Что такое правовая культура студентов

Обновлено: 28.06.2024

Вступая в жизнь, молодым людям необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм.

Очевидно, что без правовых знаний просто невозможно стать полноценным гражданином, получить профессию, стать конкурентоспособным на рынке труда. Будущее современного человека, прежде всего, связывается с необходимостью найти своё место в мире профессий — профессий престижных, нужных обществу. Таким образом, важнейшей функцией современного образования становится процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации.

В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, молодые люди должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

Анализ научной литературы и практики по формированию правовой культуры у подрастающего поколения позволил нам выявить следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и низкой результативностью процесса правового образования;

– между развитой теоретической базой по правовому образованию и недостаточной практической разработанностью проблемы формирования правовой культуры обучающихся, в целостном педагогическом процессе школы;

Исходя из данных противоречий, можно выделить проблему, заключающуюся в необходимости изучения формирования правовой культуры, в особенности, правовой социализации школьника и особенностей интерпретации правовых норм под влиянием образовательного процесса, которые должны быть отражены в программе развития школы.

Однако проблеме формирования нравственно-правовых представлений школьников в системе образования уделено недостаточно внимания.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и, достигнув взрослого состояния, человек вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую.

Важнейшим элементом социализации является семья. Она составляет первое и самое близкое "социальное окружение" ребенка, и при этом сама входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток.

Одновременно семья - это и институт, который больше всего способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми - все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка.

Школа, как элемент социализации, принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами.

Еще одним важным элементом социализации является окружение сверстников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей.

Среди других элементов социализации следует выделить средства массовой информации и в первую очередь телевидение, социальные сети, компьютерные игры. Их влияние на все группы населения, и в особенности на детей и подростков огромно.

Началом правовой социализации учащимися становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства.

Таким образом, оптимальные формы работы по правовой социализации подростков должны отвечать следующим требованиям:

- позволять переживать ситуации реализации своих прав или препятствий и затруднений в пользовании своими правами;

- заставлять задумываться над проблемами прав человека в отношениях между людьми, а также между гражданином и государством;

- приводить к необходимости сформулировать свое собственное (а не социально желательное) мнение и свободно его высказать;

- учить общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе;

- создавать атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Следует отметить, что рассматривая вопрос о формировании правовой культуры школьников, необходимо учитывать психологический, социологический, профилактический и воспитательный аспекты.

Социализация является эффективным качественным результатом воспитания, одного из аспектов образования. А формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

· оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;

· использование ситуаций, максимально приближенных к реальности; оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

· повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава

Учебно-воспитательная работа в условиях образовательной среды является важнейшим структурным компонентом процесса формирования нравственно-правовых ценностей школьника.

Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания обучающихся необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

При проведении работы по формированию правовой грамотности школьников необходимо учитывать следующие особенности работы:

1. Учет возрастных и психологофизиологических особенностей школьников, а так же специфику интересов.

2. Формирование воспитывающей среды для школьников,

учитывающей их кругозор, широту интересов, способности и возможности.

3. Параллельно с групповой работой, уделялось внимание индивидуальному подходу к осуществлению психологической и социальнопедагогической работы по формированию правовой культуры школьников.

4. Учитывалась заинтересованность обучающихся в

самодетерминации через создание для них условий социализации и

При проведении психологопедагогической работы со школьниками

необходимо выделили следующие методы и формы работы:

· традиционный анализ конкретных ситуаций (глубокое исследование реальной или имитированной ситуации),

· метод проигрывания ролей,

· брейнсторминг (мозговые штурмы),

· метод морфологического анализа (коллективное принятие решений),

· формат одного вопроса,

Анализируя результаты работы по формированию правовой грамотности школьников можно отметить, что:

· Увеличился процент школьников, умеющих грамотно контактировать со сверстниками и педагогами, решать конфликты, уметь отстаивать свою точку зрения, знать свои права и уметь их отстаивать.

· Обучающиеся начинают более открыто высказывать свою точку зрения, отстаивая свои права, и становятся, более независимы от чужого влияния.

· После получения представления, знания у школьников сложились определенные установки и правильное понимание своих прав и обязанностей. Формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые являются мотивами правомерного поведения.

· Повышается уровень социальной зрелости обучающихся, направленный на сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере, ориентируемый на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала.

Однако, еще велик процент школьников, для которых характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов.

Кроме этого, можно выделить группу учащихся, у которых наблюдается

отсутствие интереса к учебе. В структуре ценностных ориентаций у этих обучающихся преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные

ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти школьники психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Правовая социализация учащихся должна рассматриваться как процесс приобщения школьников к социально-правовой среде, реализуемой через познание и осмысление правовых принципов и норм, формирование эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового поведения и общения, освоение прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивать собственную и совместную деятельность.

2. Основными психологическими компонентами правовой социализации учащегося являются: познавательный (освоение правовых норм, приобретение знаний правовых отношений); ценностно-ориентационный (регуляция поведения личности с позиции правовых норм, оценка собственной и совместной деятельности, понимание ее правовой значимости); деятельностный (активность личности в правоприменительной деятельности, проявление ее индивидуальности).

3. Психологическим механизмом правовой социализации является взаимосвязь мотивов, целей, средств и результатов процесса овладения старшеклассниками ценностями и правовыми нормами, принятыми в обществе.

4. Психологическими условиями, обеспечивающими эффективную правовую социализацию, учащихся являются:

- организация взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и правового поведения (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);

- интеграция теоретического и практического видов подготовки учащихся к правоприменительным действиям;

- учет динамики социальной ситуации развития старших школьников;

- психолого-педагогическое и информационное обеспечение процесса правовой социализации учащихся старших классов.

В наше время образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Поэтому, одним из главных вопросов образования становится вопрос нравственного воспитания обучающего, в которой самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая ценность.

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Академический проект: Алма мастер, 2005.- 704 с.

2. Айзерман, JI. С. Уроки нравственного прозрения/ JI. С. Айзерман. М.: Педагогика, 2003.-129 с.

3. Андреева Г.М., Хелкима К.Н., Дубровская Е.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ сер. 14. Психология - 2007 - № 4 - С.31 - 41.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009 - 376с.

5. Беляев, М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. - Иркутск, 2000. - Вып. V . - С. 212 - 257.

6. Белякович, Н.Н. Права и свободы человека: практ. пособие/ Н.Н.Белякович. Мн.: Молодежное научное общество, 2001. - 174 с.

7. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание (философско-эстетические основы) / В. А. Блюмкин. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.-143 с.

8. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2002. - С.7-45.

9. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 2007. - 64 с.

10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2004. - т. 4. - 432 с.

11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2003. - т.3. - С.5 - 329.

12. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация личности.// Сов. Педагогика - 2001 - №2 - С.38 - 43.

13. Гуляхин В.Н. Правовая социализация человека//М:Юстицинформ, 2014.-282 с.

14. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.

15. Забавский, И. В. Общая теория права: учебно-метод. комплекс/И.В.Забавский. Мн.:Веды, 2004.- 186 с.

16. Заяцковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аналитики российского общества//Вестник балтийского университет . 2010 - № 9

17. Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность / Г.И.Иванов. Мн.: НИУП, 2002. - 184 с.

18. Кацубо, С.П., Жорова, М.А. Семья в жизни человека: правовые основы. - Гомель: Рес. унит. предприятие "Центр науч.-тех. и деловой информации", 2003. - 88 с.

Аннотация: В статье рассматривается актуальная как с позиции методологии научного анализа, так и с позиции практики общественной жизни проблема. Ускорение социальных процессов, трансформация социальной структуры, качественные изменения роли информации и знания в современном обществе и жизни человека привели к необходимости научного анализа образования как системообразующего фактора устойчивого развития общества. В качестве интегрирующего элемента для оценки качества образования выдвигается правовая культура студенчества. Действительно, культурологическая составляющая личности является ядром воспроизводства отдельных ступеней образования, социального института образования в целом, духовной сферы общества. Структурируя понятие, правовая культура, выделяются информационная правовая культура; культура правового образа жизни; культура социально-правовой активности; культура ценностных правовых ориентаций. На основе показателей видов правовой культуры проводилось исследование студентов города Барнаула, для сбора информации применялся метод анкетного опроса. По показателям этих видов правовой культуры будущего специалиста возможна всесторонняя объективная оценка качества всех компонентов системы высшего образования: образование как социальная деятельность, социальный институт, социальная ценность. В результате социологического исследования получены данные об уровне сформированности правовой культуры студенчества города Барнаула.


Ключевые слова: культура, правовая культура, образование, качество образования, субъекты образования, ценность образования, институт образования, управление системой образования, правовые знания, правовые отношения

Abstract: This article examines the problem relevant from the perspective of methodology of scientific analysis, as well as social life practice. Acceleration of social processes, transformation of social structure, qualitative changes in the role of information and knowledge within modern society and human life lead to the need for scientific analysis of education as a system-forming factor of sustainable development of the society. Legal culture of students manifests as an integrating element for assessing the quality of education. Culturological component of personality, indeed, is the core of reproduction of separate stages of education, social institution of education overall, as well as spiritual sphere of the society. Structuring the concept of legal culture, the author determines the information legal culture, culture of legal behavior, culture of social-legal activeness, culture of value legal orientations. Based on the parameters of the types of legal culture, the authors conducted a questionnaire-based survey among the students of the city of Barnaul for collecting necessary information. An overall objective assessment of the quality of all components of the system of higher education accordance is possible in accordance with the parameters of such types of legal culture of future specialists, is possible: education as social activity, social institution, and social value. As a result of sociological survey, the authors acquire data on the level of legal culture among the students of Barnaul.

EDUCATION MANAGEMENT, EDUCATION INSTITUTION, EDUCATIONAL VALUE, SUBJECTS OF EDUCATIONAL, QUALITY OF EDUCATION, EDUCATION, LEGAL CULTURE, CULTURE, LEGAL KNOWLEDGE, LEGAL RELATIONSHIP

В современном обществе образование становится ведущим фактором развития интеллектуального и социокультурного потенциала общества, механизмом наследования и воспроизводства основных достижений науки, культуры, ценностей человечества. Из всей совокупности конкретных проблем образования на ведущее место выходит проблема качества образования.

Проблема качества образования занимает заметное место в работах педагогов общей и высшей школы. Они определяют проблемы качества образования в виде соответствия целей и результатов образования на уровне всей системы образования и конкретного образовательного учреждения, а также выделяют соответствие сформированности компетенций обучающихся, умение применять теоретические знания и умения на практике и в профессиональной деятельности [1] .

Работники системы управления образованием характеризуют качество образования как соответствие содержания, форм и методов образования требованиям развития страны и интересам личности обучающегося, а также как степень реализации высшим учебным заведением задач высшего образования [2] .

С позиции социологического подхода качество образования рассматривается как нормативное требование общества к образованию как одной из его важных подсистем, выполняющей свои социальные функции [2] .

Организационные и системные характеристики качества образования представляют собой уровень соответствия системы образования общественным потребностям. Современные образовательные стандарты должны иметь высокий уровень соответствия требованиям общества. К работе над созданием современных образовательных программ, новых поколений государственных образовательных стандартов привлекаются квалифицированные работники образовательных учреждений, профессиональные сообщества и управленческие структуры.

На современном этапе высокие требования предъявляются и к работе учебных заведений. Основной целью вуза является повышение качества образования, которое должно быть заметным для абитуриентов, академического сообщества, государства, работодателей, рынка труда и образовательных услуг [4] .

Повышение качества образования тесно сопряжено с деятельностью еще одного элемента структуры образования с органами управления, так называемые управленческие характеристики качества образования. Управление качеством об­разования невозможно осуществлять только на адми­нистративной основе. Оно требует участия всех работников образования и будет включать в себя, как и любое управление, основные функции такие как, мотивацию, организацию, планирование, анализ и исследование качества. Цель управления образованием – это достижение соответствующего качества образования, а также повышение его качества.

Соответственно, качество современного образования многовекторно оно включает в себя качество образовательной деятельности; качество ценности образования; качество организационно-правовых основ функционирования социального института образования; качество содержания, форм и методов образования; качество общественных и личных образовательных потребностей; качество взаимодействия образовательных субъектов; качество управления системой образования.

Одним из важнейших интегрированных показателей качества образования выступает правовая культура личности. Исходя из компонентов системы высшего образования: образование как социальная деятельность, социальный институт, социальная ценность, правовую культуру можно рассматривать с позиции ценностного и деятельностного подходов.

Следовательно, правовая культура выступает как регулятор общественных отношений в усвоении правовых норм, ценностей и стандартов правового поведения личности. Именно такая инновация системы образования, как ориентация на всестороннюю правовую культуру личности, обеспечит сохранение традиционной культуры в российском обществе и обусловит его устойчивое развитие и развитие качества системы образования в частности.

Стратегическими направлениями изучения правовой культуры личности в системе высшего образования являются элементы, отображающие сферы общественной жизни. У молодежи должно быть сформировано мировоззрение, основанное на уважении к закону, понимании проблемы прав человека и умении найти возможные пути ее решения. Правовая культура студенчества может быть представлена в следующих аспектах: информационная правовая культура; культура правового образа жизни; культура социально-правовой активности; культура ценностных правовых ориентаций.

Правовая культура студентов как показатель качества высшего образования исследовалась с помощью метода сбора информации – анкетирования. В исследовании принимали участие студенты дневного обучения вузов г. Барнаула Алтайского края. Объем выборочной совокупности составил n=576. Описательный анализ полученных социологических данных проводился в программе для статистической обработки данных SPSS 20.0.

Для достижения цели статьи использованы следующие показатели правовой культуры студентов:

1. элементы, которые включает в себя правовая культура

2. влияние системы высшего образования на формирование правовой культуры студентов

3. наличие учебных правовых дисциплин для студентов неюридических факультетов

4. применение имеющихся правовых знаний в повседневной жизни

5. самооценка себя как активного участника правовых отношений

Таким образом, студенты имеют представление об информационной правовой культуре, которая выражается представлениях и взглядах о праве, а также понимание права и интереса личности к нему.

Таким образом, нами наблюдается очевидное противоречие между признанием большинством студентов важности правового образования и нежеланием его целенаправленного получения в рамках учебных дисциплин.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что чаще всего являясь систематическим, правовое образование в рамках высшего образования способствует изменению уровня правовой культуры студентов в лучшую сторону. При этом, полученный уровень знаний оценивается большинством студентов как хороший.

Для оценки применения имеющихся правовых знаний в повседневной жизни получены следующие ответы: 75% опрошенных студентов вузов города Барнаула используют полученные правовые знания в повседневной жизни, 21% не обращали на это внимания, 4% считают, что не применяют знания в повседневной жизни.

Итак, полученные в рамках системы высшего образования правовые знания позитивно влияют на правовую активность студентов в повседневной жизни и стимулируют их участие в правовой жизни общества.

Социально-правовая культура личности будет выражаться в самостоятельности, нестандартности поведения субъекта в рамках правомерного поведения. Это способствует формированию таких качеств, как убежденность в справедливости закона, готовность руководствоваться его предписаниями, умение защищать свои права.

Сконструированная модель формирования правовой культуры личности позволяет на наш взгляд, оценивать качественное состояние системы высшего образования; анализировать отдельные компоненты системы образования; определять уровень правовой культуры студента.

Зборовский, Г.Е. Социология образования: учеб. пособие / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2005. – 383 с.

Балобанова Е.Г. Качество образования как объект эмпирических исследований // Социально-гуманитарное знание. – 2008. – №1.

Щеглов П.Е., Никитина Н.Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление. 2003. № 1 (24).

Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2001.-406-407 с.

Синюкова Т.В. Правовая культура. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Саратов, 1995. – 473 с.

Bordovskaya, N.V. Pedagogika: ucheb. posobie / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean.-SPb.: Piter, 2001. – 299 s.

Zborovskii, G.E. Sotsiologiya obrazovaniya: ucheb. posobie / G.E. Zborovskii, E.A. Shuklina. – M.: Gardariki, 2005. – 383 s.

Balobanova E.G. Kachestvo obrazovaniya kak ob''ekt empiricheskikh issledovanii // Sotsial'no-gumanitarnoe znanie. – 2008. – №1.

Shcheglov P.E., Nikitina N.Sh. Kachestvo vysshego obrazovaniya. Riski pri podgotovke spetsialistov // Universitetskoe upravlenie. 2003. № 1 (24).

Problemy obshchei teorii prava i gosudarstva: uchebnik dlya vuzov / pod obshch. red. V.S. Nersesyantsa. – M.: Norma, 2001.-406-407 s.

Sinyukova T.V. Pravovaya kul'tura. Teoriya gosudarstva i prava / pod red. N.I. Matuzova, A.V. Mal'ko. – Saratov, 1995. – 473 s.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – самооценка студентами вузов г. Барнаула Алтайского края правовой культуры как показателя качества высшего образования.

Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического подходов с применением методов анализа, анкетирования, сравнения, обобщения, синтеза.

Актуальность исследования обусловлена важностью правовой культуры для граждан современного общества и, соответственно, необходимостью изучения степени её сформированности, эффективных моделей и условий формирования (включая вузы г. Барнаула Алтайского края), в том числе в контексте качества высшего образования в целом.

Научная новизна связана с полученными эмпирическими данными о самооценке студентами вузов г. Барнаула Алтайского края правовой культуры как показателя качества высшего образования. Автором сконструирована также модель формирования правовой культуры личности, которая позволяет оценивать качественное состояние системы высшего образования, анализировать её отдельные компоненты, определять уровень правовой культуры студента. Однако сущность и специфика указанной модели не раскрыты.

Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком.

Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельных пунктов не выделены, не озаглавлены): Введение (образование как ведущий фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала общества, механизмом наследования и воспроизводства основных достижений науки, культуры, ценностей человечества), Проблема качества образования (характеристики качества образования, параметры качества образования – ценностные, организационные, системные, современные образовательные стандарты, требования к работе учебных заведений, управление качеством образования), Правовая культура личности (правовая культура с позиций ценностного и деятельностного подходов, правовая культура выступает как регулятор общественных отношений в усвоении правовых норм, ценностей и стандартов правового поведения личности, правовая культура студенчества – информационная правовая культура, культура правового образа жизни, культура социально-правовой активности, культура ценностных правовых ориентаций, анкетирование, студенты дневного обучения вузов г. Барнаула Алтайского края, объём выборочной совокупности 576 чел., показатели – элементы правовой культуры, влияние системы высшего образования, наличие учебных правовых дисциплин, применение правовых знаний в повседневной жизни, самооценка, противоречие между признанием большинством студентов важности правового образования и нежеланием его целенаправленного получения), Заключение (выводы), Библиография.

Библиография включает семь источников отечественных авторов – монографии, научные статьи, учебные пособия. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
3. Балобанова Е. Г. Качество образования как объект эмпирических исследований // Социально-гуманитарное знание. – 2008. – № 1. – С. . –.
4. Щеглов П. Е., Никитина Н. Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов // Университетское управление. – 2003. – № 1 (24). – С. . –.
5. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М. : Норма, 2001. – . с.
Номера конкретных цитируемых страниц следует указывать в сносках в основном тексте (например, [5, с. 406–407]), в библиографических описаниях – общее число страниц.

Апелляция к оппонентам (Бордовская Н. В., Реан А. А., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А., Балобанова Е. Г., Щеглов П. Е., Никитина Н. Ш., Синюкова Т. В., Кейзеров И. М. и др.) имеет место.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

2. Правовая культура общества как разновидность общей культуры, отражающая определённый уровень правосознания, законности, совершенства законодательства, является результатом и способом творческой деятельности граждан по созданию и реализации правовых ценностей.

3. Правовую культуру личности следует рассматривать как определённую степень и характер правового развития личности в общественной правовой культуре, как её ценностное ядро, основанное на определённом уровне развития позитивного правосознания, реализуемого в активной творческой правоприменительной деятельности.

4. Формирование правовой культуры личности представляется как планомерно управляемый, целенаправленно организованный процесс систематического воздействия на личность всей совокупности форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной педагогической деятельности, с целью формирования глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек активного правомерного поведения студентов, их иммунитета к совершению правонарушений; а также позитивных изменений самой личности в результате данного воздействия.

5. Компонентами целостного процесса формирования правовой культуры студентов неюридических профилей подготовки в учреждении высшего профессионального образования выступают: целевой – задаёт основные цели функциионирования данного процесса; стимулирующе-мотивационный – соз-даёт побудительную и направляющую базу для процесса формирования правовой культуры; содержательно-деятельностный – интегрирует требо-вания повседневной правовой жизни, предстоящей профессиональной деятельности выпускников вуза, положений Государственного образо-вательного стандарта высшего профессионального образования и возможности учебного заведения по развитию правовой культуры студентов; контрольный – способствует анализу, учету и коррекции получаемых в процессе формирования правовой культуры результатов; результативный – определяет требования к уровню правовой культуры, который является необходимым для выпускника высшей профессиональной школы и даёт оценку работы по аналитическому и опытно-экспериментальному изучению формирования правовой культуры студента в вузе.

6. Сформированность правовой культуры студентов неюридичесекого профиля подготовки может быть определена с помощью когнитивного (знание и понимание основных правовых понятий и норм); оценочного (адекватность оценки явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости, целесообразности); эмоционального (способность испытывать положительные эмоции по поводу позитивных явлений правовой действии-тельности и отрицательные – в связи с негативными); мотивационно-ценностного (возможность интериоризации нормативных предписаний в сферу личностных ценностей); волевого (стремление и внутренняя готовность личности к развитию правовой культуры и способность проявлять духовный иммунитет к совершению правонарушений); первично-практического (развитие умений и навыков студента по владению правовой терминологией и лексикой, работа с юридической литературой, готовность к теоретическому анализу правовой ситуации, составлению правовой документации); поведенческого (законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм) критериев.

7. Эффективность формирования правовой культуры студентов неюридического профиля подготовки обеспечивается комплексом педагогических условий организации этого процесса: формирование правовой культуры студентов в условиях современного вуза должно протекать поэтапно, опираясь на структурно-содержательные характеристики самого процесса; оценку сформированности правовой культуры студентов неюридических профилей подготовки необходимо проводить комплексно, учитывая данные параметров когнитивного, оценочного, эмоционального, мотивационно-ценностного, волевого, первично-практического и поведенческого критериев; в ходе реализации целостного педагогического процесса вузовской подготовки студентов обеспечивать направленность правового потенциала вузовских дисциплин, изучающих различные аспекты жизни общества, на раскрытие содержания основных прав и свобод личности, на признание права в качестве нормативно закрепленной справедливости, общей меры свободы и равенства граждан; в ходе профессиональной подготовки студентов регулярно дополнять теоретические правовые положения сведениями о возможности их практического применения; обеспечивать обусловленность отбора содержания, форм и средств его реализации насущными потребностями жизни и интересами студента; усвоение студентами в ходе обучения необходимых сведений, позволяющих им компетентно моделировать свою профессиональную и повседневную деятельность; включение студентов в активную право-познавательную и правоприменительную деятельность как в рамках учебного процесса, так и вне его; организация обучения на вербально-деятельностной диалоговой основе, ориентированной на личностно-творческое развитие студента; введение в рабочий учебный план вуза правовых спецкурсов в качестве регионального компонента подготовки студентов неюридических факультетов.

Материалы исследования внедрены в педагогический процесс Курского государственного университета и Курского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; определены его научная новизна и практическое значение; изложены основные положения, выносимые на защиту.

В заключении изложены основные выводы исследования.

В приложениях содержатся материалы, иллюстрирующие результаты опытно-экспериментальной части исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Среди разнообразия концептуальных подходов к понятию культура нами выделены два, подчёркивающие определяющую роль личности в развитии цивилизации и прогресса. Речь идёт об осознании культуры как процесса творческой деятельности и признании её в качестве специфического способа человеческой деятельности. Оба из представленных направлений позволяют говорить, что культура – это исторически активная творческая деятельность человека и его развитие в результате этой деятельности, а прогресс культуры совпадает с развитием личности в любой сфере социальной жизнедеятельности. Данные концептуальные подходы, избранные нами в качестве основы для понимания явления правовой культуры, имеют чёткую стыковку с аксиологическим подходом гуманистической педагогики, где человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

Научные интересы в области культуры условно могут быть разделены на два направления: культура общества (социума) и культура личности. При этом одной из ведущих научных проблем выступает изучение процесса усвоения индивидом культурных образцов поведения. Следует отметить, что опре-деление путей её разрешения является важной теоретической предпосылкой для исследования формирования правовой культуры в вузе.

Образование, являясь частью культуры, с одной стороны, питается ею, питает человека, а с другой – влияет на её сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным и антропологически выверенным. Основными ориентирами культурологического подхода в образовании служат усиление гуманитарного ядра образования и возвышение в образовательном процессе роли воспитания; трактовка развития личности как процесса и результата её взаимодействия с социально-культурной средой; референтация образовательного пространства; реализация личностно-деятельностного подхода с учётом индивидуальных черт личности учащегося (студента) и психолого-педагогических особенностей его возраста.

  • правовая культура личности может быть представлена как совокупность двух компонентов – творческого и личностного;
  • правовая культура личности – это часть правовой культуры общества, причём одновременно и зависимая от правовой культуры общества величина, и её созидательное начало;
  • правовую культуру личности можно рассматривать как степень и характер её правового развития;
  • правовая культура личности основывается на позитивном правовом сознании, реализующемся в активной деятельности.

Это понимание сущностных моментов правовой культуры личности позволило нам определить её как определённую степень и характер правового развития личности в общественной правовой культуре, как её ценностное ядро, основанное на определённом уровне развития позитивного правосознания, реализуемого в активной творческой правоприменительной деятельности.

В нашем исследовании формирование правовой культуры личности представляется как планомерно управляемый, целенаправленно органи-зованный процесс систематического воздействия на личность всей совокупности форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной педагогической деятельности, с целью формирования её глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек активного правомерного поведения, иммунитета к совершению право-нарушений; а также позитивных изменений самой личности в результате данного воздействия.

На основе анализа сущности процесса формирования правовой культуры студентов неюридических профилей подготовки были адаптированы следующие критерии и показатели оценки её эффективности: 1) когнитивный (знание и понимание основных правовых понятий и норм); 2) оценочный (адекватность оценки явлений правовой действительности с точки зрения законности, справедливости, целесообразности); 3) эмоциональный (способ-ность испытывать положительные эмоции по поводу позитивных явлений правовой действительности и отрицательные – в связи с негативными); 4) мотивационно-ценностный (возможность интериоризации нормативных пред-писаний в сферу личностных ценностей); 5) волевой (стремление и внутренняя готовность личности к развитию правовой культуры и способность проявлять духовный иммунитет к совершению правонарушений); 6) первично-практический (развитие умений и навыков студента по владению правовой терминологией и лексикой, работа с юридической литературой, готовность к теоретическому анализу правовой ситуации, составлению правовой документации); 7) поведенческий (законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм).

Для каждого из этих 7 критериев правовой культуры мы выделили 4 уровня показателей их сформированности для студентов неюридического профиля подготовки:

I -й уровень – выше среднего (выражен очень хорошо);

II-й уровень – средний (выражен хорошо);

III-й уровень – низкий (выражен удовлетворительно);

IV-й уровень – очень низкий (выражен плохо).

Исходя из логики построения целостного педагогического процесса, мы выделили целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательно-деятель-ностный, контрольный и результативный компоненты формирования право-вой культуры студентов неюридических профилей подготовки в учреждении высшего профессионального образования. Конкретное содержание каждого из этих компонентов данного процесса отражает его специфику как процесса формирования правовой культуры студента в вузе. При этом в сущностном наполнении компонентов формирования правовой культуры студента вуза мы вычленили общее (присущее формированию правовой культуры в высшем образовательном учреждении), особенное (профессиональная составляющая) и единичное (учёт особенностей личности конкретного студента и возможностей данного высшего профессионального учебного заведения).

Линия формирования правовой культуры в учреждении высшего профессионального образования в зависимости от этапа обучения представлена нами в виде последовательного прохождения студентами адаптационного (фундаментализирующего), стабилизационно-развивающего (жизненно-ориен-тированного) и итогового (профессионально-ориентированного) периодов.

В нашем исследовании предпосылкой для разработки системы педагогических условий, направленных на совершенствование процесса формирования правовой культуры в системе высшего профессионального образования, выступили результаты констатирующего эксперимента, проведённого методом анкетирования и методом экспертных независимых оценок исходного уровня правовой культуры студентов. Анализ полученных результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы:

В целом же представленные мнения анкетируемых об источниках формирования правовой культуры подтвердили одно из наших предположений о том, что формирование правовой культуры будущего специалиста в учреждении высшего профессионального образования будет протекать гораздо эффективнее при реализации системного педагогического воздействия в ходе осуществления правовой подготовки студентов.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили обнаружить наиболее существенные недостатки процесса формирования правовой культуры у студентов неюридических профилей подготовки и определить пути их преодоления.

Для повышения эффективности формирования правовой культуры студентов нами использовались разработанные в ходе исследования структурно-содержательные характеристики данного процесса, придающие ему характер педагогической технологии.

Юрист, который высококвалифицирован, играет определяющую роль в любой правовой отрасли. Однако как раз-таки качество подготовки будущих юристов и является яркой проблемой. Её усугубляет распространение платного юридического образования, в том числе в негосударственных вузах, рост числа студентов-заочников в системе юридического образования, да ещё и невысокая зарплата преподавателей приводят не только к снижению уровня подготовки специалистов юридического профиля, но и к кризису профессионального правосознания. Молодыми юристами их деятельность зачастую воспринимается в качестве источника высоких доходов. Кроме того, юридическое образование не отвечает требованиям современного общества, предъявленным к профессиональным качествам и морально-этическому облику будущего дипломированного специалиста юридической области.[2]

Е.В. Вартанян в своей научной статье называет юриспруденцию очень доходной и престижной специальностью в условиях рыночной экономики, вспоминая социальный опрос, проведённый Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июне 2006 г., который должен был выявить тенденции отечественного рынка труда[5] (рис. 1). Респонденты (выборочная совокупность – 1594 человека) отвечали на вопросы:

Какие профессии вы считаете самыми престижными?

Какие – самыми доходными?

Какую профессию вы бы пожелали для своих детей?

Юридическая сфера занимала доминирующее положение во всех трёх вопросах: 28% опрошенных назвали её самой престижной, 23% – самой доходной, 7% пожелали б её собственным детям. Далее следуют финансисты: по 20%, 12% и 5% соответственно.

правовые знания, правовые взгляды, правовое сознание – 84%

отношение к праву как к ценности – 4%

правовые навыки и умения, правомерное поведение – 22%

правовая активность – 2%

Тестирование уровня сформированности правовой культуры будущих юристов перед непосредственным началом эксперимента дало следующие результаты: доминирующим среди студентов оказался базовый уровень – он был выявлен у 86,6% первокурсников (104 чел.); профессионально-функциональный – у 12,5% (15 чел.); профессионально-эффективный – лишь у 0,83%, то есть у одного человека.

Перейдём от статистики к самой правовой культуре как к объекту научного изучения. Итак, что же это такое? Это одна из актуальных проблем в теории права. Юридическая наука выделяет три главные концепции правовой культуры: а) антропологическая (совокупность всего созданного человеком в правовой сфере); б) социологическая (система принятых в данном обществе определённых норм, ценностей, идеалов); в) философская (способ бытия человека в правовой реальности).[9] Одна из характеристик правовой культуры – её форма, т.е. способы внешнего выражения и существования правовой культуры и её культурных элементов. Осипов М.Ю. выделяет 3 формы правовой культуры: 1) материальная (письменные памятники права, действующие нормативно-правовые акты); 2) организационная (деятельность субъектов права, обладающая юридическим значением); 3) духовная (идеи классового права, естественного, божественное происхождение государства и пр. – одним словом, идиологемы).[10] Структура правовой культуры – это её внутреннее строение, т.е. расположение элементов правовой культуры и связей между ними. Элемент правовой культуры есть любое правовое явление, участвующее в осуществлении функций правовой культуры и характеризующее её особенности.

Ряд отечественных исследователей по-своему характеризуют правовую культуру. Так, Лазарев В.В., подчёркивая многоплановость понятия, напрямую связывает с представлениями о нём определённый уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, знание населением законов в надлежащей степени, высокий уровень уважения норм права и их авторитета, духовные и материальные блага как результаты правовой деятельности (законы, судебная практика и пр.) и др. Сальников В.П. характеризует правовую культуру как особое социальное явление, качественное правовое состояние личности и общества, разновидность общественной культуры, которая демонстрирует уровень правосознания, законности и охватывает все созданные людьми в области права ценности.

Правовая культура имеет важное значение ещё в связи с тем, что выполняет множество функций: а) отражательную (отражает существующую правовую реальность и наоборот); б) моделирования (определяет поведение субъектов права, зачастую с навязыванием исторических моделей); в) генетическую (порождает правовую реальность); г) регулятивную (подчиняет поведение субъектов не только писаным, но и неписаным нормам); д) правовой идентификации (определяет и каждый раз подтверждает тип правовой системы, не давая ей трансформироваться в другой); е) правовой социализации (выработка определённых социально-правовых свойств личности).[11]

Обобщая всё вышесказанное, следует сказать о необходимости уделять повышенное внимание профессиональному юридическому образованию как фактору формирования правовой системы нашей страны. Профессиональное правосознание юристов есть важнейший элемент правовой культуры общества. В деле повышения уровня правовой культуры, помимо трансляции комплекса теоретических знаний, важную роль играет духовно-нравственное (система ценностей и принципов) и гражданско-патриотическое воспитание (выработка гражданской позиции, патриотичность) как базис.

[1] Кузнецов В.Н. Социология молодёжи: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2007. – С. 284-285.

[2] См.: Вартанян Е.В. Указ. соч. С. 3

[5] См.: Вартанян Е.В. Правовая культура студентов-юристов: проблема профессиональной социализации. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. – Краснодар, 2013. – С. 2.

[7] См.: Николаева Л.Н. Формирование правовой культуры студентов. Дисс. … канд. пед. наук. – Смоленск, 2005. – С. 114.

[8] Муравьёва К.А. Формирование правовой культуры будущих юристов средствами иностранного языка. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Астрахань, 2011. – С. 20-21.

[9] Вартанян Е.В. Указ. соч. С. 3

[10] Осипов М.Ю. Правовая культура и механизм её формирования. // Журнал российского права № 1. – 2012. – С. 76.

[11] Осипов М.Ю. Там же.

[14] См.: Певцова Е.А. Актуальные проблемы формирования правовой культуры юристов. Учебное пособие. – М.: Международный юридический институт, 2010. – С. 23.

Читайте также: