Что такое правовое образование

Обновлено: 30.06.2024

1. Лекция 2 Правовое обучение: сущность и место в правовом образовании. Методы и методические приемы в преподавании права

2. План лекционного занятия

1) Правовое образование: сущность, цели и функции.
Содержание, формы и уровни правового образования.
2) Понятие и сущность правового обучения. Формы, методы и
уровни обучения праву.
3) Понятие метода, методики и методических приемов в
преподавании права. Классификация методов обучения праву.
4) Формы организации занятий в правовом обучении:
понятие, классификация.
5) Индивидуальная и индивидуально-групповая формы
обучения праву. Основные формы организации правового обучения
в образовательных учреждениях: понятие и виды.
6) Основные формы, средства и методы самостоятельной
работы обучающихся.

• Образование - процесс овладения обучающимся системой
научных знаний, умений и навыков в определенной области,
результат, которого соответствует заданным государственным
целям и фиксируется соответствующим документом.

4. 1) Правовое образование: сущность, цели и функции. Содержание, формы и уровни правового образования

• Правовое образование - совокупность правового воспитания и обучения праву.
• Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений,
мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом.
• С помощью правового воспитания у человека развивается:
- чувство уважения к праву,
- привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений,
- уважение к государству,
- стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в
укреплении законности и правопорядка.
• С помощью правового обучения:
- пополняются знания права, его норм и принципов;
- глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам,
необходимости их выполнения.
• Правовому образованию населения в определенной степени способствуют:
- получение юридического образования,
- правовая пропаганда с помощью средств массовой информации,
- включение индивидов в юридическую практику.

5. Функции правового образования:

Образовательная
Воспитательная
Формирует :
Предполагает:
- правовое сознание и правовую
культуру (нравственные, трудовые,
- усвоение научных знаний,
эстетические
и
этические
представления,
взгляды,
- формирование
специальных
убеждения);
профессиональных
умений
и - формы
соответствующего
навыков.
поведения
и
деятельности
в
обществе;
- поведение в обществе;
- систему идеалов, отношений.

6. Обязательный минимум содержания высшего юридического образования (четыре обязательных блока учебных дисциплин)

Общих гуманитарных и
социально-экономических
.
дисциплин (философия,
экономика…)
Общих математических и
естественнонаучных дисциплин
(информатика)
Специальных дисциплин
(прокурорский надзор,
адвокатская деятельность…)
Общепрофессиональных
дисциплин (ТГП, ГП, УП,
КП…)

Юрист должен:
• понимать сущность и социальную значимость своей профессии;
-
обладать:
профессиональной этикой,
глубоким уважением к закону и социальным ценностям правового государства,
чести и достоинству гражданина,
высоким нравственным сознанием,
гуманностью,
твердостью моральных убеждений,
чувством долга,
ответственностью за судьбы людей и порученное дело,
принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных
интересов личности,
необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых
решений.

8. 2) Понятие и сущность правового обучения. Формы, методы и уровни обучения праву.

• Обучение - эмоционально-интеллектуальное взаимодействие
педагога и обучающегося, основанное на совместной
деятельности
по
достижению
государственных
целей
образования.
Основу обучения составляют знания, умения и навыки.
Процесс обучения включает: учение и преподавание.
• Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и
организованный процесс формирования и развития системных
правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной
правомерной деятельности.

9. Правовое обучение

целенаправленный процесс. Его
конечный результат – правовая
обученность личности. Обучение
может быть ориентированно на
получение общегражданских.
профессиональных знаний и
навыков.
планомерный процесс. Оно
осуществляется по заранее
составленному учебному плану,
программам, в соответствии с
которыми учебный материал и
работа обучаемого
распределяются на порции и
этапы обучения.
организованный процесс.
Определены срок обучения,
перечень осваиваемых учебных
дисциплин, виды занятий
(лекции, семинары, уроки и т.д.),
формы контроля (экзамены,
зачёты).

10. Формы правового обучения- специальные конструкции процесса обучения

12. 3) Понятие метода, методики и методических приемов в преподавании права. Классификация методов обучения праву.

13. Классификация методов обучения праву.

Объяснительноиллюстративный
метод
Эвристический
метод
Метод игрового
проектирования
Метод анализа
конкретных
ситуаций
Репродуктивный
метод
Метод проблемного
изложения
Исследовательский
метод
Метод
имитационных
упражнений

14. 4) Формы организации занятий в правовом обучении: понятие, классификация

• Форма организации занятий в • Лекции
правовом обучении – это • Практические занятия
совокупность
способов,
(семинары)
методов и средств организации
правового
обучения, • Лабораторные работы (к
примеру, по криминалистике)
обеспечивающая
освоение
студентами
изучаемых
образовательных программ в
соответствии с требованиями
государственных
образовательных стандартов.

15. Классификация лекционных занятий

Вводная
лекция
Лекцияконференция
Обзорная
лекция
Лекциявизуализация
Проблемная
лекция
Лекцияинформация
С заранее
запланированными
ошибками
Бинарная лекция
(читают 2
преподавателя)

17. 5) Индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения праву

• Форма обучения означает внешнюю сторону организации учебного процесса.
Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных
условий, состава участников образовательного процесса и других его
элементов.
• Индивидуальное обучение студентов не предполагает их непосредственного
взаимодействия. По своей сущности оно есть не что иное, как
самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы заданий.
• При фронтальном обучении преподаватель управляет учебно-познавательной
деятельностью всей группы, работающей над единой правовой проблемой.
Преподаватель организует сотрудничество учащихся и определяет единый для
всех темп работы. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их
индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего студента, поэтому
отдельные учащиеся могут отставать от заданного темпа работы, а другие изнывать от скуки.

При групповых формах обучения преподаватель управляет
учебно-познавательной деятельностью групп студентов. Их можно
подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и
дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы обучения предполагают организацию
учебной деятельности постоянных групп учащихся.
При бригадной форме организуется деятельность специально
сформированных для выполнения определенных заданий временных
групп учащихся.
Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса
на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как
правило, объемного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту
особенность, что как постоянные, так и временные группы
объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и
уровнем сформированности учебных умений и навыков. К
групповым относят также парную работу учащихся.

19. 6) Основные формы, средства и методы самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа учащихся, включаемая
в процессе обучения, — это такая работа, которая
выполняется
без
непосредственного
участия
преподавателя, но по его заданию в специально
предоставленное для этого время; при этом студенты
сознательно стремятся достигнуть поставленной в
задании цели, употребляя свои усилия и выражая в
той или иной форме результат умственных или
физических действий.
Б. П. Есипов

20. Классификация видов самостоятельных работ студентов

Работы познавательнопрактического типа
Работы репродуктивного типа:
- Воспроизводящие
- Тренировочные
- Обзорные
- Проверочные
Работы творческого типа
Работы познавательно- поискового
типа:
- Подготовительные
- Констатирующие
- Экспериментально- поисковые
- Логически- поисковые

Формы самостоятельной работы студентов:
• рефераты
• семестровые задания
• курсовые работы
• курсовые проекты
• аттестационные работы бакалавра,
специалиста, магистра.

Педагогическая наука имеет три выхода на
практику:

через деятельность преподавателя;

через учебник;

через самоорганизацию учебного процесса.

Формы контроля самостоятельной работы :
индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;
проверка рефератов и письменных докладов;
коллоквиумы;
проверка письменных отчетов;
тестирование;
проверка знаний на промежуточном этапе;
проведение групповых письменных контрольных работ
проверкой;
• проверка конспектов источников, монографий и статей;
• выборочная проверка заданий;
• разработка заданий, создание поисковых ситуаций.
с
их

Методические рекомендации преподавателям по организации
самостоятельной работы студентов:
1.
Не перегружать учащихся заданиями.
2.
Чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во
внеурочное время.
3.
В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы
студентов, указывая на источник ответа в литературе.
4.
Давать опережающие задания для самостоятельного
изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций (в статьях,
учебниках и др.).
5.
Давать студентам четкий и полный инструктаж,
включающий: цель задания; условия выполнения; объем; сроки;
образец оформления.
6.
Осуществлять текущий контроль и учет.
7.
Оценивать, рецензировать работы, обобщать уровень
усвоения навыков самостоятельной работы.


Статья раскрывает реализацию правового образования в школе, роль профессиональной компетентности учителя правоведения.

Ключевые слова: правовое образование, профессиональная компетентность.

На сегодняшний день ситуация в сфере правового образования остается достаточно сложной. Среди подростков всё активнее формируется личная аморальная субкультура, которая отрицает правовые устои общественного развития.

Не смотря на государственные и общественные меры, в среде подрастающего поколения продолжают распространяться алкоголизм, наркомания, беспризорность, преступность.

Такие жизненные ситуации требуют знания правовых норм. Эти знания необходимо знать несовершеннолетним, которые часто из-за правовой неграмотности становятся как жертвами, так и преступниками.

Основные причины данной ситуации заключатся в отсутствии системности изучения права в ОУ.

За последние годы благодаря социологическим исследованиям были выявлены характерные недостатки в работе по правовому образованию и воспитанию:

- Не связанность правового образования с практической деятельностью;

- Отсутствия сотрудничества различных ведомств, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними.

- Слабая образовательно-профилактическая работа ОУ.

В связи с этим правительством Ставропольского края разработана и утверждена Стратегия действий в интересах детей на территории Ставропольского края на 2012–2017 годы от 04 декабря 2012 г. N 516-рп. Данная Стратегия предусматривает создание системы и обеспечения прав и интересов детей.

Одним из направлений в работе предложенной стратегии является организация работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних с целью предотвращения правонарушений, проведение бесед с несовершеннолетними в учреждениях системы образования и социальной защиты населения Ставропольского края, правового просвещения несовершеннолетних.

Правовое образование- это совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. Благодаря правовому воспитанию у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка.

Правовое обучение пополняет знания о праве, его нормах и принципах; полученные знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения.

В современной жизни именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане которого смогут жить в социально- правовом согласии друг с другом и с государством.

Особенностью реализации механизма правового образования в школе является подготовка всего педагогического коллектива к изменению образовательной системы школы в данном направлении, так как именно педагогический коллектив в целом является субъектом школьной системы правового образования.

Практическая направленность правового образования заключается в формировании законопослушного гражданина. Несовершеннолетним необходимо освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защищать права и свободы, так как гражданское общество начинается с образования и воспитания законопослушного гражданина.

Учитель правовед в своей работе по правовому воспитанию и образованию должен учитывать важные для современного гражданина знания, умения навыки и ценностные ориентации, а именно:

- знания механизмов работы демократических институтов;

- понимание и уважение культурных различий;

- признание ценностей демократии;

- умение использовать теоретические знания на практике;

- умение делать осознанный выбор и принимать ответственное решение.

Создание условий для реализации прав несовершеннолетних будут эффективны в том случае, если сами они будут знать свои права, будут владеть способами их реализации.

Обучение защита прав несовершеннолетних, забота о жизни и благополучии ребенка становится основной задачей, которую должен решать учитель правоведения.

Учитель правоведения является ключевой фигурой при внедрении в практику различных новаций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Компетентность — это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональную компетентность принято считать неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь.

Ядро профессионализма составляют профессиональные знания и умения и от того, как учитель правоведения будет применять эти знания и умения на практике зависит качество правового образования в России.

1. Бережнова Е. В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. — 1996. — № 4.

2. Бим -Бад, Б. М. Педагогический словарь/ Б. М. Бим –Бад. — М., 2002.

3. Гавриш, Е. М. Деятельность социального педагога: формирование правовой культуры школьника/ Е. М. Гавриш// Социальная педагогика.-2012.-№ 2.

4. Галустова О. В. Психология в вопросах и ответах- М. 1998

5. Гринь, И. Правовое воспитание несовершеннолетних /И.Гринь// Беспризорник.2012.-№ 2.

6. Колесникова И. А. Этика и право в школьном образовании// Обществознание в школе. 1997.№ 2

7. Мельникова Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков/ Э. Мельникова. — М., 1996.

8. Савельев А. Б. Авторские программы по истории и праву.// Преподавание истории в школе.1998.№ 3

9. Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы // Школа.- 1998. — № 1.

10. Стандарты второго поколения. — М. 2010 г.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое образование, правовое воспитание, учитель правоведения, профессиональная компетентность, Ставропольский край, гражданское общество, законопослушный гражданин, интерес детей, педагогический коллектив, профилактика правонарушений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время знание права приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что кроме права не существует средств защитить свои интересы в меняющемся обществе. А задача образования - снабдить людей знаниями, которые помогут им не пропасть в нынешней непростой жизни. Решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать как минимум со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы, от начальных до 11 классов.

Система правового образования в школе

Истинный показатель цивилизации –

В наше время знание права приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что кроме права не существует средств защитить свои интересы в меняющемся обществе. А задача образования - снабдить людей знаниями, которые помогут им не пропасть в нынешней непростой жизни. Решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать как минимум со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы, от начальных до 11 классов.

Правовое образование и воспитание представляют собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правовую культуру, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, а также с целью формирования в правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей.

Субъектами правообразовательной деятельности являются:

- государство (в лице специально уполномоченных органов)

- непосредственные участники образовательного процесса (обучающиеся, их родители, педагоги)

- социальные партнеры (например, общественные организации)

Цель правового образования — заложить основы гуманистической правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите как применительно к себе, так и к другим людям, а также наделенной гражданским самосознанием и общественно активной, а также повышение правовой грамотности родителей и формирование у них ответственности за воспитание своих детей.

Конкретные цели правового образования можно выразить следующими:

- вовлечение личности в деятельность государства (т.е. фактически применение полученных знаний на практике).

Средством реализации этой цели мы считаем создание в школе целостной системы правового образования учащихся с 1-го по 11-й классы.

Задачами правового образования являются:

Формирование системы правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность.

Целенаправленное создание комплекса педагогических условий для того, чтобы одновременно с формированием системы правовых знаний у школьников возникало социально полезное эмоциональное отношение к изучаемым правовым явлениям.

Целенаправленное педагогическое влияние на поведение учащихся для преобразования его в соответствии с критериями правовой культуры. Это: формирование у учащихся навыков дисциплинированного поведения, накопление у них умений действовать по правилам, в соответствии с правовыми нормами, создание педагогических условий для формирования у учащихся позитивного опыта реализации своих прав и выполнения обязанностей.

Принципы организации правового образования обучающихся:

- наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;

- активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;

- связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

- обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

- учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Уровни правового образования соответствуют ступеням школьного образования: начальная школа, основная школа и старшая школа.

Основными формами правового образования являются:

- самообразование и самовоспитание.

В результате функционирования системы правового образования в средней школе ее выпускник должен:
1. Усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности.
2. Знать содержание Конституции РФ, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России, регулирующих отношения между государством и личностью.
3. Знать основополагающие международные документы по правам человека и правам ребенка.
4. Иметь представление о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны.
5. Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств.
6. Усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
7. Овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права.
8. Уметь применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступков людей, собственных действий, явлений жизни.
9. Уметь осуществлять свои права на практике, в различных сферах жизни руководствоваться существующими юридическими нормами.
10. Уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения и т. п.).
11. Иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.

Необходимыми условиями и направлениями работы для организации эффективного правового образования становятся:

- организация правового всеобуча, нацеленного на формирование прочной базы правовых знаний и умений обучающегося;

- тренинг формирования активной правовой позиции обучающегося (в т.ч. через процесс соуправления ОУ);

- встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.

- сюжетно-ролевые игры с элементами знакомства с деятельностью судебных и правоохранительных органов, разбор проблемных ситуаций.

- конкурсы рисунков, фотографий: «Права человека".

- деятельность школьных Служб примирения.

- усвоение обучающимися определенной суммы знаний о правовых нормах;

- системное и организованное правовое просвещение;

- активное участие в правоохранительной деятельности в школе;

- повышение правовой культуры учителей, воспитателей и родителей;

размещение правовой информации на школьных тематических стендах;

использование школьного печатного издания, радио, информационной литературы (брошюры, листовки и др.), тематические библиотечные выставки;

анкетирование, тематические опросы.

При учете возрастных особенностей и познавательной самостоятельности возможно и нужно внедрение всех названных и иных активных форм занятий при изучении права с самого начала.

Можно выделить следующие этапы правового образования, нацеленного на формирование правового самосознания:

правовая осведомленность правовая компетентность правовая культура

Для школьников среднего и старшего школьных звеньев важным элементом становится презентация своих достижений за пределами школы, поэтому для них наиболее интересна работа по различным городским образовательным программам, как в чистом виде правовым, так и по программам, включающим в себя правовой образовательный компонент. В этом возрасте приоритетными в оценивании являются не флажки и медали, а отметки в журнале.

Не менее важным направлением правового образования, особенно на старшей ступени обучения, является организация самообразования и самовоспитания обучающихся.

Особенностью школьной системы правового образования является то, что для успешного ее функционирования реализация должна стать делом всего педагогического коллектива.

- создание системы работы с родителями;

- превращение родителей в активных субъектов нравственно-правового образования;

- повышение уровня правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности;
- воздействие на ценностные ориентации родителей;
- профилактика правонарушений несовершеннолетних путем оказания помощи родителям в воспитании детей с отклонениями в поведении.

- информирование родителей о системе правового образования в школе (цели, этапы, краткое содержание, возрастные особенности этапа).
- ознакомление с Законом РФ "Об образовании" и нормативными документами, регулирующими отношения в сфере образования.

Формы работы с родителями.

Диагностика (тестирование, анкетирование родителей с целью выявления представлений об уровне их правовой культуры).
2. Родительский лекторий (1 раз в четверть). Темы:
а) Права человека и ребенка в международных документах и российском законодательстве.
б) Ваш ребенок и Закон РФ "Об образовании", Устав школы.
в) Состояние и особенности детской преступности. Виды правонарушений и предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
г) Как не стать жертвой преступления.
3. Конференции с участием специалистов (юристы, психологи, педагоги, инспектора комиссии по делам несовершеннолетних).
4. Проведение праздников ("День семьи", "День открытых дверей")
5. Деловые и ролевые игры ("Поменяемся местами", "Идеальная семья", "Как решить ситуацию").
6. Посещение родителями открытых уроков.
7. Индивидуальные формы работы.
8. Круглые столы.
9. Тренинги.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день есть проблемы в процессе правового образования:

Современное общество не получило фундаментальной программы правового воспитания, в результате оно сводится к передаче детям, подросткам чаще суммы, чем системы правовых знаний.

Предлагаемые программы и учебники подобных курсов чаще всего не учитывают возрастные и индивидуаль­ные особенности обучающихся.

Рекламная деятельность российского радио и телевидения оказывает негативное влияние на детей, подростков и молодежь.

Подача материала в традиционной форме, в результате чего он начинает казаться учащимся скучным и чужим.

Незаинтересованность родителей в содействии по правовому воспитанию обучающихся.

Таким образом, для школы сегодня необходимо повышение роли и места правового образования на всех ступенях. Это предельно актуально как в свете государственных запросов, связанных с воспитанием правовой культуры подрастающего поколения, так и в интересах и потребностях самой молодежи, которой предстоит справляться с целыми потоками информации, уметь хорошо разбираться в правовом пространстве, решать непростые житейские проблемы в разных правовых отраслях. Необходимо также отметить, что правовое образование обучающихся будет эффективно лишь при соблюдении определенных условий педагогически правильной организации образовательного процесса. К таким условиям следует в первую очередь отнести создание положительного эмоционального отношения обучающихся к правовому образованию и самообразованию, обеспечение каждому школьнику активной позиции, возможности проявлять инициативу, независимость, самостоятельность. Эффективность правового образования обучающихся во многом зависит также от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен­ной правовой культуры. При правильно намеченных целях и выбранных средствах правовое образование способствует формированию уважения школьников друг к другу, к правам и законным интересам других людей, очерчивается круг возможностей и запретов, осознается роль порядка в обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время знание права приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что кроме права не существует средств защитить свои интересы в меняющемся обществе. А задача образования - снабдить людей знаниями, которые помогут им не пропасть в нынешней непростой жизни. Решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать как минимум со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы, от начальных до 11 классов.

Система правового образования в школе

Истинный показатель цивилизации –

В наше время знание права приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что кроме права не существует средств защитить свои интересы в меняющемся обществе. А задача образования - снабдить людей знаниями, которые помогут им не пропасть в нынешней непростой жизни. Решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать как минимум со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы, от начальных до 11 классов.

Правовое образование и воспитание представляют собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правовую культуру, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, а также с целью формирования в правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей.

Субъектами правообразовательной деятельности являются:

- государство (в лице специально уполномоченных органов)

- непосредственные участники образовательного процесса (обучающиеся, их родители, педагоги)

- социальные партнеры (например, общественные организации)

Цель правового образования — заложить основы гуманистической правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите как применительно к себе, так и к другим людям, а также наделенной гражданским самосознанием и общественно активной, а также повышение правовой грамотности родителей и формирование у них ответственности за воспитание своих детей.

Конкретные цели правового образования можно выразить следующими:

- вовлечение личности в деятельность государства (т.е. фактически применение полученных знаний на практике).

Средством реализации этой цели мы считаем создание в школе целостной системы правового образования учащихся с 1-го по 11-й классы.

Задачами правового образования являются:

Формирование системы правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность.

Целенаправленное создание комплекса педагогических условий для того, чтобы одновременно с формированием системы правовых знаний у школьников возникало социально полезное эмоциональное отношение к изучаемым правовым явлениям.

Целенаправленное педагогическое влияние на поведение учащихся для преобразования его в соответствии с критериями правовой культуры. Это: формирование у учащихся навыков дисциплинированного поведения, накопление у них умений действовать по правилам, в соответствии с правовыми нормами, создание педагогических условий для формирования у учащихся позитивного опыта реализации своих прав и выполнения обязанностей.

Принципы организации правового образования обучающихся:

- наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;

- активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;

- связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

- обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

- учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Уровни правового образования соответствуют ступеням школьного образования: начальная школа, основная школа и старшая школа.

Основными формами правового образования являются:

- самообразование и самовоспитание.

В результате функционирования системы правового образования в средней школе ее выпускник должен:
1. Усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности.
2. Знать содержание Конституции РФ, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России, регулирующих отношения между государством и личностью.
3. Знать основополагающие международные документы по правам человека и правам ребенка.
4. Иметь представление о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны.
5. Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств.
6. Усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
7. Овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права.
8. Уметь применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступков людей, собственных действий, явлений жизни.
9. Уметь осуществлять свои права на практике, в различных сферах жизни руководствоваться существующими юридическими нормами.
10. Уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения и т. п.).
11. Иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.

Необходимыми условиями и направлениями работы для организации эффективного правового образования становятся:

- организация правового всеобуча, нацеленного на формирование прочной базы правовых знаний и умений обучающегося;

- тренинг формирования активной правовой позиции обучающегося (в т.ч. через процесс соуправления ОУ);

- встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.

- сюжетно-ролевые игры с элементами знакомства с деятельностью судебных и правоохранительных органов, разбор проблемных ситуаций.

- конкурсы рисунков, фотографий: «Права человека".

- деятельность школьных Служб примирения.

- усвоение обучающимися определенной суммы знаний о правовых нормах;

- системное и организованное правовое просвещение;

- активное участие в правоохранительной деятельности в школе;

- повышение правовой культуры учителей, воспитателей и родителей;

размещение правовой информации на школьных тематических стендах;

использование школьного печатного издания, радио, информационной литературы (брошюры, листовки и др.), тематические библиотечные выставки;

анкетирование, тематические опросы.

При учете возрастных особенностей и познавательной самостоятельности возможно и нужно внедрение всех названных и иных активных форм занятий при изучении права с самого начала.

Можно выделить следующие этапы правового образования, нацеленного на формирование правового самосознания:

правовая осведомленность правовая компетентность правовая культура

Для школьников среднего и старшего школьных звеньев важным элементом становится презентация своих достижений за пределами школы, поэтому для них наиболее интересна работа по различным городским образовательным программам, как в чистом виде правовым, так и по программам, включающим в себя правовой образовательный компонент. В этом возрасте приоритетными в оценивании являются не флажки и медали, а отметки в журнале.

Не менее важным направлением правового образования, особенно на старшей ступени обучения, является организация самообразования и самовоспитания обучающихся.

Особенностью школьной системы правового образования является то, что для успешного ее функционирования реализация должна стать делом всего педагогического коллектива.

- создание системы работы с родителями;

- превращение родителей в активных субъектов нравственно-правового образования;

- повышение уровня правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности;
- воздействие на ценностные ориентации родителей;
- профилактика правонарушений несовершеннолетних путем оказания помощи родителям в воспитании детей с отклонениями в поведении.

- информирование родителей о системе правового образования в школе (цели, этапы, краткое содержание, возрастные особенности этапа).
- ознакомление с Законом РФ "Об образовании" и нормативными документами, регулирующими отношения в сфере образования.

Формы работы с родителями.

Диагностика (тестирование, анкетирование родителей с целью выявления представлений об уровне их правовой культуры).
2. Родительский лекторий (1 раз в четверть). Темы:
а) Права человека и ребенка в международных документах и российском законодательстве.
б) Ваш ребенок и Закон РФ "Об образовании", Устав школы.
в) Состояние и особенности детской преступности. Виды правонарушений и предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
г) Как не стать жертвой преступления.
3. Конференции с участием специалистов (юристы, психологи, педагоги, инспектора комиссии по делам несовершеннолетних).
4. Проведение праздников ("День семьи", "День открытых дверей")
5. Деловые и ролевые игры ("Поменяемся местами", "Идеальная семья", "Как решить ситуацию").
6. Посещение родителями открытых уроков.
7. Индивидуальные формы работы.
8. Круглые столы.
9. Тренинги.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день есть проблемы в процессе правового образования:

Современное общество не получило фундаментальной программы правового воспитания, в результате оно сводится к передаче детям, подросткам чаще суммы, чем системы правовых знаний.

Предлагаемые программы и учебники подобных курсов чаще всего не учитывают возрастные и индивидуаль­ные особенности обучающихся.

Рекламная деятельность российского радио и телевидения оказывает негативное влияние на детей, подростков и молодежь.

Подача материала в традиционной форме, в результате чего он начинает казаться учащимся скучным и чужим.

Незаинтересованность родителей в содействии по правовому воспитанию обучающихся.

Таким образом, для школы сегодня необходимо повышение роли и места правового образования на всех ступенях. Это предельно актуально как в свете государственных запросов, связанных с воспитанием правовой культуры подрастающего поколения, так и в интересах и потребностях самой молодежи, которой предстоит справляться с целыми потоками информации, уметь хорошо разбираться в правовом пространстве, решать непростые житейские проблемы в разных правовых отраслях. Необходимо также отметить, что правовое образование обучающихся будет эффективно лишь при соблюдении определенных условий педагогически правильной организации образовательного процесса. К таким условиям следует в первую очередь отнести создание положительного эмоционального отношения обучающихся к правовому образованию и самообразованию, обеспечение каждому школьнику активной позиции, возможности проявлять инициативу, независимость, самостоятельность. Эффективность правового образования обучающихся во многом зависит также от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен­ной правовой культуры. При правильно намеченных целях и выбранных средствах правовое образование способствует формированию уважения школьников друг к другу, к правам и законным интересам других людей, очерчивается круг возможностей и запретов, осознается роль порядка в обществе.

Читайте также: