Что такое миф пфр

Обновлено: 06.06.2024

Миф 1. Как можно повышать пенсионный возраст, если средняя продолжительность жизни мужчин у нас всего на полтора года больше нового пенсионного возраста?

Для оценки пенсионных обязательств важен не столько средний возраст, сколько так называемый возраст дожития, а он достаточно большой и будет средним по мировым меркам даже после повышения пенсионного возраста. Реальная проблема, о которой как раз редко говорят, заключается в том, что пенсионный возраст должен соответствовать среднему возрасту потери трудоспособности. Но каков последний сейчас в России, мы не знаем — расчетов никто не видел.

Миф 2. Если 22% от зарплаты, идущие в пенсионный фонд, просто положить на депозит, то за 40 лет получится громадная сумма

Пенсия является страховкой от потери трудоспособности и от старости, и солидарная и накопительная системы включают в себя этот компонент. Взносы не накопления, а пополнение общего котла. В том числе за счет взносов не доживших до пенсионного возраста работников платят пенсии по потере кормильца. Кроме того, прогнозы доходности депозитов чаще всего завышены: за время существования в России рыночной экономики процентные ставки довольно часто были ниже инфляции, а сейчас упали до исторических минимумов. Даже ультрарыночные пенсионные системы, введенные в некоторых странах в 1980–1990-е годы, пришлось в конце концов дополнить солидарным элементом или базовой пенсией, выплачиваемой напрямую из бюджета.

При этом нужно обсуждать судьбу пенсионных накоплений, сформированных до 2013 года, роль НПФ, концепцию индивидуального пенсионного капитала, создание стимулов для того, чтобы работники копили на пенсию с помощью работодателей. При принятии этих решений по отдельности и вне привязки к изменениям в системе страховых пенсий вместо целостной и устойчивой пенсионной системы высока вероятность получить очередную версию уже существующего тришкиного кафтана, что еще больше дискредитирует идею делать пенсионные накопления в России и в российских финансовых институтах

.Миф 3. Пенсионный фонд тратит на себя триллионы, у него слишком роскошные офисы и слишком много сотрудников по сравнению с другими странами. Сокращение ненужных расходов позволит не повышать пенсионный возраст!

Расходы на содержание ПФР, включая зарплаты сотрудников и обновление технологий, составляют около 1,5% всех выплат, идущих через фонд, включая пенсии по инвалидности и потере кормильца и материнский капитал. Межстрановые сравнения отличаются большим лукавством — функции каждого пенсионного ведомства существенно разнятся. Число сотрудников фонда в последние годы сокращается, все больше услуг предоставляется в электронном виде или через МФЦ. В будущем функции фонда могут быть переданы на аутсорсинг. Возможно, существование ПФР в форме отдельного внебюджетного фонда не самая лучшая идея, а разумность некоторых закупок вызывает сомнения, но даже обнуление расходов ПФР не будет значимым для пенсионеров. Средняя пенсия вырастет лишь на 150 руб. в месяц.

Миф 4. В Сингапуре или в Чили построена прекрасная накопительная пенсионная система, там все по-честному и не нужно много чиновников для управления

При ближайшем рассмотрении оказывается, что любая пенсионная система отражает местные экономические реалии и не идеальна. Чисто накопительные системы дешевы в администрировании, но влекут за собой существенные расходы по управлению накоплениями. Приходится все равно платить из бюджета досрочно потерявшим трудоспособность или тем, кто накопил слишком мало. Не всем везет с запуском пенсионной реформы в период бурного роста фондовых рынков, а убытки при инвестиции накоплений подрывают доверие к системе. Во многом из-за этого некоторые страны частично или полностью отказались от накопительных фондов — из известных примеров это Польша и Венгрия. Казахстан перешел от конкурирующих НПФ к единому фонду под государственным контролем, причем большая часть активов фонда — государственные облигации. Фактически деньги перекладываются из одного бюджетного кармашка в другой не через прямой трансферт, как в солидарной системе, а через облигационный рынок. Осмысленность такого механизма — большой вопрос. Наиболее устойчивые пенсионные системы состоят из разных уровней — солидарного и накопительного, причем накопительный пополняется из разных источников, но на их выстраивание требуется длительное время. Для молодых возрастов система, базирующаяся преимущественно на индивидуальных накоплениях, при одновременном снижении налоговой нагрузки на зарплаты может быть правильным решением, но тогда надо будет решать вопрос с источниками финансирования выплат нынешним пенсионерам и людям предпенсионного возраста.

Миф 5. В Норвегии государственный пенсионный фонд сформирован за счет нефтяных доходов, и у него высокая доходность. Почему бы и нам не затыкать пенсионную дыру из средств ФНБ или с помощью дивидендов госкомпаний?

Миф 6. А давайте упраздним пенсии по выслуге для силовиков и разного рода льготников

Миф 7. Не надо повышать пенсионный возраст, если бюджет пухнет от денег

С тем, что без изменений в параметрах пенсионной системы она не сможет выполнять свои функции по выплате пенсий, которые хоть как-то превышают прожиточный минимум и регулярно индексируются, согласны более или менее все эксперты. Одним повышением пенсионного возраста проблему не решить: реформу 2001–2002 годов готовили несколько лет, но все равно провалили из-за ошибочного прогноза отдельных параметров. Надо понимать, что простых решений, например за счет копирования готового зарубежного опыта, нет. Разве что реформой займется лично старик Хоттабыч.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Власти смогли навязать семь пенсионных мифов

фото: pixabay

SULARU несколько сократило текст, оригинал опубликован на сайте агентства Росбалт. Изъятию, как нам кажется, подверглись только части, которые являются эмоциональным усилением основной мысли или избыточными.

Эпопея с пенсиями заканчивается - скоро президент подпишет реформаторский закон. Итог был предрешен. Но одну важную вещь власть может записать себе в актив - она сбила людей с толку, закрепив в умах несколько мифов. Причин этому несколько.

Во-первых, те, кто профессионально знаком с нашими пенсионными делами, состоят на госслужбе. Поэтому они в этих спорах либо благоразумно молчали, либо защищали казённую точку зрения. Зато реформа получила подкрепление в виде нескольких интеллектуалов, самым ярким из которых был Владимир Назаров, молодой член коллегии Минфина.

Во-вторых, на финансовую неграмотность россиян наложилась слабая подготовка большинства противников реформы. Опираясь больше на здравый смысл и представления о справедливости, чем на знание предмета, они невольно брали за основу подтасованные выкладки оппонентов и тем самым принимали правила, навязанные оппонентами.

Нужно распознать те мифы, которые властям удалось полностью или частично навязать согражданам. Цифры, которые будут приводиться ниже, взяты из данных Росстата, сведений, сообщаемых Пенсионным фондом России, документов, прилагаемых к отчету ПФР за 2017 год, а также из сценариев реформы ЦБ РФ, опубликованных год назад.

Миф 1. Реформа затрагивает всех будущих пенсионеров.

Из этого числа надо вычесть ещё тех, кто выйдет на пенсию досрочно. Речь не о "военных пенсионерах", а о людях, чья работа признана особо тяжелой, вредной и заслуживающей раннего оформления пенсии. Власти работают над тем, чтобы уменьшить их число, но не озвучивают их количество. По некоторым данным, их доля среди выходящих на страховую пенсию близка к 30%.

Миф 2. Все пенсионеры получают пенсию из ПФР.

Эта простая выдумка заставила людей азартно обсуждать сведения о доходах и расходах Пенсионного фонда России (ПФР), как будто нет других пенсионных трат. "Военные пенсионеры" получают обеспечение не из ПФР, а от своих ведомств (к таким пенсионерам причисляют не только отставных военных, но и всех прочих силовиков — от полицейских до судей).

Остальные трансферты идут на другие выплаты, от маткапитала и социальных пенсий (для не плативших взносы) до компенсаций пострадавшим в результате техногенных аварий. Но публика и аналитики безостановочно обсуждали эти неполные четыре триллиона, соглашаясь тем самым с необходимостью срочно что-то придумать. В действительности триллионов все-таки два. И вот тут начинаются самые интересные мифы.

Миф 4. Доходы и расходы нашей солидарной системы пенсий категорически не сходятся.

Легко оценить затраты на страховые пенсии в 2017-м году. Умножим средний официальный размер страховой пенсии по старости (13,8 тыс.) на 12 месяцев и на число страховых пенсионеров по старости (36,4 млн). Получим 6 трлн рублей. Это действительно на 1,5 трлн больше, чем собранные в прошлом году взносы с работников (4,5 трлн рублей).

Если пойти навстречу официальным классификаторам — умножим размер страховой (т.е. не только по старости) пенсии (13,3 тыс.) на общее число получателей (39,9 млн). Получим 6,4 трлн рублей. В этом случае не хватает примерно двух триллионов, которые и поступили из федерального бюджета. А теперь посмотрим, из чего эти двухтриллионные трансферты состоят.

Наконец, это 0,7 трлн на компенсацию валоризации (перерасчета) пенсионных прав, заработанных в 1990-е и более ранние годы. Это и есть та единственная федеральная субсидия солидарной системе, которую можно честно назвать таковой. Она составляет 15% от взносов, которые собраны обычным порядком и пропорционально меньше, чем, например, госсубсидия, получаемая пенсионной системой Германии — исторической родины принципа солидарности поколений.

Миф 5. Демография и обеднение пенсионеров требуют срочного повышения возраста выхода на пенсию

О том, каким будет через 15—20 лет рынок труда, никто знать не может. Что касается дефицита работников из-за демографии, то реальное отношение властей к этой проблеме демонстрирует отказ с 2016-го года индексировать пенсии работающим пенсионерам. И это несмотря на то, что взимаемые с них НДФЛ и социальные взносы больше расходов, требуемых для пенсионных индексаций. Их ответный уход с рынка труда (по крайней мере, легального) быстро набирает темпы. То есть алчность правительствующих технократов взяла верх над способностью считать деньги.

Ввернемся к картинам кошмарного будущего. Владимир Назаров с особой охотой рассказывает о предстоящем снижении коэффициента замещения с нынешних 34% до 22% в 2035-м, если не поднять возраст выхода. Откуда взялись эти страшные проценты? Из вышеупомянутого материала ЦБ. В нем описаны 32 варианта развития пенсионной ситуации до 2035 года — с повышением возраста выхода и без него, при разных демографических сценариях, разных темпах роста экономики и разных масштабах индексирования пенсий.

Действительно, в самом невероятном сценарии (темпы роста ВВП больше 3% в год, возраст выхода не повышается, пенсии индексируются только по инфляции) коэффициент замещения падает до 22%. Т.е. страна развивается неправдоподобно быстро, зарплаты уверенно растут, а вот с пенсионерами решают не делиться и удерживают им выплаты на прежнем уровне.

Остальные сценарии таких ужасов не предвещают. Кстати, в варианте с трехпроцентным экономическим ростом, с неповышением возраста выхода, но с удержанием коэффициента замещения на уровне 34%, расходы на пенсионное обеспечение даже снижаются до 7,5% ВВП против нынешних почти 8% ВВП. Напомним, что у аналитиков ЦБ пенсионные траты включают все пенсии, кроме военно-чиновничьих.

Самый дорогостоящий сценарий с неповышением возраста и поддержанием нынешнего коэффициента замещения, в который трезво заложен рост экономики в среднем на 1,5% в год, обещает в 2035-м увеличение пенсионных трат лишь на 1% ВВП — до 8,8% ВВП. Добавим 1% ВВП с хвостиком, который к тому времени набежит на силовиков и чиновников, и получим 10% ВВП абсолютно на все пенсии — уровень по международным меркам средний.

Даже если в пенсионной системе вообще ничего не менять да при этом еще слегка ускорить индексацию, — то и через 16 лет положение будет далеким от критичного.

Миф 6. Военных пенсионеров и гражданских спецполучателей мало

Мала или велика приходящаяся на них десятая (или может быть даже восьмая) доля всех российских пенсий, включая несолидарные, - вопрос философский. Но, раз столько слов сказано о стремительно растущем числе пенсионеров,

полезно сравнить темпы роста отдельно взятых категорий.

Таким образом, быстрее всего растут в числе именно те, у кого начальство не собирается ничего отнимать. И тут мы подходим к последнему вопросу, ответ на который прост и прозрачен, хотя и не совпадает с тезисом, особенно часто повторяемым властями.

Миф 7. Все сэкономленные деньги пойдут пенсионерам.

В качестве вещественного доказательства щедрости власти обещают ежегодно добавлять по тысяче рублей в месяц. При плановой инфляции 4% это означает, что через шесть лет коэффициент замещения будет в лучшем случае таким, как сейчас, а в худшем — станет ниже. При подъеме цен выше плана (ЦБ уже существенно повысил прогноз по инфляции) эта тысяча станет просто инфляционной индексацией.

Секрета тут нет. Вернемся к упомянутым 32 сценариям. Из них 16 — с повышением возраста выхода. И во всех без исключения этих вариантах (в том числе даже и с поддержанием нынешнего коэффициента замещения) пенсионные расходы на всех пенсионеров за вычетом привилегированных снизятся к 2035-му до 4— 6% ВВП, т. е. на 2—4% ВВП против нынешних.

Причем отобрать их собираются не у всех людей, а примерно у половины — у тех, за кого честно и безо всяких скидок выплачиваются страховые взносы. Будущие социальные получатели, будущие досрочники и работающие по-черному выходят из этой истории с меньшими потерями. А россияне с привилегиями, от почтенного магната до скромного полицейского, — вообще без потерь.

Nota bene

К счастью, автор приводит несколько фактических данных, дополняющих картину реформы.
К несчастью, автор также политизирован, что заставляет и его манипулировать фактами.

Итак, есть бюджет ПФР, он ежегодно принимается Госдумой и является абсолютно публичным документом. Расходы ПФР в 2018 году составят на всё про всё чуть более 8,5 трлн рублей. При этом из федерального бюджета пенсионный фонд получает около 4 трлн рублей. Сергей Шелин обоснованно заявляет, что только 0,7 трлн рублей тратится на перерасчёт пенсий для обычных пенсионеров, пенсионный возраст которых изменится.

Однако в его выводах из этого факта есть пара передёргиваний:
- Власть не скрывала, что деньги понадобились на другие цели. Они понадобились на нацпроекты, включая повышение качества жизни, и реформу экономики. Пенсионная реформа – один из инструментов финансирования. И это знание было озвучено в прессе до объявления параметров пенсионной реформы.

Зато автор проделал отличную работу по выявлению того, что правительство, намеренно или ненамеренно, скрывало. Россиянам не было показано ни детализированного экономического эффекта от повышения пенсионного возраста, ни экономии госсредств от такого повышения, ни альтернативные варианты финансирования нацпроектов, например, через налоговый манёвр или рост госдолга.

Алексей Куринный - итоги пенсионной реформыi

Депутат от КПРФ Алексей Куринный подвел итоги пенсионной реформы

Бюджет Пенсионного фонда — это полный провал государственной политики, заявил Алексей Куринный

Эффект пенсионной реформы закончился, и нынешний бюджет Пенсионного фонда — это полный провал государственной политики. Повышать пенсию в России за счет уменьшения количества пенсионеров больше не получится. Об этом заявил депутат Государственной Думы России от КПРФ Алексей Куринный, сообщает ИА REGNUM.

Депутат добавил, что количество работающих пенсионеров, которые ушли сегодня с рынка труда из-за того, что многие из них хотели получать полноценную пенсию и индексировать её составило 5 миллионов человек, что приводит к потеря Пенсионного фонда в 600 млрд рублей в год. Для полноценной индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам необходимы те же 600 миллиардов.

Куринный отметил, что разработанный на ближайшие три года проект бюджета ПФР больше не в состоянии обеспечить выход из сложившегося тупика в пенсионной системе страны. Вместо этого он негативно скажется на социальном положении пенсионеров.

Бесполезная индексация

Напомним, что Алексей Куринный и его коллеги по фракции и раньше критиковали пенсионную политику государства. По их подсчетам, правительство России и Пенсионный фонд РФ, начиная с 2015 года, не доплатили российским пенсионерам в среднем по 90 тысяч рублей, потому что индексация пенсий всегда была меньше реального уровня инфляции. Такие подсчеты озвучил депутат Госдумы от партии КПРФ Олег Смолин.

Парламентарий отметил, что, согласно существующему законодательству, выплаты должны индексироваться соразмерно темпам инфляции. В 2015 году официальная инфляция составляла 12,7 %. В это же время власти проиндексировали пенсию неработающим пенсионерам только на четыре процента с 2016 года, вместо положенных 13 %, отмечает Смолин.

Читайте еще : Zone Ankha оригинальное видео - Желтая Египетская кошка фулл - Игра на выживание из Тик Тока

Он также добавил, что вместе со своими помощниками подсчитал, сколько же реально потеряли пенсионеры, не получающие девять процентов все эти годы. Сумма для российских пенсионеров получилась практически запредельной — 90 тысяч рублей.

Такие расчеты поддержал и первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев. Депутат подчеркнул, что российские пенсионеры просто потеряли эти деньги. Он отметил, что пенсионные выплаты индексируют по прогнозу инфляции, а не по факту. Так, в данный момент, по подсчетам экспертов, инфляция составляет десять процентов, в то время как выплаты проиндексировали только на пять процентов. При этом, по мнению политика, в России гражданам выплачиваются неадекватные пенсии.

Коломейцев ддобавил, что, например, в лаборатории при президенте России, подсчитали, что реальный прожиточный минимум в России составляет 32 тысячи рублей, при этом пенсионеры получают в среднем 12-14 тысяч рублей.

Российское правительство не имеет единой методики подсчета инфляции — Коломейцев

По утверждению Николая Коломейцева, российское правительство не имеет единой методики подсчета инфляции. Только Минэкономразвития использует около пяти вариантов прогнозов уровня инфляции, несколько вариантов используют и в российском Центробанке, отметил депутат.

Недавно на рассмотрение в Государственную Думу РФ был направлен законопроект об учреждении тринадцатой пенсии по старости для россиян. Авторы законопроекта уверены, что это позволит пенсионерам не брать кредиты и не влезать в другие долги. Однако в комитете Госдумы по социальной политике и Союзе пенсионеров отметили, что не уверены, что в российском бюджете смогут найти средства на дополнительные выплаты.

Отметим, что ранее президент России Владимир Путин подписал проект бюджета ПФР на ближайшие три года. Проект предполагает индексацию социальных пенсий и выплат по государственному пенсионному обеспечению на 7,7 %.

Кремль не церемонится с пожилыми, поскольку они не представляют политической угрозы


Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году возрастет до 295 млрд. рублей. Это максимум за последние пять лет. Но скоро, в 2023 году, с дефицитом будет покончено. Это следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, сообщает РБК.

Как указывают в ПРФ, дефицит раздулся из-за антикризисных мер правительства. В разгар коронавирусного карантина кабмин принял ряд мер по защите бизнеса, которые потом закрепил бессрочно.

Речь идет о снижении тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в ПФР сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР.

В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок составили 477,7 млрд. рублей в 2021 году, с ростом до 510,3 млрд. в 2022 году, и до 545,85 млрд. в 2023 году. Все эти выпадающие доходы придется компенсировать из федерального бюджета.

Но в кабмине смотрят на ситуацию спокойно. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах казначейства. В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд. рублей), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд.

Кроме того, по расчетам, в 2022 году дефицит бюджета ПФР снизится до 94,8 млрд., а уже 2023-м с ним будет покончено: ожидается профицит в 52,5 млрд.

Закрыть дыру в бюджете фонда удастся за счет повышения собственных доходов фонда от социальных взносов с зарплат работников, считают в правительстве. Минэкономразвития в обновленном прогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн. рублей ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн. рублей (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн., в 2023 году — 31,85 трлн.

Это и позволяет Пенсионному фонду смотреть в будущее с оптимизмом.

Плохо тут одно. По идее, Пенсионный фонд — страховая организация. Это значит, если у ПФР повышаются доходы (страховые взносы), он обязан направлять их на повышение пенсий. Но на практике такого не происходит — деньги, которые ПРФ заработал сверх плана, идут на экономию госрасходов.

Сейчас средняя зарплата — 47 531 рубль. Получается, средняя пенсия, согласно требованиям МОТ, должна быть выше 23 тысяч рублей. Однако реальная пенсия значительно меньше — 15−16 тысяч рублей. Причем для неработающих пенсионеров она еще ниже.

Это значит, пенсионеры от ликвидации дефицита ПФР жить лучше не станут. Зато правительство вздохнет с облегчением, скинув с себя еще часть социальных расходов.

— Дефицит ПФР, скорее всего, не удастся ликвидировать, — считает экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев. — Из страховых взносов, которые платят работающие, покрывается — грубо — около 50% пенсий. Вторая половина — субсидии федерального бюджета Пенсионному фонду. С чего, спрашивается, за два года этот огромный дефицит должен исчезнуть?

Поднимать страховые взносы с зарплаты в ПФР, я считаю, невозможно — они в России одни из самых высоких в мире. К тому же у государства имеются обязательства по индексированию пенсий. Да, высокая инфляция не предвидится. Но если что-то пойдет не так, и инфляция разгонится, то пенсии придется подтягивать.

На деле, я просто не вижу источника покрытия дефицита Пенсионного фонда.

— У нас распределительная пенсионная система: работающие платят налоги, и тут же, из этих налогов, деньги поступают на выплату пенсий. Пенсионный фонд в этой схеме — лишь передаточный механизм.

А вторая функция фонда — по правилам, которые ПФР не устанавливает — осуществлять начисление пенсий.

Я уже проходил эту процедуру: приходил в Пенсионный фонд с документами о заработной плате. Замечу, в моем случае все было суперлегально, но у многих, кто работал в 1990-е, ситуация иная. Занятость подтверждается рукописными бумажками, что-то в стаж считается, что-то нет.

Так вот, функция ПФР — начислять пенсию на основе имеющихся у гражданина документов. Либо пересчитывать пенсию по определенным правилам. Если человек работает — страховая часть его пенсии не индексируется. В этом случае, напомню, индексируется только базовая часть — за четыре года она выросла менее чем на 1000 рублей.

При этом Пенсионному фонду как структуре нельзя предъявить какие-то серьезные претензии. Да, в свое время фонд изрядно потратился на строительство роскошных зданий для отделений в регионах. Но сейчас в этих зданиях работает не слишком высокооплачиваемый персонал.

Повторюсь, никакой самостоятельной роли Пенсионный фонд не играет. Это организация для проводки денег, которая никак не влияет на размер пенсий.

— Президент Путин неоднократно подтверждал, что пенсии будут корректироваться на размер инфляции. Но проблема в том, что очень многие пенсионеры работают. При этом человек платит с зарплаты в Пенсионный фонд — независимо от того, получает он пенсию или нет.

Я, кстати, никогда не был противником повышения пенсионного возраста до 65 лет у мужчин. Но с одним условием — тогда уж платите пенсию, как положено по конвенции МОТ: половину от зарплаты.

Но у нас получилось, что пенсионный возраст подняли, а размер пенсий остался практически прежним. Плюс индексацию пенсий работающим пенсионерам фактически отменили. При этом пенсионеров — демографически — больше не стало.

— Потому что, с точки зрения Кремля, пенсионеры большой опасности не представляют. Раз так, цифрами о размерах пенсий можно безболезненно манипулировать.

Изменения в пенсионной сфере заставили многих рядовых граждан пересмотреть свое отношение к пенсии. Обычная пенсия настолько мала, что ее хватает только на еду и бытовые услуги, поэтому многие уже сейчас задумываются о пенсионных накоплениях. Обслуживанием пенсионеров и расчетом их пенсий традиционно занимается Пенсионный Фонд. Однако, в последнее время на слуху многих находятся негосударственные пенсионные фонды или НПФ. Рассмотрим подробнее что это и для чего они нужны?

Что такое НПФ?

нпф


Это некоммерческая организация с особой правовой формой. Она занимается социальным обеспечением населения. Первые НПФ зародились в 90-х годах после появления указа №1077 от 16 сентября 1992 года. После принятия ФЗ №75, деятельность НПФ бурно развернулась и на текущий момент в России официально работают более 130 таких организаций. В частности, НПФ:

  • Занимаются негосударственным пенсионным обеспечением участников фонда в соответствии с договорами.
  • Выступают страховщиками по обязательному пенсионному страхованию.

Работа НПФ схожа с работой обычного ПФ и также регламентируется законодательством и нормативными актами. НПФ также собирает на своих счетах пенсионные накопления, инвестирует их, занимается выплатой накопительной части пенсии.

Что такое ПФР?

пфр


Этот государственный фонд России, который занимается аккумулированием, управлением и выплатой пенсионных накоплений. В частности ПФР:

  • Занимается расчетом, начислением и выплатой пенсий.
  • Ведет учет страховой обязательной части пенсии.
  • Реализует соцвыплаты таким категориям граждан, как инвалиды ,участники ВОВ и иных военных действий, героям ССР/РФ и проч.
  • Собирает отчисления от работодателей
  • Выплачивает средства маткапитала.
  • Регулирует пенсионную систему страны.
  • Реализует госпрограммы, например, софинансирование пенсионных накоплений.
  • Ведет персонифицированные лицевые счета застрахованных лиц.

По умолчанию все страховые взносы на страховую и накопительную части пенсии идут в ПФ. Ставка взноса составляет 22%, из которых 16% — это накопительная часть, а 6% — это страховая часть.

Сходства и различия НПФ и ПФР

Это две разные структуры с примерно одинаковым принципом работы. ПФ – это государственная устоявшаяся структура, занимающаяся оборотом, накоплением и перераспределением пенсионных средств. Отчисления на будущую пенсию идут со взносов работодателей. В последние годы застрахованные по обязательному пенсионному страхованию получали письма с выпиской с лицевых пенсионных счетов. В них также видно, что помимо собственных отчислений ПФ также индексирует накопления, защищая их от инфляции и обесценения. Для индексации ПФР вкладывает накопления в различные инструменты, правда, этот список ограничен. В основном это гособлигации.

прф и нпф

Таким образом, можно выбрать НПФ или ПФР для накопления своей будущей пенсии.

Преимущества НПФ

  • Более эффективное управление пенсионными накоплениями.
  • Деятельность строго регламентирована законодательством, а также проводится жесткий контроль на постоянной основе. Ни у одной некоммерческой организации нет такого строгого контроля, как у НПФ.
  • Получать консультации и заключаться договоры с НПФ можно по месту жительства в офисе фонда или у представителей. НПФ активно нанимают агентов, которые занимаются поиском и привлечением клиентов за определенную плату.
  • Установлен список инвестиционных инструментов для получения дохода, а также список управляющих компаний.
  • Отношения клиента и НПФ скреплены договором, где прописываются права и обязанности сторон, наследники и доли распределения.
  • Можно переходить из одного НПФ в другой не чаще, чем раз в 5 лет. Это позволяет заработать более высокую доходность. Рейтинги НПФ по доходности, надежности можно найти на интернет-ресурсах.
  • Деятельность НПФ лицензируется. Без получения лицензии и проверки со стороны контролирующих органов (ЦБ и ФСФР) фонд не будет иметь права привлекать страховые отчисления и работать с ними.
  • Средства на счетах НПФ подлежат обязательному страхованию. Если у НПФ будет отозвана лицензия, то все накопления клиента перейдут обратно на счет в ПФР.
  • Суммы накопления и процесс инвестирования можно наблюдать в личном кабинете на сайте госуслуги.
  • Накопительную часть пенсии из НПФ можно получить одной суммой при выходе на пенсию, а также она будет наследоваться, если клиент не доживает до пенсии.

Недостатки НПФ

Преимущества ПФР

  • Это государственная структура, находящаяся в ведомстве государства и под его тотальным контролем.
  • На пенсионных счетах ПФР могут храниться и страховая и накопительная части пенсии.
  • ПФР по мере возможности индексирует накопления, защищая от инфляции.
  • Фонд реализует госпрограммы, например, софинансирование.

Недостатки ПФР

  • Неэффективное управление накопления. Фонд использует низкодоходные инструменты.
  • При недожитии клиента все накопления уходят в пользу государства.
  • ПФР может проводить реформы или менять структуру учета пенсии без согласия участников.
  • У клиентов нет договорных отношений с ПФ.

Как перейти в НПФ?

Заключить договор с НПФ можно в офисе фонда или у его представителей, которые работают от имени фонда по регионам и населенным пунктам. При выборе фонда стоит обратить внимание на:

  • Объем привлеченных накоплений (информация находится в общем доступе в отчетности фонда).
  • Эффективность управления. Доходность за последние несколько лет также публикуется в различных источниках и рейтингах.
  • Рейтинги надежности. Их предоставляют различные рейтинговые агентства.

Для заключения договора лучше обратиться к представителям фонда. Например, НПФ Сбербанка представляет Сбербанк. Во всех отделениях можно перевести свои накопления в данный НПФ. Для этого потребуется паспорт и СНИСЛ. Банк самостоятельно отправляет все сведения в ПФР и течение пары месяцев накопительная часть пенсии переводится на счет НПФ. Отследить этого можно в личном кабинете на сайте госуслуг.

Привет, я автор этой статьи. Имею высшее образование. Квалифицированный инвестор. Специалист по финансам и кредитам. Более 3-х лет работал в коммерческих банках РФ. Пишу про финансы более 5 лет. Поставьте пожалуйста оценку моей статье, это поможет улучшить ее.

Читайте также: