Что такое объяснительно иллюстративный подход к обучению

Обновлено: 17.05.2024

Цель: оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника путем использования объяснительно-иллюстративного метода обучения.

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Определить положительные моменты применения объяснительно-иллюстративного метода в процессе развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Способствовать профессиональной активности педагогов в применении объяснительно-иллюстративного метода на практике.

Развитие познавательной деятельности дошкольников является одной из важнейших задач в деятельности педагога. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития.

Познавательная деятельность представляет собой процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков. Стремление к познавательной и исследовательской деятельности появляется уже в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами. Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим, дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.

Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.

Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.

Сегодня я хотела бы обратить Ваше внимание на технологию объяснительно-иллюстрированного обучения. Конечно, может показаться, что на фоне современных технологий обучения, объяснительно-иллюстрированная технология во многом уступает и проигрывает. Но не стоит забывать о том, что данная технология обучения зарекомендовала себя на протяжении многих лет как эффективная и мало затратная технология обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что педагог, воспитатель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.

Этапы деятельности воспитателя и дошкольникав этом дидактическом процессе выглядят так: воспитатель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Дошкольник воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.

Занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания имеют свои сильные стороны,а именно: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности воспитателя на обучающихся, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

1 уровень занятия –информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, мышление.

2 уровень занятия –личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.

3 уровень –осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди.

Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.

Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).

В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании учеников.

На занятиях используетсяразличного вида наглядность:

1. Натуральные предметы (посуда, вещи).

2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).

3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.

4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, детского дома, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях, диафильмы.

5. Практический показ действий педагогом.

6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

Обогащение представлений об изменениях в жизни диких животных весной, развитие познавательных интересов.

Совершенствовать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 4-5 предложений.

Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Совершенствовать умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы.

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных.

Беседы, составление рассказов о диких животных.

Отгадывание загадок о диких животных.

Слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса).

Разучивание подвижных игр.

Картинки с дикими животными (волк, заяц, медведь, белка, лиса, еж).

Ход занятия:

1. Организационный момент

Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по весеннему лесу и познакомиться с жителями весеннего леса.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла…Весна (Изучение макета Лес, Весна).

А какие изменения происходят с наступлением весны в природе? (Ответы).

Правильно, все вокруг оживает, распускаются почки, зеленеет травка, просыпаются животные, птицы прилетаю из дальних стран, все вокруг оживает после зимней стужи.

Сегодня по дороге в детский сад я нашла сумку почтальона, в ней много поздравительных писем. Ведь с наступлением весны мы празднуем, какой праздник? (8 марта). Чтобы вернуть письма нам нужно разгадать адресатов. Мы сейчас попробуем отгадать загадки и узнаем, кому адресованы эти поздравления. Вы согласны? (из сумки по одной достается открытка, в ней загадка и картинка животного).

1) Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Кто же это? (Белка) демонстрируется картинка с изображением белки.

2) Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, для зимы другого цвета (Заяц) демонстрируется картинка с изображением зайца.

3)Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Мышек хватает? (Лиса) – демонстрируется картинка с изображением лисы.

4)Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь) демонстрируется картинка с изображением медведя.

5) Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк) демонстрируется картинка с изображением волка.

Ну и последняя загадка, если мы ее отгадаем, то узнаем, кто же этот почтальон, который потерял сумку с письмами в лесу.

6) Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик) демонстрируется картинка с изображением ежа.

Вот молодцы! Правильно все отгадали. А как вы думаете, от кого нам пришло письмо? Правильно от диких животных. А почему они так называются?

Вы знаете, хочу Вам признаться, что не сразу я узнала наших зверей, потому что выглядят они по разному зимой и летом. Давайте разберемся, кто меняет свои наряды к зиме?

Белочка (демонстрируется картинка с изображением белки зимой и летом).

Как вы думаете, почему белочка меняет шубку зимой? (Ответы)

Зимой деревья стоят без листьев, а на фоне темно – серых веток и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем рыжая. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она готовит теплое дупло, припасы грибов, желудей, орешек.

Заяц (демонстрируется картинка с изображением зайца зимой и летом).

А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

Летом он был серым,а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, затем задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Каждый высказывает свое мнение).

А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов. А как заяц домик себе устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб,а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

А враги у него кто?

Лиса (демонстрируется картинка с изображением лисы зимой и летом).

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Питается лиса мелкими зверьками, живет в норе, которую готовит сама, в норе у нее рождаются лисята.

А еще кого боится заяц?

Волк (демонстрируется картинка с изображением волка зимой и летом).

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

Как вы думаете, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Ответы).

Медведь (демонстрируется картинка с изображением медведя зимой и летом).

Медведь зимой спит с своей берлоге и сосет лапу, а весной пробуждается и ходит в поисках пищи. Ест кору деревьев, зеленую травку. А что еще любит есть медведь?

Что объединяет всех этих зверей? (ответы) Правильно, все эти звери живут в лесу, они дикие.

Еж (демонстрируется картинка с изображением ежа зимой и летом).

Как же отыщем нашего почтальона, а что есть у нашего ёжика, чего нет у других животных?

(Иголки, колючки)

- Для чего ёжику нужны иголки?

(Чтобы защищаться от других зверей,чтобы носить на спинке себе еду: яблочки, грибочки)

Яблоками, грибами, ягодами, насекомыми и т. д

- Какая у него мордочка?

- А какие у него глазки?

(Чёрные, круглые)

- А какие у него ушки?

Молодцы! У нас с вами получился интересный рассказ про ёжика. Послушайте пожалуйста, что у нас получилось.

Ёжик живёт в лесу. Его спинка покрыта иголками. У него вытянутая мордочка, острый нос. Глаза чёрные, круглые. Уши маленькие, лапки короткие. Питается ёжик грибами и ягодами.

Дети рассказывают по цепочке.

В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом)

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом)

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках)

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали (Бегут на носочках)

В лес весенний прибежали.

Весной у животных появляются детёныши. Назовите, у кого какие детёныши. Я бросаю мяч и называю маму, вы бросаете мяч обратно и называете детёныша.

Отлично справились мы с этим заданием.

С появлением детенышей зверей в лесу становиться больше зверей.

Один медведь – много медведей,

Отлично мы с Вами поработали, но нам предстоит еще долгий путь, нужно размяться.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

(Загибают по одному пальчику, начиная с большого)

(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

Мы знаем, что все лесные звери разные, не похожие друг на друга.

Скажите, если ёж с иголками, то он какой? (колючий)

У волка много зубов, он какой? (зубастый)

Лиса лукавит, хитрит, она какая? (хитрая)

Заяц боится, он какой? (трусливый)

Белка ловко прыгает по веткам, она какая? (ловкая)

Медведь может сломать молодое деревцо, он какой? (сильный).

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

Серый, злой, голодный. (Волк.)

Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Много чего мы узнали с Вами про зверей, и как они выглядят и какие у них детки. А вот какие у них домики, где живут они в лесу? Если вы внимательно меня слушали, то легко справитесь с этим заданием.

Волк живет в дупле?

Лиса живет в берлоге?

Белка живет в норе?

Заяц живет в логове?

Еж живет в под кустом?

Медведь живет в норе?

Ну что мы все теперь знаем о лесных зверях. Верно!

Животных следы мы как книгу читаем.

(ладонями рук дети изображают открытую книгу)

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Вот беличьи, рысьи,

(загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)

Какое большое в лесу население!

(поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)

Вот и добрались мы до места назначения, (демонстрируется картинка с изображением ежика) оставим ежику письма, а он разнесет их адресатам. Пора возвращаться домой.

Из леса весеннего мы шагаем (Идут маршевым шагом)

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом)

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках)

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали (Бегут на носочках)

И домой мы прибежали.

Всем спасибо за участие и помощь!

Так же на протяжении всей НОД проводились задания на развитие мыслительной деятельности – дети отгадывали загадки, на развитие зрительного и слухового внимания и памяти (описательный рассказ из 4-5 предложений за взрослым).

Надеюсь мой опыт будет Вам полезен. Благодарю за внимание!

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий (опыт работы) 1. Актуальность. «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы.

Презентация: Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день, а поскольку у детей очень развит интерес познать что-то новое мы.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментально деятельности Расскажи и я забуду. Покажи и я запомню. Дай попробовать и я пойму. (Китайская пословица) Особенности детского экспериментирования. В.

Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Сборник дидактических игр направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательной.

Методы обучения (от греческого "метод" - путь, способ) - это способ работы учителя и учащегося, при помощи которых достигается усвоение учащимся знаний, умений и навыков, формируется их мировоззрение и развиваются их способности. Такое определение метода вытекает из сущности процесса обучения.

В определении подчеркиваются различные стороны метода:

- как способ передачи учителем знаний;

- как пути их усвоения учащимся;

- как средство для развития способностей и мировоззрения.

Правильно выбранный метод на уроке позволит педагогу обеспечить учащегося необходимыми знаниями, поможет активизировать их творческую активность и интерес к учению.

Музыкальная педагогика на современном этапе накопила богатый арсенал методов обучения. Совершенствование методики учебной работы идет постоянно. Современный этап характеризуется особенно интенсивными поисками в области методов обучения. Цели поисков - добиться активизации познавательной деятельности учащегося, найти дополнительные возможности разностороннего развития.

В музыкальной педагогике существует несколько классификаций методов обучения, из них две наиболее распространенные:

Классификация по источнику получения знаний, умений и навыков.

В соответствии с этой классификацией методы обучения делятся на три группы:

К словесным относятся рассказ, объяснения, беседа, работа с учебником или книгой.

Слово учителя - самый доступный и распространенный инструмент обучения. На первом этапе обучения музыке у детей пока не накопилось достаточное количество музыкальных представлений, словесный метод является главенствующим способом обучения.

С помощью слова педагог может вызвать у детей в сознании яркие картинки, активизировать воображение, эмоции и чувства.

К наглядным методам относятся наблюдение (показ педагога), демонстрация наглядных пособий, к/фильмов, д/фильмов. При помощи наглядных методов знания становятся прочнее и глубже, формируются яркие представления.

К практическим методам относятся упражнения, собственно игра учащегося (разучивание, выучивание наизусть, работа над образом), т.е. те методы, которые позволяют реализовать на игре объяснения, показ учителя позволяет выразиться ученику в музыке.

Подробнее остановимся на второй классификации.

Классификация по уровню подготовки учащегося.

Выделяет пять методов обучения:

Объяснительно-иллюстративный.

Этот метод наиболее распространенный в учебной практике. Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учеником задачи, указать пути их решения.

Этот метод включает в себя словесную часть (объяснение, рассказ, дискуссия, беседа), наглядную (показ учителя, нотный материал, художественная литература, записи, фильмы и т.д.), и практическую. Кроме того, в него входят вспомогательные способы стимулирования - одобрение, осуждение, поощрение и наказание, соревнование и т.д.

Подчеркивая значение объяснительно-иллюстративного метода работы, следует остановиться на словесных пояснениях, как необходимого дидактического приема обучения и связанного с ним эмоционального воздействия на ученика. Педагогические замечания должны быть своевременными, краткими, лаконичными по форме, максимально глубокими по содержанию, эмоционально-образными. Конечно же, на различных этапах работы над произведением замечания педагога будут различными. Однако, следует подчеркнуть, что всегда очень полезными и нужными были образы, сравнения, метафоры. Именно тогда, как говорил Р.Шуман, "цепь правил будет обвита серебряной нитью фантазий". Педагогу следует позабоиїтиться о минимальном количестве остановок ученика во время игры. Для этого нужно пользоваться попутными объяснениями (в этих словах особенно важна краткость>, предупреждающими приближение кульминации, динамических оттенков и т.д. Для попутных разъяснений многие педагоги в своей практике прибегают к дирижерским жестам, подстукиванию и подпеваншо.

К исправлению ошибок, высказыванию замечаний лучше переходить после целостного прослушивания пьесы, используя принципы дидактики - от общего к частному, от простого к сложному. При этом из поля зрения преподавателя не должны выпадать вопросы грамотного профессионального анализа музыкальной ткани: своеобразие гармоничного языка, наличие полифонии, особенности формы и т.д.

В период работы над музыкальным произведением полезно сопоставлять их с аналогичными явлениями в области литературы и изо. Это способствует активизации образного мышления, углублению и расширению жизненного и эмоционального опыта учащегося, его кругозора. Установление беспредметных связей, в результате комплексного воздействия различных видов искусств, у учащегося развивается тонкая наблюдательность, воображение, создающее предпосылки для его творческого мышления.

Репродуктивный метод .

Применяется чаще всего тогда, когда учащийся еще не приучен к самостоятельному решению задач, стоящих перед ним. Суть его заключается в многократном повторении отдельных приемов или эпизодов, с целью развития автоматизма действий, совершаемых по образцу, данному педагогом.

Однако, чрезмерное увлечение этим ведет к формальному усвоению материала.

Проблемные методы .

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учащегося к решению проблемных задач, в процессе которых он активно усваивает новые знания. Один из наиболее действенных и эффективных в учебном процессе

Проблемное обучение можно разделить на два отдельных метода: проблемный метод и частично-поисковый метод.

В первом случае ученик самостоятельно должен найти только одно, единственно правильное решение; во втором случае - из нескольких предложенных вариантов, выбрать один.

Проблемный метод обучения применяется преимущественно для развития творческой, учебно-познавательной и трудовой деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, развивает такие черты личности, как творческое отношение к делу, самостоятельность, активность, сознательность.

Данные методы позволяет ученику не превращаться в "сосуд", заполняемый педагогом, а побуждают ученика к работе над совершенствованием своего мастерства.

Творческий метод.

Является высшим этапом самостоятельной работы учащегося. Суть его состоит в том, что воспитаннику предоставляется возможность самому решать технические и творческие задачи. Конечно же, данный метод предполагает наличие определенной базы у учащегося навыков и умений.

Выбор метода на уроке определяется многими факторами. Прежде всего, выбор метода диктует цель урока. Педагог должен перед уроком четки представлять структуру урока, задачи урока, и в связи с этим выбирать конкретные методы. Во-вторых, выбор метода зависит от уровня развития учащихся, и от личности преподавателя.

Деятельность учителя и учащихся при объяснительно-иллюстративном обучении организуется следующим образом:

Учитель Ученик
Информирует школьников о новых элементах знаний и умений, используя разные средства наглядности Воспроизводит учебную информацию
Объясняет наиболее важные моменты Усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала
Организует осмысливание учебной информации Применяет различные способы осмысливания и углубляет понимание учебного материала
Организует обобщение знаний Обобщает усвоенный материал
Организует закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения затрудняющих моментов, контроля Закрепляет изученное путем повторения нового материала, использования разных приемов запоминания
Организует применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий и др. Применяет изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и пр.

Сообщающее обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осуществляется в системе, последовательно, в экономичных режиме и темпе, для большого количества учащихся одновременно. Однако в этом подходе есть и недостатки: деятельность учеников сводится в основном к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, поэтому мало развиваются умственные способности и умения учащихся, такие как умение видеть проблемы, ставить вопросы, анализировать и сопоставлять факты, выделять элементы целого и другие интеллектуальные умения, которые, согласно современной дидактике, являются важнейшей целью обучения наряду с формированием знаний и ценностной ориентацией школьников. Иначе говоря, сообщающее обучение не развивает мышление. Поэтому в дидактике, особенно в XX веке, велись поиски таких моделей, которые позволяли бы обучать критическому, продуктивному (в отличие от репродуктивного) мышлению, умениям творческого мышления. Так появляется проблемное обучение.

Проблемное обучение

Еще Сократ (469-399) учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину размышляя, отсюда название метода обучения - сократическая беседа, поисковая, эвристическая. Руссо (1712-1778), чтобы ученик захотел узнать и найти знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере проблемное обучение получило разработку в педагогике Д. Дьюи (1859-1952) и ученых XX века. Дьюи выступил с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовое знание, пренебрегая его способностью к деятельности и познанию. Он предложил модель обучения, где учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учась ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. Он называл это обучением через делание, в дальнейшем - через исследование. Обучение как исследование проблем разрабатывали Дж. Брунер (США), в России - И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.

  1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
  2. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких.
  3. Опытная проверка принятых гипотез в естественно-математических предметах и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений в гуманитарных науках.
  4. Обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и на практике.

При проблемном обучении деятельность учителя и учащихся протекает следующим образом.

Учитель Ученик
Ставит перед учениками проблемную задачу в виде вопроса, опыта и пр. Воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные пути ее решения
Организует размышления учеников над поставленной задачей Высказывает возможные варианты решения этой задачи
Предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи. Если гипотеза учеников верна, то просит сделать из нее выводы о приобретенных новых знаниях Доказывает рациональность одного из вариантов решения задачи. Делает выводы и обобщения о приобретенных новых знаниях
При ошибочности предположений предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или конкретизирует ее Ищет верное решение задачи
Обобщает полученное учениками решение задачи, поощряет успехи или указывает на некоторые неточности, чтобы совершенствовать процесс проблемных рассуждений Усваивает более емкие обобщения по теме
Ставит вопросы в целях закрепления новых знаний. Предлагает упражнения по применению знании на практике вне стандартных ситуации Закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля и пр. Выполняет упражнения и задания по применению полученных знании по решению нестандартных задач

Как видно из таблицы, деятельность учащегося при проблемном обучении проходит несколько этапов: усмотрение проблемы и ее формулирование; анализ условий и как результат отделение известного от неизвестного; выдвижение гипотез и выбор плана решения; реализация плана решения и поиск способов проверки правильности действий и результатов осуществленного решения. Учитель на каждом этапе выполняет функции руководителя, организатора учения. Деятельность его состоит в следующем.

Нахождение (обдумывание) способа создания проблемной ситуации, перебор возможных вариантов ее решения учеником; руководство усмотрением проблемы учащимися; уточнение формулировки проблемы; оказание помощи учащимся в анализе условий; помощь в выборе плана решения; консультирование в процессе решения; помощь в нахождении способов самоконтроля; разбор индивидуальных ошибок или общее обсуждение решения проблемы.

Степень участия учителя в поисках учащегося зависит от сложности проблемы и того учебного материала, которым предстоит ученику оперировать при ее решении, уровня подготовленности и развития школьников, наличия необходимого оборудования и материалов. Одновременно от этого зависит и степень активности самого ученика в самостоятельных поисках при решении возникающих в обучении проблем.

Для освоения проблемного обучения учителю следует хорошо осознать главные понятия: проблемная ситуация проблема, проблемная задача (задание), гипотеза.

Проблемная ситуация - это психологическое состояние затруднения, невозможности объяснить факт или решить познавательную задачу с опорой на имеющиеся знания. Она может иметь вид задания, проблемного вопроса, демонстрации опыта, механизма, препарата, материала из прессы или личных наблюдений учеников.

Примеры. Археологи изучали два смежных древнерусских поселения и обнаружили, что в одном есть следы христианского культа, в другом - нет. Чем это объяснить? (И.Я. Лернер).

Почему Н. Гоголь в конце 1-го тома пишет о Руси-тройке, обгоняющей другие народы и государства, хотя в книге даны отрицательные образы помещиков и чиновников, а в коляске едет авантюрист Чичиков?

Почему лезвие, положенное на воду, не тонет, а даже маленький гвоздь тонет?

На примерах видна разница между проблемным вопросом, заданием и вопросом, не содержащим проблемы. Проблема - это теоретический или практический вопрос, требующий анализа. Сформулировать проблему - значит поставить такой вопрос и определить, что дано и/или известно и что требует решения. Проблему чаще ставит учитель, но надо готовить учеников к самостоятельной постановке проблемы.

Гипотеза — это предположение о возможном объяснении противоречия, заключенного в проблеме, о связи фактов или явлений, причин наблюдаемого. Выдвижению гипотез способствует хорошее знание материала и получение новой информации, что и делают ученики на уроке: наблюдают опыты, изучают источники и т.д. Вместе с тем здесь большую роль играют эвристические, творческие способности, природа которых сложна и поэтому трудно объяснима. Однако имеются приемы и правила обучения творчеству, эвристике (Альтшулер) и такой метод, как синектика — использование метафор, образов, аналогий, соединение далеких друг от друга вещей с целью создания новых идей (В. Гордон).

Для решения проблемы, то есть проверки истинности гипотезы, учитель также может осуществлять определенные действия: дать дополнительную информацию, указать ученикам, где информацию получить, организовать опыт, практическую работу, дискуссию, какие-либо специфические операции с материалом (анализ художественного текста, грамматический разбор, лабораторная работа).

На заключительном этапе учащиеся осознают, формулируют то новое знание, которое они получили: законы, принципы, правила, научные факты, понятия. Ученые считают, что в естественных науках проблемы при разных гипотезах имеют одно решение. А в гуманитарных, технических и художественных дисциплинах проблемы могут иметь несколько не исключающих, а дополняющих друг друга решений. Таким образом, у школьников формируется конвергентное и дивергентное мышление. Новое знание должно быть включено в уже имеющуюся систему знаний, чему тоже способствует учитель в беседах или комментариях. Ученики используют полученные знания в решении учебных задач и практической работе, что служит контролю, показывает уровень усвоения, сформированности умений на основе знаний.

К достоинствам проблемного обучения относится то что ученики включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность, при этом они испытывают сильные положительные эмоции (интерес, удовлетворение). У учащихся формируются интеллектуальные умения: восприятие объектов, наблюдение, воображение, анализ,- классификация, доказательство и другие. К ним относятся также творческие умения: видеть проблемы, ставить вопросы, искать решения. Эксперименты показывают, что проблемное обучение дает более глубокие знания. Ученики не только воспроизводят информацию, но устанавливают связи, интерпретируют, применяют, оценивают.

Все это возможно, однако, только при определенных условиях. Проблемное обучение приносит неудовлетворительные результаты и отрицательные эмоции, если ученики не подготовлены к нему по своему развитию и уровню знаний. Оно также требует высокой предметной и методической квалификации учителя, способности его самого ставить и решать проблемы и научить этому учеников. Проблемное обучение требует больше времени. Поэтому рекомендуется использовать его в соответствии с дидактическими задачами и в сочетании с другими видами обучения: сообщающим, программированным.

Программированное обучение

Толчком к созданию программированного обучения послужило два момента. С одной стороны, педагоги видели, что в массовой практике при использовании традиционного, а также проблемного обучения не происходит достаточно упорядоченных действий учеников с учебным материалом, следствием чего являются пробелы в знаниях. Ученики по разным причинам не выполняют указаний учителя и не усваивают учебную информацию. Это ведет к поиску модели обучения, в которой учитель более эффективно управляет учебными действиями учеников.

С другой стороны, с середины XX века развивающаяся техника стала проникать во все сферы человеческой деятельности, в том числе в образование: появились первые обучающие машины, что потребовало изменить подходы к обучению. Например, в электронной машине информация должна быть представлена не в традиционном тексте, а в программированном; позднее — в образах, отсюда развитие мультимедиа в образовании, технически сложные обучающие системы.

Программированное обучение - это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы.

Главным понятием программированного обучения является обучающая программа. Ее понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или умений. Микроэтап, шаг программы, состоит из трех частей: предъявление логически завершенной дозы учебной информации; задания — операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.

Часто учебную информацию ученики получают не от учителя, а из программированного пособия или с дисплея компьютера. Деятельность учителя и ученика при программированном обучении протекает следующим образом.

Учитель (учебник, компьютер) Ученик
Сообщает первую дозу материала Воспринимает первую дозу материала
Объясняет первую дозу материала Осмысливает и понимает суть содержания этой дозы
Ставит контрольный вопрос Отвечает на вопрос
Если ответ верный, учитель сообщает новую дозу Усваивает первую дозу материала

После того как усвоен весь объем материала по данной теме, процесс обучения стоится так:

Учитель Ученик
Дает задание на закрепление Выполняет задание на закрепление
Дает задание на применение изученного Выполняет задание на применение изученного

В реальной школьной практике элементы программирования обучения носили ограниченное применение. Они использовались главным образом по ряду учебных предметов в тех видах учебной деятельности, по преимуществу репродуктивной, которые связаны с повторением, закреплением, а также при тестированном контроле знаний, умений и навыков.

Имеются следующие виды обучающих программ в зависимости от характера шагов программы. Линейная программа,разработанная Б. Скиннером, состоит из таких малых доз материала, которые обеспечивают безошибочное последовательное продвижение ученика. В задании по усвоению материала обычно требуется, прочитав информацию, заполнить пропуск одним или несколькими словами. Потом ответ сверяется с закрытым до этого правильным решением и происходит переход к следующей дозе в случае правильного ответа или возврат к информации и повторение задания, если ученик дает неправильный ответ. Ученик продвигается в обучении, только усвоив предыдущее. Активизирующим фактором является необходимость давать ответ, заполняя пробел. Согласно Скиннеру, такая модель обучения имеет в основе следующие принципы:

  1. Принцип деления материала на возможно малые части (дозы, шаги), чтобы их усвоение было легким и при этом обязательным.
  2. Принцип немедленной оценки ответа (обратной связи). Ученик заполняет пробел и тут же сравнивает его с правильным ответом.
  3. Принцип индивидуализации темпа обучения. Каждый учащийся тратит на усвоение столько времени, сколько ему нужно.

Достоинство линейной программы в том, что ученик обязательно усваивает материал благодаря малым шагам, непосредственной проверке и возможности повторения упражнения. Вместе с тем линейная программа подверглась критике за то, что мелкие шаги обучения не позволяют ученику видеть общие цели, достигать заданных целей скачком, индивидуализировать содержание обучения. Кроме того, ответ учащегося в форме заполнения пробела, по мнению критиков линейного программирования, является очень легким, не требует интеллектуальных усилий.

Смешанное программирование

В смешанных программах материал делится на шаги разного объема в зависимости от дидактической цели, возраста учащихся, логики учебного материала и самого процесса обучения. Способы ответа обучаемого могут быть разные: конструирование ответа из набора букв, слов и пр., кодирование ответа условными знаками; выбор ответа из заданного набора; смешанный способ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является анализом двух методов обучения в системе среднего профессионального образования. Поможет педагогу определиться с выбором метода воздействия на подсознание учеников.

преподаватель

Гриненко Галина Николаевна

Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного метода и метода проблемного изложения, используемых в среднем профессиональном образовании

В среднем профессиональном образовании используют множество методов изложения изучаемого материала. И из всего этого многообразия необходимо найти оптимальный для себя метод воздействия на сознание учащихся, чтоб максимально точно и в то же время интересно донести до них знания.

В данной статье я проведу сравнительный анализ и попытаюсь показать все минусы и плюсы двух методов: метода проблемного изложения и объяснительно-иллюстративного метода. По моему мнению, это наиболее часто используемые методы изучения материла системы СПО.

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Достоинства метода состоят в том, что во-первых, он относится к традиционным методам обучения. Преподаватель может преподнести большее количество информации для большой аудитории слушателей. Во-вторых, применение наглядных пособий позволяет визуализировать услышанную информацию и лучше её понять и запомнить. Мозговая деятельность студента направлена только на усвоение и запоминание излагаемого материала, ему не надо самому размышлять над поставленной перед ним задачей. Его задача состоит лишь в том, чтоб внимательно слушать преподавателя, запоминать новый материал.

Но при всех его положительных сторонах есть и подводные камни.

Рассмотрим теперь метод проблемного обучения. В чем же его преимущества и слабые стороны?

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход занятия. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет учащихся осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение занятия работает на мотивацию к обучению.

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

-Формирование у студентов необходимого объема знаний, умений и навыков;

-Развитие творческого мышления;

-Развитие навыков самостоятельной работы;

-Развитие способности к самообучению;

-Формирование исследовательской активности

Из недостатков методики можно выделить следующие:

-стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;

-требуется больше времени для усвоения нового материала

-занятия по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;

-метод проблемного обучения действует только тогда, когда у учащихся уже есть база знаний.

Безусловно, для такой самостоятельности мышления необходимо создать условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим студента активно участвовать в поиске новых знаний, способствовать его творческой инициативности и самостоятельности, условия для поиска пути решения определенных задач, которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания. И к такому подходу, в первую очередь должны быть готовы и педагоги, и ученики.

3. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М. : Вентана – Граф, 2005. – 368 с.

Читайте также: