Что такое общественное правосудие

Обновлено: 02.07.2024

осуществляемая в установленном законом процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при строгом соблюдении конституции и законов.

деятельность суда в целях защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций, Российской Федерации, субъектов РФ, других лиц, осуществляемая от имени государства путем рассмотрения и разрешения гражданских дел.
См. Гражданское дело, Федеральные суды общей юрисдикции.

деятельность государственных органов - судов по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном законом порядке арбитражных, административных гражданских и уголовных дел. Кроме суда, никакие другие органы правосудие осуществлять не могут. Правосудие осуществляется судами общей юрисдикции, административными, ювенальными, арбитражными и другими судами. Установленный процессуальным законодательством порядок рассмотрения и разрешения арбитражных, административных, гражданских и уголовных дел должен строго соблюдаться. Его нарушение может влечь отмену судебных постановлений.

одна из форм государственной деятельности, состоящей по сути в применении права, т. е. правоприменительная или юрисдикционная деятельность. Это осуществляемая с участием сторон и участников процесса деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в форме, регламентированной законом. Уголовный закон понимает под правосудием не только указанную деятельность суда, но и деятельность органов, способствующих ему в этомпрокуратуры, предварительного расследования, органов и учреждений, исполняющих вступившие в законную силу приговоры и решения.

форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел - об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др. Осуществление П. судом осуществляется в установленном законом процессуальном порядке. Согласно ст. 118 и 123 Конституции РФ конституционными принципами П. являются: а) осуществление П. только судом; б) открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом); в) заочное разбирательство уголовных дел не допускается (исключения устанавливаются федеральным законом); г) судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

деятельность специальных государственных органов - судов по разрешению юридических дел: уголовных, гражданских, трудовых, семейных и т.д., направленная на укрепление законности и правопорядка. С помощью Л. защищаются права и свободы человека, интересы всего общества и государства. П. осуществляется исключительно судом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Разбирательство дел во всех судах открытое. Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В судопроизводстве возможно участие присяжных заседателей. Уголовное или гражданское дело после вынесения судом соответствующего акта (приговора, решения, определения) признается решенным. Приговоры судов по уголовным и решения по гражданским делам обладают законной силой, становятся обязательными для исполнения. В процессе осуществления П. претворяются в жизнь важнейшие принципы правового регулирования. В соответствии со ст. ст. 118 и 123 Конституции РФ П. в Российской Федерации осуществляется только судом, устанавливается открытое разбирательство дел во всех судах (исключения определяются федеральным законом); заочное разбирательство уголовных дел не допускается (исключения устанавливаются федеральным законом); судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Одним из демократических, гуманистических принципов П. является принцип презумпции невиновности, заключающийся в том, что лицо, привлекаемое к юридической ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом. Особенно велика роль этого принципа при осуществлении правосудия по уголовным делам. Презумпция невиновности (п. 1 ст. 49 Конституции) - важная гарантия неприкосновенности личности, исключения необоснованного обвинении.

вид государственной деятельности, осуществляемый в установленной законом процессуальной форме путем разрешения уголовных, гражданских и других дел. П. есть непосредственное осуществление судебной власти, это такой вид государственной деятельности, который предназначен для рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке различных споров, связанных с действительным или предполагаемым нарушением законодательства, прав и интересов граждан и их объединений. П. - самостоятельная отрасль государственной деятельности, которую осуществляет суд путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в особой установленной законом процессуальной форме гражданских, уголовных и иных дел. Деятельность суда по осуществлению П. направлена на охрану прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства. П. характеризуется рядом специфических признаков, отличающих деятельность суда от деятельности иных государственных органов и общественных организаций. Главная особенность П. - его осуществление в судебном порядке. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть (или П.) осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе в Российской Федерации" определяют систему судов, действующих в РФ, что исключает возможность образования государственных и общественных органов, наделенных функцией правосудия. П. осуществляется путем рассмотрения и разрешения судом в судебных заседаниях гражданских дел, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, государства; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и принятия установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, или оправдания невиновных и др.
Рассмотрение и разрешение в судебном заседании гражданских, уголовных и иных дел основано на конституционных принципах П., которое осуществляется в строгом соответствии с законодательством. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное, а также конституционно-процессуальное и административно-процессуальное законодательство детально регламентирует порядок, процессуальную форму судебного рассмотрения и разрешения решений, которые выносит суд. Процессуальный порядок судебного разбирательства обеспечивает возможность суда через фактическое участие в судебном разбирательстве всех участников процесса установить истину по делу и принять законное и обоснованное решение. Суд при осуществлении П. наделяется правом применения государственного принуждения. Своим решением по гражданскому делу суд обязывает ответчика или истца к исполнению своих обязательств. Определить уголовное наказание виновному также вправе только суд.
(В.Ч.)

основная функция судебной власти, осуществляемая ее органами - судами, судьями, наделяемыми соответствующими полномочиями в порядке, установленном Конституцией РФ и ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Сущность П. состоит в рассмотрении отнесенных к компетенции судов правовых конфликтов (экономических споров по вопросам гражданского права, о соответствии законов Конституции РФ), дел об уголовных преступлениях и административных правонарушениях и принятии решений, имеющих общеобязательное значение и подлежащих в необходимых случаях исполнению с применением государственного принуждения.
Конституция РФ устанавливает, что П. в РФ осуществляется только судом (ст. 118). Но П. имеет и ряд других признаков, кроме, признаков органа, его осуществляющего (равно как и понятие судебной деятельности нельзя сводить к функции П.).
Вторым существенным признаком П. является порядок деятельности суда. Процессуальная форма не есть исключительное достояние судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Многие авторы справедливо отмечают, что процессуальная форма присуща всей деятельности по применению правовых норм. Ее значение в области положительной (а не только правоохранительной) деятельности органов государства по применению диспозиции правовых норм не менее важно, чем в области юрисдикционной деятельности по применению санкций.
Судебная деятельность облечена в специальную процессуальную форму, которая является наиболее развитой, детально регламентированной системой процедурных правил, определяющих порядок деятельности суда и других участников процесса. Эти правила кодифицированы в кодексах об уголовном и гражданском судопроизводстве.
Судебно-правовая реформа 90-х гг. и Конституция РФ существенно расширили представление о П. как функции судебной власти. Конституция РФ в ст. 118 устанавливает: судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Споры специалистов о том, можно ли ставить знак равенства между судопроизводством и П., на наш взгляд, могут завершиться положительным ответом, если принять во внимание, что все эти виды судопроизводства (включая арбитражные как часть гражданского судопроизводства) осуществляются судом в специальной процессуальной форме, завершаются общеобязательным решением (постановлением, приговором).
Судебная реформа последних лет характеризуется еще одним важным достижением - устранены многочисленные ограничения судебной юрисдикции. "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод" - записано в ст. 46 Конституции РФ. При этом подчеркивается, что в суд могут быть обжалованы "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц". Такое расширение предмета П. было немыслимо при господстве тоталитарной системы, когда органы П. оттеснялись партийным и советским аппаратом при решении многих правовых конфликтов.

осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
Сущность П., его роль и значение проявляются не только и не столько в том, что оно как ведущее и весьма ответственное направление (функция) правоохранительной деятельности венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков. К их числу следует отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно по усмотрению каких-либо должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем: рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций; рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
Отличительным признаком П. является и то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется Законом. Как было отмечено выше, Закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможны лишь при неуклонном соблюдении предписаний гражданского процессуального, арбитражного процессуального или уголовно-процессуального законодательства. Предписания эти регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.). Все эти и им подобные процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу вопросов, возникших в связи с данным судебным делом.
К отличительным признакам П. относится также то, что оно может осуществляться только особым органом - судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность при этом важно иметь в виду, что органом П. может быть не всякое учреждение, в наименовании которого имеется слово "суд", а только такое, которое специально уполномочено на отправление П. Так, третейские суды, суды чести, Международный коммерческий арбитражный суд, Судебная палата по информационным спорам органами правосудия не являются.(К. Г.)

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями:

Понятие правосудия – понятие, прежде всего, правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной, относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Отправление правосудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и общественных институтов.

Правосудие осуществляется только судом (судьёй) и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия – исключительная компетенция суда. Только правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным и назначении ему меры наказания.

Правосудию присущ особый процессуальный порядок, этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, с соблюдением особого порядка (процедуры), подробно регламентированного законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок обеспечивает права и охраняемые законом интересы тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле. Правосудие – правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов. Осуществляющие правосудие судьи независимы, они подчиняются Конституции РФ и законам. Правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение. Если суд принимает решение, противоречащее закону (к примеру, осуждает невиновного в преступлении), то это не правосудие, а беззаконие, произвол.

Правосудие, с точки зрения правовой и нравственной, – основанная на законе справедливость. Разбирательство и разрешение дел в судебном заседании есть способ осуществления правосудия.

  • все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами;
  • все уголовные дела;
  • иные дела, отнесённые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Эта статья наиболее правильно определяет способы (пути) осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам в настоящее время.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом соответствующих решений. Судебное заседание суд проводит под руководством профессионального судьи. В нём участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела – стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия – решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование (10 суток) или после подтверждения правильности вышестоящим судом.

Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону.

Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения. Акты правосудия, в соответствии с законодательством, наделяются особыми свойствами, одно из них – общеобязательность для всех и на всей территории России, неисполнение их или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом, вплоть до лишения свободы.

Традиционное понятие правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных правонарушениях, высказываются весьма противоположные взгляды.

Необходимо отметить, что круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, весьма узок, а процедура их рассмотрения судьёй упрощена. Поэтому вопрос об административном правосудии требовало соответствующего законодательного решения. При этом надо учитывать положение ст. 118 Конституции РФ, где говорится об административном судопроизводстве. В связи с этим с 15 сентября 2015 г. введён в действие Кодекс административного судопроизводства.

С учётом указанных отличительных признаков правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Судопроизводство и правосудие – понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

Качественное отличие содержания деятельности Конституционного Суда РФ от деятельности других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что последние применяют законы к конкретным ситуациям, исходя из их конституционности, а Конституционный Суд РФ контролирует соответствие нормативных актов Конституции России или проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению при производстве по конкретному делу – ст. 125 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не может считаться вышестоящей судебной инстанцией, быть отнесённым к какомулибо звену судебной системы. Но полномочия его распространяются на сферу деятельности всех судов.

Последняя призвана защищать права и интересы граждан, когда другие средства исчерпаны. А правосудие – это деятельность, в ходе которой суд (это что?) разрешает конфликтную ситуацию.

Богиня правосудия

Но из-за недостатков системы и судейских ошибок результат не всегда получается справедливым. В этой статье вы узнаете, что такое правосудие, и какие проблемы делают этот институт несовершенным.

Правосудие — это.

На вопрос о том, что такое правосудие, учёные-юристы (А.С.Безнасюк, И.В.Губенок, И.Г.Казаков) дают разные ответы.

Но общепринятой в России считается узкая трактовка, закреплённая в Конституции (что это?). Статья 118 Основного закона гласит, что правосудие в РФ осуществляется только судом. То есть, в круг лиц не попадают даже правоохранительные органы (это что такое?).

В узком смысле правосудие – это деятельность суда по разрешению споров. Гражданских, уголовных, административных и любых других юридических дел. Судья вызывает участников процесса в суд, проводит опросы, исследует доказательства, разрешает ходатайства, принимает решения. Все эти действия и называются правосудием.

Более сложна в понимании широкая трактовка.

Согласно ей правосудие – это применение права для справедливого разрешения конфликта. Причём необязательно в рамках судебного учреждения.

Тогда в круг субъектов (что это?) попадают правоохранительные и правоприменительные органы:

  1. дознания;
  2. предварительного следствия; ;
  3. судебные исполнители.

Также в осуществлении правосудия (в широком смысле) принимают участие адвокаты, примирители. Все субъекты преследуют одну цель – добиться справедливости с помощью права.

Кулак

Но не стоит путать правосудие и самосуд гражданина. В последнем случае человек хоть и хочет восстановить справедливость, но действует вразрез с законом. Так, он не вправе избивать врага из мести, ведь согласно УК РФ умышленное нанесение телесных повреждений – это преступление.

Принципы правосудия

Принципы правосудия – это фундаментальные правила, которым в идеале должна соответствовать деятельность судов. Они закреплены в Конституции РФ и некоторых законах.

Ниже перечислены основные принципы.

Мишка

Существуют отраслевые принципы, которые имеют силу только в отдельных видах судопроизводства. Например, при разбирательстве уголовных дел действует презумпция невиновности. Пока вина подозреваемого не отражена в судебном решении, лицо считается невиновным.

Проблемы российского правосудия

Другая проблема – высокая нагрузка на судей и работников аппарата (малое количество кадров). Во многих судебных учреждениях сотрудники вынуждены рассматривать ежедневно огромное количество споров, задерживаться на рабочем месте, трудиться в выходные.

Двойка

Времени на подробное изучение материалов дела, подбор законодательной базы и оценку доказательств не хватает, что ведёт к судебным ошибкам. Также ввиду высокой нагрузки сотрудники аппарата не успевают обрабатывать письма и ходатайства граждан, что приводит к многочисленным жалобам.

Другими недостатками российского правосудия учёные называют коррупцию (что это?) и зависимость судов от органов исполнительной власти.

То есть, основная масса проблем возникает из-за неграмотной организации и субъективного фактора. Хотя законодательная база выглядит стройной и логичной.

Выводы

Если говорить совсем уж простым языком, то правосудие – это разрешение спора в суде. Правом вершить его в России обладают только судьи. А другие лица (правоохранительные и правоприменительные органы, адвокаты) лишь оказывают содействие.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Тут можно привести в пример и коррумпированность судебных структур, и не скрываемое различие во взглядах судей к слою общества, к которому относится ответчик.

К сожалению в нашей культуре суды больше ассоциируются с некой уголовщиной, их боятся и всячески стараются обходить ситуации, которые чреваты судебными тяжбами.

А вот зря, если вас кто-то оскорбляет, например начальник, и делает это при свидетелях, то можно обратиться в суд и получить моральную компенсацию, ведь никто не имеет право вас унижать. Но у нас народ терпеливый, вот и царствуют начальники, как рабовладельцы над холопами.

Правосудие – это вид деятельности особых органов государственной власти – судов, которые рассматривают и разбирают гражданские, административные, уголовные и арбитражные дела. Разбирательства и рассмотрения проводятся в процессуальном порядке с неуклонным соблюдением требований настоящего законодательства. У граждан правосудие ассоциируется с такими понятиями, как объективность и справедливость. Таким образом определение правосудия может звучать и иначе. Правосудие – это вид деятельности судебных органов по обоснованному и справедливому изучению и разрешению гражданских, административных и прочих дел, выполняемый в соответствии с Конституцией РФ и прочими законами. Признаки правосудия и его принципы будут рассмотрены в данной статье.

Виды деятельности правосудия

рассмотрение и разрешение гражданских дел

Рассмотрев понятие правосудия, нужно подробней изучить его виды деятельности. Правосудие включает в себя следующие виды деятельности:

  • рассмотрение и разрешение гражданских дел;
  • рассмотрение уголовных дел и применение установленных на законодательном уровне наказаний к лицам виновным в совершении преступных деяний или оправдание невиновных.

Помимо судов общей юрисдикции в России работают арбитражные и конституционные суды. Их деятельность тоже связана с выполнением правосудных процессов. Арбитражные судебные органы занимаются рассмотрением и разрешением экономических споров и прочих вопросов, отнесенных к их компетенции. Деятельность Конституционного суда понятием правосудие не охватывается.

Помимо всего вышесказанного к правосудию следует отнести рассмотрение административных дел. Кроме того, согласно действующему законодательству деятельность мировых судий также является правосудием.

Главные признаки правосудия

В соответствии со 118 статьей Конституции РФ правосудие может быть осуществлено исключительно судебным органом. Осуществление правосудия выполняется строго в соответствии с определенными процессуальными нормами, установленными на законодательном уровне. Они прописаны в таких документах как УПК, АПК и ГПК РФ.

Процесс правосудия осуществляется с соблюдением определенных принципов. Они носят название конституционных или правовых.

По сути принципы правосудия – это мировоззренческие идеи, отличающиеся высокой степенью общности. Ими определяется должное и сущее в построении и работе органов правосудия. Главные признаки правосудия таковы:

  • I признак. Принципы – это мировоззренческие идеи, которые с одной стороны имеют объективный характер, диктуются законами развития общества и природы, а с другой на их понимание, формулирование и интерпретацию оказывает социум;
  • II признак. Принципы являются идеями относительно сущего и должного. Принцип функционирования правосудия должен зиждиться на идеальном варианте структуры или действия. Этого порядка должны придерживаться и законодатели, и практикующие судьи;
  • III признак. Принципы призваны характеризовать организацию и деятельность судебных органов. В принцип заложена идеальная и реальная схема процесса исполнения судебной власти;
  • IV признак. Принципы правосудия должны быть закреплены и проявлены в праве. Принцип может быть материализован в форме конкретной деятельности правосудия через закон. Форма проявления и закрепления в законе может быть разной. Закон может только называть принцип или раскрывать его содержание.

Принципы правосудия закреплены в различных законодательных актах РФ, в том числе Конституции. В подзаконных актах принципы не закреплены, поскольку вышеуказанные документы не наделены достаточной юридической силой.

Система принципов правосудия

облюдение законов

Каждый отдельно взятый принцип характеризует грани правосудия. В целом принципы правосудия слагаются в систему. Существуют разные виды правосудия, но принципы для них едины. К основным принципам системы правосудия нужно отнести:

  • Соблюдение законов и четкое следование им. Это универсальный принцип, относящийся к каждой сфере правовой деятельности. В данном контексте под понятием закон подразумеваются все правовые акты, из которых состоит нормативная база. Нужно понимать, что иерархия этих актов должна быть соблюдена. Если имеются противоречия, то используется акт, обладающий большей юридической силой;
  • Правосудие может быть осуществлено только судебным органом. Это означает, что ни один другой государственный или общественный орган не вправе решать подобные вопросы;
  • Независимость судей. Простыми словами суд должен принимать решение, опираясь на требования закона, свои внутренние убеждения и совесть. Судьи ограждены от любого давления. Все вышесказанное закреплено с помощью определенных средств: начиная от запрета на вмешательство в деятельность суда и заканчивая высоким материальным обеспечением;
  • Осуществление правосудия по принципу равенства всех граждан перед судом и законом. Этот принцип установлен Конституцией РФ. Он закреплен в 19 статье данного документа. Для суда не должно иметь значение происхождение, религиозные взгляды, социальный статус и прочие обстоятельства;
  • Обеспечение права на судебную защиту. Данный принцип также закреплен Конституцией, а именно 46 статьей. В соответствии с ней каждый гражданин имеет право на защиту прав и свобод. Согласно 47 статье Конституции РФ никто не может быть лишен права на судебную защиту. Таким образом, суд не вправе отказать в рассмотрении какого-либо дела без наличия на то обстоятельств;
  • Возможность участия граждан в судебных разбирательствах. Согласно 32 статье Конституции, граждане России имеют право на участие в правосудии. Ярким примером этому может послужить суд присяжных. Нужно сказать, что в качестве присяжных могут быть приглашены лица старше 25 лет не имеющие судимости. От них не требуется наличие юридической подготовки. Основные требования таковы: бескорыстность и беспристрастие;

открытость судов или принцип гласности

  • Открытость судов или принцип гласности. Согласно требованиям Конституции, все судебные разбирательства должны проводиться открыто. Исключением являются случаи, предусмотренные законом. Данный принцип позволяет осуществлять контроль над судебной властью. Открытое рассмотрение – это гарант отсутствия злоупотребления властью и халатности со стороны судей. Исключение принципа гласности регламентировано 241 статье УПП РФ. Судебное заседание может быть проведено в закрытом режиме при наличии следующих обстоятельств: рассмотрение дела в открытом режиме может привести к разглашению государственной тайны, предметом рассмотрения является дело о совершении уголовного преступления лицами, не достигшими 16 лет, имеется вероятность разглашения сведений об интимной жизни, что приведет к унижению чести и достоинства (простыми словами дела об изнасиловании могут быть рассмотрены в закрытом судебном заседании). Помимо всего вышеперечисленного суд может быть закрытым для обеспечения безопасности участников процесса их близких и родственников. Невзирая на то, что суд может быть закрытым приговор полностью или частично оглашается в открытом заседании. В некоторых случаях широкой общественности доступна лишь вводная и революционная части приговора;
  • Защита законных интересов граждан. Главной составной частью данного принципа является презумпция невиновности. Согласно 49 статье Конституции каждый обвиняемый по умолчанию считается невиновным, пока в суде не будет доказано обратное. Данный принцип закреплен во многих законодательных актах: 10 статья УПК РФ (никто не может быть задержан по подозрению в преступлении при отсутствии законных оснований на это. Определение подобной меры-это прерогатива суда), статья 11 УПК РФ (суд, прокурор, дознаватель, следователь обязаны разъяснять участникам судопроизводства их права и обязанности), 12 статья УПК (досмотр жилища подозреваемого может быть осуществлен лишь с его согласия или при наличии соответствующего судебного решения), 13 статья УПК (тайна переписки телефонных и иных переговоров являются правом каждого гражданина. Обратное возможно лишь при наличии соответствующего решения суда), 16 статья УПК (обвиняемый имеет право на защиту профессионального юриста). В некоторых случаях защитник предоставляется бесплатно. Нужно сказать и о том, что человек не должен доказывать свою невиновность. Его вину должен доказывать государственный обвинитель;
  • Равенство сторон или принцип состязательности. Согласно 123 статье Конституции РФ и 15 статье УПК, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции защиты и обвинения не могут быть возложены на один орган. В то же время суд не является органом уголовного процесса. Он не может выступать на одной из сторон.

В дополнении ко всему вышесказанному нужно отметить принцип национального языка судопроизводства. Процесс ведется на русском языке, а также языках республик входящих в состав РФ. В Верховном суде производство ведется только на русском языке. Это также касается военных судов.

Из всего вышесказанного становится понятно, что правосудие – это вид деятельности, на который не имеет право влиять ни одна государственная или общественная структура. Его функционирование основывается на массе различных признаков. Цели правосудия его предназначение заключаются в полном всестороннем и объективном рассмотрении всех дел, а также реализация конституционных прав граждан на судебную защиту. В качестве косвенной цели можно выделить формирование доверия и уважительного отношения к органам правосудия.

Согласно классическому пониманию сущностью является такой набор свойств и качеств, бытие которого неизменно и служит основанием для отличия одного предмета познания от другого. В отношении мира предметов и вещей все весьма просто — сущность познается через функциональность и весь тот тезаурус возможного использования, который не вступает в противоречие с целевым предназначением исследуемого. В отношении форм деятельности человека, не связанных с формированием материального результата, вопрос о сущности намного сложнее. Анализ приобретает структурный характер, и наши представления о сущности рассматриваемого явления всецело зависят от метода исследования, который во многом определяется его целевым назначением.

В вопросе о сущности правосудия надо быть предельно осмотрительным и при определении предмета исследования, и при выборе его методов.Прежде всего следует отметить, что правосудие не является надуманным предметом анализа. То, что называется правосудием, существует с тех времен, как возникло общественное сознание. Правосудие, как и власть, имманентно обществу. По мысли Шарля Монтескье, чьи идеи оказались так созвучны современности, правосудие — форма актуально сущего — судебной власти. Правда, в наши дни правосудие стало формой манципации действий должностных лиц, называемых судьями, но на это никто не обращает внимания.

До сих пор в правовой науке нет определения правосудия. Есть компиляция текста закона, дополненная теоретическими оборотами. В самом обобщенном виде правосудие понимается как деятельность судебной власти (судов), осуществляемая от имени государства, по разрешению гражданских, административных и уголовных и прочих дел в определенной процессуальной форме в соответствии с Конституцией и действующим законодательством РФ.Как видим, это именно определение деятельности судов, которым подменяется дефиниция правосудия. Подобные определения — свидетельство того, что мы до сих пор находимся в плену мифологического мышления. По сути в данном определении закреплен принцип: правосудием считается то, что исходит от суда. Ссылка на процессуальную форму и законность — не более чем соблюдение ритуала.

В отношении процедур российского процессуального права рискну заметить, что они в сущности не отличаются от ордалий древнего права. И те, и другие являются ключом к установлению положений, вынесенных из области непосредственной перцепции (виновность подсудимого), вера в них безоговорочна. Но если ранее ордалия была формой универсального способа установления истины (поскольку была понятна и судье, и простому наблюдателю), то сегодня таинство судебного производства для обывателя сравнимо скорее с храмовыми обрядами жрецов Древнего Египта. Обычный человек лишен возможности установить причинно-следственную связь между тем, что происходит в суде, и результатом по делу. Именно поэтому суды всего мира с успехом отвергают процессуальную форму, которая сама по себе ничего не гарантирует в области познания. Пока это называется коррупцией и судебными ошибками, но история уже выходит на новый виток, где вовсе не процессуальные моменты играют решающую роль в постановлении решения.

При всей архаичности такой системы наши предшественники прекрасно представляли, что компетенция правосудия не беспредельна. Государство сравнительно недавно присвоило себе универсальность правосудия, лишив рядового человека форм снятия социальных противоречий. Удобными и доступными формами осуществления правосудия без представителя государства когда-то были суд божий, дуэль, поединок. С их помощью функции правосудия исполнялись четко и справедливо (ибо справедливость наглядно выступала как конечный результат испытания или поединка), они подчинялись установленным правилам, являясь при этом публичным институтом общества. С признанием таких форм варварскими, архаичными состязательность, по замыслу реформаторов, должна была в полной мере реализовываться в зале суда, что и отразилось в процессуальном законодательстве. До наших дней состязательность и формальное равноправие составляют основу судопроизводства в большинстве медиатизированных стран мира. Правда, социальные противоречия в обществе только усилились.

Существует концепция, согласно которой баланс сил в обществе составляет единое целое, поэтому, отнимая что-то у общества, государство должно предоставлять взамен нечто если не лучшее, то адекватное. За последние 150 лет государство отобрало у граждан самостоятельность в решении вопросов, которые на протяжении предыдущих тысячелетий составляли исключительную компетенцию частной воли. При этом подразумевается, что система снятия противоречий, предложенная государством взамен, настольно совершенна, что необходимость в старых институтах отпала. Этот тезис можно опровергать основательно и последовательно, но мы ограничимся единственным частным замечанием. Если проанализировать с точки зрения здравого смысла такое преступление, как самоуправство, то нельзя не удивиться формулировке ст. 330 УК РФ: проще было сразу написать, что любое деяние, не подпадающее под остальные признаки преступления, предусмотренные статьями Особенной части УК, может быть признано преступлением. Думается, правоприменительная практика не изменилась бы.

Такое правосудие вызывает раздражение, безверие, правовой нигилизм. Такое правосудие не способно стабилизировать социальные отношения, оно может только усиливать противоречия. Суд уже давно не владеет умами, не заставляет приходить к истине, суд даже перестал выражать закон, потому что закон не отражает запросов действительного, не выступает регулятором социума, и тем более — формой хранения накопленного знания. Как результат (природа не терпит пустоты) общество саморегулируется, обретая стабилизацию в отношениях, которые сегодня называются коррупцией и организованной преступностью. Те, кто занимается террористической деятельностью — не злодеи от рождения и не выродки от природы, это люди, существующие в той области социума, которая произведена современной организацией цивилизации. Вряд ли кто-то стал бы бросать бомбу в царя в начале XX в. в России, если бы имел возможность через судебное решение повлиять на режим в стране, и вряд ли бы кто-то захотел повлиять на режим в стране через суд, будучи согласен с режимом и убежден в его справедливости практикой судебной власти. Справедливое судебное решение есть доказательство правоты власти: когда в суде снимаются противоречия, гражданин на личном опыте убеждается в ее справедливости.

Таким образом, проблематика дефиниции сущности правосудия находится за пределами формально-юридического подхода и требует комплексного исследования на основе универсальных методов познания, позволяющих рассматривать данную проблему в динамике ее развития.

Думается, это позволит в дальнейшем создать такую систему мониторинга соответствия деятельности судов их предназначению, которая позволит избежать трансформации организованной преступности в публично организованное государственно-подобное образование.
Sapienti sat!

Читайте также: