Что такое нравственные обязательства

Обновлено: 30.06.2024

процессе формирования чувства долга перед Богом и людьми.

Кому и что должен человек? Человек должен быть человечным и соблюдать

нормы разумного общежития: быть вежливым, пунктуальным, трудолюбивым,

исполнительным, аккуратным, заботливым по отношению к близким и

нуждающимся в его внимании.

(Гегель. Учение о долге или мораль. В 2 т. –М., 1973. –Т. 2).

􀀵 СОВЕСТЬ– категория этики, характеризующая способность личности

осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать

нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения. Совесть –

это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности

􀀵 (Матис А.А. Совесть. Этическая мысль. –М., 1990

􀀵 Малахов В.А. Стыд. – М.: Знание, 1989. Этика. № 9).

􀀲 􀂃 􀂯 ЧЕСТЬ– понятие морального сознания и категория этики, тесно

связанная с категорией достоинства. В отличие от достоинства честь

связана с конкретным общественным положением человека, родом его

деятельности, его образом жизни.

Честь – это авторитет, имидж, репутация, нравственный образ жизни,

стремление высоким идеалам чести. Честь требует от человека поддерживать

(оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив,

которому он принадлежит. Понятие чести предполагает уважительного

отношения по заслугам.

уважаю свою и вашу честь, я призван защищать честь мундира, честь

отечества, честь идеалов нашей Конституции.

ДОСТОИНСТВО– понятие морального сознания, выражающее

представление о личностной ценности всякого человека как нравственной

ГОРДОСТЬ– социальное и моральное чувство, форма проявления

самосознания человеческой личности. Как и чувство достоинства, разумная

гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей.

Гордость требует от человека совершения таких поступков, которые отвечают

его представлениям о самом себе, и не позволяют ему делать то, что могло

бы умалить его достоинство, его уважение к себе. Чувство гордости обычно

связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной

группе (нации, классу, профессии), с обладанием определенной

собственностью и т.д.

Человек может скромно гордиться семьей, близкими, большой и малой

Родиной. Разумная гордость не должна перерастать в гордыню.

Мерой гордости буржуа является размер его капитала и получаемые им

доходы. Рабочий гордится тем, что он честно живет своим собственным

трудом и создает материальные блага для всего общества.

Гордыня, зазнайство, высокомерие, эгоизм, чванство, надменность -

порочные качества, достойные осуждения.

􀀳ГЕРОИЗМ (ПОДВИГ)- особая мужественная форма человеческого

поведения в экстремальных условиях войны и мира. Героев обожествляли в

мифах Древней Греции. Героическая личность – жертвенная,

альтруистическая личность. Буржуазное общество исключает из

повседневной жизни людей героизм, поскольку в нем господствует дух

стяжательства, практического расчета, обывательского благоразумия.

􀀫 􀀧 􀀱 ТРУСОСТЬ (СЛАБОДУШИЕ)– одно из выражений малодушия;

отрицательное моральное качество. Трусость – индивидуальный страх перед

природными или общественными силами. Трусость может быть проявлением

расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя

неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся

блага или выгодное общественное положение.

􀀯 ГРУБОСТЬ– отрицательное моральное качество, характеризующее

пренебрежение культурой поведения. Грубость – противоположное

качество вежливости, воспитанности. Причина грубости в




раздражительности, в слабой сдержанности, в плохой выдержке.

􀁙 ИДЕАЛ (Ы)- высший образец чего-либо, достойный уважения,

восхищения, изучения, подражания. Идеал от французского слова

(idealis - вид, образ, идея). Идеал - это высшая степень позитивного

качества в культуре и в искусстве. Этичнеские идеалы проявляются в

различных явлениях общественной жизни.

Идеалы бывают духовные и материальные, субъективные и объективные,

синтетические, рукотворные и естественно-природного происхождения и др.

Примеры идеальных образов в духовной жизни: Святая Троица, Дева Мария.

Иисус Христос. Ангелы. Святые угодники. Библия.

Примеры идеальных образов в природе: радуга, майское утро, северное

сияние, рассвет над рекой и т.д.

Идеальными могут быть результаты творческой деятельности человека. Н-р,

Идеальная картина, идеально решенная задача, идеальный костюмчик,

Примером социальных идеалов могут служить люди: влюбленные, идеальные

родители, врачи, педагоги, священники, садовники, отличные повора и т.д.

☺ ЛЮБОВЬ– сердечное чувство, соответствующее отношениям

общности и близости, заинтересованности между 􀃙 людьми.

Проявления любви могут быть разнообразными: половая любовь,

разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми.

Любовь к профессионально-практической деятельности. Любовь к природе.

Любовь к истине. Любовь к жизни. Любовь к искусству и т.д.

Первая библейская заповедь Моисея гласит: «Возлюби ближнего своего, как

(􀀉 __________Библия. –М., 1990).

Венера – римско-латинская богиня счастливой любви. Ей покланялись, ей

приносили дары в надежде получить поддержку в делах любовных,

☺ СЧАСТЬЕ– понятие морального сознания, обозначающее такое

моральный долг это этический принцип, на котором основаны действия человека и который позволяет им быть правильными. Таким образом, человек действует в соответствии с моральным долгом, если он придерживается этических критериев истины и добра.

Это может не иметь универсальной ценности, поскольку то, что может быть этическим для некоторых людей, может быть не этичным для других или даже этичным для одного общества, а не для другого. По этой причине для юридических наук моральный долг не подразумевает судебного требования, поскольку он не налагает на обязанного какого-либо долга, кроме совести.


  • 1 Связанные понятия
    • 1.1 Категориальный императив
    • 1.2 Гудвилл
    • 2.1 Автономный
    • 2.2 Универсальный
    • 2.3 Не наказуемо
    • 3.1 На личном уровне
    • 3.2 В групповом поле

    Родственные концепции

    Чтобы определить характеристики морального долга, необходимо указать некоторые связанные кантовские понятия, такие как: категорический императив и добрая воля..

    Категориальный императив

    Категорический императив является важнейшей основой нравственности Канта. Это объективная и рациональная основа, которая необходима и безусловна, и что, кроме того, каждый человек должен следовать даже вопреки естественным склонностям или противоречивым желаниям.

    То есть категорический императив - это правило, которое всегда верно в любом случае.

    Доброй воли

    Иммануил Кант говорит о доброй воле, чтобы обозначить каждого человека, который решил решить, какие морально достойные соображения для нее. Вот почему его поведение руководствуется неопровержимыми причинами, вытекающими из таких моральных соображений.

    Он также добавляет, что добрая воля всегда должна быть доброй сама по себе и не связана с другими проблемами, поэтому она не должна создаваться для счастья человека, для его собственного благополучия или для других, или для любого эффекта, который может или не может производить.

    черты

    Как указывается в категорическом императиве, тот факт, что человек выполняет служебное задание, обусловлен тем, что рациональные стимулы для нее важнее, чем ее противоположные личные склонности..

    В этом смысле Кант воспринимает мораль не как обязанность извне, а наоборот, как то, что разумный человек признает в условиях полной свободы, которая требует разума. В свою очередь, моральный долг можно разделить на:

    -Совершенная моральная обязанность, которая всегда верна, как всегда говорит правду.

    -Несовершенный моральный долг, который позволяет упругость. Это случай благотворительности; это может быть в некоторых случаях, а в других нет.

    Из-за этого для Канта наиболее важными являются совершенные обязанности. Если существует конфликт между обоими типами обязанностей, необходимо соблюдать идеальный долг.

    Наиболее выдающимися характеристиками морального долга являются следующие:

    автономный

    Потому что это вытекает из рациональной воли каждого человека.

    универсальный

    Кант утверждал, что моральный и рациональный закон существует до рационального существа. Вот почему он считает, что рациональная мораль универсальна и не может меняться в зависимости от контекста.

    Не наказуемо

    Моральный долг не наказывается юридически и не наказывается. Моральная санкция или моральное осуждение - это только неодобрение определенного поведения со стороны общества или группы.

    примеров

    На личном уровне

    Предельные ситуации

    Когда дело доходит до экстремальных ситуаций, когда, возможно, становится яснее значение морального долга, которое несет человек, и его соответствующие действия.

    -Помогите и помогите противнику, серьезно раненному на поле боя. Несмотря на столкновение в войне или состязании, моральный долг тех, кто видит это, состоит в том, чтобы помочь спасти это. Он человек за пределами политических идей, которые у него есть.

    -Спасите ребенка, который упал и свисает с перил балкона на шестом этаже. В этом случае моральный долг также становится актом героизма.

    -Войдите в горящий дом, чтобы спасти собаку. Здесь речь идет об уважении и сохранении жизни во всех ее проявлениях..

    -Оставайтесь как можно ближе к человеку, попавшему под обломки здания, разрушенного в результате землетрясения или обрушения.

    -Спасатели, затопленные своими собственными средствами, такими как лодка или лодка.

    Ежедневные ситуации

    Он включает в себя все те ситуации, в которых жизни нет опасности; тем не менее, моральный долг появляется с того момента, когда как индивидуум определяется определенное поведение, даже когда другие могут сделать то же самое вместо одного.

    -Помогите людям с ограниченными возможностями или пожилым людям перейти улицу.

    -Накормите человека, который голоден и не может использовать свои собственные средства, чтобы получить еду.

    -Вернуть то, что было получено в качестве кредита.

    -Соблюдать то, что было обещано или согласовано.

    -Возврат денег из возврата платежа, если он был больше, чем должно быть.

    -Доставьте портфель с деньгами, в котором есть данные о человеке, который потерял его, или кто знает, кто им публично владеет. В случае незнания этого, средства, чтобы узнать происхождение и его владельца должны быть исчерпаны.

    -Не ври правде или не лги.

    В групповом поле

    Кроме того, перед обществом существуют моральные обязанности по отношению к его членам и другим обществам или государствам..

    Понятно, что в человеке легче проверить понятие морального долга, чем в обществе. Однако в качестве параметра можно принять то, что общество в целом (или, по крайней мере, в своем большинстве) считает, что это должно быть сделано с моральной точки зрения..

    -Защитите детей и женщин в одиночку.

    -Уход за физически, экономически и психологически для пожилых людей.

    -Предоставить убежище политическим и социальным беженцам.

    -Уважать и помогать исконным народам территории, которая была колонизирована или завоевана другой этнической или социальной группой.

    -Повышение осведомленности среди всех жителей территории, нации или континента о необходимости уважения к природе и экосистеме..

    Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

    Статья 1099 ГК РФ. Общие положения

    1. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.


    2. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

    3. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

    Статья 1100 ГК РФ. Основания компенсации морального вреда

    Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:


    вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

    в иных случаях, предусмотренных законом.

    Статья 1101 ГК РФ. Способ и размер компенсации морального вреда

    1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.


    2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.


    Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007)
    "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"

    Обсудив материалы проведенного изучения судебной практики по делам о компенсации за нанесенный моральный вред, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что многообразие законодательных актов, регулирующих отношения, связанные с причинением морального вреда, различные сроки введения их в действие, порождают вопросы, требующие разрешения.

    В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда, наиболее полной и быстрой защиты интересов потерпевших при рассмотрении судами дел этой категории Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:

    1. Учитывая, что вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда.

    Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

    2. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

    Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.


    При этом следует учитывать, что статьей 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик установлена ответственность за моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации.


    Статьей 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1995 г., указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

    3. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

    Например, когда:
    вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

    вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

    вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 1100 второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 марта 1996 г.).

    4. Рассматривая требования потерпевшего о компенсации перенесенных им нравственных или физических страданий, следует иметь в виду, что вопросы возмещения морального вреда, в частности, регулировались: частью 7 статьи 7 Гражданского кодекса РСФСР (в редакции Закона от 21 марта 1991 г.); статьей 62 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации", введенного в действие с 8 февраля 1992 г. (с 1 августа 1990 г. и до 8 февраля 1992 г. действовала статья 39 Закона СССР от 12 июня 1990 г. "О печати и других средствах массовой информации"); статьей 89 Закона Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" (введен в действие с 3 марта 1992 г.), действовавшей до 12 января 2002 г.; статьей 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" (введен в действие с 7 апреля 1992 г.), действовавшей до 16 января 1996 г.; статьями 7, 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых 31 мая 1991 г., действие которых было распространено на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 г., применявшихся до 1 января 1995 г.; статьями 25, 30 "Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей", принятых 24 декабря 1992 г., введенных в действие с 1 декабря 1992 г. и действовавших до 6 января 2000 г.; частью 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих", введенного в действие с 1 января 1993 г. и действовавшего до 1 января 1998 г.; частью 5 статьи 213 КЗоТ РФ (в редакции Федерального закона от 17 марта 1997 г., вступившего в силу с 20 марта 1997 г. и действовавшего до 1 февраля 2002 г.); пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе", введенного в действие с 25 июля 1995 г. и действовавшего до 1 июля 2006 г.

    В настоящее время вопросы возмещения морального вреда, в частности, регулируются статьями 12, 150 - 152 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1995 г.; статьями 1099 - 1101 второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 марта 1996 г.; статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей", действующей с 16 января 1996 г.; частью 5 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г., вступившего в силу с 1 января 1998 г.; статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 февраля 2002 г.; пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г., вступившего в силу с 6 января 2000 г.; пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. "О рекламе", введенного в действие с 1 июля 2006 г.

    Однако отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик к трудовым отношениям, возникшим после 3 августа 1992 г., может быть применена статья 131 названных Основ, регулирующая ответственность за нанесение морального вреда по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, поскольку отношения, связанные с компенсацией морального вреда, не урегулированы трудовым законодательством. В частности, суд вправе обязать работодателя компенсировать причиненные работнику нравственные, физические страдания в связи с незаконными увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением дисциплинарного взыскания, отказом в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.п.

    Указанное положение применимо и к трудовым отношениям, возникшим после 1 января 1995 г., так как названными выше незаконными действиями работодателя нарушаются личные неимущественные права работника и другие нематериальные блага (статья 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Примечание. Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ статья 152 ГК РФ изложена в новой редакции. Согласно пункту 11 статьи 152 ГК РФ положения о компенсации морального вреда не применяются к защите деловой репутации юридического лица.

    5. Правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в случаях распространения таких сведений в отношении организации (пункт 6 статьи 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик по правоотношениям, возникшим после 3 августа 1992 г., пункт 7 статьи 152 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации по правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 г.).

    6. Если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).


    Однако, если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие, то моральный вред в указанном случае подлежит компенсации.

    7. Если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.
    В случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд (например, установленные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора), на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.

    8. При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что по правоотношениям, возникшим после 3 августа 1992 г., компенсация определяется судом в денежной или иной материальной форме, а по правоотношениям, возникшим после 1 января 1995 г., - только в денежной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Исходя из этого, размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

    Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

    9. Суд вправе рассмотреть самостоятельно предъявленный иск о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий, поскольку в силу действующего законодательства ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.
    Применительно к статье 44 УПК РФ потерпевший, то есть лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред (статья 42 УПК РФ), вправе предъявить гражданский иск о компенсации морального вреда при производстве по уголовному делу.

    10. При рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме. Учитывая это, государственная пошлина по таким делам должна взиматься на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера.

    При этом следует также иметь в виду, что в предусмотренных законом случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины (например, подпункты 1, 3, 4 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, пункт 3 статьи 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

    Председатель Верховного
    Суда Российской Федерации
    В.М.ЛЕБЕДЕВ

    Секретарь Пленума, судья
    Верховного Суда
    Российской Федерации
    В.В.ДЕМИДОВ

    Моральный долг — это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

    Это значит, что человек не только знает о моральных требованиях. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Заметьте: сам себе, без всяких посторонних подсказок (начальства, окружающих), по внутреннему побуждению — добровольно, бескорыстно, мужественно. Поэтому нет ничего крепче морального долга.

    Очень часто человек испытывает глубокие внутренние противоречия, ведет борьбу с самим собой. В нем сталкиваются разные желания, его одолевают сомнения, мучает естественный человеческий страх. Порой ему хотелось бы бросить все, уйти, укрыться. Но он умеет преодолеть внутренний разлад и твердо идет к поставленной цели. И в этом состоит высшее проявление морального долга. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.

    Понятие и определение с примерами

    Моральный долг как понятие этики означает морально оправданное принуждение к труду самого себя. Это обязанность внутренней необходимости. Моральное обязательство существует только в том случае, если его выполнение является добровольным. Сознательно и свободно подчиняться требованиям нравственного поведения — это моральный долг.

    Долг человека делится на два вида:

    • эмпирический долг: родительский, дружеский, долг перед страной, профессиональный и т.д.;
    • собственно моральный долг (универсальный) — всеобщее уважение ко всему живому.

    Эмпирический долг может вступать в противоречие с универсальным долгом. (Например, между корпоративными принципами профессиональной морали и общечеловеческой моралью).

    И. Кант развил идею золотого правила: человеку необходимо действовать таким образом, чтобы правила поведения, которыми человек руководствуется в своих действиях, могли служить основой для универсального закона. Это означает, что именно нравственное поведение обеспечит гармонию между людьми.

    Человек, исполняющий свой моральный долг:

    • выполняет свои требования без внешнего принуждения;
    • относится к долговым требованиям так, как если бы они были установлены им самим;
    • уверен, что требования верны;
    • самоотверженно его выполняет.

    Моральный долг человека предполагает:

    • способствовать благу других людей;
    • сопротивление злу;
    • добродетель.

    Моральный долг — это система взаимной ответственности. Моральный долг в отношениях с другими людьми — это отношения, в которых человек является только целью, а не активом. Это утверждение является одной из формулировок И. Канта. Моральный долг выражается в бескорыстных, доброжелательных отношениях друг с другом. Безусловное обязательство должно действовать при любых условиях. Оно основана на чистой воле, не подверженной влиянию эмоций. Это строгая обязанность и требует, чтобы человек исполнял ее мирно и последовательно.

    Моральный долг перед самим собой — никогда не становиться средством в чужих руках, не соглашаться с плохим отношением к себе, стараться быть счастливым. Человек не должен забывать о своем счастье, которое позволит ему лучше выполнять свой моральный долг перед другими людьми.

    Что говорит закон о моральном долге

    Поскольку моральный долг является добровольным моральной ответственностью, взятой на себя индивидом по отношению к другим людям, то категории закона к нему неприменимы. С точки зрения закона человека нельзя привлечь к ответственности за невыполнение своего морального долга, если его действия (или бездействие) не идут вразрез с законодательством страны проживания.

    Допустим, речь идет о выполнении родительского долга перед детьми. В данном случае к ответственности можно привлечь, например, за плохое обращение с детьми, за неуплату алиментов. Но нельзя привлечь к ответственности родителя, если он в глубине души одного ребенка любит больше, чем другого, хотя его моральный долг перед детьми — любить их одинаково сильно.

    Точка зрения философии на моральных долг

    Сократ о моральном долге

    Идеи Платона

    Основная идея Платона (427-347 до н. э.) — в том, что величайшее благо заключается в наибольшем приближении к Абсолюту, которого невозможно достичь в нашей жизни. Добродетель — это способность человека контролировать свое поведение так, чтобы оно соответствовало его здравомыслию. Это выполнение морального обязательства. Соблюдая эти правила, человек приближается к Абсолюту (или Богу, на языке теологии).

    Мысли Аристотеля. Этика

    Аристотель (384-322 гг.н.э.) утверждал, что все человечество стремится к счастью как конечной цели своей деятельности, а все остальные добродетели служат лишь средством достижения цели. Философ придерживался концепции эвдемонизма. Согласно его учению, человек не должен пытаться удовлетворить все свои желания. Только те стремления, которые приносят процветание, могут считаться добродетелями, поэтому моральный долг человека — выбирать правильные желания. Взгляды Аристотеля на понятие морали внесли значительный вклад в развитие этики.

    Философия Канта

    Кант определяет добродетель как силу воли человека, который привержен выполнению своего долга. По мнению этого мыслителя, природа истинной морали состоит в том, чтобы выполнять свои обязанности, даже если они не приносят радости человеку, и не бояться наказания за их невыполнение. Добродетельный человек — тот, кто выполнил высокий моральный долг, не задумываясь о последствиях и выгодах.

    Согласно Канту, человека, работающего только для достижения некоторых своих благ, нельзя считать очень духовным, как человека, который не делает добро просто по привычке, безрассудно. Только человека, живущего в соответствии с принципами морали, можно назвать высоконравственным, потому что он действительно считает, что это его долг.

    Философия Канта — это система моральных ценностей, возведенных в абсолют. Мыслитель чувствовал, что некоторые действия неприемлемы, независимо от ситуации.

    Читайте также: