Что такое неофициальная правовая информация приведите примеры

Обновлено: 25.06.2024

1. Правовая информация и способы распространения

2. План:

Понятие правовой
информации
Структура правовой
информации:
План:
А)Официальная
Б)Индивидуально-правовая
В)Неофициально правовая
Основные свойства
Форма допуска и источника
Способы распространения
Вывод

3. Понятие правовой информации

Правовую информацию можно
определить как массив
правовых актов и тесно
связанных с ними справочных,
нормативно - технических и
научных материалов,
охватывающих все сферы
правовой деятельности.

4. Структура правовой информации

Правовую информацию, в
зависимости от того, кто
является ее "автором", то
есть от кого она исходит, и
на что направлена, можно
разделить на три большие
группы: официальная
правовая информация,
информация
индивидуально - правового
характера, имеющая
юридическое значение, и
неофициальная правовая
информация.

5. Официальная правовая информация

Официальная правовая
информация - это
информация, исходящая от
полномочных
государственных органов,
имеющая юридическое
значение и направленная
на регулирование
общественных отношений.
Примеры: нормативноправовые акты(НПА)законы, подзаконные акты,
международные договоры.

6. Информация индивидуально - правового характера

Информация
индивидуаль
но правового
характера
Информация
индивидуально - правового
характера, имеющая
юридическое значение, это информация,
исходящая от различных
субъектов права, не
имеющих властных
полномочий, и
направленная на создание
(изменение, прекращение)
конкретных
правоотношений.
Примеры:
договоры(сделки),жалобы,
заявления, иски,
порождающие
юридические последствия.

7. Неофициальная правовая информация

Неофициальн
ая правовая
информация
Неофициальная правовая
информация - это
материалы и сведения о
законодательстве и
практике его
осуществления
(применения), не влекущие
правовых последствий и
обеспечивающие
эффективную реализацию
правовых норм.
Примеры: комментарии
законодательства, образцы
деловых бумаг, материалы
подготовки законов.

8. Основные свойства правовой информации

9. Форма допуска и источника правовой информации

Правовая информация может быть
систематизирована по форме допуска:
· открытого доступа - общедоступная;
· ограниченного доступа конфиденциальная.
Правовая информация может быть
систематизирована по источнику выражения:
· правовая информация, содержащаяся в
актах национального законодательства;
· правовая информация, содержащаяся в
международных актах.

10. Способы распространения правовой информации

Основным источником правовой информации
являются средства массовой информации:
традиционные печатные издания (газеты,
журналы) и электронные СМИ (компьютерные
правовые системы, радио, телевидение).
Способы
распростране
ния правовой
информации
Традиционным способом распространения
правовой информации является
использование печатных изданий на
бумажных носителях. Вместе с тем растет
число пользователей ПК, наблюдается более
активное использование компьютерных
технологий. Все больше стремление
передавать свои макеты в регионы по
телекоммуникациям и печатать основную часть
тиража на местах. Все более массовый
характер приобретает применение различных
компьютерных баз правовой информации.
Компьютерные технологии имеют целый ряд
уникальных достоинств:
• возможность компактно хранить большие
объемы информации;
• возможность быстрого поиска нужных
документов или их фрагментов в огромных
массивах данных;
• возможность передавать информацию с
высокой скоростью по телекоммуникациям на
любые расстояния.

11. Вывод

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное
значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
б) круга должностных лиц;
в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов (в том числе кодексов).
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
- ненормативные акты общего характера;
- акты официального разъяснения;
- правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
- договоры (сделки);
- жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
- носят индивидуально - правовой характер,
- направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
- материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
- материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
- материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
- образцы деловых бумаг;
- комментарии законодательства;
- научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

1. Правовая информация и способы распространения

2. План:

Понятие правовой
информации
Структура правовой
информации:
План:
А)Официальная
Б)Индивидуально-правовая
В)Неофициально правовая
Основные свойства
Форма допуска и источника
Способы распространения
Вывод

3. Понятие правовой информации

Правовую информацию можно
определить как массив
правовых актов и тесно
связанных с ними справочных,
нормативно - технических и
научных материалов,
охватывающих все сферы
правовой деятельности.

4. Структура правовой информации

Правовую информацию, в
зависимости от того, кто
является ее "автором", то
есть от кого она исходит, и
на что направлена, можно
разделить на три большие
группы: официальная
правовая информация,
информация
индивидуально - правового
характера, имеющая
юридическое значение, и
неофициальная правовая
информация.

5. Официальная правовая информация

Официальная правовая
информация - это
информация, исходящая от
полномочных
государственных органов,
имеющая юридическое
значение и направленная
на регулирование
общественных отношений.
Примеры: нормативноправовые акты(НПА)законы, подзаконные акты,
международные договоры.

6. Информация индивидуально - правового характера

Информация
индивидуаль
но правового
характера
Информация
индивидуально - правового
характера, имеющая
юридическое значение, это информация,
исходящая от различных
субъектов права, не
имеющих властных
полномочий, и
направленная на создание
(изменение, прекращение)
конкретных
правоотношений.
Примеры:
договоры(сделки),жалобы,
заявления, иски,
порождающие
юридические последствия.

7. Неофициальная правовая информация

Неофициальн
ая правовая
информация
Неофициальная правовая
информация - это
материалы и сведения о
законодательстве и
практике его
осуществления
(применения), не влекущие
правовых последствий и
обеспечивающие
эффективную реализацию
правовых норм.
Примеры: комментарии
законодательства, образцы
деловых бумаг, материалы
подготовки законов.

8. Основные свойства правовой информации

9. Форма допуска и источника правовой информации

Правовая информация может быть
систематизирована по форме допуска:
· открытого доступа - общедоступная;
· ограниченного доступа конфиденциальная.
Правовая информация может быть
систематизирована по источнику выражения:
· правовая информация, содержащаяся в
актах национального законодательства;
· правовая информация, содержащаяся в
международных актах.

10. Способы распространения правовой информации

Основным источником правовой информации
являются средства массовой информации:
традиционные печатные издания (газеты,
журналы) и электронные СМИ (компьютерные
правовые системы, радио, телевидение).
Способы
распростране
ния правовой
информации
Традиционным способом распространения
правовой информации является
использование печатных изданий на
бумажных носителях. Вместе с тем растет
число пользователей ПК, наблюдается более
активное использование компьютерных
технологий. Все больше стремление
передавать свои макеты в регионы по
телекоммуникациям и печатать основную часть
тиража на местах. Все более массовый
характер приобретает применение различных
компьютерных баз правовой информации.
Компьютерные технологии имеют целый ряд
уникальных достоинств:
• возможность компактно хранить большие
объемы информации;
• возможность быстрого поиска нужных
документов или их фрагментов в огромных
массивах данных;
• возможность передавать информацию с
высокой скоростью по телекоммуникациям на
любые расстояния.

11. Вывод

Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Содержание

Введение. 3
Глава 1 Структура правовой информации. 4
Глава 2 Виды правовой информации. 6
2.1. Официально-правовая информация . 6
2.2. Информация индивидуально-правового характера. 8
2.3. Неофициально-правовая информация. 9
Заключение. 11
Список источников и литературы. 12

Работа состоит из 1 файл

Контрольная по ИТ в ЮД.docx

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Герасимов Александр Васильевич

Контрольная работа по дисциплине

студента 2-го курса заочной формы обучения

кандидат юридических наук, доцент

Милохова Анна Владимировна

Глава 1 Структура правовой информации. . . 4

Глава 2 Виды правовой информации. . . 6

2.1. Официально-правовая информация . . . 6

2.2. Информация индивидуально- правового характера. . 8

2.3. Неофициально-правовая информация. . . 9

Список источников и литературы. . . 12

В научной литературе и практике юридической деятельности термин "Правовая информация" начал активно использоваться лишь в конце 1960-х гг. Правовая информация - сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере жизни общества, содержащихся как в нормах права, так и в других источниках, и используемая при решении правовых задач. К правовой информации, прежде всего можно отнести правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Специфика правовой информации заключается в том, что независимо от своего содержания, она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация регулирует отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной деятельности общества, что и определяет ее особый, прагматичный характер. Среди правовых задач отметим задачи, решаемые при осуществлении правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Глава 1. Структура правовой информации

Правовая информация может быть систематизирована по различным критериям.

К примеру, она может быть систематизирована по нормативности: нормативная и ненормативная правовая информация.

  • Нормативная информация предполагает закрепление в нормативных

источниках права - законах, подзаконных актах, нормативных интерпретационных актах и т.п. Данный вид правовой информации содержит сведения обобщенного, неперсонифицированного характера и предполагает многократное применение субъектами.

  • Ненормативная информация содержится в актах правоприменения и

включает в себя сведения о конкретных юридически значимых поведенческих актах, совершенных конкретными лицами. Ненормативная информация значима только для тех лиц, к которым она адресована.

Правовая информация может быть систематизирована по источнику выражения:

  • правовая информация, содержащаяся в актах национального
  • правовая информация, содержащаяся в международных актах.

Правовая информация может быть систематизирована по форме носителя:

  • документальная правовая информация - законы, подзаконные акты,

интерпретационные акты, документальные акты правоприменения;

  • правовая информация на машинных носителях - перфоленты,

перфокарты и т.д.;

  • правовая информация на электронных носителях – дискеты, диски,

система Интернет и т.д.;

Правовая информация может быть систематизирована по форме допуска:

  • открытого доступа - общедоступная;
  • ограниченного доступа конфиденциальная.

Глава 2. Виды правовой информации

Правовую информацию можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

В свою очередь, она подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

  • Нормативная часть правовой информации, составляющее ее ядро, - это

совокупность нормативных правовых актов во всем их многообразии и динамике. Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

ненормативные акты общего характера;акты официального разъяснения; правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.п. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Наряду с информационным правовым массивом официального характера существует целая система неофициальной правовой информации.

Начиная с 90-х годов, с момента начала информатизации государственной и общественной жизни и массового внедрения компьютеров получило распространение массовое использование справочных правовых систем (далее - СПС) в электронном виде. Такие системы формируются на основе применения информационных технологий и электронно-вычислительной техники.

Быстрый поиск и удобные условия использования выдвинули такие информационно-справочные правовые системы в число наиболее распространенных в настоящее время.

2.2. Информация индивидуально - правового характера

Информация индивидуально правового характера, имеющая юридическое значение - отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций. Она направлена на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Правовую информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • договоры (сделки);
  • жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • носят индивидуально-правовой характер;
  • направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

2.3.Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий и обеспечивает эффективную реализацию правовых норм. Ее можно подразделить на следующие группы:

Вся правовая информация подразделяется на классы и виды в зависимости от характера ее формирования и значения для юридической деятельности. Правотворческая деятельность уполномоченных государственных органов отражается в правовой информации, классифицированной в особом порядке.

Правотворческая деятельность включает в себя разработку и принятие норм права, нормативно-правовых актов, их опубликование.

Правовой информацией можно считать огромный блок нормативно-правовых актов локального характера, которые могут быть приняты, например, работодателем в пределах своей компетенции. Локальные НПА содержат нормы, относящиеся к трудовому законодательству. Такие НПА в правоведении называются источниками информации правового характера.

Правовая информация – источник и основание юридической деятельности

Все многообразие источников правовой информации подразделяют на два типа: официальные и неофициальные.

Официальные источники правовой информации – акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Неофициальные источники правовой информации – приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций, судебные приговоры, решения и определения, акты нотариальных органов, акты, фиксирующие результаты научной, практической юридической деятельности.

Реализуют правовую информацию гос. органы по применению, исполнению и использованию норм права. Они издают правоприменительные акты, имеющие юридическое значение, а значит способные образовать или прекратить права и обязанности. К числу таких органов можно отнести судебные, правоохранительные органы. У каждого из них есть своя компетенция для принятия юридических документов.

Исполнительные органы гос. власти применяют, используют и исполняют законы, содержащие нормы, а также имеют полномочия принимать НПА.

Правовая информация – это основание для юр. деятельности и принимаемых документов, которые должны быть основаны на нормах права, то есть обладать таким важным свойством как законность.

Нормы права и акт реализации тесно связаны между собой, и это придает сведениям, содержащимся в акте правоприменения правовой статус.

Основным критерием классификации правовой информации является качество источника права, дополнительным критерием является связанность нормы права с юридической деятельностью.

Не все сведения о событиях в правовой сфере характеризуются как источники, и не все они связаны с юр. деятельностью. К правовой информации следует относить сведения, связанные с принятием правовых решений и результатами юр. деятельности. НПА, документы, связанные с правоприменением относятся к информации правового характера.

В то же время ограничивать правовую информацию только официальными документами не стоит, правовая сфера является пространственно-временной областью человеческой деятельности и представляют собой сложную структуру.

Правовые позиции высших судебных инстанций отражены в актах и имеют характер источников значимых для формирования норм права. Такие нормы являются образом, моделью поведения, так как правотворческое сознание – это обобщенная духовно-волевая среда отражения юр. действительности и правового бытия. Определения Конституционного Суда РФ, которые проверяют конституционные законы, подзаконные акты, договоры, разрешение споров о компетенции, толкование Конституции РФ, относятся к таким видам правовой информации. На основании таких документов формируется правовая норма. Если НПА признан неконституционным или признаны таковыми его отдельные положения, Конституционный Суд РФ принимает решение об утрате юридической силы акта и признает его неправовым.

Правовые положения решений судов создают основы правосознания законодателя – государственного органа, который занимается разработкой норм и изданием НПА.

Правовая информация опосредованного правового значения

Данная информация относится к юр. деятельности и связана с реализацией норм права. Документы Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняют спорные правовые положения, которые имеют нормы права.

По результатам обобщений судебной практики коллективным органом принимается соответствующий документ (постановление), которое направляется в суды для использования.

По результатам обобщений судебной практики вырабатываются проекты норм для того, чтобы дополнить или изменить уже существующие нормы.

Конечно, эти документы характеризуются как правовая информация и имеют юр. значение либо для формирования норм права, либо для правоприменения.

Документы опосредованного правового значения формируют правотворческое сознание властвующего субъекта и относятся ко второму уровню правовой информации.

По конкретным юридическим делам тоже формируются документы, носящие правовой характер. Постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело без передачи его в судебные инстанции относятся к таким документам. Данные документы дают оценку деянию с правовой точки зрения, но так как причиненный вред является малозначительным, лицо, совершившее его, освобождается от уголовного или административного преследования. Если в гражданском судопроизводстве такие постановления используются, они имеют правовое значение.

В юр. деятельности часто используются экспертные заключения, они тоже имеют юридическое значение. Доктринальные толкования ученых, оформленные в виде заключений, можно с уверенностью отнести к правовой информации.

Уровни правовой информации

Правовая информация делится на три уровня. К первому уровню относятся:

  • НПА и локальные НПА;
  • постановления и определения Конституционного Суда РФ;
  • правоприменительные акты.

Ко второму уровню относятся:

  • постановления пленумов высших судебных органов, которые разъясняют спорные правовые положения;
  • постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело, не прибегая к передаче его в суд.

К третьему уровню относятся:

  • экспертные заключения, имеющие юр. значение для окончательного судебного решения;
  • доктринальные заключения ученых, где дается правовая оценка неопределенности некоторых норм, подлежащих применению в судебных органах.

Юристы для работы в правовой сфере формируют и используют большой объем информации, касающейся отдельных форм юр. деятельности. Такая информация значима для формирования интеллектуально-волевых основ юр. деятельности и в силу этого имеет правовое значение. Сюда можно отнести:

  • статистическую правовую информацию, раскрывающую количественные соотношения, значимые параметры правовых явлений;
  • оперативно-розыскную информацию, включающую в себя сведения о пропавших людях, о разыскиваемых преступниках, о материальных объектах и пр;
  • гражданско-правовую договорную информацию, содержащую данные о договорах и других формах и способах защиты прав граждан;
  • научную и учебную правовую информацию, содержащую юридические знания и исследования.

Основными видами правовой информации считаются нормативная и ненормативная правовая информация.

Информацией, которая имеет непосредственное отношение к нормам права, является нормативно-правовой акт. НПА бывают разного уровня: международные, федеральные, региональные, органов местного самоуправления. Акты локального правового регулирования, решения Конституционного Суда РФ, судебных органов тоже относятся к нормативной правовой информации

К ненормативной правовой информации относятся официальные юридические акты, принятые при осуществлении правоприменения и связанные с реализацией норм права. Неофициальная информация судебных органов, такая как постановления пленумов высших судебных органов разъяснительного характера, тоже относится к ненормативной. Правовой характер она имеет потому, что высшие судебные органы обобщают содержание принятых актов и ориентируют суды на правильную правовую квалификацию. ситуации. Документы о результатах юр. деятельности, постановления следователей и дознавателей, которые завершают дело без передачи его в суд, экспертные заключения, доктринальные толкования по различным проблемам правовой сферы имеют статус ненормативных источников.

Читайте также: