Что такое право для детей начальной школы как объяснить

Обновлено: 25.06.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час формирует правовую культуру учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей.

Классный час

«Права ребенка –





Классный руководитель: Панюшкина Светлана Васильевна

(занятие проходит в виде беседы, командная игра)

Цель классного часа:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Вступительное слово. - Сегодня у нас необычное занятие.

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Мы с вами отправимся в путешествие к своим сказочным друзьям, чтобы узнать что-то новое по данным вопросам. Во время путешествия будем выполнять задания по командам. Каждая команда имеет свой цвет:

- Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы. Тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с их появлением возникли и главные вопросы:

- Что люди могут делать и что не могут?

- Что они обязаны делать и что не обязаны?

- На что они имеют права и на что не имеют?

Классный руководитель: Ребята, скажите, пожалуйста, может ли кто-нибудь нарушать наши права и права других людей. Мы сегодня отправимся в плавание на корабле и узнаем, что такое закон, Декларация, Конвенция, Конституция, права и обязанности.

Классный руководитель: И так мы начинаем наше плавание…

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

- Что же это такое – законы, по вашему мнению?(ответы детей) На доске появляется слово Закон.

Классный руководитель: -Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

На доске появляется слово Конституция.

- Итак, Конституция (показываю брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 24 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

К онвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что

Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Классный руководитель:

Задание: Выбрать из предложенных права ребенка ( прикрепляется на доску)

Карточки с правами и обязанностями

Право на жизнь. Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на свободное перемещение.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Право на употребление наркотиков

Право на курение

Право на несение военной службы в соответствии с федеральным законом

Дети имеют право говорить на своём языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры

• соблюдать Устав Школы

• соблюдать правила внутреннего распорядка работы Школы

• бережно относиться к имуществу Школы

• уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Школы

Задание: каждую картинку поместить около соответствующей статьи, в которой говорится о правах детей (приложение №1)

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить – Это (разрешается).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Классный руководитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь снова работа в командах. Все 4 команды получают задания с ситуациями, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?

Ответы на вопросы литературно-правовой викторины.

1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

4 .Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

(Право пользоваться благами, право на отдых )

Классный руководитель: Только ли права есть у детей? Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях.

Обязанности – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Соблюдать законы; охранять природу; защищать Отечество;

заботиться о родителях; получить образование.

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять.

Игра “Как поступлю ”

1задание: Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?

а) пойдешь домой б) сделаешь вид, что не услышал маму в) начнешь просить маму погулять еще

г) договоришься с друзьями встретиться завтра

2 задание: Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается:

а) ты будешь ему подсказывать б) поможешь разобраться после уроков

в) будешь смеяться и подшучивать г) ничего не предпримешь

3 задание: Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака:

а) ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой

б) постараешься найти хозяина в) пройдешь мимо

4 задание: В автобусе бабушке не хватило места, ты:

а) уступишь бабушке место б) сделаешь вид, что не заметил

в) притворишься, что спишь

Классный руководитель: У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Классный руководитель: Вот и подошел к концу наше путешествие. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Мы узнали новые слова, новые сведения.

Сделайте вывод по просмотру видеоурока наших сказочных друзей? Что вы можете сказать про их права? Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

Вывод: каждый человек имеет право на то, что является самым важным для него, - это право на жизнь и её охрану, право на охрану здоровья, чести и достоинства, право жить в мире, среди своих близких, в своей родной стране и в случае необходимости пользоваться её защитой.

Классный руководитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами (читает ребенок):

Классный час на тему: Мои права и обязанности

А есть ли права у вас, у детей? У детей с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).











Права детей Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь Право на образование. Право на отдых и досуг. Право иметь имущество. Право свободно выражать свои взгляды. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Есть у вас обязанности в семье? Какие? Существуют ли обязанности у учеников? Какие? Где могут быть записаны обязанности учеников?

СЦЕНКА №1 МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь. СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

СЦЕНКА №2 УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми! Объясните Оле, в чем она не права?

СЦЕНКА №3 УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли. ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием. Разъясните Иванову его права и обязанности.

СЦЕНКА № 4 УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу? ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения. Правильно ли рассуждает Петров?

СЦЕНКА №5 МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом? СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей. Вот такой борец за права ребенка. Может он прав?

Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? А чего они совершенно не знают? Как же примирить свои права с правами других людей?

Вопросы для проверки Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения – это . Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал – это… Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе - это… Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы - это… До какого возраста человек считается ребенком? Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека? Почему важно ответственно относится к личным вещам?

 Спасибо за работу на занатии!


Классный час на тему: Мои права и обязанности



А есть ли права у вас, у детей? У детей с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).












Права детей Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь Право на образование. Право на отдых и досуг. Право иметь имущество. Право свободно выражать свои взгляды. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.


Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Есть у вас обязанности в семье? Какие? Существуют ли обязанности у учеников? Какие? Где могут быть записаны обязанности учеников?



СЦЕНКА №1 МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь. СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.


СЦЕНКА №2 УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми! Объясните Оле, в чем она не права?


СЦЕНКА №3 УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли. ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием. Разъясните Иванову его права и обязанности.


СЦЕНКА № 4 УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу? ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения. Правильно ли рассуждает Петров?


СЦЕНКА №5 МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом? СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей. Вот такой борец за права ребенка. Может он прав?


Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? А чего они совершенно не знают? Как же примирить свои права с правами других людей?



Вопросы для проверки Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения – это . Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал – это… Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе - это… Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы - это… До какого возраста человек считается ребенком? Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека? Почему важно ответственно относится к личным вещам?



Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

1 слайд
1 ученик: Здравствуйте ребята. Мы члены организации Союз Защитников прав ребенка. (Представляются). Совсем скоро вы перейдете в пятый класс, и мы будем рады принять вас в члены нашей организации. Но для того, чтобы вступить в наши ряды, вы должны много знать и многому научиться. А мы вам в этом поможем. Сегодня мы пришли к вам в гости, чтобы познакомить вас с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка ООН. И поговорить о наших с вами правах.

6 - 7слайд
2 ученик: Выберите предложения, в которых говориться о правах.
• Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке. Ребята скажите это право (правильно)
• У каждого ребенка должно быть имя, фамилия и отчество (правильно)
• Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату (неправильно)
• После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдет в армию. (неправильно)
• После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене (правильно)

8 слайд
4 ученик: определи, что является обязанностью школьника.
• Школьник обязан выполнять все требования учителя (правильно)
• Ученик обязан посещать все занятия по расписанию (правильно)
• После уроков учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе (неправильно)
3 ученик: итак ребята давайте закрепим, о чем мы с вами говорили? (за правильный ответ ребенок получает орден)
Ответьте мне пожалуйста на вопрос, что такое права? (орден)
Что такое обязанности? (орден)
Чем отличаются права от обязанностей? (орден)

11 слайд
Основные требования провозглашенные в Конвенции:
1. Выживание детей
2. Их развитие
3. Защита прав детей
4. Активное участие детей в жизни общества
Такова история создания Конвенции о правах ребенка. И сейчас мы с вами узнаем, какими же правами наделил нас с вами этот документ.

• 15 слайд Мама работала, Папа трудился, А в это время я в школе учился. Все кто устал от работы нелегкой Имеют полное право на …(отдых)

• 16 слайд Всех по-разному зовут: Кот - Мурлыка, Пес - Барбос, Даже нашу козочку зовут красиво – Розочка Настя, Вика и Данила Все имеют своё …(имя)

• 17 слайд Чтобы вырасти успешным Надо много знать, уметь. Чтобы вырасти большим Недостаточно питанья Мы использовать должны Право на … (образование)

• 18 слайд Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмония, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только… (врач) ***

• 19 слайд Сказка учит нас, друзья Жить без домика нельзя. Лисе, зайке, поросенку Даже глупому мышонку. Ох, как нужно нам оно Это право на …(жильё)

20-24 слайд
3 ученик: Молодцы, едем дальше. А дальше мы с вами попадаем в город Правил. Ребята, вы познакомились с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции. Сейчас я попрошу вас, выберите те высказывания, по которым будет жить наш класс в соответствии с конвенцией. Отвечать вы можете хором.
– Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
– В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
– Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
– В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
– Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
– В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
– Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
– Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
– Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
– Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
– Надо быть лично ответственным за свои слова и поступки.
– Надо следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный.
Все эти правила будут в нашем классном уголке. Если кто-то забудет, может всегда к ним обратиться.

25 Слайд
1 ученик : Ну вот, наконец, ребята мы приехали в столицу страны прав и обязанностей. Город Счастливого детства. Я предлагаю вам нарисовать картину счастливого детства, опираясь на права ребенка, которые прописаны в Конвенции.

Полноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.
  2. Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.
  3. Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.
  4. Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.
  5. Соблюдение техники безопасности.



Обязанности обучающихся

Одной из обязанностей родителей является обеспечение ребенка всем необходимым как перед учебным годом, так и в процессе него. Если семья является малоимущей, то родителям оказывается материальная поддержка со стороны государства.

Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:

  • добросовестное и полное выполнение домашнего задания;
  • предъявление дневника по требованию учителя;
  • внимательно слушать то, что говорит педагог;
  • приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее;
  • отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов;
  • по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку;
  • своевременно приходить на занятия.

Во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.

Полезно! Выполнение домашнего задания — одна из обязанностей учеников, которая игнорируется больше, чем все остальные.

Деловая игра.

Учитель начальных классов

МОУ Беломечетская СОШ № 7

Ставропольский край

Дементьева Наталья Владимировна

развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;

воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

Оборудование:

Ход занятия:

— То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

— А кем является каждый из нас? (ответы детей)

— Каждый из нас – гражданин России.

  1. лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
  2. взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия 1:

Пояснение понятия 2:

— А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает конверт с заданием и карандаш (для проверки). Ваша задача: на предложенную схему наклеить слова из столбика. На выполнение задания – 2 минуты.

После того, как команды выполнили задание, им необходимо поменяться схемами. Далее проверка по слайду.

— Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

— Скажите, гражданами какой страны мы являемся? (ответы детей)

— Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).

— А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)

— У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на партах лежат листы с выдержками из конституции РФ. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют. (Работа по группам).

  • Каждый человек имеет право на жизнь.
  • Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
  • Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
  • Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
  • Гражданин России имеет право на отдых.

— А теперь, зная эти права, мы поиграем.

— Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

Каждая команда получает жетон.

— Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

— Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)

— Как они называются? Таких документов иного, но мы рассмотрим только эти.

— Декларация – документ, который защищает наши права.

— Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

— Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу?

8)

(Слайд

— Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?

В уставе нашей школы сказано:

обучающиеся Школы обязаны:

  • соблюдать Устав Школы;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относится к имуществу Школы;
  • соблюдать Правила поведения учащихся.

— А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает):

Жизнь, образование, труд, отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

— Что можно сказать о правах и обязанностях?

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

8. Рефлексия.

А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.

1. Словарь С. И. Ожегова (с.143);

3. А.В.Енин, В.А.Великородная. Планировнаие воспитательной работы в школе. Воронеж, 2001




Что запрещается ученику, когда он в школе

Идеальная ситуация, когда учителя и ученики соблюдают свои обязанности и уважают права друг друга. Но такое достигается не всегда. Есть перечень действий, реализуемых учениками, которые недопустимы:

  • принесение в школу опасных предметов — оружия, химикатов и так далее;
  • провоцирование конфликтов, участие в потасовках;
  • пропуск уроков без уважительной причины;
  • находится в школе в состоянии алкогольного опьянения;
  • курение на территории школы;
  • воровство и причинение ущерба третьим лицам.

Читать так же: Обязанности участкового полиции

Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо. Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.

Внимание! Если ребенок ведет себя бесконтрольно, ломает школьное имущество и так далее, учитель вправе обратиться к медицинскому персоналу и охране, вызвать родителей и правоохранительные органы.

Обязанности классных руководителей

Кроме своих непосредственных обязанностей, как учителя, классный руководитель еще должен выполнять ряд обязанностей:

Можно добавить, что классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье своих воспитанников во время всех школьных и классных мероприятий. Если в процессе своей работы педагог нарушил права ученика путем применения по отношению к нему методов физического или психического насилия, то он может быть освобожден от выполнения своих обязанностей, а в некоторых случаях и привлечен к уголовной ответственности.

права ученика в школе РФ

Чтобы обстановка в стенах учебного учреждения была доброжелательной и благоприятной для освоения знаний, необходимо родителям прививать с самого раннего детства своим малышам правила хорошего поведения. Но в стенах учебного заведения для детей уже важно знать не только права ученика в школе, но и круг своих прямых обязанностей. Важно, чтобы родители интересовались школьной жизнью своих детей, знали обо всех его неудачах и успехах, отношении с учителями и сверстниками, чтобы при необходимости уметь защитить их права.

Право на здоровое образование

Каждый ученик не только может получать бесплатное образование, но и имеет право на то, чтобы оно было полноценное, качественное и, самое главное, безопасное для здоровья ребенка. Соблюдение здоровой атмосферы в школе очень важно, а чтобы так оно и было, необходимо придерживаться некоторых условий:

  • Полное право ребенок имеет в течение школьного дня получить бесплатную медицинскую помощь, если таковая потребуется.

права и обязанности ученика

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права ученика в школе. Для этого могут создаваться родительские комитеты, каждый родитель имеет право придти в школу и посмотреть на условия обучения.

Читайте также: