Что такое правоприменительная деятельность

Обновлено: 19.05.2024

Специфика правоприменительной деятельности как формы реализации права состоит в том, что она необходима, когда:

1) совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя меру наказания;

2) предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу, выплата пенсий и т. п.);

3) возник спор о праве и необходимо защитить чье-либо субъективное право;

4) необходимо осуществление предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.).

Кроме того, сейчас наблюдается следующая особенность значительно увеличилось число правоприменителей, поскольку право стало доступнее для применения органам местного самоуправления, общественным организациям, юридическим лицам.

Можно выделить следующие функции применения права: 1) правонаделительную; 2) правообеспечительную; 3) функцию индивидуального регулирования общественных отношений.

Традиционно выделяют следующие стадии правоприменения:

1) стадия доказывания — установление фактических обстоятельств дела, которые стали фактическим основанием правоприменения. Поскольку фактические обстоятельств дела, как правило, правоприменитель не мог наблюдать непосредственно, то они подтверждаются доказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах(показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. Сбор доказательств может: 1) сводится к представлению заинтересованным лицом необходимых документов (например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.); 2) быть сложнейшей юридической деятельностью уполномоченных на то компетентных органов (например, предварительное следствие по уголовному делу).

Процессуальные требования к доказательствам заключаются в том, что доказательства должны быть:

· допустимыми, т.е. применяются только предусмотренные процессуальными законами средства доказывания. Сведения свидетеля не могут служить доказательством без указания источника своей осведомленности. Для установления характера телесных повреждений и причин смерти необходимо проведение экспертизы;

· относимыми, что означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактов, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности);

· полными, что требует установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда;

2) установление юридической основы дела (юридическая квалификация и толкование применяемой нормы права) — связано с нахождением правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств заключается в том, чтобы сравнить фактические обстоятельства реальной жизни и юридические факты, предусмотренные гипотезой применяемой нормы права, и установить тождество между ними, проанализировать выбранную норму с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Анализ закона, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту нормативного правового акта, ознакомление с имеющимися дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы.

Романо-германская система устанавливает юридическое основу дела от общего к частному, а англо-саксонская, наоборот;

3) принятие решения по юридическому делу как умственная деятельность, заключается: 1) в оценке собранных доказательств и в установлении на их основе действительной картины происшедшего; 2) в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного;

4) вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5) контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

19.4. Правоприменительный (индивидуально-правовой) акт: понятие, признаки, структура, виды, требования.

Акт применения права—это государственно-властный индивидуально-определенный документ, изданный компетентным субъектом по конкретному юридическому делу, в котором на основе соответствующих юридических фактов и правовых норм закрепляется результат разрешения юридического дела, а именно официально фиксируются субъективные права или юридические обязанности конкретных лиц.

Признаки акта правоприменения таковы: 1) они издаются компетентными органами или иными уполномоченными субъектами; 2) они строго индивидуальны и исчерпываются однократным применением; 3) они переводят нормы права (общие правила поведения) в конкретные предписания конкретным лицам; 4) они законны, обоснованы и целесообразны; 5) их реализация обеспечивается государственным принуждением; 6) они могут быть обжалованы в суде или в ином государственном органе в порядке и сроках, установленных законодательством. Как правило, подача жалобы приостанавливает действие соответствующего акта до решения вопроса судом или иным властным органом.

Далеко не все официальные документы являются правоприменительными актами (например, справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), поскольку они не подходят под указанные выше признаки [44, с. 164].

По структуре правоприменительный акт включает:

1) вводную часть (наименование акта, дата, орган, издавший его и др.);

2) описательную часть, где рассматриваются обстоятельства дела;

3) мотивировочную часть, где анализируются доказательства;

4) резолютивную часть, где выносится решение по делу.

Известны следующие виды актов правоприменения:

· по форме устные и письменные:приказы; постановления; указы ненормативного характера (указания); представления; резолюции; протоколы; решения; разрешения; предупреждения; приговоры; определения; распоряжения и др.;

· по субъектам: акты государственных органов и акты общественных организаций; акты Главы государства; акты органов власти и управления; акты органов правосудия; акты органов прокуратуры; акты органов надзора и контроля; акты коллегиальных органов и акты единоличных органов;

· по функциям права:регулятивные акты (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

· по юридической природе:основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда) и вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

· по предмету правового регулирования:акты гражданско-правовые, уголовно-правовые, акты конституционно-правовые, акты административно-правовые;

· по характеру:материальные и процессуальные;

· по действию во времени: акты однократного действия (наложение штрафа) и акты длящегося действия (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Соотношение правоприменительного акта и нормативного правового акта выражается в выявлении общих и особенных характеристик.

Общие черты правоприменительного акта с нормативным правовым актом таковы: 1) оба представляют собой, как правило, письменные акты-документы; 2) оба исходят от государства в лице его уполномоченного органов и должностных лиц; 3) оба обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

Отличия правоприменительного акта состоят в следующем: 1)они принимаются на основе нормативных правовых актов и должны им соответствовать; 2) не являются источниками права; 3) не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в нормативных правовых актах; 4) применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации; 5) обращены к строго установленному кругу лиц; 6) рассчитаны на однократное применение; 7) являются юридическими фактами (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений); 8) могут быть выражены не только в письменной, но и в устной форме; 9) должны отвечать требованиям законности, обоснованности и целесообразности.

Разберём подробнее, что означает этот ответ.

Основные термины

Закон не может предусмотреть все возможные жизненные ситуации. Иногда это объективно невозможно, потому что ситуаций очень много и нельзя их все угадать. Иногда авторы закона по недосмотру или злому умыслу оставляют в тексте пробелы или расплывчатые формулировки. Однако людям при возникновении юридического спора нужно его как-то решать. А поскольку любой такой спор можно перенести в суд, то суд и будет определять, как соотнести то, что написано в законе, с конкретной ситуацией. Этот процесс называют правоприменением.

Научное определение: правоприменение – это деятельность государственных органов и должностных лиц по реализации правовых норм путём вынесения индивидуально-конкретных предписаний на основании юридических фактов и норм права. Ну или если упростить: правоприменение – это деятельность госорганов по разрешению правовых споров на основании закона.

Результат правоприменения в конкретной ситуации – правоприменительный акт. Чаще всего под ним подразумевают судебное решение. Хотя это может быть и другой документ, например, постановление по делу об административном правонарушении.

Или, например, у нас есть другой источник права – Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он содержит норму, которая запрещает автомобилистам превышать скорость более чем на 20 км/ч. Инспектор ГИБДД замечает, что чей-то автомобиль превысил скорость более чем на 20 км/ч. Он тоже начинает заниматься правоприменением – останавливает эту машину, демонстрирует водителю показания радара, после чего оформляет все необходимые документы. В итоге у него получается правоприменительный акт – постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.9 КоАП РФ. Водитель может согласиться с этим и оплатить штраф, а может оспорить решение инспектора в суде. И далее уже суд будет заниматься правоприменением и выносить свой правоприменительный акт по этому вопросу.

Примеры правоприменения

Логика, по всей видимости, такая – оба родителя обязаны содержать ребёнка в равной степени. Минимально необходимая сумма – это размер прожиточного минимума. Соответственно, каждый родитель должен выплатить хотя бы половину этой суммы. Отмечу, что это нижняя планка, а вообще алименты могут быть и больше. Чётких критериев тут нет, но, насколько я могу судить по разным решениям, логика у суда такая: если человек не имеет постоянной работы, ему назначают алименты по нижнему пределу – пусть хотя бы их выплатит, что с него ещё взять. Если же человек имеет нормальную работу и доходы, то можно установить и побольше – например, 10 тыс. р. в месяц. Но конкретного ответа правоприменительная практика не даёт – суды часто назначают размер алиментов, не утруждая себя аргументацией.

Другой случай – потребитель купил шкаф в мебельном магазине. Дома оказалось, что шкаф издаёт резкий неприятный запах. Он сделал экспертизу воздуха в квартире, которая показала наличие некоторых вредных веществ. Затем потребитель направил претензию в магазин и потребовал забрать мебель и вернуть за неё деньги. Магазин отказал, потребитель подал в суд. Как будет решён этот спор?

Думаю, перечисленных примеров достаточно, чтобы понять главное – одного знания закона совершенно недостаточно для решения правовой проблемы. Жизнь преподносит нам великое множество разнообразных ситуаций и явлений, и не все они предусмотрены законом. Так что судьи должны толковать закон, применяя его к каждой конкретной ситуации.

Делают это по-разному. Иногда кажется, что суд очень разумно и справедливо дополняет то, чего нет в законе, а иногда может показаться, что суд полностью извращает смысл закона и принимает несправедливое и неразумное решение.

Резюмирую – для понимания того, как может быть решена ваша проблема, нужно смотреть судебные решения по аналогичным спорам.

Как создаётся правоприменительная практика

Выше я привёл примеры из отдельных правоприменительных актов. Как видим, они могут иногда противоречить друг другу. Всё-таки в судах сидят разные люди, и у них разные взгляды и образ мышления.

А в пределах региона единство практики обеспечивают его главные суды. Поясню, как это работает.

Областной суд состоит из нескольких подразделений – одного президиума и трёх коллегий. Есть коллегия по уголовным делам, коллегия по гражданским делам и коллегия по административным делам. Дело попадает к нескольким судьям одной из коллегий, которые рассматривают его и решают, правильно ли первый суд вынес решение. Они либо выносят своё решение, либо оставляют в силе решение районного суда.

Таким образом, судья районного суда во время изучения дела знает – любое его решение может быть обжаловано в областном суде и (с гораздо меньшей вероятностью) в Верховном суде РФ. Если он вынесет решение, которое будет отменено, это плохо скажется на его карьере. Соответственно, судья обычно знает, как смотрят на ту или иную ситуацию в областном суде, и в зависимости от этого принимает своё решение. Фактически получается та же самая система прецедентов, когда решение вышестоящего суда обязательно для нижестоящего в схожих делах.

Конечно, правоприменительная практика не является строго постоянной. У судей областного суда может измениться мнение или на место одних судей придут другие, которые будут смотреть на ситуацию иначе. Но в целом в судебной практике всё же есть какое-то постоянство. Поэтому особенно важно изучать решения, которые выносят областные суды по апелляционным и кассационным жалобам в ситуациях, похожих на вашу. Зная, как смотрят на вашу ситуацию судьи областного суда, вы с 90-процентной вероятностью сможете предугадать исход дела. Особо предусмотрительные юристы даже распечатывают решения апелляционных и кассационных инстанций и прикладывают к исковому заявлению.

Решения Верховного суда и решения судов из других регионов тоже важны. Правда, они не обязательны для исполнения и у судьи районного суда нет никакого стимула следовать им. Тем не менее, они тоже могут дать судье определённый ориентир и понимание того, как следует толковать ту или иную ситуацию.

Правоприменение и социологический подход к праву

Правоприменение помогает понять, как в действительности работает право. Интересные выводы можно сделать, если проанализировать много судебных решений. Благодаря этому мы можем получить зримые доказательства того, что не все равны перед законом, а судьи руководствуются определёнными установками, которые иногда прямо противоречат закону.

Американские социологи ещё в первой половине XX века начали анализировать статистику судебных решений, пытаясь вычислить, как влияют на приговор пол, раса, профессия и возраст подсудимого. В частности, они выяснили, что при прочих равных условиях чернокожий получит более серьёзное наказание, чем белый.

Но куда интереснее посмотреть, как влияет на приговор социальный статус подсудимого. В частности, исследования говорят о том, что принадлежность к какому-то классу общества может существенно смягчить наказание. И здесь мнение судей отличается от общенародного. Например, чиновники и полицейские находятся в привилегированном положении – в среднем их сажают на полгода-год меньше. Для чиновников вероятность получить реальный, а не условный срок, в два раза меньше, чем у других социальных групп. Их чаще оправдывают, при том что в России оправдательный приговор – вообще экстраординарное событие.

Если выразить это в цифрах, то в 2009 г. по статьям публичного и частно-публичного обвинения (т.е. по большинству статей УК РФ) перед судами предстало 873 693 человека, из которых было оправдано 2708 человек, или 0,3%. Так вот из этих оправданных на правоохранителей, чиновников и бизнесменов приходится 31%, а в общей массе подсудимых по этим статьям они составляют 5,7%.

Так что, если брать во внимание то, какой класс общества имеет привилегии перед законом, то Россия всё же больше полицейское и чиновничье государство, чем буржуазное.

Как изучать правоприменительную практику

В общем, литературы о правоприменительной практике у нас немного, и большинство ищет информацию самостоятельно.

Многие судебные решения также публикуют на сайтах соответствующих судов. Но искать их крайне неудобно и долго. Разве что вы ищете дела, касающиеся конкретной фирмы, – тогда можно искать дела на сайте суда по месту её нахождения.

Проблемы изучения судебной практики

При изучении практики возникает несколько проблем. Сразу оговорюсь – я не буду пока затрагивать то, насколько хорошо работают суды. Разумеется, они не всегда применяют право справедливо и разумно. Но пока оставим эту проблему за скобками.

Первая проблема – многословность многих судебных решений. Все возможные виды канцеляризмов, тривиальные цитаты из законов, сведения, никак не влияющие на принятое решение, огромные предложения, к концу которых ты уже забываешь начало, и т. д. и т. п.

В Советском Союзе государственные арбитражи (предшественники современных арбитражных судов) большинство решений писали на несколько абзацев. Сегодня такое решение найти практически невозможно: даже по самому простому экономическому спору решение будет занимать несколько страниц.

Одним словом, будьте готовы к тому, что для достижения сути вам нужно будет продраться через кучу словесной шелухи. Конечно, это не является непреодолимой трудностью, но отнимает много времени и отпугивает новичков и непрофессионалов.

Вторая проблема при изучении практики – отсутствие внятной аргументации. Хотя судебные решения отличаются большим объёмом, иногда в них не найти ответа на нужный вам вопрос. Суд умалчивает о каких-то деталях дела, пропускает логические тезисы в цепочке рассуждений или не объясняет, почему он принял то или иное решение.

Почему наезд на собаку не является причинением материального ущерба? Будем рассуждать строго формально. Как я уже говорил, ГК РФ приравнивает животных к имуществу. Очевидно, что убийство или травма собаки причинили материальный ущерб её хозяину – стоимость собаки после этого либо существенно снизилась, либо вовсе стала равна нулю. При таких обстоятельствах, как мне кажется, событие можно считать дорожно-транспортным происшествием. Очевидно, этой логике следовали и архангельские судьи. Однако Верховный суд говорит, что здесь не было ДТП, и даже не считает нужным объяснить свою позицию. И если главный суд страны задаёт такие стандарты аргументации, то что уж говорить о нижестоящих судах.

Третья проблема – противоречивость правоприменительной практики. Выше я приводил пример с возвратом стула в магазин. Таких примеров существует великое множество. Разные российские суды могут вынести прямо противоположные решения по одному и тому же вопросу. Некоторое единство, как я уже сказал, можно наблюдать только в судах в пределах одного региона по тем вопросам, которые доходили до областного суда. А вот по другим вопросам решения могут очень сильно отличаться.

Четвёртое – многие судебные решения не публикуют в интернете и найти их текст невозможно. У каждого суда есть свой интернет-сайт, где теоретически должны быть опубликованы вынесенные им решения. Однако в этом деле пока царит полный бардак: какие-то решения публикуют почти сразу после их принятия, какие-то – спустя год-два, а какие-то вообще никто никогда не выкладывает в открытый доступ. Удивительно, но по многим резонансным делам, которые широко освещались в СМИ, невозможно найти текст судебного решения. Поэтому мы можем судить о них только из газетных статей и телерепортажей.

Одновременно с этим некоторые судебные решения выложены почему-то со всеми фамилиями, датами, суммами и чуть ли не адресами участников. Уловить в этом логику и системный подход не получается.

Таким образом, на пути к изучению правоприменительной практики вас ждёт немало сложностей. Однако это единственный способ понять, как именно работает закон и чего вам стоит ожидать в суде.

Резюме

Единство и постоянство правоприменительной практики по всей стране должен обеспечить Верховный суд РФ. Он делает это, выпуская документы, где рекомендует своё толкование тех или иных норм права – постановления пленума и обзоры судебной практики. А в пределах региона единство практики обеспечивают его главные суды, которые рассматривают апелляционные и кассационные жалобы на решения нижестоящих судов.

Социологические исследования говорят о том, что в России суды по-разному относятся к разным категориям населения. Женщины имеют больше привилегий, чем мужчины, работающие – больше, чем безработные и т. д. Наиболее привилегированный класс – чиновники и работники правоохранительных органов, которые чаще всего получают оправдательные приговоры или условные сроки.

При изучении судебной практики есть несколько проблем. Первое – многословность судебных решений. Второе – отсутствие внятной аргументации. Третье – противоречивость правоприменительной практики. Четвёртое – отсутствие текстов многих судебных решений в интернете. Пятое – непорядок с правилами об обезличивании судебных решений.

Правоприменение - это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. Как справедливо замечают некоторые ученые, правоприменение нельзя ставить в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением.

Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

- осуществляется компетентными органами государства;

- имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;

- требует профессиональных знаний и навыков;

- осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;

- является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ee цель - удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

- осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

- к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);

- исполнению (например, призыв в армию);

- соблюдению (например, совершение правонарушения).

Различают следующие четыре формы правоприменения:

1. Конкретизация (правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право).

2. Контроль (содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа).

3. Разрешение споров.

4. Наложение санкций.

- исполнительно-распорядительный. K нему относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль, которые выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах;

- правоохранительный. Здесь идет речь о таких формах правоприменения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения, осуществляемых правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенных от любого давления или угроз. [153]

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права - это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственновластные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

- издаются государственно-властными компетентными органами;

- имеют государственно-властный характер;

- обязательны для исполнения;

- содержат индивидуально-конкретные предписания;

- рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

- обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть проведена

по многим признакам:

1. По субъектам принятия: акты исполнительных органов (например, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении звания профессора) и акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заявления к производству).

2. По основнъш направлениям деятельности государства: в области экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва), военного дела (о предоставлении отсрочки на военную службу), культуры (о создании Центра российско-казахской дружбы и др.), охраны правопорядка (о наложении штрафа за превышение скорости и т. д.).

3. По характеру индивидуального предписания: регулятивные, направленные на закрепление, оформление, реализацию правомерных действий (например, о назначении на должность) и охранительные, направленные на охрану прав и законных интересов субъектов права (о назначении предварительного слушания дела и проч.).

4. По процедуре принятия: коллегиальные (например, решение Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о присвоении ученой степени) и единоличные (указ о назначении министром и др.).

5. По времени действия: акты однократного действия (например, о создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося действия (о регистрации юридического лица и др.).

6. По значению - , основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу и т. п.) и дополнительные (протокол судебного заседания и т. д.).

Особой характеристике подлежат правоприменительные акты, издаваемые судебными органами. Осуществление судебной власти возложено на совокупность судебных органов — от самых низовых до верховных. Совокупность судов именуется юстицией (лат. justitia - справедливость), деятельность судов по разрешению правовых конфликтов - юрисдикционной деятельностью (правосудием), а предметная и пространственная сфера этой деятельности - юрисдикцией (лат. juridictio - судебное разбирательство, судебный округ). Осуществление юрисдикционной деятельности и есть главная задача судебных органов.

Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т.е. основываться на праве и заканчиваться вынесением подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Социальная роль судебной власти состоит в утверждении господства права в обществе.

Факторы влияющие на правосудие:

- политические тенденции в стране;

- изменившиеся социальные условия;

- материалы судебных решений по аналогичным делам;

- мнения других судей;

- мнение иерархических судебных инстанций. [155]

Судебное правоприменение выполняет также функцию индивидуального регулирования, т. e. использование в его процессе средств саморегулирования (оценочных понятий, альтернативных, факультативных норм и т.

Из трех ветвей власти, существующих в обществе, судебная - самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки. Она не располагает значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Процессуальная форма вынесения судебных решений значительно отличает судебное правоприменение от исполнительно-распорядительного (административного).

Юрисдикционный процесс делится на этапы. Их выделяют, скорее, в теоретических целях для углубленного анализа и изучения. B практической деятельности они переплетаются и обусловливают друг друга.

Этапы судебного процесса - это урегулированные процессуальными предписаниями относительно обособленные во времени и в пространстве, совершенные в определенной последовательности юридически значимые действия суда, связанные с разрешением юридических дел, вынесением судебных решений и их обжалованием.

Обобщенная схема судебного производства такова.

Первый этап — принятие дела к производству. Здесь проводится проверка законности и обоснованности действий органов следствия по возбуждению и предварительному расследованию или предпринимаются действия для обеспечения правильного и своевременного разрешения спора. Наличие подготовительной стадии — особенность именно судебного процесса. Дело в том, что сама по себе судебная процедура очень сложна и дорого обходится налогоплательщикам, а потому прежде чем ее затевать, надо решить, имеется ли все необходимое для ее проведения.

Второй этап — судебное разбирательство. Это решающий этап судебного процесса. Здесь детально разбирается и решается юридическое дело по существу. Общая схема действий суда такова:

1. Анализ фактических обстоятельств дела (сбор доказательств, их систематизация, выявление между ними противоречий).

2. Выбор нормы права, или юридическая квалификация, которая включает:

- выбор отрасли права;

- установление подлинности текста судебного документа;

- наличие специальных, исключительных норм;

- проверку действия нормы (во времени, в пространстве и по кругу лиц);

- разрешение коллизий между нормами права;

3. Толкование нормы права.

4. Вынесение решения, т. e. умозаключения, в котором факты подводятся под нормы права.

Третий этап — обжалование судебных актов. Порядок обжалования детально описан в законе. Он имеет многоступенчатый характер (апелляционное, кассационное, надзорное производство), поскольку судебные дела связаны с жизненно важными интересами граждан. Поэтому любая дополнительная проверка дела пойдет на пользу.

Неукоснительное соблюдение порядка рассмотрения судебных дел - залог вынесения правосудных решений.

Перечень судебных актов довольно значительный. Вот почему их следует классифицировать. B качестве классификационного критерия выберем значимость актов (или выполняемые ими функции) в судебном процессе:

1. Основные судебные акты - судебные решения и приговоры. Им принадлежит особая роль в связи с тем, что ими разрешается правовой казус по существу.

2. Вспомогательные судебные акты - акты, сопровождающие различные действия суда. Они фиксируют суждения суда по отдельным вопросам, которые возникают в процессе рассмотрения юридического дела (например, отложить дело, приостановить его, прекратить судебное

производство). B уголовном процессе они облекаются в форму постановлений, в гражданском процессе - в форму определений.

3. Дополнительные акты - судебные акты, сопровождающие судебное производство (протоколы судебного заседания, вопросный лист присяжным заседателям и др.). Нет никакого основания умалять значение этих судебных актов, поскольку порой в них содержится информация, влияющая на исход дела.

Наиболее внушительны с точки зрения количества и разнообразия акты уголовного судопроизводства — постановления суда.

Они используются в уголовном процессе, где речь идет о применении репрессивных мер, поэтому для контроля над действиями суда важно иметь о них полную информацию,

Прежде всего, судебному решению свойственны все черты актов суда первой инстанции, разновидностью которых оно является: вступив в законную силу, они должны быть исполнены, в том числе принудительно.

Следующая задача судопроизводства — укрепление законности и правопорядка. Судебное решение и приговор, восстанавливая нарушенные права и обеспечивая наказание за совершенное деяние, восстанавливают, а значит, и укрепляют законность в государстве.

Еще одна задача, которую выполняют судебные акты, - предупреждение правонарушений. Если судебный акт справедлив, он не вызовет озлобления ни у того, в отношении кого он вынесен, ни у граждан, получивших информацию об этом судебном деле. [157]

Требования к содержанию основньѵс судебных актов

Законность — это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством. Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованность — это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов. Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Судебный акт следует признать обоснованным, когда в нем отражены факты, имеющие значение для данного дела, которые подтверждены проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованию закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании.

Мотивированность — это совокупность мотивов (доводов), объясняющих, как фактические обстоятельства дела и доказательства взаимодействуют с нормами права, содержащимися в законодательных, корпоративных актах, а также в договорах. Это требование, хотя и не является таким жестким, как требование законности и обоснованности при вынесении решения (приговора), и не всегда имеет ощутимые последствия на практике, все же очень важно, если иметь в виду авторитет основных судебных актов. [158]

Справедливость - это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Ho если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.

Справедливость означает равенство, соразмерность содеянного той мере неблагоприятных последствий, которая возлагается на виновного.

Некоторые ученые полагают, что судебное решение (приговор) не может быть качественным, если оно не будет полным. Другие считают это требование излишним, поскольку недостаточность решения можно восполнить вынесением дополнительного решения.

Полнота судебного решения (приговора) означает, что оно должно содержать ответы на все вопросы, имеющие значение для дела.

В теории понятием правоприменения обозначают организационно-правовую форму деятельности государства, направленную на претворение в жизнь правовых предписаний. Эта формулировка считается общепризнанной. В статье рассмотрим подробно особенности правоприменения .

правоприменение это

Общие сведения

Правоприменение – это реализация норм в рамках правоотношений и воздействие на обязанных субъектов. Последнее осуществляется посредством совершения гражданами и организациями действий, обладающих юридическим значением.

Без правоприменения зачастую невозможно возникновение многих отношений. Оно необходимо, если требуется:

  • Разрешить спорную ситуацию, когда стороны не могут прийти к согласию самостоятельно.
  • Обеспечить государственный контроль.
  • Официально установить отсутствие/наличие конкретных фактов, признать их юридически значимыми.
  • Пресечь ненадлежащее исполнение обязанностей и осуществления прав.
  • Определить меры ответственности при совершении правонарушений.

Властный характер

Существует ряд признаков, по которым определяется специфика правоприменения. Это , в первую очередь, государственно-властный характер. Правоприменение можно рассматривать как форму управленческой деятельности. Посредством ее осуществления происходит индивидуальное и детализированное воздействие на определенные жизненные ситуации, которые требуют властного контроля или вмешательства. Правом правоприменения наделяются органы, входящие в систему госвласти.

Необходимо понимать, что такая деятельность осуществляется исключительно в рамках полномочий, предоставленных конкретной структуре в конкретной области общественной жизни.

Интеллектуально-волевой аспект

Правоприменение – это своего рода форма перевода общих предписаний, принципов в поведение конкретных лиц, имеющее юридическое значение. Субъекты наделяются определенными обязанностями и правами в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.

правоприменение законодательства

Правоприменение – это деятельность, обладающая интеллектуально-волевым, познавательным характером. Она требует не только знания и понимания действующего законодательства, но и некоторого жизненного опыта, нравственных установок. Соответственно, к правоприменителям предъявляются повышенные требования в отношении их профессиональных качеств.

Процессуальная форма

Она дисциплинирует участников процесса правоприменения , обеспечивает предсказуемость и согласованность их поступков. Процессуальный характер деятельности, таким образом, обуславливается необходимостью синхронизации действий субъектов, их многоэтапностью и повышенной социальной значимостью.

Процессуальная форма выступает как гарантия принятия справедливых и обоснованных решений.

Практический результат

Правоприменение законодательства завершается принятием юридически значимого, индивидуально-властного решения. В нем приводится не только правовая оценка конкретной ситуации, но также определяется последующее поведение ее участников.

Решения, принятые в результате правоприменения, обязательны не только для непосредственных адресатов, но и для неопределенного числа субъектов, косвенно или прямо причастных к их выполнению. К примеру, приказ ректора университета о зачислении выпускника школы на 1 курс является юридически значимым не только для него самого, но и для разных служб образовательного учреждения, военкомата.

понятие правоприменения

Этапы

Практика правоприменения достаточно обширна и разнообразна. Этот процесс довольно сложный, продолжительный по времени. Реализуется правоприменительная деятельность в несколько этапов. На каждом из них выполняются конкретные задачи, которые последовательно приводят к единой цели – принятию обоснованного решения, регламентирующего определенную ситуацию.

Стадиями правоприменения называют сравнительно обособленные совокупности действий. Они связаны с обеспечением надлежащего исполнения нормы, регулирующей проблемную ситуацию.

Условно выделяют следующие этапы:

  1. Определение фактической основы.
  2. Выбор и исследование юридической нормы.
  3. Принятие и документальное оформление решения.

Определение основы

Каждую ситуацию можно охарактеризовать огромным числом разных фактических обстоятельств. Однако большая часть из них не влияет на юридическую оценку. В этой связи в конкретном деле для решения вопросов правоприменения устанавливают только 2 категории фактических обстоятельств:

  1. Основные. Они вытекают из диспозитивных частей материально-правовых норм. Эти обстоятельства оказывают непосредственное влияние на юридическую оценку конкретной ситуации. К примеру, это могут быть факты наличия субъективных прав, их нарушения и пр. неустановление либо неверное определение таких обстоятельств влечет отмену решения, вынесенного по делу.
  2. Вспомогательные. Их именуют также факультативными. Такие факты непосредственно на квалификацию ситуации не влияют, но способствуют установлению истинного положения дел. В их число входят разные доказательственные факты. После их установления в суде они могут стать подтверждением обстоятельств, включенных в предмет доказывания. В эту же группу входят процессуальные и проверочные факты. Первые используются для определения подведомственности спора, вторые – для опровержения или подтверждения доказательств.

Выбор и анализ нормы

На этом этапе правоприменения осуществляется квалификация ситуации. Она предполагает деятельность уполномоченных субъектов, направленную на сопоставление и юридическую констатацию фактических обстоятельств, реально происходивших в конкретный момент, типовой их модели, отраженной в норме.

стадии правоприменения

Уполномоченный субъект сначала определяет область правоприменения – отрасль, нормы которой регламентируют конкретную ситуацию. Далее устанавливается институт права и конкретное нормативное положение. При этом проводится своего рода "критика" нормы. В частности, устанавливается, имеет ли она силу в данный период времени, распространяет ли она свое действие на данную территорию и пр. После этого уполномоченный субъект устраняет вероятные коллизии и определяет точный смысл нормативного предписания, толкует его содержание и сравнивает с другими нормами.

Необходимо учитывать, что юридическая квалификация зачастую предполагает не только правовую, но и общественно-политическую, а в ряде случаев и нравственно-психологическую оценку.

Принятие и оформление решения

Этот этап правоприменения считается основным. Предыдущие стадии рассматриваются как подготовительные. На этапе принятия и оформления решения объединяются:

  • Сведения о фактических обстоятельствах, которые подвергаются юридической квалификации.
  • Правовая информация, закрепленная в нормах (юридический состав) и отражающая отношения к данной и аналогичным ситуациям со стороны уполномоченных правотворческих структур и всего государства в целом.
  • Социальные сведения. Они выражаются в разных социальных нормах: политических, моральных, религиозных и пр. Эта информация содержит оценку ситуации со стороны общества.

На основе информации, полученной в достаточном объеме законными способами, правоприменителем дается итоговая юридическая оценка, которая и оформляется официальным правовым актом, реализация которого влечет правовые последствия.

Формы

На практике различаются:

  • Бесспорное, простое, упрощенное правоприменение. Оно не предполагает специальное изучение норм и привлечение к процессу других лиц. Примером можно назвать издание приказа директора предприятия о приеме гражданина на работу.
  • Правоприменение, осложненное спором или конфликтом. В этом случае для принятия решения необходимо провести полное исследование ситуации и собрать доказательства.

практика правоприменения

Юридически значимый спор

Такой конфликт можно рассматривать как своего рода противостояние субъектов права, имеющих разную юридическую позицию для защиты своих интересов. Между участниками правоотношений возникает спор, выраженный в совместном состязании. Оно может быть устным либо письменным. При этом каждая сторона отстаивает свою позицию и отвергает доводы противоположной стороны.

Гарантией объективного и справедливого разрешения спорной ситуации является ее публичность, состязательность и равенство участников. Обоснование позиции осуществляется в форме доказывания. Оно предполагает подачу информации с подтверждением. В результате сведения становятся убедительными и достоверными.

Установление истины

Оно считается одной из ключевых проблем правоприменения . Истиной считается свойство знаний о действительности. Выражается оно в соответствии с событиями, имевшими место реально.

В рассуждениях человек отражает мир таким, каким видит, а не таким, каким он является на самом деле. В этой связи истина зависит от субъективных способностей и возможностей конкретного индивида, средств и условий познания. Она может искажаться под влиянием множества объективных и субъективных факторов. Существующие погрешности в рассуждениях устраняются путем доказывания. В содержательном плане оно выступает не столько мысленным процессом, сколько коллегиальной процессуальной деятельностью.

правоприменение права

Виды правоприменения

Классификацию можно проводить по разным признакам: в зависимости от проблем правоприменения , субъектов, объектов и пр.

Если говорить о субъектном составе, то можно выделить следующие виды:

Исполнительно-распорядительный. В эту категорию включают такие направления правоприменения, как контроль и конкретизация. Соответствующую деятельность осуществляют уполномоченные служащие, замещающие разные должности в исполнительных структурах. Суть их работы заключается в гармонизации публичных и частных интересов. В своей деятельности служащие должны следовать закону и отвечать ряду требований (обладать соответствующим уровнем профессионализма и компетентности).

Правоохранительный. В данном случае речь об установлении фактов, рассмотрении споров, применении санкций за нарушение закона. Эту деятельность осуществляют правоохранительные органы, которые не зависят ни от административных, ни от политических структур. Ключевое место среди них отведено судам.

Правоприменительные акты

Как выше говорилось, они выступают результатом реализации права. Правоприменительные акты представляют собой документы, закрепляющие государственно-властные, индивидуально-конкретные решения уполномоченных органов по определенному юридическому делу. Они рассматриваются как разновидность правовых актов. При этом правоприменительные документы имеют ряд особенностей:

  • Утверждаются уполномоченными госструктурами.
  • Обладают государственно-властным характером.
  • Имеют обязательную силу.
  • Закрепляют индивидуально-конкретные предписания.
  • Их реализация обеспечивается мерами государственного принуждения.

Виды актов

Классификация может осуществляться по:

  • Субъектам, которые принимают акты. В соответствии с этим признаком, выделяют решения исполнительных структур (к примеру, акт о начале призыва в ряды ВС, диплом о получении звания профессора и пр.) и правоохранительных институтов (например, постановления об открытии уголовного производства, об отказе в возбуждении дела и пр.).
  • Ключевым направлениям государственной деятельности в разных сферах. К примеру, акты могут издаваться в экономической области (постановление о выделении дотаций какому-то региону), военного дела (решение о предоставлении отсрочки от службы), культуры (решение о создании культурно-исторического центра народов России), охраны порядка (постановление о вменении денежного взыскания за нарушение ПДД).
  • Специфике предписания. По этому признаку различают регулятивные (они предназначены для фиксации, оформления, реализации правомерных действий) и охранительные акты (направленные на защиту интересов и прав субъектов).
  • Процедуре утверждения. Акты могут приниматься коллегиально (к примеру, решения Высшей комиссии Минобрнауки о присуждении научной степени) или единолично (указ о снятии с должности министра).
  • Времени действия. Существуют акты однократного (постановление о формировании комиссии по организации празднования юбилея города) и длящегося применения (решение о регистрации организации).
  • Значению. По этому признаку различают основные (к примеру, судебные приговоры), вспомогательные (определения о приобщении к делу материалов, предоставленных истцом), дополнительные акты (протокол заседания комиссии).

правоприменение особенности

Правоприменительные документы также классифицируют в зависимости от территории. Акты могут приниматься на федеральном (к примеру, постановления правительства) и региональном уровне (решения областной администрации).

Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое поведение с нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязанности, осуществляя свои права).

Однако иногда нормальный правовой результат не может быть достигнут без вмешательства государственных органов и должностных лиц. В таких случаях в процесс осуществления права вклинивается правоприменение.

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • осуществляется компетентными органами государства;
  • имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;
  • требует профессиональных знаний и навыков;
  • осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;
  • является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;
  • осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

  • к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);
  • исполнению (например, призыв в армию);
  • соблюдению (например, совершение правонарушения).

Причины правоприменения

Государственные органы вмешиваются в процесс реализации права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприменения может быть разным. Если в государстве правоприменение занимает слишком большое место, это говорит о том, что свобода в данной стране не в почете, а само оно является отнюдь не демократическим. И наоборот.

Обойтись без правоприменения не представляется возможным по следующим причинам:

    ограниченность общественных ресурсов (финансовых, материальных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование;

Именно эти причины и вызывают необходимость подключения применения права к различным формам реализации права.

Формы правоприменения

Различают следующие четыре формы правоприменения:

конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу).

контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разрешения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или государству;

разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют собственные интересы и порой рассматривают все только со своей позиции. Суд — независимый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуации (например, раздел имущества, определение места жительства детей в случае развода);

наложение санкции. Подобная ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответственности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд.

Соотношение типов осуществления права и их форм представлено на схеме.

Виды правоприменения

Краткий анализ форм применения права, проведенный выше, говорит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно различаются. Если взять в качестве основы для их группировки такой критерий, как субъекты, занимающиеся правоприменительной деятельностью, можно выделить два вида правоприменения:

исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов.

Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом обязаны руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением соответствующих требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и др.);

правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как установление юридических фактов, рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется компетентными в этой сфере, правоохранительными органами, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз.

Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере развития общества роль судов будет возрастать. Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание.

Правоприменительные акты

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права — это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственно-властные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

  • издаются государственно-властными компетентными органами;
  • имеют государственно-властный характер;
  • обязательны для исполнения;
  • содержат индивидуально-конкретные предписания;
  • рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;
  • обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть дана по многим признакам:

Читайте также: