Кому из числа своих граждан казахстан за его пределами может гарантировать защиту и покровительство

Обновлено: 30.06.2024

Сессия Парламента, как правило, открывается Президентом Республики, а в случае его отсутствия - Председателем Мажилиса. 6.

Кто может быть депутатом парламента?

Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трёх лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.

Как рассматриваются возражения Президента на законы принятые парламентом?

Возражения Главы государства на принятые конституционные законы рассматриваются Сенатом в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" и настоящей главой Регламента.

Кто имеет право присутствовать на любых заседаниях?

Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеют право присутствовать на любых заседаниях и быть выслушанными.

Когда могут быть прекращены полномочия парламента?

3. Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, его смерти, признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим и в иных случаях, предусмотренных Конституцией и настоящим Конституционным законом.

Какие полномочия у парламента?

  • принимает законы в области государственных секретов;
  • рассматривает статьи государственного бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственных секретов;

Кто может быть избран депутатом Государственной Думы?

Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Кто не может быть депутатом?

Депутатом не может быть гражданин, имеющий паспорт либо вид на жительство или иной документ, дающий право на проживание в другой стране, непогашенную судимость или признанный недееспособным.

Кто может баллотироваться в депутаты?

Имеет право баллотироваться в депутаты Госдумы человек, достигший 21-летнего возраста, не признанный недееспособным, не содержащийся в местах лишения свободы, а также он должен являться гражданином России. Регистрации кандидатов в депутаты предшествует сбор подписей от избирателей в свою поддержку.

Кто Председатель Сената в Казахстане?

Сенат парламента Казахстана

Сенат парламента Республики Казахстан
Типверхняя палата парламента Казахстана
Руководство
Председатель СенатаАшимбаев Маулен Сагатханулы, Нур Отан с 4 мая 2020 года
Структура

Сколько депутатов в Мажилисе?

Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых в следующем порядке: Избрание 98 депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по партийным спискам (то есть в результате выборов).

Кто решает вопросы войны и мира?

В пункте 2 статьи 45 Конституции закреплено: "В случае, предусмотренном подпунктом 4) статьи 53 Конституции, Президент Республики издает законы. ". В подпункте же 4) статьи 53 Конституции установлено, что Парламент на совместном заседании Палат "решает вопросы войны и мира".

Что говорится в 3 главе Закона об органах государственной власти Республики Казахстан?

Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. 3. Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону.

Кому из числа своих граждан Казахстан за его пределами может гарантировать защиту и покровительство?

Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики. 2. Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Кто подписывает закон принятый парламентом РК?

Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью Председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-Министра, представляются на подпись Президенту Республики, который подписывает представленный Сенатом .

Гражданствоявляется одним из важнейших конституционно-правовых институтов. Гражданство – это особое правовое отношение между лицом и государством, которое включает в свое содержание как государственно-правовые отношения в широком смысле, так и конституционно-правовые отношения в частности.




Можно выделить следующие конституционные принципы гражданства (ст. ст. 10, 11 и другие положения Конституции):

- принцип единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения;

- принцип нелишения гражданства ни при каких условиях;

- принцип нелишения права изменения своего гражданства;

- принцип не изгнания граждан за пределы Казахстана;

- принцип непризнания двойного гражданства;

- принцип не выдачи граждан иностранному государству;

- принцип гарантированности защиты и покровительства своих граждан за пределами Республики;

-обладание гражданством порождает не только права, но и обязанности.

Однако следует указать на то, что конституционный постулат о равенстве гражданства независимо от оснований его приобретения не является абсолютным и имеет одно исключение. А именно в вопросах выбора Президента Республики Казахстан. Это несмотря на то, что пункт 3 статьи 39 Конституции устанавливает, что права и свободы, предусмотренные статьей 10 Конституции, ни в каких случаях не подлежат ограничению. В частности, пункт 2 статьи 41 Конституции Республики устанавливает, что Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению. Иначе говоря, не все граждане Республики Казахстан обладают правом избираться и быть избранными Президентом Республики, а только те, которые являются гражданами Республики Казахстан по рождению. Тем самым, граждане Республики Казахстан не по рождению, например, натурализованные граждане Республики ограничены в таком праве, как право избираться и быть избранными Президентом Республики Казахстан. Поэтому конституционные положения пункта 2 статьи 41 по вопросу о том, что Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению и пункта 1 статьи 10 Конституции, в котором устанавливается равенство гражданства Республики Казахстан независимо от оснований его приобретения, входят в противоречия друг с другом. Наверняка при выдвижении кандидатов в Президенты Республики положения пункта 2 статьи 41 Конституции по вопросам основания приобретения гражданства кандидатом в Президенты будут иметь юридический приоритет перед нормой пункта 1 статьи 10 Конституции. Значит, основание приобретения гражданства Республики Казахстан имеет значение в вопросах требований, предъявляемых к кандидату на должность Президента Республики Казахстан.

Принцип не изгнания граждан за пределы Казахстана (п.2 ст.10) также имеет важнейшее значение и вытекает из конституционного утверждения Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (п.1 ст.1). Данный конституционный принцип означает, что к гражданам Республики не может применяться экспатриация. Экспатриация– это высылка лица за пределы страны гражданства, происхождения или постоянного проживания. Экспатриация возможна также после процедуры лишения лица гражданства. Экспатриация, как и лишение гражданства, поражает многие права и свободы человека. Поэтому законодательство Республики Казахстан содержит конституционный запрет изгнания граждан Республики за пределы Казахстана. Насильственное выдворение лиц за пределы Республики допускается в отношении иностранных граждан за нарушение ими правил пребывания на территории Республики Казахстан и за иные нарушения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Принцип непризнания двойного гражданства (п.3 ст.10). Двойное гражданствоилимножественное гражданство– это принадлежность лица одновременно к гражданству двух (бипатризм) и (или) более государств, подтверждающаяся соответствующими документами. Состояние многогражданства может возникнуть: по рождению, когда у граждан рождается ребенок на территории другого государства и ребенок автоматически приобретает гражданство этого государства, а по закону прежнего государства родившийся ребенок приобретает гражданство своих родителей; в результате приёма лица в гражданство другого государства, если оно одновременно не утрачивает прежнее гражданство; восстановления в гражданстве лица, ранее утратившего его по различным причинам с сохранением (признанием) за ним приобретённого иностранного гражданства; официального разрешения государства приобрести гражданину гражданство иного государства при сохранении прежнего гражданства и по другим причинам.

В отличие от Конституции Республики Казахстан 1995 года, которая не признает за гражданами Республики гражданства другого государства, Конституция Российской Федерации 1993 года в части 1 статьи 62 устанавливает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Часть 2 этой же статьи определяет, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым, Российская Федерация на основе бланкетной нормы своей Конституции допускает институт двойного гражданства[81]. Здесь, по-видимому, в основном сыграл свою роль как политико-исторический, так и национально-этнический фактор, связанный с политикой государства по обеспечению защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

Принцип не выдачи граждан иностранному государству (п.1 ст.11) не имеет абсолютного характера, несмотря на то, что данная конституционная норма в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции по вопросам прав и свобод ни в каких случаях не подлежит ограничению. Об этом косвенно свидетельствует пункт 1 статьи 11 Конституции Казахстана, который гласит, что гражданин Республики Казахстан не может быть выдан иностранному государству, если иное не установлено международными договорами Республики. Если выдача граждан Республики Казахстан иностранному государству будет установлена международным договором, ратифицированным Республикой, то Казахстан должен выдать своего гражданина иностранному государству, например, для его привлечения к юридической ответственности и (или) отбывания наказания на территории иностранного государства (экстрадиция).

Принцип гарантированности защиты и покровительства своих граждан за пределами Республики имеет актуальное значение, когда каждый, в том числе и граждане Республики в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Конституции Республики обладают правом выезжать за пределы Республики. Граждане Республики Казахстан по разным причинам выезжают за пределы Казахстана: командировка, учеба, частные приглашения, туристические поездки и др. Из средств массовой информации хорошо известно, что если гражданин того или иного государства (России, США, Израиля, Болгарии и др.) попадает в беду (задержан по подозрению в совершении правонарушения, привлечен к юридической ответственности и т.п.), то государство предпринимает меры, вплоть до применения вооруженной силы, для защиты прав и свобод своих граждан, находящихся на территории других государств. Республика Казахстан на примере других государств также должна более эффективно гарантировать защиту и покровительство своим гражданам за ее пределами с соблюдением требований, установленных в статье 8 и в других положениях Конституции Республики.

Кроме того, Конституция Республики в пункте 3 статьи 12 устанавливает, что гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет обязанности. Как было рассмотрено в предыдущей теме, в полном объеме всем комплексом прав и свобод на территории Республики Казахстан обладает только гражданин Республики. В то же время обладание гражданством порождает не только права, но и обязанности, в том числе и те обязанности, которые не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, например, обязанность по несению воинской службы.

Демократизация общества и государства, развитие экономических отношений требуют развитие международного сотрудничества и укрепления взаимосвязей с зарубежными партнерами во всех направлениях государства, в том числе и в области борьбы с преступностью.

Особая роль международного сотрудничества в борьбе с преступностью отводится экстрадиции лиц, совершивших преступления. По нашему мнению, под экстрадицией следует понимать вид международного сотрудничества, основанный на положениях международных договоров и нормах национального (конституционного, уголовного и уголовно-процессуального) законодательства, заключающийся в процедуре передачи при наличии требования (запроса) об экстрадиции лица (обвиняемого, подсудимого, осужденного), совершившего преступление, влекущее экстрадицию, в целях осуществления уголовного преследования, отправления правосудия или приведения в исполнение приговора, вступившего в силу в отношении данного лица.

Следует отметить, что институт экстрадиции является не только комплексным институтом права, регулируемый как нормами международного и национального (внутригосударственного) права, но и еще межотраслевым, регулируемый такими отраслями права как конституционное, уголовное и уголовно-процессуальное право.

Отражение положений экстрадиции в Конституции Республики Казахстан — на самом высоком нормативно-правовом уровне страны свидетельствует о его особом значении и позиции государства в данном вопросе.

Представительства Казахстана и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Казахстана была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Казахстана. Так как, при решении вопроса об экстрадиции лица из Казахстана национальные компетентные правоохранительные органы обязаны принимать во внимание возможность нарушения прав экстрадируемого лица в запрашивающем государстве, включая право на справедливое судебное разбирательство. Так, в судебной практике США имеется немало решений, констатирующих, что выдача исполнительной властью лица, дело которого не будет рассмотрено в другом государстве справедливо, нарушает конституционные права этого лица в выдающем государстве. Это означает, что само решение о выдаче при таких условиях является нарушением прав выдаваемого, а не будущий процесс. [3]

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации также предусматривает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Федерации или выдан иностранному государству (ч.1 ст.61). Аналогичный запрет устанавливает уголовное (ст.13 УК Российской Федерации) и уголовно-процессуальное (ст.464 УПК Российской Федерации) законодательство России.

По казахстанскому законодательству, граждане, совершившие преступления за границей, подлежат уголовной ответственности по казахстанским уголовным законам, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление. На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства. Гражданин Казахстана обязан соблюдать Конституцию и законы своего государства, где бы он ни находился; он подлежит уголовной ответственности перед казахстанским судом и по казахстанским уголовным законам независимо от того, где совершено деяние, рассматриваемое казахстанским уголовным законом как преступление, и если эти лица не осуждены в другом государстве.

Если бы отечественный законодатель признал, что каждый гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности только по законам своего государства, то мы сузили бы сферу распространения территориальной юрисдикции и вообще встали бы на путь отрицания общепризнанного принципа — территориального верховенства суверенного государства.

Если государство применяет не только территориальный принцип, но и принцип гражданства, то это значит, что данное государство не исключает возможности привлечения его гражданина к уголовной ответственности в государстве, на территории которого он нарушил его законы.

Казахстанские граждане могут привлекаться к уголовной ответственности также иностранными правоохранительными органами, исходя из принципа суверенности и равенства государств. Республика Казахстан не требует, чтобы его граждане за границей были изъяты из юрисдикции местных органов юстиции, если только такие изъятия не предусмотрены международными договорами.

Вопросы экстрадиции также связаны с положениями п.1 ст.4 Конституции Республики Казахстан, провозглашающей, что международные договоры и иные обязательства являются действующим правом, т. е. частью ее правовой системы. Однако в Конституции Республики Казахстан не определено место международных договоров в национальной правовой системе, но закреплено важное положение о том, что в случае противоречий применяются нормы международного права, которое отражено практически во всех законах государства.

По мнению профессора А.И. Бойцова, значимость данного конституционного положения предопределяется тем, что решение вопроса о выдаче – суверенное право государства, но непременным условием его осуществления должно быть обеспечение прав выдаваемого лица. Это одно из основных требований, предъявляемых к институту экстрадиции. Следование международным стандартам в обеспечении прав человека в сфере выдачи предполагает, что выданному лицу, независимо от наличия у него того или иного гражданства, должны быть гарантированы общепризнанные и закрепленные конституцией права любого человека. [6]

Таким образом, Конституцией Республики Казахстан регулируются общие национальные (внутригосударственные) правоотношения по вопросам экстрадиции: о невыдаче собственных граждан, о приоритете прав и свобод человека, а также о соотношении международного и национального права. Закрепление в конституционном законодательстве Казахстан положение о невыдаче собственных граждан свидетельствует о принадлежности данного института к континентальной (романо-германской) системе права. Истоки невыдачи собственных граждан заключаются в общепризнанном принципе уважения государственного суверенитета и во взаимной ответственности личности и государства.

[1] Конституция Республики Казахстан. Астана, 2008. (с изм. и доп. на 21 мая 2007 г .).

[2] Конституция Республики Казахстан. Комментарий. Под ред. Г. Сапаргалиева. Алматы: Жет i жаргы, 1998. С.60.

[3] Лукашук И.И., Наумов А.В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве: Учебно-практическое пособие. М., 1998. С.57.

Читайте также: