Что такое наглядные пособия и технические средства обучения

Обновлено: 30.06.2024

*Источник: Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. /Росстат. М., 2009.

Данные табл. 2 показывают, что в 2009 г. численность населения России снизилась за счет сокращения населения именно трудоспособного возраста (оно сократилось более чем на 0,5 % сравнению с 2008 г.).

В табл. 3 представлены результаты расчетов коэффициентов демографической нагрузки.

нагрузки (на начало года), %о

Коэффициент 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Общей демографической нагрузки
Демографической нагрузки детьми
Демографической нагрузки пожилыми

Таблица 3 показывает последовательное увеличение коэффициента общей демографической нагрузки в течение трех лет. На начало 2009 г. он составлял 590 иждивенцев на 1000 человек трудоспособного населения. Увеличение коэффициента общей демографической нагрузки определяется увеличением коэффициента демографической нагрузки пожилыми, поскольку коэффициент демографической нагрузки детьми либо уменьшается, либо увеличивается незначительно в пределах анализируемого временного отрезка.

Три коэффициента демографической нагрузки связаны между собой

Для оценки роли отдельных составляющих в общей нагрузке населения трудоспособного возраста определяют коэффициенты нагрузки детьми и пожилыми в общем коэффициенте нагрузки.

1. Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Г.Л. Громыко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Ивченко Ю.С. Статистика: Учебное пособие. – М.: РИОР, ИНФРА-М, 2011.

( ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития РФ)

Доцент, к.м.н. Александрова Т.Б.

Содержание:

2. Понятие заболеваемость

3. Заболеваемость по данным обращаемости.

4. Общая госпитализированная заболеваемость (по обращаемости)

5. Заболеваемость по данным медицинских осмотров.

6. Заболеваемость по данным о причинах смерти.

7. Заболеваемость важнейшими социально значимыми болезнями.

8. Инфекционная заболеваемость.

10. Другие виды заболеваемость.

Литература:

1. Лисицын, Юрий Павлович. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов медицинских вузов / Ю. П. Лисицын. - 3-е изд., перераб. и доп.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 544 с. — (Учебник).

2. Лисицын, Юрий Павлович. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов медицинских вузов / Ю. П. Лисицын. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 512 с. — (Учебник).

1. Медик В.А. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению: учебное пособие /В.А. Медик. - М.: Профессионал, 2009 г. - 219 с.




2. Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей / А. И. Вялков [и др.] ; ред. А. И. Вялков; Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова МЗ РФ (М.). — 3-е изд., доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 664 с.

3. Медик В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению : учебное пособие для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений : в 3-х частях / В. А. Медик, В. К. Юрьев. — М.; : Медицина , 2003 г. – 392 с.

  1. Текст лекции в формате Power Point.
  2. Персональный компьютер.
  3. Мультимедийный проектор.

Заболеваемость является важнейшей составляющей комплексной оценки здоровья населения. Учет заболеваемости ведется практически всеми медицинскими учреждениями. Структура и уровень заболеваемости являются важнейшими составляющими комплексной оценки здоровья населения.

Уровень заболеваемости позволяет наиболее объективно отразить степень утраты здоровья населения и соответственно величину медико-социального и экономического ущерба. Зная уровень заболеваемости отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения, можно выделить приоритетные группы населения, требующие наибольшего внимания со стороны общества, государства и медицинских работников. Учитывая особенности структуры заболеваемости населения, можно определять приоритеты среди различных групп заболеваний с целью наиболее эффективного решения задач по улучшению состояния здоровья населения. Анализ заболеваемости необходим для выработки управленческих решений как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях управления системой здравоохранения. Только на ее основе возможно правильное планирование, прогнозирование развития сети учреждений здравоохранения, потребности ее в различных видах ресурсов. Показатели заболеваемости служат одним из критериев оценки качества работы врачей, медицинских учреждений, системы здравоохранения в целом.

Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и целые классы для изучения определенного предмета. Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.

По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

К информационным относятся в основном аудиовизуальные ТСО: радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонное оборудование. Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. Аудиовизуальные ТСО могут быть успешно использованы также и при самостоятельном обучении. Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения - усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. Слово учителя необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью. В процессе обучения аудиовизуальные пособия могут быть использованы в качестве иллюстрации, как средство дополнительной информации в целях углубления и конкретизации знаний и обогащения представлений учащихся, полученных на основе других источников. Учебные кинофильмы и фонозаписи в этом случае могут служить средством инструктирования. Они знакомят с приемами выполнения работы, показывают последовательность операций либо содержат указания к учебным заданиям, помогают формировать у учащихся практические умения и навыки.

Контролирующие ТСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Контролирующая группа ТСО позволяет получать сведения о степени и качестве усвоения учебной информации. Данные устройства могут быть использованы в любом отрезке учебного цикла. Контроль обеспечивает обратную связь между педагогом и учащимися и является неотъемлемой частью образовательного процесса. С помощью ТСО можно проводить текущий контроль усвоенного материала, а также итоговый – по завершению определенного этапа обучения. Контролирующие ТСО различны по сложности: от простейших систем до специальных контролирующих комплексов. Использовать такие средства можно как для индивидуального, так и группового контроля.

  • практическое выполнение учебных заданий. Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться дальше только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.
  • использование ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения. ТСО могут взять на себя некоторые функции преподавателя; задавать вопросы, рассказывать, диктовать и т.п., т.е. ТСО частично освобождают преподавателя от трудоемкой работы по автоматизации речевых навыков и создают дополнительные информации, передаваемая с помощью СО, должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки, а содержание, объем и глубина заложенной в СО информации должны соответствовать содержанию программы и учебника. СО должно соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся, т.е. должно быть доступно для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков обучающегося. СО должно быть наглядным, активизировать внимание обучающихся, вызывать интерес и сосредоточение на объекте, явлении, результате. СО должно быть пригодно к применению современных методов и организационных форм обучения. СО должно быть приспособлено к комплексному использованию, т.е. органично сочетаться с другими СО, применяемыми при изучении данного вопроса (темы)программы. Однако ТСО никогда не заменят преподавателя полностью. Преподаватель изучает возможности каждого из существующих ТСО для решений конкретных задач аудиторной и самостоятельной работы учащихся, выявляет экспериментально эффективность отдельных видов ТСО на разных стадиях обучения - при ознакомлении с учебным материалом, при тренировке и при самостоятельной работе.

1. Выготский Л.С. Собр. соч. т.6, М., 1984.

2. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

3. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М., 1977.

4. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. – М., 1979.

5. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972.

Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учебное пособие – Москва 2005. – 24с.

Ход, результативность и эффективность учебного процесса во многом зависят от средств обучения, которые, наряду с методами и формами, относятся к организационному и деятельностному компоненту учебного процесса. Средства обучения предоставляют возможность побуждать и поддерживать познавательные процессы учащихся, улучшать наглядность учебного материала, делают его более доступным, предоставляют наиболее точную информацию о явлении, которое изучается, а также способствуют интенсификации самостоятельной работы, позволяют осуществлять ее в индивидуальном темпе.

Средства обучения - это идеальный либо материальный объект, используемый для усвоения знаний, вырабатывания опыта познавательной и практической деятельности. Идеальными средствами являются усвоенные ранее знания и умения, а материальными - физические объекты, которые применяются для детализации обучения участниками учебного процесса.

Чаще, когда речь идет о средствах обучения (в широком понимании), имеют в виду весь комплекс материальных средств педагогического труда, что способствует оснащению учебного процесса с целью его совершенствования, повышения эффективности и качества подготовки обучающихся. Наличие и качество этих знаний является важным фактором создания оптимальных условий для осуществления учебного процесса.

Средства обучения в узком смысле (собственно средства обучения) включают орудия педагогического труда, которое пригодно для использования во время проведения всех форм учебных занятий и выполняет специфические дидактические функции, в частности обеспечивает целенаправленное взаимодействие между учащимися и преподавателями.

Принципы классификации средств обучения

Средства обучения классифицируются по различным признакам. В зависимости от функций, которые выполняют средства обучения, их можно разделить на три функциональные системы:

  • средства обучения как инструментарий учебной деятельности всех участников учебного процесса (наглядные, информационные, операционные, технические знания);
  • средства обучения как инструментарий диагностики и тестирования учебных достижений обучающихся, и эффективности обучения (контрольные знания, технические знания);
  • средства обучения как инструментарий организации и управления учебным процессом, что способствует повышению качества и эффективности предоставления образования.

Готовые работы на аналогичную тему

В педагогической литературе применяются разнообразные классификации средств обучения. Их разделяют по форме организации познавательной деятельности учащихся на средства для самостоятельной и для фронтальной работы; по функциям - на информационные, контролирующие, тренирующие средства.

Выбор средств обучения зависит от совокупности двух признаков: поставленной дидактической задачи и способа ее реализации.

В соответствии с этими признаками выделяют следующие основные виды средств обучения:

  • учебно-наглядные пособия;
  • вербальные средства обучения;
  • технические средства обучения.

Характеристика средств обучения

Учебно-наглядные пособия. Представляют собой совокупность предназначенных для демонстрации средств обучения, обеспечивающих формирование у студентов конкретного образа предметов и явлений действительности. Наглядность в обучении - важнейший принцип дидактики. Цель этих пособий - облегчить восприятие информации, повысить эффективность работы преподавателя и студента.

По оценкам специалистов, человек на слух запоминает 15% информации, зрительно - 25%, если же информация воспринимается и на слух и зрительно - 65%. Таким образом, наглядность повышает эффективность предоставления и восприятия информации. Пособия могут передаваться с помощью технических средств и без них. К данным пособиям относятся: макеты, фотографии, рисунки, графики. А также диаграммы, схемы, таблицы и доска. Такие пособия по средствам изображения объекта изучения подразделяются на натуральные, изобразительные и знаковые пособия.

Вербальные средства обучения. К ним относят научно-методическую и учебно-методическую литературу: учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, словари, опорные конспекты лекций, опорные схемы, методические рекомендации по выполнению различных видов учебной деятельности. Эту группу средств обучения используют в учебном процессе для усиления знаний и умений учащихся, для самостоятельного изучения учащимися материала, выполнение практических заданий. Среди вербальных средств обучения наибольшую роль играет учебная литература. Для учащихся она является основным источником знаний и средством, которое стимулирует познавательный интерес. Среди вербальных средств отдельно можно выделить дидактические материалы.

Дидактические материалы - вид вербальных средств обучения. Вербальные средства обучения выступают в виде независимого источника знаний, на основании которого проходит познавательный процесс, он также может быть инструментом по отношению к другим средствам обучения (учебник, законодательные и инструктивные материалы, дополнительная литература, учебные видеофильмы). Дидактические материалы позволяют наиболее рационально использовать время, объединять процесс обучения, осуществлять эффективный контроль знаний и умений.

Наиболее доступным дидактическим материалом для контроля знаний и умений учащихся являются индивидуальные карточки, с вопросами и задачами, примеры их решения. Такие задачи могут быть представлены в текстовой форме или в виде рисунков, диаграмм и схем.

Технические средства обучения. Представляют собой техническое оборудование, с помощью которого предоставляется учебная информация или контролируется ее усвоение. Технические средства обучения сами не содержат информацию, она располагается на конкретных носителях, которые передают эту информацию. Это слайды, кинофильмы, магнитные доски, дискеты. По целям, дидактическому назначению эти средства обучения можно условно поделить на мотивационные, познавательные, проблемные, учебные, обобщающие средства. По характеру предоставления учебной информации данные средства обучения можно разделить на экранные и звуковые средства.

В древние времена, когда еще только возникло обучение как передача человеческого опыта, методы обучения в основе своей включали подражание - обряды, ритуалы, танцы, игры.

В эпоху средневековья (его первой половины), когда господствовал схоластический характер обучения, преобладали словесные методы, требовалось зазубрить, заучить, воспроизвести и т.п.

В период эпохи Возрождения методы обучения переживают изменения вместе с переменами в обществе. В период открытий, изобретений, новшеств буквально во всех сферах общества ведущая роль в обучении отводится методам наглядного обучения, которые позволяют видеть, наблюдать, применять знания и добывать их, находить выход из создавшегося положения. (СЛАЙД 2)

Ян Амос Коменский в своей "Великой дидактике" сформулировал "золотое правило" наглядного обучения, согласно которому и чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: "видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запах - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами. " Правда, Я.А. Коменский предупреждал, что чувственное восприятие представляет собой лишь начальную ступень познания и следующий этап познания - абстрактное мышление. Педагогу приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. (СЛАЙД 3)

Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место.

Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. (СЛАЙД 4)

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. (СЛАЙД 5)

Наглядные методы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия.

В результате этого метода у учащихся формируется познавательный интерес, потребность к знаниям. (СЛАЙД 6)

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.

Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала.

Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности анализаторов, процессов восприятия и формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов.

Воспитательное значение использования иллюстративного материала состоит в формировании у учащихся визуальной и слуховой культуры. В диагностическом отношении использование иллюстрации дает учителю обильную обратную информацию, поскольку порождает у учащихся многочисленные вопросы, отражающие движение их мысли к пониманию сути явления. (СЛАЙД 7)

Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала.

Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации. Обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. (СЛАЙД 8)

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  1. применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
  2. наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  3. наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  4. необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  5. детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  6. демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  7. привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. (СЛАЙД 9)

Обучающая и воспитывающая функции наглядного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. (СЛАЙД 10)

Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, DVD) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Он позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника.

Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, то есть значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе. (СЛАЙД 11)

Время стремительно летит вперед. Школьный учитель не может остаться в стороне от достижений в области информационных технологий, доступных школе. Компьютер не заменит человеческого общения, зато ему по силам сделать урок ярче. На смену магнитам а кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране — медиапрезентация.

А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся. (СЛАЙДЫ 12, 13, 14)

"Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах. Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания". (СЛАЙД 15)

Примечание 1. Согласно исследованиям педагогической психологии в копилку формирования знаний учебный текст вносит около 25-30%, иллюстративный материал - до 10-15%, практические мероприятия и тренинги - до 35%, правильно выбранная методика обучения и средства - около 25%, тесты - не более 5%.

Примечание 2. Психологи доказали, что преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, а механизм мозговой информации настроен на "зрительную модальность". Только 10-20% людей способны быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию. (СЛАЙД 16)

Современные средства обучения Никакое средство вообще,Какое бы ни взяли,Не может быть признано. Ни хорошим, ни плохим,Если мы рассматриваем его. Отдельно от других средств,Целой системы,От целого комплекса влияний(А. С. Макаренко)

Современные средства обучения Никакое средство вообще,Какое бы ни взяли,Не может быть признано. Ни хорошим, ни плохим,Если мы рассматриваем его. Отдельно от других средств,Целой системы,От целого комплекса влияний(А. С. Макаренко)


Средства обучения как важный компонент образовательного процесса Никакое средство вообще,Какое бы ни взяли,Не может быть признано. Ни хорошим, ни плохим,Если мы рассматриваем его. Отдельно от других средств,Целой системы,От целого комплекса влияний…(А. С. Макаренко)Определите основную мысль эпиграфа. Какими мотивами вы объяснили бы выбор эпиграфа? Как он помогает определить тему нашего практического занятия?



СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯпредметы, которые формируют материальную составляющую учебной среды и принимают участие в учебной деятельности.различные объекты, используемые педагогом и обучающимся в процессе обучения. источник получения знаний, формирование умений.материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.все источники знаний и приспособления, при помощи которых учитель учит, а ученики учатся.все материалы, которые использует преподаватель для осуществления учебного процесса.


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯИзучением понятия и характеристики средств обучения занимались выдающиеся ученые, такие как:1) Смирнов С. А. – рассматривает средства обучения как разнообразнейший материал и орудие учебного процесса;2) Коджаспирова Г. М – уделяет много внимания на технические средства обучения и методику их использования;3) Пидкасистый П. И. – рассматривает средства обучения как объект материальный или идеальный;4) Соколова Т. Е. – уделяет внимание на средства обучения, которые помогают детям развивать познавательный интерес;5) Молокова А. В. – рассматривает средство обучения – компьютер. Отсюда выходит, что наша тема актуальна. Поэтому проблемный вопрос нашего занятия будет звучать так: «Каковы педагогические условия использования современных средств обучения для активизации обучающихся.



Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса.


Взаимосвязь с другими компонентами Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Для того, чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, т.е. с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования.


для учащихся СО – средство познания по отношению к методам и формам обучения СО – способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникациидля педагога СО - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций по отношению к содержанию образования СО – способ передачи содержания и организации его усвоения


КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Классификация средств обучения Виды средств обучения . Вербальные средства обучения: устное слово речь учителяучебная и учебно-методическая литературасловариинструкционные картыдидактические материалы. Визуальные средства обучения: принцип наглядности в обучении. Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции). Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия. Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы.


Средства наглядности. Натуральные(объёмное представление о предметах)(природные реальные предметы, явления, процессы, факты )Коллекции, приборы, инструменты. Изобразительные (изображение реального объекта)плоскостные - плакаты, рисунки, фотографии объёмные – модели, макеты, муляжи, плакаты, стенды. Знаково-символические(Выделяют суть предмета изучения, способствуя развитию мышления и воображения)схематические – чертежи, схемы. Символические – формулы, графики, диаграммы


Средства обучения условно подразделяются на


Технические средства обучения. Технические средства обучения (ТСО) - система средств, состоящий из двух взаимосвязанных частей: специфических учебных пособий (носителей информации) и аппаратуры, с помощью которой может быть представлена информация, содержащая определенное дидактическое пособие. Технические средства обучения - оборудование и аппаратура, применяемые в учебном процессе с целью повышения его эффективности.



Технические средства обучения


Различают следующие средства обучения:


Типология средств обучения. Печатные Электронные образовательные ресурсы. Аудиовизуальные Наглядные плоскостные Демонстрационные Учебные приборы Тренажеры и спортивное оборудование


Типология средств обучения


Типология средств обучения


Задачи применения компьютера в обучении


Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯслужит средством общения создания проблемных ситуацийпартнером инструментом источником информации контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности


Типология средств обучения


Типология средств обучения


Типология средств обучения Демонстрационные- гербарии, муляжи, макеты, стенды. Учебные приборы- компас, барометр, колбы. Тренажеры и спортивное оборудование- мячи, спортивные снаряды.


Выбор средств обучения зависит от: закономерностей и принципов обучения;общих целей обучения, воспитания и развития;конкретных образовательных задач;уровня мотивации обучения;содержания материала (его объем и сложность); времени, отведенного на изучение того или иного материала; объема и сложности материала;уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков; возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;типа и структуры занятия;количества детей;интереса детей;взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;особенностей личности педагога, его квалификации.


Принципы использования средств обучения1. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся. 2. Гармоничное использование разнообразных средств обучения. 3. Учёт дидактических целей и принципов (наглядность, доступность) 4. Сотворчество педагога и обучающегося. 5. Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.


Функции средств обучения




Роль средств обучения в образовательном процессе. Компонент процесса обучения;Уменьшение затрат времени на восприятие учебной информации;Передача необходимой для обучения информации;Сочетание разных видов подачи информации;Рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;Обеспечение деятельности учащихся и педагога.


РАБОТА В ПОДГРУППАХИнформационно-коммуникационные технологии на занятиях. План: Создание ориентировочной основы деятельности. Актуализация знаний. Выполнение заданий в подгруппах. Вопросы для обсуждения: Какое влияние оказывают ИКТ на когнитивную сферу человека? На социальную сферу? Назовите преимущества и недостатки широкого распространения ИКТ. Возможно ли использование социальных сетей в образовательных целях? Ответ обоснуйте. Презентуйте согласованную с коллегами позицию в группе.




Читайте также: