Что такое медиа право

Обновлено: 17.05.2024

Это зрячая версия , отмеченная 24 июля 2021 года . Есть 1 незавершенное изменение , которое еще предстоит просмотреть.

Классическими субъектами права СМИ являются пресса , радио (радио и телевидение) и кино . С появлением новых медиа были добавлены области мультимедиа и Интернета .

Регулирующие цели закона о СМИ состоят в том, чтобы гарантировать общедоступную коммуникационную инфраструктуру, защищая разнообразие мнений , защищая пользователей СМИ ( получателей ), защищая данные и несовершеннолетних, а также защищая интеллектуальную собственность . Таким образом, использование и удобство использования мультимедийного контента регулируется законом.

Напротив, закон о телекоммуникациях в основном регулирует только техническую сторону передачи контента. Однако обе области тесно взаимосвязаны, особенно в секторе мультимедиа, и влияют друг на друга.

оглавление

Европейские правила

Европейское сообщество изначально не было выразить компетенций в области средств массовой информации. Однако под впечатлением развития мультимедиа и Интернета государства-члены пришли к пониманию того, что именно многие из новых медиа требуют европейского порядка в медиа-секторе. Поэтому в декабре 1997 года Комиссия ЕС опубликовала зеленый документ о конвергенции телекоммуникаций, СМИ и информационных технологий , который содержал рамочные правила для конвергентных секторов СМИ. Поскольку регулятивная компетенция ЕС включает только те области , которые необходимы для достижения целей Договора о ЕС ( статья 2 и статья 3 Договора ЕС ), европейские правила в основном основывались на свободе предоставления услуг ( статья 49 ЕС). Договор), требование, основанное на сближении законов в соответствии со статьями 47 и 55 EGV, а также статьей 86, параграфом 3 EGV (для отмены монополий в телекоммуникационном секторе).

Кроме того, важность статьи 87 Договора о ЕС, положения о защите от помощи, искажающей конкуренцию в отношении финансирования общественного вещания в Германии, является предметом неоднозначных дискуссий.

В качестве вторичного закона были изданы Директива 89/552 / EEC (Директива по телевидению) (Директива 89/552 / EEC, пересмотренная версия: 97/36 / EC) и Директива ЕС по электронной торговле (Директива 2000/31 / EC). .

Конституционные основы в Германии

Конституционную основу закона о СМИ составляет так называемая свобода общения: свобода выражения мнений ( статья 5, абзац 1, S. 1, первая половина Основного закона), свобода получателей (свобода информации) (ст. 5, параграф 1, S. 1, 2. Hs. GG), радиовещание и свобода печати (статья 5 Abs. 1, S. 2 GG). Кроме того, существует свобода искусства (пункт 3 статьи 5 Основного закона) и тайна телекоммуникаций ( пункт 1 статьи 10 Основного закона). Хотя основные права в первую очередь следует понимать как субъективные права граждан на защиту от государства, существует также объективный аспект, как мандат государства на создание подходящих рамочных условий для развития основных прав. Для свободы общения это означает, среди прочего, обеспечение достаточной инфраструктуры, чтобы граждане могли реально реализовать свои основные права на общение.

С другой стороны, в области телекоммуникаций , авторского права , защиты промышленной собственности и издательского права федеральное правительство обладает исключительной законодательной компетенцией в соответствии со статьей 73 Основного закона.

Основные правовые принципы в Германии

Пресса, издательство, радио

Закон о печати основан на законах о печати федеральных земель. Для прав на публикацию, которыми являются Закон об авторском праве , Закон о публикациях и право коллективных обществ (например, как VG Wort ) важны. В области права вещания федеральные земли заключают государственные договоры, чтобы гарантировать общенациональное единообразное регулирование, включая, прежде всего, Соглашение о государственном вещании (RStV), которое стандартизирует общие требования к государственному и частному вещанию. Соглашение о межгосударственной плате за вещание и соглашение о финансировании межгосударственного вещания обеспечивают финансирование общественного вещания. Кроме того, существуют другие международные договоры в качестве правовой основы для общественных вещателей, такие как B. Государственный договор NDR или Государственный договор ZDF . В дополнение к RStV, частное вещание основывается на соответствующих законах штатов о СМИ .

Изобразительное искусство, фотография, кино, музыка

Интернет и мультимедиа

Растущее использование метамедиа, таких как поисковые системы или социальные сети, которые перехватывают и публикуют контент основных медиа, приводит к новым вопросам, касающимся закона об авторском праве и ответственности. Закон о защите сети (NetzDG) ​​от 2017 года пытается дать ответ на последнее :

Из-за быстрого, иногда непредсказуемого технического развития и развития, связанного с содержанием, в области права СМИ, существующие законы и международные договоры часто недостаточно разработаны для оценки новых вопросов. Таким образом, закон о СМИ состоит из так называемых падений или прецедентного права (прецедентного права). Обзор решений правовых средств можно найти здесь .

Регулирование СМИ

Доступ медиа-компаний к рынку , их организация и финансирование, а также надзор за деятельностью медиа-компаний составляют сферу регулирования СМИ.

Закон о медиабизнесе

Гражданское право СМИ

Под гражданским правом понимается защита законных интересов, привязка средств массовой информации к определенным обязательствам и закон об ответственности.

Защищенные законные интересы включают общие личные права , но также и особые личные права, такие как право на собственное изображение , защиту чести , право на собственное имя , право на компанию .

В принципе ответственность несет сам автор. Когда дело доходит до ответственности СМИ за их собственный или сторонний контент, ответственность распространителей также играет важную роль. Существуют также различные льготы по ответственности, например Б. в § 13 Abs. 6 Nr. 1 UWG и в § 5 TDG и § 5 MDStV .

Различные гражданские средства правовой защиты предоставляются лицам , пострадавшим путем недопустимого заявления в отчетности в целях обеспечения соблюдения их прав и защиту их законных интересов в отношении средств массовой информации. Против недопустимых мнений существует судебный запрет , требование о компенсации или требование о денежной компенсации . Кроме того, в отношении неприемлемых фактических утверждений мы также имеем право на исправление и рассмотрение ответа .

Закон о занятости в СМИ

В отношении сотрудников средств массовой информации действуют особые нормы трудового законодательства в части защиты от тенденций . Это относится к индивидуальным трудовым отношениям, а также к совместному определению в компании, коллективным договорам и трудовым спорам .

Уголовное право СМИ

В области уголовного права также есть нормы, специально адаптированные к деятельности СМИ. Среди них ст. а. Следует упомянуть § 193 Уголовного кодекса Российской Федерации, который вмешивается при защите законных интересов в качестве оправдания правонарушения . Кроме того, уголовные нормы также можно найти в законах штата о печати ( например, § 20 b.-w. LPresseG).

В уголовно-процессуальном законодательстве применяется право журналиста на отказ от дачи показаний ( § 53 StPO, § 383 ZPO), а также запреты на конфискацию и обыск ( §§ 94 и сл., 111, 111n, 102 и сл. StPO).

Конституционная основа в Швейцарии

В Швейцарии закон о СМИ в основном регулируется статьей 93 Федеральной конституции. Среди прочего, это предусматривает, что СМИ должны сообщать правду о фактах. Кроме того, государственные СМИ должны способствовать разнообразию мнений и политической сплоченности многоязычной страны.

Учреждения

В разработке закона о СМИ участвуют различные институты. Это включает:

учреждение задача
Уполномоченный Федерального правительства по культуре и средствам массовой информации Законодательство в Кабинете министров
Федеральное сетевое агентство Распределение частот и наблюдение
Национальный инспекционный орган по СМИ, наносящим вред молодежи Введение запретов в соответствии с Законом о защите молодежи
Комиссия по защите молодежных СМИ (KJM) Контроль над СМИ в соответствии с Государственным договором о защите несовершеннолетних от СМИ
Комиссия по определению концентрации в медиа-секторе (КЭК) Оценка концентрации в медиа-зоне
Комиссия по согласованию и надзору (ЗАК) Объединенный комитет всех государственных СМИ
Объединенный офис государственных СМИ в Берлине Посредничество и координация между государственными СМИ
Государственные органы СМИ федеральных земель Сопровождение программ на телевидении и радио

Соответствующие государственные органы СМИ работают в федеральных землях:

Масс-медийное право (также: медиаправо, право средств массовой информации, право средств массовой коммуникации, англ. media-law ) — подотрасль информационного права относительно общественных отношений, связанных со средствами массовой информации (СМИ), средствами массовой коммуникации.

По сути СМИ-право можно рассматривать как:

  1. подотрасль правоотношений относительно деятельности СМИ, средств массовой коммуникации;
  2. подотрасль научных исследований;
  3. как учебную дисциплину.

По содержанию СМИ-право формируется по объектному признаку в специальной части информационного права с экстраполяцией на положения общей и особенной части последнего.

Содержание

Юридические признаки масс-медиа права

Информационная продукция медиа является основным объектом (предметом) правоотношений СМИ права. Специальные субъекты СМИ-права: информанты — журналист, репортер; редактор (главный редактор), редакция и другие; информированные — радиослушатель, телезритель и другие потребители информационной продукции.

Предпосылки возникновения

С бурным развитием Интернета как средства телекоммуникации отмечается тенденция к интеграции указанных выше ведущих институтов массмедиа-права с Интернет-правом. Как комплексный институт информационного права это можно условно назвать Интернет-СМИ правом.

Все подинституты СМИ-права имеют комплексные признаки, связанные с соответствующими институтами ведущих отраслей права: конституционного, административного, гражданского и уголовного права. СМИ-право и его подинституты также связаны с рядом комплексных отраслей права: трудовым, хозяйственным, финансовым и другими.

Связи с другими отраслями права

СМИ-право через институциональные признаки имеет связи с рядом специальных отраслей права: налоговым, бюджетным и др. СМИ-право имеет связь с рядом межотраслевых комплексных институтов: правом интеллектуальной собственности (в его составе — авторским правом и отдельными институтами промышленной собственности), рекламным правом и др..

Ведущие (большие, сложные) гиперинституты СМИ-права

Ведущие подинституты СМИ-права:

  • право печатных СМИ (прессы);
  • право радио и телевидения (или телерадио-право);
  • право кинематографии (кинематографическое право);
  • право об информационных агентствах.

Указанные ведущие подинституты СМИ-права в России имеют системообразующие законодательные акты.

Напишите отзыв о статье "Право массмедиа"

Литература


Это заготовка статьи по медиаведению. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Право массмедиа


От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.

Мир средств массовой информации постоянно меняется — с точки зрения того, как потребители используют телевидение или газеты или даже цифровые каналы, а также того, как они планируются и покупаются.

Сегодня мы говорим о контенте и экранах, об инфлюэнсерах и безопасности бренда, а компании ищут новые способы создания или улучшения отношений между их брендами и целевой аудиторией. Это происходит через платные медийные объявления на телевидении, радио или через наружную рекламу. Это также происходит через собственные и оплачиваемые каналы, такие как интеграция бренда или Сториз в Instagram. С таким выбором для потребителей, а также для сотрудников медиа, сейчас самое захватывающее время для СМИ!

В то же время, у медиапланирования есть и проблемы. Потребители получают всё больший контроль над тем, что они смотрят, читают или слушают, а компании получают доступ к всё большим каналам коммуникации, чтобы помочь увеличить продажи бренда и вызвать реакцию потребителей? Для мониторинга и измерения каждого цифрового действия, предпринимаемого человеком, есть огромные вычислительные мощности. Все эти данные должны быть эффективно скомпилированы и проанализированы, а затем включены в стратегию. Медиапланы и закупка рекламы эффективны только тогда, когда они базируются на продуманной стратегии.

Но люди не машины. Они не живут по алгоритмам. Даже при всех доступных данных, реклама в средствах массовой информации не является чистой наукой. Почему люди используют медиа, и как использовать медиа для формирования ценности бренда, это вопрос скорее про искусство, чем про науку.

Мы будем говорить о процессе медиапланирования и покупки, чтобы разобраться, как работают современные рекламные медиа, и как медиа вписываются в общую картину коммуникаций бренда.

Сначала мы поговорим про общее представление о рекламе и СМИ, затем перейдём к обсуждению общих целей маркетинга и рекламы. Обсудим ключевые понятия и термины.

Потом поговорим про платные (paid), заработанные (earned) и собственные (owned) каналы, которые бренды используют для коммуникации с потребителями. Я расскажу о платном цифровом вещании, учитывая его важность для большинства медиапланов сегодня. Мы рассмотрим цифровое вещание, потребительское поведение и тенденции, а также стратегии для эффективной рекламы.

Вслед за этим обсудим ключевые медиа-термины, используемые при планировании и покупке; обсудим, как составить медиа-план; поговорим о том, что происходит за пределами плана, в том числе о покупке средств массовой информации и оценке плана.

Мы постоянно изучаем, как работает медиа и как оно может работать еще лучше. Этот курс — путеводитель по основам медиапланирования и медиабаинга, обеспечивающий основу для маркетинга и коммуникаций.

Представьте своё утро. Вы просыпаетесь и проверяете мобильный телефон, чтобы посмотреть, что произошло в Facebook, Вконтакте, Instagram или Twitter.

Таков современный мир СМИ. Этот мир включает в себя различные медийные платформы. Но за всех них платят рекламодатели: радио, цифровое телевидение, видеохостинги, мобильные телефоны, газеты, журналы и наружные рекламные щиты. Всё это медиаплатформы.

Кроме того, существуют сегменты средств массовой информации, в которых рекламодатели менее явно интегрируют свои бренды в контент.

Наконец, существуют социальные сети, где рекламодатели также пытаются завоевать доверие и внимание потребителей.

Во всех этих случаях, когда вы слушаете музыку по радио, выходите в Интернет, чтобы обновить свой статус в Facebook, посмотреть телепередачу или прочитать любимый журнал, вы взаимодействуете с миром при помощи средств массовой информации.

Это широкое определение, и на самом деле, нам доступны сотни различных способов доставки контента: например, прямая почтовая рассылка, отправленная на дом, телевизоры в тренажерном зале, цифровые купоны, вывески в переходах, вкладыши в супермаркетов в корзины, и пробники, выданные в магазинах косметики. Всё это средства массовой информации.

Телевидение развлекает нас кинофильмами, драмами, комедиями, реалити-шоу и спортом. Радио предлагает нам музыку, интервью и конкурсы. Мы обращаемся к печатным или цифровым журналам, чтобы узнать больше о наших любимых актёрах и модных тенденциях. Газеты, как печатные, так и цифровые, помогают нам не отставать от окружающего мира. Цифровые медиа во всей бесконечности их форма предоставляют нам неограниченное количество информации, развлекают нас и дают возможность общаться.

Информационная роль средств массовой информации, наиболее ярко иллюстрируется при рассмотрении международных кризисов. Например, военные конфликты, торговые споры между странами или национальные бедствия, такие как ураганы или сильные снежные бури. Когда это происходит, миллионы людей обращаются к своим ноутбукам или мобильным устройствам, чтобы получать последние обновления новостей, заходят в социальные сети, чтобы узнать, все ли друзья и родственники в безопасности, или включают телевизоры и радиоприемники для постоянного получения новостей. Затем в течение следующих нескольких дней они обращаются к газетам и журналам для более глубокого понимания событий и чтения расширяющих понимание историй.

Ключевые слова: медиахолдинг, медиагруппа, термин, определение, законодательство, регулирование, норма

DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2020.2340

Тезаурус отечественной медиаэкономики находится в стадии активного формирования. За тридцать лет существования российского медиарынка возникло множество новых явлений, требующих системного осмысления с научной точки зрения. Некоторые из используемых сегодня терминов, конечно, были заимствованы у зарубежных исследователей, другие же пришли в академический оборот непосредственно из практики отечественного медиабизнеса. Одна из ключевых проблем здесь заключается в том, что некоторые, в целом общеупотребительные и уже привычные понятия зачастую не имеют адекватной конвенциональной трактовки. Выход из подобных ситуаций теоретически может находиться в правовом поле, поскольку любое законодательство по определению является важнейшим источником нормативных словарных единиц и их дефиниций. Но в ряде случаев попытка таким образом уточнить значение актуального для медиасистемы России термина дополнительно выявляет еще и юридическую неопределенность, в т. ч. в части правого статуса (т. е. установленного нормами права положения субъекта, совокупности его прав и обязанностей).

Понятия медиахолдинг и медиагруппа стали появляться в отечественных исследованиях еще в конце 1990 – начале 2000-х гг. (Качкаева, 2000; Блинова, 2001; Засурский, 2001; Мухин, 2005), что явилось логичной реакцией научного сообщества на возникновение в стране соответствующих реалий 1 . Позднее данные феномены неоднократно рассматривались в рамках более узконаправленных трудов в области экономики российских медиапредприятий (Гуревич, 2006; Мисонжников, 2012), а также при изучении общей рыночной трансформации национальной медиасистемы в постсоветский период (Рантанен, 2005; Кирия, 2009; Иваницкий, 2010; Вартанова, 2014). Отдельно специалистами поднимался важный вопрос о влиянии крупных собственников на информационную политику контролируемых объединений СМИ (Макеенко, Кугушева, 2015).

Однако именно юридическая трактовка данных терминов и связанное с ней правовое регулирование деятельности медиахолдингов и медиагрупп в России обычно оставались вне фокуса внимания исследователей. Отчасти этот вопрос ранее затрагивался нами (Смирнов, 2014), но активное и разнонаправленное развитие российского законодательства в сфере медиа (Панкеев, Тимофеев, 2018) объективно подталкивает к уточнению сделанных прежде выводов. Решая данную задачу сейчас, мы будем дополнительно опираться на исследования российских специалистов в области предпринимательского права (Портной, 2004; Шиткина, 2008; Сулакшин, Буянова, Кулаков и др., 2012), поскольку иное и более широкое профессиональное видение юридических норм, регулирующих экономические отношения, поможет нам зафиксировать новые аспекты изучаемой внутриотраслевой проблемы.

Актуальность самого вопроса связана с тем, что концентрация в российской медиаиндустрии в последние годы приобретает новое качество. О наступлении цифрового монополизма (новых формах доминирующего положения и приемах подавления конкуренции) уже официально предупреждает ФАС России 2 . А ведущие медиахолдинги и медиагруппы, особенно крупные игроки Рунета, выступают ключевыми субъектами этого процесса. Поэтому наличие соответствующего правого поля, на наш взгляд, приобретает все большее значение для гармоничного развития национального медиарынка как в настоящее время, так и в ближайшей перспективе.

Методология

Таблица 1.jpg

Таблица 2.jpg

При этом существует и другой – более сложный – вариант, когда имеет место некоторое множество формально не связанных между собой юридических лиц, каждое из которых выступает владельцем медиа. Объединяющим элементом в этом случае является только конечный бенефициар. Такие организационно размытые объединения были сформированы на отечественном медиарынке, например, бизнес-структурами Б. Березовского (1990-е гг.), А. Усманова (2000-е гг.), Г. Березкина (2010-е гг.). Чаще их тоже обобщенно именуют медиагруппами, хотя при более детальном рассмотрении вполне корректным представляется и термин группа медиахолдингов.

Таблица 3.jpg

Таблица 4.jpg

Менее однозначно выглядит структура активно развивающегося медиахолдинга Rambler Group (см. табл. 5). Материнская организация здесь является владельцем далеко не всех активов, официально позиционирующихся как части данного бизнес-объединения 6 . Таким образом, Rambler Group имеет признаки как имущественного, так и договорного медиахолдинга.

Таблица 5.jpg

Таблица 6.jpg

Таблица 7.jpg

Таблица 8.jpg

Итак, в настоящее время в российском правовом поле наблюдается системный пробел в сфере регулирования холдингов и холдинговых отношений. В некотором смысле ситуация носит парадоксальный характер: экономические явления очевидно существуют уже три десятилетия, но до сих пор не получили универсальной юридической трактовки. Сложно сказать, насколько этот казус противоречит интересам предпринимательского сообщества, поскольку прояснение нормативной правовой базы (официальное признание холдингов холдингами) в данном случае может повлечь за собой определенные ограничения в ведении бизнеса и усложнение всей системы отчетности перед государством. В связи с этим мы полагаем, что законодательная инициатива здесь скорее должна исходить от органов исполнительной власти, отвечающих за регулирование экономической деятельности в стране.

В нашем понимании сохранение и развитие многообразия и конкуренции на медиарынке нуждается в системной защите, для реализации которой прежде всего необходимо ввести в законодательство (в т. ч. в отраслевое) недостающие понятия и четко определить рамки дозволенного. Полагаем, что сообщество отечественных медиаисследователей могло бы оказать в этом вопросе консультативную помощь профильным комитетам палат Федерального собрания, Минцифре и ФАС. Пока же в российской медиаиндустрии усиливается концентрация, акторами которой (т. е. собственниками медиахолдингов и медиагрупп) выступают разные силы – как частный бизнес, так и органы власти. И можно предположить, что описанная юридическая ситуация косвенно усиливает монополистические тенденции, поскольку существенно упрощает деятельность крупнейших игроков.

11 Маркировка в рамках ОКВЭД, устанавливающая формальную принадлежность организации к медиаотрасли по основному виду деятельности, оказалась важным основанием для получения государственной поддержки в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19 в 2020 г.

Блинова О. Н. Медиа-империи России. На службе государства и олигархии. М.: Центр политической информации, 2001.

Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.

Гуревич С. М. От издательского дома – к медиахолдингу // Медиаскоп. 2006. Вып. 1.

Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во МГУ, 2001.

Иваницкий В. Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. М.: Изд-во МГУ, 2010.

Качкаева А. Г. Российские средства массовой информации, власть и капитал (к вопросу о концентрации СМИ в России) // Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ / под ред. Г. В. Винокурова, А. Г. Рихтера, В. В. Чернышова. М.: Центр Право и СМИ, 2000. С. 30–100.

Кирия И. В. Актуальные вопросы теории медиакапитала // МедиаАльманах. 2009. № 6. С. 16–27.

Макеенко М. И., Кугушева А. А. Проявление интересов основных собственников в выпусках новостей телеканалов (на примере НТВ и РЕН) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2015. № 1. С. 3–21.

Мисонжников Б. Я. Современный медиахолдинг: генезис, состояние и перспективы развития // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 30–32.

Мухин А. А. Медиа-империи России. М.: Эксмо, 2005.

Панкеев И. А., Тимофеев А. А. Правовое поле массмедиа: тренды последних лет // МедиаАльманах. 2018. № 2. С. 23–30. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2018.2734

Портной К. Я. Правовое положение холдингов в России. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. М.: Изд-во МГУ, 2005.

Смирнов С. С. Медиахолдинги России: национальный опыт концентрации СМИ. М.: МедиаМир, 2014.

Сулакшин С. С., Буянова Е. Э., Кулаков В. В. и др. Правовая модель холдинга для России. М.: Научный эксперт, 2012.

Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний. М.: Волтерс Клувер, 2008.

Читайте также: