет) показало, что мне-стическая функция у лиц, относящихся к этой возрастной группе, имеет качественные особенности по сравнению с контрольной группой более молодых испытуемых (до 50 лет). Как правило, все пожилые люди высказывают жалобы на снижение способности запоминания. Эти жалобы при нейропсихологическом исследовании получают объективную верификацию и могут быть интерпретированы как модально-неспецифические мнестические расстройства, в основе которых лежит повышенная тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями. Пытаясь преодолеть трудности запоминания в экспериментальной ситуации, все пожилые испытуемые использовали компенсаторные опосредующие приемы, содержание которых изменялось в различных возрастных подгруппах. Лица в возрасте от 51 до 60 лет обнаружили снижение продуктивности запоминания по сравнению с более старшими возрастными подгруппами (за исключением подгруппы старше 81 года). Однако при большом количестве пропусков в припоминаемой сти-мульной последовательности они абсолютно не допускали искажений предъявленного материала. Усиленная установка на точность запоминания, по нашему мнению, является своеобразным компенсаторным приемом саморегуляции. Этот прием вместе с тем может рассматриваться как гиперкомпенсаторный, создающий у субъекта дополнительное напряжение, что, в свою очередь, переструктурирует функцию запоминания в сторону снижения ее продуктивности. Иная картина опосредования памяти имела место у лиц старше 81 года. Запоминая последовательность из 5 слов, эти испытуемые пытались путем проговаривания установить связь между элементами ряда, логически структурировать материал. Припоминание последовательности тем не менее не было успешным. Имело место большое количество ошибок. Вынесенные во внешний план речемыслительные операции, являющиеся в целом адекватным приемом запоминания, в данном случае не приводили к успеху. Скорее наоборот, дополнительная психическая активность, направленная на действие опосредования, приводила к нарушению избирательности (точности) припоминания.

Зададим себе вопрос: в чем причина столь выраженных нарушений? Можно предположить, что они возникают либо вследствие распада пространственных представлений, лежащих в основе выполнения счетных операций данного типа, либо вследствие сужения объема психической деятельности в целом.

Ограничение возможностей опосредования при сосудистой деменции тем не менее не означает исчезновения таких возможностей вообще. Одни уровни опосредования являются сохранными, другие — нарушенными. Сравнив успешность выполнения больными перекрестных поз в пробах Хэда по зрительному образцу и по речевой инструкции, мы обнаружили, что в случае зрительно- 160

го образца нормально выполняют задание 14 % больных, а по речевой инструкции — 74 %. Этот пример показывает, что больным практически недоступно самостоятельное речевое опосредование (анализ позы психолога, ее описание во внутренней речи и воспроизведение на основании такого описания). Но если такое опосредование задается извне (и не требуется его самостоятельное конструирование), то осуществляемая с его помощью деятельность оказывается значительно более успешной.

Результаты выполнения проб логико-грамматического конструирования демонстрируют и возможность опосредования деятельности с помощью наглядной опоры. Так, правильный выбор из двух атрибутивных конструкций родительного падежа удается 39 % больных, если он осуществляется при слуховом предъявлении, и 76 % — если он осуществляется с опорой на рисунок.

. Приведенные данные показывают, что в возрасте инволюции опосредование остается значимым способом регуляции активности в когнитивной сфере как при нормальном, так и при патологическом старении. Более того, опосредующая деятельность на этом этапе жизни направляется на преодоление когнитивного дефицита и встраивается в общий контекст деятельности как компенсаторный механизм саморегуляции. При этом происходит переструктурирование отношений между различными психическими процессами, что свидетельствует об адекватности понимания старения как особой стадии онтогенеза, характеризующейся не только дефицитарностью отдельных составляющих психической деятельности, но и мобилизацией новых дополнительных средств ее оптимизации. Уровень сложности используемых адаптивных возможностей характеризуется широким диапазоном от сугубо внутренних (гиперконтроль за деятельностью) до чисто внешних (применение лупы при чтении для реконструкции зрительного поля). Естественно, что в позднем онтогенезе, в отличие от раннего, на текущую деятельность накладываются уже освоенные, личностно адекватные и закрепленные в индивидуальном опыте опосредующие действия. Значительно чаще по сравнению с периодом зрелости используются приемы опосредования, вынесенные во внешний план психической активности, что обусловлено сужением объема деятельности, осуществляемой во внутреннем интеллектуальном пространстве. Вместе с тем на этапе позднего онтогенеза имеет место своеобразная дивергенция двух уровней психической активности: натуральные когнитивные способности обнаруживают отчетливую тенденцию к снижению, в то время как опосредование становится все более самостоятельной формой активности. Последняя может носить гиперкомпенсаторный характер и в этом смысле заменять собой реализацию актуальных задач и целей. О Краснова 161

1 Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1995. — № 1. — С. 18—23. 155

цессов ребенка, становления его личности [Бархатова С. Г., 1967; Самохвалова В.И., 1967]. При психической патологии часто нарушается в первую очередь адекватный выбор средств регуляции разных уровней и видов деятельности: например, у больных шизофренией исчезает традиционное использование средств вследствие ослабления влияния прошлого опыта на познавательную деятельность [Богданов Е.И., 1971; Мелешко Т.К., 1971]; при истерии адекватные средства саморегуляции замещаются особыми жизненными стереотипами, снижающими пластичность поведения [Берток Н. М., 1988]; мнестическая деятельность больных эпилепсией характеризуется тенденцией к чрезмерному опосредованию, к замещению основной деятельности вспомогательными операциями [Зейгарник Б. В., 1965; Петренко Л.В., 1976]. Одним из путей изучения механизмов опосредования является анализ компенсаторных приемов, выбираемых человеком и направляемых им на оптимизацию отдельных видов психической деятельности, нарушающихся вследствие изменения внутренних детерминант психического отражения, к числу которых относится работа мозга.

Осознание и переживание неэффективности своей деятельности вызывает у этих людей форму активности, которая направлена на преодоление дефекта и которую, по нашему мнению, можно рассматривать как изменение и развитие способа саморегуляции.

Если исходить из представлений об онтогенезе как о процессе, характеризующемся в первую очередь возникновением психических новообразований, то вполне допустимо применение этого 157

понятия и к так называемому возрасту инволюции. Совершенно очевидно, что и в этом периоде жизни имеет место внутреннее переустройство психических функций, обусловленное как изменениями в состоянии центральной нервной системы, так и психосоциальными факторами. Это внутреннее переустройство требует изменения и способов опосредования. При том, что мобилизация саморегуляции имеет адекватный адаптивный смысл, она в своих проявлениях нередко приобретает гиперкомпенсаторный или даже патологически утрированный характер. Обращаясь к сказанному выше об особенностях динамики опосредования в онтогенезе детства и юности от внешнего к внутреннему означению, можно сказать, что на этапе позднего онтогенеза иерархия в использовании средств различного уровня может изменяться в сторону преобладания форм, присущих второй стадии в развитии опосредования.

В заданиях на понимание сюжета картинки можно наблюдать такой механизм опосредования, как изменение структуры деятельности в целом. Начиная с подробного перечисления всех элементов картинки, пожилые люди лишь после этого переходят к описанию ее скрытого содержания. Можно предположить, что компенсаторная роль такого опосредования состоит в изменении структуры целеполагания, когда в ее систему самим субъектом вводится промежуточная цель и связанные с ней действия.

Очевидно, что во всех описанных случаях имеет место использование собственного индивидуального опыта, приобретенного в определенной культуре и на этапах онтогенеза, связанных с формированием описанных выше видов деятельности. Это особенно отчетливо проявляется при опознании зашумленных зрительных объектов.

Характерно, что выполнение более сложной, казалось бы, задачи — опознание 4 — 5 фигур, наложенных друг на друга, — может проходить более успешно, чем опознание одной фигуры, перечеркнутой неструктурированной линией. Навык предметного освоения действительности и возможность называния (речевого 158

опосредования) в ситуации с наложенными изображениями актуализируются и минимизируют дефицит зрительного гнозисадаже при значительном увеличении объема перцептивного поля. . Исследование памяти у психически и соматически здоровых людей (30 испытуемых в возрасте 51 — 88 лет) показало, что мне-стическая функция у лиц, относящихся к этой возрастной группе, имеет качественные особенности по сравнению с контрольной группой более молодых испытуемых (до 50 лет). Как правило, все пожилые люди высказывают жалобы на снижение способности запоминания. Эти жалобы при нейропсихологическом исследовании получают объективную верификацию и могут быть интерпретированы как модально-неспецифические мнестические расстройства, в основе которых лежит повышенная тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями. Пытаясь преодолеть трудности запоминания в экспериментальной ситуации, все пожилые испытуемые использовали компенсаторные опосредующие приемы, содержание которых изменялось в различных возрастных подгруппах. Лица в возрасте от 51 до 60 лет обнаружили снижение продуктивности запоминания по сравнению с более старшими возрастными подгруппами (за исключением подгруппы старше 81 года). Однако при большом количестве пропусков в припоминаемой сти-мульной последовательности они абсолютно не допускали искажений предъявленного материала. Усиленная установка на точность запоминания, по нашему мнению, является своеобразным компенсаторным приемом саморегуляции. Этот прием вместе с тем может рассматриваться как гиперкомпенсаторный, создающий у субъекта дополнительное напряжение, что, в свою очередь, переструктурирует функцию запоминания в сторону снижения ее продуктивности. Иная картина опосредования памяти имела место у лиц старше 81 года. Запоминая последовательность из 5 слов, эти испытуемые пытались путем проговаривания установить связь между элементами ряда, логически структурировать материал. Припоминание последовательности тем не менее не было успешным. Имело место большое количество ошибок. Вынесенные во внешний план речемыслительные операции, являющиеся в целом адекватным приемом запоминания, в данном случае не приводили к успеху. Скорее наоборот, дополнительная психическая активность, направленная на действие опосредования, приводила к нарушению избирательности (точности) припоминания.

Зададим себе вопрос: в чем причина столь выраженных нарушений? Можно предположить, что они возникают либо вследствие распада пространственных представлений, лежащих в основе выполнения счетных операций данного типа, либо вследствие сужения объема психической деятельности в целом.

Ограничение возможностей опосредования при сосудистой деменции тем не менее не означает исчезновения таких возможностей вообще. Одни уровни опосредования являются сохранными, другие — нарушенными. Сравнив успешность выполнения больными перекрестных поз в пробах Хэда по зрительному образцу и по речевой инструкции, мы обнаружили, что в случае зрительно- 160

го образца нормально выполняют задание 14 % больных, а по речевой инструкции — 74 %. Этот пример показывает, что больным практически недоступно самостоятельное речевое опосредование (анализ позы психолога, ее описание во внутренней речи и воспроизведение на основании такого описания). Но если такое опосредование задается извне (и не требуется его самостоятельное конструирование), то осуществляемая с его помощью деятельность оказывается значительно более успешной.

Результаты выполнения проб логико-грамматического конструирования демонстрируют и возможность опосредования деятельности с помощью наглядной опоры. Так, правильный выбор из двух атрибутивных конструкций родительного падежа удается 39 % больных, если он осуществляется при слуховом предъявлении, и 76 % — если он осуществляется с опорой на рисунок.

. Приведенные данные показывают, что в возрасте инволюции опосредование остается значимым способом регуляции активности в когнитивной сфере как при нормальном, так и при патологическом старении. Более того, опосредующая деятельность на этом этапе жизни направляется на преодоление когнитивного дефицита и встраивается в общий контекст деятельности как компенсаторный механизм саморегуляции. При этом происходит переструктурирование отношений между различными психическими процессами, что свидетельствует об адекватности понимания старения как особой стадии онтогенеза, характеризующейся не только дефицитарностью отдельных составляющих психической деятельности, но и мобилизацией новых дополнительных средств ее оптимизации. Уровень сложности используемых адаптивных возможностей характеризуется широким диапазоном от сугубо внутренних (гиперконтроль за деятельностью) до чисто внешних (применение лупы при чтении для реконструкции зрительного поля). Естественно, что в позднем онтогенезе, в отличие от раннего, на текущую деятельность накладываются уже освоенные, личностно адекватные и закрепленные в индивидуальном опыте опосредующие действия. Значительно чаще по сравнению с периодом зрелости используются приемы опосредования, вынесенные во внешний план психической активности, что обусловлено сужением объема деятельности, осуществляемой во внутреннем интеллектуальном пространстве. Вместе с тем на этапе позднего онтогенеза имеет место своеобразная дивергенция двух уровней психической активности: натуральные когнитивные способности обнаруживают отчетливую тенденцию к снижению, в то время как опосредование становится все более самостоятельной формой активности. Последняя может носить гиперкомпенсаторный характер и в этом смысле заменять собой реализацию актуальных задач и целей. О Краснова 161

Читайте также: