Что такое ответственный выбор

Обновлено: 30.06.2024

Свобода — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными и другими факторами.

Свобода подразумевает наличие у человека возможности выбора варианта и реализации исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — неволе. В определенном смысле, понятие свободы противоположно понятию необходимости.

В этике свобода связана с наличием свободой воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.

В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности — вменяемости или невменяемости личности в момент совершения поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвана требованием справедливости, то есть справедливой меры наказания.

Свобода — средство для достижения цели и смысла жизни человека. Идеалы свободы послужили основой создания демократического общества, классическим примером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этим идеалам вернулась и большая часть современных государств.

Таким образом, свобода— это осознанные действия человека, основанные на этике окружающего его общества.

Свобода выбора и ответственность

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть.

Свобода выбора и ответственность – это единство противоположностей. Единство состоит в том, что друг без друга противоположностей не бывает.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Люди осознанно и неосознанно избегают свободы и ответственности. Рассмотрим основные способы защиты, которые используют люди, чтобы избежать личной ответственности.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1. Мы не свободны только от свободы.
2. Каждый отвечает не только за свои действия, но и за бездействие.
3. Только ответственность за свой выбор делает человека воистину свободным.
4. Принятие личной ответственности — это необходимая предпосылка эффективного изменения своей жизни в лучшую сторону.

Справедливость

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздействием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:

Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.

Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

- от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

- доступ к положениям и должностям был бы открыт всем в условиях честного равенства возможностей.

Джон Ролз утверждал, что справедливость – это главная добродетель социальных институтов, и определял справедливость как честность.

Итак, справедливость сродни честности. При этом, родственными их делает связь с понятием должного: определить, что же представляет собой феномен справедливости и как он работает, можно рассматривая его, также как и честность, именно в связке с понятием должного. Так, справедливость, также как и честность, подразумевает наличие взаимных моральных обязательств участников социального действия. Стороны будут считать практику справедливой в том случае если, участвуя в ней, они не почувствуют себя обманутым, если распределение материальных и нематериальных благ, получаемых в рамках взаимодействия, будет соответствовать представлениям о должном, если принятые правила игры будут соблюдены. Сами же представления о должном будут определяться соответствующей картиной мира, разделяемыми ценностями и социальными нормами.

Таким образом, зависимость представления о справедливости от представления о должном, то есть от приверженности той или иной картине мира, тем или иным ценностям, делает существование универсальной концепции справедливости маловероятным.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

1.\u0423 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u0435\u0441\u0442\u044c \u043f\u043e\u043b\u043d\u0430\u044f \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0430 \u0432 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0438, \u0432 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0430, \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u0438, \u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0430 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u0430 \u0442\u043e\u0433\u043e \u043f\u0443\u0442\u0438, \u043f\u043e \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c\u0443 \u043e\u043d \u0445\u043e\u0447\u0435\u0442 \u0438\u0434\u0442\u0438 \u0432 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438.
2.\u041c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440 - \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c.
3. \u0421\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0430 \u0438 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043d\u0435\u0440\u0430\u0437\u0440\u044b\u0432\u043d\u043e \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u0442\u044c \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u044b \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439. \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0441\u0435\u043c\u044c\u044f - \u044d\u0442\u043e \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0430 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0438\u0442\u044c \u0431\u0440\u0430\u043a \u0438 \u043d\u0435\u043c\u0430\u043b\u0430\u044f \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c. \u0418\u043b\u0438, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440. \u041c\u044b \u0435\u0433\u043e \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u043c \u0431\u0435\u0437 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441 \u0447\u044c\u0435\u0439-\u043b\u0438\u0431\u043e \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b, \u043d\u043e \u043c\u044b \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b \u0437\u0430 \u0435\u0433\u043e \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435.
\u041d\u043e \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u0438 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0432\u0438\u0434\u044f\u0442 \u0441\u0432\u043e\u044e \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u0443 \u0432 \u0431\u0435\u0437\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438.
4. \u0411\u044b\u0442\u044c \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u043e\u0437\u043d\u0430\u0447\u0430\u0435\u0442 \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043e\u0442\u0432\u0435\u0447\u0430\u0442\u044c \u0437\u0430 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0439, \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0439, \u0441\u043b\u043e\u0432 \u0438 \u0440\u0435\u0430\u043a\u0446\u0438\u0439.\u00a0
5.\u0411 \u0435\u0437\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 - \u044d\u0442\u043e \u0432\u0441\u0435\u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u044b\u0435 \u043e\u043f\u0430\u0437\u0434\u044b\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0441\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e \u0438 \u0442.\u0434. \u0412\u0435\u0434\u044f \u0441\u0435\u0431\u044f \u0431\u0435\u0437\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0432\u044b \u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435 \u0441\u0435\u0431\u044f \u0432 \u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u044e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f. \u0410 \u044d\u0442\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442, \u0447\u0442\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u043a \u0432\u0430\u043c \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0436\u0435, \u043a\u0430\u043a \u0438 \u0432\u0430\u0448\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043a \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438.\u00a0
6. \u0412\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u00a0\u0438\u00a0\u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u043d\u0430\u044f\u00a0\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u00a0\u043b\u044e\u0434\u0435\u0439,\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u00a0\u0438\u00a0\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c,\u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435\u00a0\u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435\u00a0\u0438\u0445 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0435\u0431\u044f.
7. \u041d\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u043b \u0434\u044b\u043c\u0430 \u0432 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430 - \u0438 \u0442\u044b \u0443\u0436\u0435 \u043b\u0443\u0447\u0448\u0438\u0439. \u041a\u0430\u0436\u0435\u0442\u0441\u044f, \u043b\u0435\u0433\u043a\u043e. \u041d\u043e, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0433\u043e \u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u0442\u044c \u0434\u044b\u043c \u0432 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430. \u041d\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f, \u0442\u0435\u0431\u044f \"\u0440\u0430\u0441\u043a\u0443\u0441\u044f\u0442\". \u041b\u0443\u0447\u0448\u0435 \u0411\u042b\u0422\u042c \u043b\u0443\u0447\u0448\u0438\u043c, \u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u0438\u0442\u0432\u043e\u0440\u044f\u0442\u044c\u0441\u044f \u0438\u043c. ">]" data-test="answer-box-list">

1.У человека есть полная свобода в развитии, в формировании своего характера, памяти, сознания, свобода выбора того пути, по которому он хочет идти в этой жизни.
2.Моральный выбор - ответственность.
3. Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья - это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.
Но всегда были и будут такие люди, которые видят свою свободу в безответственности.
4. Быть ответственным означает способность отвечать за последствия всех своих решений, своих действий, слов и реакций.
5.Б езответственное поведение - это всевозможные опаздывания, работа не сделанная добросовестно и т.д. Ведя себя безответственно вы ставите себя в позицию человека, на которого нельзя положиться. А это значит, что отношение людей к вам будет такое же, как и ваше отношение к жизни.
6. Воспитанность и духовная образованность людей,сознательность и ответственность,добровольное принятие их для себя.
7. Напустил дыма в глаза - и ты уже лучший. Кажется, легко. Но, если долго пускать дым в глаза. Не получится, тебя "раскусят". Лучше БЫТЬ лучшим, чем притворяться им.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Конспект урока №10

По курсу ОРКСЭ (модуль ОСЭ)

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- создать условия для осознания учащимися основных понятий;

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Ожидаемый результат :

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;

навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Основные термины и понятия:

свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуация морального

Оборудование:

учебник; ноутбук; проектор; презентация; мелкие предметы по

количеству групп, например: газеты, нити, кусочки ваты, небольшие листы бумаги, тексты притч.

Организационный момент.

- Сегодня на нашем уроке присутствует много гостей. Давайте их молча поприветствуем и пошлём им свои импульсы доброжелательности. Садитесь, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества.

Актуализация знаний.

(Повторение по предыдущей теме урока “Свобода и моральный выбор человека”.)

(Приложение) Слайд 2 (Восточная притча “Утренний выбор”.)

hello_html_449389e6.jpg

- Прочитайте текст притчи, приготовьтесь прочитать ее вслух выразительно. ( Ученик читает со слайда.)

– Как вы понимаете смысл слов, сказанных Учителем?

– Что в вашем понимании означает слово “блаженство”? (счастье в наивысшей степени, наслаждение)

– Какой вывод для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием данной притчи?

(У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)

Формулировка темы урока.

-Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Ползти. Идти. Бежать. Лететь.

Стремиться. Верить и хотеть.
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.

Хандрить. Поддаться. Угасать.

Два выбора. И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты.

- Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

. -Какие вопросы надо поставить ,чтобы они помогли раскрыть суть нашей темы и на которые мы сможем в конце урока дать ответы.

Последствия?

- Что такое свобода? Слайд №4 (это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества).

Проверка домашнего задания.

- Чтобы начать наш разговор, проверим домашнее задание.

1) - Что такое свобода? Слайд №4 (это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества).

- Поднимите руку, кто хочет быть свободным человеком?

2)- Дома вы должны были вспомнить героев из сказок, перед которыми стоял моральный выбор. Приведите свои примеры.

Плохая отметка - мама, семья

Сказать или не сказать?

- Как правильно выйти из этого конфликта?

- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.

Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.

Актуализация опорных знаний.

Разбейтесь на группы в зависимости от того, у кого какой предмет лежит на парте (нитки, лист бумаги, пуговица, газета, кусочек ваты). Каждой группе надо решить, что главное можно сделать с этим предметом (каждый участник группы называет свою версию – сообщает решение ответственный, выбранный группой.)

Выслушивается решение каждой группы.

Какие еще были мнения в группе?

Почему группа решила именно так?

Были ли все члены группы свободны в своем решении?

Всем ли было легко согласиться с мнением группы? Почему?

Предмет может быть один, а решения о его использовании разные. Иногда решение принять нелегко, это может быть связано с тем, что человек должен принять мнение большинства, уступить.

Свобода проявляется не только в отстаивании своего мнения, но и в возможности уступить.

Игра “Паровозик”. Вызывается по одному человеку из каждой команды. “Тройка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в тройке – “голова” паровозика, остальные двое должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.

– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.

– В какой роли вам было интересно? Почему?

– В какой роли было труднее всего? Почему?

(В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)

– А значит, трудно брать на себя ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

Работа по теме урока.

1.– Кто попробует объяснить смысл слова “ответственность”.

-Давайте в учебнике (с.24) найдём определение ответственности и сравним с нашим определением. Откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светской этики.

-Когда вы были маленькими, вы мало знали и умели, и близкие заботились о вас. По мере взросления вы многому учитесь, и окружающие считают, что вы будете заботиться о себе сами. Появляются новые обязанности перед другими людьми, а также за тех, кто нас окружает.

-Ответственность как и свобода с годами растет и является как бы пропуском во взрослую жизнь.

2. Разберём такую ситуацию : Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему?

Слайд №6 Свобода – это выбор, а выбор – это ответственность

Доказали мы с вами, что понятия свобода и ответственность идут рядом? (Ответ: доказали)

3. Ответственное поведение личности возможно только при определённых условиях.

Работа с учебником. стр.24-25. Найдите их и отметьте карандашом.

Человек ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

преднамеренность. Что такое преднамеренность?

должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий.

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

-Почему щенок не пустил ребят?

-Как они поступили по отношению к щенку?

-Как должны были поступить?

5. - Дети и щенок оказались в отношении ответственности . Прочитайте в учебнике что это значит. (стр.25)

Отношения ответственности

Кто несет ответственность? За что человек несет ответственность?

(Родители, дети, учителя, люди) (за поступки и действия)

Перед кем человек несет ответственность?

(Перед природой, обществом, друг перед другом)

– Для размышления вам предлагается ситуация. Прочитайте и подумайте, кто должен нести ответственность?

Если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред…

(он не несёт ответственности, ответст. Несё тот, кто толкнул, так как он мог не толкать)

– Те, кто считают, что ответственность несет тот , . кого толкнули, – располагаются у левой стены класса;
. кто толкнул – у правой стены класса , . затрудняюсь с ответом – у средней стены класса. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в классе, кто какую позицию выбрал (Идет обсуждение, каждая группа ребят отстаивают свою точку зрения. Если в процессе обсуждения дети из группы “затрудняюсь ответить” склонились к какому-то из двух предложенных мнений, то они переходят в другую группу, также поступают и участники двух других групп – если их смогли аргументированно переубедить.)

7. - Ответственность у всех разная . Она зависит от возраста и от того, какое положение человек занимает в обществе.

Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.

Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.

Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

8. Слайд № 18 Работа в группах: (карточки)

- Определите отношения ответственности и заполните таблицу

дополни высказывания:

Родители несут ответственность за _________________________.

Люди несут ответственность за _____________________________.

Учителя несут ответственность за __________________________.

Ученики несут ответственность за__________________________.

Врачи несут ответственность за ____________________________.

Строители несут ответственность за______________________.

9. - Любой поступок влечёт за собой какие-либо последствия. Давайте попробуем в этом разобраться.

Работа по группам. Разбираем ситуации на листочках.

(Слайд 19) 1-я ситуация . Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку.

- для Кости и Дениса

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках. Что мальчики прогуляли школу

- для отношений ребят с родителями

(щелчок) 2-я ситуация . Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка:

- как ты думаешь, на кого это могло повлиять?

-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?

(щелчок) 3-я ситуация . Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм.

- для команды, с которой он играл

- для отношений Вити с ребятами

- для отношений Вити с тренером

(щелчок) 4-я ситуация . Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

- на кого и как мог повлиять данный поступок

Вывод. - Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

- Мы разобрали случаи, в которых герои поступали как?

- Я буду приводить примеры поступков. Если ответст.- хлопаем, если безответст.- топаем.

Вы съели целый пакет любимых конфет.

Вы не выучили стихотворение.

Вы едите достаточно овощей и фруктов.

Вы выгуливаете собаку.

Вы плохо продежурили в кабинете.

В солнечный день друзья пригласили поиграть в компьютерные игры, а ты говоришь, что лучше поиграть на улице в волейбол.

Вы объясняете младшему брату, сестре, что играть со спичками опасно.

Вывод: Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других.

11. ВИДЕРОЛИК- Слово священнику- что такое ответственность с позиции православия, церкви.

12. Слайд № 22. Рефлексия.

- Спасибо, ребята, за вашу активную работу на уроке.

- Вам понравился урок?

- Я предлагаю вам весомые, ответственные высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить :

Сегодня я узнал…

Урок дал мне для жизни…

13. (Слайд № 23)Домашнее задание.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Конспект урока №10

По курсу ОРКСЭ (модуль ОСЭ)

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком;

- развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

- формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- создать условия для осознания учащимися основных понятий;

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Ожидаемый результат :

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;

навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Основные термины и понятия:

свобода, моральный выбор, ответственность, преднамеренность. Ситуация морального

Оборудование:

учебник; ноутбук; проектор; презентация; мелкие предметы по

количеству групп, например: газеты, нити, кусочки ваты, небольшие листы бумаги, тексты притч.

Организационный момент.

- Сегодня на нашем уроке присутствует много гостей. Давайте их молча поприветствуем и пошлём им свои импульсы доброжелательности. Садитесь, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества.

Актуализация знаний.

(Повторение по предыдущей теме урока “Свобода и моральный выбор человека”.)

(Приложение) Слайд 2 (Восточная притча “Утренний выбор”.)

hello_html_449389e6.jpg

- Прочитайте текст притчи, приготовьтесь прочитать ее вслух выразительно. ( Ученик читает со слайда.)

– Как вы понимаете смысл слов, сказанных Учителем?

– Что в вашем понимании означает слово “блаженство”? (счастье в наивысшей степени, наслаждение)

– Какой вывод для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием данной притчи?

(У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)

Формулировка темы урока.

-Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Ползти. Идти. Бежать. Лететь.

Стремиться. Верить и хотеть.
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.

Хандрить. Поддаться. Угасать.

Два выбора. И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты.

- Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

. -Какие вопросы надо поставить ,чтобы они помогли раскрыть суть нашей темы и на которые мы сможем в конце урока дать ответы.

Последствия?

- Что такое свобода? Слайд №4 (это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества).

Проверка домашнего задания.

- Чтобы начать наш разговор, проверим домашнее задание.

1) - Что такое свобода? Слайд №4 (это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества).

- Поднимите руку, кто хочет быть свободным человеком?

2)- Дома вы должны были вспомнить героев из сказок, перед которыми стоял моральный выбор. Приведите свои примеры.

Плохая отметка - мама, семья

Сказать или не сказать?

- Как правильно выйти из этого конфликта?

- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.

Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.

Актуализация опорных знаний.

Разбейтесь на группы в зависимости от того, у кого какой предмет лежит на парте (нитки, лист бумаги, пуговица, газета, кусочек ваты). Каждой группе надо решить, что главное можно сделать с этим предметом (каждый участник группы называет свою версию – сообщает решение ответственный, выбранный группой.)

Выслушивается решение каждой группы.

Какие еще были мнения в группе?

Почему группа решила именно так?

Были ли все члены группы свободны в своем решении?

Всем ли было легко согласиться с мнением группы? Почему?

Предмет может быть один, а решения о его использовании разные. Иногда решение принять нелегко, это может быть связано с тем, что человек должен принять мнение большинства, уступить.

Свобода проявляется не только в отстаивании своего мнения, но и в возможности уступить.

Игра “Паровозик”. Вызывается по одному человеку из каждой команды. “Тройка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в тройке – “голова” паровозика, остальные двое должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.

– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.

– В какой роли вам было интересно? Почему?

– В какой роли было труднее всего? Почему?

(В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)

– А значит, трудно брать на себя ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

Работа по теме урока.

1.– Кто попробует объяснить смысл слова “ответственность”.

-Давайте в учебнике (с.24) найдём определение ответственности и сравним с нашим определением. Откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светской этики.

-Когда вы были маленькими, вы мало знали и умели, и близкие заботились о вас. По мере взросления вы многому учитесь, и окружающие считают, что вы будете заботиться о себе сами. Появляются новые обязанности перед другими людьми, а также за тех, кто нас окружает.

-Ответственность как и свобода с годами растет и является как бы пропуском во взрослую жизнь.

2. Разберём такую ситуацию : Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему?

Слайд №6 Свобода – это выбор, а выбор – это ответственность

Доказали мы с вами, что понятия свобода и ответственность идут рядом? (Ответ: доказали)

3. Ответственное поведение личности возможно только при определённых условиях.

Работа с учебником. стр.24-25. Найдите их и отметьте карандашом.

Человек ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

преднамеренность. Что такое преднамеренность?

должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий.

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

-Почему щенок не пустил ребят?

-Как они поступили по отношению к щенку?

-Как должны были поступить?

5. - Дети и щенок оказались в отношении ответственности . Прочитайте в учебнике что это значит. (стр.25)

Отношения ответственности

Кто несет ответственность? За что человек несет ответственность?

(Родители, дети, учителя, люди) (за поступки и действия)

Перед кем человек несет ответственность?

(Перед природой, обществом, друг перед другом)

– Для размышления вам предлагается ситуация. Прочитайте и подумайте, кто должен нести ответственность?

Если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред…

(он не несёт ответственности, ответст. Несё тот, кто толкнул, так как он мог не толкать)

– Те, кто считают, что ответственность несет тот , . кого толкнули, – располагаются у левой стены класса;
. кто толкнул – у правой стены класса , . затрудняюсь с ответом – у средней стены класса. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в классе, кто какую позицию выбрал (Идет обсуждение, каждая группа ребят отстаивают свою точку зрения. Если в процессе обсуждения дети из группы “затрудняюсь ответить” склонились к какому-то из двух предложенных мнений, то они переходят в другую группу, также поступают и участники двух других групп – если их смогли аргументированно переубедить.)

7. - Ответственность у всех разная . Она зависит от возраста и от того, какое положение человек занимает в обществе.

Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.

Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.

Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

8. Слайд № 18 Работа в группах: (карточки)

- Определите отношения ответственности и заполните таблицу

дополни высказывания:

Родители несут ответственность за _________________________.

Люди несут ответственность за _____________________________.

Учителя несут ответственность за __________________________.

Ученики несут ответственность за__________________________.

Врачи несут ответственность за ____________________________.

Строители несут ответственность за______________________.

9. - Любой поступок влечёт за собой какие-либо последствия. Давайте попробуем в этом разобраться.

Работа по группам. Разбираем ситуации на листочках.

(Слайд 19) 1-я ситуация . Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку.

- для Кости и Дениса

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках. Что мальчики прогуляли школу

- для отношений ребят с родителями

(щелчок) 2-я ситуация . Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка:

- как ты думаешь, на кого это могло повлиять?

-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?

(щелчок) 3-я ситуация . Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм.

- для команды, с которой он играл

- для отношений Вити с ребятами

- для отношений Вити с тренером

(щелчок) 4-я ситуация . Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

- на кого и как мог повлиять данный поступок

Вывод. - Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

- Мы разобрали случаи, в которых герои поступали как?

- Я буду приводить примеры поступков. Если ответст.- хлопаем, если безответст.- топаем.

Вы съели целый пакет любимых конфет.

Вы не выучили стихотворение.

Вы едите достаточно овощей и фруктов.

Вы выгуливаете собаку.

Вы плохо продежурили в кабинете.

В солнечный день друзья пригласили поиграть в компьютерные игры, а ты говоришь, что лучше поиграть на улице в волейбол.

Вы объясняете младшему брату, сестре, что играть со спичками опасно.

Вывод: Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других.

11. ВИДЕРОЛИК- Слово священнику- что такое ответственность с позиции православия, церкви.

12. Слайд № 22. Рефлексия.

- Спасибо, ребята, за вашу активную работу на уроке.

- Вам понравился урок?

- Я предлагаю вам весомые, ответственные высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить :

Сегодня я узнал…

Урок дал мне для жизни…

13. (Слайд № 23)Домашнее задание.

Ответственность на рабочем месте

Определение ответственности — что это

Данное понятие принято рассматривать с трех точек зрения:

    В правовом поле ответственность представляет собой определенные санкции, накладываемые на человека в случае, когда он совершает поступки, противоречащие законам того государства, в котором живет.

Нарушил правило дорожного движения – заплати штраф. Причинил кому-то физический вред (а это ведь преступление) – посиди за решеткой, подумай над своим поведением.

Правовая ответственность несется в случае нарушения установленных на законодательном уровне норм и правил: соблюдай их и будет тебе счастье;

В этическом аспекте данный термин подразумевает личностное качество или способность индивида отвечать за результаты своих действий:

осознавать и принимать тот факт, что реакции окружающей среды есть итог, полученный вследствие собственных действий. Такая ответственность основывается на честности прежде всего с самим собой.

что такое ответственость

Философское учение рассматривает ответственность и свободу как категории, несуществующие друг без друга. Рядом с ними также идет понятие выбора. И связанно все это следующим образом:

если личность несвободна, то не может выбирать, и как следствие, за себя не отвечает.

И вот здесь как раз тот самый момент, где ответственность становится для человека желаемой:

свободный человек имеет возможность выбирать, принимать собственные решения! Не быть ведомым и жить по чужой указке, а самостоятельно управлять своей жизнью и отвечать за свои поступки.

Определение ответственности

Что это такое простыми словами

Подводя итог этой главы, можно сказать, что

ответственность – это умение держать ответ за собственные действия или бездействие.

Да-да, последнее тоже является выбором, который также предполагает ответственность. На самом деле мы выбираем сотни раз в день: что съесть, что надеть, ответить хаму в автобусе или пропустить его слова мимо ушей.

Уйти с работы в положенное время или остаться сверхурочно, потому что смелости не хватает отказать начальнику. Развестись или дальше жить с нелюбимым человеком, боясь остаться в одиночестве. Выучить экзамен или получить двойку. Сказать кому-то важные слова или дальше носить их в себе.

Вся жизнь – это череда выборов и их последствий, ответственность за которые лежит на каждом из нас.

У безответственной девушки, имеющей лишний вес, в этом виноваты гены и широкая кость, но ни в коем разе не она сама. При том что именно она выбирает ежедневно шоколад с пельменями вместо диетических продуктов и занятий спортом.

Виды ответственности

В социальном аспекте существует два вида ответственности:

    Личная – человек берет на себя некие обязательства, которые планирует выполнить. Например, я беру денежный кредит и обязуюсь перед банком выплатить его в установленные сроки. В случае если я по каким-то причинам откажусь от выполнения договора, то буду нести за это личную ответственность в виде штрафов, судебных разбирательств и прочих последствий.

Другой пример: вы решили завести собаку – берете ее под свою личную ответственность. Никто не обязан кормить ее, гулять с ней, одним словом – ухаживать за вашим питомцем, потому что это был ваш выбор и отвечать за него тоже придется вам.

Или возьмем в качество примера завод по изготовлению чего-либо. Весь процесс производства поделен на действия, каждое из которых выполняет конкретный рабочий. Получается, что все сотрудники несут личную ответственность, а весь штат – коллективную.

Формирование ответственного поведения

Что такое ответственность мы выяснили. Теперь разберемся, откуда она появляется, как формируется?

Человеческий индивид не может существовать в отдельности от социума: жить, развиваться, удовлетворять свои потребности и развивать способности мы можем только среди людей. Формирование ответственности начинается еще в глубоком детстве, когда ребенок учится существовать в коллективе.

Пазлы

Уже в детском саду малыш знает много из того, что можно, а что нельзя. Что есть плохо, а что хорошо. Чтобы вписаться в группу, он должен вести себя так, чтобы его приняли – выполнять установленные среди детей нормы и правила.

Если он будет бить по голове лопаткой рядом сидящего мальчика, то его накажут – отругают и поставят в угол. Ребенок быстро ловит эту причинно-следственную связь и понимает, что за свои поступки надо отвечать. Это и есть первое осознание своей ответственности за свои действия.

Проблема ответственности

Проблема ответственности включает в себя 4 аспекта:

Чтобы избежать этих неприятных возможных последствий, человек становится менее активным в обществе и перекладывает управление своей жизнью на кого-то другого (отсюда дети, висящие на шее родителей до преклонного возраста, зависимые жены и мужья).

По факту это незрелая, инфантильная личность с детским мировоззрением (с детей же спроса практически нет).

  1. да, ответственная личность не будет нарушать закон и общественные нормы (как ни крути, жизнь в социуме обязывает уважать всеобщие правила). В остальном человек действует согласно своим убеждениям, предпочтениям и умеет за них постоять, осознанно принимает последствия своих действий. Здесь рождается самоуважение;
  2. возможность выбирать дает возможность развиваться, а не стоять на месте в страхе что-либо делать. Это вызывает уважение других;
  3. ответственный человек принимает решения, а также их корректирует согласно меняющимся обстоятельствам. Он мыслит более широко и гибко в отличие от того, кто ничего не делает. Это и есть внутренняя свобода.

Как развить это качество в себе

Даже если вам за 40, а личная ответственность является проблемой, не стоит отчаиваться, все поправимо. Первый шаг на пути к ее приобретению – это осознание того, что она необходима.

Если человек начинает понимать, что никто не в силах прожить за него жизнь, скопить денег на желаемую вещь (здесь, конечно, можно поспорить), сохранить силы ведя здоровый образ жизни, накачать мышцы, иметь достойного партнера, то это уже огромный прорыв. Этот момент является показателем того, что в нем просыпается зрелость.

Второй этап – это планирование. Не несущие ответственность, как правило, плывут по течению, уповая на бога или окружающих, вручая им в руки невидимый руль от собственной жизни. Необходимо распланировать свою жизнедеятельность на некоторое время вперед (некоторые знают, чем будут заниматься в течение следующих пяти лет) и следовать выстроенному графику по времени.

Часы

Результаты не всегда будут соответствовать ожиданиям или превосходить их. К этому стоит относиться спокойно, не опускать руки и, проанализировав свои действия (что не так), менять их и двигаться дальше.

Третий момент: дисциплина и прогноз. Важно не отступать от задуманного, быть верным себе и своему слову, а также уметь прогнозировать будущие события. Вам понадобится сила воли (что это?), твердость решений. Пропустив неделю тренировок, нужно понимать, что перспектива желаемого результата отодвинется во времени (это и есть рациональный прогноз) и не расстраиваться, когда это окажется так.

Резюмируя, еще раз отмечу, что ответственность связана с осознанностью – пониманием своих истинных потребностей, решительной деятельностью, направленной на их удовлетворение и принятием результатов этой деятельности.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Умение брать на себя ответственность — это показатель зрелости личности. Если необходимость анализировать и отвечать за свои действия воспринимается как бремя, успеха достигнуть никогда не получиться. Такой человек всегда будет жертвой обстоятельств, которая винит всех и вся в собственных неудачах, при этом забывая про настоящего виновника. Нельзя проживать жизнь в таком аморфном состоянии.

Возможно, чисто психологически некоторым людям проще переложить ответственность за свои неудачи на кого-то другого. Зачем заниматься самобичеванием, когда можно назначить кого-то виновным во всех своих бедах.

Читайте также: