Что такое первичные права

Обновлено: 02.07.2024

Немаловажное значение для понимания природы нрава сообществ имеет классификация его источников. Хотя в принципе такая классификация в той или иной отрасли права обычно не вызывает особых осложнений, а юридическая наука накопила в этом отношении немалый опыт, в данных условиях возникают свои проблемы.

Имея в виду задачу классификации правовых актов сообществ, следует учесть еще одно обстоятельство. В сообществах объединились страны, имеющие различные правовые системы. Большинство из этих стран имеет так называемое континентальное право, которое в свою очередь подразделяется на германскую и романскую ветви. Хотя различия между ними во многом стерлись, они все же полностью не устранены, что так или иначе ощущается на практике, в том числе в традициях правового регулирования. Меньшинство стран сохраняет систему так называемого общего права, в которой важную роль играет судебный прецедент. Его удельный вес в правовой системе этих стран снижается, но говорить о его уходе с юридической сцены было бы преждевременно.

Применительно к проблеме прямого действия права сообществ, о чем речь пойдет ниже, необходимо учитывать, что в странах континентального права решения, выносимые судом, – это только применение права, тогда как в странах общего права они становятся источником права. Неодинаков и процесс включения норм правовых актов сообществ во внутреннее (национальное) право государств-членов. В Великобритании, например, решения Суда европейских сообществ применяются на основе особого акта (Положение о порядке применения решения Суда европейских сообществ 1972 г.). В то же время страны континентального права руководствуются статьей 220 Договора о ЕЭС. Эта статья устанавливает, что государства-члены в случае необходимости могут вступать между собой в переговоры с целью обеспечить своим гражданам:

защиту личности, а также использование и защиту прав на тех же условиях, которые предоставляются каждым государством своим собственным гражданам;

устранение двойного налогообложения внутри Сообщества;

взаимное признание компаний и фирм, сохранение прав юридического лица в случае перенесения их местопребывания из одной страны в другую и возможность слияния компаний и фирм, регулируемого законами разных стран;

упрощение формальностей, установленных для взаимного признания и исполнения судебных и арбитражных решений.

Классификация источников права путем отнесения их к группе первичного или к группе вторичного права представляется довольно простой. И все же здесь есть свои подводные камни. Об этом говорит анализ договоров и соглашений, заключаемых органами сообществ с третьими странами и международными организациями. На первый взгляд их следовало бы отнести к первичному праву, охватывающему документы, поступающие извне, тем более что учредительные договоры предусматривают соответствующие полномочия сообществ.

Однако стремление основателей сообществ к единому и внутренне согласованному правопорядку привело к тому, что кроме сравнительно небольшой группы перечисленных выше документов, составляющих первичное право, все остальные международно-правовые акты относятся к вторичному праву. Правда, такой маневр осуществляется непростым образом. На том основании, что существует обязательность прохождения подобных актов через Совет сообществ, на практике утвердилось правило, согласно которому конечным продуктом является не сам международно-правовой акт, а акт вторичного права – Регламент Совета. Как отмечается в научной литературе, это еще раз свидетельствует о стремлении Сообщества защитить свой правопорядок от внешнего влияния и подтверждает трансформационную природу регламентов об одобрении международных соглашений Совета 16 .

Учредительные договоры и договоры, вносящие в них изменения и дополнения, входят в первичное право со всеми приложениями, протоколами, декларациями и иными сопровождающими их документами. Так, Единый европейский акт сопровожден 20 декларациями, в числе которых Декларация об исполнительных полномочиях Комиссии, Декларация о Суде европейских сообществ и др. Вместе с Договором о Европейском союзе были приняты 10 протоколов. Большое количество протоколов и деклараций приложены к главам и статьям Амстердамского договора.

Актами первичного права являются также Договор о слиянии 1965 г. (Договор о создании единого Совета и единой Комиссии европейских сообществ), а также Решение о проведении прямых выборов 1976 г. (Акт о введении всеобщих и прямых выборов депутатов Собрания). В состав первичного права входят и договоры о вступлении новых государств в сообщества и в Европейский союз. Учредительный характер таких договоров состоит в том, что государства, вступающие в сообщества и в Европейский союз, признают принципы, организацию, институты и весь правопорядок, установленные предшествующими основополагающими договорами. Никаких перемен в юридическую природу сообществ и Европейского союза договоры о присоединении не вносят и вносить не могут, они только расширяют пространственную сферу действия существующего интеграционного права, увеличивают число государств-членов. Хотя положения договоров об учреждении ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, определяющие содержание и порядок заключения договоров о вступлении, не во всем совпадают, принципиальных различий между ними нет. Как правило, в договорах о вступлении имеются статьи, интерпретирующие учредительные договоры применительно к условиям нового государства-члена.

В договорах о вступлении говорится также о мерах, которые принимает вступающее государство в целях приведения своей правовой системы в соответствие с правопорядком сообществ. Зачастую речь идет о мерах, проводимых в период между подписанием и ратификацией договора о присоединении. Тем самым достигается вполне понятная цель: право нового государства-члена к моменту вступления в силу договора о присоединении синхронизируется с правом сообществ. Что касается юридической силы договоров о вступлении, то она полностью приравнивается к юридической силе самих учредительных договоров. Никаких различий иерархического характера между ними нет. Порядок внесения изменений и дополнений в договоры о вступлении также совпадает с соответствующим порядком, установленным в отношении учредительных договоров.

В практике деятельности институтов и других органов сообществ известны случаи принятия правовых актов, которыми определенным образом развиваются, дополняются и уточняются положения, установленные учредительными договорами. Однако причислять подобные правовые акты к первичному праву вряд ли правильно. Они не вводят новых положений и даже не меняют суть уже действующих. Сказанное не относится к правовым актам, принимаемым институтами сообществ и Европейского союза при вступлении новых государств-членов в соответствии с договорами о присоединении в целях ускорения и облегчения процесса адаптации новичков.

Как уже отмечалось, учредительные договоры и другие акты первичного права представляют собой свод не только одних принципов, но и весьма конкретных и детальных норм. Сама логика построения учредительных договоров, состоящая в том, что они, во-первых, содержат принципы общего рынка, во-вторых, достаточно подробно определяют политику в основных сферах интеграции и, в-третьих, устанавливают организационную структуру сообществ, предопределяют их объем. В организационной части это обстоятельные документы, регулирующие разные стороны организации и деятельности институтов сообществ, распределение полномочий между ними. Учредительные договоры имеют много приложений: протоколы, декларации и т.д. И все же первичное право сравнительно невелико по объему.

Нормы первичного права имеют непосредственное действие. Одно время считалось, что это относится прежде всего, а то и исключительно, к нормам, устанавливающим права и свободы человека. Но затем этот принцип стал приобретать универсальный характер. Такая его трактовка была со всей определенностью сформулирована в решении Суда сообществ по делу SimmenthalII(SaatlicheFi-nanzverwaltungvs.S.P.Simmenthal) от 9 марта 1978 г. Суть спора состояла в том, что при ввозе мяса из Франции в Италию от фирмы потребовали уплатить пошлины, которые с ее точки зрения не соответствовали правовым актам сообществ. Суд установил: нормы права сообществ действуют непосредственно в полном объеме и единовременно на всей территории сообществ с момента их вступления в силу в течение установленного срока действия. Эти нормы являются непосредственным источником прав и обязанностей для всех тех, кого они касаются, независимо от того, идет ли речь о государстве-члене или об отдельном человеке. Принцип прямого действия охватывает также каждый суд, который в пределах своей компетенции призван в качестве суда государства-члена защищать права, предоставленные каждому в соответствии с правом сообществ.

Включает ли перечень источников первичного права решения и заключения Суда европейских сообществ? Являются ли они в принципе источниками права сообществ? Для юристов, воспитанных на традициях общего права, ответ на этот вопрос не вызывает сомнений. Ведь судьи, но их убеждению, создают в процессе рассмотрения и решения споров правила и даже принципы, которым впоследствии другие суды следуют при рассмотрении аналогичных дел. Однако континентальное право, утвердившееся в подавляющем большинстве стран Европы, следует иным принципам и в очень редких случаях признает прецедент источником права. Поэтому решения Суда европейских сообществ занимают особое место в системе правовых актов сообществ. Они не перечисляются в статье 189 Договора о ЕЭС, в которой рассматриваются разновидности правовых актов, действующих в рамках сообществ, но тем не менее на практике играют немаловажную роль. Содержащиеся в них оценки и суждения по вопросам понимания и трактовки права сообществ признаются судами государств-членов в качестве общеобязательных положений, которым эти суды должны следовать.

Закон, изданный законодательной ветвью власти, а также лицами или группами, делегированными для этой цели законодательной властью.

СОДЕРЖАНИЕ

Канада

В канадском законодательстве первичное законодательство (также называемое статутным правом) состоит из актов парламента Канады и законодательных органов провинций, а также постановлений в совете, принятых в соответствии с королевской прерогативой. Вторичное законодательство (также называемое регулированием) включает в себя законы, принятые федеральным или провинциальным постановлением в Совете на основании закона о полномочиях, ранее принятого парламентом или законодательным органом.

Юрисдикции гражданского права

Системы гражданского права почти универсальны в Европе (за исключением Англии, Уэльса, Северной Ирландии и Ирландской Республики, которые являются системами общего права ), а также в Центральной и Южной Америке, большей части Африки и Азии.

Во всех случаях парламент издает первичное законодательство, а меньшие органы наделены полномочиями издавать делегированные законы. Судебный контроль может быть произведен конституционным судом .

Евросоюз

Каждое государство-член Европейского Союза (ЕС) имеет свои собственные законы, а также общее законодательство ЕС. Основополагающий договор, Римский договор 1957 года и все последующие договоры, такие как Маастрихтский договор , Ниццкий договор и Лиссабонский договор , являются основным первичным законодательством. Римский договор дает право принимать подзаконные акты.

Государства-члены должны передать некоторые полномочия национальной юрисдикции Европейскому Союзу; эти делегированные полномочия осуществляются Комиссией , Советом и Европейским парламентом, действующими согласованно, после консультаций с Европейским экономическим и социальным комитетом и Европейским комитетом регионов . Полномочия реализуются посредством обязательных Правил, Директив, Решений, а также Рекомендаций и Заключений, не имеющих обязательной силы.

Комиссия может принимать меры исполнительной власти в соответствии с политикой и может даже действовать квазисудебно в вопросах законодательства ЕС о конкуренции, полномочия, определенные в статьях 101 и 102 Договора о функционировании Европейского Союза . Привилегированные стороны, такие как государства-члены, учреждения ЕС и лица с особым статусом, могут инициировать судебный процесс. Например, Комиссия может подать в суд на государства-члены за нарушение обязательств ЕС, а государства-члены могут подать в суд на учреждения или другие государства-члены за нарушение законодательства ЕС.

Гонконг

объединенное Королевство

Первичное законодательство

В Соединенном Королевстве первичное законодательство может принимать различные формы:

  • Акт парламента .
  • Закон шотландского парламента , Мера или акта Senedd или акта Ассамблеи Северной Ирландии
  • Заказ в Совете сделал под королевской прерогативой
  • Меры англиканской церкви - инструменты, с помощью которых вносятся изменения в законодательство, касающееся управления и организации Церкви.

Вторичное законодательство

В Соединенном Королевстве вторичное законодательство (также называемое делегированным законодательством или подзаконным актом ) - это закон, принятый исполнительным органом в соответствии с полномочиями, делегированными принятием первичного законодательства, который наделяет исполнительный орган полномочиями по реализации и управлению требованиями этого первичного законодательства. законодательство.

Формы вторичного законодательства в Соединенном Королевстве включают только:

  • Нормативные акты - представлены в различных формах, чаще всего это приказы в Совете , постановления, правила и приказы. Форма, которая должна быть принята, обычно указывается в разрешающем законе.

Соединенные Штаты

Первичное законодательство

В Соединенных Штатах первичным законодательством на федеральном уровне является акт Конгресса , а закон, делегирующий полномочия, называется санкционирующим законом или делегированием полномочий по установлению правил .

Смотрите также

Примечания

использованная литература

Первичные– те, в которых формулируются впервые новые правовые нормы, ранее не известные данной правовой системе.

Вторичные– источники права, создаваемые в процессе толкования первичных источников права, в которых уточняются и конкретизируются правовые нормы, уже ранее установленные и содержащиеся в других источниках права.

В литературе часто пытаются виды источников права классифицировать по этому основанию(на первичные и вторичные). Например, пишут, что в англо-саксонской правовой семье судебный прецедент является первичным источником права, а в романо-германской если признаётся, то является вторичным, а первичным является закон. Это неправильно, так как практически все источники права могут выступать в качестве первичных и вторичных источников права. Судебный прецедент а англо-саксонской правовой семье может выступать не только в качестве первичного источника права, но и в качестве вторичного (если это судебный прецедент толкования акта парламента).Закон чаще фигурирует как первичный источник права. Но если это формулируются конституционные положения, то говорят о том, что такой закон является вторичным источником права. Если конституция является следствием определенной правовой доктрины, представляет собой позитивацию правовой доктрины (и указывает на это в своей преамбуле), то можно рассматривать её в качестве вторичного источника права.

Итак, одни и те же виды источников права могут в зависимости от ситуации рассматриваться и как первичные, и как вторичные источники права.

Обычай обычно является первичным источником права. Но если это обычай применения закона, то он вторичный.

Содержание и форма права

Содержание права - общая мера свободы и справедливости поведения.

Мера свободы включает в себя: меру развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод, меру возможности самостоятельного выбора и активной деятельности. Мера развитости, полноты (объема) и равенства прав и свобод человека и гражданина. Формирование прав и свобод личности заняло ни одно тысячелетие. Пока сохранялась полная или частичная несвобода людей (рабство, крепостничество) не было равенства в правах. Наделение правами происходило в зависимости от имущественного, социального положения, принадлежности к определенному роду, сословию.

Это было право привилегий. Ограничен был перечень прав. В ходе исторического развития правовое неравенство преодолевалось, расширялся круг прав и свобод.

Право как выражение справедливости. Право одновременно есть сама справедливость и её мера. Человек не изолированное существо, не единственный житель необитаемого острова. Его свобода, самостоятельность соседствуют с аналогичной свободой, самостоятельностью других людей.

Можно выделить две группы условий, определяющих меру справедливости права:

- условия правового) равенства;

- условия правового неравенства.

Условия правового равенства. В их число включаются:

- признание необходимости одинаковой право-дееспособности;

- равная возможность для осуществления прав и свобод;

- сбалансированность прав и обязанностей;

- одинаковое применение закона ко всем;

- использование равных оснований ограничения прав и свобод.

Итак, главное в содержании права - права, свободы, их реальность для всех людей. Это позволяет говорить о праве как о свойстве личности. Человеческая личность биосоциальна, поэтому она не может существовать без прав и свобод, как и без сердца, нервной системы, легких и т.п.

Форма права- это внутреннее строение, структура содержания права и его внешнее официальное выражение и закрепление. Соответственно выделяется внутренняя и внешняя формы права.

Внешняя форма представляет собой совокупность юридических источников права: нормативного акта, нормативного договора, правового обычая, судебного прецедента.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.




Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Савченко А.Н., судья Советского районного суда г. Челябинска.

Есть вопросы-проблемы в нашем правоприменении, вызванные, по моему мнению, неверным пониманием прав участников уголовного судопроизводства. Неверным пониманием прав человека, которые в соответствии с конституционной нормой определены как непосредственно действующие, определяющие смысл, содержание и применение законов и которые должны обеспечиваться правосудием.

Остановимся лишь на одном вопросе - проблеме в понимании права участников уголовного судопроизводства на прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон.

Правовые основания прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон закреплены в ст. 25 УПК РФ.

Законодатель изложил данную статью в следующей редакции: "Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред".

В чем же вопрос-проблема? В понимании термина "вправе", используемого законодателем в правовой норме, закрепляющей возможность прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон при определенных условиях.

Другими словами, этот термин закрепляет права потерпевшего на примирение, выражение его воли на "казнь или помилование" подозреваемого или обвиняемого или норму для усмотрения представителя власти "казнить или помиловать"?

Эту возможность реализации права участников уголовного судопроизводства на примирение в правоприменении, на этапе принятия процессуального решения, мне представляется, заменили не правом участников на примирение, а желанием либо нежеланием правоприменителя на принятие процессуального решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением.

В подтверждение можно привести пример, в котором содержится суждение о толковании смысла данной нормы : "Освобождение от уголовной ответственности лица в связи с его примирением с потерпевшим как и в связи с деятельным раскаянием является ПРАВОМ (выделено авт.), а не ОБЯЗАННОСТЬЮ (выделено авт.) соответствующих органов и осуществляется по их усмотрению, обусловленному интуицией, знанием дела, опытом и уверенностью в последующем позитивном поведении лиц, освобождаемых от ответственности. Именно примирение с потерпевшим будет отражать восстановление социальной справедливости по делу".

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации, (постатейный) (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство "Юрайт", 2004 (издание третье, дополненное и исправленное).

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей редакцией доктора юридических наук, Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательство "НОРМА", 2005. С. 182.

С последней мыслью и не поспоришь, действительно, примирение с потерпевшим, по мысли законодателя, отражает восстановление социальной справедливости и правды по делу, и смысл данной нормы - поощрить такое примирение сторон, предоставить право потерпевшему в первую очередь быть или не быть милосердным, прощать или не прощать лицо, которое преступно нарушило его права и предстало перед правосудием.

В приведенной же выдержке содержится отрицание возможности восстановления социальной справедливости и правды по делу при утверждении, что примирение с потерпевшим будет отражать восстановление социальной справедливости по делу, так как восстановление социальной справедливости, по вышеизложенному мнению, обусловлено не только условиями, которые указаны в законе, а еще и усмотрением соответствующих органов, которые, в свою очередь, могут опираться чуть ли не на медитацию с проектированием безупречного будущего лица, в отношении которого необходимо принять решение о прекращении уголовного дела.

Мне представляется, что очень уж вольно это усмотрение, да и интуиция - не тот подсказчик, на которого можно положиться при решении вопроса права, да и правоприменитель, то есть соответствующий орган, который по закону вправе принимать процессуальные действия, не медиум.

А вот и еще одно толкование смысла нормы о возможности прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон.

В комментарии к УПК РФ профессора Б.Т. Безлепкина (Безлепкин Б.Т., КНОРУС, 2006. 5-е изд., перераб. и доп. С. 42), ст. 25 УПК РФ, дается толкование условий, которые по закону дают право на принятие решения о прекращении уголовного дела за примирением сторон: по преступлениям небольшой или средней тяжести, наличие письменного заявления потерпевшего или его законного представителя, заглаживание вреда, причиненного преступлением.

Вместе с тем, как мне думается, de lege lata (с точки зрения действующего закона) для принятия процессуального решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон неважно состояние криминогенной обстановки либо другие соображения "публичного свойства", не в них дело. Проблема во взгляде на права участников уголовного судопроизводства на примирение, а не во взгляде правоприменителя на возможность или невозможность прекращения уголовного дела, если имеются условия, указанные в законе.

Термин "вправе" в данной статье имеет смысл к стадиям принятия процессуального решения, так как прекратить уголовное дело может прокурор, следователь, дознаватель, с согласия прокурора, суд, а также к наличию условий, указанных в законе, а не к желанию правоприменителя на прекращение уголовного дела.

Если же имеются в наличии все требуемые законом условия для прекращения уголовного дела в связи с примирением, то право правоприменителя переходит в обязанность прекратить уголовное дело. Причем обязанность возникает у правоприменителя при появлении условий на любой стадии уголовного судопроизводства.

Если в стадии предварительного следствия появились эти условия, то дело должно быть прекращено на стадии досудебного производства.

Несоблюдение этого влечет нарушение прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого на прекращение уголовного дела в связи с примирением.

Другими словами, они становятся жертвами злоупотребления властью.

В Определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2000 г. N 154-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Далбаева Михаила Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 376 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР" содержится правовое суждение, с которым не согласиться просто нельзя, и его вполне кстати можно привести по обсуждаемой проблеме термина "вправе".

В Определении приводится правовое суждение, что "при наличии предусмотренных процессуальным законодательством оснований для пересмотра состоявшихся судебных решений, в том числе вытекающих из жалоб заинтересованных граждан, это право должностных лиц становится их обязанностью".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Проанализируем, что такое право, на какие отрасли оно подразделяется, дадим этому термину определение и посмотрим что же такое правовые отношения.

Молоток судьи

Определение права — что это

Это понятие имеет как минимум два значения:

  1. субъективное право — возможность какого-либо лица (физического или юридического) совершать или не совершать определенные действия. Например, все мы имеем право учиться или не учиться, работать или отдыхать, голосовать на выборах или нет и т.д.
  2. объективное право — это термин из сферы юриспруденции (юридической науки). Они объективны, потому что существуют независимо от нашего желания и отношения к ним. Они могут нам нравиться или не нравиться, но нам придется им следовать. В противном случае мы будем наказаны.

Право — это совокупность обязательных к исполнению норм и правил, установленных государством и задающих порядок отношений в обществе.

Сегодня мы рассмотрим об объективном варианте, именно как понятии юриспруденции.

Право это..

Право призвано регулировать отношения в обществе во всех сферах деятельности физических и юридических лиц.

Люди постоянно взаимодействуют между собой, при этом их интересы далеко не всегда совпадают, а бывают и полностью противоположны друг другу. Одним из способов упорядочения социальной жизни, сглаживания конфликтов является нормативное регулирование.

Проще говоря, люди договариваются о том, что будут придерживаться определенных правил. Эти правила либо кто-то устанавливает (тот, кто имеет возможность заставлять их придерживаться), либо они скрадываются стихийно.

Нормы — это часть человеческой культуры. Люди не рождаются с заложенными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Они их усваивают от предыдущих поколений (это обычаи, традиции, табу, правила этикета, моральные и религиозные нормы и нормы права).

Признаки права

Право характеризуется следующими признаками:

  1. Правовые нормы неразрывно связаны с государством, они устанавливаются им самим либо оно их санкционирует (узаконить уже существующие в обществе правила, признать правильным, утвердить). Обеспечивается принудительными мерами со стороны государства, т.е. выполнение установленных норм гарантируется государством. Проще говоря, невыполнение правовых норм влечет наступление ответственности;
  2. Право нормативно, то есть состоит из норм, определяющих правила поведения в определенных ситуациях. Определяет норму поведения людей (в форме официальных сводов законов), т.е. имеет признак нормативности. Устанавливается и санкционируется (разрешается) государством. Каждое государство имеет свою систему права (это как?). Как правило, данные системы схожи во всех странах, находящихся на одной ступени развития;
  3. Распространяется на всех (или большинство) членов общества, т.е. является общеобязательным. Например, все обязаны соблюдать Уголовный Кодекс (УК) РФ, но только дееспособные лица могут нести наказание за его нарушение (см. что такое преступление);
  4. Исполнение норм должно осуществляться всегда, когда наступают регулируемые ими ситуации. Вне зависимости от времени и места. Они многократно применяются, как только возникает данная ситуация.
  5. Выражает способность людей понимать, осознавать и направлять свои действия и поступки, т.е. имеет интеллектуально-волевой характер. К примеру, члены цивилизованного общества понимают, что людей есть нельзя, а в некоторых племенах, до сих пор живущих по нормам первобытного строя, существует каннибализм.

Только совокупность перечисленных признаков может определить свод каких-либо норм и правил как право.

Принципы права

Системность правовых норм обеспечивается наличием общих принципов (что это?) права. Это те основополагающие положения, в которых отражается направленность всего этого регулирования (его душа), представление общества о справедливости и целесообразности.

  1. Принцип всеобщности — все должны иметь равные права и обязанности, а также в одинаковой степени нести ответственность перед законом. Для какой-то социальной группы могут вводиться послабления или ограничения (например, для детей), но они опять же охватывают всю группу, а не отдельных ее представителей.
  2. Принцип законности — все (и граждане, и государство) должны неуклонно соблюдать законы.
  3. Принцип гуманизма — право должно быть основано на человеколюбии, уважении личности, создавать все условия для существования и развития человека. Задача правовой системы не запретить как можно больше и установить тотальный контроль, создать нормальные условия для каждого члена общества.
  4. Принцип справедливости — правовые нормы не могут вступать в противоречие с моральными воззрениями, господствующими в данном обществе. Только в этом случае можно ожидать осознанного исполнения законов. Несправедливый закон — это не закон.
  5. Принцип демократизма — граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении и принятии правовых норм, а также влиять на практику их применения. Как пример, это всенародное голосование по принятию Конституции РФ и права обращения в Конституционный суд.

Отрасли и институты в системе права

Одним из правовых признаков мы называли системность — нормы должны быть упорядочены и не должны противоречить друг другу.

Если систему права рассматривать по вертикали, то можно выделить три ее уровня:

Система права

Отрасль права — это совокупность правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений.

Классифицируют 10 отраслей права:

  1. Конституционное право (КП) – свод законов, которые декларируют государственный строй, права и обязанности граждан страны, структуру государственной власти. КП зафиксировано в Конституции.
  2. Трудовое право – свод правовых актов, регламентирующих трудовые отношения. Устанавливает права и обязанности работника и работодателя, возникающие в процессе установления, действия или прекращения трудовых отношений.
  3. Административное право – устанавливает нормы общественных отношений.
  4. Гражданское право – регулирует имущественные отношения.
  5. Семейное право – регламентирует отношения внутри семьи, например, заключение и расторжение брака.
  6. Частное право – регулирует отношения, касающиеся частной собственности.
  7. Избирательное — возможность избирать и быть избранным в органы власти.
  8. Гражданское — регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами.
  9. Налоговое — регулирует отношения в области налогообложения (см. что такое налоги)
  10. Уголовное право — регулирует область общественных отношений, связанных с совершением преступлений (вынесения и осуществления наказания)

Институты права

Это тоже группы правовых норм, но более мелкие, чем отрасли.

Например, в гражданском праве выделяют институты:

  1. Наследования
  2. Дарения
  3. Проведения игр и пари

Нормы в системе права

Нормы права — это конкретное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

Например, когда речь идет о наследовании (это институт в гражданской отрасли), то устанавливают нормы очередности наследования по закону, срок вступления в наследство и так далее.

Классических элементов правовой нормы три:

    часто встречается, когда речь идет о науке (это предположение о результатах исследования).

В правовой же норме гипотеза — это указание на некие жизненные обстоятельства (в которых будет применяться правовая норма) и на юридические факты, при которых возникнут, изменятся или прекратятся правовые отношения.

Нормы права

Нормы строятся по принципу: Если (гипотеза) — То (диспозиция) — Иначе (санкция). То есть, сначала оговариваются условия применения нормы, потом излагается ее суть, ну, и в конце говорится о наказании за ее несоблюдение.

Правда, правовые нормы не всегда могут содержать все три элемента. Например, могут отсутствовать санкции.

Правовые нормы разделяют на виды в зависимости от выбранного критерия:

Виды норм права

Источники права

Источник права — это формы, с помощью которых воля государства возводится в ранг общеобязательной и становится правовой нормой.

  1. Правовой обычай — неписанное правило поведения, которое санкционируется государством и поддерживается его карательной силой. Этот источник лежал в основе первых сборников законов первых правовых государств. Это могут быть и религиозные нормы и традиции. Например, нормы шариата (свода религиозных, юридических и бытовых правил основанных на Коране).
  2. Нормативно правовой акт — документ определенной формы, принятый тем органом, который имеет полномочия его приниматься (и в соответствии с установленной законом процедурой). Эти документы принято разделять на:
    1. Законы
    2. Подзаконные акты — указы, постановления, инструкции и так далее.

    Правовые источники в нашей стране

    В нашем государстве право существует в форме свода нормативных актов, т.е. в виде документов органов власти и управления. Каждый такой документ содержит определенные нормы или правила, подлежащие к выполнению.

    Нормативные акты классифицируются в зависимости от юридической силы, т.е. от сферы направленности и обязательности исполнения. Основной закон государства – Конституция, это высшая ступень иерархии нормативных правовых актов.

    Время и закон

    Ни один из актов более низкой ступени иерархии не может противоречить законам более высокого уровня. Например, закон, принятый в республике Адыгея, не может противоречить Конституции РФ.

    Классификация нормативно правовых актов (источников права)

    Рассмотрим дифференциацию нормативных актов на схеме:

    Дифференциация нормативных актов

    Теперь немного подробней по источникам права разного уровня (по мере их убывания):

    Что такое правовые отношения

    Отношения между членами какого-либо общества, определенные и регулируемые нормами права, называются правовыми отношениями.

    Следовательно, стороны (субъекты права: физические и (или) юридические лица), вступившие в правовые отношения, наделяются правами, обязанностями и ответственностью за возможное их нарушение.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод: поведение субъекта правовых отношений может быть:

    1. правомерным, т.е. находящимся в полном соответствии с установленными нормами;
    2. неправомерным, если субъект правоотношений нарушил какую-либо установленную норму (диспозицию). Подобное поведение влечет наказание (санкцию), предусмотренное для конкретного правонарушения (что это?).

    Правовые отношения регулируются специальными сводами (Кодексами) законов. В них описаны нормы поведения и меры ответственности за их нарушение. Ниже представлен список Кодексов, регламентирующие правоотношения в РФ:

    Кодексы РФ

    Хотите знать больше? Читайте наш блог, и получение знаний окажется совсем не скучным процессом.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    У нас о своих правах любит кричать всякие маргиналы! По факту, это всякие яжемамки и иждевенцы. Закон как бы на их стороне, но как только нормальные люди попытаются воспользоваться трудовым или частным правом, смотрят как на преступников!

    У меня почему-то это слово ассоциируется с каким-то недостижимым будущим. В конституции у нас много прав, как у граждан. В разных должностных инструкциях тоже. Как потребители продукции, мы имеем права. Но что на деле? Одни обязанности.

    Читайте также: