Что такое миграционное право

Обновлено: 02.07.2024

Многие иностранцы въезжают в Россию временно и в порядке, не требующем получения визы. В том числе, для работы по трудовому или гражданско-правовому договору без получения разрешительных документов в соответствии с международными договорами РФ. Чтобы обеспечить за такими лицами надлежащий контроль Закон от 01.07.2021 № 274-ФЗ (далее – Закон № 274-ФЗ) ввёл новые обязанности иностранных работников с 29 декабря 2021. В этой статье рассказываем о них.

Зачем ввели новые обязанности

Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.

Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.

Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:

  • исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • о запрете въезда в РФ;
  • обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.

По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.

2 новые обязанности

Согласно ему, с 29 декабря 2021 года иностранцам необходимо проходить больше обязательных процедур для работы в России.

Тем, кто приехал в РФ трудиться, нужно теперь проходить:

  1. Дактилоскопию (снятие отпечатков пальцев) и фоторегистрацию (+ последующая биометрическая идентификация).
  2. Медицинское освидетельствование – для подтверждения отсутствия опасных инфекций (вкл. ВИЧ) и наркомании.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация и фотографирование иностранных граждан проводятся однократно.

Проводят эти процедуры организации, находящиеся в ведении или тесном контакте с МВД России. В подтверждение прохождения они выдают специальный документ.

На кого распространяются

Новые обязанности касаются иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и находящихся здесь длительный срок – более 90 дней суммарно в течение календарного года.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

  • употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
  • новых потенциально опасных психоактивных веществ;
  • инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Срок прохождения – 90 календарных дней со дня въезда в РФ, а для трудовых мигрантов – 30 кал. дней.

Учтите, что эти новые требования не распространяются на некоторые категории иностранцев. Например, граждан Белоруссии, поскольку в трудовых правах они фактически приравнены к гражданам России, а также детей до 6 лет.

Сроки и периодичность

Срок прохождения этих процедур – 30 календарных дней с момента въезда иностранца в Россию. Он распространяется на трудовых мигрантов при оказании им государственной услуги по оформлению и выдаче патентов на работу.

Дактилоскопическую и фотографическую регистрацию нужно пройти 1 раз – при обращении за патентом или при получении разрешения на работу.

Медосвидетельствование нужно пройти заново в течение 30 календарных дней после окончания срока действия документов с предыдущего медицинского обследования.

Также для повышения эффективности контроля за пребыванием трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей в России установлено:

  • срок временного пребывания трудового мигранта определяет срок действия его трудового или гражданско-правового договора с работодателем или заказчиком работ (услуг), и продлевается на срок его действия;
  • в случае заключения трудовым мигрантом таких договоров на неопределенный срок период временного пребывания в России продлевается на срок до 1 года с даты въезда, который может быть неоднократно продлен, но не более чем на 1 год для каждого такого продления.

При этом есть возможность продления срока временного пребывания в РФ отдельным категориям иностранцев, в том числе прибывшим в порядке, не требующем получения визы, и являющимся членами семьи:

  • российского гражданина;
  • иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ, имеющего место жительства в России.
  • его супруг (супруга);
  • дети (в т. ч. усыновленные или находящиеся под опекой/попечительством);
  • родители (усыновители) на его иждивении.
  • его супруг (супруга);
  • дети (в т. ч. усыновленные или под опекой/попечительством);
  • родители (усыновители);
  • дедушки, бабушки;
  • внуки.

Документы могут быть электронными

Закон № 274-ФЗ установил, что при наличии технической возможности регион может выдать ряд документов в форме карт с электронным чипом. В том числе пластиковым документом станет патент.

Вид на жительство будут выдавать в форме карты с электронным носителем:

  • биометрических персональных данных – электронное изображение лица и папиллярных узоров двух пальцев рук, пригодных для идентификации;
  • персональных данных владельца – Ф.И.О. (последнее – при наличии), дата и место рождения, пол, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранца.

Электронный вид на жительство власти могут использовать для идентификации иностранца с помощью биометрических персональных данных в порядке, определяемом МВД России.

Но при выдаче вида на жительство лицу без гражданства указанные положения не применяются.

Вид на жительство, в т. ч. в виде карты, лицу без гражданства выдают на 10 лет.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты по Закону № 274-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано гражданину Казахстана, Молдовы, Украины.

Экзамены для иностранцев

Также Закон № 274-ФЗ установил порядок проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России, основам законодательства РФ и выдаче иностранным гражданам соответствующего сертификата.

Срок временного пребывания в РФ иностранца, признанного носителем русского языка, продлевается на 90 дней со дня признания его носителем.

Заключение

Считается, что введение с 29 декабря 2021 года обязательных дактилоскопии, фоторегистрации и медосвидетельствования для иностранцев повысит санитарно-эпидемиологическую безопасность, будет способствовать раскрываемости преступлений и существенно затруднит возможность сокрытия иностранцами настоящих персональных данных.

Якутия является многонациональным субъектом РФ, в котором проживают более 120 национальностей. Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Якутии. Наибольший миграционный поток образуют граждане государств – участников СНГ. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности.

В целях обеспечения законности и правопорядка на территории республики миграционные процессы должны осуществляться в строгом соответствии с федеральным законодательством. О том, какие права и обязанности возникают у граждан иностранных государств в сфере миграции, а также у приглашающих их лиц, поговорим с _______________

Каковы размеры миграции?

В 2018 году на миграционный учёт в республике поставлено более 73 тыс. иностранных граждан (снизилось на 9,9% по сравнению с 2017 годом), в 1 полугодии 2019 года - более 34 тыс. граждан (рост на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). На рынке оказания услуг осуществляют деятельность свыше 500 субъектов предпринимательской деятельности, привлекающих мигрантов, в том числе в г. Якутске – 255.

В связи с увеличением притока иностранных граждан считаем необходимым сделать акцент на усилении информирования иностранных граждан, находящихся на территории России, о совокупности лежащих на них обязанностей и необходимости их соблюдения.

Где закреплён правовой статус иностранных граждан, приезжающих на территорию России, в частности в Якутию?

На основании каких документов иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории России?

Виза, трудовой патент, разрешение на временное пребывание, вид на жительство.

Какие у них есть права?

Иностранные граждане имеют такие же права, что и российские, за исключением отдельных моментов: они не могут работать на государственных или муниципальных должностях, не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов, не служат в составе вооруженных сил РФ, но могут наниматься по контракту, при этом не имеют права входить в командный состав военных экипажей.

А какие обязанности?

В соответствии с Конституцией РФ иностранные граждане и лица без гражданства (далее по тексту - ИГ или ЛБГ) наравне с российскими гражданами несут обязанности (по уплате налогов и сборов, по сохранению природы и окружающей среды, соблюдения Конституции РФ, по заботе о детях, их воспитании, сохранении исторического и культурного наследия РФ, беречь памятники истории и культуры), за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (например, не имеют обязан ности по защите Отечества - России) .

Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, несут несколько расширенный объем обязанностей по сравнению с российскими гражданами. Перечень дополнительных обязанностей связан с режимом пребывания, въездом и выездом, оформлением необходимых документов и обосновывается необходимостью обеспечения безопасности РФ и ее граждан.

Так, прежде всего, иностранный гражданин, прибывший в РФ при наличии оснований вправе подать в территориальный орган в сфере миграции заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, которое выдается на 3 года.

Следует отметить, что Правительству РФ законодательно предоставлено право сократить срок временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Основаниями для данного сокращения может быть: обеспечение национальной безопасности; поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов; содействие трудоустройству российским гражданам; решение иных задач внутренней и внешней политики государства.

В соответствии с решениями Правительства РФ и в установленный им срок иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ, обязаны покинуть ее территорию.

Насколько мне известно, к иностранным гражданам предъявляются требования по состоянию здоровья, в чем это выражается?

Совершенно верно. Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, определённые документы, а именно:

- документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) - в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;

- свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе в течение одного года со дня его въезда в РФ (если такие сведения не поступят, то в отношении иностранного гражданина органом миграции будет проведена проверка).

После того, как иностранный гражданин получил разрешение на временное проживание, какие у него есть обязанности?

У постоянно проживающих иностранных граждан имеется обязанность в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание подавать уведомления о подтверждении своего проживания с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание, период нахождения за пределами РФ и другие сведения. При этом при наличии уважительных причин и последующем их предоставлении, временно проживающий иностранный гражданин вправе подать вышеуказанные документы в течение 6 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание

Для исполнения указанных требований временно проживающий иностранный гражданин обязан: осуществлять трудовую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; получать доходы либо иметь достаточно средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума.

Как я сказал ранее у иностранцев имеется обязанность ежегодно представлять в территориальный орган в сфере миграции документы об отсутствии у них опасных заболеваний

В случае нарушения иностранным гражданином данного условия, его разрешение на временное проживание аннулируется.

Не занимают ли иностранные граждане наши рабочие места?

Безусловно, этот процесс контролируется. Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность, обязаны иметь разрешение на работу. На иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяется норма о получении патента.

Что должны делать иностранные граждане, по завершении срока временного пребывания?

Какие есть особенности правового статуса иностранных граждан?

Обязанность по соблюдению Конституции и иных нормативных правовых актов возлагается на иностранных граждан с некоторыми особенностями. Самая главная особенность проявляется в ответственности, которую несут последние, вследствие нарушения правил, установленных в государстве пребывания.

Какую ответственность несут иностранные граждане?

- отсутствие страхового медицинского полиса или наличия непогашенной судимости, ИГ или ЛБГ имеют право не впустить в РФ;

- наличие неоплаченных счетов, налогов или штрафов, ИГ или ЛБГ не впустят в страну до возмещения задолженностей;

- нахождения в стране без оформления документов на работу дольше, чем 90 суток суммарно в течение 180 суток (въезд в РФ не будет разрешен в течение 3 лет);

- совершение 2 и более любых административных нарушений и привлечения к ответственности в течение 3 лет (въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет);

- привлечения к административной ответственности 2 и более раз в течение 1 года за нарушение миграционного режима (въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет);

- превышения законного срока пребывания в РФ (длительность запрета на въезд устанавливается в зависимости от длительности такого превышения, более чем на 30 суток, въезд в РФ не разрешается в течение 3 лет; от 180 до 270 суток - 5 лет; более чем на 270 суток - 10 лет).

Если ИГ или ЛБГ ранее были выдворены либо депортированы из РФ, въезд в РФ не разрешается в течение 5 лет с момента выдворения или депортации. Если депортировали или выдворили за государственный счет, они должны будут возместить РФ эти расходы, иначе их не впустят в страну и после истечения 5 лет.

Узнать, вынесен в отношении ИГ или ЛБГ запрет или нет, можно в представительствах российских авиакомпаний, либо воспользовавшись специальной формой на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД РФ.

Возможно ли оспаривать такое решение?

- невозможность выехать из РФ в установленные законом сроки по причине болезни, ухода за больным родственником, при иных чрезвычайных обстоятельствах.

- при наличии у иностранного гражданина членов семьи – граждан РФ (супруг/супруга, их дети), он не может быть с ними разлучен;

- по вновь открывшимся обстоятельствам – в случае, если решение было вынесено по ошибке;

- истечение срока решения о неразрешении въезда в РФ и устранение причины принятия такого решения.

За что наступает административная ответственность?

Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых установлена ответственность ИГ или ЛБГ содержаться в главе 18 КоАП РФ.

Перечислю лишь наиболее распространенные правонарушениям в сфере миграции. Если ИГ или ЛБГ не оформил уведомление о постановке на миграционный учет (регистрацию); не имел при задержании полицией документов, требуемых российским миграционным законодательством; указал в миграционной карте ложную цель въезда; работал без необходимых документов или не по указанной им специальности; указал ложные сведения при постановке на миграционный учет, его оштрафуют на 2000-5000 руб. При повторном совершении данных правонарушений его выдворят из РФ (ч. 3 ст.18.8, ч. 2 ст. 18.10, ч. 3 ст. 19.27 КоАП РФ).

Наказание за вышеуказанные административные правонарушения в сфере миграции определяются органами полиции и судом (в случае если санкция содержит наказание в виде выдворения). В судебном заседании ИГ или ЛБГ имеет право пользоваться услугами защитника, кроме того, ему должны предоставить переводчика. Обжаловать решение суда можно в течение 10 дней с момента получения письменного решения на понятном ему языке.

За нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранных работников (ст. 18.10) к ответственности могут быть привлечены, как работодатель, так и заказчик работ (услуг), а за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ (ст. 18.9) подлежит ответственности не только должностное лицо организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданин РФ, но и постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин.

Приведу один пример нарушения работодателем требований миграционного законодательства.

Так, в г. Покровске прокуратурой в ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель заключил трудовые договора с иностранными гражданами для работы в продуктовом магазине. При этом, соответствующее уведомление в территориальный орган в сфере миграции не направлено.

По результатам рассмотрения административного производства, возбужденного прокурором работодатель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 руб.

А в чем заключается выдворение?

Административное выдворение - это принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ. Оно устанавливается либо как мера административного наказания и назначается судьей, либо как последствие совершенного административного правонарушения при въезде в РФ и назначается соответствующими должностными лицами.

Исключением из круга лиц - иностранных граждан, на которых распространяется данный вид наказания, являются военнослужащие - иностранные граждане.

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

Какие действия повлекут уголовную ответственность?

Иностранные граждане могут нести уголовную ответственность наравне с гражданами РФ за все преступления, предусмотренные УК РФ.

Так, например, по ст. 327 УК РФ иностранные граждане несут уголовную ответственность за использование поддельных документов и их изготовление. Подделка документа наказывается лишением или ограничением свободы на срок до 2 лет. Использование поддельных документов наказывается штрафом до 80 тыс. руб. либо арестом на срок до 6 месяцев.

Дополнительно к этому для иностранных граждан есть специальные составы.

Так, например, пересечение границы РФ иностранным гражданином, которому известно о вынесенном в его отношении запрете на въезд, по ч. 2 ст. 322 УК РФ наказывается лишением свободы на срок до 4 лет, либо штрафом в размере до 300 тыс. руб.

В Уголовном кодексе РФ также содержатся нормы об особенностях привлечения у уголовной ответственности. Так, например, последним не назначается ограничение свободы. Закрепляя данное положение, законодатель обоснованно выделил иностранных граждан из круга лиц, которым назначается вышеназванное наказание - исходя из соображений невозможности его исполнения, лицами, не являющимися российскими гражданами и не проживающими постоянно на определенной территории.

А существуют ли запреты в сфере миграции для российских граждан?

Да. Населению республики следует знать, что в соответствии со ст. 322.3 УК РФ существует уголовная ответственность за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина по месту пребывания, которая влечёт наложение штрафа в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до 3 лет.

К примеру, в текущем году прокурорами установлены многочисленные факты фиктивной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, а также факты фиктивной постановки их на учет по месту пребывания.

В частности, прокуратурой г. Якутска установлена фиктивная регистрация жительницей столицы 8 граждан Республики Кыргызстан в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. В апреле 2019 года по данному факту по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 322.3 УК РФ.

Факт фиктивной регистрации жителем г. Покровска граждан КНДР по месту жительства выявлен прокуратурой Хангаласского района. По материалам проверки возбуждено уголовное дело.

И это далеко не единичный пример результатов прокурорского надзора.

Хочу также обратить внимание телезрителей, что к уголовной ответственности могут быть привлечены граждане за фиктивную регистрацию по месту жительства как иностранных граждан, так и граждан РФ.

menu

В сегодняшнем глобализированном мире люди находятся в постоянном движении. Миграция размывает традиционные границы между культурами, этническими группами и языками, вносит свой вклад в многообразие, культурное и экономическое богатство. Многими миграция воспринимается также как вызов или даже угроза. Это – вызов для механизмов прав человека, которые призваны обеспечивать полное соблюдение прав человека для всех, в том числе и мигрантов, однако права человека мигрантов часто нарушаются.

Мы просим вернуть родину тем, кто был унижен.

По мнению Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), беженцы и лица в поисках убежища составляют отдельную группу лиц, поскольку они покинули свои дома в результате серьезных угроз своей жизни и свободе. УВКБ ООН предупреждает о рисках размывания грани, которая отделяет беженцев от других групп мигрантов, переехавших из одной страны в другую по экономическим или социальным причинам для улучшения своей жизни, тогда как беженцы были вынуждены спасаться бегством для того, чтобы сохранить свою жизнь или свободу. 4

Как миграция затрагивает вашу страну? Является ли ваша страна страной назначения, происхождения или транзита для миграции?

Типы миграции

Узнай себя в нем или в ней – в тех, кто не ты и не я.

Формы миграции могут различаться в силу разных факторов, например, мотивов, юридического статуса лиц или продолжительности.
Некоторые общепринятые термины для категорий мигрантов:

  • Временные трудовые мигранты (известные также как гастарбайтеры)
  • Высококвалифицированные и бизнес-мигранты: специалисты, которые передвигаются в рамках международного рынка труда транснациональных корпораций и международных организаций
  • Нерегулярные (или не имеющие документов, не имеющие разрешения) мигранты: лица, которые въезжают в страну без необходимых документов и разрешений
  • Вынужденные мигранты: беженцы, лица в поисках убежища или лица, вынужденные передвигаться в результате внешних факторов, таких как вооруженные конфликты или экологические катастрофы
  • Члены семьи мигрантов: те, кто присоединяется к своим уже мигрировавшим родственникам
  • Возвращающиеся мигранты: лица, возвращающие в свои страны происхождения после определенного периода пребывания в другой стране.

Существует еще одна группа лиц, члены которой сталкиваются с аналогичными проблемами и нарушениями прав человека, хотя они могли и вообще не менять своего места жительства – это лица без гражданства. К этой группе принадлежат лица, которые не рассматриваются в качестве граждан ни одним государством; в силу этого они не могут воспользоваться правами, предоставляемыми только гражданам. Есть самые разные причины, по которым определенное лицо может стать лицом без гражданства, в том числе и распад таких стран, как Советский Союз или Югославия, или создание новых стран в результате деколонизации. По имеющимся оценкам, в мире насчитывается около 12 миллионов лиц без гражданства. УВКБ ООН получило полномочия от Генеральной Ассамблеи ООН предупреждать и сокращать безгражданство в мире, а также защищать права лиц без гражданства.

Миграция сегодня

  • Общее число международных мигрантов выросло с примерно 150 миллионов в 2000 году до 214 миллионов – в 2010, при этом 57% из них приходятся на страны с высоким уровнем дохода.
  • И хотя количество мигрантов в процентах по отношению к населению мира в период с 2000 по 2010 год оставалось стабильным, тем не менее, резко возросли объемы денежных средств, которые мигранты отсылают в свои страны. Официальные и неофициальные переводы денежных средств в развивающиеся страны может составлять в три раза больше, чем объем официальной помощи на развитие.
  • Доля беженцев среди мигрантов снизилась с 8,8% в 2000 году до 7,6% - в 2010.
  • Согласно оценкам, в 2008 году из-за экологических катастроф было перемещено около 36 миллионов человек.
  • В 2010 году в результате конфликтов и преследований в мире было насильственно перемещено 43,7 миллиона человек, что является самой большой цифрой более чем за 15 лет. Это включает 15,4 миллиона беженцев, 27,5 миллионов ВПЛ и более 837 500 лиц в поисках убежища.
  • В 2010 году 44% беженцев и 31% лиц в поисках убежища составляли дети в возрасте до 18 лет. В этом же году несопровождаемые или разделенные со своими родственниками дети обратились с 15 500 заявлениями о предоставлении убежища.

Миграция в Европе

По данным Всемирного доклада о миграции за 2010 год, подготовленного МОМ, Европа приняла 73 миллиона мигрантов, то есть одну треть таких мигрантов всего мира за 2010 год 11 . Больше всего мигрантов приходится на Российскую Федерацию как страну и происхождения, и назначения: в РФ родилось 12 миллионов человек, которые ныне проживают за границей, и 12 миллионов человек приехали в эту страну из-за рубежа 12 .

Среди мигрантов общее число беженцев на конец 2010 года составляло 1,6 миллиона человек. В Европе было получено 11 500 заявлений о предоставлении убежища от несопровождаемых или разделенных с родственниками детей, что составляет 74% таких заявлений, поданных в этом году, и 5 400 были признаны в качестве беженцев или им была предоставлена дополнительная форма защиты 13 . В 2010 году основными странами назначения для новых лиц в поисках убежища была Франция, затем сразу же идет Германия, а основным источником была Сербия (включая Косово) 14 . При этом Сербия имеет самое большое число перемещенных лиц в Европе – согласно данным УВКБ ООН, более 228 000 ВПЛ и 73 600 беженцев.

В Европе существует большое число внутренне перемещенных лиц, в том числе более 600 000 на Балканах и около 1,1 миллиона в Армении, Грузии и Российской Федерации 15 . Попрежнему вызывает озабоченность статус безгражданства, особенно в результате распада бывшего Советского Союза. Конкретное число лиц, не имеющих гражданства в Восточной Европе, неизвестно, но оно может составлять 120 000 человек 16 .

Сколько людей мигрируют из вашей страны ежегодно? Куда они уезжают? Почему?

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией без какого то ни было различия.
ВДПЧ

Миграция и права человека

Как и все люди, мигранты обладают правами человека. Положения документов в области прав человека охватывают всех, включая мигрантов. Однако зачастую существует большой разрыв между правами, которые международное право в области прав человека гарантирует для беженцев, лиц в поисках убежища, трудящихся мигрантов и иных аналогичных групп, и той реальностью, с которой они сталкиваются. Их права человека часто нарушаются, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность.

Их особая уязвимость проистекает от их статуса иностранца: они пересекли международные границы для того, чтобы въехать в другую страну, гражданами которой они не являются, и где они могут, как правило, оставаться, жить и работать легально только при конкретном согласии властей данной страны. Являясь чужаками в принимающем обществе, они могут не знать местный язык, законов или общественных обычаев, что ограничивает их возможность узнать о своих правах и их реализовать. Они могут подвергаться дискриминации на работе и в повседневной жизни, более того, сталкиваться с расизмом и ксенофобией, становиться жертвой преступлений на почве ненависти.

Мигранты, въезжающие в транзитную страну или страну назначения без необходимых документов (или позднее потерявшие свой юридический статус), могут попасть под стражу на длительный срок, если их арестуют власти, и подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, не имея при этом доступа к юридической помощи. Трудящиеся-мигранты без документов уязвимы также в отношении злоупотреблений и эксплуатации со стороны работодателей, агентов по вопросам миграции, коррумпированных бюрократов и преступных группировок. Женщины могут легко подвергнуться сексуальной эксплуатации. Лица, незаконно ввозящие мигрантов, и торговцы людьми также часто пользуются уязвимостью незаконных мигрантов.

Какие права человека мигрантов наиболее часто нарушаются в вашей стране?

Защита прав человека в отношении мигрантов: международные документы и механизмы

Существует ряд документов и механизмов, обеспечивающих права человека мигрантов, включая такие документы, которые посвящены конкретным группам мигрантов.

Право на убежище. Защита беженцев

Право на поиск убежища от преследований признается как право человека на основании Всеобщей декларации прав человека. Это право является основой Конвенции о статусе беженцев, принятой ООН в 1951 году 17 , которая со своим Протоколом 1967 года стала всеобщим стандартом в области права на убежище.

14-й Далай-лама
Гийом Аполлинер
Александр Грэм Белл
Джозеф Конрад
Альберт Эйнштейн
Анна Франк
Исмаил Кадаре
Генри Киссинджер
Аятолла Хомейни
Карл Маркс
Ригоберта Менчу
Жан Рено

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН создала Бюро Комиссара ООН по делам беженцев, цель которого – обеспечивать, чтобы все люди могли осуществлять свое право на поиск убежища. УВКБ ООН возглавляет и координирует международную деятельность по защите беженцев, а также осуществляет надзор за соблюдением данной Конвенции.

Есть группа, которая нуждается в особой защите – это дети, особенно несопровождаемые несовершеннолетние, поскольку они особо уязвимы в отношении нарушения их прав человека. УВКБ ООН опубликовало отдельные руководящие принципы для органов, занимающихся миграцией, в отношении того, как определять наилучшие интересы ребенка 18 . Комиссар Совета Европы по правам человека призвал правительства обеспечивать, чтобы в официальных процедурах учитывались мнения и интересы детей-беженцев 19.

По оценкам, в Африке 10 миллионов человек были вынуждены мигрировать в течение последних двух десятилетий из-за опустынивания или деградации окружающей среды.

Защита трудящихся-мигрантов

Специальный докладчик по правам человека мигрантов

Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятая в 1990 году, является наиболее всеобъемлющим международным договором в области миграции и прав человека. Однако по состоянию на август 2011 года ее ратифицировали лишь 44 государства, причем этого еще не сделала ни одна основная страна иммиграции. Что касается членов Совета Европы, то Конвенцию ратифицировали лишь Азербайджан, Албания, Босния и Герцеговина и Турция. Конвенция не создает новых прав для мигрантов, однако предусматривает равное обращение и условия труда по сравнению с гражданами соответствующего государства. В Конвенции заявляется, что все мигранты должны иметь доступ к минимальному уровню защиты. Она требует от государств принимать меры по предупреждению незаконного передвижения, а также найма иммигрантов, находящихся на незаконном положении, но в ней также подчеркивается, что основные права человека мигрантов без документов должны быть гарантированы.

Вопрос, который непосредственно касается миграции и прав человека – это торговля людьми. Поскольку возможности мигрировать законно у людей ограничены, они часто идут на риск и обращаются к посредникам, которые могут воспользоваться преимуществом своей ситуации и заставляют оплатить стоимость миграции тем, что мигрант берет на себя обязательство работать только на торговца людьми. Статья 4 Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ) конкретно и категорически запрещает рабство и принудительный труд. Совет Европы принял Конвенцию о борьбе с торговлей людьми (она вступила в силу в 2008 году), которая содержит обязательство государств по предупреждению торговли людьми, преследованию торговцев людьми и защите жертв. Учитывая тайный характер такой торговли, никто не знает точно, сколько людей в мире стало жертвой торговли людьми, но согласно оценкам, это составляет от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов. В Европе более 140 000 жертв становятся добычей торговцев людьми в каждый данный момент, при этом многих заставляют заниматься проституцией 22 . Мигранты, ставшие жертвой торговли людьми, могут оказаться в ситуации, фактически означающей рабство, когда их паспорта конфискуют или их самих держат взаперти.

Защита лиц без гражданства

Статус лиц без гражданства регулируется Конвенцией ООН о статусе апатридов 23 , принятой в 1954 году, а также Конвенцией ООН о сокращении безгражданства24. УВКБ ООН, в полномочия которого входит и защита лиц без гражданства, работает по этой проблеме с правительствами, другими учреждениями ООН и гражданским обществом. 24

Миграционная политика ЕС

Аналогичная безвизовая система развивается в некоторых странах Содружества Независимых Государств (включая все постсоветские государства, за исключением балтийских государств и Грузии), и многие мигранты из Афганистана и других центрально-азиатских стран используют этот путь для приезда в Россию или Украину как в страны конечного назначения или как в транзитные страны на пути в ЕС.

Дублинский регламент Европейского союза

Дублинский регламент (который заменил ранее существовавшую Дублинскую конвенцию) определяет, какое государство-член ЕС несет ответственность за рассмотрение заявления о предоставлении убежища, которое было подано соответствующим лицом. На основании Регламента создается база данных отпечатков пальцев лиц в поисках убежища, которая называется EURODAC. Лица в поисках убежища должны подать заявление о предоставлении убежища в первой стране ЕС, в которую они прибывают, и там снимаются их отпечатки пальцев. Лица в поисках убежища могут быть возвращены в другое государство-член ЕС, если можно доказать, что они прибыли в ЕС (воздушным, морским или наземным путем) или же подали заявление об убежище в этом другом государстве. Территория, охватываемая Дублинским регламентом, была распространена на некоторые страны-нечлены ЕС, такие как Норвегия, Исландия и Швейцария. Такая система создает огромную нагрузку на ряд стран ЕС, которые в силу своего географического положения более вероятно могут стать страной первого въезда лиц в поисках убежища.

Визовые требования к гражданам, приезжающим не из Европы, стали весьма строгими, при этом перевозчиков строго наказывают за перевозку пассажиров без документов. То же самое происходит и в восточно-европейских странах. Весьма ограничительная политика, проводимая многими европейскими странами, может заставить иммигрантов обратиться к незаконным методам проникновения в Европу. Они часто становятся жертвой организованных торговцев людьми. Многие так и никогда не достигают Европы, а некоторые погибают по дороге туда.

Мигранты – это не преступники

Документы Совета Европы и механизмы, применимые к мигрантам

На основании ЕКПЧ, государства-члены Совета Европы гарантируют права, изложенные в Конвенции, не только своим собственным гражданам, но и каждому под их юрисдикцией.

Конвенция Совета Европы о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977) предусматривает рамки для обеспечения прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также содействует их социальному продвижению и благополучию. На протяжении многих лет Совет Европы выдвигал многочисленные рекомендации, связанные с гармонизацией национальных процедур в отношении убежища, подготовкой должностных лиц, осуществляющих процедуры убежища, задержанием лиц в поисках убежища, возвращением лиц в поисках убежища, которым было в нем отказано, а также обеспечением дополнительной и временной защиты.

В Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) имеется Комитет по миграции, беженцам и народонаселению. Данный Комитет сосредоточил свою работу на анализе наиболее проблематичных сфер, связанных со своими полномочиями, в том числе, помимо прочего, положения несопровождаемых несовершеннолетних лиц, роли миграции в демографических процессах и защиты мигрантов и беженцев. В своем докладе за 2011 год Комитет выразил свою озабоченность в связи с отсутствием национального законодательства и руководящих принципов защиты детей, не имеющих документов, и призвал государства-члены осуществлять соответствующие законодательные меры и ликвидировать такие барьеры, как административные препятствия, дискриминацию или отсутствие информации, и обеспечивать полное соблюдение этих прав на практике.

Интеграция мигрантов в Европе

Андерс Беринг Брейвик, норвежский крайне правый экстремист, признался в том, что осуществил взрывы в правительственных зданиях в Осло, Норвегия, которые привели к восьми погибшим, а также устроил массовое убийство в молодежном лагере Рабочей партии на острове Утоя, где 22 июля 2011 года он убил, по крайней мере, 68 человек, в основном подростков. Брейвик заявил также о том, что он – христианский консерватор, выступающий против мультикультурализма.

Молодежь и миграция

"Intercultural education methods … should be introduced in schools in order to develop students' competences for intercultural dialogue."
Ragusa Declaration of the Euro-Arab Youth Conference on Youth, Migra-tion and Development 30

С одной стороны, молодые люди пользуются позитивными аспектами мобильности и участвуют в таких европейских программах, как Эразмус Мундус, Европейская волонтерская служба, регулируемая ЕС, Советом Европы и другими участниками, в том числе молодежными организациями. С другой стороны, молодые мигранты сталкиваются с множеством проблем. Согласно оценкам, в Европе находится около 12 миллионов молодых людей, которые родились и воспитывались в обществах, к которым не принадлежали их родители. И хотя эта молодежь росла в этих странах, многие молодые люди по-прежнему считаются иммигрантами.

В борьбе с нетерпимостью и за укрепление взаимного понимания важную роль играет межкультурный диалог. Образовательные программы, как в сфере формального, так и неформального образования, молодежные обмены и молодежная работа – это эффективные инструменты для развития межкультурных компетенций, повышения осознания вопросов миграции и воспитания отношения к этническому, религиозному, языковому и культурному многообразию как к источнику роста, а не как к проблеме.

18 декабря

Разрешение на работу - документ, который, общему правилу, получают иностранные граждане, въезжающие в Россию на основании визы, для того, чтобы работать в России.

Общий порядок оформления разрешения на работу не предполагает каких-либо требований к заработной плате иностранного работника, таким образом, уровень заработной платы иностранного работника должен быть не меньше минимально установленного размера оплаты труда. В то же время, при оформлении разрешения на работу по данной процедуре работодателю необходимо будет подать на квоту, получать разрешение на привлечение, работнику будет необходимо пройти медицинское обследование, сдать экзамен на знание русского языка, российской истории и основ законодательства Российской Федерации.

Срок действия миграционных разрешительных документов, оформленных по данной процедуре составляет один год.

В настоящее время общий порядок получения разрешения на работу представляется достаточно сложным и на практике практически не используется работодателями и иностранными работниками. Тем не менее, в определённых случаях, работодатели и иностранные работники могут использовать данный порядок оформления миграционных разрешительных документов.

По общему правилу, рабочая виза может быть выдана только на срок до одного года, однако определенным категориям иностранных работников рабочая виза может быть выдана на более продолжительный срок.

Так, высококвалифицированные специалисты (далее - ВКС) вправе получить рабочую визу сроком действия до трёх лет с возможностью её неоднократного продления на последующие три года.

Высококвалифицированные специалисты (далее - ВКС) – привилегированная категория иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в соответствии с российским законодательством (появилась в российском законодательстве с 2011 года).

Упрощённая процедура привлечения ВКС имеет целый ряд преимуществ как перед общим порядком привлечения иностранной рабочей силы (для работодателя - отсутствие квотирования, необходимости получать разрешение на привлечение, длительные сроки действия документов, для работника – отсутствие необходимости проходить медицинское обследование, сдавать экзамен на знание русского языка, российской истории и основ законодательства Российской Федерации).

Работодатель самостоятельно оценивает квалификацию иностранного работника и, с целью его (её) привлечения, устанавливает ему (ей) заработную плату (должностной оклад) в размере не менее 167 000 руб. в месяц.

Некоторые вопросы правоприменительной практики привлечения ВКС решаются с учётом позиции миграционных органов, в том числе, с учётом региональной специфики. Например, такими вопросами являются:

  • вопросы миграционного учёта ВКС и сопровождающих членов семьи ВКС в части соотношения норм, устанавливающих удлинённые сроки постановки на миграционный учёт для данной категории и общих норм закона о миграционном учёте;
  • вопросы получения вида на жительство в упрощённом порядке как ВКС, так и сопровождающими членами семьи ВКС;
  • вопросы исчисления заработной платы ВКС, с точки зрения соблюдения одновременно норм трудового и миграционного законодательства;
  • вопросы направления ВКС в командировки по России.

Высококвалифицированные специалисты (далее - ВКС) – привилегированная категория иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России в соответствии с российским законодательством.

Одним из преимуществ статуса ВКС является возможность пребывать в России с сопровождающими членами семьи ВКС, а именно: супругой (супругом), детьми (в том числе усыновлёнными), супругами детей, родителями (в том числе приёмными), супругами родителей, бабушкой, дедушкой, внуками.

Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, на практике, нам удавалось оформить статус сопровождающего члена семьи ВКС для других лиц, имеющих родственные связи с ВКС.

Другим вопросом, часто встречающимся на практике, является вопрос возможности трудоустройства в России сопровождающих членов семьи ВКС.

Работодатель должен подать, во-первых, уведомление заключении / расторжении трудового договора с иностранным гражданином (ранее закон устанавливал множество других случаев, когда нужно было подавать уведомление), во-вторых, только в миграционные органы (ранее уведомления подавались в налоговые органы и в органы занятости населения).

В различных регионах России миграционные органы предъявляют различные требования к предмету уведомления (о наступлении какого события необходимо уведомить миграционные органы), как применяется данная норма к высококвалифицированным специалистам и другим категориям иностранных работников.

Патент - документ, который, по общему правилу, получают иностранные граждане, въезжающие в Россию в безвизовом порядке, для того, чтобы работать в России.

Срок действия патента определяется количеством авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, уплаченных иностранным работником.

Процедура оформления патента имеет целый ряд особенностей по сравнению с общей процедурой оформления разрешения на работу. В настоящее время в правоприменительной практике наибольшие вопросы вызывают следующие аспекты:

  • возврат уплаченных иностранным работником авансовых взносов по налогу на доходы физических лиц;
  • правовой статус членов семьи иностранных граждан, трудящихся на основании патента, и их постановка на миграционный учёт;
  • миграционный учёт иностранных граждан, трудящихся на основании патента, на длительный срок, в зависимости от суммы внесённых авансовых платежей.

Миграционная карта – документ, который служит для контроля за временным пребыванием иностранных граждан в России и, прежде всего, подтверждения цели въезда. Для иностранных граждан, въехавших в Россию в безвизовом порядке, миграционная карта – это документ, подтверждающий сроки временного пребывания (так как в данном случае отсутствует виза).

Потеря или повреждение миграционной карты может осложнить как выезд из России, так и в целом пребывание на российской территории. В то же время, потерянная или повреждённая миграционная карта может быть восстановлена.

29 мая 2014 года главы Беларуси, России и Казахстана подписали договор о Евразийском экономическом союзе. В 2015 году к договору присоединились Армения и Киргизия.

Договор предполагает экономическую интеграцию стран-участниц и, помимо многих других положений, содержит нормы, регулирующие вопросы трудовой миграции.

Таким образом, граждане:

  • Армении;
  • Беларуси;
  • Казахстана;
  • Киргизии,

въезжающие в Россию с целью осуществления трудовой деятельности, должны быть трудоустроены на основании положений данного договора.

Следует отметить, что договор регулирует только вопросы трудовой миграции, тогда как другие миграционные вопросы регулируются либо другими международными договорами, либо национальным законодательством стран-участниц.

Вид на жительство – документ, предоставляющий право проживания в России и позволяющий в дальнейшем претендовать на получение гражданства Российской Федерации.

В последнее время увеличилось внимание работодателей и иностранных работников, являющихся высококвалифицированными специалистами (сопровождающими членами семьи высококвалифицированных специалистов), к возможности получить вид на жительство в упрощённом порядке. Несмотря на то, что получение вида на жительство в данном случае ухудшит положение высококвалифицированного специалиста (сопровождающего члена семьи) с налоговой точки зрения, в ряде случаев, получение вида на жительство может быть целесообразным для данной категории иностранных граждан.

Помимо общего порядка получения вида на жительство, который весьма сложен, в некоторых случаях российское законодательство и международные договоры, заключенные Россией, позволяют получить вид на жительство в упрощённом порядке.

При направлении иностранного работника в Россию и оформлении с ним трудовых отношении в соответствии с российским законодательством возникает вопрос выплаты заработной платы (как российской, так зарубежной, последней - в случае сохранения трудовых отношений за рубежом).

Российское миграционное и трудовое законодательство определяет минимальный размер заработной платы, который должен выплачиваться в том или ином случае. Например, для высококвалифицированных специалистов минимальный размер заработной платы (должностного оклада) составляет 167 000 руб. в месяц

Следует отметить, что в подобных случаях не последнюю роль играют вопросы налогообложения заработной платы иностранных работников, налогообложения работодателя.

При направлении персонала в Россию первостепенным вопросом является выбор приглашающей (принимающей) стороны для иностранных граждан.

Далее необходимо выбрать тип визы.

В случае оформления трудовых отношений с иностранным работником в России важным представляется вопрос выплаты заработной платы (как российской, так зарубежной, последней - в случае сохранения трудовых отношений за рубежом).

Следует отметить, что в подобных случаях не последнюю роль играют вопросы налогообложения заработной платы иностранных работников, а также налогообложения работодателя.

По общему правилу, деловая виза выдается на срок до одного года и позволяет держателю визы осуществлять деловые поездки на территорию Российской Федерации, а в определенных случаях деловая виза может быть выдана на значительно более долгий срок.

При использовании деловых виз необходимо, руководствуясь миграционным законодательством и практикой миграционных органов, разработать оптимальную концепцию получения таких виз иностранными гражданами и осуществления въезда, деятельности на территории России.

В структуре Управлений по вопросам миграции ГУ МВД России в том или ином регионе России (например, в г. Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области) есть Отделы по организации иммиграционного контроля.

Как правило, в ходе плановой проверки миграционные органы запрашивают перечень документов, которые должны быть предоставлены работодателем.

В дальнейшем работодателю будет необходимо сформировать пакет документов, подать его в миграционные органы, вести переговоры с миграционными органами, участвовать в составлении документов, оформляемых по итогам проверки.

В ходе проведения проверочных мероприятий работники миграционных органов из Отдела по организации иммиграционного контроля имеют полномочия как выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, так и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Обжалование решений и предписаний миграционных органов может осуществляться как в досудебном (административном), так и в судебной порядке.

В случае открытия производства по делу об административном правонарушении работодатель имеет право привлечь защитника (представителя), представлять доказательства и ходатайства, реализовывать другие права, - в общем, осуществлять свою защиту и способствовать прекращению административного производства (если невозможно – снижению ответственности).

Пожалуйста, обратите внимание, что при обжаловании решений и постановлений миграционных органов в судебном порядке очень важно соблюсти сроки подачи заявления в суд.

Направление граждан Российской Федерации на работу в зарубежные подразделения Вашей организации или дочерние иностранные компании сопряжено с необходимостью соблюсти как нормы миграционного законодательства, принятые в стране, где находится принимающая сторона, так и, в некоторых случаях, нормы российского миграционного законодательства.

Например, российское законодательство устанавливает обязанность для российских граждан уведомить о наличии двойного гражданства иностранного государства, вида на жительство, или иного документа, предоставляющего право проживания в иностранном государстве.

Выбор такой крупной международной фирмы как PwC Legal, у которой есть специалисты по миграционному праву во многих юрисдикциях, может быть оптимальным решением с точки зрения вопросов соблюдения миграционного законодательства других юрисдикций.

Судебная практика и практика миграционных органов выработали подход, согласно которому гражданин России должен подать в миграционные органы уведомление о наличии некоторых других документов, выданных в зарубежных странах, включая некоторые виды долгосрочных виз.

Всемирная торговая организация (далее - ВТО) – это международная организация, объединяющая большинство государств мира и стремящаяся к взаимному упрощению условий торговли государствами-участниками.

Российское миграционное законодательство устанавливает упрощённую процедуру оформления разрешительных миграционных документов для иностранных граждан, работающих в компаниях, местом регистрации которых является страна-участница ВТО, при направлении на работу в российский филиал, представительство или дочернюю организацию своей компании в России.

Внедрение предусмотренных законодательством преференций на практике происходит с задержками, что относится как к упрощённому порядку получения миграционных разрешительных документов, так и к возможности посещения территории порта в упрощённом визовом режиме на 8 (восемь) дней (на основании электронной визы).

Карта деловых поездок в страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества дает право на деловые поездки в страны-участницы АТЭС, устраняя тем самым необходимость получения деловых виз в каждую из стран по отдельности.

Карта действует в течении 5 (пяти) лет с момента выдачи, но не более срока действия паспорта, на который она была выдана.

В России содействие в оформлении карты деловых поездок АТЭС оказывает Торгово-промышленная палата Российской Федерации

В связи с проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в отношении определенных категорий иностранных граждан, имеющих отношение к проведению чемпионата или участию в нём, российское миграционное законодательство предоставляет некоторые преференции. Например, упрощен порядок въезда и пребывания на территории России, выдачи разрешительных миграционных документов.

Одновременно, в связи с проведением чемпионата были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Например, было введено требование о постановке на миграционный учет иностранных граждан, прибывающих в города, в которых проводятся соревнования, в течение одного календарного дня, следующего за днём прибытия.

PwC Legal в нескольких регионах России имеет отлаженный механизм подготовки необходимых документов и постановки иностранных граждан на миграционный учёт за один день в условиях повышенной загрузки миграционных органов в период проведения Кубка конфедераций FIFA 2017.

Читайте также: