Что такое правовая дисциплина

Обновлено: 17.05.2024

Почти год назад я критиковал учебную юридическую литературу, что вызвало много откликов – как положительных, так и отрицательных. В итоге решил действовать по принципу "недоволен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай". Поэтому с сегодняшнего дня начинаю серию статей "Правоведение для чайников", где постараюсь перевести на человеческий язык основные положения теории государства и права, судоустройства и ряда других юридических дисциплин.

Разумеется, чайников тут нет, и, полагаю, этими заметками я никому ничего нового не скажу. Но хочу поделиться ими вот с какой целью: прошу указывать на существенные ошибки, а также дополнять заметки своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Надеюсь выдавать по одной статье в неделю.

Правоведение для чайников – 1. Что такое право?

Право – это искусство добра и справедливости. Сегодня в России эти слова кажутся насмешкой, но именно так считали древнеримские юристы и так переводится с латыни их пословица двухтысячелетней давности ius est ars boni et aequi.

Юристы Древнего Рима заложили основы современного права. И если следовать их логике, то право и всё, что с ним связано, – государство, суды, полиция, чиновники и юридические вузы – должны делать наш мир добрее и справедливее. К сожалению, получается так не всегда, но предназначение права от этого не меняется.

Основной метод, которым право отстаивает добро, справедливость и разумность, – устанавливает для людей правила поведения и наказания за их нарушение.

Но это определение объясняет не всё. Например, неясно, почему некоторые правила люди считают справедливыми, а другие – нет, или почему одни правила помогают достичь справедливости, а другие существуют лишь на бумаге.

Три подхода к правопониманию

У нормативного подхода к правопониманию есть следующие минусы.

Во-вторых, закон, изданный государством, может в реальности не действовать. Скажем, указанная выше статья 120 Конституции РФ про независимость суда не всегда соответствует реальности – на судей часто давят председатель суда, вышестоящие суды, прокуратура и многие другие субъекты, заставляя их выносить определённые решения. А тезис о том, что Россия в данный момент – демократическое и правовое государство, является очень спорным.

Итак, нормативный подход к пониманию права: право – это система правил поведения, установленных государством

Философский подход (он же нравственный или естественно-правовой) к пониманию права ближе всего к той древнеримской пословице, с которой я начал. Он утверждает, что право – это набор правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности. То есть право приравнивается к тому, что люди считают правильным, разумным и целесообразным. А существующие законы и судебные решения могут либо отражать, либо не отражать эти идеи.

Первый минус такого подхода к правопониманию: представление о добром, справедливом и разумном у разных людей и в разное время отличается. Но всё же человечество смогло сформулировать общие представления об этих вещах – они есть в трудах философов, учёных и юристов, а также в нескольких международных документах. Если говорить об отношениях между людьми (по поводу права собственности, сделок, причинения вреда имуществу и др.), то здесь более всего применимы нормы классического римского права и их средневековых комментаторов. Если говорить об отношениях между человеком и государством, то здесь нам поможет принятая странами – членами ООН после Второй Мировой войны Всеобщая Декларация прав человека и ряд иных документов.

Другой минус философского подхода – он может увести нас далеко от реальности. Вместо понятных правил поведения мы имеем набор идей, которые мало того, что чётко не прописаны, так ещё и не всегда существуют в действительности.

Итак, философский подход: право – это система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности.

Социологический подход – наиболее приближенный к жизни. Он отдаёт предпочтение не тому, что написано в законе, и не тому, что люди считают идеальным воплощением справедливости, а тому, что существует и происходит в действительности. Это тот подход, который применяет каждый человек, когда видит, что в законе написано одно, а в жизни происходит что-то другое.

Оценить, какие на самом деле существуют правила поведения, помогает социология – наука, изучающая общество. Социологам необходимо провести тщательную и детальную работу: проанализировать статистику, прочитать судебные решения, провести соцопросы. После этого они могут сделать адекватные выводы: как в реальности действует закон и почему в одних случаях он действуют так, а в других – по-другому.

Разумеется, это не стопроцентное правило, поскольку иногда судья в России может и оправдать невиновного, а может и дать ему реальный срок. Но общая тенденция именно такова. Для российских судей важны карьера и добрые отношения со следователем и прокурором, но одновременно они не совсем уж бесчеловечные существа – отсюда и такое интересное правило.

Для выявления этих и многих других правил и существует социологический подход к праву.

Итак, социологический подход: право – это система правил поведения, реально существующих в обществе

Соответственно, применяя три подхода к праву, мы можем проанализировать любое правило, установленное законом, и посмотреть:

а) что про это правило написано в законе (нормативный подход)
б) отражены ли в нём требования добра, справедливости и разумности (философский подход)
в) как оно работает в действительности (социологический подход)

Разумеется, один подход не исключает других. Всё они дополняют и углубляют друг друга. Наличие трёх подходов к правопониманию стимулирует нас не просто читать законы, но и размышлять о том, насколько они правильные, и смотреть, применяются ли они на практике.

И примерно как для христиан Господь един в трёх лицах (Отца, и Сына, и Святого Духа), так и право для нас едино в трёх этих подходах. Чем более развитое и демократическое государство, тем меньше различий между ними: государство устанавливает добрые, справедливые и разумные законы, а руководители страны, чиновники, судьи и простые люди в действительности им следуют.

А пока я дам определение права, где попробую совместить все три подхода. И пусть пока эти подходы часто не совпадают, но когда-нибудь, надеюсь, таких расхождений у нас будет значительно меньше:

Итак, право – это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности

Право в системе социальных норм

Правовые нормы – это лишь один вид социальных норм, хотя, пожалуй, самый многочисленный. Но есть и другие.

Заставить людей соблюдать моральные нормы непросто. В идеале, если человек их нарушит, то его ждут муки совести и осуждение окружающих, но на практике это происходит не всегда. Кроме того, моральные нормы не всегда конкретны и однозначны и оставляют большой простор для толкования.

Ещё существуют религиозные нормы. Частично они совпадают с моральными – например, во многих религиях верующих обязывают помогать другим людям, не лгать, быть трудолюбивым. Есть и более специфические и не всегда объяснимые правила: например, ислам обязывает своих последователей пять раз в день совершать намаз (молиться), а христианство запрещает в определённые дни есть мясные и молочные продукты (соблюдать пост). Соблюдение этих правил обеспечивает вера человека в сверхъестественные силы и загробную жизнь. Если человеку кажется, что эти силы (некий единый бог или множество разных богов) накажут его за неправильно поведение, то в идеале он должен соблюдать эти правила более охотно.

Наконец, ещё одни социальные нормы – корпоративные. Это правила, установленные разными общественными объединениями: профсоюзами, организациями предпринимателей, политическими партиями. Их соблюдение обеспечивает следующий механизм: такие организации отстаивают права и интересы своих участников, поэтому исключение из их числа может лишить человека ряда преимуществ.

Чем же отличаются правовые нормы от всех прочих социальных норм и как соотносится их содержание друг с другом?

С другими социальными нормами всё не так жёстко. Их устанавливают сами люди, и за несоблюдение ответственность не очень серьёзная. Скажем, в случае с моральными нормами – лишь общественное осуждение и муки совести (если она есть). А в случае с религиозными нормами человека может ожидать недопуск к причастию, отлучение от церкви и самое страшное – попадание в ад после смерти. Но в сверхъестественные силы и загробную жизнь многие не верят, и эти наказания их не пугают.

Скажем, если вы обманываете окружающих, обвиняя какого-то человека в совершении преступления сексуального характера, – с точки зрения закона, это разновидность клеветы. Наказание за неё предусмотрено ч. 4 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (штраф или обязательные работы на срок до 400 часов).

Если вы обманываете людей с целью похитить их имущество стоимостью от 2,5 тыс. руб. до 250 тыс. руб. – это мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину. Наказание предусмотрено ч. 2 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (до пяти лет лишения свободы).

Наконец, если вы обманываете суд, выступая свидетелем на каком-то процессе и утверждая, что некий гражданин совершил убийство – это разновидность заведомо ложных показаний. Наказание за них предусмотрено ч. 2 ст. 307 Уголовного кодекса РФ (до пяти лет лишения свободы).

Кроме того, во всех трёх случаях вы обязаны возместить ущерб тем, кто пострадал от вашего обмана – это регулируется Гражданским кодексом РФ, в частности, статьями 150-152 (о компенсации морального вреда) и главой 59 (об обязательствах вследствие причинения вреда).

Граница между правом и всеми остальными социальными нормами менялась в зависимости от эпохи и страны. Например, раньше почти во всех странах право регулировало вопрос верности в браке. Этот вопрос до сих пор регулируется моралью и религией – в большинстве случаев люди осуждают измену. Однако правового регулирования тут уже нет и почти нигде государство никак за измену не наказывает. Только в некоторых исламских странах (в частности, в Иране) супружеская измена до сих пор считается преступлением и за неё предусмотрено наказание.

Ещё один пример – проблема свободы слова и гласности. Какие мысли высказывать, о чём писать и говорить – стоит ли сюда вмешиваться и насколько? Обычно под запрет подпадает лишь прямой обман (см. выше) или распространение информации, охраняемой правом интеллектуальной собственности. А вот что касается общедоступной и правдивой информации, а также мнений на её счёт – в этой области каждое государство решает вопрос по-своему. Где-то можно говорить и писать всё, что угодно, где-то – почти всё, где-то – только то, что соответствует какой-то определённой идеологии.

В частности, сегодня в России существуют законодательные запреты идей и художественных образов, которые российское руководство считает вредным для общества. Сепаратизм, суицид, употребление наркотиков, гомосексуализм, терроризм, экстремизм, проблемы религии, межнациональная и социальная рознь – обсуждение этих проблем может быть расценено как пропаганда и наказано штрафом и тюрьмой. Целые ведомства и тысячи чиновников и полицейских заняты тем, что выискивают на форумах и в социальных сетях ту информацию, которая подпадает под пропаганду перечисленных явлений, а судьи рассматривают дела и выносят по ним приговоры. Но, возможно, когда сменится руководство страны, такие запреты уйдут в прошлое, а всё это будет регулироваться исключительно моральными, религиозными и корпоративными нормами.

Таким образом, право входит в систему социальных норм, но границы между правовыми нормами и всеми остальными (моральными, религиозными, корпоративными) не всегда можно чётко выделить. Какие-то правовые нормы совпадают с моральными, какие-то – нет, но чаще всего правовые нормы уточняют и конкретизируют содержание моральных норм под разные ситуации.

В английском языке с этим немного проще – там есть два разных слова: law и right. Соответственно, law – это право в объективном смысле, а right – право в субъективном смысле.

Как и любая другая наука и сфера деятельности, право требует знания базовой терминологии. Без неё будет сложно понять, как же это право работает или не работает. Вот эти базовые понятия, которые нужно знать каждому, кто хочет изучить право:
правоотношение;
юридический факт;
правосубъектность, правоспособность, дееспособность;
источник права;
нормативный правовой акт;
закон и подзаконный акт;
ненормативный правовой акт;
норма права (или правовая норма);
правовой институт;
отрасль права;
система права;
правовая семья;
публично-правовой и частно-правовой;
правонарушение;
юридическая ответственность;
правоприменение и правоприменительный акт.

Неподготовленного человека все эти слова могут напугать, но поверьте – разобраться в этих понятиях под силу любому. Но об этом – в следующий раз.

Резюме

Итак, существует три основных подхода к правопониманию – то есть к тому, что считать правом. Нормативный подход приравнивает право к закону, философский – к идеям добра, справедливости и разумности, социологический – к реально действующим правилам. Если совместить три подхода, то право – это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности.

Правила поведения, из которых состоит право, называются правовыми нормами (или нормами права). Они входят в число социальных норм, наряду с моральными, религиозными и корпоративными. В чём-то правовые нормы совпадают с другими социальными нормами, в чём-то – нет. Чаще всего правовые нормы конкретизируют и уточняют моральные нормы.

Право как система правил поведения - это объективное право или право в объективном смысле. Право как возможность что-то делать - это субъективное право или право в субъективном смысле. Кроме того, право – это и практическая деятельность юристов, и наука.

4. ПРАВО

Модуль1
Методология теории государства и права
Модуль 2
Теория государства
Модуль 3
Теория права
Модуль 4
Система права и ее формирование
Модуль 5
Правовые отношения и их регулирование
Модуль 6
Государство, право и общество
Основы государственно-правовых знаний
4

7. Модуль 2

Теория государства
Р
А
Власть при догосударственных формах человеческого
общежития
С
С
М
А
Т
Происхождение государства: основные теории
Сущность и основные признаки государства
Роль и место государства в политической системе общества
Р
И
В
А
Е
Т
Функции государства
Формы государства
Механизм (аппарат) государства
7

• Общество – устойчивый союз
отдельных индивидов, созданный для
достижения общего интереса,
объединенных единой целью, на основе
их взаимного сотрудничества. Данный
союз имеет общий язык, культуру, образ
жизни.
8

9. Признаки властных отношений при догосударственных формах человеческого общежития

• Общество
существовало, государство – нет
• Общественная собственность на средства производства и
равноправное распределение продуктов труда
• В основе объединения – не территориальный союз, а
родственные, экономические, религиозные связи
• Власть базировалась на кровных связях
• Не было специального аппарата управления
• Нормы регуляции отношений – обычаи, внушение, табу
• Отсутствие четких прав и обязанностей
9

Общество в результате преобразований,
происходящих в его среде, порождает
такое общественное явление,
как государство.
10

• Возникновение государства –
сложный длительный процесс,
начавшийся много тысяч лет назад в
различных регионах мира.
• Первые государства – Древний
Египет, государства Месопотамии
Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон,
Древний Рим и др.
11

12. Основные теории происхождения государства

Теологическая (божественная)
Патриархальная
Договорная
Теория насилия
Психологическая
Ирригационная
Расовая
Органическая
Классовая
Экономическая
12

14. Теологическая теория

Фома Аквинский
Основоположник теории: ученыйбогослов Фома
Аквинский (12251274)
Суть теории:
Государство, как и всё земное, имеет
божественное происхождение. Процедура
возникновения государства аналогична
процессу сотворения мира Богом.
Минусы теории:
Приверженцы теории апеллируют не к
знаниям, не к доказательствам, а к вере.
Они утверждают, что люди всё равно не
способны постичь всей глубины
Божественного замысла и поэтому
должны просто верить, что всё на Земле
создано Богом.
14

Г. Гроций,
голландский юристмеждународник
(1583-1645)
Основоположники:
Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж.
Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев
Суть теории:
Государство возникло в результате
общественного договора, в соответствии
с которым люди, находившиеся до этого
в первобытном состоянии, отказались от
части своих прав и свобод в обмен на
гарантии личной безопасности.
Минусы теории:
Различные группы людей со
специфическими интересами не могли
договориться в условиях отсутствия
государственно-властных структур.
16

К. Каутский
Основоположники: К. Каутский, Л.
Гумплович
Суть теории:
Государство-это результат
завоевания. Государство трактуется
как организация властвования
завоевателей в целях поддержки и
упрочения своего господства над
покорёнными.
Минусы теории:
Насилие часто являлось не
причиной, а лишь ускоряющим
образование государства фактором.
17

Л.И. Петражицкий
Авторы: Л.И. Петражицкий, Г.Тард
Суть теории:
Причины возникновения
государства коренятся в особенностях
психики человека. У одних людей есть
психологическая потребность повелевать
слабыми, у других - подчиняться более
сильными.
Минусы теории:
Человеческая психика не первична
по отношению к социально-политической
действительности, а, наоборот,
формируется под воздействием
последней.
18

К. Виттфогель
Автор: К. Виттфогель
Суть теории:
Государство возникает
вследствие потребности общества в
постоянном осуществлении
крупномасштабных работ по
созданию оросительных каналов и
ирригационных сооружений.
Минусы теории:
Государство появилось до
начала ирригационных работ и
позволило организовать столь
крупные и скоординированные
действия населения.
19

Авторы: Ж.А. де Гобино, Ф. Ницше
Суть теории:
Государство появилось в результате
разделения общества на высшие
(арийцы) и низшие (славяне, евреи,
цыгане и др.) расы. Государство
необходимо для того, чтобы одни расы
господствовали над другими.
Минусы теории:
Наука не видит связи между
расовыми различиями людей и их
умственными способностями.
Ж.А. де Гобино
20

Г.Спенсер
Автор: Г. Спенсер
Суть теории:
Государство похоже на
человеческий организм,
поэтому его сущность можно
объяснить по аналогии с
закономерностями анатомии и
физиологии.
Минусы теории:
Теория полностью не
раскрывает причин
возникновения государства.
21

К.Маркс, Ф.Энгельс
Авторы: К.Маркс, Ф.Энгельс
Суть теории:
Государство возникло в
результате раскола общества на
классы с непримиримыми
интересами. Необходима была
организация, регулирующая
отношения между ними.
Минусы теории:
Раскол общества на классы
был ведущим государственнообразующим фактором лишь в
Европе.
22

Автор: Г. Чайлд
Суть теории:
Г. Чайлд
Государство
сформировалось в
процессе перехода
общества от
присваивающей экономики
к производящей.
Минусы теории:
Ограниченность теории.
23

• Современные подходы к
проблеме
ограниченности данных
теорий основываются на
том, что весьма трудно,
если вообще
невозможно, выделить
фактор, определяющий
процесс возникновения
государства во всех
регионах и у всех
народов.
24

25. Понятие государства

Государство

это
особая
политическая
организация,
располагающая аппаратом подавления и
управления, придающая своим велениям
обязательную силу для населения всей
страны и обладающая суверенитетом.
25

Признаки государства
Основные
Дополнительные
территория
население
единый государственный язык
единая транспортная система
публичная власть
право
правоохранительные
органы
армия
единая денежная система
единая информационная
система
налоги
государственный суверенитет
26

Функции государства
Внутренние функции
экономическая
политическая
социальная
экологическая
Внешние функции
обороны
экологическая
информационная
поддержка мирового порядка
транспортная
информационная
правоохранительная
обеспечение национальной
безопасности
культурного
сотрудничества
внешнеэкономическая
дипломатическая
27

29. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это
элемент формы государства, характеризующий
внутреннюю структуру государства, способ его
политического и территориального деления и
взаимоотношений между государством в целом
и его составными частями.
В зависимости от формы государственного
устройства различают простые (унитарные) и
сложные (федерация, империя) государства.
29
29

Унитарное
государство

простое
единое
централизованное государство, части которого являются
административно-территориальными
единицами,
подчиняются центральным органам власти и не обладают
признаками государственного суверенитета (Франция,
Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция).
Унитарные
государства
обладают
следующими
признаками:
• административные единицы единого государства не
обладают политической самостоятельностью;
• единый
государственный
аппарат
возглавляется
общими для всей страны высшими государственными
органами;
• единое гражданство;
• одноканальная система налогообложения.
30

31. Федерация

Федерация – сложное государство, части которого
являются государственными образованиями и обладают
в той или иной мере государственным суверенитетом
(США, ФРГ, Индия, Россия).
Федерация обладает такими признаками:
• это союзное государство, состоящее из ранее
суверенных государств;
• в наличии двухуровневая система государственных
органов (федеральный и субъектов федерации);
• двухканальная система налогообложения;
• при наличии федерального законодательства действует
и законодательство субъектов.
31

32. Конфедерация

Конфедерация – временный союз государств,
образуемый для достижения политических, военных,
экономических и прочих целей.
Конфедерация не обладает суверенитетом, так как
отсутствуют общий центральный государственный
аппарат и единая система законодательства.
Действуют союзные органы, координирующие
деятельность конфедерации.
Ранее существовали и иные формы государственного
устройства (империи, протектораты и др.).
Империя – это сложное государство с обширной
территориальной основой и различной степенью
зависимости ее субъектов от высшей
государственной власти (Римская, Британская,
Российская империи).
32
32

33. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Механизм государства (государственный
аппарат) – единая система органов,
посредством которых государство регулирует
государственную власть.
Признаки механизма государства:
1)Иерархичность;
2)Единство;
3)Единые задачи;
4)Наличие органов власти.
33

• Государственные органы
(Парламент, Президент,
Правительство, Министерства, Суд,
Прокуратура, Армия, Полиция) –
относительно самостоятельные,
структурно обособленные части
государственного аппарата,
наделенные соответствующей
компетенцией
34

36. Модуль 3

Теория права
Р
А
Основные теории происхождения права
С
С
М
А
Т
Р
Понятие и сущность права
Роль и место права в системе регулирования
общественных отношений
И
В
Основные формы (источники) права
А
Е
Т
Нормативный правовой акт, как основной
источник права
36

37. Развитие представлений о праве

Теория естественного права
(Локк, Руссо, Монтескье, Радищев)
Суть теории: Кроме позитивного права, которое
создается государством, существуют стоящие над ним
естественные неотъемлемые права, принадлежащие
человеку от рождения (право на жизнь, свободное развитие и т.п.)
Историческая школа права
(Гуго, Савиньи, Пухта)
Право – выражение духа народа, народного правового убеждения,
формирующегося, подобно языку, постепенно,
независимо от государства.
Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению
37

38. Развитие представлений о праве

Реалистическая школа права (Иеринг)
Право есть защищенный государством интерес,
оно ничто без государственной власти
Социологическая теория права
(Эрлих, Муромцев, Паунд)
Право - система правоотношений,
реальное поведение людей
38

39. Развитие представлений о праве

Теория солидаризма (Дюги)
Объективное право составляют
правила социальной солидарности,
которым подчинено государство и граждане
Нормативная теория (Кельзен, Штаммлер)
Право – иерархия норм, нормативный
регулятор общественных отношений;
оно немыслимо без государства,
а государство немыслимо без права
39

40. Развитие представлений о праве

Психологическая теория права (Петражицкий)
Существует подлинное право, которое представляет собой
психологические переживания людей об их правах и обязанностях,
и официальное право
Материалистическая (классовая) теория права
(Маркс, Ленин)
Право есть возведенная в закон воля господствующего класса,
содержание которой определяется
материальными условиями жизни общества
Вывод: происхождение права вызвано комплексом причин,
а не односторонней трактовкой первопричины данного явления
40

ПРАВО - это система общеобязательных
норм поведения, установленных и
санкционированных государством и
обеспеченных его принудительной силой
Признаки права:
1. общеобязательность (распространяются на
всех либо большой круг субъектов)
2. формальная определенность (имеют внешне
выраженную письменную форму)
3. обеспеченность исполнения принуждением и
силой государства
4. многократность применения
5. справедливость содержания юридических норм
42

43. Сущность права

Сущность права – это главная
внутренняя, относительно
устойчивая качественная основа
права, которая отражает его
истинную природу и назначение в
обществе
43

44. Ценность права

В основе права как явления лежат основные
принципы, отражающие его сущность. К
относятся:
1) Равенство всех перед законом и судом –
независимо от социального положения,
материального состояния, пола, отношения к
религии и т.д.
2) Сочетание прав и обязанностей – право
одного гражданина может быть реализовано
через обязанность другого гражданина;
3) Социальная справедливость;
47

4) Гуманизм – уважение к правам
личности и его свободам;
5) Демократизм – власть принадлежит
народу, но реализуется через правовые
институты;
6) Сочетание естественного
(принадлежащего человеку по природе
права на жизнь, свободу) и
позитивного (созданного или
закрепленного государством) права;
7) Сочетание убеждения и
принуждения.
48

• Право – единственная нормативная
система, регулирующее воздействие
которой на отношения между людьми
влечет для их участников
определенные юридические
последствия.
• Право – единственный официальный
определитель и критерий
правомерного и неправомерного,
законного и незаконного поведения,
свободы.
49

50. Формы права

Формы (источники) права
Судебный
прецедент
Формы (источники) права
Правовая
доктрина
Религиозные
тексты
Нормативноправовой
акт
51

Правовой
обычай
Судебный
прецедент
Нормативный
договор
• самый древний источник права. Исторически сложившееся в
результате многократного повторения правило поведения,
которое санкционируется государством. (Например, первое
заседание гос. думы открывает старейший депутат).
• конкретное решение судов высокой инстанции, которое
становится обязательным для принятия решения при
рассмотрении аналогичного дела.
• совместные юридические акты, выражающие взаимное
изъявление воли правотворческих органов. (Например,
договор между РФ и РТ по разграничению предметов
ведения и компетенции).

Правовая
доктрина
Религиозные
тексты
Нормативноправовой акт
• представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права.
Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права
требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех
или иных правовых норм.
• (священные книги) как источник права, прежде всего, имеют
широкое распространение в мусульманских странах. Главными
источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.
• это изданный или санкционированный компетентными государственными
органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером,
имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные
правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.
Властное предписание компетентных органов, которое устанавливает,
изменяет или отменяет нормы права.

54. Вопросы к семинарскому занятию №1

55. Вопросы к семинарскому занятию №2

1. Причины множественности теорий,
касающихся понятия права.
2. Взаимосвязь государства и права.
3. Правовая система (семья): понятие и
структура.
4. Соотношение права и морали: единство,
различие, взаимодействие, противоречия.
5. Общая характеристика отраслей
российского права.
55

56. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №3

57. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №4


1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №4
Контрольные вопросы:
Что такое правосознание?
Каковы основные функции правосознания?
В чем заключаются различия между правовой идеологией и
правовой психологией?
Каковы основания деления правосознания на виды?
Каковы цели и формы правового воспитания?
Что такое правовая культура и каковы ее элементы?
Доклады:
Противоречия между правосознанием и юридическими
нормами.
Проблема деидеологизации правосознания и юридический
нигилизм.
Индивидуальное и групповое правосознание: единство и
различия.
Правовая активность личности и предпосылки её действенности
в современных условиях.
Роль и значение правовой культуры в России в переходный
период.
Правосознание как элемент построения правового государства в
России.

58. Вопросы дискуссии

Определение. Три аспекта понимания. Юриспруденция как наука. Объект. Предмет. Метод. Науки в системе юриспруденции. Государство. Право. Норма права. Отрасли права. Источники права. Законность. Правопорядок.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

Цицерон

В результате изучения гл. 1.1 студент должен:

знать определение юриспруденции, основные понятия государства и права;

уметь раскрывать сущность юриспруденции как науки;

владеть навыками оперирования понятиями юриспруденции.

Для понимания рассматриваемого курса необходимо определиться, что такое юриспруденция, каков ее предмет и метод, основные понятия.

Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой определяет юриспруденцию как совокупность юридических наук, а также практическую деятельность юристов. В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона юриспруденция – это наука о праве.

Согласно другому определению юриспруденция (лат. jurisprudentia – знание права) – 1) профессиональная практическая деятельность юристов; 2) наука о государстве и праве (юридическая наука, правоведение), то есть теоретическая деятельность в области права или отрасль обществоведения, предметом изучения которой является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии 1 .

Наконец, приведем еще одно определение: юриспруденция (правоведение) – это наука о праве и государстве, теоретическая форма и способ производства и организации юридических знаний, представляет собой совокупность общественных знаний о праве.

Как видим, прослеживаются два основных значения этого термина: наука о праве и практическая деятельность юристов.

Именно данный стандарт является ориентиром для базового высшего юридического образования в качестве необходимого и достаточного для работы юристом. Поэтому и учебное пособие составлено с учетом требований в первую очередь этого стандарта.

Таким образом, юриспруденция предстает перед нами в трех основных значениях, которые мы и будем изучать:

– род деятельности (прикладная деятельность юриста);

Юриспруденция как наука (отрасль знаний). Перед началом изложения предупредим, что обо всех параметрах юриспруденции как науки и составляющих ее наук, в том числе об истории юриспруденции, будет подробно сказано в конкретных дисциплинах, которые студент пройдет в вузе. Наша задача – дать лишь вводный курс, позволяющий в целом понять, что представляет собой юриспруденция как наука, оставив основное место для описания образовательного процесса и профессии юриста.

Чтобы понять существо науки, следует определиться с ее объектом и предметом. Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя (часть окружающего мира, общественные отношения), а предмет науки – это то, какие аспекты этого объекта она изучает. К примеру, объект – человек, но можно изучать строение человека (предмет анатомии), душу (предмет психологии), поведение в группах (предмет социологии) или возможность своими действиями приобретать права и обязанности (дееспособность) (предмет уже различных правовых наук).

Объектом юриспруденции является государственное устройство и правовое регулирование.

Предметом юриспруденции является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии.

В конструкции объект-предмет есть и третий элемент – метод, а именно совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых через призму соответствующего предмета изучается объект, получаются знания.

Методы юриспруденции можно разделить на два вида:

– общенаучные (применяются во всех науках): анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, абстрагирование, системно-структурный подход, эксперимент и др. Особо следует отметить использование в юриспруденции методов социальных и гуманитарных наук, к которым относится юриспруденция, характеризующихся тем, что объектом управления являются люди и отношения между ним (а не абстракции или предметы неживой природы): анкетирование, социальный эксперимент и т. д.;

– частноправовые (применяются только в юриспруденции): формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.

Юриспруденция состоит из совокупности наук (научных дисциплин), изучающих право и государство во всех проявлениях и образующих систему юриспруденции. Науки можно разделить на теоретические, отраслевые и прикладные (табл. 1) 2 .

Система юриспруденции




В вышеприведенном перечне наук мы привели определения только тех наук, которые прямо предписываются к изучению в вузе в качестве дисциплин Стандартом образования бакалавра. Это действительно основные науки, входящие в систему юриспруденции, но их перечень можно дополнить, например, философией права (теоретическая наука), семейным правом (отраслевая), криминологией, юридической техникой, юридической психологией, юридической социологией, сравнительным правоведением, юридической статистикой (прикладные науки). Вуз, как правило, в рамках вариативной части образовательной программы добавляет к изучению ряд дополнительных дисциплин.

Для понимания юриспруденции следует раскрыть основные термины этой науки: государство, право, норма, отрасль права, источник права, законность, правопорядок.

Государство – это особая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединяются в отрасли (части) права — например, конституционное, административное, гражданское. Принято делить право на частное (регулирует отношения между равными субъектами, как гражданское право) и публичное (регулирует отношения власти и подчинения, как административное право, уголовное право).

Источник права – это способ фиксации норм права. Выделяют такие источники права, как нормативно-правовой акт (закон и подзаконные акты), нормативный договор, правовой прецедент, правовой обычай, правовой принцип, правовая доктрина. Отметим, что в России судебная практика не является источником права, основным источником является закон, поскольку наша страна относится к романо-германской системе права. В странах англосаксонской системы права основным источником права является судебный прецедент (решение суда по конкретному делу, обязательное при решении аналогичных дел в последующем).

Правопорядок – состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.

Указанные два понятия являются одними из важнейших для дальнейшего понимания профессии юриста, поскольку именно на юристов в первую очередь возложена обязанность обеспечивать правопорядок и законность. Обязанность обеспечивать законность и правопорядок прямо прописана в задачах юриста в Стандарте образования бакалавра. Остальные граждане также обязаны это делать, но это уже вопрос уровня правосознания населения, который пока еще низок. С юриста же спрос больше, поскольку юрист обладает профессиональными знаниями о правопорядке и законности.

Юриспруденция (юридические науки, правовая наука, правоведение) – совокупность наук о праве и его практическом применении.

Юриспруденция относится к разряду общественных и гуманитарных наук.

Юриспруденцию в полном объеме изучают в высших учебных заведениях ( университетах, академиях) на факультетах права.

Предметом изучения юриспруденции является право, рассматриваемое с различных точек зрения (теоретической, исторической, прикладной).

Научные методы юриспруденции связаны с решением проблем происхождения и функционирования права как общественного явления.

Содержание

↑Истоки современной юриспруденции

У истоков современной юриспруденции стоят римские юристы эпохи античности. Точкой отсчета служит III в. до н.э. В это время юриспруденция перестает быть прерогативой понтификов (одной из коллегий жрецов) и приобретает светский характер. Юриспруденция, потеряв свой закрытый характер, становится сферой открытого обсуждения, без чего нельзя представить развитие науки.

Важной вехой в этом процессе стал 253 г. до н.э., когда Тиберий Корунканий, первый верховный понтифик из плебеев, открыто стал разбирать вместе с учениками юридические вопросы. Тем самым было положено начало юридическому образованию. Юриспруденция как научная разработка права была непосредственно связана с практической деятельностью римских юристов. Научная деятельность римских юристов проявлялась в двух формах.

Во-вторых, они создавали научные труды, которые оказывали мощное воздействие на развитие права.

В республиканский период истории Рима (III – I вв. до. н.э.) появляются первые юридические сочинения, которые, к сожалению, утеряны. В последнее столетие существования Республики наиболее заметными фигурами были:

  • Публий Муций Сцевола;[1]
  • Сервий Сульпиций Руф[2]

Сервий Сульпиций Руф – автор первого комментария к преторскому эдикту.

В императорский период юриспруденция достигла наивысшего расцвета, особенно во II – III вв. н.э.

Наиболее известные[3] этого периода:

  • Гай,
  • Папиниан,
  • Павел,
  • Ульпиан,
  • Модестин.

Труды этих юристов пережили своих авторов, – цитаты из них получили статус закона уже в 426 г. (специальный закон Валентиниана III о цитировании юристов).

Основой научной деятельности римских юристов стал специальный метод изучения права – толкование (interpetatio).

Римские юристы, кроме того, осознали опасность буквального толкования законов, которое могло привести к явно несправедливому решению. Они стали использовать новый критерий толкования права – справедливость.

Нацеленность римских юристов на справедливое юридическое решение исключала принятие решений, явно противоречащих духу закона (mens legis) или воле (voluntas) заинтересованного лица. Новый критерий толкования, принятый на вооружение римскими юристами, – справедливость, – научный продукт греческой философии. Категорию справедливость римские юристы стали применять при решении конкретных юридических вопросов. Высшей целью права для римских юристов стало достижение справедливости, что нашло свое выражение в наиболее известных определениях права того времени.

Ульпиан провел этимологический анализ слова jus ( право), в результате которого им было установлено смысловое родство между словом jus и словом justitia ( справедливость).

Таким образом, римские юристы заложили основы юриспруденции как науки:

  1. определили общее понятие права;
  2. предложили различные классификации права;
  3. заложили основы методологии юридической науки.

↑Структура современной юриспруденции

Юриспруденция в ее современном виде состоит из нескольких относительно самостоятельных научных дисциплин, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • теоретико-мировоззренческие,
  • отраслевые,
  • прикладные.

↑Теоретико-мировоззренческие науки

Теория государства и права занимает особое место в структуре юриспруденции. Теория государства и права представляет собой систему знаний о современном государстве и праве и их взаимодействии. Теория государства и права – это основа для формирования профессионального мышления юристов.

История политических и правовых учений

История политических и правовых учений – это систематизация многовекового опыта индивидуального осмысления права и государства как явлений общественной жизни. Эта научная дисциплина представляет собой школу плюрализма правовой и политической мысли. Фундаментальные проблемы этой научной дисциплины: выделение главных направлений правовой и политической мысли и связей между ними, которые сводятся к отношениям преемственности или конкуренции.

Философия права – это система знаний о ценностях (индивидуальных, групповых, общественных), которые выражены в праве. Философия права исследует право с помощью абстрактных философских категорий, что дает возможность выйти за рамки наглядно-конкретного понимания права. Основные проблемы этой научной дисциплины: определение сущности права и поиск отличия права от не права.

Всеобщая история права и государства

Всеобщая история права и государства – это система знаний о праве и государстве, полученных в ходе осмысления права и государства во временной и пространственной перспективе. Эта наука позволяет достигнуть наглядно-конкретного понимания права и государства. Важнейшая проблема всеобщей истории права и государства – это формулирование подлинных (аутентичных) положений о праве и государстве на основании сведений, черпаемых из памятников права.

Теоретико-мировоззренческие науки призваны раскрыть основные закономерности развития государства и права, их социальную роль, ценность и т.д.

В последнее время в России возрос интерес к философии права, по-новому осмысливаются труды дореволюционных мыслителей:

Несомненный интерес представляют ставшие доступными труды философов русского зарубежья:

↑Отраслевые юридические дисциплины

Отраслевые юридические дисциплины

Отраслевые юридические дисциплины – это научные дисциплины, которые изучают отдельные комплексы правовых норм, составляющих вместе систему права.

  • наука конституционного (государственного) права;
  • наука административного права;
  • наука международного права;
  • наука гражданского права;
  • наука уголовного права;
  • наука экологического права;
  • наука семейного права;
  • наука трудового права;
  • наука гражданского процесса;
  • наука уголовного процесса и др.

↑Прикладные юридические дисциплины

Прикладные юридические дисциплины

Прикладные юридические дисциплины – это науки, которые позволяют, как обосновать основные направления юридической деятельности (на уровне правотворчества и на уровне применения права), так и науки, обеспечивающие информационное и техническое обеспечение этой деятельности.

  • юридическая социология,
  • юридическая антропология,
  • юридическая психология,
  • сравнительное правоведение , ,
  • правовая информатика,
  • юридическая статистика и др.

Современное юридическое образование трудно представить без изучения целого блока прикладных юридических дисциплин, без которых немыслимо представить юридическую деятельность.

↑Роль юриспруденции

Роль юриспруденции обусловлена природой права. Существенное свойство права, в отличие от нравственности, – возможность унифицировать общественные отношения. Право – это единый для всех, независимый от индивидуальных оценок и мнений, шаблон правил с предельно определенным содержанием.

Таким образом, роль юриспруденции заключается в дополнительной унификации позитивного права, т.е. выработке на основе этого права системы четких и однозначных положений, способствующих приведению к единообразию, объективной определенности, бесспорности правоотношений.

Юриспруденция, осуществляя дополнительную унификацию позитивного права, направляет работу практикующих юристов, т.е. создает научную основу для подведения юридического казуса под соответствующее общее положение для вывода искомого конкретного решения дедуктивным путем. Не менее важна роль юриспруденции в устранении социальной напряженности.

↑Рекомендуемая литература

Гурвич Ж. Философия и социология права. СПб., 2004.

Кельзен Г. Чистое учение о праве. Вып. 1, М., 1987; Вып. 2, М., 1988.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. В сб. Труды по философии права. СПб., 2001.

Читайте также: