Что такое объектив обязанности

Обновлено: 29.06.2024

Выбирая фотооборудование, легко запутаться в ассортименте и специфических понятиях. Одним из основных элементов аппаратуры является объектив. О том, какую роль выполняет этот компонент, каковы его характеристики и типы — далее в статье.

Объектив в фотоаппарате: определение и назначение

Этим термином называется оптическая система, которая создаёт картинку. Его конструкция содержит взаимосвязанный набор линз (либо зеркал), уровень изготовления которых определяет, насколько качественными будут фотографии.

Иными словами, использование дорогостоящей модели с усиленным процессором и матрицей максимального размера не даст ожидаемого результата, если применяется объектив, имеющий низкие показатели.

Характеристики объектива

К основным параметрам оптики относятся фокусное расстояние, светосила и некоторые другие. Рассмотрим их подробнее.

Фокусное расстояние (ФР) — это длина пути от оптического центра до матрицы. Оно определяет возможную дистанцию до объекта съёмки, измеряется в миллиметрах, может иметь постоянное (обозначается одной цифрой) и переменное (2 числа) значения. Эта информация всегда указана на аппаратуре.

Справка! Чем больше величина, тем будет ближе предмет на снимке.

Диафрагма предназначена для ограничения поступающего на устройство светового потока. Расширение отверстия увеличивает количество света, тем самым уменьшая тёмные тона на фотографии. Второй вариант использования – регулировка размытости фона, когда внимание концентрируется на основном предмете.

Справка! На приборе могут указываться одно или два числа. Они соответствуют постоянной и переменной светосиле, которая увеличивается при снижении диафрагменной величины. Любителям подойдут параметры f3,5/f5,6.

Кроп-фактор представляет собой отношение диагоналей полного и реального кадров матрицы. Его важность в том, что любительские аппараты имеют урезанный кадр: изображение попадает целиком на объектив, но микросхема выхватывает только часть картинки и угол обзора снижается. Однако появляется возможность значительно увеличивать снимки.

Если умножить ФР на этот коэффициент, получим эквивалентное фокусное расстояние. Например, оптика 35 мм на приборе с матрицей CMOS обеспечит обычный обзор 52,5 мм, коэффициент равен 1,5.

Zoom определяет возможное приближение предмета съёмки. Рассчитывается как отношение большего фокусного значения к меньшему, например: ФР 5–15, допускает масштабирование в 3 раза.

Классификация объективов

Основной критерий подбора — это тип крепления оптики (байонет) — от него зависит, с какими камерами будет обеспечиваться совместимость. Компоненты различаются в зависимости от производителя фотоаппарата: Nikon, Pentax, Canon, Sony, Olympus, Samsung выпускают совместимые с их аппаратурой объективы.

Справка! Фирмы делают различные крепления, подходящие не ко всем камерам, поэтому оптимальный выбор — это использовать оптику и фотооборудование одной компании.

По размеру матрицы различаются:

  • полнокадровые устройства 35х24 мм — это профессиональная техника, способная выдавать наилучшее качество фото, но стоит недёшево;
  • модели с кроп-фактором — имеют урезанные микросхемы, 23.7х15.6 и меньше, популярны среди фотолюбителей, доступны по цене.

В зависимости от фокусного расстояния, аппараты могут быть:

Длиннофокусная оптика, бывает двух классов:

  • портретная, 70–135 мм — создаёт фото с минимумом искажений;
  • телеобъектив — 70–200 мм, имеет наименьший обзор и позволяет снимать отдалённые предметы (диких животных, птиц).

Макрообъективы — от 100 мм и более, используются в съёмках миниатюрных объектов (насекомых, бабочек и др.).

Справка! Максимальное ФР предусмотрено в моделях с полным кадром.

По типу фокусировки:

  1. Объективы с Zoom имеют переменное фокусное расстояние, их удобно применять в съёмке отдалённых предметов.
  2. Фиксы, снабжены постоянной фокусной дистанцией, обладают высокими значениями светосилы, что позволяет делать качественные снимки даже в тёмных помещениях. Упрощённая конструкция делает их покупку экономичной.

Оптика дополнительно различается по вспомогательным функциям:

  • стабилизатор изображения — компенсирует случайное дрожание рук либо камеры, обеспечивает высокую выдержку с оптимальной резкостью фото;
  • эффект миниатюры;
  • режим без искажений — улучшит качество снимков архитектуры;
  • увеличенный Zoom — обеспечивает наибольшее приближение объекта;
  • автоматическая фокусировка — облегчает процесс, что может пригодиться новичкам.

Важно! Подбор параметров аппаратуры зависит в основном от вида съёмок, которые будут проводиться.

Мы рассказали об особенностях и характеристиках объективов. Эта информация поможет сделать правильный выбор при покупке устройства и получить удовольствие от созданных снимков.

Сегодня многие люди до сих пор убеждены, что для качественной фотографии самое главное – это тело, т.е. сам фотоаппарат. И в этом заслуга маркетинга. Да, действительно, камеры получают больше внимания маркетологов, нежели объективы. Однако каждый год выходит несколько новых камер, а хорошо продуманный и качественный объектив практически вечен – в основном с технологической точки зрения. Более того, часто можно столкнуться с утверждением, что старые объективы, произведенные в 1980-х годах или ранее, лучше, чем их новые аналоги. Конечно, это довольно спорное заявление, но факт в том, что объектив 30-летней давности и старше можно без особых проблем использовать с камерой, произведенной буквально вчера.

Почему так? И какова вообще функция объективов? Почему они так важны для качественной фотографии? Причем настолько важны, что все производители смартфонов уже давно интегрируют два или более объектива в свои модели? Я постараюсь ответить на эти и еще несколько интересных вопросов в этом коротком тексте.

Что такое объектив?


На самом деле камере не нужен объектив для выполнения своей функции. Даже сегодня существуют аналоги самых примитивных предков современных фотоаппаратов – так называемые пинхол-камеры. Это буквально закрытый ящик (камера-обскура) с отверстием в одной из стен, через которую проникает свет.

Именно в этом заключается одна из основных характеристик, по которой разные объективы отличаются друг от друга. И по этой причине вы найдете как объективы, которые стоят 5000 рублей, так и те, которые стоят как приличный автомобиль. Принципиальное различие между ними кроется в их оптических качествах: фокусном расстоянии и светосиле.

В зависимости от них эффект, который объектив может оказать на снимаемое с его помощью изображение, может быть совершенно разным.


Вся эта сложная математика в конечном итоге связана с одним из основных оптических качеств объектива – разной перспективой снимков, сделанных с его помощью.

Какой объектив, для какой съемки использовать?


Теперь более конкретно о разных объективах в зависимости от их фокусного расстояния. Начнем с нормальных, потому что их легче всего объяснить. Это линзы, которые обычно покрывают угол обзора, аналогичный нормальному человеческому зрению (то есть около 50 градусов). Другими словами, сделанные с их помощью снимки предложат вам перспективу, очень близкую к тому, как вы видите мир своими глазами.

Именно по этой причине такие объективы используются чаще всего для так называемых уличных фотографий, на которых запечатлена рутина нашей повседневной жизни; живая, окружающая действительность.

Поскольку это, как правило, объективы с простейшей конструкцией, они часто чрезвычайно компактны и ненавязчивы (многие фотографы называют их “nifty fifty”) – еще одна причина, по которой они широко используются в уличной фотографии.

Следующий тип массовых объективов – широкоугольные и сверхширокоугольные. Из названия достаточно ясно видно, в чем их главное отличительное качество: они обеспечивают большой угол обзора – от 60 до 120 градусов и более.

Многие думают (несколько ошибочно), что именно по этой причине этот тип объективов чаще всего рекомендуется для пейзажной и архитектурной фотографии.

В принципе, в таком утверждении есть логика – сверхширокоугольный объектив может помочь вам запечатлеть огромное здание или впечатляющий вид, например, гигантскую гору или огромное озеро, даже если вы находитесь очень близко к ним. Чтобы добиться такой перспективы с широкоугольным или обычным объективом, вам нужно будет отойти подальше от объекта, который вы хотите сфотографировать.


Широкоугольные объективы позволяют очень близко подходить к объектам переднего плана – часто на расстояние нескольких сантиметров. Это еще больше подчеркивает их, создает контекст и помогает зрителю лучше ориентироваться в кадре.


Без объекта на переднем плане вы обнаружите, что фотография выглядит пустой и бесцельной — объекты вдали выглядят крошечными из-за особой перспективы широкоугольного объектива, а вашему зрителю остается смотреть и гадать, что именно вы сняли.


В то же время они одинаково влияют как на передний, так и на задний план кадра. Таким образом, они создают обманчивое ощущение расстояния между двумя плоскостями. Например, если вы сделаете портрет на фоне гор вдали (десятки километров), картинка будет выглядеть так, как будто горные вершины касаются плеч вашего объекта съемки, который находится всего в нескольких метрах от вас.

Очень часто такие объективы предпочтительнее именно для портретной фотографии и, конечно, для объектов, к которым физически невозможно приблизиться, например, диких животных. Причина тому не столько эффект сжатия, сколько возможность изолировать объект на переднем плане от фона. Это, конечно, связано не только с фокусным расстоянием телелинз, но и с другой важной особенностью всех объективов – их светосилой.

Да будет свет!


В принципе показатель светосилы объяснить несложно – это количество света, которое объектив улавливает и проецирует на датчик. Этот показатель обычно измеряется числом, показывающим его максимальное значение. Небольшая путаница обычно возникает из-за того, что чем меньше это число, тем светосильнее объектив.

Однако более интересным является эффект, который светосила оказывает на кадр. Помимо очевидного большего количества света (соответственно лучшей производительности в условиях низкой освещенности), светосила также влияет на то, какая часть кадра будет четко в фокусе, а какая нет.

В типичном объективе количество захваченного света регулируется с помощью механизма с изменяющимся отверстием, который называется диафрагмой (апертурой). Чем больше диафрагма, тем больше пропускается света. Но при этом меньшая часть кадра оказывается в фокусе. Соответственно, при более закрытой шторке фокусируется большая часть кадра.


С чисто композиционной точки зрения эффект боке обычно используется для изоляции объекта кадра от окружающего фона — особенно при съемке портретов. Однако, если вы фотографируете пейзаж, вы, вероятно, хотели бы, чтобы передний, средний и задний план были одинаково четко сфокусированы. В таких случаях используйте как можно более узкую диафрагму.

О смартфонах и объективах


Как воспользоваться особыми оптическими эффектами, которые разные объективы оказывают на перспективу кадра, если у вас классический фотоаппарат? Очень просто – используйте разные объективы в зависимости от конкретной композиционной задачи, которую вы ставите перед собой.


Именно по этой причине производители смартфонов вынуждены комбинировать каждый отдельный объектив с соседним датчиком — в отличие от классических камер, где датчик всегда только один, и меняются только объективы.

Конечно, это касается не только Huawei, но и любого другого смартфона, в котором более одной камеры. Так что учитывайте эту особенность современных смартфонов, чтобы потом не удивляться, почему качество фотографий меняется относительно широко при использовании разных объективов телефона.


Это не значит, что производители смартфонов намеренно вводят нас в заблуждение. Просто при нынешнем уровне технологий это наиболее практичное решение этой конкретной проблемы. Так телефоны остаются значительно компактнее любого фотоаппарата и в то же предлагают гибкость и творческие возможности камеры со сменными объективами.

Эта тема чрезвычайно обширна и, надеюсь, интересна. Конечно, я не думаю, что исчерпал ее этим материалом, но постарался максимально подробно затронуть главные особенности основных видов объективов и то, каким образом эти особенности переносятся в мир современной смартфонной фотографии.

Объективы - статья от Радоживы

Я постарался максимально компактно написать про все основные виды объективов в короткий перечень. Объективы различаются по разным признакам, таким как: фокусное расстояние, светосила, предназначение и качество изображения. Я не буду делить их по категориям. Каждый тип требует отдельной огромной статьи, но я знаю по себе, что читать ее будет интересно только единицам. Обычным пользователям цифрозеркальных камер нужно просто быстро разобраться в том, что есть что, без лишних сложных деталей.

Объективы имеют в своем названии целую кучу разных циферок, буковок, и непонятных выражений. Самыми главными параметрами объектива являются его фокусное расстояние и значение диафрагмы. Фокусное расстояние, грубо говоря, говорит о том, на сколько объектив приближает или удаляет от Вас изображение, на сколько далеко или близко может ‘видеть’ объектив. Фокусное расстояние бывает собственное и эквивалентное (эффективное).

Часто подразумевают, что фокусное расстояние отвечает за угол поля зрения. Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах (мм или mm). Например, 50mm, 35mm или 85мм (читается как 85 миллиметров). Чем меньше число в обозначении фокусного расстояния – тем ‘шире’ видит объектив. Одно число указывается для фикс объективов. Для зум объективов указывается два числа, например, 70-210мм, 17-50мм, 200-400мм. Значения могут быть какими-угодно, значения зависят от величины кадра, для которого построен объектив. Как перевести фокусное расстояние в градусы угла обзора можете найти здесь.

Есть зум-объективы, у которых указывается только одно значение чиста F. Например, для Tokina 12-24mm f4 при разных значения фокусного расстояния максимальная диафрагма остается постоянной, равной F/4. Про различие в понятиях ‘диафрагмы’ и ‘светосилы’ рекомендую почитать в моей статье ‘Диафрагма’.

И так, вот те типы объективов, которые часто попадаются мне на слух:

Фикс (фикс объектив, дискретный объектив, Prime lens, Fix-focal lens) – объектив с одним значением фокусного расстояния. Не имеет зума, потому, фокусное расстояние у него ФИКСированное. В основном, обладает очень маленькими значениями диафрагменного числа F. Часто говорят, что у фикс объективов имеется большАя светосила. Примером фикс объектива может служить Nikon 50mm F1.8G или Canon EF 85mm 1:1.8 USM. В названии объектива чаще всего указывается только одно число для фокусного расстояния в миллиметрах и одно число с буквой F. Из-за огромной светосилы такие объективы еще редко называют быстрыми (fast lens), такое название связанно с тем, что такие объективы позволяют снимать на коротких ‘быстрых’ выдержках.

Зум (зум объектив, вариообъектив, объектив с переменным фокусным расстоянием, Zoom объектив, Zoom Lens) – объектив с зумом. Зум еще называют ‘трансфокатором’, он изменяет фокусное расстояние объектива, таким образом изменяются углы зрения объектива. Говорят, что такой объектив умеет ‘приближать’ и ‘удалять’ картинку. Примером zoom-объектива может служить Nikon 35-70mm f/2.8 AF-D. Зумы бывают с постоянной светосилой, которая не изменяется при зумировании, и с переменной светосилой: в таких объектива светосила изменяется на разных значениях фокусного расстояния, про это написано уже чуть выше.

Суперзум (ультразум, UltraZoom, MegaZoom, SuperZoom) – это зум объектив с большОй кратностью зума. Такой объектив может работать на очень сильно различающихся значениях фокусного расстояния.

Светосильный объектив (быстрый объектив, светлый объектив, fast lense) – объектив с большОй светосилой. Часто под светосилой и диафрагмой понимают одно и то же самое. Потому, светосильный объектив просто имеет маленькое число F, начиная от F2.8 и ниже, но часто можно встретить и другое деление. Есть суперсветосильные объективы, например Nikon 50mm F1.2 MF. Примером светосильного объектива может служить Nikon 50mm F1.4G, Tamron 17-50mm F2.8.

Мануальный (мануальный объектив, manual focus lens, ручной, неавтофокусный) – объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками. Примером может служить Гелиос-81Н, Nikon 200mm F/4.0 или Canon Lens FD 55mm f/1.2 S.S.C.

Мануальный чипованный объектив – объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками, но с добавлением специальной микросхемы, которая имитирует некоторые функции автофокусного объектива. Более детально можно почитать про это в разделе про одуванчиком Лушникова.

Автофокусный объектив – объектив, который поддерживает автоматическую фокусировку. Наводку на резкость осуществляет автоматика камеры или объектива. У компании Nikon есть разные методы реализации автофокуса (детальней в разделе различия объективов Nikon).

Широкоугольный объектив (ширик, широкоугольник, wide lens, wide-angle lens) – объектив у которого фокусное расстояние меньше диагонали кадра объектив. Обычно просто говорят, что такой объектив дает широкий угол обзора. Таким объективом можно ‘захватить’ много пространства в кадре. Я не буду привязывать это понятие под определенные значения фокусного расстояния, так как из-за разных размеров пленки и матриц цифровых камер возникает сильная путаница, например для кропа и фул фрейма (полного кадра). Существуют еще подразделение на супер широкоугольные объективы (ultra wide-angle lens).

Нормальный объектив (стандартный объектив, normal lens) – объектив у которого фокусное расстояние приблизительно равно диагонали кадра. Например, 35мм пленка и полноформатные цифровые камеры имеет диагональ кадра 43,27мм, для такой диагонали кадра нормальным объективом можно считать 50мм объектив. Такие объективы дают естественное нормальное изображение, которое похоже на то, что видит человеческий глаз.

Теле объектив (Телевик, telephoto lens) – объектив с большИм фокусным расстоянием. Обычно фокусное расстояние должно быть заметно больше диагонали кадра. Такой объектив дает узкий угол обзора, таким образом мы получаем сильное приближение того, что снимаем. Такие объективы чаще всего используют для съемки удаленных объектов, например, для съемки природы, спорта, астрофотографии и т.п. Существует еще подразделение на короткие телеобъективы, средние телеобъективы и супер телеобъективы (telephoto lens, medium telephoto, super telephot) – эти разделения сильно субъективны.

Портретный объектив (портретник, portrait lens) – объектив, с помощью которого можно сделать хороший портрет. Обозначения довольно условное. Под портретными объективами обычно понимают светосильные объективы, не обладающие дисторсией. Обычно такой объектив умеет хорошо размывать задний и передний план. Часто можно встретить, что к портретным объективам относят светосильные телеобъективы. Классическими портретными объективами для 35мм пленки или полного кадра являются Canon EF 85mm 1:1.8 USM, Nikon 85mm F/1.8D AF Nikkor и Asahi Opt. Co. Super-Takumar 1:1.9/85, Soligor Tele-Auto 1:2.8 f=135mm На самом деле, любой объектив может быть портретным, но не у всех объективов получится сделать то, что задумал фотограф.

Макро объектив (макрушник, макро объектив, macro lens) – объектив, который может снимать маленькие объекты крупным планом. Настоящий макрушник должен снимать с увеличением 1 к 1. Примером может служить Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor, Волна-9 50mm F2.8 MC MACRO или Tamron SP AF 90mm 1:2.8 Di MACRO 1:1 и т. п.

Специализированный объектив (спец объектив) – объектив, который может давать необычную картинку. Такими могут быть

  • софт объективы, более длинное название “мягкорисующий объектив”
  • объективы монокли. Что это такое, читайте в моей статье монокль
  • тайтл шифт объективы – объективы со смещением и наклоном оптической оси
  • кинообъективы, проекционные объективы, репродукционные объективы, объективы от фотоувеличителей и т.п.
  • объективы для астрономии, для военного дела, промышленные объективы, объективы для ночного наблюдения, медицины и т.д.

Обычные люди чаще всего никогда в жизни не пользуются специализированными объективами, потому я не акцентирую на них внимание. Я специально не затрагиваю серьезно тему качества объективов, по этому поводу может быть миллион разных мнений и доводов, так как на вкус и цвет все объективы разные.

Объектив следует считать ключевым узлом оптического прибора под названием фотоаппарат. Всё верно: не матрицу, а именно объектив. Фотография – это изображение, и не что иное, как фотографический объектив формирует это изображение на светочувствительном материале. Матрица лишь преобразует созданное объективом изображение в цифровую форму.

Фотограф не обязан быть экспертом в области прикладной оптики, но наличие некоторого представления о том, как работает объектив вашей фотокамеры, не только не помешает вашему творческому росту, но и поможет сделать фотосъёмку более осознанной и управляемой.

Конструкция объектива

Помимо оптического блока, т.е. системы линз, расположенных в определённой последовательности, конструкция объектива включает в себя также ряд вспомогательных механизмов, обеспечивающих наводку на резкость, управление диафрагмой, изменение фокусного расстояния (в зум-объективах), оптическую стабилизацию и пр.

Оправа, т.е. корпус объектива, соединяет все его компоненты воедино, а также служит для крепления объектива к фотоаппарату.

Фотографический объектив в разрезе

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние является основной характеристикой не только фотографического объектива, но и вообще любой оптической системы.

Фокусным расстоянием называют расстояние от оптического центра объектива до плоскости матрицы или плёнки. Это определение не вполне корректно, но зато оно доступно пониманию даже неискушенного в оптике читателя. Для тех же, кто ценит строгость формулировок, я приведу более наукообразное определение:

Заднее фокусное расстояние объектива – это расстояние от задней главной плоскости до заднего фокуса.

Фокусное расстояние

Истинный ход лучей в объективе, состоящем из множества линз, достаточно сложен и замысловат. Однако для упрощения расчётов допустимо мысленно заменить все линзы объектива, единственной собирающей линзой, преломляющая сила которой соответствует преломляющей силе объектива в целом. При этом действие всех преломляющих поверхностей объектива сводится к действию главных плоскостей воображаемой линзы. Главной плоскостью называется условная плоскость, пересекая которую лучи света меняют своё направление. Таких плоскостей обычно две, поскольку лучи света, идущие в камеру, и лучи, идущие из камеры, будут преломляться по-разному. Главная плоскость, характеризующая ход лучей в прямом направлении (от объекта в камеру), называется задней главной плоскостью. Её-то и следует считать условным оптическим центром объектива.

Задний фокус – это точка, в которой пересекаются первоначально параллельные лучи после прохождения через объектив. Очевидно, что для получения резкого изображения бесконечно удалённого объекта, плоскость матрицы или плёнки должна совпадать с фокальной плоскостью, т.е. пересекать оптическую ось объектива именно в точке заднего фокуса.

Расстояние же между главной плоскостью и фокусом называется фокусным расстоянием.

Как известно, фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. На основании соотношения между фокусным расстоянием объектива и диагональю кадра, объективы принято разделять на три условные группы:

  • нормальные объективы, фокусное расстояние которых приблизительно равно диагонали кадра;
  • длиннофокусные объективы, фокусное расстояние которых превышает диагональ кадра;
  • короткофокусные объективы, фокусное расстояние которых меньше диагонали кадра.

В случае если задняя главная плоскость вынесена вперёд, фокусное расстояние объектива будет превышать его физические размеры. Такой объектив называется телеобъективом. Практически все современные длиннофокусные объективы являются телеобъективами, что позволяет уменьшить их габариты.

Если задняя главная плоскость расположена в середине объектива, то фокусное расстояние оказывается меньше расстояния от переднего элемента объектива до заднего фокуса. Таковы нормальные и умеренно короткофокусные объективы.

И, наконец, задняя главная плоскость может лежать позади объектива. В этом случае фокусное расстояние будет короче заднего фокального отрезка, т.е. расстояния от заднего оптического элемента до заднего фокуса. Такие объективы называются ретрофокусными объективами или объективами с удлинённым задним отрезком. Зачем нужна столь сложная схема? Ведь габариты она явно не экономит. Дело в том, что наличие поворотного зеркала в зеркальных фотоаппаратах налагает жёсткие ограничения на минимальную допустимую величину заднего фокального отрезка. Иными словами, зеркало не позволяет приблизить объектив вплотную к матрице или плёнке, а это значит, что короткофокусные объективы для зеркальных фотокамер должны проектироваться по ретрофокусной схеме.

Что касается беззеркальных систем, то там подобное конструкционное ограничение отсутствует, и короткофокусные объективы могут быть весьма компактными по сравнению с аналогами для зеркальных аппаратов.

Диафрагма

Диафрагма служит для управления интенсивностью светового потока, проходящего через объектив. Диафрагма представляет собой непрозрачную перегородку, составленную из подвижных лепестков-ламелей (чаще всего числом 5-9). В центре перегородки лепестки формируют более-менее круглое отверстие, диаметр которого может изменяться в широких пределах, дозируя поступающий в камеру свет. Перемещение лепестков диафрагмы осуществляется посредством пружины или электромагнитного привода.

Первая и важнейшая функция диафрагмы – управление экспозицией, вторая – контроль над глубиной резкости.

Ирисовая диафрагма

Мерой светопропускающей способности объектива является диафрагменное число или число диафрагмы, представляющее собой отношение между фокусным расстоянием объектива и диаметром отверстия диафрагмы. Например, при фокусном расстоянии объектива 200 мм и диаметре отверстия диафрагмы 50 мм их отношение будет равно: 200 ÷ 50 = 4. Последнее обычно записывается как f/4 и означает, что диаметр отверстия диафрагмы в четыре раза меньше фокусного расстояния объектива.

Что будет, если мы уменьшим диаметр отверстия, скажем, до 25 мм? Число диафрагмы окажется равным: 200 ÷ 25 = 8. Таким образом, чем меньше относительное отверстие, тем больше диафрагменное число.

Почему говорят именно об относительном отверстии, а не просто о диаметре отверстия диафрагмы? Потому, что нас в данном случае не интересуют конкретные значения фокусного расстояния и диаметра отверстия, а лишь отношение между ними. Число диафрагмы – величина безразмерная. Независимо от своего фокусного расстояния все объективы, диафрагма которых установлена на f/8, будут пропускать одинаковое количество света. При этом очевидно, что фактический диаметр отверстия будет тем больше, чем больше фокусное расстояние объектива – главное, чтобы их отношение оставалось неизменным.

Для того чтобы уменьшить количество света, проходящего через объектив, в два раза, т.е. на одну ступень экспозиции (EV), необходимо в два раза уменьшить площадь отверстия диафрагмы. Его диаметр при этом уменьшится в √2 раза. В связи с этим диафрагменные числа, отстоящие друг от друга на одну ступень, различаются в √2, т.е. примерно в 1,414 раза, и образуют следующий стандартный ряд: f/1; f/1,4; f/2; f/2,8; f/4, f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32; f/45; f/64.

Минимальное доступное значение диафрагмы, т.е. максимальный размер относительного отверстия конкретного объектива, принято называть его светосилой.

Байонет

Байонет Nikon F. Хвостовик объектива.

По сравнению с резьбовым соединением байонет обладает двумя основными преимуществами: во-первых, смена объективов происходит быстрее, а во-вторых, обеспечивается более точная ориентация объектива относительно камеры, что необходимо для оптимального совмещения электрических контактов и механических приводов.

Байонет Nikon F. Фланец камеры.

Помимо своей основной функции – крепления объектива к камере, – байонет должен также обеспечивать и функциональную связь между ними, согласовывая работу диафрагмы, автофокуса, стабилизатора и прочих устройств. Байонеты большинства современных фотографических систем (Canon EF, Sony E, Fujifilm X) не предполагают какой-либо механической связи между камерой и объективом – обмен информацией осуществляется исключительно через электронный интерфейс. В более традиционных байонетах (например, Nikon F) управление диафрагмой (а для старых моделей объективов ещё и автофокусом) реализовано посредством механических приводов.

Важнейшей характеристикой байонетного крепления является его рабочий отрезок. Рабочий отрезок – это расстояние от опорной поверхности объектива (или опорной поверхности фланца камеры) до фокальной плоскости, т.е. до плоскости матрицы или плёнки. Длина рабочего отрезка зависит от особенностей конструкции фотоаппарата. Так, у зеркальных камер рабочий отрезок значительно больше, чем у беззеркальных, поскольку поворотное зеркало не позволяет сделать корпус камеры слишком плоским.

Не следует путать рабочий отрезок с задним фокальным отрезком. Рабочий отрезок – это фиксированный параметр байонета, и его величина неизменна для всех камер и объективов в рамках данной фотографической системы. Задний фокальный отрезок – параметр конкретного объектива, и его величина может отличаться от величины рабочего отрезка, как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от модели.

Фокусировка

В исходном положении объектив сфокусирован на бесконечность, т.е. в фокальной плоскости оказывается изображение бесконечно удалённого объекта. Чтобы сфокусировать объектив на более близких объектах, необходимо увеличить дистанцию между задней главной плоскостью объектива и плоскостью матрицы или плёнки. Иными словами, объектив должен быть как бы выдвинут навстречу объекту съёмки.

В простейших объективах с небольшим количеством элементов наводка на резкость осуществляется перемещением всего оптического блока внутри оправы объектива. Иногда движется только передняя линза. Хуже всего, когда она ещё и вращается при фокусировке, поскольку это весьма затрудняет использование поляризационных и градиентных фильтров.

В более сложных объективах применяется внутренняя фокусировка. Внешние размеры объектива в таком случае остаются неизменными, а смещение оптического центра достигается перемещением независимой группы линз внутри объектива. Частным случаем внутренней фокусировки является задняя фокусировка, при которой за наводку на резкость отвечает задняя группа элементов.

Большинство современных объективов предполагают использование автоматической фокусировки. Обычно в оправу автофокусных объективов встроен кольцевой электродвигатель (ультразвуковой или шаговый), который и приводит в движение фокусировочную группу линз. Исключение составляют лишь некоторые классические автофокусные объективы Nikon и Pentax, не имеющие собственного фокусировочного мотора. Мотор в данном случае встроен в камеру, а передача крутящего момента происходит посредством механической муфты.

Зум-объективы

Зум-объективами принято называть объективы с переменным фокусным расстоянием. Конструкция зум-объективов значительно сложнее конструкции дискретных объективов и включает ряд дополнительных оптических элементов, взаимное перемещение которых не только изменяет фокусное расстояние объектива, но и компенсирует возникающие при этом дополнительные оптические аберрации.

Отношение между максимальным и минимальным фокусным расстоянием зум-объектива называется его кратностью. Например, кратность зум-объектива с диапазоном фокусных расстояний 24-70 мм приблизительно равна: 70 ÷ 24 ≈ 3, что позволяет говорить о нём как о 3-х кратном зуме.

Оптический стабилизатор

В объективах, снабжённых оптическим стабилизатором изображения, одна из линз может при помощи электромагнитного привода перемещаться в плоскости, перпендикулярной оптической оси объектива, компенсируя тем самым вибрацию фотоаппарата и предотвращая смазывание изображения.

Светофильтры

Практически все объективы могут использоваться вместе со светофильтрами. Чаще всего фильтры накручиваются на объектив спереди, для чего в оправе объектива предусмотрена специальная резьба. Однако в тех случаях, когда передняя линза объектива отличается необычайно большим диаметром или излишне выпуклой формой, традиционное использование фильтров физически затруднено, в связи с чем и резьба для фильтров может попросту отсутствовать. Существуют два основных подхода к решению этой проблемы. Супертелеобъективы обычно снабжаются выдвижной обоймой, в которую можно вложить стандартный светофильтр небольшого диаметра, после чего обойма вставляется внутрь объектива через специальную прорезь. Многие же сверхширокоугольные объективы в принципе не совместимы со стеклянными фильтрами и вместо этого имеют на хвостовике зажимы для тонких фильтров из пластиковой плёнки. Очевидно, что как внутреннее, так и заднее расположение светофильтров исключает возможность использования прозрачных фильтров для защиты передней линзы от грязи и царапин, предъявляя к вашей аккуратности повышенные требования.

Спасибо за внимание!

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Читайте также: