Что такое правоприменительные функции

Обновлено: 28.06.2024

Как самостоятельная, юридически значимая деятельность, применение права осуществляет в правовом регулировании ряд важных функций.

Прежде всего, это конкретизационная функция. В процессе применения конкретизируются общие правовые предписания путем установления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.

Правообеспечительная функция. Основное назначение применения права – обеспечение реализации прав и обязанностей. Действуя в интересах носителей субъективных прав и юридических обязанностей, правоприменительный орган обеспечивает их эффективную реализацию.

Правовосполнительная функция. Помимо конкретизации существующих правовых норм правоприменитель может принимать решение и при их отсутствии, при пробелах в праве. В этом случае решение принимается на основе общих принципов законодательства. (аналогия права). Следовательно, в данном случае правоприменительный акт как бы восполняет пробел, позволяя осуществить регулирование и при отсутствии нужной правовой нормы.

Регулятивная функция. Правоприменительный акт - обязательное для исполнения решение правоприменительного субъекта. Этому велению должно соответствовать поведение участников правоотношений. Его реализация обеспечивается мерами государственного принуждения. Следовательно, правоприменение, кроме всего прочего, направлено на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Охранительная функция. В процессе правоприменения осуществляется не только позитивное правовое регулирование отношений, но и их охрана. Правоприменительный (правоохранительный) акт нередко содержит меры государственного принуждения по отношению к нарушителю юридической обязанности, к субъекту, ущемляющему права индивидов и организаций.

В механизме правового регулирования правоприменительный акт нередко играет роль юридического факта (часто в рамках фактического состава). Следовательно, в этом случае правоприменительный акт является промежуточным звеном между правотворчеством и реализацией права в правоотношениях.

Наконец, кроме сугубо юридических функций применение, применение права осуществляет и общесоциальную функцию – управленческую. В процессе правового, в том числе и индивидуального, регулирования осуществляется социальное управление общественных процессов. Однако это не управление вообще, а управление специализированного характера, нацеленное на обеспечение строгого воплощения в жизнь общих программ, закрепленных в нормах права.

4. Стадии правоприменения

Правоприменительная деятельность – не моментальный акт, а специфический процесс, состоящий из ряда нескольких последовательных стадий. Он осуществляется разными органами, по определенной процедуре. Нередко он регламентируется процессуальными нормами (нормами УПК РФ, ГПК РФ, КоАП и др.). Эти нормы предусматривают последовательность действий лиц, участвующих в процессе применения права.

В разновидностях процесса законодательно закрепляются различные специфические процедуры, предполагающие совершение определенных действий. Так, в уголовном процессе выделяются такие стадии, как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование или дознание, стадия окончания расследования и направление дела в суд, стадия принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия, стадия вынесения приговора стадия обжалования и опротестования приговора.

Но при обобщенной характеристике любой правоприменительный процесс включает в себя три основные обязательные стадии.

Вторая стадия - выбор нормы и ее анализ (юридическая квалификация). На данной стадии дается юридическая оценка полученным фактам путем сравнения их с гипотезой конкретной правовой нормы. Например, причинение смерти лицу понимается как убийство. Но в зависимости от конкретных условий это может быть убийство умышленное или неосторожное, без отягчающих обстоятельств или с отягчающими, убийство в состоянии необходимой обороны или совершенное недееспособным лицом и т.д. В зависимости от юридической оценки, квалификации деяния применяется конкретная норма, имеющая соответствующую санкцию.

Третья стадия применения - принятие решения и его документальное оформление. Это и завершающая стадия правоприменительного процесса. Это, собственно, и есть применение права. Обе предшествующие стадии подготавливают предварительные условия для вынесения решения. Не случайно некоторые авторы характеризуют правоприменение как деятельность компетентных органов по вынесению индивидуального государственно-властного решения по конкретному вопросу.

Отдельные авторы выделяют четвертую стадию правоприменения – претворение правоприменительных решений в жизнь. Полагаем, что подобную позицию можно оспорить. Дело в том, что претворение правоприменительных решений в жизнь осуществляется не стадии реализации права. С этой точки зрения интересной представляется позиция отдельных авторов рассматривающих процесс претворения правоприменительных предписаний в жизнь как специфическую, четвертую форму реализации наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Эта интересная, на наш взгляд, позиция требует дополнительной аргументации.

Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое поведение с нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязанности, осуществляя свои права).

Однако иногда нормальный правовой результат не может быть достигнут без вмешательства государственных органов и должностных лиц. В таких случаях в процесс осуществления права вклинивается правоприменение.

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • осуществляется компетентными органами государства;
  • имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;
  • требует профессиональных знаний и навыков;
  • осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;
  • является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;
  • осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

  • к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);
  • исполнению (например, призыв в армию);
  • соблюдению (например, совершение правонарушения).

Причины правоприменения

Государственные органы вмешиваются в процесс реализации права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприменения может быть разным. Если в государстве правоприменение занимает слишком большое место, это говорит о том, что свобода в данной стране не в почете, а само оно является отнюдь не демократическим. И наоборот.

Обойтись без правоприменения не представляется возможным по следующим причинам:

    ограниченность общественных ресурсов (финансовых, материальных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование;

Именно эти причины и вызывают необходимость подключения применения права к различным формам реализации права.

Формы правоприменения

Различают следующие четыре формы правоприменения:

конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу).

контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разрешения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или государству;

разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют собственные интересы и порой рассматривают все только со своей позиции. Суд — независимый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуации (например, раздел имущества, определение места жительства детей в случае развода);

наложение санкции. Подобная ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответственности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд.

Соотношение типов осуществления права и их форм представлено на схеме.

Виды правоприменения

Краткий анализ форм применения права, проведенный выше, говорит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно различаются. Если взять в качестве основы для их группировки такой критерий, как субъекты, занимающиеся правоприменительной деятельностью, можно выделить два вида правоприменения:

исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов.

Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом обязаны руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением соответствующих требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и др.);

правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как установление юридических фактов, рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется компетентными в этой сфере, правоохранительными органами, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз.

Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере развития общества роль судов будет возрастать. Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание.

Правоприменительные акты

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права — это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственно-властные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

  • издаются государственно-властными компетентными органами;
  • имеют государственно-властный характер;
  • обязательны для исполнения;
  • содержат индивидуально-конкретные предписания;
  • рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;
  • обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть дана по многим признакам:

Понятие и особенности правоприменительной деятельности

Правоприменительная деятельность – это властная и организующая деятельность компетентных органов государства по осуществлению индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Правоприменительная деятельность является разновидностью правовой специализированной деятельности, требует характеристики и структурного анализа правовых средств, которые ее обеспечивают.

Особенности правоприменительной деятельности:

Субъекты правоприменительной деятельности, имеющие властные полномочия, правовые средства применяют в отношении других лиц, для разрешения конкретного дела. Применение права является способом реализации права, который необходим для применения при особых обстоятельствах, когда участники непосредственной реализации права и обязанности не могут осуществлять собственными действиями, необходимость принятия властного индивидуально-конкретного предписания.

Решения субъектов правоприменительной деятельности (правоприменительные акты) могут быть основными и вспомогательными, охранительными и регулятивными. Правоприменительные акты обладают конкретной юридической силой, они обеспечиваются разными правовыми средствами (включая меры государственного принуждения), обязательны к исполнению лицами, на которые распространяются их действия.

Правоприменительные ситуации

Существуют особые обстоятельства, которые вызывают необходимость правоприменительной деятельности с применением специальных правовых средств.

Готовые работы на аналогичную тему

Правоприменительные ситуации применяются при следующих обстоятельствах:

Акт применения права, как результат юридической деятельности совместно с санкциями охранительной нормы, деликтоспособностью и фактом совершения правонарушения является обязательным основанием юридической ответственности в качестве охранительного правового средства. Правоприменительные ситуации подтверждают правообеспечительный, факультативный характер данного вида деятельности.

Правовое содержание правоприменительной деятельности

Правовое содержание и суть правоприменительной деятельности определяются процессуально-процедурных формах ее реализации, с использованием процессуальных специальных правовых средств, юридических процедур, носит конкретный формализованный характер. Эта формализация направлена на: обеспечение реализации субъективных прав и обязанностей субъектов правоотношений согласно с нормами материального права; на реализацию правоприменительной деятельности определенных процессуальных правил, юридических процедур, осуществление которых помогает быстрому и правильному разрешению юридических дел.

Процессуальные правовые средства выступают специфическим юридическим инструментарием правоприменителей. Овладение и использование данного инструментария обеспечивают предъявляемые к правоприменительной деятельности требования, к ее результату – правоприменительным актам. Законодатель, закрепляя правомочия органов на осуществление данной деятельности, чаще всего предписывают активную деятельность субъектов, обеспечивает решение задач, стоящих перед правоприменителем.

Правоприменительная деятельность имеет много видов: прокурорская, судейская, управленческая, нотариальная и др.) требует специфической профессиональной квалификации и подготовки, навыков, умений, готовности к использованию при разрешении юридических ситуаций специальных правовых средств. В некоторых случаях субъекты данной деятельности могут не иметь юридической квалификации юриста-профессионала, но при этом они должны обладать специальными юридическими навыками, умениями, навыками для производства необходимых операций и действий по применению правовых норм.

Проявления гражданами при использовании субъективных прав, правовой активности, исполнение юридических обязанностей, является правовой по форме, так как конкретные жизненные ценности, отношения, в отношении которых наблюдается практическая деятельность субъектов, обладают правовой формой, находятся в сфере правового регулирования. Правовая активность граждан, непосредственная реализация права обеспечиваются повседневным уровнем самосознания с субъективной стороны.

Процедура введения правоприменительных актов является важнейшей функцией компетентных государственных органов. Выносятся правовые предписания, имеющие конкретно-индивидуальный характер. Речь идет об очень сложном юридическом процессе, который будет подробно рассмотрен в этой статье.

Применение права: что это за процесс?

В правовой науке применением права называют особую деятельность компетентных инстанций по реализации юридических норм. Осуществляется эта деятельность путем вынесения отдельных государственных предписаний.

Далеко не все властные структуры наделены возможностью правоприменения. Не применяет юридические нормы и гражданин - за исключением разве что случаев самозащиты. Так кто же занимается деятельностью правоприменительного характера? Закон указывает на правоохранительные органы. Это инстанции по внутренним делам, полиция, судебные приставы, ФСКН и ФСИН, таможни и т. д. Основными формами правоприменения являются законное насилие и принуждение. Реализуются эти формы непосредственно. Основной их целью является предотвращение правонарушения или преступления.

Ярким примером применения права является деятельность судебных инстанций. Именно эти органы выносят решения по гражданским делам, реализуя свои властные полномочия.

Правоприменительный акт

правоприменительный акт

Особую роль в системе применения правовых норм играет документ правоприменительного характера. Это специальный документ, имеющий официальный правовой характер. Акт содержит в себе индивидуальное властное предписание компетентной инстанции, выносимое по итогу юридического дела.

Акты правоприменения призваны обеспечивать действие закона, то есть претворять его в жизнь. Такие документы являются важнейшими элементами юридической государственной системы. Стоит также дополнить, что правоприменительный акт определяет отсутствие или наличие юридических обязанностей или субъективных прав. Документ позволяет обнаружить меру воздействия полномочий и функций того или иного лица.

Признаки актов правоприменения

Первым признаком правоприменительного акта или правового акта является властный характер, обеспечиваемый принудительной государственной силой. Все закрепленные в документе предписания должны обладать обязательным для всех значением. Простой пример - судебное постановление. Человеку возвращается изъятое ранее имущество. За нарушение этой нормы на соответствующее лицо будет возложена ответственность.

правоприменительные акты правовые акты

Второй признак - это индивидуальность правоприменительного акта. В отличие от сборников законов, акты применения норм направлены на конкретных лиц и на конкретные случаи.

Третий и, наверное, самый очевидный признак - это законность. Выносимое постановление не должно противоречить установленным правовым нормам. Здесь же стоит выделить и четвертый признак, в котором говорится о необходимости издавать акты правоприменения в установленной законом форме с точным наименованием.

Структура правоприменительного акта

Как должен быть оформлен акт применения права? Суды, органы прокуратуры, приставы и прочие правоохранительные инстанции должны издавать документы, в которых содержались бы следующие элементы:

  • Введение. Здесь указывается наименование акта и издавшего его органа, место, время, адресат и прочие общие положения.
  • Описание. Тут излагаются факты по делу, что являются предметом рассмотрения. Фиксируется, когда, кем и как были совершены те или иные действия.
  • Мотивировочные положения. Здесь предоставляются обоснования принимаемого решения, анализируются доказательства, подтверждающие отсутствие или наличие выявленных фактов.
  • Результативная часть. Тут приводится содержание решения.

Таким образом, документы применения права должны состоять из четырех конкретных частей. Акты, составленные в иных формах, не будут признаваться правоприменительными.

Разновидности актов

виды правоприменительных актов

Специалисты в области юриспруденции разработали огромное количество классификаций, по которым можно определить разновидности актов правоприменения. При этом большинство таких актов представляют собой классические документы, в которых есть текст, четко установленная структура, юридическая терминология и правовые конструкции. Могут также выделяться типизированные формуляры актов. Они упорядочивают юридическую работу, вносят некоторую определенность и строгость. Виды и примеры правоприменительных актов целиков зависят от того, в какой именно сфере такие бумаги были составлены. Например, гражданской, уголовной, административной и т. д.

Стоит отметить, что нормативно-правовые и правоприменительные акты - это совершенно разные группы документов. В группу нормативных актов могут входить, например, указы. Их необходимо отличать от актов правоприменения. Основным же отличием правоприменительных документов является их направленность на конкретных индивидов. Простые же нормативные документы всегда имеют общий характер, так как адресованы группам лиц, общественным объединениям или даже всему населению.

Первая группа классификаций

нормативный и правоприменительный акт

Специалисты в области юриспруденции разработали немалое количество классификаций, отражающих основные виды правоприменительных актов. Первая и самая распространенная классификация повествует об актах по областям воздействия. Так, документы могут существовать во времени в виде актов однократного (штрафы) и продолжительного (зачисление в университет) воздействия. Есть также акты в пространстве. Определяются они в зависимости от того, где именно было совершено рассматриваемое должностными лицами деяние. Такие акты могут работать как в кругу лиц, так и применяться к отдельным индивидуумам.

Вторая классификация связана с тем, какие именно субъекты формируют акты правоприменения. Это могут быть контрольно-надзорные органы, а также исполнительные или законодательные инстанции.

Третья классификация определяет виды актов в зависимости от их названия. Это могут быть президентские указы, протоколы, резолюции, представления, приказы, постановления и т. д.

Вторая группа классификаций

Акты применения права делятся также на разновидности в зависимости от отраслевой принадлежности. Здесь стоит выделить уголовное право (судебный приговор), гражданскую сферу (постановление об изъятии имущества), и другие правовые отрасли.

понятие правоприменительного акта

Следующая классификация связана с функциональными признаками нормативных и правоприменительных актов. Документы бывают регламентирующими, правообеспечительными и правонаделительными.

На коллегиальные и единоначальные делятся документы по классификации, связанной со способами принятия актов. Коллегиальный документ применения права - это, например, постановление нижней палаты Парламента о формировании комиссии согласительного характера. Самый распространенный тип единоначального документа - это приказ директора о принятии на рабочее место нового сотрудника.

По способу выражения документы делятся на акты в виде символов, действий и простых документов. По характеру содержания документы бывают управомочивающими (поощрительными), обязывающими и запрещающими.

Третья группа классификаций

Само понятие правоприменительного акта предполагает регулирование общественных отношений. При этом содержание таких отношений может иметь различный характер. Так, акты могут выполнять функции юридического регулирования следующего рода:

  • охранительные - издаются в связи с совершением правонарушения;
  • регулятивные - устанавливают обязанности и права граждан.

структура правоприменительного акта

Все акты обладают особым юридическим значением. В данном случае документы делятся на вспомогательные и основные. Основными актами именуют документы, содержащие в себе веление. Как правило, это приговор - соответствующее судебное решение. Вспомогательные документы содержат предписания, которые готовят издание основных актов.

Последняя классификация связана с правовыми последствиями применения актов. Последствия бывают правопрекращающие, правообразующие или правоизменяющие. При этом подобное деление несколько условно: один акт может отражать в себе все представленные последствия.

Требования к правовому акту

Первым и основным требованием к актам правоприменительного характера является законность. При разрешении конкретной ситуации правоохранительная инстанция должна основываться на определенной правовой норме или же их совокупности. Действовать государственные органы обязаны в строжайших рамках своей компетенции. Законность включает в себя четыре требования:

  • соблюдение норм процессуального характера;
  • вынесение решение по делу в соответствии с законными санкциями;
  • соблюдение органами требований подсудности, подведомственности и т. д.;
  • применение верной юридической квалификации.

правоприменительные акты примеры

Обоснованность и целесообразность также являются требованиями. В случае с обоснованностью все просто: выявленные факты должны относиться к рассматриваемому делу. Целесообразность же предполагает выражение воли народа - прямой или опосредованной, а также точное определение необходимых с точки зрения законодателя требований.

Читайте также: