Что такое правовое государство

Обновлено: 09.05.2024

Что значит правовое государство? Это объединение капитализма и свободы, уважение и почитание правовых норм, законов, демократические отношения в стране и за ее пределами. Через становление правовой державы возрождались исторические, естественные права людей. Человек находится в приоритете, является фундаментальной ценностью. Понятие правовое государство — это в обществознании обозначение политической организации. Оно находится на одном уровне с либерализмом, гуманизмом, демократией и иными значимыми принципами. Право является главным критерием в политике и обществе.

Что такое правовое государство – определение

Правовое государство - это краткое обозначение демократического государства. Все граждане страны, независимо от их положения в обществе и статуса, равны перед законодательством и судебным органом. Обеспечивается признание свобод и прав каждого человека. Ветви управления разделяются – есть исполнительная и судебная законодательная власть. Основные критерии, которые отличают правовое государство, это:

  • международное право в приоритете перед национальным правом;
  • законность; правопорядок в стране стабильный и непоколебимый;
  • государство; общество живет в условиях плюрализма – политического и идеологического;
  • соблюдается гражданский правовой кодекс – каждый житель страны свободен, обладает своими реальными правами;
  • государственный аппарат и гражданин совместно несут ответственность за все происходящее – вина не списывается исключительно на страну или только на человека;
  • закон является главным в любой области жизни социума;
  • власть в стране подразделяется на три ветви: класс судебного, исполнительного и законодательного правления.

Что означает правовое государство в обществознании? Примеры

Правовое государство это — кратко и понятно

Правовое государство — это политическая организация, которая гарантирует жителям страны соблюдение их естественных прав и свобод. Держава несет ответственность перед гражданами, а жители страны отвечают перед ней. Это принцип взаимности, лежащий в основе построения государственного аппарата. Закон и право – это основные критерии, которые превосходят по значимости желания, интересы, стремления властей и граждан.

Задание данного режима, не позволять вновь пришедшим к власти перестраивать и изменять основные регуляторы общества и социальной жизни, если это не соответствует историческим, культурным, традиционным принципам населения. Действие законов распространяется на всех людей, проживающих или находящихся на территории государства.

Отличия неправового государства:

  • отсутствие верховенства законодательства;
  • формирование незаконных социальных групп, на которые не распространяется правовой кодекс;
  • возможность выплаты денег с целью решения проблем с законом;
  • монополизация власти и поддержка единственно правильного мнения правящего органа.

Не всегда государства, которые называют правовыми, действительно живут по принципам этого политического устройства. Ярким примером является Латинская Америка или многие страны, ранее входившие в состав Советского Союза. По каким принципам работает правовая организация:

  1. Средства массовой информации, правозащитники, налоговая организация, арбитраж, суд и прокуратура контролируют процесс соблюдения законов со стороны граждан, юридических и физических лиц.
  2. Каждая ветвь власти имеет свои полномочия, при этом они четко разделены между каждой из них.
  3. Отсутствие монополизма в политике государства.
  4. Наличие взаимной ответственности со стороны жителей страны и державы. Как человек, так и государство отвечает за свои действия перед законодательством.
  5. Права, свободы каждого человека признаются и гарантируются. Он получает их при рождении. Права и свободы не могут быть отобраны или подарены государственной властью.
  6. Закон превыше всех сфер социальной, экономической, политической деятельности. Он является регулятором действий правления.

Если рассматривать, что такое правовое государство, примеры стран можно найти практически по всему миру. Соединенные Штат Америки являются правовой страной с развитой формой демократии. Швейцария, Германия, Франция и многие другие страны Европы давно выбрали путь правовой организации. Австралия также не является исключением.

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Правовое государство — это конституционное государство, в котором осуществление государственной власти ограничивается законом.

Конституционализм имеет множество значений. В целом, это комплекс идей, взглядов и моделей поведения, согласно которым действует власть. Она основана на законах и ограничивается ими.

Конституционализм признает необходимость правительства с полномочиями, но в то же время настаивает на том, чтобы эти полномочия были ограничены. Противоположностью конституционализма является деспотизм. Правительство, которое выходит за свои рамки, теряет свой авторитет и легитимность (законность). Поэтому, чтобы сохранить основные свободы личности и сохранить ее достоинство и индивидуальность, Конституция должна иметь некоторые встроенные ограничения на полномочия, предоставляемые им государственными органами.

В правовом государстве власть ограничена в целях защиты граждан от произвольного осуществления власти. Люди пользуются гражданскими свободами, основанными на законе, и могут обращаться в суды. В юриспруденции правовое государство противопоставляется полицейскому государству.

Полицейское государство — это государство, где власть, использует полицию, особенно тайную полицию, для поддержания и укрепления политической власти, даже с помощью насильственных или произвольных средств, если это необходимо.

Полицейское государство, как правило, демонстрирует элементы тоталитаризма или других жестких средств социального контроля. В таком государстве полиция не подчиняется верховенству закона в чрезвычайной ситуации, и нет никакого существенного различия между законом и осуществлением политической власти исполнительной властью.

Принципы и признаки правового государства

  1. Разделение властей является одним из основных структурных принципов правового демократического общества. Разделение властей не является самоцелью. Это основной принцип в каждом правовом государстве. Он служит таким целям, как свобода, законность государственных актов и независимость властных органов. Три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
  2. Независимость конституционных судов позволяет конституционным судам эффективно контролировать соблюдения принципа разделения властей. Правосудие осуществляется компетентными, этичными представителями и нейтральными лицами, которые имеют достаточные ресурсы и отражают состав сообществ, которым они служат.
  3. Верховенство права. Государство и должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством, власть подотчетна; законы включают защиту основных прав, открыто заявляют о своих и гражданских обязанностях, включают понятия неприкосновенности личности и его собственности.
  4. Открытое правительство. Процессы, посредством которых закон принимается, применяется, выносится решение и обеспечивается его соблюдение, являются доступными, справедливыми и эффективными.

Данные универсальные принципы и признаки разработаны в соответствии с международно признанными стандартами и нормами, а также были протестированы и доработаны в консультации с широким кругом экспертов по всему миру.

Основные характеристики и элементы правового государства

  1. Верховенство права является древней концепцией, которая была признана и принята разными обществами в разные периоды истории. Хотя эта концепция имеет древнее происхождение, она остается актуальной для любого политического общества сегодня. Верховенству права приписывались различные значения. Институты, ученые и философы, такие как Аристотель, Брэктон, Фридман и другие, по-разному определяли и объясняли верховенство закона.
  2. Еще одним аспектом или характеристикой закона является равенство перед законом. Законы страны не должны приниматься в интересах определенных лиц или групп. Закон должен быть принят для блага и безопасности каждого гражданина, независимо от политических убеждений, социального или экономического статуса или этнической принадлежности гражданина. Гражданину, который утверждает, что его права были нарушены правительством, должно быть разрешено подать в суд на правительство.
  3. Третий аспект или характеристика правового государства заключается в том, что деятельность правительства должна осуществляться в рамках действующих законов и нормативных актов страны. Конституция и различные законы, принятые законодательным органом, обычно наделяют конкретными полномочиями различные учреждения или департаменты правительства. Это может быть право разрабатывать политику, исполнять закон или выполнять проект.

Существует составной показатель, отражающий рейтинг правовых государств, исходя из некоторых ключевых элементов:

  • равное обращение и отсутствие дискриминации;
  • гарантии права на жизнь и личную безопасность;
  • надлежащая правовая процедура и права обвиняемого;
  • гарантия свободы мнений и их выражения;
  • гарантия свободы убеждений и религии;
  • свобода от произвольного вмешательства в частную жизнь;
  • гарантированные собрания и трудовые ассоциации и основные трудовые права.

Он охватывает относительно скромный перечень прав, которые прочно закреплены в международном праве и наиболее тесно связаны с вопросами верховенства права.

10 лучших стран по обеспечению верховенства закона в соответствии с WJP в > году:

1. Дания.
2. Норвегия.
3. Финляндия.
4. Швеция.
5. Германия.
6. Нидерланды.
7. Новая Зеландия.
8. Люксембург.
9. Австрия.
10. Ирландия.

Функции правового государства

Цель правового государства состоит в том, чтобы способствовать благосостоянию своих граждан в целом.

Государство существует и функционирует ради людей. Оно в первую очередь защищает те интересы, которые являются общими для всех лиц, находящиеся под его юрисдикцией; например, осуществляет сопротивление иностранному вторжению и защищает жизнь и имущество граждан. Если государство остановится на этом этапе, то оставит незащищенными не только многие индивидуальные интересы, но и многие аспекты общего благосостояния.

Функции:

  • поддержание промышленности;
  • поддержание мира, порядка и безопасности;
  • защита людей и имущества;
  • сохранение внешней безопасности;
  • социальное образование;
  • общественная благотворительность;
  • охрана труда и техники безопасности.

Государство принимает участие в следующих сферах:

  1. Предприятия. Под этот пункт подпадают все те отрасли и учреждения, которые государство не просто регулирует, но владеет и управляет ими.
  2. Государственное образование. Только в очень исключительных случаях образование и воспитание ребенка может контролироваться и осуществляться как государством, так и родителями. Тем не менее, общее благосостояние требует, чтобы государство принимало довольно важное участие в работе образования.
  3. Общественная благотворительность. Принцип, согласно которому государство должно делать только то, что не может быть сделано также частными лицами, с особой силой применяется в области благотворительности. Благотворительные функции государства многочисленны и важны. В области профилактики оно может и должно использовать все надлежащие и возможные методы для обеспечения такой социальной среды, которая делает благотворительную помощь ненужной.
  4. Общественное здравоохранение, безопасность, мораль и религия. Государство должно защищать своих граждан от болезней с помощью санитарных правил, таких как правила, касающиеся карантина, прививок, медицинского осмотра школьников и утилизации мусора. Он должен обеспечивать их физическую неприкосновенность с помощью таких мер, как правила дорожного движения, требования безопасности для общественного транспорта и строительные нормы.

РФ является правовым государством, о чем говорится в 1-ой статье Конституции страны.

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Видео

Каковы признаки правового государства?

Некоторые признаки правового государства являются общим с понятием государства как такового, но некоторые другие определяют именно его правовой характер. Основных общих признаков четыре:

  • Государственный суверенитет. Иными словами, это неотчуждаемое юридическое качество страны, которое определяет её политическую и правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства.
  • Официальная власть. Тут всё просто – в стране должна быть твёрдая государственная власть. Если в каком-нибудь Сомали де-факто страной управляют местные вожди и лидеры различных формирований (хотя официальное правительство там номинально есть), то назвать такую страну правовой нельзя.
  • Единая территория и наличие границы. Это обязательный признак для того, чтобы государство вообще существовало.
  • Аппарат управления. То есть совокупность всего, что требуется для управления страной.

При этом существуют и особенности, которые определяют правовой характер государства:

  • Равенство перед законом. Все граждане равны, независимо от их социального положения и других их качеств.
  • Верховенство права на всей территории страны. Ответственность перед законом несут все физические и юридические лица, кем бы они ни были.
  • Разделение власти на три ветви. Это позволяет избежать её сосредоточения в одних руках, что обычно приводит к злоупотреблениям. Соответственно, одним из основных признаков правового государства является разделение власти на судебную, законодательную и исполнительную.
  • Незыблемость прав и свобод человека. Если они неукоснительно соблюдаются – перед нами правовое государство, если систематически нарушаются – то нет. Нарушения есть везде, но не во всех странах они имеют силу закона. Пример: Северная Корея, Туркменистан, Афганистан.

Приоритетность действия международного права

Такой принцип правового государства обеспечивает связь и партнерские отношения с соседними странами, что благоприятно сказывается не только на политике государства, но и на его экономике.

Конституция Российской Федерации разделяет приоритетность международного права на две составляющие:

  • Первая – международное право является частью правовой системы государства. Вторая – при возникновении разногласий в законах и международном праве, приоритет будет отдан в сторону урегулирования международных разногласий.

Перечисленные выше признаки правового государства признаются основными, однако на практике возникает ряд факторов, которые включают:

  • Верховную власть Парламента в законодательной сфере.
  • Демократический контроль за деятельностью гражданской армии за границей и внутри государства.
  • Самостоятельность средств массовой информации (то есть, государство не вмешивается в деятельность СМИ).
  • Законность методов реализации деятельности органов контрразведки.
  • Гласность внешнеполитических действий правительства правового государства.

Этот признак необходимо закрепить в Конституции и на законодательном уровне, а также в тех сферах жизни общества, которые соответствуют естественному праву. Идея правового государства фиксирует невозможность разрушить права и свободы человека, а также признает за собой обязанность соблюдать и выполнять эти права и свободы.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

В развитом правовом государстве существует несколько особенностей организации власти.

  1. Плюрализм в политической и идеологической сферах. Принцип, подразумевающий обязательное существование в органах власти противоположных точек зрения. Проявлением данной особенности является многопартийность. В законодательных органах правового государства всегда присутствует, как партия, пришедшая к власти, так и её оппозиционеры.

Плюрализм — многообразность точек зрения, мнений и высказываний.

2. Выборность органов власти. Глава державы, депутаты, административные должностные лица органов управления избираются гражданами на установленный законом срок. Такая смена власти способствует соблюдению прав человека, власть не сосредотачивается в одних руках.

3. Гарантия правового порядка и устойчивость законности. Покушения на жизнь и здоровье граждан правовой державы должно наказываться по всей строгости закона. Блюстители порядка обязаны следовать законодательству и представлять интересы граждан своей страны, независимо от их социального положения.

4. Препятствование образованию монополизма в политической и экономической сферах. Наличие монополизма ущемляет независимость граждан правового государства и признается недопустимым явлением. Государство обязано предоставлять экономическую свободу для всех жителей страны.

В некоторых сферах жизни монополизм имеет место быть, если он определяется высоким качеством производимого им продукта.

Читайте также: