Что такое ответственное рыболовство

Обновлено: 04.07.2024

Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях.

Председатель Правительства Российской Федерации

Положение об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления научными организациями рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (далее - рыболовство):

во внутренних водах Российской Федерации, в том числе внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях;

при проведении в указанных целях работ на судах, находящихся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и приписанных к портам Российской Федерации.

2. Решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства принимаются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. N 765.

Квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства распределяются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 887.

3. Рыболовство осуществляется для изучения водных биологических ресурсов и среды их обитания, в том числе для проведения государственного мониторинга водных биологических ресурсов, поиска новых районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов и видов водных биологических ресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства, определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, оценки запасов видов водных биологических ресурсов, общие допустимые уловы для которых не определяются, а также для разработки мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (за исключением видов водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации).

Организация изучения и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания осуществляется Федеральным агентством по рыболовству.

4. Рыболовство осуществляется по разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемым в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 775.

5. Рыболовство осуществляется на основании ежегодных планов проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов, составленных с учетом программ выполнения работ при осуществлении рыболовства, разработанных научными организациями и утвержденных в установленном Федеральным агентством по рыболовству порядке (далее - научные программы).

Планы проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов включают информацию о наименовании научных организаций - исполнителей работ, видах водных биологических ресурсов, видах работ, районах и сроках их проведения, используемых орудиях лова и других технических средствах, сведения об участии в научных исследованиях иностранных граждан и иностранных юридических лиц, а также компетентных международных организаций, в том числе в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в рамках международных исследовательских программ.

В планы проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов также включаются работы, при осуществлении которых изъятые из среды обитания водные биологические ресурсы после исследования (мечение, взятие прижизненных проб тканей и анализов и др.) в живом виде возвращаются в среду обитания.

Научные программы включают информацию о целях, задачах и содержании научных исследований, используемых методиках сбора и обработки материала, сроках работ, объемах водных биологических ресурсов, необходимых для реализации этих программ, и другую информацию, определенную Федеральным агентством по рыболовству.

6. Добытые (выловленные) при осуществлении рыболовства водные биологические ресурсы используются только для проведения работ в научно-исследовательских и контрольных целях. Такие водные биологические ресурсы подлежат возвращению в среду обитания после проведения этих работ, но не позднее окончания срока, указанного в научной программе.

В случае если физическое состояние добытых (выловленных) водных биологических ресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат уничтожению. Полное уничтожение указанных водных биологических ресурсов должно быть завершено не позднее 30 дней после окончания срока работ, указанного в научной программе.

7. Биологические образцы, полученные от водных биологических ресурсов в ходе проведения работ и зафиксированные (законсервированные) любым способом (фиксирующими растворами, заморозкой, засолкой, сушкой и т.д.), а также водные биологические ресурсы в живом виде, необходимые для проведения научных исследований, могут транспортироваться в научные организации для продолжения работ в лабораторных условиях в соответствии с научной программой.

При осуществлении отбора биологических образцов и живых особей водных биологических ресурсов для транспортировки в научные организации для продолжения работ оформляется соответствующий акт по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству. Факты такого отбора и составления соответствующих актов фиксируются в промысловом журнале капитаном судна или лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

8. Решение о возвращении добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в среду их обитания принимается представителем научной организации, осуществляющей рыболовство, который является лицом, ответственным за выполнение соответствующего раздела ежегодного плана проведения ресурсных исследований, а также указан в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - ответственное лицо научной организации).

При возвращении добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в среду их обитания оформляется соответствующий акт по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству. Факты возвращения добытых (выловленных) водных биологических ресурсов в среду их обитания и составления соответствующих актов фиксируются в промысловом журнале капитаном судна или лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

9. Водные биологические ресурсы, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, уничтожаются:

а) при работах на судах, находящихся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и приписанных к портам Российской Федерации, - любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды, в том числе путем дробления и измельчения с использованием специальных технических устройств и сброса за борт судна, а также используются для питания экипажей судов, непосредственно осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

б) при работах на судах, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях, - любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды, в том числе путем дробления и измельчения с использованием специальных технических устройств и сброса за борт судна, а также используются для питания экипажей судов, непосредственно осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях;

в) при работах во внутренних водах Российской Федерации, включая внутренние морские воды Российской Федерации, - любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды, в том числе используются для питания членов бригад и научных экспедиционных групп, непосредственно осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях.

10. Решение об уничтожении добытых (выловленных) водных биологических ресурсов принимается ответственным лицом научной организации.

Уничтожение водных биологических ресурсов организуется научными организациями, осуществляющими рыболовство, собственными силами.

При уничтожении водных биологических ресурсов оформляется соответствующий акт по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству. Факты уничтожения водных биологических ресурсов и составления соответствующих актов фиксируются в промысловом журнале капитаном судна или лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

В случае если уничтожение на месте добычи (вылова) водных биологических ресурсов не осуществлялось, в промысловом журнале фиксируются факты передачи водных биологических ресурсов лицу, уполномоченному научной организацией, осуществляющей добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, для последующего уничтожения или транспортировки в научные организации для продолжения работ.

11. Ежегодно по окончании работ, указанных в ежегодном плане проведения ресурсных исследований водных биологических ресурсов, научные организации в месячный срок, но не позднее 20 января года, следующего за годом осуществления работ, направляют в Федеральное агентство по рыболовству отчет об объемах добытых (выловленных) и уничтоженных водных биологических ресурсов по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству.

Информация о результатах добычи (вылова) водных биологических ресурсов в контрольных целях направляется научными организациями в соответствующие территориальные органы Федерального агентства по рыболовству в течение 5 дней после добычи (вылова) по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству.

12. Отчет о результатах научных исследований, осуществляемых при добыче (вылове) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, представляется научными организациями в Федеральное агентство по рыболовству после завершения обработки и анализа полученных научных материалов по форме, устанавливаемой Федеральным агентством по рыболовству.

В случае если обработка и анализ научных материалов не завершены в течение полугода, следующего за годом, когда научные организации осуществляли добычу (вылов) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях, ими в месячный срок после окончания указанного полугодия направляется в Федеральное агентство по рыболовству промежуточный отчет, содержащий предварительную информацию о результатах научных исследований и сроках завершения обработки научных материалов.

13. При осуществлении рыболовства научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Международная конференция по
отечественному рыболовству

значение продукции рыбного промысла в качестве источника питания населения Земли;

важность защиты морской среды;

тот факт, что рыболовство в открытом море в последнее десятилетие получило развитие, и что остается несовершенным управление рыбными ресурсами во многих районах открытого моря, включая принятие эффективных мер по сохранению таких ресурсов, мониторинг и контроль за их выполнением, и что некоторые ресурсы используются чрезмерно, вызывая серьезное беспокойство ряда государств в связи с последствиями такого использования для состояния рыбных ресурсов;

серьезные проблемы, обусловленные излишними промысловыми усилиями, прилагаемыми во многих мировых рыбных промыслах;

необходимость совершенствовать практику рыболовства и управления рыболовством с целью избежать чрезмерной эксплуатации рыбных ресурсов или утраты биологического разнообразия;

жизненную необходимость продолжения рыболовства и развития его в рамках всесторонней и сбалансированной системы в соответствии с концепцией "ответственного рыболовства";

тот факт, что эта концепция включает в себя устойчивое использование промысловых ресурсов в гармонии с окружающей средой; использование практики рыболовства и аквакультуры, не наносящей ущерба экосистеме, ресурсам или их качеству; добавленную стоимость такой продукции в связи с процессами переработки в соответствии с требуемыми санитарными стандартами; проведение коммерческой практики с тем, чтобы предоставить потребителю доступ к продукции высокого качества; существование различных уже принятых мер для достижения лучшего соотношения между промысловой деятельностью, охраной окружающей среды и биологическим разнообразием и рекомендации, принятые Всемирной конференцией по управлению и развитию рыболовства, проведенной ФАО в 1984 году;

связь работы настоящей Конференции с Конференцией ООН по окружающей среде и развитию;

тот факт, что Конвенция ООН по морскому праву, принятая в Монтего-Бей 10 декабря 1982 года, содержит правовые принципы, относящиеся к рыболовству в районах под национальной юрисдикцией и в открытом море;

предложение, представленное на сессии Комитета ФАО по рыболовству в апреле 1991 года, относительно разработки проекта Международного кодекса ведения ответственного рыболовства,

1. Государства*, имея в виду обеспечение поставок продукции рыбного промысла для питания нынешнего и будущего населения, должны принять эффективные стандарты для планирования и управления рыболовством, которые в контексте устойчивого развития будут содействовать поддержанию промысловых ресурсов в надлежащих количественных, качественных параметрах и разнообразии, а также их экономической отдаче;

* Для целей настоящей декларации понятие "Государство" в соответствующих случаях включает в себя также ЕЭС.

2. Государства должны предпринять шаги по совершенствованию систем управления как части практики ответственного рыболовства. Они признают принцип устойчивого использования морских живых ресурсов как основу разумной политики в области управления рыболовством. В этой связи они считают одной из наиболее важных задач применение политики и мер, которые приводят к уровню промыслового усилия, соизмеримому с устойчивым использованием рыбных ресурсов, учитывая особенности конкретных объектов промысла;

3. Государства должны расширять научные знания по биологии, численности, распределению промысловых ресурсов как в пределах своей юрисдикции, так и в открытом море, а также по изменению этих параметров, учитывая географические и климатические особенности;

4. Государства должны содействовать аккумулированию данных, необходимых для сохранения и устойчивого использования промысловых ресурсов;

5. Государства при разработке и последующем внедрении новых орудий и практики лова, должны учитывать совокупную оценку воздействия такого внедрения на устойчивый характер рыболовства, с должным вниманием относиться к особенностям и биологическому разнообразию различных промысловых районов;

6. Государства должны содействовать совершенствованию и использованию селективных орудий лова и практики, которая сокращает до минимума потери уловов видов, являющихся объектами промысла, а также прилов иных видов;

7. Государства должны систематически оценивать воздействие на морскую среду рыболовства, аквакультуры и другой деятельности, способной привести к отрицательному такому воздействию, особенно в прибрежных районах;

8. Государства должны принять необходимые меры по защите от всех видов деградации притапливаемых приливом прибрежных районов и других районов, имеющих жизненно важное значение для существования рыбных ресурсов;

9. Государства должны принять меры, обеспечивающие уважение к интересам рыбаков, ведущих мелкомасштабные кустарные и местные промыслы;

10. Государства должны применять необходимый механизм обеспечения ответственного рыболовства в исключительных экономических зонах и других районах, находящихся под национальной юрисдикцией;

11. Государства должны сотрудничать на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях для принятия, укрепления и осуществления эффективных средств и механизмов обеспечения ответственного рыболовства в открытом море в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву;

12. Свобода государств на ведение рыболовства в открытом море должна быть уравновешена с обязательством сотрудничать с другими государствами в целях обеспечения сохранения и рационального управления живыми ресурсами в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву;

13. Государства должны предпринять эффективные действия в соответствии с морским правом по предотвращению смены флага судов в качестве средства избежания подчинения применимым правилам сохранения запасов и управления рыболовством в открытом море;

14. Государства должны содействовать осуществлению образовательных программ и распространению знаний об ответственном рыболовстве;

15. Государства признают, что политикой в области защиты окружающей среды должна устанавливаться первопричина деградации окружающей среды; тем самым меры по такой защите не должны приводить к ограничениям в торговле, которые не являются необходимыми. Меры в области торговой политики, определяемые задачами защиты окружающей среды, не должны включать средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению природоохранных задач вне юрисдикции импортирующей страны. Природоохранные меры, направленные на решение международных проблем защиты окружающей среды, должны, по возможности основываться на международном консенсусе. Внутригосударственные меры, направленные на достижение каких-либо природоохранных целей, могут нуждаться в торговых мерах для того, чтобы быть эффективными. Если выяснится необходимость принятия мер торговой политики для осуществления мер природоохранной политики, то должны применяться некоторые принципы и нормы. Они могут включать в себя среди прочего принцип недискриминации; тот принцип, что избранные торговые меры должны быть наименее ограничительными в области торговли, что необходимо для достижения этих целей; обязательство по обеспечению прозрачности практики использования торговых мер, относящихся к окружающей среде; обязательство обеспечивать надлежащее уведомление о национальных правилах; необходимость учета особых условий и требований в развитии развивающихся стран по мере того, как они идут к достижению согласованных в международном плане целей природоохранного характера;

16. Для содействия достижению целей ответственного рыболовства государства должны укреплять международное сотрудничество в разработке эффективных механизмов совместных исследований, информационного обмена и передачи соответствующей технологии и ноу-хау;

17. Международное сотрудничество должно включать в себя финансовую поддержку развивающимся странам для повышения их способности осуществлять свои суверенные права путем совершенствования систем морских научных исследований и управления рыболовством, включая наблюдение и обеспечение их выполнения;

18. Государства должны расширять международное сотрудничество в деле предотвращения незаконного рыболовства, которое является препятствием для достижения целей ответственного рыболовства;

19. Международное сотрудничество в деле ответственного рыболовства должно также быть и в виде большей финансовой поддержки капиталовложениям в развивающиеся страны, идущим по линии существующих международных и региональных финансовых организаций, механизмов объединения и других форм сотрудничества. Целью такой поддержки должно стать совершенствование и расширение рыбохозяйственной деятельности согласно принципам ответственного рыболовства, от добычи рыбы и рыбоводства до процессов добавления стоимости продукции, предназначаемой для внутреннего потребления и международной торговли;

20. Осуществление указанных выше принципов должно согласовываться с суверенными правами, юрисдикцией и обязанностями прибрежных государств в пределах своих исключительных экономических зон и других районов под национальной юрисдикцией; и

Постановляет:

I. Призвать ФАО разработать после консультаций с соответствующими организациями проект Международного кодекса ведения ответственного рыболовства, принимая во внимание настоящую декларацию;

II. Рекомендовать ООН объявить следующий десятилетний период десятилетием ответственного рыболовства;

III. Содействовать в рамках Конвенции ООН по морскому праву эффективному международному сотрудничеству для достижения рационального устойчивого управления живыми ресурсами открытого моря и их сохранения;

IV. Призвать государства урегулировать в кратчайшие сроки существующие разногласия в связи с предложением, сделанным на четвертой сессии Подготовительного комитета Конференции ООН по окружающей среде и развитию, о проведении межправительственной конференции по рыболовству в открытом море;

V. Поскольку тарифные и нетарифные барьеры отрицательно влияют на международную торговлю рыбопродукцией и рациональное использование промысловых ресурсов, необходимо достигнуть соглашения о мерах содействия международной торговле рыбопродукцией в русле переговоров, проходящих на Уругвайском раунде Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), и в соответствии с общими принципами ГАТТ и принципами ответственного рыболовства;

VI. Просить Правительство Мексики передать настоящую декларацию Генеральному Секретарю ООН, Генеральному директору ФАО и Генеральному секретарю Конференции ООН по окружающей среде и развитию.

Интегрированный процесс сбора информации, анализа, планирования, консультаций, принятия решений, распределения ресурсов, а также формулировки и реализации с соблюдением, при необходимости, положений или правил, регулирующих рыболовную деятельность, с целью обеспечения непрерывной продуктивности ресурсов и выполнение других задач рыболовства.

СОДЕРЖАНИЕ

Политическая

По мнению ФАО , управление рыболовством должно быть четко основано на политических целях, в идеале с прозрачными приоритетами. Политические цели также могут быть слабой частью управления рыболовством, поскольку цели могут противоречить друг другу. Типичными политическими целями при разработке коммерчески важных рыбных ресурсов являются:

В течение последних нескольких десятилетий политические цели в управлении рыболовством коммерчески важных видов быстро развивались, в первую очередь за счет (1) признания реакции рыбы и других целевых животных на изменение климата, (2) новых технологий для рыболовства. особенно в открытом море, (3) разработка конкурирующих политических приоритетов для водной среды, ведущая к более экосистемному подходу к управлению рыболовством, и (4) новое научное понимание процессов, влияющих на размер и пополнение рыбной популяции.

Политические цели управления любительским рыболовством часто существенно отличаются от тех, которые преобладают в управлении коммерческим рыболовством. Например, правила вылова и выпуска распространены в некоторых видах любительского рыболовства. Таким образом, биологический выход менее важен.

Международные цели

Цели рыболовства должны быть выражены в конкретных правилах управления. В большинстве стран правила управления рыболовством должны основываться на согласованном на международном уровне, хотя и не имеющем обязательной силы Кодексе ведения ответственного рыболовства, согласованном на заседании сессии ФАО Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в 1995 году. Обычно применяется осторожный подход, который он предписывает. в конкретных правилах управления, таких как минимальная нерестовая биомасса , максимальные коэффициенты рыболовной смертности и т. д. В 2005 году Центр рыболовства UBC при Университете Британской Колумбии всесторонне проанализировал действия основных рыболовных стран мира в соответствии с Кодексом.

Механизмы управления

Технические средства могут включать:

Квоты на вылов

Системы, использующие индивидуальные передаваемые квоты (ITQ), также называемые индивидуальными квотами на вылов рыбы, ограничивают общий улов и распределяют доли этой квоты между рыбаками, работающими на этом промысле. Рыбаки могут покупать / продавать / торговать акциями по своему усмотрению.

Пожилая материнская рыба


Традиционные методы управления направлены на сокращение количества старой, медленнорастущей рыбы, оставляя больше места и ресурсов для молодой, быстрорастущей рыбы. Большинство морских рыб откладывают огромное количество икры. Предполагалось, что молодые производители произведут много жизнеспособных личинок .

Однако исследования морского окуня в 2005 году показывают, что крупные пожилые самки гораздо более важны, чем молодые рыбы, в поддержании продуктивного рыболовства. Личинки этих более старых материнских рыб растут быстрее, лучше переживают голод и имеют гораздо больше шансов выжить, чем потомство более молодых рыб. Неспособность учесть роль более старых рыб может помочь объяснить недавний крах некоторых крупных промыслов на западном побережье США. Ожидается, что восстановление некоторых запасов займет десятилетия. Один из способов предотвратить такое обрушение - создать морские заповедники, где рыбный промысел запрещен, а популяции рыб стареют естественным образом.

Принцип предосторожности

Человеческие факторы

Управление рыболовством - это управление людьми и бизнесом, а не управление рыбой. Популяции рыб управляются путем регулирования действий людей. Если управление рыболовством должно быть успешным, то связанные с ним человеческие факторы, такие как реакция рыбаков, имеют ключевое значение и должны быть поняты.

В правилах управления также должны учитываться последствия для заинтересованных сторон. Коммерческие рыбаки полагаются на уловы, чтобы обеспечить свои семьи, так же как фермеры полагаются на урожай. Коммерческое рыболовство может быть традиционным промыслом, передаваемым из поколения в поколение. Большая часть коммерческого рыболовства базируется в городах, построенных вокруг рыбной промышленности; изменения в регулировании могут повлиять на экономику всего города. Сокращение квот на вылов может отрицательно сказаться на способности рыбаков конкурировать с индустрией туризма.

Эффективное управление рыболовством включает вовлечение всех заинтересованных сторон в рыболовстве. Чтобы сделать это успешно, заинтересованные стороны должны чувствовать себя достаточно сильными, чтобы вносить значимый вклад в процесс управления.

Однако существуют пределы полномочий в процессе управления рыболовством. Расширение прав и возможностей поддерживает участие государства в управлении рыболовством, и независимо от того, насколько уполномочены другие заинтересованные стороны, успех рыболовства невозможен без законодательных полномочий, финансовых ресурсов, образовательной поддержки и исследований, предоставляемых правительством.

Эта концепция не всеми принимается, поскольку некоторые общины и отдельные лица утверждают, что государство должно полностью уйти и позволить местным общинам самостоятельно управлять рыболовством на основе культурных традиций и устоявшейся практики. Кроме того, другие утверждали, что совместное управление расширяет возможности только богатых и влиятельных, что, в свою очередь, укрепляет и подтверждает уже существующее неравенство в управлении рыболовством.

Расширение прав и возможностей, работающее как функция совместного управления, если оно осуществляется правильно, не только позволит, но и уполномочит отдельных лиц и сообщества вносить значимый вклад в управление рыболовством. Это механизм, который работает в цикле, когда человек получает полномочия и поддержку от того, что он является частью группы, а коллективные действия успешны только благодаря наделенным полномочиями индивидам. Чтобы эффективно и успешно использовать расширение прав и возможностей в качестве совместного управления, крайне важно, чтобы учебные программы, руководства, материалы для чтения, руководства и контрольные списки были разработаны и включены во все методы управления рыболовством.

Коррупция

Плохое управление рыболовством частично связано с коррупцией. Коррупция и взяточничество влияют на количество и кому распределяются лицензии на рыбную ловлю, а также на заключение соглашений о разрешении на рыбную ловлю. Имеются свидетельства коррупции в промышленном рыболовстве в малых островных развивающихся государствах Тихого океана, а также в рыболовстве у побережья Западной Африки. В мелкомасштабном рыболовстве инспекторов, которым поручено регулировать улов, подкупают, чтобы они заранее уведомляли о внезапных инспекциях и ослабляли стандарты правоприменения. Некоторые стандарты вообще не соблюдаются из-за взяточничества, в то время как другие нарушения могут привести к меньшим штрафам, чем предписано. Изъятые при расследовании рыболовные снасти также могут быть возвращены за взятку. Коррупция мелкого рыболовства была задокументирована в Южной Африке и на озере Виктория .

Качество данных

По словам ученого-рыболова Майло Адкисона, основным ограничением при принятии решений по управлению рыболовством является отсутствие качественных данных. Решения по управлению рыболовством часто основываются на популяционных моделях, но для того, чтобы модели были эффективными, нужны качественные данные. Он утверждает, что ученым и руководителям рыболовства было бы лучше работать с более простыми моделями и улучшенными данными.

Наиболее надежным источником сводной статистики является Департамент рыболовства ФАО .

Закон о рыболовстве

Закон о рыболовстве - это развивающаяся и специализированная область права, которая включает изучение и анализ различных подходов к управлению рыболовством, включая правила безопасности морепродуктов и правила аквакультуры. Несмотря на свою важность, эта область редко преподается в юридических школах по всему миру, что оставляет вакуум в области защиты интересов и исследований.

Последствия изменения климата

В прошлом изменение климата сказывалось на рыболовстве во внутренних и морских водах, и такие изменения, вероятно, будут продолжаться. С точки зрения рыболовства, к конкретным движущим факторам изменения климата относятся повышение температуры воды, изменения гидрологического цикла , изменения потоков питательных веществ и перемещение нерестилищ и местообитаний. Кроме того, изменения в таких факторах повлияют на ресурсы на всех уровнях биологической организации, включая генетический, организменный, популяционный и экосистемный . Понимание того, как эти факторы влияют на рыболовство на более тонком уровне, представляет собой проблему, с которой ученым-рыболовам во многих областях все еще предстоит столкнуться.

Динамика населения

Динамика популяции описывает рост и сокращение данного промыслового запаса с течением времени, контролируемое рождаемостью, смертностью и миграцией. Это основа для понимания меняющихся моделей промысла и таких проблем, как разрушение среды обитания, хищничество и оптимальные нормы вылова. Рыболовные ученые традиционно использовали популяционную динамику рыболовства для определения устойчивого улова .

Основным соотношением для учета динамики численности населения является модель BIDE :

N 1 = N 0 + B - D + I - E

где N 1 - количество особей в момент времени 1, N 0 - количество особей в момент времени 0, B - число рожденных особей, D - число умерших, I - число иммигрантов, а E - число эмигрировавших между время 0 и время 1. Хотя иммиграция и эмиграция могут присутствовать в промысле в дикой природе , они обычно не измеряются.

При применении динамики численности населения к рыбным промыслам в реальном мире необходимо соблюдать осторожность. В прошлом чрезмерно упрощенное моделирование, такое как игнорирование размера, возраста и репродуктивного статуса рыбы, сосредоточение внимания исключительно на одном виде, игнорирование прилова и физического ущерба экосистеме, ускоряло крах ключевых запасов .

Экосистемное рыболовство

Мы предлагаем, чтобы целью управления рыболовством было восстановление экосистем, а не устойчивость как таковая. Устойчивость - это обманчивая цель, поскольку добыча рыбы людьми ведет к постепенному упрощению экосистем в пользу более мелких видов рыб с высокой текучестью и низким трофическим уровнем, которые приспособлены противостоять нарушениям и деградации среды обитания.

По словам морского эколога Криса Фрида, рыбная промышленность указывает на загрязнение и глобальное потепление как на причины беспрецедентно низких рыбных запасов в последние годы, написав: «Все хотели бы видеть восстановление рыбных запасов, и этого можно достичь только в том случае, если мы поймем все влияния, человеческие и естественные, на динамику рыб ". Также сказался чрезмерный вылов рыбы . Фрид добавляет: «Сообщества рыб можно изменять разными способами, например, они могут уменьшаться, если целью являются особи определенного размера, поскольку это влияет на динамику хищников и жертв . Однако рыболовство - не единственный виновник изменений в морской жизни - загрязнение - еще один пример [. ] Ни один фактор не действует изолированно, и компоненты экосистемы по-разному реагируют на каждый отдельный фактор ".

Программное обеспечение для моделирования экосистемы

Представление

История

В некоторых местах рыболовство явно контролировалось на протяжении сотен лет. Более 80 процентов мировой коммерческой эксплуатации рыбы и моллюсков добывается из природных популяций в океанах и пресноводных районах. Например, у народа маори , проживающего в Новой Зеландии около 700 лет, был запрет на то, чтобы брать больше, чем можно было съесть, и на возвращение первой пойманной рыбы в качестве подношения морскому богу Тангароа . Начиная с 18 века предпринимались попытки регулировать рыболовство в севернорвежском рыболовстве. Это привело к принятию в 1816 году закона о рыболовстве на Лофотенских островах , который в некоторой степени установил так называемые права территориального использования.

В Европе государственное управление рыболовством, основанное на защите ресурсов, является относительно новой идеей, впервые разработанной для рыболовства Северной Европы после первой конференции по перелову, проведенной в Лондоне в 1936 году. В 1957 году британские исследователи рыболовства Рэй Бевертон и Сидни Холт опубликовали основополагающую работу по Северному морю. динамика коммерческого рыболовства. В 1960-х годах эта работа стала теоретической платформой для схем управления в Северной Европе. В Северной Америке как коммерческим, так и любительским рыболовством активно управляют уже более 150 лет. Во всех штатах США и провинциях Канады есть рыболовные агентства, и их сотрудники соблюдают законы штата, провинции и федеральные законы, используя широкий набор инструментов и процедур как для пресноводного, так и для морского рыболовства.

В 1996 году был основан Морской попечительский совет для установления стандартов устойчивого рыболовства . В 2010 году был создан Попечительский совет по аквакультуре, чтобы сделать то же самое в отношении аквакультуры .

В отчете Международного отдела устойчивого развития принца Чарльза, Фонда защиты окружающей среды Нью-Йорка и фонда 50in10, опубликованного в июле 2014 года, говорится, что мировое рыболовство увеличивает мировой ВВП на 270 миллиардов долларов в год, но при полном внедрении устойчивого рыболовства эта цифра может увеличиться на дополнительная сумма в размере 50 миллиардов долларов.

Вопрос о разработке Кодекса ведения ответствен­ного рыболовства был поднят на XIX сессии Комитета по рыболовству ФАО в 1991 г. Состоявшаяся в 1992 г. Международная конференция по вопросам ответст­венного рыболовства, организованная правительством Мексики после консультации с ФАО, приняла Кан- кунскую декларацию и призвала ФАО подготовить по соглашению с другими компетентными международ­ными организациями проект международного кодекса о ведении ответственного рыболовства. Данному во­просу было уделено внимание и на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и на Технических кон­сультациях ФАО по вопросам рыболовства в открытом море, которые состоялись в сентябре 1992 г. С учетом этих консультаций Совет ФАО на своей 102-й сессии в ноябре 1992 г. предложил Генеральному директору ФАО разработать проект Кодекса, подчеркнув, что "Кодекс следует формулировать в рамках положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и других международных документов" 9 .

В соответствии с этими решениями Комитет по ры­боловству ФАО в марте 1993 г. рассмотрел концепцию и нормативную структуру проекта Кодекса. Комитет по рыболовству ФАО сослался на упомянутую Кан- кунскую декларацию, в которой подчеркивается необ­ходимость дальнейшего развития рыболовства в рам­ках сбалансированной системы, на основе концепции ответственного рыболовства, подразумевающей:

устойчивое использование рыбных запасов в гар­монии с окружающей средой;

ведение рыболовства и развитие аквакультуры таким образом, чтобы это не наносило ущерб экосис­теме, живым ресурсам и среде их обитания;

оптимизацию экономических механизмов добычи и переработки морепродуктов, включая увеличение ценности рыбных продуктов путем их переработки, отвечаемой установленным санитарным стандартам;

осуществление такой коммерческой практики, ко­торая давала бы потребителям доступ к морепродуктам высокого качества.

Принципы составления и содержание Кодекса были впоследствии уточнены на заседании рабочей группы в Риме в 1994 г., что позволило подготовить проект основных принципов будущего международно­го Кодекса. Согласно этому проекту Кодекс должен включать следующие шесть разделов: 1. Осуществле­ние рыболовства в исключительной экономической зоне; в открытом море. 2. Управление рыбными ресур­сами. 3. Практика справедливой торговли рыбой и мо­репродуктами. 4. Развитие аквакультуры. 5. Научные исследования в области рыболовства. 6. Место при­брежного рыболовства в механизме управления при­брежной зоной.

Хотя ссылки на нормы международного права со­держатся в большинстве статей Кодекса, стержневой надо считать ст. 6 ("Общие принципы"), предусмат­ривающую рекомендацию государствам о доброволь­ном принятии на себя обязательств: о сохранении водных экосистем; о поддержании "качества, разнообразия и наличия живых водных ресурсов в количестве, достаточном для нынешнего и будущих поколений, в контексте продо­вольственной безопасности. и устойчивого развития";

о том, что меры управления рыбными ресурсами "должны обеспечить сохранение не только объектов промысла, но и видов, принадлежащих к той же эко­системе, а также ассоциированных или зависимых от объектов промысла";

о предотвращении государствами создания "избыт­ка добывающих мощностей" и обеспечении соответ­ствия "промыслового усилия воспроизводственным возможностям рыбных ресурсов";

о целесообразности расширения практики "осто­рожного подхода";

о защите или восстановлении жизненно важных районов обитания рыбных ресурсов в морских и прес­новодных экосистемах, таких, как "притопленные земли, мангровые заросли, рифы, лагуны, районы обитания молоди и нереста";

об обеспечении государствами того, чтобы интере­сы в сохранении рыбных ресурсов "учитывались при комплексном использовании прибрежной зоны и были интегрированы в управление, планирование и развитие прибрежных районов";

об увязывании государством выдачи разрешения рыболовному судну плавать под его флагом с эффек­тивным контролем над таким судном для целей испол­нения правовых предписаний;

об осуществлении международной торговли рыбой и другими морепродуктами в соответствии с принци­пами, правами и обязательствами, установленными Соглашением о Всемирной торговой организации 1994 г. и другими соответствующими международны­ми соглашениями;

о защите прав рыбаков, особенно "тех, кто занима­ется рыболовством для собственного пропитания, мел­комасштабным и кустарным рыболовством", в част­ности предоставлением им преимущественного досту­па "к традиционным районам промысла и ресурсам в водах, находящихся под национальной юрисдикцией".

При чтении Кодекса возникает вопрос о месте в нем текста Соглашения о содействии соблюдению рыбо­ловными судами в открытом море международных мер сохранения биоресурсов и управления ими 1993 г. и об обязательности норм Кодекса. Кодекс — это не собра­ние международных обычаев: многие из предписанных им действий государств корректнее считать рекоменда­циями для практики рыболовства, чем сложившейся практикой государств. Еще очевиднее то, что такие предписанные действия преждевременно относить к признанным государствами правовым нормам. А прак­тика государств и убеждение, что практические дейст­вия государств юридически обязательны, составляют, как известно, ключевые компоненты международного обычая. Кодекс не является и международным догово­ром. Во-первых, в Кодексе не выражено согласие на обязательность его норм каким-либо из способов, предусмотренных ст.ст. 11 — 15 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (подписанием, обменом соответствующими документами, ратифика­цией, принятием или утверждением, присоединением или "любым другим способом, о котором услови­лись"). Напротив, в ст. 1 Кодекса специально обозна­чен добровольный характер исполнения государствами его положений. И хотя в Кодекс включены нормы, ко­торые большинство государств обязаны исполнять, эта обязанность обусловлена международно-правовым ха­рактером включенных норм, например тем, что эти нормы предусмотрены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., а не тем, что они включены в Кодекс. Во- вторых, Кодекс не подлежит регистрации в Секрета­риате ООН. Между тем, согласно статье 80 Венской конвенции о праве международных договоров и статье 102 Устава ООН, всякий договор, заключенный любым государством — членом ООН, должен быть зареги­стрирован в Секретариате ООН. Вывод очевиден: воля государств, участвовавших в Конференции ФАО в 1995 г. и принявших Кодекс, не состояла в придании ему силы международного договора.

Вместе с тем в соответствии с Резолюцией Конфе­ренции ФАО № 15/93 неотъемлемой частью Кодекса является рассмотренное выше Соглашение о содейст­вии соблюдению рыболовными судами в открытом море международных мер сохранения ресурсов и уп­равления ими 1993 г. Об этом упоминается и в тексте Кодекса. Даже для государств — членов ФАО здесь возникает непростой международно-правовой вопрос о юридической силе акта международной организации, документа международной конференции и Соглаше­ния, субъектный состав которого пока ограничен. Из­ложенное не означает, что Кодекс есть свод сугубо нравственных норм, ориентированных на совесть ры­бака и находящихся вне системы источников действу­ющего международного права. Нормы Кодекса, пред­ставленные в документе ФАО — международной орга­низации, специализированного учреждения ООН, — являются нормами так называемого "мягкого права". Как отмечено в юридической литературе, эти нормы, устанавливая правило поведения, могут стать отправ­ным пунктом превращения правила в договорную или обычную международно-правовую норму. Более того, некоторым нормам "мягкого права", не являющимся юридически обязательными, государства тем не менее придают обязательную силу. Практика использования рекомендаций, руководств, кодексов или стандартов в настоящее время действительно расширяется.

Итак, Кодекс занял свою нишу в современной сис­теме международного права пока на начальном иерар­хическом уровне. Перейдет ли он на более высокий уровень — основного источника международного права, т.е. на уровень международного договора или сложившегося международного обычая, покажет буду­щее. Но уже сейчас можно констатировать: ФАО в целях продвижения Кодекса работает активно. На Конференции ООН по трансграничным рыбным запа­сам и запасам далеко мигрирующих рыб (1993— 1995 гг.) было представлено множество документов ФАО. Многие из этих концептуальных разработок нашли отражение в тексте Соглашения 1995 г. об осу­ществлении положений Конвенции ООН по морско­му праву 1982 г., которые касаются сохранения транс­граничных рыбных запасов и запасов далеко мигриру­ющих рыб. В 1997 г. ФАО издала Техническое руко­водство по ответственному рыболовству "Управление рыбными ресурсами". Как упомянуто во вводной части этого документа, он составлен для "оказания со­действия исполнению статьи 7 — "Управление рыб­ными ресурсами" — Кодекса ведения ответственного рыболовства".

Читайте также: