Что такое право управления транспортным средством

Обновлено: 28.06.2024

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 6 основных категорий: А — мотоциклы, B — легковые автомобили, C — грузовые автомобили, D — автобусы, М — мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1, и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Категория или подкатегория Тип транспортного средства
А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы
В Легковые автомобили
ВE Легковые автомобили с прицепом
В1 Трициклы
С Грузовые автомобили
СE Грузовые автомобили с прицепом
С1 Легкие грузовики
С1E Легкие грузовики с прицепом
D Автобусы
DE Автобусы с прицепом
D1 Небольшие автобусы
D1E Небольшие автобусы с прицепом
М Мопеды
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы

Водительское удостоверение категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, водительское удостоверение категории A позволяет управлять и мотоколясками, которые в настоящее время на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Коме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Водительское удостоверение подкатегории А1

Подкатегория «А1″ — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигатели и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Водительское удостоверение категории В

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям. Также категория B позволяет управлять мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг).

Если разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 килограммов, то к составу транспортных средств предъявляются дополнительные требования:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

Водительские права подкатегории B1

подкатегория «В1″ — трициклы и квадрициклы;

Водительские права категории С

Водительские права категории С позволяет управлять только тяжелыми (более 3500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления легкими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом, водителю потребуется дополнительная категория CE:

Водительские права подкатегории С1

К подкатегории С1 относятся легкие грузовики, разрешенная максимальная масса которых не превышает 7,5 тонн. Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

Водительское удостоверение категории D

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, не зависимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Для более тяжелых прицепов также требуется водительское удостоверение категории DE.

Подкатегория D1

Подкатегория «D1″ — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1″, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять маленькими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

Для более тяжелых прицепов водителю потребуется категория D1E:

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами категории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом категории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Категория M

Новая категория М, введенная 5 ноября 2013 года, позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста не позволяет управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

В 2015 году для управления трамваями и троллейбусами требуются специальные категории водительских прав.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск МВД по Чувашской Республике Васильева Алексея Ильича на постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июня 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Петрусева Игоря Викторовича,

постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск МВД по Чувашской Республике от 15 октября 2019 г. N 18810021190000690164, Петрусев И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 27 ноября 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 19 декабря 2019 г., постановление должностного лица изменено, размер назначенного Петрусеву И.В. административного штрафа снижен до 6 000 рублей.

Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июня 2020 г. постановление должностного суда, решение судьи городского суда и решение судьи верховного суда республики отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск МВД по Чувашской Республике Васильев А.И., вынесший постановление о назначении административного наказания, ставит вопрос об отмене постановления судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июня 2020 г., состоявшегося по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы о его незаконности.

Петрусев И.В., извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Петрусева И.В. к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением должностного лица послужило то обстоятельство, что он 2 октября 2019 г. в 19.00 часов в районе д. 42Г по ул. Винокурова в г. Новочебоксарске Чувашской Республики управлял транспортным средством "Ауди", государственный регистрационный знак , не имея права управления транспортными средствами.

Судья городского суда, рассмотрев жалобу, поданную Петрусевым И.В. в порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами должностного лица о наличии в деянии Петрусева И.В. состава указанного административного правонарушения согласился, изменив при этом постановление должностного лица в части назначенного ему административного наказания.

Судья верховного суда республики по результатам разрешения жалобы, поданной Петрусевым И.В. в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 названного Кодекса, признал постановление должностного лица и решение судьи городского суда законными и обоснованными, оставил их без изменения.

Вместе с тем судья кассационного суда по итогам пересмотра постановления должностного лица, решения судьи городского суда и решения судьи верховного суда республики по жалобе, поданной Петрусевым И.В. в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, счел, что в деянии указанного лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 названного Кодекса, отменил указанные акты и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.

В ходе производства по делу Петрусев И.В. заявлял, что необоснованно привлечен к административной ответственности, указывая, что вправе был управлять транспортным средством на основании имеющегося у него иностранного национального водительского удостоверения, выданного в Республике Украина.

Принимая решение об отмене постановления должностного лица, актов нижестоящих судебных инстанций и прекращении производства по делу, судья кассационного суда указал в обжалуемом постановлении, что пункт 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) и Правила дорожного движения не устанавливают разделения лиц для допуска к управлению транспортными средствами на граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства. Лица, постоянно или временно проживающие либо пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. Исключением предусмотрено осуществление гражданами, имеющими иностранные водительские удостоверения, предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Указанный Закон не предусматривает обязанности лиц, в том числе граждан Российской Федерации, осуществлять обмен иностранных национальных или международных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения раньше срока их действия, установленного для российских водительских удостоверений - 10 лет.

Судьей кассационного суда отмечено, что согласно статье 41 Конвенции о дорожном движении (Заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г., далее - Конвенция) страны - ее участницы, в том числе и Россия, признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее ее требованиям, действительным на своей территории для управления транспортным средством при условии легитимности его получения. Положения Конвенции не содержат запрет на признание иностранного водительского удостоверения после момента, когда территория одной из договаривающихся сторон становится обычным местом жительства его владельца, в данном случае Петрусева И.В., получившего российское гражданство 28 апреля 2015 г. и имеющего с 22 августа 2012 г. водительское удостоверение Украины. Нелегитимность получения Петрусевым И.В. иностранного водительского удостоверения, занятие им на вышеназванном автомобиле на территории Российской Федерации трудовой деятельностью из представленных материалов дела не усматривается.

В связи с этим судья кассационного суда признал, что Петрусев И.В., приобретший российское гражданство после получения им иностранного водительского удостоверения, которое Российская Федерация признает действительным, вправе использовать такое удостоверение до окончания срока действия, установленного Правительством Российской Федерации для российских водительских удостоверений - до 21 августа 2022 г. включительно, в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Однако выводы судьи кассационного суда правильными признать нельзя, оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи городского суда, решения судьи верховного суда республики и прекращения производства по делу не имелось.

В ходе производства по делу установлено, что на момент привлечения к административной ответственности Петрусев И.В. имел водительское удостоверение , выданное 22 августа 2012 г. МРЭУ г. Свердловска Республики Украина. С 28 апреля 2015 г. Петрусев И.В. является гражданином Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Закона N 196-ФЗ лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 данной статьи.

В силу подпункта "b" пункта 2 статьи 41 Конвенции государства-участники признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к Конвенции.

В силу приведенных норм, управление в Российской Федерации транспортными средствами при наличии иностранного национального водительского удостоверения допустимо для лиц, временно пребывающих на ее территории.

Вместе с тем 28 апреля 2015 г. отделом УФМС России по Чувашской Республике в г. Новочебоксарск Петрусеву И.В. выдан паспорт гражданина Российской Федерации, он является гражданином Российской Федерации.

Положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении Петрусева И.В. неприменимы, поскольку распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

Более того, пунктом 7 Конвенции предусмотрено, что положения статьи 41 Конвенции не обязывают Договаривающиеся Стороны:

a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другого государства лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;

b) признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.

При таких обстоятельствах лицо, ставшее гражданином Российской Федерации, не вправе управлять транспортным средством на основании водительского удостоверения, выданного в государстве, гражданином которого он ранее являлся (национального водительского удостоверения).

С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи городского суда, решения судьи верховного суда республики и прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения не имелось.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем отмены постановления судьи кассационного суда с возвращением дела на новое рассмотрение ввиду следующего.

Установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца, начал исчисляться 2 октября 2019 г. и истек 2 января 2020 г.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений указанной нормы и статьи 4.5 названного Кодекса по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.

При таких обстоятельствах постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июня 2020 г., которым постановление должностного лица и акты нижестоящих судебных инстанций отменены с прекращением производства по делу, подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 июня 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Петрусева И.В., оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск МВД по Чувашской Республике Васильева А.И. - без удовлетворения.


Право на управление транспортным средством, документы, подтверждающие наличие такого права, порядок их получения, а также другие связанные с правом на управление транспортным средством вопросы будут рассмотрены в настоящей статье.

Документы на право управления транспортным средством

Ответственность за отсутствие у водителя документов установлена ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Если у водителя нет при себе документов о регистрации, о праве на управление транспортными средствами, полиса ОСАГО и иных документов, обязанность иметь которые установлена законодательством, то это влечет предупреждение или штраф до 500 руб.

Также в соответствии с ч. 3 рассматриваемой статьи, если водитель передал автомобиль гражданину, не имеющему документов на право управления транспортными средствами,штраф для него составляет 3 000 руб.

Подробнее о последствиях вождения без прав читайте в нашей статье по ссылке: Каковы последствия управления ТС без прав?.

Водительское удостоверение на право управления транспортным средством

Как было указано в предыдущем разделе, в соответствии с п. 4 ст. 25 закона о безопасности движения водительским удостоверением подтверждается наличие у гражданина права на управление транспортным средством. Согласно п. 5 рассматриваемой статьи в РФ могут выдаваться удостоверения 2 видов:

В соответствии с п. 9 ст. 25 указанного закона в РФ не могут быть выданы удостоверения на право управления транспортным средством взамен тех, которые были выданы за рубежом и впоследствии потеряны или похищены.

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения водителя;
  • когда, на какой срок и кем выдано удостоверение;
  • номер документа;
  • фото, подпись и место жительства водителя;
  • категория транспорта, которым может управлять водитель.

Категории на право управления транспортными средствами

В соответствии с п. 1 ст. 25 закона о безопасности движения существуют следующие категории транспорта, в отношении которых предоставляются права на управление транспортными средствами:

  • для мотоциклов — А;
  • для легковых автомобилей с числом пассажиров, помимо водителя, не более 8 — В;
  • для грузовых автомобилей — С;
  • для машин, предназначенных для перевозки более 8 пассажиров, — D;
  • для автомобилей категории В с прицепом повышенной массы — ВЕ;
  • для автомобилей категории С с прицепом повышенной массы — СЕ;
  • для сочлененных автобусов и машин категории D с прицепом повышенной массы — DE;
  • для трамваев — Tm;
  • для троллейбусов — Tb;
  • для мопедов — M.

Также есть подкатегории, например подкатегория В1 для квадрициклов. При этом легкие квадрициклы относятся не к подкатегории В1, а к категории М.

Для всех категорий требуется удостоверение. За управление мопедом без права на управление транспортным средством наступает административная ответственность, что подтверждается судебной практикой (постановление ВС РФ от 25.12.2015 № 82-АД15-5).

Условия приобретения прав на управление транспортным средством

Согласно пп. 1, 2 ст. 26 закона о безопасности движения условиями для получения водительского удостоверения, подтверждающего права на управление транспортным средством, являются:

  1. Достижение кандидатами на получение водительских удостоверений возраста:
  • категория М — 16 лет;
  • категории А, В, С — 18 лет;
  • категории D, Tm, Tb — 21 год.
  1. Наличие медицинской справки о годности к вождению.
  2. Прохождение обучения.

При соответствии перечисленным условиям граждане допускаются к сдаче экзаменов.

Выявление несоответствия лица, которому выдано удостоверение, подтверждающее наличие прав на управление транспортным средством, перечисленным условиям, например наличие заболевания, препятствующего участию в дорожном движении в качестве водителя автомобиля, может стать основанием для прекращения прав на управление транспортными средствами по иску прокурора в судебном порядке (определение Красноярского крайсуда от 10.05.2017 № 4Г-1163/2017).

В данном разделе были указаны общие условия для приобретения прав на управление транспортом, которые подробнее будут рассмотрены в последующих разделах настоящей статьи. Сама же процедура получения прав определена административным регламентом МВД РФ по предоставлению госуслуги…, утв. приказом МВД РФ от 20.10.2015 № 995.

Справка на право управления транспортным средством

  • Порядок проведения обязательного медосвидетельствования… (далее — порядок проведения освидетельствования).
  • Порядок выдачи медзаключения…

В соответствии с п. 5 порядка проведения освидетельствования обследование проводится за счет водителей (лиц, намеревающихся получить право вождения). Согласно п. 6 указанного порядка обследование включает в себя осмотр такими специалистами и проведение таких исследований, как:

  • терапевт;
  • окулист;
  • психиатр;
  • психиатр-нарколог;
  • невролог (для получения прав по некоторым категориям транспорта);
  • ЛОР;
  • электроэнцефалография (для получения прав по некоторым категориям транспорта);
  • анализ мочи (при необходимости, определяемой наркологом);
  • анализ крови (при необходимости, определяемой наркологом).

В соответствии с п. 12 порядка проведения освидетельствования медзаключение действительно для предъявления в ГИБДД в течение 12 месяцев с момента его выдачи.

Получение прав на управление транспортным средством

Для получения водительского удостоверения требуется соответствовать установленным законодательством условиям и сдать экзамен, который согласно п. 3 ст. 25 закона о безопасности движения принимается уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел РФ. При этом согласно указанному пункту экзамены могут приниматься также с использованием техсредств контроля.

В судебной практике встречаются дела, когда не сдавший экзамен кандидат в водители со ссылкой на данные видеозаписи обращался в суд с заявлением о признании действий инспектора незаконными, поскольку, исходя из просмотра видео, он все выполнил правильно. Вместе с тем доказать безупречное выполнение заданий проблематично, и в удовлетворении требований отказывается (апелляционное определение Ставропольского крайсуда от 07.02.2017 по делу № 33-78/2017).

Портал госуслуг предоставляет такие услуги, связанные с водительскими правами (воспользоваться услугами можно, перейдя по ссылке: Госуслуги), как:

  1. Замена удостоверения, если водитель сменил персональные данные либо удостоверение было испорчено или потеряно.
  2. Замена удостоверения при окончании срока его действия или изменении состояния здоровья водителя.
  3. Получение прав по завершении соответствующего обучения.
  4. Получение водительского удостоверения международного образца.
  5. Получение российского удостоверения после замены зарубежного.

Для получения удостоверения после обучения (п. 3 в представленном выше списке) необходимо:

  • зарегистрироваться на портале госуслуг;
  • получить медсправку;
  • оформить заявление с указанием в нем паспортных данных, а также данных медсправки и документа об обучении;
  • оплатить госпошлину (при этом оплата в электронном виде через портал госуслуг осуществляется с предоставлением скидки 30%);
  • принести оригиналы документов в инспекцию, указанную при подаче электронного заявления, в обозначенные дату и время.

Срок действия прав на управление транспортным средством

В соответствии с пп. 6 и 8 ст. 25 закона о безопасности движения установлены следующие сроки действия прав:

  • 10 лет — для российского удостоверения;
  • до 3 лет — для международного удостоверения.

Возможно досрочное прекращения срока действия удостоверения, в частности по медицинским показаниям (апелляционное определение Челябинского облсуда от 25.05.2017 по делу № 11А-5559/2017).

ВАЖНО! Если трудовая функция работника связана с управлением транспортом, то лишение его права вождения, а также истечение срока действия права влечет прекращение трудовых отношений по п. 9 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 указанной статьи увольнение производится, если работодатель не может перевести сотрудника на другую работу или сотрудник отказался от такого перевода.

Итак, в настоящей статье были перечислены документы, которые необходимо иметь для управления транспортным средством, раскрыты виды водительских удостоверений и освещены особенности получения права на управление транспортным средством, в частности, какие категории установлены действующим законодательством, какие документы необходимо собрать для получения водительского удостоверения, на какой срок оно выдается и как его получить, в том числе через портал госуслуг, предоставляющий 30% скидку при уплате госпошлины в электронном виде.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

1. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), следует учитывать, что водителем признается не только лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами, но и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств либо лишенное такого права. К водителю приравнивается лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды.
Необходимо также иметь в виду, что водителем признается лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (пункт 20.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - ПДД РФ).
Кроме того, в силу положений пунктов 1.2, 25.6 ПДД РФ водителем является погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также водитель гужевой повозки (саней).

Почему важно понимать, кто такой водитель транспортного средства с т.з. ПДД

Вопрос, в каком случае человек является водителем, а в каком – нет, не праздный. К примеру, если человек после употребления спиртного решает переместить мотоцикл, ведя его рядом с собой , не заводя двигатель, попадает в руки сотрудников ГИБДД – является ли он водителем? Если да, то его ждет лишение прав за пьяную езду. Если нет – претензий к нему по поводу управления в нетрезвом состоянии быть не должно.
В этом плане очень полезен данный пункт постановления Верховного суда РФ, разъясняющий, кого нужно считать водителем, а кого нет. В частности, если в кабине буксируемого транспортного средства на жесткой сцепке находится человек, его нельзя считать водителем.

С этим понятно, теперь поговорим о том, что такое транспортное средство с точки зрения ПДД.

Что понимается в ПДД под транспортными средствами. Являются ли транспортными средствами электросамокаты, скутеры, гироскутеры и т.п.?

2. Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:

  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
  • трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
  • транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
    При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ).

Аналогично предыдущему пункту, предположим, выпивший человек управляет каким-нибудь электросамокатом. Если с точки зрения ПДД электросамокат является транспортным средством, такого водителя ждет наказание за езду в пьяном виде. Если же нет – пожалуйста, катайтесь на здоровье. Никто же не призывает лишить прав человека, который сел за руль велосипеда подшофе.
Как видно из приведенного текста постановления Верховного суда РФ, транспортным средством может являться или средство передвижения, подлежащее регистрации в ГИБДД, или транспортное средство, требующее для управления специальных прав. То есть разнообразные гироскутеры, моноколеса, электросамокаты и электровелосипеды не являются транспортным средством в смысле ПДД РФ.

Является ли управлением транспортным средством толкание автомобиля, ведение рядом с собой мотоцикла или мопеда?

При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством.

Как видно из разъяснения Верховного суда РФ, управление транспортным средством – это воздействие на рычаги и педали управления для осуществления движения.

Если вы сели за руль автомобиля, и, не запуская двигатель, катитесь с горки, управляя движением рулевым колесом – это управление транспортным средством.
Если же вы разогнали автомобиль, он покатился с горки, а Вы запрыгнули в открытый багажник – это не управление транспортным средством.

Также явно указано, что ведение мотоцикла рядом с собой – не может считаться управлением транспортным средством.

Читайте также: