Что такое погашение долга выполнение долговых обязательств

Обновлено: 07.07.2024

Все материалы сайта доступны по лицензии:

ругих уровней бюджетной системы Российской Федерации;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.".

29. Статью 95 изложить в следующей редакции:

"Статья 95. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.".

30. Статью 96 дополнить абзацами следующего содержания:

"бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.".

пункт 1 дополнить словами ", включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.";

в пункте 3 слова "Органы государственной власти Российской Федерации" заменить словами "Федеральные органы государственной власти".

32. Статью 98 изложить в следующей редакции:

"Статья 98. Формы государственного долга Российской Федерации

1. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

3. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

4. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.".

33. Статью 99 изложить в следующей редакции:

"Статья 99. Государственный долг субъекта Российской Федерации

1. Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

2. Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.

3. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;

государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

4. В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются:

основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;

объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации.

5. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

6. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

7. Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта Российской Федерации для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.".

34. Статью 100 изложить в следующей редакции:

"Статья 100. Муниципальный долг

1. Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

2. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

3. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

кредитных соглашений и договоров;

займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.

4. В объем муниципального долга включаются:

основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

5. Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

6. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.".

35. Статью 103 изложить в следующей редакции:

"Статья 103. Право государственных внешних заимствований Российской Федерации

1. Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

2. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченный Правительством Российской Федерации ответственный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.".

36. Пункт 1 статьи 104 дополнить словами ", а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств".

37. В статье 105:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.";

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.".

38. Статью 107 изложить в следующей редакции:

"Статья 107. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга

1. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.

2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.".

39. В статье 108:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 108. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации";

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

2) для целевых иностранных заимствований:

цели заимствования и направления использования;

гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.".

40. В статье 110:

в абзаце первом слова "формам и" исключить, дополнить словами "и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств";

в абзаце втором слово "примерный" исключить;

в пункте 2 слова "составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год" заменить словами "виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год".

41. Статью 111 изложить в следующей редакции:

"Статья 111. Предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга

Осуществление государственных или муниципальных заимствований, а также предоставление государственных или муниципальных гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих параметров:

привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета, соответствующего ограничениям, установленным статьей 92 настоящего Кодекса;

предельного размера государственного или муниципального долга, соответствующего ограничениям, установленным статьями 106 и 107 настоящего Кодекса;

расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.".

42. Статью 112 изложить в следующей редакции:

"Статья 112. Превышение предельного размера государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга и предельных объемов расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга

1. Если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом субъект Российской Федерации в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие этим субъектом Российской Федерации новых долговых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с требованиями статьи 111 настоящего Кодекса, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долга субъекта Российской Федерации.

2. Если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом субъект Российской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти Российской Федерации может применить следующие меры:

назначить проверку исполнения бюджета субъекта Российской Федерации;

передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации;

принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Если при исполнении местного бюджета нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом муниципальное образование в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие этим муниципальным образованием новых долговых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с требованиями статьи 111 настоящего Кодекса, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения муниципального долга.

4. Если при исполнении местного бюджета нарушается хотя бы один из параметров, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом муниципальное образование не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти субъекта Российской Федерации может применить следующие меры:

назначить проверку исполнения местного бюджета;

передать исполнение местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации;

принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.".

43. Статью 113 изложить в следующей редакции:

"Статья 113. Отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга

1. Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

2. Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

3. Погашение основной суммы долга Российской Федерации, долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

4. В случае выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих государственных или муниципальных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных государственных или муниципальных ценных бумаг.

При исполнении обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер государственного или муниципального долга уменьшается на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам. Исполнение обязательств по указанным ценным бумагам учитывается в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ)

44. В статье 114:

абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

"В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.";

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг п

Принудительное взыскание долга судебными приставами

Наличие долгов — это всегда неприятно. Вдвойне неприятно, если ими начинают заниматься приставы. В этом случае у должника возникает множество вопросов. Как именно происходит принудительное взыскание? Какие действия приставы могут совершать, а какие, наоборот, не могут? Как обезопасить себя и не допустить того, чтобы забрали имущество? Давайте разберемся с каждым из этих вопросов по порядку.

Случаи, в которых приставы могут принудительно взыскивать долги

Судебные приставы-исполнители могут принудительно взыскивать задолженности только в том случае, если у них на руках есть исполнительный документ (например, исполнительный лист или судебный приказ), а сам должник не отвечает по своим обязательствам и не погашает долги.

К исполнительным документам относится не только исполнительный лист. Есть и другие виды таких документов, все они указаны в ст. 12 ФЗ-229.

Самые распространенные долги, по которым приставы осуществляют принудительное взыскание:

  • плата за жилищно-коммунальные услуги
  • кредиты в банках
  • займы в МФО
  • штрафы ГИБДД
  • налоги
  • алименты
  • долги по распискам

Как происходит принудительное взыскание долга

Если производство инициируется повторно по одному и тому же исполнительному документу, то срок для добровольного исполнения требований может не предоставляться (здесь все зависит от пристава, но в 9 из 10 случаев время не предоставляют). По истечении этого срока сотрудник ФССП приступает к взысканию долга, а должнику придется оплачивать исполнительский сбор, составляющий 7%, но не менее 1 000 рублей.

2. Поиск денежных средств должника. Забегая вперед, скажем, что этот процесс занимает у пристава минимум времени. Первым делом он направляет запросы в банки. Если у должника в этих банках открыты счета или имеются карты, то пристав накладывает на них арест и списывает денежные средства. Дополнительно запросы направляются в ФНС и ПФР.

Это делается для того, чтобы узнать, делает ли физическое лицо отчисления по НДФЛ, получает ли пенсию, если да, то какую, и в каком размере. Если пристав находит заработную плату или пенсию, то он имеет право списывать до 50% (иногда — до 70%) от их общего размера. Списания будут проводиться каждый месяц, пока задолженность не будет полностью погашена.

3. Поиск имущества. Пристав находит имущество, принадлежащее физическому лицу, и накладывает на него арест. Если и в этом случае должник не погашает задолженность, то ранее арестованное имущество описывается и реализуется через аукцион. Все средства, вырученные от продажи, идут на погашение долговых обязательств.

Если денег от продажи имущества оказалось недостаточно, чтобы выплатить долги, то приставы продолжают работать дальше. И наоборот, если после удовлетворения долговых обязательств и погашения исполнительского сбора остались деньги, то они возвращаются обратно должнику. Также, помните: приставы не могут забирать имущество, перечисленное в ст. 446 ГПК РФ.

4. Применение других мер воздействия на должника. К ним относятся ограничение на управление транспортным средством (применяется, если у должника есть водительское удостоверение) и запрет на выезд за границу. Эти меры применяются, если размер задолженности превышает 10 000 рублей.

Что приставы могут делать при взыскании долгов, а что — нет

Приставы могут:

  • вызывать должника
  • проверять документы, удостоверяющие личность
  • направлять запросы в банки для получения информации
  • арестовывать и описывать имущество, передавать его на хранение и продавать через торги
  • пользоваться транспортом физлица для транспортировки арестованного и изъятого имущества
  • осматривать имущество должника
  • арестовывать денежные средства, перечисляемые в качестве заработной платы, пенсии или иного источника дохода
  • взыскивать штраф
  • запрашивать персональные данные о физическом лице

Приставы не могут:

Приставы нарушили закон: что делать

Если принудительное взыскание долга ведется с нарушениями, то можно и даже нужно жаловаться на приставов. Есть несколько способов это сделать:

  • Подать жалобу в порядке подчинения. Обращение в письменной форме направляется вышестоящему судебному приставу. Однако у вас есть всего 10 дней, чтобы его подать: отсчет начинается с того момента, когда вы узнали о нарушении со стороны пристава;
  • В прокуратуру. Если обращение к приставу не дало никакого результата, можно подать жалобу в прокуратуру. Помощники рассмотрят доводы, указанные в обращении, и проверят их на обоснованность;
  • В суд. Это самый долгий, но единственный способ не только пожаловаться на деятельность приставов, но и получить компенсацию ущерба (например, если своими действиями сотрудник ФССП нанес ущерб должнику). Важно: сначала это нужно доказать.

Когда приставы не могут взыскивать долги с физического лица

Если у вас есть имущество, но вы хотите его защитить и списать все долги, то лучшим решением станет банкротство. Для этого нужно обратиться в суд с заявлением о признании неплатежеспособности и пройти одну из процедур: реструктуризацию задолженности или реализацию имущества.

С того момента как суд признает заявление о банкротстве обоснованным, вы сможете забыть обо всех проблемах с приставами, кредиторами и коллекторами. Доверьте ведение дела профессионалам — юристам нашей компании. Записывайтесь на консультацию и получите квалифицированную помощь по любым вопросам.


Принудительное взыскание долга судебными приставами Статья: Принудительное взыскание долга судебными приставами Боднар Евгения Ивановна


К сожалению, судебные приставы не всегда работают добросовестно. Многие из них предпочитают бездействовать или, что еще хуже, превышают полномочия. Такие ситуации нельзя оставлять без внимания. Что делать в этих случаях и куда жаловаться на судебных приставов — обо всем подробнее в нашей пошаговой инструкции. Когда можно подать жалобу на судебного пристава Все, что касается деятельности […]


Арест имущества — это мера, обеспечивающая принудительное исполнение требований о взыскании денежных средств. Она применяется, когда должник не выплачивает долг, несмотря на наличие судебного акта. О том, какое имущество могут арестовать приставы, как проходит процедура, и какие способы её избежать существуют в 2022 году — смотрите далее. Арест имущества: что это Арест имущества — способ, […]


Наличие долгов — это всегда неприятно. Вдвойне неприятно, если ими начинают заниматься приставы. В этом случае у должника возникает множество вопросов. Как именно происходит принудительное взыскание? Какие действия приставы могут совершать, а какие, наоборот, не могут? Как обезопасить себя и не допустить того, чтобы забрали имущество? Давайте разберемся с каждым из этих вопросов по порядку. […]

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

  • другие страны;
  • иностранные и интернациональные корпорации;
  • банки и другие финансовые организации;
  • физические лица (квалифицированные инвесторы и обычные граждане).

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления. Вы можете защитить свои накопления в эпоху экономических бурь, открыв вклад в Совкомбанке с отличной процентной ставкой.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Если вы беспокоитесь о сохранности кровно заработанных денег, советуем открыть вклад в Совкомбанке. Все вклады нашего банка застрахованы, а доход не только поможет покрыть уровень инфляции, но и заработать.

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

  • внешний, если кредиторы – другие государства, иностранные компании и частные инвесторы;
  • внутренний – обязательства перед собственными гражданами, отечественными фондами и корпорациями.

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

  • положительным – если больше долгов;
  • отрицательным – если больше накоплений.

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

На 1 сентября 2021 года внешний долг России составляет 58,5 млрд $, внутренний – 16,5 трлн рублей. Общая сумма обязательств – около 20,8 трлн рублей.

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Когда должник не платит по обязательствам, руководство не идет на контакт, а юридическое лицо не имеет средств на счетах и ликвидного имущества, – кредитору крайне сложно получить свои деньги.

Более 50% кредиторов годами пытаются добится возврата долга, но в итоге – не получают ни рубля.

В ситуациях, когда:

Нет доказательств наличия задолженности;

Представители должника скрывают местоположение;

Должник вывел активы;

Должник ликвидирован, исключен из ЕГРЮЛ;

Должник не исполняет решение суда,

кредитору потребуются специальные знания, умение разбираться в юридических тонкостях, принимать эффективные контрмеры в ответ на квазизаконные схемы ухода от обязательств со стороны должника. В противном случае, вероятность взыскания долга – крайне низкая.

О том, как можно взыскать долг быстро и в полном объеме; как действовать в особо сложных ситуациях – рассказал директор антикризисной группы Сергей Стороженко.

Читайте до конца, и вы узнаете:

Как подтвердить наличие долга;

Какие эффективные методы взыскания задолженности существуют;

Как взыскать долг, если должник вывел активы;

Должник частично погашает долг и уклоняется от банкротства: что делать кредитору;

Должник не платит, несмотря на решение суда: что делать кредитору;

Как взыскать задолженность с ликвидированной компании – если должник исключен из ЕГРЮЛ,

Нет времени читать? – Задайте свой вопрос по взысканию задолженности и получите готовое решение от эксперта:

Задать любой вопрос по проблемной задолженности


Как подтвердить наличие долга

Первостепенным и неоспоримым доказательством правоотношений является правильно оформленный договор – содержащий существенные условия и подписанный уполномоченными лицами.

В случае, когда договор отсутствует, а должник не признает задолженность, подтвердить наличие долга можно другими документами.

Во-вторых, в Гражданском кодексе есть пункт, – п. 2 ст. 434 ГК РФ – в котором говорится о возможности заключения договора путем составления любого документа, подписанного сторонами. Правоотношения могут также подтверждать письма, телеграммы, телефаксы, электронная переписка и иными каналами связи зафиксированная коммуникация между должником и кредитором.

Доказательством наличия задолженности могут служить платежные квитанции, кассовые документы, – если должник переводил любую сумму (часть долга) на счет кредитора.

Хороший специалист, представляющий интересы кредитора, всегда сможет доказать наличие долга, убедительно изложив обстоятельства, которые далеко не всегда подтверждены необходимыми документами и правильно оформлены.

В нашей практике были случаи, когда удавалось доказать факт задолженности при наличии переписки сторон по электронной почте с разных email-адресов; при наличии договора без печатей; при полном отсутствии официальных документов, но при наличии свидетелей.

Помогите доказать факт наличия задолженности

Какие эффективные методы взыскания задолженности существуют

Довольно эффективными на стадии внесудебного взыскания задолженности могут быть приемы PR-воздействия. Кредитор привлекает к конфликту средства массовой информации, информирует деловую среду о недобросовестности руководства/собственников, рассылая письма, организует пресс-конференцию.

Часто одно только предупреждение должника о намерении привлечения общественности стимулирует должника к возврату долга.

Позицию кредитора усилит проведение переговоров с привлечением авторитетных экспертов.

Досудебное взыскание задолженности

Кредитор направляет правильно оформленную письменную претензию в адрес должника с требованием о срочном погашении долга. Претензионный порядок является обязательным. Если должник проигнорировал претензию или ответил отказом, через 30 дней с момента направления письма в адрес должника (или вручения лично), можно обращаться в суд.

Взыскание задолженности через суд

Кредитор может взыскать через суд не только основную сумму долга, но и штрафы, санкции, неустойки, моральный вред, расходы на привлеченных экспертов и услуги адвоката.

Подавая заявление в суд, можно просить суд об обеспечительных мерах. Например, запретить должнику вносить изменения в ЕГРЮЛ (в том числе менять руководство), продавать или отдавать в залог имущество. Такие меры позволят предотвратить вывод активов.

Взыскание задолженности возможно не только в общем порядке, но и в рамках:

приказного производства, когда судебный акт выносится судьей единолично на основе документов, поданных кредитором. Выдается судебный приказ. При этом размер обязательств не может превышать 400 тысяч рублей.

упрощенного производства, когда суд принимает решение сразу после судебного разбирательства и подписывает резолютивную часть судебного акта. Размер требований не должен превышать – 500 000 рублей для организаций, 250 000 рублей для ИП, что существенно экономит время и денежные средства кредитора-истца.

Взыскание задолженности через процедуру банкротства

Если общая сумма долга перед кредиторами – более 300 000 рублей, есть хорошая возможность взыскать долг в процедуре банкротства. Метод эффективен даже в том случае, когда должник вывел активы, не имеет средств на счету и ликвидного имущества.

Какой способ взыскания долга оптимален в моем случае?

Как взыскать долг, если должник вывел активы

В результате цепочки полузаконных операций, имущество должника-юридического лица может оказаться в частных руках или сконцентрированным в новой подконтрольной организации.

Кредитор с помощью компетентного арбитражного управляющего может обнаружить скрытые финансовые возможности должника:

привлечь к субсидиарной ответственности руководство , собственников и прочих контролирующих лиц – то есть заставить через суд платить по долгам фирмы из личного кармана (глава III.2. № 127-ФЗ);

оспорить подозрительные сделки и вернуть все переданное по ним в конкурсную массу, предназначенную для расчетов с кредиторами (ст. 61.1 – 61.9 закона № 127-ФЗ).

взыскать дебиторскую задолженность должника и изъять имущество из чужого незаконного владения. Включить деньги и имущество в конкурсную массу.

Главное условие успешного взыскания задолженности – первым подать заявление о несостоятельности. Если вы не успели, и должник уже в процедуре банкротства – есть риск остаться без денег. В этом случае поможет кардинальное решение – отстранить недобросовестного арбитражного управляющего.

Должник вывел активы. Хочу взыскать долги через банкротство

Должник частично погашает долг и уклоняется от банкротства: что делать кредитору

Гасить долг частями, перечисляя минимальные суммы – любимый прием хронических неплательщиков. Балансировать на грани банкротства удобно: в такой ситуации кредитор практически беспомощен, – с точки зрения закона организация ничего не нарушает, если сумма задолженности менее 300 000 (ст.6.п.2 №127-ФЗ).

Однако с 2016 года положение кредитора укрепилось. Суды вынесли ряд определений, которые признали право кредитора не принимать погашение долга по частям.

Так, компания задолжала кредитору 595 806 рублей, а тот обратился в суд с просьбой признать должника банкротом. Тогда должник перевел на счет истца 310 000 рублей и заявил, что признаки банкротства у предприятия отсутствуют.

Кредитор не принял частичное погашение долга и вернул деньги, потребовав от должника возвращения средств в полном объеме (дело № А40-102429/16-101-84).

ВЫ, КАК КРЕДИТОР, ИМЕЕТЕ ПРАВО НЕ ПРИНИМАТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЧАСТЯМ (ст.311 ГК РФ и п.17 Постановления Пленума ВС РФ №54 от 22.11.2016).

Должник не платит, несмотря на решение суда: что делать кредитору

Нельзя просто заявить о возбуждении исполнительного производства и ждать поступления денег на счет. Должник может уклоняться от выплат даже при наличии судебного решения.

Кредитор может принимать активное участие в процессе. Разыскивать имущество, накладывать запреты на регистрационные действия, выезжать к должнику, обращаться в банки с требованием списания средств со счетов должника, запрашивать сведения об имуществе в Росреестре, ГИБДД.

Если руководство не появляется по месту нахождения официального юридического адреса, не выходит на связь, пристав может запросить у интернет-провайдера сведения о реальном адресе, по которому представители должника выходят в интернет.

напомните судебному приставу о необходимости предупредить должника об уголовной ответственности по ст.312 УК РФ и ст.177 УК РФ.

Как взыскать задолженность, если должник исключен из ЕГРЮЛ

Даже если должник исключен из ЕГРЮЛ, кредитор вправе претендовать на обнаруженное имущество несуществующей компании (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, изменения от 05.05.2014 № 99-ФЗ) – в течение 5 лет со дня внесения в реестр записи о прекращении деятельности компании

Если вы узнали, что где-то расположено имущество организации, исключенной из ЕГРЮЛ, например, средства на незакрытых счетах или имущество, незаконно находящееся у третьих лиц, обратитесь в суд.

И если ранее суды возобновляли завершающую процедуру банкротства (определение АС Пензенской области от 20.08.2014 по делу № А49-2177/2011), а должника восстанавливали в реестре, то теперь имущество распределяется по тем же правилам, что и для добровольно ликвидированных. То есть в рамках автономной процедуры распределения имущества, которая проводится арбитражным управляющим (постановление АС Поволжского округа от 04.10.2016 по делу № А65-6572/2015)

Взыскать долг с контролирующих лиц

Взыскать долг после исключения должника из ЕГРЮЛ можно в порядке привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. С 2017 года заставить платить руководство по долгам фирмы можно не только в ходе процедуры банкротства, но и:

1. После исключения должника из ЕГРЮЛ (п. 3.1 ст. 3 закона об ООО)

2. Если суд вернул заявление, прекратил процедуру банкротства из-за отсутствия денежных средств на ее проведение (п. 5 ст. 10, № 127-ФЗ)

3. В течение 3 лет с момента завершения конкурсного производства

оплачивать процедуру банкротства необязательно, если имеются веские основания (и доказательства) для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Читайте также: